Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЭЛОКУЦИИ. ЧАСТЬ 1'

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЭЛОКУЦИИ. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория элокуции / риторика / тропы / фигуры / орнаментальные средства языка / theory of eloquence / rhetoric / tropes / figures / ornamental means of language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аракчаа Альбина Базыр-Ооловна

Настоящая статья является первой частью исследования, посвященного вопросу становления и развития современной теории элокуции. Здесь рассмотрены истоки зарождения науки и искусства красноречия в Античности. В статье внимание уделено ораторам и философам, внесшим значительный вклад в становление и развитие риторики, и рассмотрению особенностей античной теории фигур. Особое внимания было уделено трудам Квинтилиана, который обобщил весь опыт классической риторики. Сведения, содержащиеся в данной статье, подготавливают восприятие материала в следующей ее части, где будет рассмотрено дальнейшее развитие теории элокуции в последующие века в отечественной лингвистике до современной теории элокуции и определение ее проблемных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MODERN THEORY OF ELOQUENCE. PART 1

This article is the first part of the research devoted to the formation and development of the modern theory of eloquence. Here we consider the origins of the origin of science and the art of eloquence in Antiquity. The article focuses on speakers and philosophers who have made a significant contribution to the formation and development of rhetoric, and the consideration of the features of the ancient theory of figures. Special attention was paid to the works of Quintilian, who summarized the entire experience of classical rhetoric. The information contained in this article prepares the perception of the material in its next part, which will consider the further development of the theory of eloquence in subsequent centuries in Russian linguistics to the modern theory of eloquence and the definition of its problematic issues.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЭЛОКУЦИИ. ЧАСТЬ 1»

УДК 808.5

doi 10.24411/2221-0458-2022-96-68-79

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ

ЭЛОКУЦИИ. ЧАСТЬ 1

Аракчаа А.Б.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ON THE PROBLEM OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MODERN THEORY OF ELOQUENCE. PART 1 A.B. Arakchaa Tuvan State University, Kyzyl

Настоящая статья является первой частью исследования, посвященного вопросу становления и развития современной теории элокуции. Здесь рассмотрены истоки зарождения науки и искусства красноречия в Античности. В статье внимание уделено ораторам и философам, внесшим значительный вклад в становление и развитие риторики, и рассмотрению особенностей античной теории фигур. Особое внимания было уделено трудам Квинтилиана, который обобщил весь опыт классической риторики. Сведения, содержащиеся в данной статье, подготавливают восприятие материала в следующей ее части, где будет рассмотрено дальнейшее развитие теории элокуции в последующие века в отечественной лингвистике до современной теории элокуции и определение ее проблемных вопросов.

Ключевые слова: теория элокуции; риторика; тропы; фигуры; орнаментальные средства языка

This article is the first part of the research devoted to the formation and development of the modern theory of eloquence. Here we consider the origins of the origin of science and the art of eloquence in Antiquity. The article focuses on speakers and philosophers who have made a significant contribution to the formation and development of rhetoric, and the consideration of the features of the ancient theory of figures. Special attention was paid to the works of Quintilian, who summarized the entire experience of classical rhetoric. The information contained in this article

prepares the perception of the material in its next part, which will consider the further development of the theory of eloquence in subsequent centuries in Russian linguistics to the modern theory of eloquence and the definition of its problematic issues.

Keywords: theory of eloquence; rhetoric; tropes; figures; ornamental means of language

Еще со времен Античности высоко ценилось искусство владения словом. Древние греки считали, что для осуществления эффективной коммуникации человек должен уметь выражать свои мысли точно, кратко, выразительно, воздействовать речью на своего собеседника.

Риторика возникла приблизительно в V в. до н. э., и ее возникновение было тесно связно с цивилизацией Древней Греции, с развитием демократии. В этот период происходит переворот в области научных интересов: научная мысль греков обратилась к проблемам общественных наук, особое внимание привлекло явление речи. Ораторская речь играла важную роль в политической жизни греческого полиса, где гражданин был активен, имел право голоса и мог выступать. Поэтому публичная речь могла воздействовать на сограждан и влиять на решение того или иного вопроса. Владение словом стало непременным условием хорошего образования, а риторика считалась царицей

всех наук. Она развивалась сразу и как наука, и как искусство.

«Первые сведения о качествах речи обнаруживаются в риторических трудах античных ученых. Античная филология была «колыбелью» современной науки, когда были заложены основные термины и понятия, дано общее направление развития филологической мысли», - пишет Аннушкин В. И. в работе «Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции» [1, с. 4].

