Научная статья на тему 'К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики'

К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ / ФОКУСИРОВКА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT AND BUILDING ACTIVITY / EXTERNAL AND INTERNAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT / FOCUSING / SYSTEMATIC APPROACH / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева М. В.

В современных условиях развития национальной экономики России модернизация всей экономики разом невозможна. Необходимо определить прорывные отрасли и основные звенья, способные выступать в качестве локомотива для остальных отраслей. Строительство является одной из таких отраслей. В результате использования системного подхода, методов коэффициентного и факторного анализа, сравнения и обобщения в настоящей работе были определены наиболее эффективные подходы к совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях инновационного развития необходима целевая фокусировка инвестиционно-строительной деятельности, позволяющая осуществлять системный форсаж инновационных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TARGET FOCUSING OF INVESTMENT AND BUILDING ACTIVITY UNDER CURRENT CONDITIONS OF NATIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Under current conditions of Russian national economic development there are no possibilities to modernize the economy at once. It is necessary to identify leap-ahead sectors and principle units that are able to promote all the rest. Building is one of such sectors. Using a systematic approach, methods of coefficient and factor analysis, methods of comparison and generalization the author defines the most efficient ways of improving investment and building activity. The article concludes that in terms of innovation development there is a need for target focusing of investment and building activity that could force necessary reorganizations far and wide.

Текст научной работы на тему «К вопросу целевой фокусировки инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях развития национальной экономики»

УДК 332.69

К ВОПРОСУ ЦЕЛЕВОЙ ФОКУСИРОВКИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

М.В. Матвеева

В современных условиях развития национальной экономики России модернизация всей экономики разом невозможна. Необходимо определить прорывные отрасли и основные звенья, способные выступать в качестве локомотива для остальных отраслей. Строительство является одной из таких отраслей. В результате использования системного подхода, методов коэффициентного и факторного анализа, сравнения и обобщения в настоящей работе были определены наиболее эффективные подходы к совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях инновационного развития необходима целевая фокусировка инвестиционно-строительной деятельности, позволяющая осуществлять системный форсаж инновационных преобразований.

Ключевые слова: инвестиционно-строительная деятельность; внешние и внутренние условия развития; цели развития; фокусировка; системный подход; потенциал.

ON TARGET FOCUSING OF INVESTMENT AND BUILDING ACTIVITY UNDER CURRENT CONDITIONS OF NATIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT M.V. Matveeva

Under current conditions of Russian national economic development there are no possibilities to modernize the economy at once. It is necessary to identify leap-ahead sectors and principle units that are able to promote all the rest. Building is one of such sectors. Using a systematic approach, methods of coefficient and factor analysis, methods of comparison and generalization the author defines the most efficient ways of improving investment and building activity. The article concludes that in terms of innovation development there is a need for target focusing of investment and building activity that could force necessary reorganizations far and wide.

Key words: investment and building activity, external and internal conditions of development, focusing, systematic approach, potential.

Особенностью современного состояния российской экономики является ее тотальная отсталость от лидеров роста и развития. Во многом это обусловлено хроническими и возобновляемыми проблемами:

- отставания в уровне и темпах развития несырьевых секторов экономики;

- низкого качества институциональной среды;

- инфраструктурного дефицита;

- несбалансированности финансовой системы;

- неадекватной целям развития структуры компетенций;

- дисбалансов экономического развития регионов;

- высокого уровня зависимости от импорта и мировой конъюнктуры;

- разнокачественности конкурентной среды;

- несовершенства системы управления («вакуумом» управления) и высокой доли «ручного» управления и государственного влияния;

- слабости контрольной функции, как основы ответственности за результаты деятельности и достижение целей развития и др.

