К ВОПРОСУ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ И
БЮДЖЕТОВ РОССИИ И ЯПОНИИ
Н.Б. Балашев, канд. техн. наук, старший преподаватель Н.Г. Белова, студент
Тульский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации
(Россия, г. Тула)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10767
Аннотация. В статье приводится сравнительный анализ состава и структуры финансовых систем и бюджетов Российской Федерации и Японии в период 2012-2018 гг. Анализируются особенности формирования и динамика доходной части бюджетов обеих стран. Рассматриваются приоритетные направления расходования средств бюджетов и существующие тенденции их изменения в рассматриваемый период. Проводится сравнение пенсионных систем и социального обеспечения граждан.
Ключевые слова: финансовая система, бюджет, структурный баланс, уровень ВВП, пенсионная система, здравоохранение.
Япония относится к унитарным государствам с двухуровневой административной и бюджетной системой и с высоко самостоятельными органами местной власти.
Финансовая и бюджетная система Российской Федерации формировалась в 90-е годы ХХ века, в отличии от Японии, где их формирование началось на 40 лет раньше. Российская Федерация имеет федеративное государственное устройство и это обуславливает трехуровневую систему финансов.
Сравним динамику экономического развития двух стран (рис. 1). Резкое падение ВВП Японии спровоцировано аварией на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. Мно-
гие энергопотребляющие предприятия были вынуждены прекратить или приостановить работу. Негативное влияние на ВВП также оказало значительное падение курса йены по отношению к доллару. Среди других факторов можно указать сокращение торговли с Китаем из-за спора по территориальной принадлежности островов Сен-каку.
Еще более резкое падение ВВП в России после 2014 года обусловлено снижением нефтяных цен и введенными санкциями из-за Крыма. С 2012 по 2015 год ВВП Японии упал на 29,2%, а ВВП России на 38,1%. Рост ВВП в 2017 году вызван увеличением доходов от нефтегазовой и строительной отраслей.
7000 6203,2
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0 1
221
1
3 2297 1
2063
4395,0 ,7
4949,3 4872,1 4872,1
1368,4
1284,
1577,5
1557,5
Г
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018* ■ Япония ■ Россия
Рис. 1. Динамика ВВП России и Японии, млрд долл. США, данные 2018 г. [1, 2, 3]
7
Уровень ВВП (по паритету покупательской способности), характеризующий положение финансовой системы страны и в
целом экономики, дает более реальную картину благосостояния населения (рис. 2).
Япония ■ Россия
Рис. 2. Динамика ВВП Японии и России на душу населения по ППС, долл. США [4, 5]
Как видно из графика на каждого гражданина России приходится в 1,54 раза меньшая доля ВВП по сравнению с Японией в 2017 году и прослеживается негативная тенденция на увеличение отрыва японской экономики от российской по сравнению с 2012 годом, когда разница была несколько меньше - 1,45 раза. По предварительным данным в 2018 году тенденция отрыва японской экономики увеличивается еще на 3 процента. Это требует
от руководства страны не ординарных решений по ускорению роста экономики, что бы обеспечить темп ее роста выше среднемирового
На рисунке 3 показана динамика темпов изменения реального валового внутреннего продукта с 2012 года. Падение ВВП в 2015 году во многом объясняется практически двукратным падением курса рубля по отношению к доллару США.
5 4 3 2 1 0 -1 -2 -3
3,7
2012 2013 2014 2015
1
п я
0,3
2017 2018 2019
Япония
Россия
Рис. 3. Динамика темпов изменения реального ВВП, % [6]
В рейтинге государств по величине ВВП и по ВВП на душу населения Россия занимает 11 и 67 места, а Япония 3 и 26 места соответственно [2, 7].
В государственном бюджете Японии находятся около 45% доходов бюджета, в местных бюджетах соответственно 55% доходов. Такое соотношение отличает Японию от других развитых государств с унитарной системой устройства. Но подобная структура доходов формируется лишь после перераспределения средств
местным бюджетам, на которых приходится чуть больше тридцати процентов от всех налоговых доходов Японии.
