Научная статья на тему 'К вопросу склонности современного подростка к асоциальному поведению'

К вопросу склонности современного подростка к асоциальному поведению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1106
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кучуб Н. А.

Нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общества значительно расширяет спектр социально-педагогических и социально-экономических факторов, активно стимулирующих склонность подростков к асоциальному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу склонности современного подростка к асоциальному поведению»

Кучуб Н.А.

Оренбургский государственный университет

К ВОПРОСУ СКЛОННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА К АСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Нестабильность в социальной, политической и экономической сферах общества значительно расширяет спектр социально-педагогических и социально-экономических факторов, активно стимулирУющих склонность подростков к асоциальному поведению.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.

Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства, влекут за собой резкие формы асоциального поведения.

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклоне-

ний в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Общероссийские статистические данные показывают, что более 80% детей имеют отклонения в психике, основной причиной которых является жестокость и насилие в семье. Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. По данным исследования А.Л. Арефьева, 36,2% беспризорных детей жили в полных семьях, 52,6% - в неполных, у 42,4% из них в семье была только мать, у 10,2% - только отец, 1,9% - никого из родных не было (5).

Таким образом, беспризорные дети в основном появляются из неполных семей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. По статистическим данным на 2000 год в России 2 млн. детей нигде не учатся и не работают, 59,8% детей -не обучались в школе вообще, 27,4% - не получили основного образования, 6% - даже начального (6). Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью.

По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), каждое пятое преступление в России совершается подростками (в РФ в 2002 г. в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних состояло 363234 человек, из них 54,3% составили школьники, 17,3% - дети, которые не работают и не учатся), 85% преступных группировок включают в себя детей. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся моло-

дежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности. В последнее время асоциальное поведение приобрело массовый характер в молодежной среде. Проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, которая была всегда актуальной, в настоящее время приобрела особую значимость. При обвальном росте преступности процесс ее омоложения достиг кульминации. Это обусловлено интенсивным ростом в российском социально-культурном пространстве негативных социальных явлений. Ему была присуща ориентация на доминирование внешнего контроля. В настоящий же момент, в период глобальных перемен в России, в нашем обществе внешний контроль значительно ослаблен, а самоконтроль личности оказался недостаточно развитым.

Такие качества личности, как честность, порядочность, интеллигентность и образованность, оказались не только не престижными, но и презираемыми значительной частью молодых людей. Субкультура стала заполнять образовавшийся культурный вакуум и тем самым качественно изменила характер социализации подростков. Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали деформирует ценностные ориентации наиболее неустойчивой части населения - молодежи.

По данным наших наблюдений у школьников (дети из благополучных семей) ежедневное общение по поводу их учебных успехов наблюдается в 87,8% семей, у педагогически запущенных подростков - только в 38,3% семей. Разговор о поведении подростков, об их взаимоотношениях с учителями и сверстниками возникал в 73,3% семей, у педагогически запущенных подростков - в 37,7%, т. е. там, где оно должно вызывать особое беспокойство, оно возникало эпизодично или вообще отсутствовало, а если и проявлялось, то чаще всего в отрицательной форме - в виде упреков, укоров, нудных нотаций.

Подростки остро ощущают свою социальную незащищенность. Их особенно тревожат взаимоотношения со сверстниками (36,1%), с родителями (37,2%). Около 35%

подростков боятся хулиганов на улице, во дворе. Почти 40% детей отмечают, что лишь иногда чувствуют, что кто-то их любит, заботится о них.

Проведенный экспресс-опрос показал, что лишь 30% подростков хотелось идти в школу, более двух третей заявили о своем нежелании посещать ее. Прослеживается четкая зависимость такого решения от возраста респондентов: чем старше подростки, тем менее привлекательными для них становятся занятия в таком учебном заведении, как школа.

Таким образом, в массовой практике системы образования пока еще не совсем эффективно решается обострившаяся проблема преодоления асоциального поведения подростков. Эти процессы во многом протекают стихийно и обусловлены, на наш взгляд, недостаточной разработанностью механизмов преодоления асоциального поведения подростков в новых условиях в педагогической теории.

Проблема асоциального поведения, т. е. поведения, не укладывающегося в нормы и правила, принятые человеческим обществом, давно интересовала философов, социологов, психологов, правоведов и т. д. Можно с уверенностью сказать, что данная проблема родилась вместе с обществом, и доказательством этого являются моральные, правовые и религиозные заповеди: «не убий», «не укради», «уважай ближнего своего» и т. д.

Проблема воспитания достойного, добропорядочного молодого поколения волновала умы и сердца многих людей на протяжении всего периода развития человеческого общества. Этому вопросу посвящены многие тома художественной и научной литературы, работы известных философов, педагогов, мыслителей. Вместе с тем в огромном потоке общей и специальной литературы можно встретить мысли о том, что благие намерения человечества о воспитании достойной молодежи иногда оказывались тщетными, поскольку поведение, образ жизни некоторых из них вызывали у взрослых огорчение, не вписывались в общепринятые правила, отклонялись от нормы. Такое отклоняющееся поведение становилось предметом пристального внимания специалистов.

