Научная статья УДК 343.985.4
DOI: 10.55001/2587-9820.2022.93.56.006
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕХНОТРОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Константин Николаевич Евдокимов
Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация,
e-mail: [email protected]
Аннотация. Современный мир характеризуется стремительным развитием информационных отношений, информационно-коммуникационных и робототехни-ческих технологий, глобального киберпространства, социальных информационных сетей и когнитивных технологий, а также тотальной компьютеризацией человеческого общества.
Мы живем в эпоху четвертой научно-технической революции, в результате которой на смену электронно-вычислительным машинам, полупроводниковым компьютерам и информационно-коммуникационной сети Интернет пришли глобальные информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления и системы мгновенного обмена информацией нового поколения; средства создания, использования, обработки и распространения информации и др., которые основаны на других физических принципах.
Российское технотронное общество является полностью зависимым от информационных, коммуникационных, аэрокосмических, энергетических, транспортных, производственных, биологических, производственных, научных и иных высоких технологий. Однако при этом большинство людей, не обладая специальными познаниями, умениями и навыками, слабо представляет принципы и способы их работы.
Поэтому техническая безграмотность населения, увеличение объемов информации, сложность и многообразие современных знаний, психология потребления благ, а не созидания, творчества и познания, отсутствие индивидуальной и общественной культуры технологической безопасности и другие факторы научно-технического характера привели к возникновению компьютерной преступности и её последующей трансформации в технотронную преступность.
В статье констатируется тот факт, что технотронная преступность представляет одну из системных угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Автором обосновывается необходимость совершенствования комплекса мер противодействия новому виду высокотехнологичной преступности.
По результатам исследования делается вывод о том, что для успешного противодействия технотронной преступности, кроме мер правового и организационно-технического характера, требуются принятие и определенных криминалистических мер. В частности, предлагается создание единой для российских правоохранительных органов базы данных «Технотрон» с элементами искусственного интеллекта по учету технотронных преступников, совершенных ими преступных деяний и обнаруженных цифровых следов преступлений. Вышеуказанная база данных
45
О Евдакимов К.Н., 2022
с соответствующим программным обеспечением могла бы в автоматическом режиме сопоставлять изъятые с места преступлений «цифровые следы», компьютерные вирусы, а также сведения о технотронных преступниках, совершенных ими и доказанных преступных деяний. В случае выявления определенных совпадений предоставлять сведения о нераскрытых преступлениях и лицах, с большой долей вероятности их совершивших.
Безусловно, использование криминалистических учетов с элементами «искусственного интеллекта» будет способствовать раскрытию сложных технотронных преступлений и более эффективному их расследованию.
Ключевые слова: цифровая криминалистика, высокие технологии, информационно-коммуникационные технологии, высокотехнологичная преступность, технотронная преступность, технотронные преступления, криминалистический учет, расследование технотронных преступлений.
Для цитирования: Евдакимов К.Н. К вопросу совершенствования специальных мер противодействия технотронной преступности в Российской Федерации // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. — 2022. — Т. 22. — № 2. — С. 45—55. DOI: 10.55001/2587-9820.2022.93.56.006
ON THE ISSUE OF IMPROVING SPECIAL MEASURES TO COUNTERACT TECHNOTRONIC CRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION
Konstantin N. Evdokimov
Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract. The modem world is characterized by the rapid development of information relations, information and communication and robotic technologies, global cyberspace, social information networks and cognitive technologies, as well as the total computerization of human society.
We live in the era of the fourth scientific and technological revolution, as a result of which electronic computers, semiconductor computers and the Internet information and communication network were replaced by global information systems, information and telecommunication networks, automated control systems and instant information exchange systems of a new generation; means of creating, using, processing and distributing information and others that are based on other physical principles.
The Russian technotronic society is completely dependent on information, communication, aerospace, energy, transport, production, biological, industrial, scientific and other high technologies. However, at the same time, most people, without special knowledge, skills and abilities, have little idea of the principles and ways of their work.
Therefore, the technical illiteracy of the population, the increase in the volume of information, the complexity and diversity of modem knowledge, the psychology of consumption of goods rather than creation, creativity and cognition, the lack of individual and public culture of technological security and other factors of a scientific and technical nature led to the emergence of computer crime and its subsequent transformation into technotronic crime.
