Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РЕАКТУАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ МОЛОДЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ РЕАКТУАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ МОЛОДЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / МОЛОДЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ / АБСЕНТЕИЗМ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Митяева Юлия Владимировна

Рассматриваются методы корректировки уровня аффилированности молодого электората и реактуализации избирательных прав для данной социальной группы населения России. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать и обозначить проблематику преодоления политической и избирательной апатии в среде избирателей в возрастной категории до 40 лет. Выбранная тема является актуальной в связи с сохраняющимся высоким уровнем абсентеистских реакций в российском обществе, по-прежнему низкой явкой избирателей, особенно на выборы регионального или муниципального уровня, что ставит под вопрос легитимность существующих властных институтов в целом. В качестве основных результатов проведенного исследования проблемы приведены первостепенные поведенческие стереотипы в электоральной среде молодых избирателей России, формы и методы по реактивации избирательных прав в этой социальной группе, рекомендации по эффективному включению будущих избирателей и тех, кто ими уже стал, в избирательный процесс, исходя из сформированных знаний, опыта взаимодействия с властными структурами, выстроенной гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Митяева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF REACTUALIZATION OF THE SUFFRAGE OF YOUNG VOTERS IN RUSSIA

This paper discusses the methods of adjusting the level of affiliation of the young electorate and the reactualization of suffrage for this social group of the Russian population. The aim of the author is to analyze and identify the problems of overcoming political and electoral apathy among voters, in the age category up to 40 years. The topic of scientific research chosen by the author is relevant, due to the continuing high level of absentee reactions in Russian society, still weak percentages of voter turnout, especially for regional or municipal level elections, which calls into question the legitimacy of existing government institutions as a whole. As the main results of the author’s study of the problem, the main behavioral stereotypes in the electoral environment of young voters in Russia are given, forms and methods for reactivating suffrage in this social group are given, recommendations are presented for the effective inclusion of future voters and those who have already become them in the electoral process based on the formed knowledge, experience of interaction with government structures, a built civic position.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РЕАКТУАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ МОЛОДЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИИ»

УДК 342.82

К ВОПРОСУ РЕАКТУАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ МОЛОДЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В РОССИИ

Митяева Юлия Владимировна1,

канд. полит. наук, e-mail: [email protected], 1Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани, г. Рязань, Россия

Рассматриваются методы корректировки уровня аффилированности молодого электората иреактуали-зации избирательных прав для данной социальной группы населения России. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать и обозначить проблематику преодоления политической и избирательной апатии в среде избирателей в возрастной категории до 40 лет. Выбранная тема является актуальной в связи с сохраняющимся высоким уровнем абсентеистских реакций в российском обществе, по-прежнему низкой явкой избирателей, особенно на выборы регионального или муниципального уровня, что ставит под вопрос легитимность существующих властных институтов в целом. В качестве основных результатов проведенного исследования проблемы приведены первостепенные поведенческие стереотипы в электоральной среде молодых избирателей России, формы и методы по реактивации избирательных прав в этой социальной группе, рекомендации по эффективному включению будущих избирателей и тех, кто ими уже стал, в избирательный процесс, исходя из сформированных знаний, опыта взаимодействия с властными структурами, выстроенной гражданской позиции.

Ключевые слова: выборы, молодые избиратели, абсентеизм, избирательные права, гражданские институты, избирательные комиссии

ON THE ISSUE OF REACTUALIZATION OF THE SUFFRAGE OF YOUNG VOTERS IN RUSSIA

Mityaeva Yu.V.1,

candidate of political sciences, e-mail: [email protected], 1Moscow Witte University, the branch in Ryazan, Ryazan, Russia

This paper discusses the methods of adjusting the level of affiliation of the young electorate and the reactualiza-tion of suffrage for this social group of the Russian population. The aim of the author is to analyze and identify the problems of overcoming political and electoral apathy among voters, in the age category up to 40 years. The topic ofscientific research chosen by the author is relevant, due to the continuing high level of absentee reactions in Russian society, still weak percentages of voter turnout, especially for regional or municipal level elections, which calls into question the legitimacy of existing government institutions as a whole. As the main results of the author's study of the problem, the main behavioral stereotypes in the electoral environment ofyoung voters in Russia are given, forms and methods for reactivating suffrage in this social group are given, recommendations are presented for the effective inclusion offuture voters and those who have already become them in the electoral process based on the formed knowledge, experience of interaction with government structures, a built civic position.

