о
ЗНиСО
К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Т.Е. Лим
ON RISK MANAGEMENT UNDER THE INFLUENCE OF VEHICLE POLLUTION ON PUBLIC HEALTH
T.E. Lim
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург
Начало нынешнего столетия в Российской Федерации характеризуется активизацией внимания к проблеме развития теории риска, призванной стать инструментом управления и количественного обоснования оптимального распределения материальных и иных ресурсов общества на различные виды деятельности, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности и охраны здоровья населения. Основу принятия управленческих решений составляют: сравнительная оценка и ранжирование рисков, определение уровней приемлемости (допустимости) риска, выбор методов и технологий управления, стратегия слежения и контроля риска.
Ключевые слова: автомобильная дорога, гигиеническая оценка (диагностика), оценка риска здоровью, управление риском, факторы среды обитания, социально-гигиенический мониторинг.
The beginning of this century in the Russian Federation is characterized by the intensification of attention to development of risk theory designed to be a tool of management and quantitative study of optimum distribution of material and other resources of the community for various activities related to the provision of sanitary-epidemiological well-being, environmental safety and health. The basis of management decisions are as follows: a comparative evaluation and ranking of risks, definition of levels of acceptability (acceptability) of risk, the choice of methods and technologies of management, the strategy of surveillance and control of risk.
Keywords: road, hygienic assessment (diagnosis), health risk assessment, risk management, environmental factors, socio-hygienic monitoring.
Управление риском — основная цель проводимых мероприятий по изучению воздействия транспортных загрязнений на здоровье населения. Перечень управленческих решений при управлении риском значителен и зависит от многих факторов: уровня принятых решений, их достаточности, аргументации, наличия средств, общественного мнения, специфики конкретной ситуации и много другого.
Управленческое решение принимается на основании анализа достоверных данных факторов среды обитания, здоровья населения и результатов гигиенической оценки (диагностики) влияния факторов среды обитания на здоровье населения, основанные на данных социально-гигиенического мониторинга за последние 5 лет.
О результатах расчетов риска здоровью, стоимости ущер ба от него, полученных в ходе комплекс -ного исследования, информируют государственные органы и органы местного самоуправления. При необходимости проводятся дополнительные исследования. Обсуждаются и аргументируются возможные управленческие решения по снижению риска: организационно-административные, архитектурно - планировочные, инженерно -техни -ческие и др.
Основные виды управленческих решений обеспечения требований санитарного законодательства при воздействии транспортных загрязнений представлены в табл. 1, 2.
В случае, когда значения расчетного риска (Risk) меньше или равно значениям приемлемого риска, ситуация оценивается как благополучная, продолжающееся ведение мониторинга за динамикой качества атмосферного воздуха, является основным мероприятием управления риском. В тех случаях, когда уровни риска выше нормативных, но не превышают средние значения риска по городу (фоновой риск), необходимо правильно оценить ситуацию, принимая во внимание, возможно, временный характер превышения уровня риска (оценить причины, обусловливающие риск, возможность их устранения).
Приняв это значение, как умеренный (временно-приемлемый) риск, следует согласиться с ним при условии проведения конкретных управленческих решений, например, специальное остекление, организация «зеленой волны» и др. (в данном случае, возможно прогнозирование эффекта расчетными методами).
Использование значений фонового риска (среднегородских значений) является обоснованным, т. к. это характеризует конкретную модель города
06965827
со сложившейся транспортной структурой и ситуацией загрязнения атмосферного воздуха. Находясь в конкретной градостроительной экологической ситуации, приходится учитывать реальную возможность снижения риска до нормативных величин, т. к. невозможно изолировать население из данной городской структуры. Такой подход позволяет дать сравнительный анализ конкретной «рисковой» территории, ближе подойти к анализу причинно-следственных связей влияния фактора окружающей среды на здоровье (в данном случае городские показатели используются в качестве модели).
Не нарушая конституционных прав граждан на здоровую безопасную среду обитания, рекомендуется осуществление мер по снижению риска, к которым нужно отнести как меры по управлению транспортными потоками (ограничение, запрещение), запрет движения большегрузных автомобилей, так и технические мероприятия (подземные переходы, экраны, светофоры и др.). Осуществляя эту работу под контролем данных социально-гигиенического мониторинга, всегда будет возможность:
а) Определить эффективность управленческих решений.
б) Определить тенденции влияния фактора на население.
в) Оптимизировать управленческие решения, т. е. выбрать наиболее эффективные и менее затратные средства.
г) Подобрать другой источник, определяющий конкретный фактор, и за его счет минимизировать риск (ликвидация нескольких показателей в зоне влияния автодороги или промышленных объектов, или благоустройство территории).
