Научная статья на тему 'К вопросу создания позитивного имиджа сервисной компании'

К вопросу создания позитивного имиджа сервисной компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1308
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КОММЕРЦИЯ / ПРИБЫЛЬ / РЕПУТАЦИЯ / ИМИДЖ / СЕРВИСНАЯ КОМ-ПАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чурилин Александр Сергеевич

В условиях рыночных отношений успех коммерческой деятельности любой организации определяется уровнем прибыли, полученной всеми способами, не за-прещенными законом. Таким образом, коммерческий успех и прибыли взаимосвязан-ные понятия. В свою очередь, уровень прибыли зависит от такого нематериального акти-ва как репутация компания, а основой построения репутации компании является форми-рование позитивного имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу создания позитивного имиджа сервисной компании»

УДК625.768.1

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СЕРВИСНОЙ

КОМПАНИИ

А.С.Чурилин1

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7

Аннотация - В условиях рыночных отношений успех коммерческой деятельности любой организации определяется уровнем прибыли, полученной всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, коммерческий успех и прибыли - взаимосвязанные понятия. В свою очередь, уровень прибыли зависит от такого нематериального актива как репутация компания, а основой построения репутации компании является формирование позитивного имиджа.

Ключевые слова: рынок; коммерция; прибыль; репутация; имидж; сервисная компания.

TO THE QUESTION OF CREATION OF POSITIVE IMAGE OF SERVICE

COMPANY

A.S.Churilin

191015 St.-Petersburg state university of service and economy,

St.-Petersburg, street Kavalergardsky, 7 The summary - In the conditions of market relations the success of commercial activity of any organization is defined by a profit level, received in all ways which have been not forbidden by the law. Thus, commercial success and profits - the interconnected concepts. In turn, the profit level depends on such non-material active as reputation the company, and a basis of construction of reputation of the company is formation of positive image.

Keywords: the market; commerce; profit; reputation; image; the service company.

В случае сервисной компании имидж это - целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на потребителя с целью популяризации фирмы, её рекламы. Понятно, что имидж фирмы всегда должен быть социально обусловлен, оказывает активное воздействие на общественное мнение, кардинально влияет на результаты деловой активности предприятия. Марка фирмы с устойчивой репутацией обеспечивает постоянный объем производства и доходы, растущие из года в год. Кроме того, устойчивая марка необычайно живуча, и это свойство со временем дает огромную экономию средств, обеспечивая более высокие цены на рынке и хороший сбыт. Фирма с устойчивой репутацией более вынослива, а в конкурентной борьбе выживают гораздо легче, чем фирма с неустойчивой маркой. Фирма с устойчивой репутацией

дают больше, чем от них ожидают, принося значительные прибыли на каждый вложенный в рубль, готова к наступлению, всегда может расширять сферы своего влияния.

Кроме того, фирма с устойчивой репутацией работают на то, чтобы экономить ваше время, деньги и энергию, легко перенося временные неудачи. Далее - реклама фирмы - одно из средств связи с общественностью, есть все отнести ее к PR («паблик рилейшнз» - общественное мнение). А PR - это искусство и наука для достижения успеха посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, то есть по Р. Харлоу “PR- это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью». Фирма, находясь в своей корпорации, имеет группы людей,

на которых оказывает влияние все то, что эта организация делает или заявляет. В группы входят служащие, клиента, акционеры, конкуренты и потребители.

Целью таких корпоративных отношений является влияние на общественное мнение через все виды воздействия - реклама, логотип, имидж, бред современные информационные технологии. В итоге - целью может быть получение поддержки публики, клиентуры, общественное понимание, но главное стабильность на рынке своих услуг, возможно и рост её при квалифицированном использовании всех упомянутых средств обеспечения корпоративного имиджа. Те более, что объектом исследования является конкретная область -автомойки, то есть их корпорация. Естественно, что такие фирменные объекты всюду нужны и их сеть по всей нашей обширной стране будет только возрастать.

Таким образом, подтверждается очевидность актуальности темы работы, поскольку, в рыночных условиях, формирование и развитие имиджа компании является одним из основных путей формирования ее репутации. И, следовательно, приобретения дополнительного конкурентного преимущества, позволяющего собственникам компании не только прибегать к возможности получения дополнительных инвестиционных источников, но и повышать рыночную стоимость компании и прибыль, как основной показатель коммерческой деятельности. Поскольку создание и развитие имиджа является неотъемлемой частью существования каждой организации. Вне зависимости от масштаба компании, четкий имидж компании необходим для общения с покупателями, клиентами и многочисленными составляющими этой организации. Без четкого имиджа трудно будет объяснить, что представляет собой их организация, что она предлагает и к чему стремиться. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческого предприятия на рынке за счет привлечения потребителей и партнеров и облегчения

доступа к ресурсам - финансовым, информационным, человеческим, материальным. Добрая слава предприятия повышает его «рыночную силу», поскольку сопротивление действию последней на рынке со стороны различных контактных групп в таком случае уменьшается.