Keywords: elections, young voters, absenteeism, suffrage, civil institutions, election commissions

DOI 10.21777/2587-9472-2022-1-10-16

Введение

Конституционное установление политических прав граждан предполагает обеспечение реализации гражданами своего естественного права на осуществление власти в государстве, что, безусловно, связано с правом на участие в выборах в качестве не только избирателей, но и кандидатов на выборные должности.

Прошедшие десятилетия с момента принятия Конституции РФ1 в 1993 г., к сожалению, не утвердили в общественном сознании россиян актуальность реализации своих прав как избирателей в вопросе участия в управлении государством. Актуальность темы исследования заключается в объективной необходимости системного политологического анализа и существующего в этой области опыта корректировки уровня аффилированности молодых избирателей в процесс формирования властных органов, выражения своей политической воли.

Объект научного исследования - система общественных взаимоотношений, связанных с реализацией гражданами своих избирательных прав.

Предмет научного исследования - реализация избирательных прав электоратом в возрастной категории 18-40 лет в России.

В пределах проводимого научного исследования наиболее пристальное внимание следует уделить разработке форм и методов воздействия на тех избирателей, которые только начинают участвовать в процессе осуществления народом его конституционного права на власть, т.к. именно молодые избиратели, сталкиваясь с огромным информационным потоком, зачастую не способны идентифицировать реальные факты от выдумок или провокаций, что приводит к серьезным заблуждениям, искажениям или полному нежеланию разобраться в действующих механизмах формирования властных органов, собственных правах и ответственности как избирателей.

Цели научного исследования - проанализировать особенности реализации избирательных прав электоратом в возрастной категории 18-40 лет в России, обозначить проблематику, выработать предложения по преодолению дезактуализации избирательных прав молодых избирателей в России.

Дезактуализация избирательных прав в общественном мнении является характерной чертой электорального поведения различных категорий граждан в России. Наиболее ярко данная проблема проявляется в среде молодых избирателей, т.к. именно эта категория менее всего реализует свои права в процессе формирования властных органов. В связи с этим целесообразно провести научное исследование о вероятных причинах указанного явления и дать рекомендации по аффилиации избирательного процесса с точки зрения формирования новой модели поведения избирателя в обществе, понимания и принятия действующих избирательных механизмов как позитивных, дающих избирателю возможность в полной мере стать членом общества политически активных, грамотных граждан российского государства.

Задачами научного исследования являются:

1) проанализировать причины, лежащие в основе проблематики избирательно-правовой дезактуализации в электоральном поведении молодых избирателей в России сегодня;

2) привести и сопоставить наиболее эффективные механизмы преодоления невостребованности избирательных прав в молодежной среде;

3) сформулировать рекомендации по совершенствованию механизмов коррекции уровня абсен-теистских настроений среди молодых избирателей.

Проблематика дезактуализации избирательных прав в среде молодых избирателей России

Правовая основа избирательных прав заложена нормами Конституции РФ, а также положениями федеральных законов и законов субъектов РФ.

На сегодняшний день в политической системе российского общества создана одна из самых прогрессивных и проработанных правовых баз по реализации избирательных прав гражданами, сочетаю-

1 Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голос. 12 декабря 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голос. 1 июля 2020 г.]. - URL: http://www.rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (дата обращения: 28.03.2022). - Текст: электронный.

щая в себе возможность наблюдать за ходом выборов любому гражданину, не говоря уже об институте независимых наблюдателей, который сам по себе имеется не во всех странах в избирательном механизме выборов. Между тем, с точки зрения развитости институтов общественного контроля за ходом голосования, практически все возможные технологии и процессуальные действия закреплены законодательно [1, с. 416].

Можно утверждать, что россияне в полной мере могут активно участвовать в процессе управления государством как на федеральном и региональном уровнях, так и на муниципальном.

