Научная статья на тему 'К вопросу реформирования процесса ВТО как отображения современных потребностей'

К вопросу реформирования процесса ВТО как отображения современных потребностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВТО / РОССИЯ / МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ВТО / ГАТТ / КИТАЙ / США / РЕФОРМИРОВАНИЕ ВТО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюшеева Елена Викторовна

В статье рассматривается вопрос о необходимости реформирования панели ВТО. Автор пытается дать анализ проблемы низкого отклика от вступления в ВТО Российской Федерации, по сравнению с Китайской Народной Республикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу реформирования процесса ВТО как отображения современных потребностей»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВТО КАК ОТОБРАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аюшеева Е.В.

Аюшеева Елена Викторовна - докторант, юридический факультет, Пекинский педагогический университет, г. Пекин, Китайская Народная Республика

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о необходимости реформирования панели ВТО. Автор пытается дать анализ проблемы низкого отклика от вступления в ВТО Российской Федерации, по сравнению с Китайской Народной Республикой. Ключевые слова: ВТО, Россия, механизм разрешения споров ВТО, ГАТТ, Китай, США, реформирование ВТО.

2012 год ознаменовался вступлением Российской Федерацией во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Подготовка и обсуждения по вступлению нашей страны велись на протяжении 20 лет. Проведены были многочисленные открытые слушания, встречи на различных уровнях и итог не заставил себя ждать - несмотря на двойственность мнения общества, мы стали 156 страной-участницей ВТО [8].

За последние 7 лет проведена значительная правотворческая реформация законодательства РФ, изменен налоговый режим, подверглась реформации и правоприменительная практика. Однако все чаще общественные деятели говорят о неэффективности участия в ВТО, а также полного выхода из организации. Так, приводятся для примера низкий скачок ВВП, отсутствие значительных изменений в торговой политике и многое другое [8].

Актуальность данного вопроса безусловна. Современная международная торговля становится основным из рычагов давления на страны. А внимание общественности к «торговой войне» США и КНР все чаще дает отсылки на влияние ВТО в мире.

На наш взгляд, такое внимание к механизму разрешения споров не случайно. Именно ВТО и нормы ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947г.) являются основным источником регулирования международной торговли. Так, именно членство в ВТО дает значительные преференции и возможности для улучшения товарооборота, роста экономики и уровня ВВП. Именно членство в ВТО дает билет в большую международную торговлю по общим правилам. Так, рост ВВП КНР не раз становился примером для РФ при вступлении в ВТО. Именно сценарий КНР по вступлению в ВТО был частично заимствован нами [2]. Однако спустя 7 лет рост не наблюдается в том объеме, которого ожидали, и даже не приближается к цифрам КНР. Что в свою очередь еще раз дает повод для размышления о необходимости присутствия в ВТО.

На наш взгляд, причинами такого низкого отклика от вступления в ВТО являются:

1. Россия изначально является экспортером чисто сырьевого продукта, как нефть, газ, сталь и т.д. Отсутствие большего ассортимента товаров, которые может переложить РФ на международном рынке дает более низкий эффект для скачка ВВП. Здесь не берется на рассмотрение сельскохозяйственный сектор, скачек роста ВВП после вступление в ВТО составил более 3% [8].

2. Введение санкций против Российской Федерации в 2014 году, спустя два года после вступления в ВТО, фактически нивелировали эффект ВТО [4]. Так, в силу принципа аполитичности международной организации и нормы ст.21 ГАТТ, страны могут вводить санкции, руководствуясь принципом защиты безопасности страны.

3. Достаточно долго рассматривается кейс при помощи механизма разрешения споров ВТО. Средний срок для разрешения спора составляет около 3-х лет. Многие

эксперты отмечают, что за такой срок сама ситуация кейса становится не актуальной или разрешенной уже другими методами. Например, по спору антидемпинговых пошлин на импорт легких коммерческих автомобилей для Италии и Германии [13]. Данный кейс был проигран Российской Федерацией, однако существенная часть аргументов ЕС не была поддержана арбитрами. Также, решение по спору совпадало по времени с окончанием срока действия самой антидемпинговой меры. Таким образом, решение ВТО было существенно не важным на практике.

4. Еще одной причиной, тесно связанной с предыдущей, можно назвать вопрос исполнения решения панели ВТО. Согласно уставу ВТО, решения панели ВТО по разрешению спора носит рекомендательный характер и принимаются путем консенсуса. Плюс данное решение не обязательно для исполнения другими организациями. Исполнение или не исполнения такого решения дается на откуп самой стране, для которой международные отношения должны быть выше, чем сиюминутная выгода [20]. Таким образом, само исполнение или отсутствие решения лежит полностью на авторитете страны-участницы.

Авторитет Российской Федерации в ВТО, как и любой другой страны-участницы становится исключительно за счет активного участия в работе панели. Так, Россия является активным участником процесса реформирования ВТО. Одним из направлений реформы стала адаптация правил ВТО к реалиям и особенностям современной мировой торговли [6]. Например, регулирование правоотношений в электронной коммерции, более детальное освещение всех процессов инвестирования, регламентация деятельности малых и средних предприятий в международной торговле. Это и не только требует не только нормативного регулирования, но и привидения к общим стандартам для всех стран.