К началу-середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами общественности. В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Корпоративный имидж, корпоративная марка занимают все больше внимания экономистов, маркетологов, журналистов, культурологов, политологов, лингвистов во всем мире. Для создания и донесения до потребителя информации о компании, создавая при этом положительный имидж, ищутся все новые и новые средства. В настоящее время, время ИТ-Технологий построение имиджа вышло на новый уровень, и использует новые инструменты, т.к. старые, традиционные способы уже не столь эффективны.

Современные информационные технологии - совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и информационной техники, с широким применением информационных методов.

В современных информационных технологиях выделяют 3 составляющие: аппаратное обеспечение - средства вычислительной техники и оргтехники -hardware; программное обеспечение (прикладное и системное программное обеспечение, методическое и информационное обеспечение - software; организационное обеспечение (включая человека в системы информационных технологий, взаимодействие человека с этими системами, системное использование технических и программных средств -orgware.

В нашем конкретном случае нас могут интересовать «Корпоративная информационная система» - КИС - это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками, включающая в себя элементы: информационную модель, регламент развития информационной модели, кадровые ресурсы отвечающие за формирование и развитие информационной модели; программный комплекс - ПК - модели и пр.

Объект исследования - корпоративный имидж - в сложном комплексе, который складывается из бренда, логотипа и фирменного корпоративного стиля и фирмы занимающейся эксплуатацией автомоечных станций, боксов или комплексов

Предмет исследования - процесс формирования и развития корпоративного имиджа фирмы с использованием современных информационных технологий.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели, исследуем ряд вопросов:

1. Выявить основные характерные черты корпоративного имиджа (имиджа организации, компании).

2. Проанализировать основные характерные виды имиджа конкретной компании, то есть основные элементы имиджа и связи между ними

3. Выявить основные пути формирования имиджа компании и управления ими

с помощью современных информационных технологий.

4. Проиллюстрировать работу примерами логотипов фирмы, методами формирования и управления корпоративным имиджем компании с помощью современных информационных технологий.

В нашу лексику внедрились термины: креативность, менеджмент, тренинг, маркетинг и - имидж. Исследование имиджа обусловлена противоречиями между развивающейся социальной практикой функционирования имиджей

в различных сферах рыночной и социальной жизни. Командно-

административные методы управления сменились на методы социальнопсихологического воздействия, где важное место занимает имидж руководителя, специалиста, чиновника. Имидж, одновременно с этим, выполняет функцию самовыражения, отображаемого в нем субъекта или объекта, с функциями самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Фирма при этом демонстрирует окружению свои наиболее привлекательные профессиональные качества, позволяя видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки. Соотносить свои объективные характеристики с эталонными образов, существующих на рынке услуг в соей области.

Понятие имиджа с подачи PR вошло в оборот и воспринимается людьми как некоторая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или корпорацией. Ценность хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга - профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа фирмы или корпорации.

Базовыми понятиями при построении научной концепции имиджа, служит фундаментом для как феномен интерсубъектного взаимодействия, а в качестве объяснительного принципа - разрабатываемая на философско- мировоззренческом уровне концепция образа субъекта как образа человека или взятого в идеальном представлении.

В основе предшествующих античных подходов к исследованию понятии имеджа лежали классические направления философии от Платона и от Аристотеля. Отмечается тесная связь имиджа с таким психологическим понятием, как Я-концепция, то есть очевидное осознание личность или фирмой своей непреходящей ценности, с чем связано осмысление результатов изучения эффекта самопрезентации и страте-

гий самоподачи, анализа обратной связи, разработки эффективных информационных технологий.

Задачами имиджа и технологий его реализации занимается научноприкладная отрасль под названием ими-джелогия, главное предназначение которой - научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям или рыночным ситуациям, в которых мы оказались.

Это теоретическое отражение специфики менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу общества, но имиджелогия - это и технология воздействия. Паскаль писал, что есть два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», из которых последний наиболее эффективный.