Классический риторический канон состоял из пяти частей: инвенции, связанной с подготовкой речи; диспозиции (или композиции) - с расположением речевого материала; элокуции - выражения, мемории - запоминания текста; последняя часть - акция (или исполнение) связана с произнесением речи, это прекрасное владение словом.

Элокуция предполагает выбор стиля речи, речевого жанра и языковых средств, при этом должны учитываться коммуникативные намерения говорящего,

содержание речи и речевая ситуация. За отбор языковых средств отвечал раздел элокуции - «ornamenta» (украшение речи). К орнаментальным средствам относятся тропы и фигуры, а также некоторые другие риторические приемы.

В развитие риторики большой вклад внесли софисты - платные учителя риторики. Самый известный из них - это Горгий (V—IV вв. до н. э), который считается основоположником теории риторической науки. Горгий «... первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы...» [2, с. 37]. Лисий -прославленный логограф (т.е. составитель речей) - отличался умением так производить отбор языковых средств, что у слушателей в суде создавалось благоприятное впечатление от личности говорящего, которому он составлял текст выступления. Он мастерски представлял в выгодном свете личность выступающего, умел находить для каждого из них стиль, соответствующий их характеру и

положению. Другой логограф Исократ (436 - 338 до н.э.), ученик Горгия, большое значение придавал выбору слов, благозвучию речи.

Русский философ А. Ф. Лосев так оценил вклад софистов в развитие искусства красноречия: «Хотя греки всегда любили поговорить, и славились своими проникновенными речами, как до софистов, так и после них, тем не менее, только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» [2, с. 31].

Благодаря софистам в Древней Греции был создан культ слова, заложена теория риторики, разрабатывались приемы ораторской речи, для того, чтобы воздействовать силой слова на чувства слушателей. С их точки зрения, главным было любой ценой одержать победу в споре, при этом используемые аргументы были формально построены логически верно, но не обязательно содержали истину. «Чтобы лучше понять, в чем состояла эта установка ранних риторов, приведем в качестве примера известный силлогизм «Рога», который приписывается одному из софистов:

Все, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не потерял рога.

Следовательно, у тебя есть рога.

Ошибочность этого рассуждения очевидна, однако опровергнуть его не так просто: оно построено соответствии с логическими законами (хотя и нарушает другие законы логики)» [3].

За сознательное использование в речи ошибочных суждений впоследствии многие риторы критиковали софистов. У слов «софист», «софистика» появилось значение, которое имело отрицательную оценку, а софистика стала восприниматься как искусство доказывать нужное оратору, умение скрывать главное за тонкостями и деталями и строить ложные умозаключения.

Одним из таких риторов, порицавших софистов, был древнегреческий философ Сократ (469 - 399 до н. э.), не согласный с их подходом к искусству спора. Манипулирующей риторике софистов Сократ противопоставил диалог, которым владел в совершенстве. Если риторика софистов предполагала победу одного и, следовательно, поражение другого в словесном споре, то Сократ предложил риторику, где нет победителей и

побежденных, где люди в процессе общения приходят к согласию по вопросу спора. В отличие от софистов Сократ ставил целью речи поиск истины.

Имя Сократа связано с истоками риторики. Он был удивительным мастером бесед, проходивших в форме диалога, изобрел диалектику как искусство ведения спора. Жизнь его была посвящена поискам этического идеала и добра.

Сам Сократ не написал ни одного произведения, но о нем, его мыслях, беседах, известно от его учеников, например, от Платона, Ксенофонта, а также от Аристотеля, который сделал записи о Сократе по информации, услышанной им от других людей.

Важную роль в становлении риторики сыграл ученик Сократа - древнегреческий философ Платон (ок. 427 — ок. 347 до н. э.). Он считал, что нельзя овладеть искусством красноречия, не познав истины. Оратору необходимо постичь истину того, о чем он собирается говорить собеседникам. Платон продолжил разработку и усовершенствование метода ведения беседы, полемики, которую практиковал его учитель.

Риторика, считал Платон, как вид подлинного искусства является творческой

деятельностью. И она требует тщательной подготовки оратора к выступлению. Платон говорит о необходимости для оратора проходить специализированную школу, где они научились бы правильно и эффективно составлять речи. Платон уделял много внимания совершенствованию техники речи. Также он говорит об учете психологии слушателей, так как считал риторику философско-

психологическим учением. Платон считал важным найти такие общие принципы аргументации, которые придадут речи не только изящество, но и прежде всего убедительность. Следовательно, для аргументации нужны только истинные доводы.