The article states the fact that technotronic crime is one of the systemic threats to the national security of the Russian Federation.
The author substantiates the need to improve the complex of measures to counter a new type of high-tech crime
According to the results of the study, it is concluded that in order to successfully counteract technotronic crime, in addition to legal and organizational and technical measures, the adoption of certain forensic measures is also required. In particular, it is proposed to create a single database for Russian law enforcement agencies "Technotron" with elements of artificial intelligence to account for technotronic criminals, criminal acts committed by them and detected digital traces of crimes. The above database with the appropriate software could automatically compare the "digital traces" seized from the crime scene, computer viruses, as well as information about technotronic criminals, committed by them and proven criminal acts. In case of detection of certain coincidences, provide information about unsolved crimes and persons, with a high degree of probability, who committed them.
Of course, the use of forensic records with elements of "artificial intelligence" will contribute to the disclosure of complex technotronic crimes and their more effective investigation.
Keywords: digital criminalistics, high technologies, information and communication technologies, high-tech crime, technotronic crime, technotronic crimes, forensic accounting, investigation of technotronic crimes.
For citation: Evdokirnov K. N. К voprosu sovershenstvovaniya special'nyh mer pro-tivodejstviya tekhnotronnoj prestupnosti v Rossijskoj Federacii [On the issue of improving special measures to counteract technotronic crime in the russian federation], Kriminalisti-ka: vchera segodnya, zavtra = Forensics: yesterday, today, tomorrow. 2022, vol. 22 no 2, pp. 45—55. (in Russ.) DOI: 10.55001/2587-9820.2022.93.56.006
Введение
Высокотехнологичная преступность в настоящее время является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации, причиняющей огромный вред российской экономике.
Так, например, по экспертным оценкам ущерб экономике России в 2018 году от киберпреступлений составил более 1,1 триллионов рублей [1], в 2019 году— около 2,5 триллионов рублей [2], в 2020 году— в 3,5 триллионов рублей, а в 2021 году предполагаемый экономический
ущерб Российской Федерации от ки-берпреступности достиг 7 триллионов рублей [3].
При этом жертвами преступников достаточно часто становятся не обычные граждане, а банки, финансово-кредитные организации, крупные компании и корпорации. Поскольку
криминальное сообщество получает возможность получить больший преступный доход при меньших ресурсно-временных затратах и рисках.
В 2019 году с банковских счетов физических и юридических лиц было похищено свыше 6,4 миллиардов рублей [4].
В январе 2021 года хакерская группировка МопеуТакег смогла похитить деньги неназванного российского банка сего корсчета в Центробанке на сумму свыше 500 миллионов рублей, используя уязвимости в приложении «Автоматизированное рабочее место клиента Банка России (АРМ КБР)» [5].
При этом количество преступлений, совершенных в Российской Федерации с использованием информационно-коммуникационных технологий, ежегодно возрастает.
Например, если в 2015 году в России было зарегистрировано 43 тыс. 816 преступлений, совершенных с помощью компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (далее — технотронные преступления), то в 2018 году— 174 тыс. 674 технотронных преступлений,
в 2019 году— 294 тыс. 409 технотронных преступлений, в 2020 году — 510 тыс. 396 технотронных преступлений, в 2021 году уже было зафиксировано 517тыс. 722 технотронных преступлений [6].
Таким образом, динамика российской высокотехнологичной преступности показывает тенденцию уверенного роста, с 2015 по 2021 год количество зарегистрированных киберпре-ступлений увеличилось почти в 12 раз (+11816%). При этом каждое четвертое зарегистрированное в России преступление, совершенно с использованием информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.
Тем самым, рост на 11816 % с 2015 по 2021 годы количества выявленных (зарегистрированных) киберпреступ-лений показывает, что система профилактики киберпреступности практически не функционирует. Удельный вес деяний, уголовные дела о которых направлены в суд с обвинительным заключением, составляющий 21,5%, иллюстрирует крайне низкую эффективность системы борьбы с высокотехнологичной преступностью.