В истории России было много глобальных и локальных кризисов, конфликтов, войн, экономических вызовов развитию. Но никогда не складывалась такая критическая ситуация, когда экономический суверенитет страны был бы так опаснозависим от нерациональной структуры производства, выражающейся в доминировании энергосырьевого экспорта, а также высокой степени интеграции финансовой сферы в мировую финансовую систему. В результате российская экономика существенно менее эффективна по сравнению с развитыми странами и в гораздо большей степени, чем даже развивающиеся экономики, подвержена действию кризисных факторов [1, 2, 3]. Именно поэтому придание устойчивого характера развитию национальной экономики фокусирует определяющие проблемы современной России, предопределяя цели среднесрочного и долгосрочного периода. «Достойный уровень жизни российских граждан, соответствующий статусу России, как одной из ведущих мировых держав XXI века» - целевая установка, данная в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утвержденных 31 января 2012 г. [4]. Рассмотрим соотношение внутренних и внешних условий развития. Среди них особое значение имеют вызовы развития, все чаще трактуются не в терминах «потенциала» и «возможностей». Их систематизация приведена на рис. 1. Внутренние и внешние условия, как негативно воздействующие факторы. В оценке влияния внутренних условий на качество будущего развития основные опасения касаются:

1) ежегодного сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. чел. в период 2013-2015 гг.), а это значит резкое снижение занятых в экономике, замедление потребительского спроса, сужение базы социальных выплат, необходимость кардинальных решений в миграционной политике и др.;

2) снижения уровня тарифной защиты в связи с присоединением в ВТО, что неизбежно диктует необходимость проведения адаптационных мер в целях сохранения позиций российских производителей на внутренних и внешних рынках;

3) замедления роста или стагнации экспорта энергоносителей, как фактора торможения экономического роста, сокращения доходной базы бюджета и необходимого проведения политики бюджетной консолидации;

4) отсутствия кластера промышленного строительства, реализующего комплексные проекты радикальной модернизации, осуществляемой применительно к созданию технологических платформ, укомплектованных современным оборудованием и обустроенных интеллектуальными (высокотехнологичными) зданиями и сооружениями;

5) неготовности институциональной среды не только к инновационному росту и синхронизации усилий экономических агентов по обеспечению перехода к шестому технологическому укладу, но и к нейтрализации негативных внешних и внутренних факторов

развития;

6) отсталости инфраструктуры (транспортной, коммерческой, финансовой, информационной, инновационной, образовательной и др.), не способной обслуживать крупные проекты и масштабные преобразования;

7) отсутствия квалифицированных кадров в диапазоне от высококвалифицированных технологов, монтажников до проектировщиков, логистов, девелоперов и др.

Очевидно, что критическая масса востребованных преобразований предполагает их системный форсаж. Основываясь на анализе имеющегося ресурсного потенциала и осознавая его ограниченность, очевидно, что модернизация всей экономики разом невозможна. Необходимо определить прорывные отрасли и основные звенья, способные выступать в качестве локомотива для остальных отраслей. Обязательно не только концентрировать внимание на модных сейчас направлениях нанотехнологий или биотехнологий, но и развивать традиционные сферы бизнеса, обладающие мультипликативными свойствами.

Одной из составляющих «бразильского успеха» или «китайского чуда», имея в виду их происхождение, основанное на форсированном технологическом заимствовании, использовании беспрецедентно дешевой рабочей силы и принятии западной системы ценностей можно считать реализацию крупных инвестиционно-строительных проектов создания не только высокотехнологичных производственных мощностей, но и транспортной, коммунальной, финансовой и других инфраструктур.

Для целей успешности реализации крупных инвестиционно-строительных проектов необходимо решить ряд задач, а именно [1, 2, 3, 5]:

1. Фокусировка и активизация процессов, обеспечивающих эффективное функционирование инвестиционно-строительной сферы.

2. Формирование основ и создание (практически заново) материально-технической базы строительного комплекса.

3. Реализация технологических и видовых структурных сдвигов в системе инвестирования в основной капитал.

4. Формирование и переход к новой эффективной и результативной государственной жилищной политике.

5. Модернизация жилищно-коммунального комплекса страны и др.

Все приведенные задачи взаимосвязаны и решают ключевые проблемы модернизации инвестиционно-строительной сферы. В указанном аспекте рассмотрим ресурсный потенциал Иркутской области. На рис. 2 приведены данные [6] о численности населения области. Численность населения области за последние три года остаётся практически без изменений, на уровне 2422 тыс. человек. Следует отметить, что высок показатель миграционного оттока из области (6799 чел. в 2011г., и 7245 чел. в 2012 г.), в том числе среди молодёжи и выпускников ВУЗов. Указанный факт свидетельствует о снижении привлекательности региона для целей проживания, обеспечения работой, ведения бизнеса.