Таким образом, Платон продолжил учение Сократа, стремился заложить твердый фундамент для новой риторики, где главная роль отводилась истине и достоверности. Критика софистической риторики способствовала поднятию уровня ораторского искусства.

Дальнейший этап развития риторики неразрывно связан с именем Аристотеля (384 - 322 до н.э.) — древнегреческого философа, логика, ритора и педагога.

Аристотель к качествам настоящего оратора относил высокий уровень

образования, общественную активность, заслуги перед государством, уважаемую народом должность, искусство владения словом и безупречную честность.

Аристотель создал учение об этосе (уместности речи, соответствии

нравственным ожиданиям слушателей), пафосе (замысле речи) и логосе (словесных, языковых средствах, логике построения речи), которые составляют основы категории научной риторики. Он разграничивал способы убеждения на технические (свидетельства, письменные договоры, клятвы, показания) и нетехнические (рассуждения, заключения, логические выводы). Итак, первый способ убеждения — это факты, а второй — их преподнесение. Это разграничение было для риторики весьма важным.

Аристотель, показал умение употребления в речи тончайших нюансов мысли и речевых конструкций, что свидетельствует о блестящем ораторском мастерстве.

Аристотелю принадлежат труды «О софистических опровержениях», «Топика» и «Риторика», которые, особенно последний, сохранили свое важное значение до наших дней. «Книги Аристотеля дают представление о том, как

строить идеальную, с его точки зрения, речь, — динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в том числе и русских» [4, с. 8].

Другой знаменитый греческий оратор Демосфен (384 - 322 до н.э.) точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах. Особое значение он придавал интонационно-выразительным средствам.

После утраты Древней Грецией своего господствующего положения в античном мире в центре его оказывается Древний Рим, в котором расцвело искусство публичного красноречия.

«Ораторское слово в античном Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. <...> Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами

в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством» [5, с. 3].

Наряду с этим на развитие красноречия в Древнем Риме способствовало греческое влияние. Однако если греки на первое место в риторике выдвигали искусство убеждения, то римляне - красоту речи, они обобщили ораторскую практику и сформулировали правила красноречия.

Для римской риторики было характерно следующее:

1. Высокий статус оратора, его роль в социальной жизни общества была чрезвычайно высока.

2. Признается необходимым следовать правилам, знать приемы ораторского искусства, тщательно готовиться к выступлению, нужны длительные упражнения. Это должно обеспечить успех выступления.

3. Эстетическая сторона речи начинает играть важную роль. Все более в римском обществе того времени ценится хорошая, украшенная речь.

В дальнейшее развитие риторики большой вклад внесли теоретики и практики ораторского искусства Древнего Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) и Марк Фабий Квинтилиан (36 - 100 гг. н.э.) и др.

Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) был выдающимся оратором своего времени, о котором другой, не менее именитый оратор Квинтилиан сказал: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова...» [3].

При подготовке речи Цицерон большое значение придавал расположению материала (expositio). Это обеспечивало максимально легкое усвоение материала. Для доказательства оратор привлекал факты, одни из которых должны воздействовать на ум слушателей, другие -на чувства. Речь заканчивалась подведением итогов. «И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей» [3]. Сила речей Цицерона заключалась в их содержательности, в умелом подборе веских доказательств и логичном расположении материала.

Цицерон считал наилучшим оратором того, «...кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление необходимо». Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах». Сохранились и изданы речи Цицерона, а также его письма [6].

Марк Фабий Квинтилиан, страстный поклонник Цицерона, стал продолжателем его риторики. Квинтилиан преподавал в первой государственной риторической школе в Риме. Влиятельный профессор, который стал не только выразителем литературных вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля эпохи.

Квинтилиан разрабатывал теорию риторики, но это была уже теория нового стиля - литературного классицизма. Известно его главное сочинение «Двенадцать книг риторических

наставлений» - систематизированный труд

ISSN 2072-8980

по ораторскому искусству. Это итог двадцатилетней преподавательской

деятельности. Трактат содержит все лучшее, что создали греческие и римские авторы трудов по ораторскому искусству.

I книга отводится первоначальному воспитанию мальчиков в семье и у грамматика до их занятий риторикой; II — дает общий совет о занятиях в риторической школе и рассматривает природу риторики как науки; III — IX книги задуманы и выполнены как своего рода энциклопедии традиционной теории ораторского искусства; X — содержит критический обзор греческой и римской литературы по жанрам и характеристику образцов, представляющих ценность для будущего оратора; XI — посвящена внешним приемам и манерам оратора; и, наконец, завершающая XII книга рисует моральный и общественный образ оратора [5, с. 175 - 176].