В век развитости средств массовой коммуникации эффект живого общения и непосредственного личностного воздействия блокируется в психике людей наличием в ней информационных клише, размытых духовных ценностей, скепсиса к нравственным категориям. Правда, что без привлекательного имиджа, проблемы иметь успех у масс ли потребителей, не решить.

В профессиональной деятельности выделяются виды имиджелогии, как предпринимательская, политическая, педагогическая, медицинская, средств массовой информации, банковская, сервисная, право-силовых структур, дипломатическая. Можно выделить управленческую имиджелогию, значение которой непрерывно возрастает. Это деятельность, проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Те, кто ею занимаются, просто обязаны обладать достойным имиджем, а отступление от этого требования следует рассматривать как профессиональную непригодность.

Специализация предполагает разработку теоретико-прикладных подходов к созданию корпоративного имиджа в различных сферах профессио-

нальной деятельности, создание пакетных имидж-технологий. В собрании Лиги профессиональных имиджмейкеров записано, своей главной задачей Лига признаёт оказание помощи фирмам в визуальной эстетизации их «облика» - к созданию привлекательного имиджа..

Функции имежда можно разделить на ценностные и технологические., например - создание вокруг личности или образа фирмы ореола привлекательности, они становится социально востребованными, раскованными в проявлении своих лучших свойств. Далее -комфортизация отношений, обаяние представтиелей фирмы объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность со стороны потребителей, нравственную меру терпимости и уважительности. Далее - психотерапевтическая, когда что личность или фирма, благодаря осознанию своей незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в своих возможностях.

Ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности - эта философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья явления. Менделеев Д.И. на обложке книги «Основы химии» написал: сущность познаётся через форму, то есть посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для окружающих, проявление сущности явления.

Далее - к технологическим функциям имиджа относятся функциональные адаптации, когда благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание. Когда благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества явления - товара - фирмы.

Имидж позволяет затенить негативные свойства посредством макияжа,

дизайна, аксессуаров и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает товар, что можно рассматривать как негативное явление или -обман.

Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, импонирует им, психологически легче располагаются к себе. Зная технологические функций имиджа возможно широкое практическое его использование. Например, - высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».

Таким образом, имидж - это по-лиметрическое явление, и главное его назначение - достичь эффекта притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией влечения. Имидж бывает достоянием групп, например, имидж фирмы или государственной структуры. И, как правило, имидж - явление положительное. Однако опасно ложное или эпатажное событие, привлекаемое с помощь средств массовой информации. Имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании, хотя известно, что «доброе имя» всегда располагает людей к себе. Очевидно, что привлекательный имидж предпринимательской структуры будет мощным рекламным фактором и по-человечески естественным условием расположения клиентов к сотрудничеству.

Предприниматель, при разработке имиджа, составляет концепцию деловых намерений, тщательно прописывает кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские и меценатские возможности, затем создаёт технологию презентации предпринимательской структуры для «глаз и ушей» партнёров и клиентов, для воспроизводства позитивного социального эха. Уже, при реализации проекта задействуются реклама - особо тщательно готовятся пресс-релизы для СМИ, методы «паблик рилейшнз», дизайнеры для внутреннего

и внешнего обустройства офиса и рекламы.

Формирование имиджа любой структуры возлагается, на её руководителей, поэтому целесообразно проводить с администраторами практические занятия по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём кабинете, общению с персоналом, по отработке модели поведения. Инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают как правило.

При разработке идеологии имиджа как научно-практического направления и учебного предмета особое значение следует придавать обоснованию семантики понятия имиджа, или - в переводе имидж - это образ, изображение, то есть это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания и «располагается» в низших этажах нашей психики - в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания. В этом и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их памяти. Стоит об имидже говорить как о конкретной психологической продукции. Он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ, есть возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики.

Имидж - это не психологическое средство для достижения каких-то прагматических задач, а этическая содержательность личности, которая

внешне представлена соответствующими средствами, что обусловливает признание понятия «облик» в качестве ключевого понятия имиджелогии как научно-прикладного направления в человековедении. Всё это относится и к предметам человеческой деятельности, как отражение его имиджевой сущности.

Например, в шоу-бизнесе известны такие понятия, как плейбой, супермен, звезда, что однако неприемлемо для управленческой деятельности, ибо этот вид деятельности - не театральные подмостки и не политическая арена - в

ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого влияния. Что не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней, от недооценки роли личного имиджа в деловой практике.

