Научная статья на тему 'К вопросу существенных составляющих категории «Инновационная деятельность»'

К вопросу существенных составляющих категории «Инновационная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1033
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / инновационная инфраструктура / особенности инновационной деятельности / сущность категории
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу существенных составляющих категории «Инновационная деятельность»»

УДК 338.4.62 И453

Ильдяков Александр Валериевич

ассистент кафедры общепрофессиональных

и специальных дисциплин по экономике

филиала Южно-Уральского государственного университета

в г. Нижневартовске

rastra1@inbox.ru

К ВОПРОСУ СУЩЕСТВЕННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ КАТЕГОРИИ «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация:

Последние десятилетия ярко продемонстрировали научно-

практическую значимость инновационного развития как важнейшего фактора экономического роста национальных экономик. Как бы успешно ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, то через определенный промежуток времени оно рискует стать неконкурентоспособным.

Определение категории «инновационная деятельность» в настоящее время не является унифицированным. В российском обществе имеется некоторое недопонимание сущности данной категории и процессов в инновационной сфере.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная

инфраструктура, особенности инновационной деятельности, сущность категории.

Последние десятилетия ярко продемонстрировали научно-практическую значимость инновационного развития как важнейшего фактора экономического роста национальных экономик и всех хозяйствующих субъектов.

Несмотря на то что в 1990-е годы Россия понесла огромный урон в связи с переходом на рыночный путь развития, она, по мнению международных экспертов, по-прежнему обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом. Проблема состоит в том, что имеющиеся разработки во многих случаях остаются невостребованными российской экономикой. Часто отечественные разработки уходят за рубеж либо не используются, пролеживаются, морально устаревают [1].

Тем не менее в России сложилась достаточно развитая инновационная инфраструктура. Действуют десятки технологических парков, десятки тысяч малых технологических форм, создаются региональные инновационно-технологические центры. Кризис 1990-х годов инициировал постепенную адаптацию научно-технических организаций к новым условиям хозяйствования. Несмотря на понесенный урон, наука сумела сохранить жизнеспособность и потому может и должна стать генератором новых инноваций, необходимых для решения актуальных задач качественно нового экономического роста, модернизации российской экономики.

Необходимость акцентирования внимания на инновационной составляющей промышленного предприятия состоит в том, что его мотивация и поведение определяются

экономическими закономерностями, характерными для рыночной экономики инновационного типа.

Как бы успешно ни функционировало предприятие, но, если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, оно через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. Не внося заметных усовершенствований в свою работу, ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать.

Экономические перспективы дальнейшего развития России должны быть связаны с инновационной активностью. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает в конечном счете прибыльность его деятельности. Только с помощью инновационной деятельности можно перейти к быстрому и устойчивому экономическому росту, вернуть Россию в число развитых промышленных стран.

В литературе приводится множество различных определений категории «инновационная деятельность» как отечественными, так и зарубежными авторами (И.Т. Балабанов, В.В. Кокосов, Л.Н. Оголева, Р. Фостер, Б. Твист, И. Шумпетер, Э. Роджерс, В. Хардман и др.).

Вместе с тем определение категории «инновационная деятельность» в настоящее время не является унифицированным, так как различные авторы трактуют эту категорию в зависимости от объекта и предмета своего исследования. В российском обществе имеется определенное недопонимание сущности данной категории и процессов в инновационной сфере, во многом связанное с отсутствием однозначного терминологического и понятийного аппаратов.

На фоне общемировой тенденции возрастания роли фактора инновационной деятельности в целях достижения долгосрочных конкурентных преимуществ актуальность детального рассмотрения категории «инновационная деятельность» с целью уточнения ее сущности и унификации очевидна.

В официальной статистике под инновационной деятельностью подразумевается совокупность всех мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления [2].

И.Т. Балабанов считает, что инновационная деятельность включает весь без исключения инновационный процесс - от появления идеи до диффузии продукта. Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [3].

В работе Л.Н. Васильевой рассмотрен проектный подход к инновационной деятельности. Авторы рассматривают инновационную деятельность как деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования и распространения. Важнейшей составляющей управления инновационной деятельностью является проект [4].

В трактовке приложения к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельность представляет собой деятель-

ность по воспроизводству поисковых, фундаментальных и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта [5].

Такое определение сводит инновационную деятельность к воспроизводству исследований и разработок, а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности.

Более корректным, на наш взгляд, является определение инновационной деятельности, сформулированное В.В. Кокосовым. Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности [6].

Интересен подход к определению инновационной деятельности на основе социально-психологической концепции. Так, Л.Н. Оголева рассматривает инновационную деятельность как процесс творчества и создания новшества, реализуемый как максима инновационной альтернативы, инновационной потребности и предпринимательских усилий [7].

По результатам исследования можно сделать вывод, что рассмотренные определения не имеют серьезных, принципиальных различий. Для всех определений характерно представление об инновационной деятельности как об определенной последовательности действий, в процессе которой реализуется система мероприятий, направленных на создание новых и усовершенствованных продуктов и процессов, имеющих коммерческую ценность.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научнотехнических знаний во всех областях науки и техники.

Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, инициировать, контролировать новые идеи, создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок.

Анализ определений отечественных и зарубежных авторов позволил сформулировать следующие особенности инновационной деятельности:

- длительность инновационного процесса. Инновация наиболее длительный из всех бизнес-процессов по времени, таких как реальное инвестирование, производство;

- высокая степень неопределенности и риски инновационного процесса. От прочих бизнес-процессов инновация отличается низкой предсказуемостью результатов;

- способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию, позицию на рынке, структуру отрасли и экономику в целом;

- повышенная интеллектуальная насыщенность инновационной деятельности. Основным инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность к генерации и воплощению идей.

Инновационная деятельность базируется на следующих принципах:

- приоритетность - приоритет инноваций над традиционным производством;

- экономичность - достижение коммерческого успеха, при реализации инновационной деятельности в рамках инновационного производства;

- гибкость - под новую идею создается самостоятельная инновационная структура, которая может быть пригодна для решения других проблем;

- комплексность - кардинальная инновация, как правило, вызывает появление целой совокупности сопутствующих более мелких нововведений.

В результате проведенного анализа можно сформулировать следующее общее определение категории «инновационная деятельность» - деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Предложенное определение является универсальным, ввиду его широкой применимости и четкой направленности на результат и последствия от развития и качественного управления инновационной деятельностью. Инновационная деятельность рассматривается не только как деятельность по внедрению результатов научных исследований и разработок, но и как средство повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Отмеченная в статье множественность подходов к определению категории «инновационная деятельность», основанных на области применения понятия, и отсутствие унифицированного определения также характерны в целом для терминологии, используемой в инновационной сфере.

Дальнейшая работа по более детальной разработке универсального понятийного аппарата, связанного с вопросами инновационного развития, является актуальной и позволит достичь эффективности во взаимодействии субъектов в рамках различных систем инновационной деятельности.

Ссылки:

1. Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М., 2010.

2. Глисин Ф.Ф., Воронина Г.П., Лосева О.Н. Рост инновационной активности промышленных предприятий России // Инновации. 2004. № 7. С. 49-52.

3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб., 2001.

4. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. пособие. М., 2005.

5. Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

6. Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие / В.В. Кокосов, А.Н. Барыкин, Л.М. Гохберг и др. ; под общ. ред. В.В. Кокосова. М., 2009.

7. Оголева Л.Н. Инновационная составляющая экономического роста. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.