Основная часть
Таким образом, российская преступность в последние годы, за счет противоправного использования компьютерных, информационно-телекоммуникационных, когнитивных, космических, робототехнических и иных высоких технологий, вышла на новый технологический уровень.
В связи с чем приходим к выводу о трансформации компьютерной преступности в технотронную преступность (технотронный [1есЬпо1готс] в переводе с англ.)— связанный с использованием технотроники, т. е.техники, технологий с использованием электроники, оказывающей влияние на развитие общества), в основе которой лежит применение высоких технологий (компьютерных, информационно-телекоммуникационных, когнитивных, космических, робототехнических и др.) для совершения общественно опасных деяний.
Термин «технотронный» был введен в научный оборот американским политологом-русофобом и социологом Збигневом Бжезинским, который в 1970 году опубликовал научную работу «Между двумя веками: роль Америки в технотронной эре» [7] и обосновал влияние научно-технической революции, компьютерных, информационно-коммуникационных и иных высоких технологий на дальнейшее развитие общества (технотронное общество), мировую экономику и глобальную политическую систему, отводя роль мирового гегемона в технотронной эре Соединенным Штатам Америки.
В последующем данный термин активно использовался учеными в области экономики и социологии для обозначения научно-технического пути развития постиндустриального общества и экономики с активным использованием высоких технологий.
В юридической науке термин «технотронный» достаточно часто встречается в работах по конституционному праву, посвященных генезису российского общества и государства в технотронную эру.
Для криминалистической и криминологической науки вышеуказанный термин мало знаком. Поэтому для
обозначения совокупности преступлений, совершенных с применением информационно-коммуникационных, компьютерных и иных высоких технологий учеными используются различные понятия, например, «цифровая преступность» [11, с. 193], [12, с. 21], «высокотехнологичная преступность» или «преступность в сфере высоких технологий» [8, с. 45], [9, с. 121], [10, с. 95], [13, с. 134].
Для унификации в криминалистической и криминологической науке понятийно-терминологического аппарата, определяющего совокупность преступлений, совершенных с применением высоких технологий, предлагается использовать понятие и термин «технотронная преступность».
Под «технотронной преступностью» понимаем совокупность взаимосвязанных и образующих единую целостность общественно опасных деяний, совершенных лицами с использованием компьютерных, информационно-телекоммуникационных, когнитивных, космических, робототехнических и иных высоких технологий на определенной территории за определенный период времени, где основным объектом преступного посягательства выступают конкретные общественные отношения в сфере безопасного создания, использования и распространения высоких технологий.
Противодействие технотронной преступности представляет собой деятельность уполномоченных, в соответствии с законодательством, субъектов права по применению общих и специальных мер для предупреждения технотронной преступности, в том числе по выявлению и последующему устранению факторов, способствующих совершению технотронных преступлений (профилактика технотронной преступности); выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию тех-
нотронных преступлений (борьба с технотронной преступностью); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений технотронной преступности (нейтрализация последствий технотронной преступности).
Выводы и заключение На данный момент существующая система противодействия технотронной преступности неэффективна и требует серьезной модернизации как своих организационно-правовых основ, так и комплекса мер по профилактике, борьбе, нейтрализации проявлений технотронных преступлений.
С учетом вышесказанного, автор предлагает следующие правовые и организационно-технические и криминалистические меры по совершенствованию системы специальных мер противодействия технотронной преступности.
В частности, предлагается переименовать главу № 28 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — глава №28 УК РФ) с «Преступления в сфере компьютерной информации» на «Технотронные преступления», поскольку название «Преступления в сфере компьютерной информации» с технической, технико-юридической точек зрения уже морально устарело и не отображает все многообразие объектов преступного посягательства в высокотехнологичной сфере.
При этом полагаем возможным дополнить главу №28 УК РФ новыми составами преступлений, а именно:
«Статья 272.1 Незаконное завладение носителем компьютерной информации с целью осуществления неправомерного доступа к компьютерной информации
1. Незаконное завладение носителем компьютерной информации с целью осуществления неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, — нака-
зывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо из корыстной заинтересованности, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осуждённого за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно повлекшие тяжкие последствия или создавшие угрозу их наступления, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок».
«Статья 273.1 Приобретение, создание, использование и распростра-
нение вредоносной компьютерной сети (ботнета).
