ТУРИЗМ: НАУЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В.П. Бозин УДК 338.48
к вопросу сертификации персонала в скс и туризме
В условиях, когда дефицит рабочих рук различной квалификации и специальностей в российском туризме составляет 2 миллиона человек, проблема качества образования в туристической деятельности является одной из важнейших. Автор статьи считает целесообразным создание единой системы сертификации квалификации выпускников туристских образовательных учреждений и организаций с введением многоступенчатой системы сертификатов квалификации, с учетом системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
Ключевые слова: сертификация, квалифицированные кадры, система подготовки, туризм.
V. P. Bozin
on certification of personnel in the scs and tourism
Under the circumstances when the shortage of workers in different spheres and specialties in Russian tourism makes 2 million people, the problem of the quality of tourist activities is one of the most important. The author of the article considers it appropriate to create a unified system of qualification certification for graduates of tourism educational institutions, as well as for organizations introducing multi-stage system of qualification of training, retraining and skills
development in tourism.
Key words: certification, skills, system training, tourism.
и звестно, что приоритетными направлениями государственной политики в сфере СКС и туризма является поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма. Кадры являются важнейшим фактором, влияющим на качество туристских услуг, определяющим доверие туристов к российскому туристическому продукту. В то же время кадровое обеспечение сферы туризма является недостаточным, с точки зрения его компетентности, в количественном и качественном отношении и не позволяет создавать туристский продукт высокого качества. Доля занятости населения в сфере туризма составляет 1,3%, с мультипликативным эффектом (то есть занятости в смежных отраслях) - 6,6%. Сегодня дефицит рабочих рук различной квалификации и специальностей в российском туризме составляет 2 миллиона человек. с развитием туристской инфраструктуры обостряется проблема нехватки кадров и на первое место выходит качество подготовки кадров и их конкурентоспособность.
Предстоящее вступление Российской Федерации во всемирную торговую организацию и открытие внутреннего рынка страны для иностранных компаний также потребует от российских организаций существенного повышения качества туристских услуг.
структура профессионального образования в туризме, как и в целом по России смещена в пользу высшей школы. С начала 90-х годов число вузов в Российской Федерации возросло в 2 раза, а численность студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятого в экономике населения в настоящее время составляет 27,8%. В то же время спрос на квалифицированных рабочих и специалистов остается неудовлетворенным и продолжает возрастать. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
В то же время работодатели выдвигают новые требования к персоналу, отмечая недостаточную подготовленность персонала, в том числе и высшего квалификационного уровня, к деятельности с учетом современного понимания качества, а также в условиях новой компьютерной информационной среды, которая пронизывает все виды деятельности в сфере туризма. В связи с этим, одной из важнейших является проблема качества образования в туристской деятельности.
Создание востребованных на рынке труда кадров всех уровней профессионального образования предусматривает определение необходимых рынку труда профессий, разработку квалификационных требований к этим профессиям, оформление требований в виде профессиональных стандартов, разработку на их базе образовательных программ различных уровней, введение систем сертификации, осуществление мониторинга спроса и предложения на рынке труда и, в первую очередь, определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах.
На основе мониторинга ситуации на рынке труда предусматривается разработка на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в рамках профессиональных квалификационных групп, видов экономической деятельности, а также укрупненных специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию. Таким образом, появляется возможность сбалансировать структуру профессионального образования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Собственно указанный алгоритм действий вытекает из положений концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной Правительством России 15 августа 2008 года Распоряжением № 1193-р.
В концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы определены приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда [Кон-
цепция действий... 2008]:
• совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
• совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
• обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
• развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
• развитие кадрового потенциала;
• оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
• стимулирование экономической активности населения;
• повышение качества рабочих мест.
Анализ направлений реализации государственной политики в области регулирования рынка труда показывает, что вопросам сертификации персонала в Концепции отводится особое место. Для ее обеспечения концепцией предусматривается:
• создание нормативно-правового обеспечения внедрения профессиональных стандартов;
• разработка профессиональных стандартов по уровням профессионального образования как основы для обеспечения взаимосвязи рынка труда и профессионального образования и основы для сертификации персонала;
• введение добровольной сертификации персонала не только по отношению к физическим лицам, но и по отношению к организациям (работодателям) с целью оценки результатов их деятельности по развитию персонала. Такая сертификация сфокусирует внимание владельцев и руководителей бизнеса на развитие трудовых ресурсов организаций и оценит систему управления ими.
На основе предложенной Б.А. Сазоновым модели обеспечения сбалансированности профессионально-квалификационной структуры рынка труда и рынка образования была разработана Модель обеспечения ка-
чества трудовых ресурсов и сбалансированности спроса и предложения на рынке труда для сферы туризма на основе отраслевой системы сертификации квалификаций и профессиональных стандартов.
В предлагаемой модели в качестве нормативной базы для проведения сертификации квалификаций, а также для разработки образовательных стандартов предлагается использовать профессиональные стандарты, создаваемые по видам экономической деятельности. Использование профессиональных стандартов как нормативных документов для целей сертификации персонала вызвано, в первую очередь, тем, что на сегодня отсутствует четкая регламентация требований к персоналу в различных системах сертификации. в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О техническом регулировании» [Федеральный закон РФ «о техническом регулировании»... ] для целей добровольной оценки соответствия должны использоваться положения стандартов. в практике сертификация персонала - как внешняя независимая оценка - может осуществляться с использованием тестов, должностных инструкций, технологических инструкций по выполнению каких-либо работ или эксплуатации оборудования и др., тем самым происходит дискредитация самой идеи сертификации персонала как независимой оценки (см. рис.1).