Также Российская Федерация озабочена вопросом эффективности апелляции в механизме разрешения споров. На данный момент сложилась довольно противоречивая ситуация. Так, согласно уставу ВТО, в составе апелляционного органа должно быть семь участников, однако из политики США, которую они поддерживают на протяжении последних лет, фактически работают в апелляции 3 участника, т.е. минимальное количество участников, необходимых для работы органа [6]. Именно разрешение данного вопроса крайне актуально ввиду того, что полномочия 3-х участников апелляционного органа истекают в этом году, что приводит к невозможности осуществления собственных функций для апелляционного органа, что в свою очередь, ведет к неэффективности самой системы разрешения споров.

В заключении мы хотим отметить, что сама концепция создания и функционирования такой организации, безусловно, актуальна. Именно ВТО является основным регулятором международной торговли, однако нужно учитывать современные реалии. Несмотря на изначальную аполитичность организации, современная протекционная политика некоторых государств нивелирует весь процесс ВТО. Отсутствие четкого понимания процессов современного мира все больше дает повод для осознания реформирования ВТО или о создании другой современной альтернативной международной организации. Необходимы новые и модернизированные инструменты по регулированию правоотношений в международной торговле.

Список литературы

1. «Пока еще делаем первые шаги»: каких результатов добилась Россия за шесть лет членства в ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/547565-vto-rossiya-torgovlya-itogi/ (дата

обращения: 09.03.2019).

2. 11 лет Китая в ВТО: аналитики подводя первые итоги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chinalogist.ru/book/news/za-rubezhom/11-let-kitaya-v-vto-analitiki-podvodyat-pervye-itogi/ (дата обращения: 9.03.2019).

3. Бизнес - об участии России в ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://deloros.ru/biznes-ob-uchastii-rossii-v-vto.html/ (дата обращения: 07.03.2019).

4. Все санкции Запада против России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587/ (дата обращения: 09.03.2019).

5. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.hse.ru/data/20П/П/15/Ш2897051/ГАТТ-47%20%28гш%29^/ (дата обращения: 5.03.2019).

6. Дела на миллиарды: Россия научилась выигрывать споры в ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/366289-dela-na-milliardy-rossiya-nauchilas-vyigryvat-spory-v-vto/ (дата обращения: 08.03.2019).

7. Зачем нам ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/news/zachem-nam-vto/ 9(дата обращения: 09.03.2019).

8. История спора России и ЕС вокруг поставок свинины. Досье. // [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://tass.ru/info/4862066 / (дата обращения: 05.03.2019).

9. Источник: запрос России к ЕС о консультациях в ВТО по спору о свинине принят // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/2018/02/07/источник-запрос-россии-к-ес-о-консульт/ (дата обращения: 03.03.2019).

10. Китая инициировал разбирательство в ВТО из-за новых пошлин США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5094488/ (дата обращения: 12.03.2019).

11. Конец эпохи «свободной торговли» и ВТО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nakanune.ru/articles/113842/ (дата обращения 10.03.2019).

12. Кросби Д. Участие России в процедуре разрешения споров ВТО для сохранения и расширения доступа на мировые рынки // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.ictsd.org/bridges-news/мостьI/news/участие-россии-в-процедуре-разрешения-споров-вто-для-сохранения-и-расширения/ (дата обращения: 14.02.2019).

13. Механизм разрешения споров в ВТО. Архив дел. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm / (дата обращения: 04.03.2019).

14. Официальный сайт Всемирной Торговой Организации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wto.org/ (дата обращения: 09.02.2019).

15. Правда ВТО: читать - не перечитать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravda.ru/economics/1142202-vto/ (дата обращения: 10.03.2019).

16. Россия заблокировала запрос ЕС созвать панель по спору о свинине. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/news/rossiya-zablokirovala-zapros-es-sozvat-panel-vto-po-sporu-o-svinine/ (дата обращения: 16.02.2019).

17. Свиные санкции: чем грозит России новый спор с ЕС в ВТО // иКЬ-адрес: https://www.rbc.ru/economics/09/01/2018/5a53a69b9a7947d746880ab9 (дата обращения: 03.03.2019).

18. Уйти красиво: чем грозит России выход из ВТО. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruposters.ru/news/14-07-2017/chem-rossii-grozit-vyhod/ (дата обращения: 1.03.2019).

19. Устав ВТО http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3667&doc_id=3192/ (дата обращения 12.03.2019).

20. Центр экспертизы ВТО // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/ (дата обращения: 16.02.2019).

21. Ayusheeva E. V. Russia is the WTO member for 5 years: dispute settlement mechanism // Научные исследования: ключевые проблемы Ill тысячелетия / Сб. ст. по мат. XXIV Международной научно-практической конференции (Россия, Москва, 1-2 апреля, 2018). Москва: Изд. «Проблемы науки», 2018. С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.