1. Приобретение, создание, использование и (или) распространение вредоносной сети компьютеров либо иных компьютерных устройств, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации, а равно совершения иных противоправных действий — наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осуждённого за период до восемнадцати месяцев.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, — наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления, — наказываются лишением свободы на срок до пятнадцати лет.
Примечания. Под вредоносной компьютерной сетью (ботнетом) понимается сеть компьютеров и (или) иных компьютерных устройств, зараженных вредоносной компьютерной программой (ботом), позволяющей удаленно управлять инфицированными машинами (каждой в отдельности, либо частью компьютеров, входящих в сеть, или всей сетью компьютерных устройств целиком) без ведома их собственника (владельца), с целью незаконного использования ресурсов зараженных компьютеров и (или) иных компьютерных устройств, в том числе для совершения противоправных действий».
Вышеуказанные составы преступных деяний, по мнению автора, помогут учесть в российском уголовном законодательстве новые способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации и сделать более эффективными уголовно-правовые меры противодействия технотронной преступности, в том числе путем ужесточения наказания для высокотехнологических (технотронных) преступников как, например, в развитых странах (США, Франция, Великобритания и др.), где наказание для компьютерных преступников может составлять до 20—30 лет лишения свободы.
Для совершенствования организационно-технических мер противодействия технотронной преступности, предлагается расширить сферу деятельности негосударственных правоохранительных организаций: народных дружин (кибердружин), частных охранных предприятий, частных де-
тективных агентств по выявлению, предупреждению, пресечению технотронных преступлений путем обеспечения необходимым программно-аппаратным оборудованием и техническими специалистами, законодательного закрепления полномочий по охране компьютерной информации и информационно-коммуникационных сетей физических и юридических лиц, поиску утраченной компьютерной информации, выявлению и блокированию противоправного контента в информационно-коммуникационных сетях, включая сеть Интернет.
С этой целью, полагаем возможным дополнить Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» положениями о «кибердружи-нах» и «кибердружинниках», уравняв последних по правовому статусу с народными дружинниками, предусмотрев государственную регистрацию «кибердружин» и включение их в региональные реестры общественных объединений правоохранительной направленности.
Также, расширить содержание статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», включив в перечень видов охранных и сыскных услуг такие услуги как «охрана компьютерной информации, находящейся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении физических и (или) юридических лиц» и «поиск утраченной гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями компьютерной информации».
Далее, законодательно закрепить обязательное лицензирование деятельности физических и юридических лиц в высокотехнологичных сферах
(разработка искусственного интеллекта, производство и распространение компьютерных программ, операционных систем, информационно-комму-никаионных сетей, мессенджеров и т. д.), внеся соответствующие дополнения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Кроме того, необходима обязательная регистрация всех созданных в Российской Федерации компьютерных программ (программ для ЭВМ) и баз данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте) стой целью, чтобы государство в лице государственных органов (Роспатент, Роскомнадзор, МВД РФ, ФСБ РФ и другие заинтересованные органы власти) знало о всех российских разработках программного обеспечения и определения их вредоносности с одной стороны, а также защиты авторских прав разработчиков компьютерных программ и оказания им государственной инновационной поддержки с другой стороны. Поэтому в статье 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации (Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных) следует закрепить соответствующую юридическую обязанность для правообладателей программ для ЭВМ и баз данных.
Криминалистические меры противодействия технотронной преступности должны совершенствоваться в сторону применения технологии искусственного интеллекта. Поэтому для раскрытия технотронных преступлений требуется создание единой для правоохранительных органов (МВД РФ, ФСБ РФ, СКРФ, Прокуратура РФ, ФТС РФ и др.) базы данных с элементами искусственного интеллекта по учету технотронных преступ-
ников, совершенных ими преступных деяний и обнаруженных цифровых следов преступлений.
Вышеуказанная база данных с соответствующим программным обеспечением (с элементами искусственного интеллекта, т. е. высокопроизводительным и самообучаемым программным обеспечением), условно назовем ее «Технотрон», могла бы в автоматическом режиме сопоставлять изъятые с места преступления «цифровые следы», вредоносные компьютерные коды (вирусы, программы), созданные конкретными технотронными преступниками, для последующей идентификации экспертами-криминалистами профессиональных преступников (хакеров, крэкеров, ви-русмейкеров и др.) и раскрытия совершенных последними преступных деяний.
