Научная статья на тему 'К вопросу становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа'

К вопросу становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / FORMATION / VALUES / MORAL AND VALUABLE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Е. В.

В статье рассматривается проблема становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа, через анализ которой раскрывается значение данной позиции в профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF FORMATION OF A MORAL AND VALUABLE POSITION OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING COLLEGE

In article the problem of formation of a moral and valuable position of students of teacher training college through which analysis value of this position in professional and pedagogical activity reveals is considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа»

2. Изменение условий обучения.

3. Усложнение взаимоотношений школьника с коллегами, родителями, учителями.

Команда определила пути решения проблем:

1. Необходимость осознания и учета смены учебной деятельности школьника дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

2. Контроль родителей за правильной позой во время выполнения домашних заданий, соблюдением светового режима;

3. Введение в рацион детей витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания ребенка;

4. Забота родителей о закаливании ребенка;

5. Проведение классным руководителем экскурсий по школе, ознакомление с местами проведения учебных и других занятий;

6. Оформление в классном уголке расписания звонков и уроков, и расположения кабинетов;

7. Разработка и реализация школьниками рекомендаций по соблюдению режима дня, выполнения домашних заданий;

8. Проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню, неформальное общение со своим ребенком после школьного дня;

9. Общение с одноклассниками и опора на возможности общения ребят после школы;

10. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, высказывания отрицательных оценок в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, психические наказания, лишение удовольствий;

11. Предоставление школьнику самостоятельности в учебной работе, организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью;

12. Поддержка развития самоконтроля, самооценки ребенка, его положительного отношения к учителям, классному руководителю, организаторам досуга детей и школе в целом.

13. Согласование сопроводительских действий классного руководителя, учителей-предметников и родителей по обучению и воспитанию детей, по учету их индивидуальных интересов, способностей и потребностей, поддержка проявления школьником субъектной позиции в росте своей образованности, воспитанности и развитии, проявлении им самостоятельности в жизнеосуществлении.

По адекватной технологии провели микроисследование студенты Унашева Е.А. с сотрудниками детского сада при школе села Растопуловка Наримановского района, Джаринасова С.Б. с сотрудниками детского дома №»2 города Астрахани, Евтемирова Х.Х. с сотрудниками детского сада «Василек» села Зензели Лиманского района, Телеуова Б.А. с учителями села Черемуха Красноярского района.

Проведение микроисследований студентами факультета педагогики, социальной работы и физической культуры приобретает черты устойчивой целостной социально-педагогической системы, субъектами которой выступают студенты, учителя, воспитатели, администраторы социально-образовательных учреждений, а также родители, члены общественных органов, сообществ различных возрастных групп. Результатами микроисследований являются выступления, доклады, методические рекомендации, разработки проектов и планов преобразования личностных и профессиональных качеств

Вовлечение студентов, преподавателей, учителей, воспитателей, администраторов в научно-исследовательскую практикоориентированную работу достаточно сложная, но актуальная задача, обусловленная необходимостью проведения длительной и кропотливой сопроводительной деятельности по актуализации их продуктивной познавательной деятельности, совершению ими субъективных инновационных практических действий, поступков, мыследействий, обобщений, абстракций, поиска нетривиальных вариантов принятия решений, связанных с преобразованием себя, команды, сообщества, деятельности.

Участие субъектов социально-образовательного процесса связан с осознанием ими внутренних мотиваций: преобразованием личностных и профессиональных качеств, отношения к себе, обществу и лицу, действиями и поступками, поведением, совершением. с

Литература

1 Е.М.Горенков. Изучение инновационного потенциала студентов многоуровневого высшего образования//Наука и школа. 2012. № 1. С. 11-15.

2. Е.М Горенков., Е.Н Черкасова., Д.К.Нурмашева, А.Н Бисенгалиева., А.С.Туркменов. Проблемно-ориентированный анализ инновационного изменения себя, группы (команды), сообщества//Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2012. № 5-3. С. 26-28.

3. Е.М.Горенков. Инновационный потенциал устойчивого развития выпускника вуза//Высшее образование сегодня. 2010. № 7. С. 75-79.

4. Е.М. Горенков. Учитель как субъект инновационного потенциала школы//Высшее образование сегодня. 2009. № 1. С. 57-60.

5. Е.М. Горенков, Ю.Деникина, Е.Черкасова, Т.Нурмухамедов, С.Кузнецова, Е.Ярахмедова, Д.Нурмашева, Ю.Мирошникова. Изучение социальной работы образовательных учреждений в режиме развития/ //Экология России: на пути к инновациям межвузовский сборник научных трудов/ сост. Н.В.Качалина.- Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2011.- Вып.5.-С.26-30.-0,3 п.л.

6. Е.М. Горенков. Педагогическая и социальная инноватика- теорико- методологическая основа практико-ориентированных исследований//Наука и Школа №1,2013.с.8-11

7. E.M.Gorenkov .Pedagogical and social innovation theory as theoretical and methodological base of practical-based researches//Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2012. № 5-3. С. 24-26.

8. Е.М.Горенков. Изучение инновационного потенциала как целостной педагогической системы//Наука и школа. 2010. № 5. С. 6-9.

Денисова Е. В.

Магистрант, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

колледжа

Аннотация

В статье рассматривается проблема становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа, через анализ которой раскрывается значение данной позиции в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: становление, ценности, нравственно-ценностная позиция.

