УДК 340.01
К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ УЕЗДНОЙ ПОЛИЦИИ В РАЗРЕШЕНИИ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ
Шабаев Виктор Викторович,
канд. ист. наук, доцент заведующий кафедрой правоведения Ковылкинского филиала ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» E-mail: shakofil@ yandex.ru
BY THE ISSUE OF PARTICIPATION OF DISTRICT POLICE IN RESOLVING LABOR DISPUTES
Viktor Shabaev
Candidate of Sciens, Head of Law Department, assistant professor of Mordovia State University, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы участия чинов уездной полиции в урегулировании конфликтов между предпринимателями и рабочими в соответствии с утвержденной Пензенским губернатором инструкцией для полицмейстеров и уездных исправников от 15 ноября 1897 года.
ABSTRACT
The article deals with the participation of officials of district police in resolving conflicts between employers and workers in accordance with the approved instructions for the Penza governor and police chief of district police officer on November 15, 1897.
Ключевые слова: инструкция, работодатели, рабочие, срок найма, трудовой конфликт, условия найма, фабричное законодательство, фабричный инспектор.
Keywords: instruction, employers, workers, hiring period, labor dispute, terms of employment, factory legislation, the factory inspector.
Вторая половина XIX века в истории России характеризуется стремительным развитием промышленности и транспорта. В стране начинает развиваться машинная индустрия, которая приходит на смену мануфактурному производству. Составной частью развития промышленности становится процесс зарождения и формирования промышленного пролетариата как класса капиталистического общества. Крупная промышленность концентрировалась в горо-
дах и именно там наблюдается значительный рост фабрично-промышленного пролетариата. В пореформенный период начинается процесс консолидации промышленных рабочих и первые попытки объединения для отстаивания своих интересов и защиты от произвола предпринимателей. В первое пореформенное десятилетие преобладали примитивные формы протеста более характерные для дореформенной эпохи (уход с работы, подача жалоб, бунты и т.п.). Но уже в начале 70-х годов выступления рабочих приобретают новые качественные черты - основной формой борьбы становится постепенно стачка. В 1870 - 1871г.г. стачки рабочих происходили в Петербурге, Москве, Риге, Одессе, Николаеве. Наибольшее их число приходилось на Центрально-Промышленный и Северный промышленный районы[1, 15].
Быстрый рост численности рабочего класса, ускорение процесса его внутренней консолидации, нарастание борьбы рабочих за улучшение своего экономического положение выступили важнейшими факторами оформления так называемого «рабочего вопроса» и попыток его решения через разработку первых актов фабричного законодательства. В числе которых, можно выделить Закон 1835г. и Положение 1843г., разработанное Министерством финансов. В этот же период предпринимались попытки разработки неких примирительных процедур разрешения конфликтов между наемными рабочими и работодателями. В частности, в 1834 году Московским отделением мануфактурного совета рассматривался проект создания «мануфактурной расправы», т.е. своего рода суда, предназначенного для разбирательства жалоб рабочих и работодателей, а также споры между самими предпринимателями. В 1858г. при Петербургской управе благочиния создается временная комиссия для разбирательства подобных конфликтов, в 1860г. учреждается временная комиссия для города Москвы и ряда ближайших промышленных уездов.
Одним из государственных ведомств, на которые была возложена обязанность решения «рабочего вопроса» становится Министерство внутренних дел, в лице Департамента полиции. Причем полиция рассматривалась одновременно и
как карательный орган, призванный осуществлять административную и судебную расправу над участниками рабочего движения, так и беспристрастный арбитр, стоящий «над схваткой» во время трудовых конфликтов и не допускающий нарушения закона всеми их сторонами.
В недрах МВД начинается поиск механизмов и инструментов, которые позволили бы контролировать рабочее движение и осуществлять профилактику конфликтов между работодателями и рабочими промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На общероссийском и губернском уровнях разрабатываются подробные инструкции (правила) о действиях полиции по предупреждению и пресечению выступлений рабочих.
С этой точки зрения несомненный интерес представляет инструкция пензенскому полицмейстеру и уездным исправникам Пензенской губернии, разработанная особым совещанием под руководством пензенского губернатора, в соответствии с циркуляром Министра внутренних дел от 12 августа 1897года № 7587. Данная инструкция дает наглядное представление о действиях уездной полиции в процессе урегулирования трудовых конфликтов и, на наш взгляд, имеет смысл привести ее содержание (с некоторыми сокращениями).
«А. Совместные действия чинов фабричной инспекции и полиции.
1. О всяком брожении и недовольствиях среди рабочих фабрик и заводах, хотя и незначительных по числу рабочих, ближайший чиновник полиции, кроме своего непосредственного начальника, телеграфирует старшему фабричному инспектору, принимая лично лишь неотложные меры и стараясь успокаивать и уговаривать рабочих не прекращать работы до прибытия чинов фабричной инспекции, которая ... немедленно отправляется на место волнения рабочих для принятия законных мер к устранению неудовольствий миролюбивым порядком».
