Научная статья на тему 'К вопросу становления теоретической инноватики как научной специальности и учебной дисциплины'

К вопросу становления теоретической инноватики как научной специальности и учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ОСНОВЫ ИННОВАТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кортов Сергей Всеволодович, Ляпина Светлана Юрьевна, Чечурин Леонид Сергеевич, Туккель Иосиф Львович

В статье кратко представлена точка зрения сложившаяся в УМС вузов по направлению 220600 -Инноватика, в отношении Теоретической инноватики как научной специальности и учебной дисциплины, включенной в состав дисциплин федерального компонента Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the point of view which has developed in methodical council of universities in a direction 220600 Innovatika, concerning Theoretical innovatics as scientific speciality and the subject matter included in structure of disciplines of a federal component of the Federal state educational standard of the higher vocational training is short presented

Текст научной работы на тему «К вопросу становления теоретической инноватики как научной специальности и учебной дисциплины»

щие на принятие решения по своевременности начала проектирования региональной инновационной системы:

- учет динамики экономики региона;

- инвестиционный и кадровый потенциал, наличие на территории крупных компаний, исследовательские возможности которых могут не исчерпываться лишь только отраслевыми НИОКР;

- наличие современной системы информационного и коммуникационного обеспечения межрегиональных и международных научно-технических и интеллектуальных обменов и рынков;

- учет возрастного состава, мобильности и образованности социума;

- начатые нормативно - правовые, институциональные и программные мероприятия;

- наконец, учет имеющегося профессионального административного ресурса, нацеленного на инновационный путь развития.

Ситуационный анализ в таком пространстве параметров позволит сделать вывод о том, сложились ли условия для создания и запуска в среднесрочной перспективе региональной инновационной системы.

С.В. Кортов, С.Ю. Ляпина, И.Л. Туккель, Л.С. Чечурин

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ КАК НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ*

Введение

Понятия «инновация», «инновационная экономика», «управление инновациями» приобрели популярность среди специалистов и политиков, России относительно недавно и имеют пока не столько четкие и однозначные общепринятые определения, сколько общее концептуальное понимание их сущности. Определенный опыт построения системы образования менеджеров и специалистов по управлению инновациями, подготовки предпринимателей в инновационной сфере деятельности и технологических брокеров в стране имеют более 50 российских вузов, ведущих подготовку студентов по созданному в 1999 году направлению

220600 - Инноватика и специальности

220601 - Управление инновациями. Наконец, как область научных исследований ин-новатика все еще продолжает свое формиро-

* По материалам выступления на научно-практической конференции «Управление инновациями: теория, инструменты, кадры» (2-4 июня 2009г.), работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №09-02-00358а

вание и проходит стадию определения как самостоятельной научной специальности.

Центральное место в этом процессе отводится такой дисциплине, как «Теоретическая инноватика», которая должна стать фундаментом активно развивающейся и востребованной на практике новой области знаний. Попытка осознания возможного содержания этой дисциплины, определение объекта, предмета и инструментов исследования, обобщения, систематизации и развития знаний, имеющих отношение к управлению инновациями и инновационному предпринимательству (предпринимательству в инновационной сфере деятельности), предпринята в настоящей работе.

Главная цель настоящей публикации -зафиксировать текущее состояние развития данной области, обозначить проблемы ее становления как основы подготовки учебных программ дисциплин нового направления и пригласить всех заинтересованных в развитии данной предметной области к более широкой дискуссии. Предлагаемая статья - результат достаточно долгого обсуждения и

согласования позиций вузов, входящих в состав Учебно - методического совета по направлению высшего профессионального образования 220600 - Инноватика.

Что понимается под теорией

Теория подразумевает наиболее общие и универсальные знания в исследуемой области. В точных науках теория представляется формализованными базовыми определениями, предпосылками и гипотезами - законами в виде логических и математических моделей. Теория базируется на результатах различных исследований, проводимых для получения новых знаний. Как правило, к области теоретических исследований относятся и собственно подходы к моделированию и интерпретации знаний, включая полученные на основе логических и математических преобразований. Подобным образом формируется суть таких сложившихся и ставших классическими дисциплин, как теоретическая механика, теоретическая физика и проч.

Ряд научных дисциплин представляет формализацию описания реальности в исследуемой области в виде небольшого набора принципов, законов и закономерностей. В этих дисциплинах акценты теоретического изучения предмета смещаются от работы с моделями к собственно работе по их составлению (не только количественному, но качественному), описанию и философскому осмыслению объекта изучения. Такова, например, «экономическая теория», где осознание, формализация и описание экономических процессов базируется на сформулированной гипотезе о характере и содержании взаимосвязи тех или иных явлений. По аналогии с этими дисциплинами должна формироваться и теоретическая инноватика как наука на стыке естественнонаучных и гуманитарных областей знания: она должна одновременно широко использовать как аппарат формализованного моделирования, так и инструментарий философского обобщения практики инновационной деятельности.

Развитие теоретической инноватики в этом ключе позволяет сформировать инвариантные (общие, универсальные и фундамен-

тальные) знания о процессах и явлениях инновационной деятельности.