Объём инвестиций в экономику области от организаций составил в 2011г. 301289,5 млн. руб., в 2012 г. - 215717,8 млн. руб. [6]. По итогам 2012 г. снижение объёма инвестиций составило 28,4 %, что можно рассматривать как тревожный симптом в плане перспектив устойчивого развития организаций и инвестиционной привлекательности региона в целом. Инвестиции в основной капитал показывают положительную динамику (табл. 1) [6]: 119395 млн. руб. в 2010 г., 131854 млн. руб. в 2011 г. и 138180 млн. руб. в 2012 году. Видовая структура инвестиций в основной капитал приведена в табл. 2. Объём инвестиций в основной капитал по направлению инвестиций в строительство жилья сократился с 4,2 % в 2010 г. до 2,8 % в 2012 г., то есть практически на одну треть.

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость № 1 (4) 2013

Новый шестой этап технологического развития, отраслевая реструктуризация

Стратегическая нестабильность и неравномерность развития системные дисбалансы мировой экономики

Изменение мирового энергобаланса, снижение объемов экспорта энергоносителей

ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ

Входные параметры экономического развития национальной экономики

Выходные экономические параметры собственной цивилизационнои матрицы ______________развития_________________

ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ

Стагнация экспорта энергоресурсов, как фактор торможения экономического роста Снижение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности

Уменьшение численности населения трудоспособного возраста, реализация потенциала замещения трудовых ресурсов Адаптация экономики к принятым условиям присоединения к ВТО Сокращение нефтегазового дефицита федерального бюджета и проведение политики бюджетной консолидации .Низкое качество институциональной среды^ и инфраструктуры и др.

Рис. 1. Вызовы развития российской экономики

Экономика и управление

Тыс. чел

3000

2011 2012 2013

^■¡Городское Сельское —всего

Рис. 2. Динамика изменения численности населения Иркутской области

Объём работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство» в 2012 г. составил 83592 млн. руб., что на 31 % больше чем в 2011 г. (63825 млн. руб.), в то время как увеличение в 2011 г. по отношению к 2010 г. составило лишь 108,5 %.

Таблица 1

Показатели социально-экономического развития Иркутской области

№ п/п Наименование показателя 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек 2623,2 2492,1 2440,4 2427,9 2424,3 2422,0

2 Естественный прирост, убыль (-) населения

всего, тыс. человек -12,8 -12,9 3,2 1,8 3,2 4,91

На 1000 населения -4,8 -5,1 1,3 0,8 1,3 -

3 Миграционный прирост (+), убыль (-) населения - - - - -6799 -7245

4 Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 10814 36675 106550 119395 131854 138180

5 Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство», млн.руб. 6512 20544 46837 55018 63325,4 83591,9

6 Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади 186 302 602 628 755 871,1

Окончание табл. 1

Денежные доходы населения:

7 Всего, млн. руб. 75032 214277 408007 441356 466322 -

В среднем на душу населения в месяц, руб. 2374 7120 13910 15110 16017 17818,9

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал

№ п/п Направление инвестирования Объем инвестирования по годам (%)

2011 г. 2012 г.

1 Жилища 4,2 2,8

2 Здания (кроме жилых) и сооружения 47,1 47,9

3 Машины, оборудование, транспортные средства 38,3 39,7

4 Прочие 10,4 9,6

По данным табл. 1 [6] отмечается рост по объёмам жилищного строительства. Так, если в 2000 г. в области вводилось в эксплуатацию лишь 186 тыс. кв. м общей площади жилых домов, то в 2005 г. уже 302 тыс. кв. м, в 2010 г. - 628 тыс. кв. м, а в 2012 г. - 871кв. м общей площади жилых домов. И всё же следует отметить, что потенциально область может строить значительно больше. Например, в 1991 г. строительный комплекс Иркутской области строил более 1,5 млн. кв. м общей площади жилых домов.