В последние десятилетия отклоняющееся поведение несовершеннолетних стало еще более сложным, появились новые системообразующие факторы, повлиявшие как на характер отклонений и их природу, так и на ее содержание.

В силу этих обстоятельств к проблеме асоциального поведения подростков стали подходить комплексно, изучая ее историю и природу, генезис и межведомственные, междисциплинарные исследования.

Однако в настоящее время наблюдается отсутствие единой унифицированной терминологии. Об этом свидетельствует тот факт, что специалисты различных наук используют огромное количество дефиниций для обозначения отклоняющегося поведения. Так, в криминологии рассматриваются понятия асоциальное, антиобщественное, противоправное, делинквентное, девиантное, социально опасное поведение и т. д. В психологической науке применяются термины: конфликтное, аффективное, дезадаптированное, импульсивное, неустойчивое поведение и др. В педагогической литературе встречаем: трудный, трудновоспитуемый, педагогически запущенный, аморальный, проблемный, неуправляемый, недисциплинированный, с отклонением в развитии, с отклонением в нравственном поведении, дезорганизованный и т. д. Характерно, что специалисты названных наук в своих исследованиях строго не придерживаются терминологии собственной дисциплины, активно пополняя ее за счет новых дефиниций, пытающихся по-новому обозначить отклоняющееся поведение. Употребление множества синонимов для обозначения одного и того же явления закономерно детерминировало размытость, своего рода инфляцию даже наиболее «стойких» дефиниций.

В настоящее время более широкое распространение по сравнению с другими получило понятие «отклоняющееся поведение», которым часто пользуются практически все заинтересованные отрасли науки: философия, криминология, социология, психология, педагогика и медицина. Однако в трактовке этого понятия имеются существенные разногласия, как между представителями разных наук, так и в рамках одной дисциплины. В

криминологической литературе большинство исследователей в качестве «отклоняющегося» понимают такое поведение, которое не соответствует, идет вразрез, противоречит заданным обществом нормам и типам.

Солидаризируясь с мнением, что отклоняющееся поведение во всех формах его проявления есть социальное явление, как по своей сущности, так и по причинам, некоторые криминологи не выделяют более четких границ этого явления, относя к нему лишь правонарушающую и тесно связанную с ней деятельность.

Важным методологическим принципом российской юридической науки является четкое определение и различие позитивно отклоняющегося поведения, направленного на ломку стагнационных норм и стереотипов и замену их новыми, способствующими динамичному развитию общества, и негативно отклоняющегося поведения, тормозящего, препятствующего, объективно содействующего сохранению консервативных, реакционных общественных отношений.

Однако и в этом вопросе нет принципиальной договоренности. Так, отдельные исследователи считают проблему позитивных отклонений несущественной по сравнению с тем, что не решена более сложная и ответственная задача - преодоление негативных отклонений (7, с.109).

Понятие «отклоняющееся поведение» довольно широко применяется в философии, социальной и психологической литературе для обозначения действий и поступков индивидов, расходящихся с социально принятыми нормами и принципами. Однако понятие это трактуется еще неопределеннее, чем в криминологии. Сюда относятся такие неоднородные явления, как преступность, делинквентность, асоциальность, фрустрация и т.д. Например, определение делинквентности порой не отличается от трактовки ее социологией, которая делинквентным называет всякое поведение, угрожающее нормальному развитию личности, от мелких проступков до деяний преступного характера.

В психологии понятия отклоняющегося и асоциального поведения идентифицируются. По мнению Л.В. Зубовой, «асоциальное поведение» указывает на то, что человек с

таким поведением составляет проблему не только для себя, но прежде всего для общества (2, с. 61).

Выделяются следующие стадии развития асоциального поведения:

- неодобряемое поведение (эпизодические шалости);

- порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателя);

- девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);

- делинквентное (предпреступное) поведение;

- преступное поведение;

- деструктивное поведение.

Страдают односторонностью и большинство педагогических понятий отклоняющегося поведения. Наиболее распространенными из них является определение А.С. Белкина, который под отклонениями в поведении учащихся подразумевает нарушение норм и правил школьного распорядка. Оно также приблизительно и нечетко, страдает механистическим перенесением содержания соответствующего криминологического термина на область педагогики. И.В. Акинфи-ев считает, что отклонение представляет собой «действие, полностью или в какой-то степени противоречащее действующим моральным нормам общества и обусловленное условиями развития и воспитания детей, их индивидуальными и психологическими особенностями» (1, с. 3).

В данном определении дается характеристика лишь внешней стороны поведения индивида, хотя отклонения выражаются и в нравственных суждениях, оценках, которые не всегда совпадают с поступками. Стремление к наиболее адекватному определению отклоняющегося поведения, отражающему сущность данного явления, в педагогической науке и практике привело к дифференциации понятий «трудный», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный учащийся». Некоторые педагоги не без основания считают трудновос-питуемость закономерным следствием развивающейся педагогической запущенности. Иначе говоря, сначала появляется «педагогически запущенный» ребенок, а затем он постепенно,

при наличии соответствующих причин и условий, становится «трудным».