Профессиональный стандарт - нормативный документ, который отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. важно отметить, что в основе построения профессионального стандарта заложена структура, в рамках которой формируются требования к профессии по квалификационным уровням, т.е. помимо уровней, связанных с получением образования, выстраиваются квалификационные уровни, «сопровождающие» работника в его трудовой жизни.
Профессиональный стандарт является
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере СКС и туризма
Классификатор образовательных программ в сфере СКС и туризма
Перечень направлений подготовки, специальностей и профессий в туризме
----►
Программы образовательных учреждений (туристских ВУЗов)
Гжударственные образовательные стандарты
11рофеееиональные стандарты
Отраслевая рамка квалификаций как часть национальной рамки
Общероссийский Классификатор профессий (раздел «Ту риз XI)
Система нормативно правовых документов управления профессионально-квалификационной структурой рынка труда
Рынок труда
<я г- со к
<3 Я
я -г3-
о м
о И
сх
<и СО
с:
« «
К К
ег ег
сЗ
Ьй
я К
•е-
К
н Н
ех 5.
(О (и
и и
Рисунок 1. Модель обеспечения качества трудовых ресурсов и сбалансированности спроса и предложения на рынке труда для сферы СКС и туризма на основе отраслевой системы сертификации квалификаций.
многофункциональным нормативным документом, предназначенным для [Положение о профессиональном стандарте... 2007]:
• проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;
• формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;
• решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; от-
бора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);
• проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).
Динамика развития рыночной экономики приводит к ускоренному формированию новых требований к базовым знаниям, умениям и навыкам по профессиям. Подготовка специалистов по программам обучения в системе образования «не успевает» оперативно изменяться в соответствии с изменяющимися требованиями к профессиям, что приводит к разрыву между потребностями
рынка труда в высококвалифицированных кадрах и предложением сферы образования. система внутрифирменного обучения, осуществляемая в соответствии с требованиями профессиональных стандартов должна стать более содержательной и практически направленной на восполнение у работника недостающих компетенций; приближена к потребностям работодателя и работника. Предполагается, что в будущем профессиональные стандарты заменят используемые в настоящее время квалификационные характеристики в ЕТКС и КС, которые были разработаны в условиях плановой экономики и не отражают обновленных требований к профессиям. В сфере туризма такие профессиональные стандарты были разработаны еще в 1999 году [Постановление Министерства труда... 1999], существует определенная положительная практика их использования в индустрии туризма, поэтому представляется целесообразным их пересмотреть с учетом современных потребностей работодателей.
Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой для разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях. Система профессиональных стандартов как совокупная часть национальной системы квалификаций призвана обеспечивать сферы труда и образования обновляющимися требованиями к профессиям по уровням квалификации для поддержания их соответствия требованиям рынка труда, работодателей.
однако следует отметить, что сертификация персонала часто используется не как инструмент оценки соответствия, а для
удостоверения участия специалистов в семинарах, для подтверждения прохождения краткосрочного обучения и многими образовательными учреждениями и организациями превращена в действия второй стороны, т.е. не является независимой оценкой. Сертификат, выдаваемый участнику конференции или семинара, свидетельствует не о качестве знаний, а рекламирует организатора этих акций, т.е является своего рода рекламой, повышающей имидж организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» [Постановление Правительства РФ... 2008] дано право объединениям работодателей совместно с органами федеральной власти в области образования формировать систему независимой оценки качества профессионального образования. Уже в июле 2009 года были утверждены:
• Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (Утверждено Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 31 июля 2009 года № АФ-318/03 и Президентом РСПП А.Н. Шохиным 27 июля 2009 года);
• Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников, образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (Утверждено Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 31 июля 2009 г. № АФ-317/03 и Президентом РСПП А.Н. Шохиным 27 июля 2009 г.).
Таким образом, вводится добровольная система сертификация выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение.
Однако необходимо отметить, что пред-
лагаемую систему оценки и сертификации квалификаций нельзя считать рабочей, скорее это схема системы, которая может быть использована для создания конкретных (отраслевых) систем сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений и организаций в соответствии с Перечнем направлений подготовки, специальностей и профессий для конкретного
вида деятельности. Целесообразно, с нашей точки зрения, создание единой системы сертификации квалификации выпускников туристских образовательных учреждений и организаций с введением многоступенчатой системы сертификатов квалификации с учетом Системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
Литература
Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года № 1193-р).
Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 9 мая 2005 года № 45-ФЗ, от 1 мая 2007 года № 65-ФЗ, от 1 декабря 2007 года № 309-Ф3, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 16 июля 2009 года № 189-ФЗ.
Положение о профессиональном стандарте. Утверждено Распоряжением Президента РСПП от 28 июня 2007 года № РП-46.
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г. № 8 «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 10.10.2002 № 71).
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.]. - М.: Федеральный институт образования, 2008.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования. Утверждено Министром образования и науки А.А. Фурсенко 31 июля 2009 года № АФ-318/03 и Президентом РСПП А.Н. Шохиным 27 июля 2009 года.
Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников, образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. Утверждено Министром образования и науки А.А. Фурсенко 31 июля 2009 г. № АФ-317/03 и Президентом РСПП А.Н. Шохиным 27 июля 2009 г.