Вместе с тем для раскрытия технотронных преступлений требуются высокопрофессиональные эксперты-криминалисты, имеющие опыт и знание современных методик проведения судебно-компьютерных экспертиз. Поэтому подготовка таких высококлассных экспертов должна проводится обязательно с привлечением опытных специалистов из частных структур в области информационной безопасности и защиты откиберугроз («Лаборатория Касперского», Dr. Web, Group-IB и др.), имеющих огромный опыт расследования киберпреступле-ний.
В связи с чем заинтересованным государственным правоохранительным структурам (МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, Минюст России, ФТС РФ и др.) следует заключить с вышеуказанными коммерческими организациями соглашения о сотрудничестве, предусматривающие в том числе обмен опытом, информацией, подготовку и повыше-
ние квалификации экспертов-кри- | миналистов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Сбербанк прогнозирует ущерб экономике России от киберугроз в 2018 году в 1,1 трлн рублей [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/-doc/3676752 (дата обращения: 20.06.2022).
2. Сбербанк оценил ущерб экономике России от кибератак в 2019 году в 2,5 трлн рублей [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4226302 (дата обращения: 20.06.2022).
3.Сбербанк подсчитал потери российской экономики в 2021 году от кибер преступности [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ekono-mika/8761953 (дата обращения: 20.06.2022).
4. Платежное похищение. Мошенники украли миллиарды рублей с банковских счетов россиян [Электронный ресурс].— URL: https://rg.ru/2020/02/19/moshenniki-ukrali-milliardy-rublej-s-bankovskih-schetov-rossiian.html (дата обращения: 20.06.2022).
5. Хакеры похитили деньги российского банка [Электронный ресурс]. — URL: https://finan ce.rambler.ru/business/47770827/?utm_content=-
fmance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 20.06.2022).
6. Форма федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» за 2015-2021 годы // Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации: сайт [Электронный ресурс].— URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 20.06.2022).
7. Бжезинский 3. Между двумя веками: роль Америки в эру технотроники = Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era/ пер. с англ И. М. Максимовой. — М.: Прогресс, 1972. — 308 с.
8. Гурьянова Г. К. Информационная культура как фактор организации противодействия современной высокотехнологичной преступности / Г. К. Гурьянова // Правовая культура. — 2010. — № 1 (8). — С. 45—50.
9. Кудрин А Л. Высокотехнологичная преступность: новые вызовы для общества, государства и бизнеса / А. Л. Кудрин, И. В. Бегтин, А. Г. Кучерена, Е.С.Ларина, А. В. Лукацкий, В. С. Овчинский, И. К. Сачков // Индекс безопасности. — 2016. — Т. 22. — № 1 (116). — С. 121—136.
10. Мазуров В. А Криминолого-криминалистическое предупреждение преступности в сфере высоких информационных и телекоммуникационных технологий / В. А. Мазуров, В. В. Поляков // Известия Алтайского государственного университета. — 2009. — № 2 (62). — С. 95—98.
11. Пинкевич Т. В. Понятие цифровой преступности / Т. В. Пинкевич, Е. Н. Рахманова // Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту: мат-лы 2-й меж-дунар. науч.-практ. конф. — М., 2020. — С. 193.
12 .Поляков И. В. Цифровая преступность: проблемы понятийного аппарата, систематизации и правоприменительной практики / И. В. Поляков // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2020. — № 4. — С. 21—25.
13. Смольянинов Е. С. Проблемы реализации уголовной политики по противодействию преступлениям в сфере высоких технологий / Е. С. Смольянинов,
М. Ю. Воронин // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2018. — №3(13). —С. 134—141.
REFERENCES
1. Sberbank prognoziruet ushcherb ekonomike Rossii otkiberugroz v2018 godu v 1,1 trln rublej [Sberbank predicts damage to the Russian economy from cyber threats in 2018 at 1.1 trillion rubles], URL: https://www.kommersant.ru/doc/3676752 (accessed 20.06.2022).