Доходные элементы госбюджета Японии и местных бюджетов состоят из налоговых и неналоговых поступлений. 65% всех налоговых поступлений представляют 25 государственных налогов, остальные 35% - 30 местных (рис. 4).
Следует отметить, что в Японии, в отличие от Российской Федерации, местные бюджеты получают только дотации.
60 50 40 30 20 10 0
52,4
36,4
29,2
Налоги
Отчисл соцстрах Прочие доходы
■ Япония ■ Россия
Рис. 4. Структура доходной части консолидированных бюджетов Японии и России за 2016 год [8, с. 301-302]
Неналоговые доходы бюджета РФ также играют важную роль в формировании консолидированного бюджета, несмотря на то, что в последние годы их доля уменьшается. Они включают в себя доходы от внешнеэкономической деятельности (пошлины), доходы от использования государственного и муниципального имуще-
ства, доходы от продажи НМА, штрафы и т.д. В связи со стремлением государства к развитию отечественного рынка, его активность на внешнем рынке довольно сдержана.
Состав доходов консолидированного бюджета РФ приведена на рисунке 5.
Нефтегазовые доходы Страховые взносы на ОМС НДС
Налог на прибыль НДФЛ Акцизы Ввозные пошлины Прочие
24,43
19,49
^^т 16,30 11,11 9,90
4,31
1,82
12,65
0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00
Рис. 5. Структура доходов консолидированного бюджета РФ 2018 г., % [9]
Как видно из рисунка 5, зависимость бюджета от нефтегазовых доходов не удается уменьшить, несмотря на серьезные усилия Правительства РФ в последние годы. По сравнению с периодом 20002006 гг. Правительству удалось сущест-
венно снизить эту зависимость с 28% в 2006 до 17-19% в 2016-2017 гг., однако в 2018 году в связи с ростом цен на нефтегазовые продукты их доля в бюджете опять повысилась до 24% (рис. 6).
Рис. 6. Зависимость консолидированного бюджета РФ от нефтегазовых доходов, % [9]
Сравним расходы госбюджетов двух стран, опираясь на данные Росстата.
Значительную долю расходов государственного бюджета Японии (больше 60%) составляют социальные расходы. В них входят: социальная защита (в том числе
пенсии по старости и инвалидности), образование, отдых, культура, религия, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды (рис. 7).
Социальная защита Здравоохранение Услуги органов государственного управления Экономические услуги Образование
Оборона, общественный порядок, безопасность Защита окружающей среды
12
0,2"
Жилищнокоммунальное хозяйство 1,8
2,3
Отдых, культура, религия
1,
0 20
■ Япония ■ Россия
41,8
37,8
40
60
Рис. 7. Сравнение расходов консолидированных бюджетов Японии и РФ в 2016 г., % [8,
с. 303-304]
1
В государственном секторе японской экономики на местном уровне действуют казенные предприятия: водопровод, городской транспорт, больницы, газо- и теплоснабжение. Другие организации (акционерные и паевые), заняты строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог.
Часть расходов в Японии государство перепоручает местным властям для строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. п.).
Основным приоритетом в расходах консолидированного бюджета РФ в 2016 году являлась социальная защита [10, с. 25]. Большая часть расходов консолидированного бюджета приходилась на услуги органов управления, поскольку в России 2 173 тыс. госслужащих на 01.01.2018 г. [11] и бюджетников 33 млн. чел. [12].
В бюджете России 2018 года по данным Минфина предпочтение отдано социальной политике (35,4%), национальной экономике (13,1%), образованию (10,8%), здравоохранение (9,8%). Расходы на оборону снижены на 4%, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность также немного снизились [9].
В Японии существует четкое разделение сфер, куда направить капитал: государственный идет в инфраструктуру, а частный идет в производство. Государственные предприятия в Японии не принимают участия в материальном производстве. Доля государственного сектора невелика и составляет меньше 10%. Поэтому государство не отвечает за производственный процесс и не вмешивается в него. За производством полностью следит частный сектор. Япония - страна «государственной политики без государственной собственности» по мнению американского экономиста Р. Сэмюэльса [13].