В случаях, когда показатели риска превышают значения среднесуточного фонового уровня (неприемлемый риск), следует предусмотреть кардинальные решения по снижению уровня риска до приемлемых величин. В этот арсенал мер входят мероприятия организационного характера (запрет или ограничение движения), технические (ремонт, реконструкция дорог, экранирование, озеленение специальная защита заданий), планировочные (создание санитарно-
Таблица 1. Основные мероприятия по предупреждению и устранению воздействий транспортных загрязнений
Тип решения Условия ситуации Характер мероприятий Ожидаемый результат
1. Ограничительные меры (временные, локальные) Сложившаяся градостроительная ситуация Запрещение движения в вечернее и ночное время Снижение среднесуточных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
Сформировавшийся транспортный поток Запрещение (ограничение) движения на участке дороги (объезд детских оздоровительных объектов, ЛПУ) на летний период Снижение шума в период релаксации населения. Уменьшение экспозиции действия загрязняющих веществ
Запрещение (ограничение) размещения объектов дорожной инфраструктуры, обуславливающих усиление транспортного движения (АЗС, ремонтные работы и др.). Запрещение (ограничение) въезда на установленные территории (исторические памятники, охраняемые территории, больницы, дома отдыха и др.) Ликвидация воздействия факторов транспортных загрязнений на конкретной территории города
2. Градостроительные Строительство новой дороги, строительство объездных кольцевых дорог Организация санитарного разрыва; Строительство шумозащитных экранов; Тоннелирование автодорог, строительство подземных переходов Обеспечение соблюдения гигиенических нормативов качества факторов среды обитания Снижение уровней шумового воздействия
Реконструкция старой дороги Установка шумозащитных экранов; Оборудование домов попадающих под воздействие специальным остеклением; Озеленение и благоустройство территории Снижение уровней шумового воздействия
Строительство нового жилья в зоне воздействия дороги Строительство шумозащитного дома; Экранирование дома; Специальное остекление; Периметральная застройка Снижение уровней шумового воздействия
3. Технологические Внедрение более жестких экологических стандартов к выпуску автомобилей Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта
Внедрение методов снижения вредных выбросов автомобильных двигателей
4. Организационные Сложившаяся градостроительная ситуация Организация транспортных потоков Снижение выбросов и концентраций загрязняющих веществ в атмосферный воздух, снижение шумового воздействия
Расселение жилых домов, вывод населения из-под воздействия Обеспечение соблюдения гигиенических нормативов
5. Технические Сложившаяся градостроительная ситуация Строительство пристенных шумозащит-ных экранов. Оборудование домов шумозащитными стеклопакетами Снижение шумового воздействия
06965827
10
ЗНиСО
Таблица 1. Принципиальная схема принятия управленческих решений при оценке и управлении риском влияния транспортных загрязнений
Класс Величина риска Оценка риска Управленческие решения
1 Risk < N Приемлемый риск Ведение мониторинга в штатном режиме
2 N < Risk < Risk город Умеренный риск (временно приемлемый) Временное сокращение, ограничение транспортных потоков, запрещение движения грузового транспорта. Развитие транспортной инфраструктуры (развязки, подземные переходы, светофоры и пр.). Мониторинг за качеством атмосферного воздуха в жилой зоне.
3 Risfa^^ < Risk Неприемлемый риск Ограничение, сокращение транспортных потоков; Необходимость организации объездных дорог; Организация мониторинга; Организация санитарно-защитного разрыва. Вывод населения из под воздействия; Страхование возможного ущерба здоровью.
Примечание: N - нормативная величина приемлемого риска (10-5-10-6); ^кгорода - усредненный показатель (значение) риска по городу.
защитного разрыва от дороги с расселением жилых домов и выводом населения из под воздействия), страхование риска здоровью (страхование ответственности 3-х лиц). В результате выполнения мероприятий достигается фактическое (реальное) снижение вредного воздействия или уменьшение риска нежелательных последствий для здоровья населения.
Гигиеническая оценка (диагностика) влияния транспортных загрязнений на здоровье населения должна представлять собой комплексное многоэтапное гигиеническое исследование с последующей санитарно-эпидемиологической экспертизой и формированием предложений к управленческим решениям по снижению их воздействия на городскую среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авалиани С.Л. и др. Приоритетные направления совершенствования управления качеством атмос-
ферного воздуха / К.А. Буштуева, М.М. Андрианова, Л.Е. Безпалько, Т.Е. Бабкова //В материалах Х съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2007. С. 45—48.
2. Кузьмин С.В. и др. Оценка и управление риском для здоровья населения / Е.А. Кузьмина, Б.А. Канцель-сон, С.В. Ярушин и др. Екатеренбург, 2009. 488 с.
3. Креймер М.А. Оценка и управление рисками здоровью населения / В матер.2-й Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием под общ.ред. РАМН Г.Г. Онищенко, чл.-корр. РАМН Н.В. Зайцевой. Пермь, 2011. С. 24—27.
Контактная информация: Лим Татьяна Евгеньевна, тел.: 8 (812) 5714637, 8 (952) 218-22-68, е-mail: fguz_osgm_spb@mail.ru
Contact information: Lim Tatiana,
phone: 8 (812) 5714637, 8 (952) 218-22-68, е-mail: fguz_osgm_spb@mail.ru
06965827