Феномен имиджа возникает только тогда, когда объект-носитель имиджа становиться «публичным», например, для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы пара избирателей, то есть - имидж - категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания. Это - реальный человек или вымышленный персонаж -персональный имидж, социальной позиции - имидж политического деятеля, профессии - имидж юриста и пр. Возможно - к торговой марке «Мерседес». Или это - структурно-корпоративный имидж. Возможен имидж отдельных потребительских характеристик материальных объектов - имидж качества.

Научные проблемы, решаемые в имиджелогии, это - выявление как общей роли и функций имиджей в общественном бытие и менталитете культуры, так и особенных и частных функций конкретных имиджей в различных сферах общественной деятельности. Или -анализ всего существующего в данный исторический момент времени открытого поля имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой семантич-ности, динамичности и другими характеристиками. Возможно, это анализ исторических и социально-ситуативных предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования имиджей при описании взаимосвязей между различными имиджами - людей, организаций, общественных и политических движений, материальных объектов, товаров, торговых марок, брендов, услуг и др.

Важно раскрытие всех возможных механизмов формирования и трансформации имиджа при поиске способов коррекции и управления имиджем, которые технологически по-разному решаются в маркетинге, ко-стюмологии, паблик рилейшенз, рекламе.

Область формирующейся ими-джелогии включает в себя не только по-

иск основных закономерностей онтологии имиджей от возникновения, развития, трансформацию и исчезновение в менталитете культуры, объединяя в себя ряд практико-ориентированных направлений. Это может быть: имидждиагно-стика, имиджконсультирование,

имиджмейкинг - технологии построения и управления имиджем, имиджпрогно-стика. Сейчас уже можно говорить об имиджпросвещении и имиджелогическом воспитании молодых кадров.

Например, иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия, то есть оптический эффект заставляет нас обманываться, то, что мы видим, не соответствует реальности мы видим образ - имидж. Подобные оптические иллюзии изучали и использовали ещё в древности, например, в костюме иллюзии возникают в основном за счёт различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки. Так, горизонтальные линии -поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д. - расширяют, полнят образ. А деление объекта по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры человека или архитектурного объекта.

В свою очередь - клетка обычно увеличивает объём, и чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект, а линии, расходящиеся от центра фигуры вверх -"морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок - расширяют верхнюю часть, сужая центр. Рассмотрим декор и рисунок - расцветка олицетворяют стиль, создают настроение и формируют впечатление об объекте. При выборе рисунка многое говорит о вашей индивидуальности, характере и темпераменте, как авторе дизайна. Зная закономерности - все геометрические рисунки - полосы, клетки и любые регулярно повторяющиеся элементы - организуют, ритмически упорядочивают плоскость, так - полоса выражает некое организованное начало, желание или необходимость следовать намеченному,

а очень широкая полоса часто встречается на форме игроков командных видов спорта - футбол, регби. Считается, что полоса ассоциируется с прямотой, честностью, основательностью, а узкая полоса связывается скорее с интеллектуальной работой: служащие - яркий пример упорядоченной деятельности нередко носят костюмы или рубашки в узкую полоску, напоминающую разлинованную бумагу. Также - горизонтальная полоса даёт ощущение широты, спокойствия, стабильности например, синебелые полосы традиционны в одежде моряков и вызывают в памяти линию горизонта - такой рисунок используется в одежде для отдыха, прогулок по воле, на кемпингах или яхт-клубах.

Далее, клетка, как и полоска, олицетворяет организованность, косая -менее формальный и коллективный характер, а мелкую и тонкую клетку обычно связывают с аккуратностью и такими видами отдыха, как игра в гольф, рыбная, охота. А крупная клетка ассоциируется с активным времяпрепровождением на воздухе: туризмом, сельский труд. Главными приметами стиля кантри стали клетчатые рубашки-ковбойки, платья и сарафаны, покрывала и пледы., но особый вид клетки -шотландка, содержащая информацию, к какому клану принадлежит житель. Так, современном костюме шотландка служит классическим примером свободного стиля. Например, кривые линии - волнистые, изогнутые, спиралевидные - в противоположность прямым, являются воплощением свободы и раскованности, ассоциируюясь с непостоянством, движением, легкомыслием. Иногда - женского начала или творческого и интуитивного направления. Такие рисунки, наряду с цветочным вкраплением присуши романтическому стилю дизайна.