В Японии отмечается устойчивая дефицитность бюджетной системы и ежегодное планомерное снижение его доли по отношению к ВВП (табл. 1) с целью уменьшения заимствований и величины государственного долга. Дефицитность покрывается преимущественно государственными займами.
Бюджет России в последние годы претерпевал существенные колебания от дефицитности к профицитности и обратно и в 2018 г. впервые за 6 лет вновь стал профицитным (по предварительным итогам -2,9% ВВП).
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Россия -3,4 1,4 0,4 -1,2 -1,1 -3,4 -3,6 -1,4
Япония -8,4 -8,5 -7,8 -6,4 -4,3 -2,9 -2,8 -
Таблица 1. Дефицит (профицит) госбюджета [8, с. 299-300]
К концу 2017 года государственный долг Японии превысил 253% ВВП и продолжает свой рост. Обслуживание госдолга в настоящее время не превышает 20% ВВП и при почти нулевой ключевой ставке значительно не вырастет. Правительство Японии с Банком Японии разработали план его ежегодного уменьшения на 700800 млрд. долларов. Весь долг должен быть выкуплен Банком Японии к 2026 году [14].
В России ситуация с госдолгом менее напряженная [15]. Последние три года внешний долг РФ в целом достаточно ста-
билен и по данным ЦБ РФ на 01.01.2018 г. составил 518,9 млрд. долларов США, из них долг Федерального бюджета 55,6 млрд., субъектов РФ - 0,2 млрд. и ЦБ 14,5 млрд. долларов США в сумме их доля составила 13,5% от общего внешнего долга РФ, остальное - обязательства частного сектора. Общая долговая нагрузка Российской экономики по внешнему долгу составила 33% от ВВП, а доля органов госуправления - 4% ВВП [16, с. 38-40].
Совокупный внутренний долг государственных и муниципальных органов бюджетной системы на 01 января 2018 года
14 243,1 млрд. руб. или 15,5% ВВП, объем внутреннего долга Федерального бюджета - 8 689,6 млрд. руб. или 9,4% ВВП [16, с. 33]. В совокупности доля внешнего и внутреннего долга государственных и муниципальных органов власти РФ составила 13,4% и не превысила пороговое значение в 20% [17, с. 9].
В бюджете 2018 года расходы на обслуживание российского долга составляют 2,7% (916,1 млрд. руб.) расходов консолидированного госбюджета [9].
Основными чертами японской модели общественного благосостояния являются:
- минимум общественных ассигнований на решение социальных задач;
- свобода индивидуумов и гарантия минимально необходимого дохода каждому;
- принцип «справедливого распределения» общественных благ.
В «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» сказано: «Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности».
Если провести сравнение пенсионных систем России и Японии, как одной из составляющих финансовой системы, то выяснится, что пенсионная система Японии существенно отличается от РФ. Обычно японец уходит на пенсию по достижению 65-летнего возраста, при том, что средняя продолжительность жизни в Японии достигает 84 года (81 год у мужчин и 87 лет у женщин) [18].
В виду большого влияния демографической проблемы на финансовую обеспеченность пенсионной системы [19, с. 348] с 2019 года в России началось увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, т.к. средняя продолжительность жизни в России достигла 72,7 года (67,5 лет у мужчин и 77,6
лет у женщин) [8]. Увеличение возраста, дающего россиянам право выхода на пенсию, будет происходить поэтапно в течение десяти лет и будет сопровождаться мерами по обеспечению увеличения средней продолжительности жизни россиян до 80 лет. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году. Корректировки, направленные на «смягчение» процесса дадут отрицательный результат для бюджета. Планируется увеличение средней пенсии по старости до 20 000 руб. к 2024 году.
Пенсионеры в Японии много трудятся и поэтому имеют большой суммарный доход. Они могут путешествовать, оплачивать свое съемное жилье, покупать машины. Их уровень жизни сравним со скандинавскими странами.