2. Sberbank ocenil ushcherb ekonomike Rossii otkiberatak v2019 godu v2,5 trln rublej [Sberbank estimated the damage to the Russian economy from cyber attacks in 2019 at 2.5 trillion rubles], URL: https://www.kommersant.ru/doc/4226302 (accessed 20.06.2022).
3. Sberbank podschital poteri rossijskoj ekonomiki v 2021 godu ot kiberprestupnosti [Sberbank has calculated the losses of the Russian economy in 2021 from cybercrime]. URL https://tass.ru/ekonomika/8761953 (accessed 20.06.2022).
4. Payment theft. Fraudsters stole billions of rubles from the bank accounts of Russians. URL: https://rg.ru/2020/02/19/moshenniki-ukrali-milliardy-rublej-s-bankovskih-schetov-rossiian.html (accessed 20.06.2022).
5. Hackers stole money from a Russian bank. URL : https://finance.rambler.ru/business/47770827/?utm_content=fmance_media&utm_mediu m=read_more&utm_source=copylink (accessed 20.06.2022).
6. Forma federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya № 4-EGS "Svedeniya о sostoyanii prestupnosti i rezul'tatah rassledovaniya prestuplenij" za 2015-2021 gody [The form of the Federal statistical observation No. 4-USGS "Information on the state of crime and the results of the investigation of crimes" for 2015-2021] // Portal pravovoj statistiki. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii [Portal of Legal Statistics. Prosecutor General's Office ofthe Russian Federation] : website. URL: http://crimestat.ru/analytics (accessed 20.06.2022).
7. Brzezinski Z. Mezhdu dvumya vekami: rol' Ameriki veru teklmotroniki [Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era], 1972, 308 p.
8. Guryanova G. K. Informacionnaya kul'tura kak faktor organizacii protivodejstviya sovremennoj vysokotekhnologichnoj prestupnosti [Information culture as a factor in the organization of countering modern high-tech crime], Pravovaya kul'tura— Legal culture. 2010, no. 1 (8), pp. 45-50.
9. Kudrin A. L., Begtin I. V., Kucherena A. G., Larina E. S., Lukatsky A.V., Ovchinsky V. S., Sachkov I. K. Vysokotekhnologichnaya prestupnost': novye vyzovy dlya obshchestva, gosu-darstva ibiznesa [High-tech crime: new challenges for society, state and business], Indeks bezopasnosti —Security index. 2016, vol. 22, no. 1 (116), pp. 121-136.
10. MazurovV. A., Polyakov V. V. Kriminologo-kriminalisticheskoe preduprezhdenie prestupnosti v sfere vysokih informacionnyh i telekommunikacionnyh teklmologij [Criminological and criminalistic crime prevention in the field of high information and telecommunication technologies] Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta — Proceedings ofthe Altai State University. 2009, no. 2 (62), pp. 95-98.
11. PinkevichТ.V., Rakhmanova E.N. Ponyatie cifrovoj prestupnosti. Materialy 2-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sovremennye tendencii upravleniya icifrovaya ekonomika: ot regional'nogo razvitiya kglobal'nomu ekonornicheskomu rostu" [The concept of digital crime. Materials ofthe 2nd International Scientific and Practical Con-
ference "Modern Management Trends and Digital Economy: from regional development to global economic growth"]. Moscow, 2020, p. 193;
12. Polyakov I. V. Cifrovaya prestupnost': problemy ponyatijnogo apparata, sistema-tizacii i pravopriinenitel'noj praktiki [Digital crime: problems of conceptual apparatus, sys-tematization and law enforcement practice] Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti — Problems of law enforcement activity. 2020, no. 4, pp. 21-25.
13. SmolyaninovE. S., Voronin M.Y. Problemy realizacii ugolovnoj politiki po protivodejstviyu prestupleniyam v sfere vysokih tekhnologij [Problems of the implementation of criminal policy on countering crimes in the field ofhigh technologies]. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo— Bulletin of the Russian State University. Series: Economics. Management. Right. 2018, no. 3 (13), pp. 134-141.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Евдокимов Константин Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государствен но-правовых дисциплин. Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 664035, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Konstantin N. Evdokimov, Candidate ofLaw, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines. Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 664035, Irkutsk, Shevtsova str., 1.