Что является предметом теоретической инноватики

Основное условие жизнеспособности любой теории - ее неразрывная связь с практикой, востребованность и адекватное отражение объективной реальности. Востребованность теоретической инноватики со стороны практики управления инновациями проявляется в ряде часто возникающих частных задач, имеющих некоторую общую составляющую, выделение и осмысление которой в окончательном виде продолжает формироваться и формулироваться.

Исходя из сложившегося понимания места и роли инновационных процессов в экономике, обобщения накопленного опыта инновационной деятельности, в процессе формирования и развития теоретической инноватики как области научных знаний представляется важным выделить задачи обеспечения необходимыми знаниями а) субъектов инновационной деятельности - непосредственных участников (руководителей инновационных проектов, предпринимателей, изобретателей и проч.) и лиц, заинтересованных в ее поддержке (чиновников, администраторов и проч.), б) исследователей инновационных процессов.

Исходя из этого, познание в теоретической инноватике включает в себя такие виды научной деятельности, как:

— аккумуляция и формализация эмпирических знаний,

— выявление законов и закономерностей инновационной деятельности,

— формулирование принципов организации инновационной деятельности и управления ею,

— разработка инструментальных моделей описания инновационных процессов и принятия решений по управлению инновационной деятельностью.

Таким образом, объектом теоретической инноватики является инновационная деятельность во всем многообразии ее проявления, процессы ее обеспечения и совершенствования. Предметом теоретической иннова-

тики являются отношения субъектов (прямых и косвенных участников) инновационной деятельности, связи элементов инновационной деятельности между собой и с инфраструктурными компонентами. При этом следует подчеркнуть особо, теория предполагает использование уже существующих моделей инновационных процессов или их усовершенствование, развитие или создание новых моделей.

Теоретическая инноватика как самостоятельная дисциплина

Существуют различные точки зрения на то, насколько обоснованным, объективно обусловленным является выделение в самостоятельную область знания теории процессов, связанных с появлением и распространением в обществе нового. Одним из очевидных доводов в поддержку этого является растущий в последние годы интерес к экономике знаний, систематизации представлений о причинах и факторах появления нового, восприимчивости к новому, гибкости и адаптируемости к изменениям производственных систем. Слова с корнем «тпоу» стали основой для слоганов, отражающих сущность стратегий развития предприятий-лидеров в своих отраслях по всему миру.

Следует иметь в виду, что отмечаемое в последние годы смещение акцентов от узкого профессионализма и специализации к способности вносить в жизнь новое, синергизму, объединению - это устойчивая тенденция, своеобразная смена парадигмы экономического развития в целом и управления бизнесом, в частности. Можно проследить историческую параллель с дискуссией 60-х годов прошлого века о необходимости выделения в отдельную специальность кибернетики, повторившуюся в 70-е годы уже для управления (менеджмента). Скептики предрекали крах обоих этих направлений, создаваемых как объединение в инвариантные дисциплины накопленных знаний об управлении механическими, электрическими, физическими и т. п. объектами.

Предсказывалась недостаточная компетентность такого специалиста, который

«знает, как управлять вообще, но не имеет представления ни об одном объекте управления конкретно». Однако в настоящее время в обществе востребованы и выпускники вузов с соответствующим образованием, и знания соответствующих научных областей. Таким образом, по аналогии можно утверждать, что теоретическая инноватика должна занять достойное место среди различных областей научных знаний. При этом различие с кибернетикой состоит в том, что изучаемые и управляемые объекты в инновати-ке много сложнее или, что то же самое, гораздо менее поддаются формализации. Практически невозможна экспериментальная верификация используемых для них моделей, заведомо высок уровень неопределенности, нестационарности и нелинейности описания. При этом управление инновациями по определению означает управление переходом системы от одного гомеостаза к другому, т.е. крайне сложную задачу даже в случае наличия ее формализованного описания. И тем не менее, необходимо изучать опыт совершения таких переходов, обобщать его и предлагать научно обоснованные методы их совершения.

Как и в приведенном примере формирования теории управления, теоретическая ин-новатика не может и не должна создаваться «с чистого листа», она должна базироваться на достижениях смежных научных областей.

Теоретическая инноватика должна объединять имеющие отношение к управлению инновациями аспекты философии, экономической теории, истории развития науки и техники, математических моделей управления проектами, инструментов и методов исследования рынка, теории автоматического управления, менеджмента, социологии, права и др.

Так, например, теория экономического роста изучает влияние на темпы роста валового внутреннего продукта различных факторов: политических, макроэкономических, социальных и проч. При этом отдельные исследования в области экономики направлены на разработку моделей влияния на экономический рост интеллектуального капита-

ла (т.е. знаний и опыта), масштаба и качества выполнения НИОКР и использования их результатов, оформления патентов в процессе создания новых продуктов и улучшения их качества. Анализ показывает, что для этого требуются совершенно иные подходы, модели и инструменты, чем для исследований стабильной экономики и ее сегментов. Речь идет о переходных процессах, что, как уже отмечалось, характерно для объекта и предмета теоретической инноватики, призванной стать фундаментом для дальнейшего изучения экономики, основанной на знаниях, определения тенденций ее развития и научно обоснованных подходов управления ею. Особенностью инновационной деятельности является ее рискованность. Это значит, что теоретическая инноватика должна освоить, переработать и при необходимости развить теорию управления проектами с высокой степенью неопределенности (вплоть до разделов теории робастного управления динамическими системами), теорию управления рисками.