В Японии есть следующие виды пенсионных выплат: профессиональная, социальная, одноразовое пособие. На профессиональную пенсию влияет вид деятельности и система профессионального обеспечения, (например, та, что занимается бывшими государственными служащими, гарантирует им 40% от зарплаты). В среднем эта часть пенсии составляет $700-800. Размер социальной пенсии еще $700. Минимальным прожиточным минимумом японцы считают $1000 [20]. Одноразовое пособие, которое выдается фирмой при выходе на пенсию, рассчитывается как произведение средней заработной платы и количества проработанных лет.
В 2018 году российские пенсионеры получали в среднем 13 323 руб., что в пересчете на средний курс доллара составляет $211,7 [21], а средний прожиточный минимум составлял 10 328 руб. ($164,1).
В Японии насчитывается около 140 тыс. лечебных заведений, в т. ч. 80 тыс. поликлиник (некоторые с небольшими стационарными отделениями), 10 тыс. больниц, 850 медицинских центров, управляемых правительством префектур, 50 стоматологических клиник [22].
А в России с 2000 до 2015 года в результате «оптимизации» системы здравоохранения количество больниц в России сократилось с 10,7 до 5,4 тыс. Кроме этого, насчитывается 19,1 тыс. амбулаторно-
поликлинических лечебных заведений и 34 тыс. фельдшерских пунктов [23, с. 147].
Расходы на здравоохранение в РФ за 2017 год составили 8,71% расходов консолидированного бюджета, в то время как в
Японии они составляли 19,6% в 2016 году и с каждым следующим годом увеличиваются примерно на 0,1% от ВВП. В 2017 году бюджет здравоохранения в Японии составил около 19,7%.
Таблица 2. Расчет расходов на здравоохранение в 2017 г. на человека, $ [8, 9].
Страна Расходы бюджета Население Здравоохранение
Всего На душу населения
млн.$ млн. чел. млн.$ % $
Россия 540 290 146,8 47 059,26 8,71 320,57 4,48
Япония 925 000 127,0 182 225,00 19,70 1434,80
В целом на здравоохранение одного гражданина Японии, выделяется почти в 4,5 раза больше, чем на гражданина РФ.
Японцы предпочитают больницы с лучшим медицинским оборудованием. Стоимость обслуживания пациентов одинакова в государственных и частных поликлиниках. «Пациентам не нужно назна-
чать прием в нашей больнице. Самое лучшее в японской медицинской системе состоит в том, что все граждане охвачены», -говорит Коно Хитоси (доктор небольшой частной больницы в районе Сошигая). «Кто угодно, где угодно и когда угодно - и это дешево» [24].
Таблица 3. Основные показатели здравоохранения [8, с.139-140]
Страна Количество врачей на 1000 чел. Больничных коек на 1000 чел.
Россия (2017г) 4,75 8,05
Япония (2014г) 2,37 12,34
Министерство здравоохранения Японии жестко контролирует цены на здравоохранение. Каждые два года индустрия здравоохранения и министерство здравоохранения договариваются о фиксированной цене на каждую процедуру и каждый препарат. Это позволяет сэкономить около 280$ в месяц жителям Японии со средней зарплатой [24].
Известное финансовое аналитическое агентство Bloomberg разместило рейтинг эффективности здравоохранения по 56 странам. РФ заняла 53-е место. На 7-м месте Япония. А в 2014 году Россия занимала 51 -е место.
Указом Президента России от 7 мая
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [25] определены стратегические направления развития страны. В соответствии с ним были разработаны 12 национальных проектов, направленных на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Для их успешной реализации необходимо использовать опыт, накопленный странами с развитой финансово-экономической системой.