Как видим, в трактате анализируются проблемы теории и практики римского красноречия, рассмотрены актуальные проблемы теории литературы, теории и практики ораторского искусства, критически оцениваются ораторские и литературные произведения Греции и Рима, затронуты также вопросы педагогики и

этики, причем последней он отводит главную роль в воспитании идеального оратора.

Эстетический критерий, которым определяются взгляды Квинтилиана на ораторское искусство и литературу - это прежде всего совершенство

художественной формы. «Главное его требование к оратору и писателю, — чистая, ясная, красивая и уместная речь (I, 55, 1). Он настаивает на необходимости выбора слов, эффективности их расположения, предостерегая, что излишний блеск слов и скрупулезность в их выборе затемняют смысл и создают искусственность; а там, где на показ выставляется искусство речи, обычно предполагается недостаток истины (VIII, вв. 8—32; IX, 3, 102 и др.; ср. «Об ораторе», I, 3, 12). Главное искусство оратора в том и состоит, чтобы не дать заметить искусства, скрыть его видимостью безыскусственности (IX, 4, 147; I, 10, 3)» [5, с. 176].

Квинтилиан отвергает высокопарность и изощренность и ратует за умеренное и уместное пользование фигур речи, которые украшают и оживляют ее, которые приятно услаждают слух и возбуждают эмоции слушателей. Важны

здравый смысл и мера, а крайности и всякие излишества следует избегать.

Ни до, ни после Квинтилиана ни один автор не создавал подобных работ, в которых так тщательно производился теоретический анализ ораторского мастерства.

Квинтилиан также утверждает, что оратор должен быть мудрым, совершенным в нравах, знаниях и, конечно, в искусстве речи. Он призывает руководствоваться дарованиями, данными человеку от природы, учиться и постоянно практиковаться в ораторском искусстве, изучать труды классических поэтов и ораторов, из которых он настоятельно рекомендовал Цицерона.

Одной из причин упадка красноречия Квинтилиан считал утрату связи с моральной философией. Однако его усилия, направленные на возрождение классического красноречия на

цицероновских образцах не принесли ожидаемого результата: в римской империи уже не было места для осуществления ораторского идеала Квинтилиана, так как «... римское классическое красноречие умерло вместе с гибелью республики. <...> В то же время новая эпоха способствовала расцвету третьего вида красноречия —

эпидейктического, парадного. Скудость содержания парадных речей восполнялась усиленными поисками новых

выразительных средств, преувеличенным вниманием к форме» [5, с. 4 - 5].

Именно Квинтилиан выдвинул новое определение риторики - искусство хорошо говорить. Утеряна связь риторики с убеждением, остается только создание прекрасного выражения для своих мыслей. Задачей риторики становится услаждение слуха изнеженных римлян, для чего Квинтилианом разрабатывается целая система изобразительных и выразительных средств речи, которые изучаются человечеством до сегодняшнего дня.

Под тропами он понимает «выразительную перемену слова или речи от собственного значения на другое». Квинтилиан делит их на две группы: способствующие большей выразительности и украшательные. К первой группе он относит метафору, синекдоху, метонимию, антономасию, ономатопею (звукоподражание), катахрезу (употребление слова в несвойственном ему значении), а ко второй - эпитет, аллегорию, энигму (загадку), иронию, перифраз, гипербат (перенос), гиперболу.

Квинтилиан говорит также и об учении о фигурах. Он отличает фигуру от тропа и понимает ее как особый оборот речи, подразделяет ее на группы:

- фигуры, служащие для утверждения идей оратора и убедительности речи (вопрошение; предварение; сомнение, сообщение, поддержание, позволение);

- фигуры, способствующие движению чувств (восклицание; парресия, или вольность в речах; просопопея, или олицетворение, апострофа, ирония; апосиопесис, или умолчание; эмфаза);

- фигуры словесные, а именно грамматические и риторические (удвоение; анафора, или повторение; умолчание, бессоюзие).

По мнению И.В. Пекарской, с античных времён не было полной ясности в определении и разграничении тропов и фигур. К тропам относились отдельные слова, употребленные необычным образом, к фигурам - сочетания слов. А фигуры в свою очередь делились на фигуры мысли, если с изменением сочетаний слов менялся

Библиографический список 1. Аннушкин, В. И. Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции : учебное пособие /В. И.