Произошедшие изменения в избирательном законодательстве направлены на актуализацию процесса выборов среди молодых избирателей и людей средней возрастной группы, повышение уровня доступности голосования вне зависимости от места нахождения избирателя в день голосования. Рассмотрим, например, внедрение системы «Мобильный избиратель»2. По мнению экспертов в области организации и проведения выборов различного уровня, механизм «Мобильный избиратель» успешно заменил систему открепительных удостоверений и досрочного голосования в помещениях территориальных и участковых избирательных комиссий, сделав процедуру голосования более удобной для избирателей [2, с. 62]. Кроме того, можно отметить процедуры электронного дистанционного голосования через сеть Интернет с использованием платформы «Госуслуги» или иных региональных электронных платформ на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, глав субъектов РФ3,4.

Российским избирателям свойственна низкая явка на выборах всех уровней, особенно на городских выборах. Практически более половины избирателей не приходят на избирательные участки.

Проводимые исследования о причинах стабильно низкого процента активно голосующих граждан в качестве таковых называют недоверие электората к результатам голосования и, как следствие, ко всему институту выборов в принципе, а также нежелание тратить свое время на этот процесс.

Высокий уровень недоверия к реальности результатов выборов скорее связан с субъективной оценкой избирательного процесса гражданами, чем вытекает из объективного знания избирательных процедур, избирательного законодательства. Это находится во взаимосвязи с нежеланием людей вникать и разбираться в особенностях существующей избирательной системы, низкой политической активностью россиян в целом и малой долей сформированности участия гражданских институтов в избирательном процессе.

Помимо приведенных особенностей электорального поведения российских граждан важно учитывать при анализе проблемы дезактуализации и будущей аффилиации избирательных прав дифференциацию состава самого электората в РФ. По данным, приведенным Центральной избирательной комиссией РФ (далее - ЦИК РФ) на 2020 г., число избирателей составляет около 108 млн человек. Из них более 42 % - избиратели в возрасте до 40 лет. Именно поэтому вопрос о повышении степени включенности в избирательный процесс именно этой категории избирателей является особо актуальным для современной России5.

Конституционное право избирать закрепляется за гражданами Российской Федерации, достигшими совершеннолетия, а право баллотироваться на выборные должности во властных структурах варьируется на нижнем пороге между 18 и 21 годом.

Фактически, мы должны говорить о том, что к 18 годам у гражданина должны быть уже сформированы политико-правовые знания об особенностях реализации избирательных прав, участии в мо-

2 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (в ред. Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"»: [от 3 июля 2018 г. № 184-ФЗ]): Федеральный закон Российской Федерации: [от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ]. - URL: http://www.rg.ru/2018/07/06/referendum-dok.html (дата обращения: 17.01.2022). - Текст: электронный.

3 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (в ред. Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"»: [от 4 июня 2018 г. № 150-ФЗ): Федеральный закон Российской Федерации: [от 22 февраля 2014 г № 20-ФЗ]. - URL: http://www.rg.ru/2018/06/06/vybory-deputatov-dok.html (дата обращения: 02.01.2022). - Текст: электронный.

4 О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации: [от 1 июня 2017 г. № 103-Ф3]. - URL: http://www.rg.ru/2017/06/05/vibori-dok.html (дата обращения: 12.02.2022). - Текст: электронный.

5 Бетехтина А.В., Олухов Н.В. Отношение молодежи к избирательному процессу. - URL: http://www.elar.urfu.ru/ bitstream/10995/32612/1/xixusr_2013_11.pdf (дата обращения: 05.03.2022). - Текст: электронный.

лодежных движениях, предоставляющих молодым людям возможность не только личностного роста, но и включения в широкий круг общественно-политических отношений, а также выработана активная жизненная позиция.

Мы можем утверждать, что молодое поколение российских избирателей считает реализацию избирательных прав своей принципиальной гражданской позицией, при этом, фактически, не испытывает доверия к властным институтам, что во многом обусловлено манипулированием со стороны нечистоплотных политиков, которые тем самым подрывают веру в свободные и справедливые выборы [3]. Эта категория электората по-прежнему является мало включенной как в процесс голосования, так и в особенности, процесс реализации своего пассивного избирательного права.

Прошедшие выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в 2016 г. прошли с самой низкой явкой, что отмечается еще с 1993 г. На избирательные участки пришли чуть более 47 % избирателей. Уже на прошедших в 2018 г. выборах Президента РФ проголосовали 67 % избирателей, при том что такой скачок в явке произошел, по словам заместителя председателя ЦИК РФ Н.И. Булаева, из-за изменения отношения к институту выборов именно в среде избирателей в возрасте до 40 лет. Так, по его мнению, число избирателей, пришедших на избирательные участки, выросло за счет того, что активно голосовала молодежь, которую ЦИК РФ удалось привлечь на избирательные участки6.

