структурированные ресурсные потребности, создадут внешние связи, выводящие научно-исследовательскую деятельность курсантов за пределы образовательного процесса учебного заведения.
Библиографический список
1. Греля, К. В. Педагогические условия развития социально-профессиональной готовности студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / К. В. Греля. - Калининград, 1998. - 162 с.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 712 с.
3. Исследование влияния работы курсанта в военно-научном обществе на развитие творческого потенциала : отчет о НИР (заключит.) / ОАБИИ ВС РФ ; рук. И. А. Маврина ; исполн. С. А. Тишин [и др.]. — Омск : ОАБИИ, 2012. — 148 с. — Инв. № 345.
4. Методологические проблемы военной теории и практики. — М. : Воениздат, 1966. — 326 с.
ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.
ТИШИН Сергей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.
МИХАЙЛЕЦ Сергей Никитич, кандидат технических
наук, доцент кафедры двигателей.
ПЕРОВ Сергей Анатольевич, кандидат технических
наук, доцент кафедры двигателей.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.07.2014 г. © Е. С. Терещенко, С. А. Тишин, С. Н. Михайлец, С. А. Перов
УДК 378 1 Е. С. ТЕРЕЩЕНКО
С. А. ТИШИН С. Н. МИХАЙЛЕЦ А. А. БАБИЧЕВ
Омский автобронетанковый инженерный институт
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Проведен анализ существующих в современной науке подходов к изучению творчества и творческого потенциала, выявление особенностей и характеристик в профессиональной деятельности, а также краткий анализ структуры творческого потенциала курсантов военного инженерного высшего учебного заведения. Показан творческий потенциал курсанта как одна из ключевых личностных характеристик, значение которой определяется требованиями современной военно-профессиональной деятельности инженера к его профессионально важным качествам.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, курсант, военно-профессиональная деятельность.
В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации главным фактором эффективности, наряду с современным вооружением и военной техникой, признается человек, а именно офицер. Самореализация офицера в военно-профессиональной деятельности напрямую зависит от его возможностей творчески решать профессиональные задачи, то есть его творческого потенциала. Характеристика творческого потенциала возможна через анализ существующих в современной науке подходов к изучению творчества, выявление особенностей и характеристик в профессиональной деятельности.
Творчество офицера как руководителя — это не слепое следование уставным правилам и должностным инструкциям, традиционно считалось слагаемым побед российского оружия.
Педагогический аспект исследования творчества заключается в установлении закономерностей, спо-
собов, методов и средств влияния на развитие творческих возможностей человека.
Выполнив анализ по понятию творчества и опираясь на различные подходы к трактовке творчества, как деятельности — творчество — это форма психической активности человека, определяющая процесс создания им субъективно новых или усовершенствования существующих знаний, опыта, объектов действительности, отношений, способов действий в проблемных ситуациях, осуществляемая за счет применения оригинальных идей, использования нестандартных решений на основе личного и освоенного социально-исторического опыта.
Проведенный анализ теоретических подходов к проблеме творчества человека позволяет сделать следующие обобщения [1, 2]:
— в современной науке утверждается возможность каждого человека осуществлять творческую
деятельность, которая характеризуется врожденными способностями, сформированными личностными качествами и личностными образованиями, усвоенным социально-историческим опытом, активностью личности и эмоциональной оценкой собственного творчества;
— возможно разделение творчества художественного и интеллектуального (научно-философского, естественнонаучного, технического и других), интеллектуальное творчество является следствием организации индивидуального понятийного знания человека;
— творческие возможности проявляются и развиваются в воспитании и обучении — специально организованном процессе, в ходе которого человек решает проблемные ситуации, не имеющие готового решения.
Кроме того, в охарактеризованной теоретической базе, используемой в научной разработке проблемы творчества, содержатся пять основных личностных детерминант творческих возможностей человека: врожденные и развитые способности в процессе творческой деятельности; фундаментальные, методологические, общие и специальные знания, умения и навыки, технологии творческого поиска и творческой деятельности; мотивация творчества; эмоциональная окраска творчества; опыт личной творческой деятельности.
Творчество в различной степени проявляется во всех формах социальной активности человека и, прежде всего, в основной форме — профессиональной деятельности. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть в жизни определённого социального статуса [2].
Таким образом, в современной науке установлена зависимость между возможностями человека осуществлять профессиональную деятельность творчески и ее эффективностью, однако, только в профессиональном творчестве возможна профессиональная самореализация человека [3].