смысл, и фигуры слова, если такого изменения не происходило. Фигуры мысли были средством выделить именно данную излагаемую мысль, фигуры слова - просто привлечь внимание к данному месту речи [7, с. 105, 167].

Считается, что ни до Квинтиллиана, ни после него никто с такой тщательностью не подходил к ораторскому искусству. Его сочинения применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи, а советы не потеряли своей ценности и сегодня.

Таким образом, теоретики античного мира заложили фундамент науки об ораторском искусстве, началась разработка ее теории, элементы которой используются вплоть до наших дней. Они также стали создавать методологию преподавания риторики. Так понимали, что «...всякое воспитание начинается с речи» [8, с. 119]. Античная риторика была унаследована теориями словесности средних веков, эпохи Возрождения, и существенное ее влияние мы видим в новое время.

Аннушкин. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2014. - 88 с. - Текст : непосредственный.

2. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон : монография / А. Ф. Лосев. — Москва : ООО «Издательство ACT»; Харьков : Фолио, 2000. — 846 с. - Текст : непосредственный.

3. Еременко В.Д., Лимар Е.Ю. Риторика : учебное пособие / В.Д. Еременко, Е.Ю. Лимар; Российская академия правосудия, Центральный филиал. -Воронеж : Издательство, 2012. - 258 с. -Текст : электронный. https://studopedia.su/11_85948_osnovni e-polozheniya-drevnegrecheskoy-ritoriki.html

4. Анисимова, Г. В. Риторика: учебное пособие / Г. В. Анисимова. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 73 с. - Текст : непосредственный.

5. Кузнецова, Т. И. Ораторское искусство в Древнем Риме : монография / Т. И. Кузнецова, И. П. Стрельникова. — Москва : Наука, 1976. — 287 с. - Текст : непосредственный.

6. Цицерон. - URL: https://studfile.net/preview/6019054/page:24/ (дата обращения: 03.03.2020) - Текст : электронный.

7. Пекарская, И. В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского

языка. Ч. 1.: монография / И. В. Пекарская. - Абакан : издательство ФБОУ ВПО «Хакасский

государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2000. - 248 с. - Текст : непосредственный. 8. Береговская, Э. М. Экспрессивный синтаксис: учебное пособие по спецкурсу. - Смоленск: СГПИ, 1984. -92 с. - Текст : непосредственный. References

1. Annushkin V. I. Kommunikativnye kachestva rechi v russkoj filologicheskoj tradicii : uchebnoe posobie [Communicative qualities of speech in the Russian philological tradition : a textbook]. Moscow, FLINTA, Nauka Publ., 2014. 88 p. (In Russian)

2. Losev A. F. Istorija antichnoj jestetiki. Sofisty. Sokrat. Platon : monografija [The history of ancient aesthetics. Sophists. Socrates. Plato : monograph]. Moscow; Kharkov, 2000. 846 p. (In Russian)

3. Eremenko V.D., Limar E. Yu. Ritorika : uchebnoe posobie [Rhetoric : textbook]. Rossijskaja akademija pravosudija, Central'nyj filial. Voronezh, 2012. 258 p. Available at: https://studopedia.su/11_85948_osnovnie-

ISSN 2072-8980

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

polozheniya-drevnegrecheskoy-ritoriki.html (In Russian)

4. Anisimova G. V. Ritorika: uchebnoe posobie [Rhetoric: a textbook]. Vladivostok, TIDOT DVGU, 2004. 73 p. (In Russian)

5. Kuznecova T. I., Strel'nikova I. P. Oratorskoe iskusstvo v Drevnem Rime : monografija [Oratory in Ancient Rome: monograph]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 287 p. (In Russian)

6. Ciceron. Available at: https://studfile.net/preview/6019054/page:2 4/ (access date: 03.03.2020) (In Russian)

7. Pekarskaya I. V. Kontaminacija v kontekste problemy sistemnosti stilisticheskih resursov russkogo jazyka. Ch. 1.: monografija [Contamination in the context of the problem of the system of stylistic resources of the Russian language. Part 1.: monograph]. Abakan, Katanoff Khakass State University Publ., 2000. 248 p. (In Russian)

8. Beregovskaya Ye. M. Jekspressivnyj sintaksis: uchebnoe posobie po speckursu [Expressive syntax: a textbook for a special course]. Smolensk, SGPI, 1984. 92 p. (In Russian)

Аракчаа Альбина Базыр-ооловна, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: aarakchaa@bk.ru

Albina B. Arakchaa, Senior Lecturer at the Department of the Russian Language and Literature, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: aarakchaa@bk.ru

Статья поступила в редакцию 2.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.