Кроме того, явка оказалось высокой благодаря тому, что и исполнительная, и законодательная власть проявили максимум уважения к избирателю и попытались убедить, что его голос важен, а также, по словам заместителя председателя комиссии, люди начали больше задумываться о своем будущем.

Формы и методы реактивации возможностей граждан по формированию органов власти

Исходя из последних данных по выборам федерального уровня, мы можем утверждать, что активизация работы с молодыми избирателями на общегосударственном уровне дала свой положительный результат. Корректировка поведенческого аспекта молодых избирателей в сторону заинтересованности участием в политической жизни своей страны через систему гражданских институтов позволила значительно снизить дезактуализацию при реализации избирательных прав среди этой категории электората и выйти на высокий уровень аффилированного электорального поведения. Однако проблема повышения уровня включенности молодых избирателей в избирательный процесс остается острой относительно региональных выборов и, в особенности, выборов на муниципальном уровне.

Следовательно, целесообразно применить мультивекторный подход в оценке проблемы дезакту-ализации избирательных прав среди молодых избирателей и разработке рекомендаций по формированию аффилированной модели поведения электората.

Проведенное нами научное исследование показало, что в современном российском обществе сформировался ряд устойчивых ложных стереотипов об институте выборов, роли избирателей в процессе управления государством, особенностях политической и избирательной систем, что, в свою очередь, вызвало реакцию отторжения и неприятия реализации своих конституционно установленных избирательных прав, особенно в среде молодежи.

Следует отметить, что, несмотря на традиционно высокий уровень абсентеистских настроений в российском обществе уже на протяжении достаточно длительного периода времени, в последние три года начался постепенный векторный сдвиг в общественном мнении относительно актуализации участия в выборах. Эти изменения стали возможными в результате появления и закрепления в российском обществе гражданских инициатив, исходящих от молодого поколения россиян.

Безусловно, такие общественные молодежные организации, как молодежные парламенты и молодежные избирательные комиссии, появились еще в 90-е гг. XX в. [4, с. 245]. Однако появление столь актуального общественного политического института оказалось всего лишь очередным проявлением формализма в работе с молодежью. Реально значимый результат они стали показывать лишь в 20182020 гг. За достаточно длительный срок существования данный общественный институт практически

6 Мисливская Г.И. ЦИК официально завершил избирательную кампанию. - URL: http://www.rg.ru/2021/12/08/cik-oficialno-zavershil-izbiratelnuiu-kampaniiu.html (дата обращения: 07.03.2022). - Текст: электронный.

не имел заметного влияния на молодежь и в большей степени был ориентирован на привлечение политически активных лидеров общественных организаций, органов студенческого и ученического самоуправления с такой формальной целью, как воспитание кадрового резерва [5].

Как известно, любое общественное начинание, особенно связанное с прямым взаимодействием с властными институтами, не может быть сразу институализировано в рамках государственной системы отношений. Однако сегодня институт молодежного парламентаризма - это устойчивая система связей, сформировавшаяся более чем в 70 субъектах Российской Федерации и закрепленная законодательно. Так, в Рязанской области приняты законодательные и подзаконные акты, регулирующие организацию и функционирование такого рода общественных институтов7.

Деятельность молодежных парламентов направлена на эволюционирование знаний избирательных механизмов, законодательных основ избирательного процесса у молодого поколения российского электората, формирование активной политической позиции у школьников старших классов, учащихся средних специальных учебных заведений и студентов, а также умения работать с политически направленной информацией, взаимодействовать с органами власти по вопросам реализации и защиты прав граждан. Это особенно востребовано в современных политических реалиях, в которых главными тенденциями стали различного рода провокации и подстрекательства к насильственным методам изменения политической ситуации в стране.

Под эгидой молодежных парламентов могут быть воплощены проекты по обучению основам избирательного процесса в рамках школьного, специального и высшего образования.

Безусловная роль молодежных парламентов по формированию активной жизненной позиции у молодых избирателей дополняется включением в этот процесс волонтерского движения. Данный гражданский институт в избирательном процессе эффективно решает такие вопросы, как включение ребят в процесс проведения и организации обучения азам избирательного законодательства, повышение уровня правовой культуры среди молодых избирателей и возрастание степени их электоральной активности8.