Вообще, растительные и цветочные мотивы о разнообразны - от натуралистичных до стилизованных и фантазийных эмоций. Так,"деревенский" мелкий цветочек, равномерно распределённый по поверхности - образ простоты, слаженности, домашнего уюта, а изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на утончённый, изысканный, таинственный лад. Орнамент или фон в "горох"- соединение

свободы и упорядоченности сочетании с игрой и юмором. Чем крупнее горох, тем сильнее эффект лекомыслия. Цветочный и растительный рисунки больше нравятся женщинам. В мужском гардеробе они встречаются редко, в основном в одежде для отдыха. Интерес к стилизованным рисункам свидетельствует о развитых эстетическом вкусе и образном мышлении, а рисунки, имитирующие шкуры животных напоминают одежду первобытных людей. Они символизируют природные инстинкты, физическую силу, здоровье, а иногда и агрессию, наполняя изображения энергией, страстью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде стиля «сек-си» и «вуду».

Оказывается, использование символики - мистических, религиозных, эзотерических знаков, иероглифов -имеет древние корни - закодированный в них подлинный смысл продолжает работать, даже если трактовка его утрачена.

Через рисунок в предметах мы заявляем о себе, своих намерениях, проявляем индивидуальность, иногда интуитивно.

Однако, во всём нужна мера - не стоит слишком усердствовать, стремясь к идеалу, иначе можно получить обратный эффект: всё крупное будет укрупнять, а всё мелкое - дробить и уменьшать - это общий принцип.

Стоит помнить и о сочетаемости рисунков, используя правило соподчи-нённости главного и второстепенных элементов в ансамбле, как и чувство меры. Так, используя в дизайне два или больше различных рисунка, они должны быть выдержаны в одной цветовой гамме или близки по цвету, а если орнаменты разных цветов, то они должны иметь сходство в узоре и форме. Например, геометрический рисунок лучше сочетается с геометрическим, цветочный - с цветочным или криволинейным, а клетка уживается с полоской. Они должны быть объединены общей цветовой гаммой, с геометрическим орнаментом и елочкой. А изображения животных или птиц - с растительными мотивами и пейзажами.

При соединении двух или более рисунков один из них должен быть крупнее. Обычно то, что "ближе к телу", имеет более мелкий рисунок, а то, что надето поверх, - более крупный. Не сочетаются три различных по форме и дизайну рисунки. В современной моде нет жестких правил и ограничений сочетания рисунков - талант и чувство стиля позволяют дизайнерам изобретать самые неожиданные комбинации, внося элемент игры и китча.

Существует научно обоснованная колористическая, и не компьютерная, система определения цветотипа объекта под названием - тест-система 12 месяцев. Тогда выявляется индивидуальный цветотип объекта, исходя из его природных данных, естественного исходного цвета, формы, размеров. глаз, Определяется палитра цветов, которые наиболее выигрышно подчеркивают функциональность фактуру и отвлекают от возможных конструктивных недостатков. В зависимости от назначения объекта - малых форм типа автозаправка или автомойка, популярной является теория дизайна времен года. В ней цветовой тип определяется по аналогии с сезонами - весна, лето, осень, зима. То есть - в зависимости от того, какой среднегодовой цвет в вашем цветотипе доминирует - красно-желтый или синий, цветогамма подразделяются на теплые - весна, осень и холодные - лето, зима. Для обширной России цветогамма определяется климатом, широтой и долготой. На Севере и Юге разный подход -зима - единственный цветотип, который не портит черно-белая гамма. От насыщенных, ярких оттенков - оранжевого, ярко-зеленого, желтого - лучше отказаться в пользу темно-розовых малинового, рубинового, бордо, чернильнофиолетового, бирюзового и кофейного оттенков цветогаммы.

Важный момент - стиль, цветовая гамма, рисунок, дизайн аксессуаров. Это язык, которому мы учимся с детства и на котором разговариваем. с Умный имидж — это умение говорить на языке предмета так, чтобы вас услышали и восприняли. Вернёмся к термину -"имидж - "образ", "вид", что означает целенаправленно формируемый образ, явления, призванный оказать эмоцио-

нально-психологическое воздействие на человека. То есть - имидж - это "визитная карточка", создаваемая нами для других. Или это впечатление, которое мы рассчитываем вызвать у публики. В умном имидже согласованы все детали -не только внешние атрибуты - стиль, форма, цвет, детали, украшения и пр.). Может быть это - суточная подсветка, музыкальное сопровождение, газон, пейзаж работают на заданную цель, реализованную дизайнером.

Таким образом, имидж жизнеспособен и убедителен лишь тогда, когда соответствует функциональным задачам.