Denisova E.V.

Undergraduate, Ishimsky state teacher training college of P. P. Ershov TO A QUESTION OF FORMATION OF A MORAL AND VALUABLE POSITION OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING

COLLEGE

Abstract

17

In article the problem of formation of a moral and valuable position of students of teacher training college through which analysis value of this position in professional and pedagogical activity reveals is considered.

Keywords: formation, values, moral and valuable position.

Проблема становления нравственно - ценностной позиции личности - одна из самых актуальных в современной педагогике, так как в настоящее время одной из целей воспитания молодежи является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.

В настоящее время ученые обращают все большее внимание к системе требований, которым должен отвечать педагог и которые определяют успех в педагогической деятельности. Так, Я. И. Кузьминов, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков в своем «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» приводят ключевые компетенции педагога, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки, составляющие сущность профессиональной деятельности. Согласно профессиональному стандарту, одной из базовых компетентностей учителя должна быть позитивная направленность на педагогическую деятельность, то есть осознание целей и ценностей педагогической деятельности. Особо важным периодом в развитии ценностей является студенческий возраст. Ценностные ориентации, профессиональная позиция студента - это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет профессиональную направленность и успех педагогической деятельности. В настоящее время у будущих специалистов не на должном уровне сформирована позиция и качества, характеризующие толерантность и нравственное отношение к обществу, людям, труду и самому себе. Происходящие экономические и социо-культурные изменения не всегда оказывают позитивное влияние на становление личности, ее идеалы и ценности, нравственные ориентиры и установки. Поэтому студенческая молодежь нуждается в особом педагогическом внимании и создании условий по становлению нравственноценностной позиции.

Данная проблема рассматривалась в аспекте философских, психолого - педагогических и аксиологических знаний. Рассмотрением различных аспектов данной проблемы занимались такие ученые как Н. М. Борытко, Л. В. Ведерникова, В. П. Бездухов, В. А. Сластенин. В их работах раскрыты такие категории как профессиональная позиция педагога, педагогические ценности и установки педагога, изучены и описаны их виды. Несмотря на множество исследований, мало изучен механизм становления нравственно-ценностной позиции студентов педагогического колледжа, не разработан общепринятый подход в создании педагогических условий по становлению такой позиции.

Для понимания сущности становления нравственно - ценностной позиции, рассмотрим некоторые понятия более подробно.

В своем исследовании Л. В. Ведерникова указывает, что процесс становления личности можно определить как целостный процесс движения человека в сторону субъектности[2,51]. То есть, становление - процесс и результат развития человека, обеспечивающий раскрытие новых личностных характеристик через достижение субъектности. Субъектность, как отмечал Н. М. Борытко, это утверждение самости. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и выделять для себя собственный смысл этой деятельности. Выделение смысла деятельности является показателем сформированности личностной позиции педагога[1, 56]. Поэтому, осознав ценности и смысл педагогической деятельности, их значимость для себя, студент способен выстроить собственную систему личностных ценностей, через которую происходит нравственное саморазвитие и становление нравственно-ценностной позиции.

Нравственно-ценностная позиция студентов педагогического колледжа понимается нами как интегральная характеристика личности студента, определяющая направленность на созидание собственного смысла и нравственно-ценностных ориентаций в профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, проанализировав различные подходы к проблеме становления нравственно-ценностной позиции обучающихся педагогического колледжа, можно сделать вывод, что данный процесс заключается в достижении студентом субъектности, то есть придании личностного смысла и формировании нравственно - ценностных ориентаций в профессионально-педагогической деятельности.

Литература

1. Борытко, Н. М. Педагогика [Текст] / Н. М. Борытко, И. А. Словцова, А. М. Байбаков.-2-е изд.-М.:Академия,2009.-496с.

2. Ведерникова, Л. В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов [Текст]: моногр./ Ведерникова Людмила Васильевна, Рындина Юлия Валерьевна. - Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. - 128 с.

3. Ведерникова, Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию [Текст] / Педагогика №8, 2003г., с.47-53.

4. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 2-е изд. Стереотип.- М.: Академия, 2003. - 576 с.

Карпова С.И

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики и методики преподавания, АНОО ВПО «Одинцовский

гуманитарный институт»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема управления отечественной общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности как интеллектуально-творческого потенциала, присущего каждому учащемуся. Основную целью, по мнению автора, является разработка концепции и модели управления образовательным учреждением, позволяющей гармонично встроить работу по развитию одаренности в общий образовательный процесс школы в соответствие с требованиями государственных стандартов, личностных особенностей учащихся и запросов родителей.

Ключевые слова: детская одаренность, модель управления, образовательные программы, образовательный процесс, общий и социальный интеллект, креативность, пролонгированная диагностика.

Karpova. S.I.

PhD, Associate Professor, ANOO HPE Odintsovo Humanities Institute

MANAGEMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL AS FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S TALENTS

Abstract

The article deals with the problem of managing the national secondary school, focused on the development of children's talents as an intellectual and creative potential inherent in every student. The main purpose of the author's opinion, is the development of concepts and models of educational institution, allowing work to build harmonious development of giftedness in the overall educational process of the school into compliance with state standards, students' personal characteristics and wishes of the parents.

Keywords: children's talent management model, educational programs, educational process, general and social intelligence, creativity, prolonged diagnosis.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.