Через волонтерские организации становится возможным создание агитгрупп из числа самих же школьников или студентов, уже прошедших обучение по основам избирательного права и процесса в рамках мероприятий, проводимых избирательными комиссиями субъектов, а также привлечение их к работе с фокус-группами, состоящими из студентов и школьников старших классов, в целях максимально эффективного воздействия на аффилированность поведенческой модели в избирательной сфере общественных отношений.

Механизм, в основе которого лежит общественная инициатива, будет корректировать уровень аффилированности избирателей в процессе политического участия, опираясь на сформированную способность анализировать данное государством право гражданам осуществлять власть и, сообразно действующим законам, моделировать свое ролевое поведение в данном статусе, нивелировать манипуля-тивное воздействие абсентеистски настроенных объединений, а также выстраивать базирующуюся на проверенной, достоверной информации активную гражданскую позицию у каждого избирателя, даже будущего.

Заключение

Разработанная нами совокупность методов воздействия на существующую модель поведения избирателей в возрасте до 40 лет способствует разрушению ряда ложных стереотипов, которые особенно быстро закрепляются в сознании молодых людей, и формирует новые представления об избирательной системе и политических институтах, основанные на собственном опыте участия в подобного рода молодежных организациях, мероприятиях, процессах.

7 О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Рязанской области: закон Рязанской области: [от 12 сентября 2013 г. № 51-ОЗ]. - URL: http://www.rg.ru/2013/09/16/ryazan-zakon51-reg-dok.html (дата обращения: 02.03.2022). - Текст: электронный.

8 Межрегиональный конкурс социально значимых проектов «Развитие волонтерства и добровольчества студенческой молодежи». - URL: http://www.bsu.edu.ru/bsu/news/news.php?ID=207596&IBL0CK_ID=176 (дата обращения: 23.03.2022). - Текст: электронный.

На наш взгляд, не только общество нуждается в изменениях базовых установок в вопросе формирования устойчивой гражданской инициативы на выборах, но и, прежде всего, само государство заинтересовано в решении проблемы реактуализации избирательных прав молодого поколения избирателей, т.к. они являются активной социальной силой, которая в будущем должна стать главным участником общественного прогресса [6, с. 41].

В представленной совокупности методов корреляции уровня аффилированности электорального поведения молодежи нам важно особо отметить созданную устойчивую коммуникацию между избирательными комиссиями субъектов РФ, областными, городскими администрациями с организациями, осуществляющими образовательную и просветительскую деятельность в вопросе формирования личной гражданской позиции у молодых людей [7, с. 112]. Эта связь опирается на характерные черты местной культурной общности, опыт народного представительства как на федеральном, так и на региональном уровне. Благодаря этому проводимые мероприятия со школьниками, учащимися средних специальных и высших учебных заведений региона дают положительный результат, а также все меньше становится среди них тех, кто раньше говорил, что «я вне политики» либо «результаты выборов известны заранее».

Помимо молодежных парламентов за последние пять лет в России выросло и сформировалось молодежное волонтерское движение. Его возникновение открыло новые возможности для изменения отношения общества к молодежи, формированию новых целевых установок в молодежной среде, что, безусловно, повлияло и на электоральную активность молодых избирателей.

Однако не только появление массового волонтерского молодежного движения способствовало сдвигу в вопросе преодоления дезактуализации избирательных прав. Существенные изменения связаны и с внедрением в избирательные процедуры технологических новаций, в частности особую роль сыграло появление в избирательной системе нового института дистанционного электронного голосования.

Как показал российский и зарубежный опыт использования подобного вида голосования, интерес к нему проявляют, прежде всего, избиратели в возрасте до 40 лет. Именно за счет этой категории существенно вырос процент явки на выборах. В этой связи целесообразно говорить о необходимости закрепления данного института в избирательном процессе на постоянной основе.

В рамках использования подобных технологий в избирательном процессе важно отметить необходимость расширения возможности наблюдения за ходом электронного голосования для граждан, что будет способствовать повышению доверия со стороны избирателей к результатам голосования на электронных участках [8, с. 58].