2018 года № 204 «О национальных целях и
Библиографический список
1. ВВП России. Trading economics https://ru.tradingeconomics.com/russia/gdp
2. ВВП Японии, Trading economics https://ru.tradingeconomics.com/japan/gdp
3. Рейтинг стран по уровню ВВП. Аналитический портал «Гуманитарные техноло гии» [Электронный ресурс]: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries gdp-info
[Электронный [Электронный
ресурс]: ресурс]:
4. ВВП Японии по ППС на душу населения, сайт МВФ [Электронный ресурс]: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2019/01/weodata/weorept.aspx?pr.x=75&pr.y=6&sy= 1980&ey=2024&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=&br=1&c=158&s=NGDP_RPCH,PPPGD P,PPPPC,PCPIPCH,LUR,GGXWDG_NGDP&grp=0&a=
5. ВВП России по ППС на душу населения, сайт МВФ [Электронный ресурс]: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01/weodata/weorept.aspx?sy=1992&ey=2023&s csm=1&ssd= 1&sort=country&ds=.&br= 1 &c=922& s=NGDP
_RPCH,PPPGDP,PPPPC,PCPIPCH,LUR,GGXWDG_NGDP&grp=0&a=&pr.x=36&pr.y=5
6. Рост реального ВВП России и Японии, сайт МВФ [Электронный ресурс]: https://www.imf.org/external/datamapper/NGDP_RPCH@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWOR LD/JPN/RUS
7. Балашев Н.Б., Животникова Ю.А. Сравнительная характеристика бюджетных систем России и Германии. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 1-1. С. 87-94.
8. Статистический сборник «Россия и страны мира 2018» [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/world18.pdf
9. Ежегодная информация об исполнении консолидированного бюджета РФ. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=93449
10. Балашев Н.Б., Дуничева А.А. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюджетов России и США. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 1. С. 24-28.
11. Число госслужащих в 2018 г. [Электронный ресурс]: https://zen.yandex.rn/media/id/5a32169657906a709437e2a3/chislo-gosslujascih-v-2018-g-skolko-chelovek-rabotaet-na-odnogo-chinovnika-5af0c36d5816698dda796c0f.
12. Сайт «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]: https://www.tula.kp.ru/daily/26032.4/2948855/
13. Финансы государственных предприятий. Pravo.Studio. [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/download/elibrary_24808482_67703988.pdf
14. Живой журнал. Livejournal [Электронный ресурс]:
15. https://monetary-policy.livejournal.com/56327.html.
16. Балашев Н.Б., Рябинкина К.М. Государственный долг на современном этапе. //Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2018. № 1. С. 24-27.
17. Годовой отчет Банка России за 2017 год. Сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/7796/ar_2017.pdf
18. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2017-2019 гг. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]:
19. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/02/main/Dolgovaya_politika_2017-2019.pdf].
20. Life expectancy and Healthy life expectancy. Data by country. World Health Organization [Электронный ресурс]: http://apps.who.int/gho/data/node.main.688?lang=en#]
21. Балашев Н.Б., Аленичев Н.В. Проблемы сбалансированности Пенсионного фонда России в современных условиях. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2018. № 1. С. 348-350.
22. Все о Японии. /Электронный ресурс]: https://mirjapan.ru/pensiya-v-yaponii/
23. Средняя пенсия в России. Bankiros [Электронный ресурс]: https://bankiros.ru/wiki/term/srednaa-pensia-v-rossii
24. Особенности здравоохранения в Японии. Miuki Mikado. Виртуальная Япония [Электронный ресурс]: http://miuki.info/2012/07/osobennosti-zdravooxraneniya-v-yaponii/
25. Статистический сборник «Россия в цифрах. 2018» [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf
26. Japanese Pay Lessfor More Health Care. NPR. [Электронный ресурс]:
27. https://www.npr.org/templates/story/story.php? storyId=89626309? storyId=89626309
28. Указ Президента РФ №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года". Сайт МВД. [Электронный ресурс]: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500?items=1&page=1
TO THE QUESTION OF COMPARATIVE ANALYSIS OF FINANCIAL SYSTEMS AND BUDGETS OF RUSSIA AND JAPAN
N.B. Balashev, candidate of technique science, senior lecturer N.G. Belova, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Tula branch) (Russia, Tula)
Abstract. In the article the comparative analysis of composition and structure of financial systems and budgets of the Russian Federation and Japan in the period 2016-2018 Analyzes the features of formation and dynamics of the revenue part of the budgets of both countries. The priority directions of budget spending and the existing trends in their changes in the period under review are considered. The comparison of pension systems and social security of citizens is carried out.
Keywords: financial system, budget, structural balance, GDP level, national defense, health care.