2. Всякие насильственные действия рабочих на фабриках и заводах должны быть останавливаемы чинами полиции в самом начале, с указанием ра-
бочим на их ответственность перед Законом и с предупреждением об аресте всякого, кто нарушит порядок.
3. По прибытии фабричного инспектора на фабрику или завод, чины полиции обязаны сообщить ему все свои сведения и предположения о причинах неудовольствия рабочих и вообще оказать полное содействие...
4. Если фабричный инспектор, по исследовании обстоятельств дела, объявит чинам полиции, что он исчерпал все средства к успокоению рабочих и к миролюбивому соглашению сторон, а потому приступит к составлению протокола для привлечения виновных к ответственности, то чины полиции участвуют в составлении протокола и содействуют инспектору - удаляют зачинщиков и буянов, которые мешали бы выяснению обстоятельств дела и препятствовали бы дать показания остальным рабочим.
5. Рабочие изъявившие повиновение закону, должны быть допущены к возобновлению работы и чины полиции должны принять меры к тому, чтобы остальные забастовавшие и особенно зачинщики и подстрекатели не имели возможности помешать работе.
6. Рабочие, прекратившие работу и не желающие возобновить ее, должны получить расчет от конторы фабрики или завода, с записью в расчетной книжке, причем крупные суммы и паспорта таким рабочим. на руки не выдаются, а пересылаются чинами полиции в Полицейское управление по месту жительства рабочих в избежание снабжения деньгами местных рабочих для продолжения стачки.
7. Никакие требования рабочих по изменению условий найма при стачке и забастовке не должны быть удовлетворены до возобновления работы. и это должно быть сделано только законным порядком и с ведома чинов фабричной инспекции.
8. При всех удобных случаях особенно рекомендуется:
а) следить, чтобы фактически на фабриках и заводах исполнялись в точности обеими сторонами правила внутреннего распорядка, которые составляют общий договор рабочих с управлением заводов;
б) следить, чтобы рабочие были снабжены расчетными книжками;
в) имели бы вид на жительство, а также были записаны в книгу: «Именной список рабочих».
9. О всех замеченных неправильностях в действии фабрично-заводского управления и при всяких сомнениях и недоразумениях чины полиции сообщают своему ближайшему начальству и фабричной инспекции.
10. Чины фабричной инспекции со своей стороны незамедлительно извещают о всех неудовольствиях среди рабочих, а также чинов полиции если последние не прибыли на фабрику или завод ранее фабричного инспектора.
Б. Особые действия чинов полиции.
1. В зданиях фабрик и заводов и рабочих казармах могут быть в чтении и пользовании только такие книги и брошюры, к которым есть подпись с разрешением цензуры и которые допущены к пользованию в публичных народных библиотеках.
2. Лиц, заподозренных в сношении и распространении среди рабочих вредных воззваний и идей, указывающих на стачки и забастовки рабочих, чины полиции немедленно подвергают аресту и передают чинам корпуса жандармов.
3. Всякие сходки рабочих воспрещать; ораторов, руководителей и зачинщиков сходок, угрожающих стачкой, подвергать аресту до полного успокоения рабочих .
4. Рабочих, прекративших работу окончательно по стачке и не изъявивших согласия подчиниться законным требованиям чинов фабричной инспекции или полиции, высылать на место жительства или приписки, если стачка произошла по окончании срока найма или через две недели после предупреждения и прекращения работы при неопределенном сроке найма. В случае же стачки рабочих до окончания срока найма и двухнедельного срока после предупреж-
дения рабочим или вовсе без всякого предупреждения или при неопределенном сроке найма окончательно забастовавших рабочих удалить на места родины или приписки по этапу.
5. Об иностранных рабочих, замеченных в стачке, сведения представлять особенно, подвергать их также аресту, высылать буйных, подстрекательных и зачинщиков,
6. При всяких вообще массовых и даже незначительных волнениях среди рабочих чины полиции предупреждают рабочих словесно, что всякое нарушение порядка будет тотчас подавлен военною силою и рабочие могут быть высланы или арестованы» (стилистика и орфография оригинала сохранены -авт.)[2].
Анализ положений данной инструкции и практики ее применения полицейскими подразделениями Пензенской губернии при разрешении трудовых конфликтов позволяет по-иному оценить сложившееся в советской историографии мнение об исключительно репрессивных методах подавления выступлений рабочих (административный арест, административная высылка и т.п.). Как мы видим, чинам полиции предписывалось инструкцией строго следить за исполнением норм фабричного законодательства всеми сторонами трудового конфликта (работодателями и рабочими) и принимать соответствующие меры, в том числе и репрессивные, к нарушителям закона.
Список литературы:
1. Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861 - 1917гг.). М.: Мысль, 1972. 340 с.
2. ЦГА РМ, ф. 88, оп. 1, д. 8, л.60 - 63.