Вся история человеческой цивилизации связана с нововведениями. С этой точки зрения чрезвычайно важны обобщения о том, какие инновации оказывали существенное влияние на прогресс, что определяет готовность общества к нововведению, какова общая модель взаимоотношений инноватора и общества и др. Анализ и философское обобщение исторического опыта прогресса в сфере науки, техники и технологии требует аккумуляции соответствующих знаний в теоретической инноватике для обоснования законов, закономерностей и принципов организации инновационной деятельности.

Таким образом, инноватика как область научных знаний образует не только интересный, но и достаточно сложный срез гуманитарных и естественных «блоков» знаний, от органичного и взвешенного соединения которых и зависит внутреннее единство, востребованность и успех новой дисциплины.

Элементы и компоненты теоретической инноватики

Основные разделы теоретической инно-

ватики представляются стандартными для любой области научного знания: это общефилософская постановка задач, структуризация объекта изучения и разработка инструментария исследования предмета. Таким образом, можно выделить три основных раздела научной области.

1. Определение объекта исследования, систематизация понятийного аппарата, гносеология, выявление законов и закономерностей инновационной деятельности, классификация инноваций и инновационной деятельности.

2. Структуризация и формализация описания и изучения объекта, например, по уровням инновационной деятельности

— макро - : научно - технический и технологический прогресс, глобальные (циви-лизационные) инновации, технологические уклады;

— мезо - : национальные инновационные системы, государственная инновационная политика, институциональная и инфраструктурная поддержка инновационных процессов;

— микро - : отрасли и регионы в процессе своего развития, инновационно активные предприятия, отдельные инновационные проекты.

3. Инструментарий (методы и модели), например:

— формальные модели (включая экономико - математические, статистические, имитационные, логические и др.) переходных процессов (процессов инновационного развития), научно-технического прогресса, формирования инновационных кластеров и др.;

— методы формального исследования моделей, характерных для инновационной сферы деятельности знаний.

Теоретическая инноватика как учебная дисциплина

Дискуссия, неизменно возникавшая на каждом заседании Учебно - методического совета по направлению 220600 - Инноватика в течение пяти последних лет, помогла сформировать определенное общее понима-

ние целей и содержание учебной дисциплины «Теоретическая инноватика», представленной в утверждаемом в настоящий момент проекте ФГОС ВПО, где она представлена тремя пропорциональными разделами:

- в первом представлено философское обобщение эмпирических (экономических, исторических, правовых) знаний о процессах инновационной деятельности, представленное в виде законов, закономерностей, принципов организации инновационной деятельности и управления ею [1,2,3];

- во втором содержатся модели и инструменты, направленные на решение конкретных практических задач организации инновационной деятельности и управления ею. Основу раздела составляют части математических методов принятия решений, составления расписаний, управления ресурсами и т.п. (см., например, [4,5]), выбранные и развитые с учетом особенностей управления инновационным проектом;

- в третьем - модели и методы, помо-

гающие исследовать инновационные процессы и прогнозировать результаты инновационной деятельности. Здесь, например, весьма уместна теория, исследующая влияние научно - технического прогресса на макроэкономический рост [6].

Такая структура дисциплины «Теоретическая инноватика» соответствует идеологии развития отечественного высшего образования, предполагающая большую независимость бакалаврской и магистерской программ: первые две части адекватны уровню компетенций, формируемых на уровне бакалавриата, третья - магистратуры. К настоящему времени детально разработано содержание первой и третьей частей дисциплины, сформированы соответствующие Учебно -методические комплексы дисциплины. В настоящее время ведется программная проработка второго, относительно нового раздела, который начнет читаться с 2010 года в СПбГПУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Drucker P.F. Innovation and Entrepreneur-ship: Practice and Principles. - USA, New York, NY: Harper Collins College, 1986. 277 p.

2. Smith D. Exploring innovation. - UK: London, 2006. - 315 pp.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

4. Глухов В.В., Медников М.Д., Короб-

ко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. Изд.: Лань, 2005 г. - 528 с.

5. Туккель И.Л. Инновационные процессы: цикличность и управляемость. Научно-технические ведомости СПбГПУ №3 (56), 2008 с 9-16

6. Шараев Ю.В. Теория экономического роста.- М. Изд. дом ГУ ВШЭ 2006. -254 с.

С.Г. Емельянов, В.А. Кабанов, С.С. Кужель

СИНТЕЗ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Введение

Одной из главных тенденций мировой экономики является возрастание скорости изменений внешней среды и усиление влияния внешней среды (включая кризисы) на

процессы функционирования организаций. Обеспечение стабильности в условиях постоянных изменений, происходящих во внешней среде, оказывается возможным только тогда, когда организация заранее го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.