Рассмотрим - "Индивидуальный стиль" и "имидж" это - разные понятия. Может быть имидж - некая роль, то стиль - это скорее сущность явления. Мода вносит свои коррективы в понятия гармонии и красоты, то есть - в одни времена принято было неукоснительно следовать канонам и соблюдать единый стиль, в другие, и в наши дни, стили легко смешиваются, интерпретируются. Ныне приветствуется любое проявление индивидуальности и главное - не попасть в диссонанс.

Но диктат моды не в силах отменить законы гармонии. В силу воспитания и образования или - интуитивно, человек тянется к прекрасному. Законы гармонии едины для всех видов искусства - живописи, архитектуры, музыки, поэзии и, разумеется, для искусства создания предметов. Например, дизайнер придумывает, интересный проект. Функция стилиста - согласовать все детали проекта, подобрать, стилистически и композиционно объединить их в расчете на конкретную функцию, учитывая все нюансы - такие задачи призван решить имидж объекта.

Известно - во всём красивом, прекрасном, гармоничном есть созидающее начало, называемое прогрессом, дисгармония даёт разрушение.

Что такое композиция объекта? Это - гармония - эстетическая категория, спутница красоты, как и в искусстве, где гармония основана на правилах композиции - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определённую идею, мысль, образ, стиль. То есть, стилистика требует, что-

бы объект был красив и делал фирму престижной.

Важно, чтобы все составляющие образа подчинялись главной - композиционному центру - это доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом, а центром композиции способны стать особая символическая деталь. Но, возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем и идеей.

Отметим, что важным принципом композиции является согласованность элементов костюма по трём принципам -контраста, нюанса и подобия элементов, а если композиционный центр отсутствует, то образ "не читается", кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные элементы.

Важен также контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объёму, фактуре материала. Он делает образ более ярким и запоминающимся, но в то же время и неоднозначным. Иногда -сочетая несочетаемое, следует помнить

о цельности всего образа - контрастность всегда должна быть оправдана центральной идеей.

Теперь - нюанс - переход от контраста к подобию - создает более интересные и живописные связи между элементами - этот принцип даёт большой простор для личного творчества дизайнера.

Есть гармонические закономерности для разных фигур - квадрат, прямоугольник, круг, шар. Например, прямоугольник и квадрат, эти форма редко встречается в природе, но круг ассоциируется с солнечным диском, полной луной, а шар - модель земли, но их его производные - овал, эллипс, волнообразные формы и параболы - вносят в объект лёгкость и загадочность.

А если это - треугольник - то это движение, динамика, острые углы кажутся боевыми и агрессивными - сим-

вол мысли, его сравнивают с жёлтым цветом символом света и огня.

Главным средством создания гармоничного образа являются пропорции - для художников и архитекторов они имеют первостепенное значение, когда в основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения взятые еще из греческой и средневековой культуры Возрождения. Получается - это единственное средство, с помощью которого удаётся "измерить" красоту любого объекта. Вспомним принцип золотого сечения, известный ещё художникам и архитекторам античности, когда: а / Ь = Ь / (а + Ь), то есть можно создавать в композиции наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между элементами.

Список литературы

1.Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. // СПб.: Экономическая школа.-1993.-280с.

2.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений - М.: Финансы и статистика, 2001г. - 208с.

3.Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации // М.: Дело ЛТД.-1993.-450с.

4.Душков Б.А. Психология типов личности. // Екатеринбург: Деловая книга.-1999.-120с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Дэвис Ф. Создай себе имидж. //М.: ООО «Попурри». -1998.-315с.

6.Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. // М.: Армада.-1998.-280с.

7.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. // Минск: Издательский центр «Экономпресс».-1998.-458с.

8.Колоскова Мария. Внутренний имидж руководителя компании // Научно-практический журнал Персонал-микс. - 2003. - №6

9.Кузин Ф.А. «Делайте бизнес красиво». Москва. 1995г. Издательство «Инфра-М».

10.Кэссон Г. Как завоевать престиж. (Настольная книга бизнесмена) // М.: Агентство «ФАИР».-1998.-85с.

11.Максвелл Дж. Шеф и его команда. (Серия «Бизнес без секретов») // СПб.: Питер.-1998. -320с.

12.Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2003

13.Сабат Э.М. Бизнес-этикет/Пер. с англ. Б.Н.Осетрова - М.: ФАИР-ПРЕСС,2001. - 240 с.

14.Саркисян Б. Победа на переговорах. // СПб.: Питер.-1998.-230с.

1 Чурилин Александр Сергеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента таможни и социального сервиса, тел.:+7 911 112 97 33, e.mail: master-chu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.