Денежные доходы населения выросли с 214277 руб. в год в 2005 г. до 466322 руб. в

2011 г., что в среднем на душу населения в месяц составляет 7120 руб. в 2005 г. и 16017 руб. в 2011 г.

В г. Иркутске стоимость строительства 1 кв. м. в рамках областной программы составила 36,0 тыс. руб. (для сравнения средняя рыночная стоимость для Иркутской области в IV квартале 2012 года для Иркутской области определена в размере 32,6 тыс. руб.). Возникшая разница стоимости 1 кв. метра общей площади приобретаемых по долевому участию в строительстве жилых помещений в размере 3,8 млн. руб. оплачена муниципальным образованием «город Иркутск» за счет собственных средств.

Исходя из принятых приоритетов и задач развития, следует, что основой модернизации и обновления условий жизнедеятельности российских граждан является строительство. От его функционирования зависят все системы жизнеобеспечения общества. Именно строительство оказывает влияние на производственную сферу и сферу потребления. В сложившихся условиях снижения инвестиционной активности, сокращения объемов инвестиций в строительство одним из основных источников поддержания строительной отрасли являются государственные заказы.

Задача повышения уровня устойчивого развития с использованием мер государственного регулирования является крайне непростой, комплексной, многоаспектной, требующей выработки научно обоснованных форм и методов управления государственным строительным заказом.

Отметим, что в области реализуются следующие программы и мероприятия:

1. Разработка мер, направленных на стимулирование и увеличение объемов жилищного строительства на территории Иркутской области:

- обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления, федеральными и иными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими жилищное строительство на территории Иркутской области, в рамках формирования программы по вводу жилья в Иркутской области.

2. Обеспечение реализации на территории Иркутской области федеральных целевых программ, долгосрочных и ведомственных целевых программ Иркутской области, направленных на оказание поддержки гражданам при получении (приобретении) ими жилых помещений, в том числе в рамках реализации:

- Указа Губернатора Иркутской области № 272-уг от 11 октября 2011 года «О предоставлении государственным гражданским служащим Иркутской области единовременной выплаты на приобретение жилого помещения»;

- ведомственной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области на 2011-2013 годы».

3. Обеспечение реализации на территории Иркутской области программ Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и в соответствии с законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в том числе в рамках реализации:

- Закона Иркутской области от 13 июля 2011 года № 57-ОЗ «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области»;

- Закона Иркутской области от 27 июня 2012 года № 55-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями»;

- мероприятий подпрограммы «Ипотечное кредитование молодых учителей Иркутской области на 2012-2015 годы» долгосрочной целевой программы Иркутской области «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы»;

- мероприятий долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Иркутской области, на 2011-2015 годы»;

- областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года»;

- региональных адресных программ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства».

Таблица3

Финансирование Иркутской области в рамках ФЦП «Жилище» в 2012 г.

Мероприятия Финансирование, млн. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный бюджет Областной бюджет Местные бюджеты

План Факт План Факт План Факт

Обеспечение граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц жилыми помещениями 64,7 62,5 0,2 0,2 0,0 0,0

ОЦП «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 г.» 0,0 0,0 211,1 211,1 53,4 46,8

Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда 275,1 218,7 25,1 25,1 120,4 91,1

Окончание табл. 3

ДЦП «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ), признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) на территории Иркутской области, на 2011-2015 годы» 123,2 123,2 113,4 102,4 8,9 8,7

ИТОГО: 463,0 404,4 349,8 337,3 182,7 146,6

4. Участие в развитии системы кредитования жилищного строительства и ипотечного кредитования в Иркутской области:

- в части осуществления взаимодействия с ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и кредитными организациями по ипотечному жилищному кредитованию.

В 2012 г. для Иркутской области в рамках ФЦП «Жилище» на реализацию программы министерства было выделено 997,4 млн. руб. (19 % средств, направленных на реализацию ПНП «Жилье» в Иркутской области в 2012 г.), в том числе за счет средств федерального бюджета и средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) - 465,1 млн. руб. (табл.