Все рассмотренные нами методы и механизмы корректировки уровня аффилированности в среде молодых избирателей могут способствовать разрушению стереотипов об институте выборов, что приведет к выполнению задачи по реактивации избирательных прав в молодежной среде в России, а также к формированию новых представлений об избирательной системе и политических институтах, которые будут основаны на собственном опыте.

Список литературы

1. Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А. Политико-правовой аспект моделирования избирательной системы России // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 4. - С. 411-416.

2. Китновская О.В. Механизм «мобильный избиратель»: правовые основы, система, практика // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2020. - № 20-2. - С. 61-63.

3. Егорова Н.С. Политический абсентеизм в молодежной среде // Инновационные подходы к работе с молодежью: материалы Профессионального форума / под общ. ред. Н.Д. Бобковой. - Курган, 2014. - С. 60-63.

4. Стадник И.В., Чалых И.С. Программно-агитационное направление в преодолении избирательно-правового нигилизма в молодежной среде // Особенности парламентско-президентских выборов 20112012 гг.: проблемы совершенствования избирательного законодательства и повышения электоральной культуры молодых граждан Российской Федерации: материалы форума молодых избирателей-организаторов выборов (г. Белгород, 5 апреля 2012 г.) / отв. ред. В.И. Ерыгина. - Белгород, 2013. - С. 244-254.

5. Купорез И.Д. Молодежные парламенты в современной России: региональный опыт // Документ. Архив. История. Современность. - 2020. - № 20. - С. 20-24.

6. Малышева Н.И., Новогорских Т.Ю. Молодежь и ее участие в выборах: формы и методы повышения электоральной активности молодых избирателей // Информационные технологии управления и права. - 2020.- № 1. - С. 41-45.

7. Митяева Ю.В. Некоторые вопросы электорального абсентеизма в России // Научные труды Московского университета им. С.Ю. Витте. - 2019. - № 6. - С. 109-115.

8. Босова Е.Н., Реут Е.А. Дистанционное электронное голосование: поиск законодательного оформления // Правоприменение. - 2019. - Т. 3, № 3. - С. 53-62.

References

1.Mityaeva Yu.V., Vidova T.A., Golovastova Yu.A. PoHtiko-pravovoj aspekt modelirovaniya izbiratel'noj sis-temy Rossii // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2021. - № 4. - S. 411-416.

2. Kitnovskaya O.V. Mekhanizm "mobil'nyj izbiratel'": pravovye osnovy, sistema, praktika // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2020. - № 20-2. - S. 61-63.

3. EgorovaN.S. Politicheskij absenteizm v molodezhnoj srede // Innovacionnye podhody k rabote s molodezh'yu: materialy Professional'nogo foruma / pod obshch. red. N.D. Bobkovoj. - Kurgan, 2014. - S. 60-63.

4. Stadnik I.V., Chalyh I.S. Programmno-agitacionnoe napravlenie v preodolenii izbiratel'no-pravovogo ni-gilizma v molodezhnoj srede // Osobennosti parlamentsko-prezidentskih vyborov 2011-2012 gg.: problemy sovershenstvovaniya izbiratel'nogo zakonodatel'stva i povysheniya elektoral'noj kul'tury molodyh grazhdan Rossijskoj Federacii: materialy foruma molodyh izbiratelej-organizatorov vyborov (g. Belgorod, 5 aprelya 2012 g.) / otv. red. V.I. Erygina. - Belgorod, 2013. - S. 244-254.

5. Kuporez I.D. Molodezhnye parlamenty v sovremennoj Rossii: regional'nyj opyt // Dokument. Arhiv. Is-toriya. Sovremennost'. - 2020. - № 20. - S. 20-24.

6.Malysheva N.I., Novogorskih T.Yu. Molodezh' i ee uchastie v vyborah: formy i metody povysheniya elektoral'noj aktivnosti molodyh izbiratelej // Informacionnye tekhnologii upravleniya i prava. - 2020. -№ 1. - S. 41-45.

7.Mityaeva Yu.V. Nekotorye voprosy elektoral'nogo absenteizma v Rossii // Nauchnye trudy Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. - 2019. - № 6. - S. 109-115.

8. Bosova E.N., Reut E.A. Distancionnoe elektronnoe golosovanie: poisk zakonodatel'nogo oformleniya // Pravoprimenenie. - 2019. - T. 3, № 3. - S. 53-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.