Такой же точки зрения придерживается Г.П. Медведев, который подчеркивает, что неправомерно называть педагогически запущенных детей «трудными» или «трудновоспитуемыми», так как к последней категории можно отнести детей умственно или психически отсталых, следовательно, педагогически запущенные дети - это дети, не имеющие отклонений в интеллектуальной сфере, но воспитывавшиеся в такой обстановке, которая не способствовала усвоению и принятию ими общественных норм и морали (3, с. 58). Большинством исследователей педагогическая запущенность определяется как состояние деформирующейся личности подростка, при котором отклонения от нормы в сознании и поведении обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер. Трудновоспитуемость же трактуется как такое состояние личности, которое идентифицируется с сопротивляемостью ее целенаправленным педагогическим воздействиям. Причем оно может детерминироваться различными причинами: неправильным воспитанием, возрастными кризисами, психическими заболеваниями и т. д.

В педагогической литературе встречается понятие «отклонение в нравственном развитии». В.М. Обухов понимает под ним начальную стадию негативного формирования личности. Такое употребление термина, по нашему мнению, целесообразно в ограниченных случаях, когда речь идет лишь о незначительных искажениях нравственного характера. А это значительно затруднено субъективной оценкой педагогами того или иного уровня отклоняемости. Попытку дать более четкое понятие отклоняющемуся поведению, отвечающее психолого-педагогическому критерию, предприняла З.А. Раевская. Она называет его девиантным, не соответствующим школьным и нравственным нормам. По ее мнению, данный тип поведения отличается от криминального тем, что не предполагает нарушение норм права, а от аномального тем, что оно свойственно психически здоровым школьникам. В качестве наиболее общих признаков девиантного поведения

выделяются: отсутствие положительных интересов и стремлений, завышенные потребности, упрямство, злость, недисциплинированность, конфликтность, агрессивность, неустойчивость, нелогичность, неодобряе-мость обществом, неопасность (4, с. 8).

Таким образом, проведенный анализ основных понятий, используемых для обозначения отклоняющегося поведения, показал, что они классифицировались строго дифференцированно в зависимости от целей, предмета и методов той или иной научной дисциплины. В справочной психолого-педагогичес-кой литературе понятие «отклоняющееся поведение» (от лат. deviatio - отклонение) характеризуется как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам, - в отличие от делинквентного, т. е. противоправного, когда отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие. В данном случае необходимо «развести» некоторые понятия, а именно: девиантное поведение и делинквентное поведение, т. к. в литературе толкование этих понятий различно. Под девиантным поведением понимается поведение субъекта, отклоняющееся от нормы. Мы склонны считать делинквентным поведением

такие девиации, при которых личность внутренне уже готова перейти с асоциального уровня отклоняющегося поведения на антисоциальный уровень, но в силу ряда причин (например, возраста, микросоциального окружения и прочих) еще «удерживается» от совершения противоправных поступков.

Таким образом, отклоняющееся поведение подростков - довольно емкое и содержательное понятие, включающее недостатки в поведении и во внутренней ценностно-мотивационной структуре личности, начиная от элементарных, простых нарушений порядка (мотивы могут быть самыми разными) до совершения серьезных проступков, граничащих с нарушением законодательства, поэтому в психолого-педа-гогической литературе и практике школы отклоняющееся поведение включает всех психически и физически здоровых детей (с отклонениями в пределах нормы), но имеющих проблемы (задержки, отставания) в нравственном, умственном, эмоциональноволевом развитии вследствие недостатков и просчетов воспитания (семейного или общественного), неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и в силу этого не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия.

Список использованной литературы:

1. Акинфиев И.В. Педагогические основы деятельности общественности по преодолению отклонений от норм нравственности в поведении подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1969. С. 2-3.

2. Зубова Л.В. Институциональный подход в изучении проблемы асоциального поведения личности / Л.В. Зубова. // Вестник ОГУ. 2006, №1. С. 61.

3. Медведев Г.П. О некоторых особенностях организации и осуществления процесса правовоспитания педагогически запущенных детей и подростков // Тез. докл. и сообщ. межведомств. науч.-практ. конф. - М., 1970, с. 57-59.

4. Раевская З.А. Предупреждение отклонений в нравственном поведении детей и подростков: Автореф. дис....канд. пед. наук. - М.,1984. 19 с.

5. О положении семей в Российской Федерации / С.В. Дармодехин, О.И. Волжина, Г.В. Сабитова и др.; под ред. С.В. Дармодехина. - М.:ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. - 208 с.

6. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. Ежегодник. - М., 2004, 2005, 2006.

7. Степанов П.К. Как воспитывать толерантность // Народное образование. - №9. 2001. С. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.