3).

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее - ПНП «Жилье») реализуется на территории Иркутской области с 2006 г. Основным инструментом реализации нацпроекта является федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦП «Жилище»).

В 2012 г. на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Иркутской области было предусмотрено 5 365,842 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 546,719 млн. руб.; областного - 2 336,610 млн. руб.; из местных бюджетов - 482,513 млн. руб. По состоянию на 1 января 2013 года освоено 4 918,177 млн. руб. (92 %).

В области продолжена работа по реализации долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы».

Программа включает в себя пять подпрограмм:

1. «Развитие комплексного малоэтажного жилищного строительства».

2. «Территориальное планирование».

3. «Развитие промышленности строительных материалов».

4. «Кадровое обеспечение задач строительства».

5. «Ипотечное кредитование молодых учителей» (подпрограмма включена в июне

2012 г.):

- мероприятия по обеспечению земельных участков под комплексное жилищное строительство;

- формирование жилищного социального фонда и специализированного жилищного фонда;

- увеличение уставного капитала ОАО «ИРЖА» на сумму 150 млн. руб. (мероприятие включено в июне 2012 г.)

Цель Программы - формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

В целях увеличения средств на дорожное хозяйство области с 2012 г. сформирован дорожный фонд Иркутской области.

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2012 год утвержден в сумме 6 397,3 млн. руб., что в 1,8 раза превышает аналогичные расходы 2011 года.

В рамках ДЦП «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 20112015 годы» средства дорожного фонда в сумме 5 701,8 млн. руб. распределены по статьям расходов следующим образом:

1 424,7 млн. руб. - содержание автомобильных дорог;

772.0 млн. руб. - ремонт автомобильных дорог;

352.8 млн. руб. - капитальный ремонт автомобильных дорог;

1 201,9 млн. руб. - строительство и реконструкция автомобильных дорог;

51.8 млн. руб. - государственная регистрация прав собственности на автомобильные дороги;

853,3 млн. руб. - строительство мостового перехода через р. Ангару в г. Иркутске;

1 045,3 млн. руб. - субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Иркутской области.

В 2012 г. по Программе освоение составило 5 215,6 млн. руб. или 91,5 % от запланированных средств.

По дорогам, находящимся в муниципальной собственности в 2012 г. муниципальным образованиям были предусмотрены субсидии в размере 1 045,3 млн. руб. (16,3 % от объема дорожного фонда), в том числе:

350.0 млн. руб. - субсидии на ремонт автомобильных дорог;

350.0 млн. руб. - субсидии на ремонт дворовых территорий;

27,1 млн. руб. - субсидии на строительство сельских дорог;

318,2 млн. руб. - субсидии на объекты капитального строительства.

Всего муниципальным образованиям в соответствие с соглашениями перечислено 986,2 млн. руб. (94,3 % от предусмотренных), из них освоено 786,7 млн. руб. (79,8 %). Остаток средств составил 59,0 млн. рублей.

Проведенный анализ показывает, область имеет значительный экономический потенциал, который может служить основой инновационного развития строительной отрасли. При этом необходима целевая фокусировка инвестиционно-строительной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Яськова Н.Ю. Инновационные метаморфозы инвестиционных циклов // Экономика строительства. 2013. № 3. С. 49-592.

2. Пешкова М.В., Комарова О.А. Особенности государственного управления инвестиционно-строительной сферой в условиях развивающегося рынка // Вестник ИрГТУ. 2011. № 12. С. 332-339.

3. Пешков В.В. Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития инвестиционно-строительной сферы // Вестник ИрГТУ. 2011. № 12. С. 326-339.

4. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: иЯЬ: www.правительство.рф/ docs/22617. (дата обращения 25.03.2013).

5. Пешков В.В. Принципы разработки технологии ситуационного управления инновационным развитием инвестиционно-строительной сферы // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12. С. 243-248.

6. Статистический ежегодник. Краткий справочник Иркутской области // Иркутск-стат. Иркутск, 2013. 60 с.

Информация об авторе

Матвеева М.В. ,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью»; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Matveeva M.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.