В процессе творческой деятельности у профессионала формируются не столько сами новые знания и конструктивные элементы деятельности, сколько более общие представления о профессиональной деятельности, то есть ее вторичное содержание, которое не усваивается в процессе приема словесной информации или при наблюдении за образцами такой деятельности.
Профессиональная деятельность военного инженера, обладая всеми характеристиками военно-профессиональной деятельности в целом, имеет ряд особенностей, связанных со своей спецификой, к числу которых относятся яркие области проявления ее творческого характера. На основании результатов исследований военно-инженерной деятельности можно выделить: инженерно-техническое, инженерно-научное, инженерно-конструкторское и инженерно-педагогическое творчество военного инженера [4, 5].
Следует отметить интеллектуальный характер творчества, выражающийся в крайней зависимости результатов от имеющихся у офицера научно-технических, военно-инженерных и общих знаний, владения им методологией научного поиска, личного и освоенного опыта творческой деятельности. Творческий процесс в деятельности военного инженера предполагает внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменение способа действий в ходе решения учебных и боевых задач.
Необходимо отметить, что творчество военного инженера есть прямое проявление личного или освоенного им социально-исторического опыта творческой деятельности, оно, в значительной степени, зависит от имеющихся у военного инженера «наработок», исходных позиций научного поиска.
Таким образом, специфика творчества военного инженера позволяет выделить четыре основные группы профессионально важных качеств:
— врожденные и развитые творческие способности;
— знания, умения и навыки в профессиональной области научного поиска;
— мотивы и другие побудители к творчеству;
— личный и освоенный творческий опыт.
Различный уровень развития профессионально
важных качеств, включенных в выделенные группы, определяет творческие возможности военного инженера в военно-профессиональной деятельности, которые, как показывает практика, могут располагаться в очень широком диапазоне. В попытках определить универсальную характеристику творческих возможностей профессионала, в современной науке нет единого подхода [3].
Проведённый анализ показал, что существует несколько подходов в вопросе творчества инженера, а именно выделяют: творческую готовность будущего инженера к профессиональной деятельности; социально-профессиональную готовность военных инженеров к творчеству; готовность к инженерному творчеству и творческую инженерную активность.
Следует отметить, что указанные подходы не вступают в противоречие друг с другом, они отражают различные аспекты творческих характеристик человека.
Проведённая научно-исследовательская работа в Омском автобронетанковом инженерном институте показала, что наиболее целесообразно совокупность профессионально важных качеств курсанта, определяющих его творческие возможности в военно-профессиональной деятельности, структурирует понятие «потенциал».
Потенциал, в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определённой области [3].
В структуре творческого потенциала курсанта военно-инженерного вуза, в соответствии с выделенными группами профессионально важных качеств, определяющих его творческие возможности, выделяется четыре компонента: креативный, гностический, побудительный и деятельностный (рис. 1).
Креативный компонент. Креативный компонент объединяет врожденные и развитые творческие способности курсанта, характеризующие его готовность к продуцированию и формулированию принципиально новых идей в решении актуальных проблем военно-профессиональной деятельности. В качестве показателей в него включены: чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний; воображение и фантазия; способность к творческому мышлению.
Чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний отражает специфичные для каждого курсанта взаимоотношения между реальными или возможными задачами, возникающими перед представителями его профессии (спе-
Рис. 1. Структура творческого потенциала курсантов военного инженерного высшего учебного заведения
циальности) в военно-профессиональной деятельности и существующими способами их решения.
Приводя трактовки понятия к соответствию с объектом исследования, чувствительность к проблемам, противоречивости и дефициту научных знаний определяется, как профессионально важное качество курсанта, проявляющееся в способности выходить за рамки заданных инструкций, самостоятельно обнаруживать в военно-профессиональной деятельности области, содержащие противоречия, организовывать собственную работу по осмыслению и формулированию научных проблем.
Способность курсанта рассматривать обнаруженную проблему и с различной результативностью находить не существовавшие ранее возможные пути ее разрешения зависят от его воображения и фантазии.
Воображение и фантазия курсанта, как составляющая креативного компонента его творческого потенциала, — это профессионально важные качества, обеспечивающие курсанту потенциальные возможности создания объективно или субъективно новых образов (представлений) об объектах, субъектах и отношениях в профессиональной деятельности военного инженера, позволяющих искать пути разрешения проблемных ситуаций.
Творчество военного инженера связано с особым типом умственной деятельности — творческим мышлением, которое характеризуется диалектичностью, проблемностью, познавательной активностью, конструктивной самостоятельностью и в конечном итоге обеспечивает получение нового знания.
Гностический компонент. Творческое мышление курсанта — это совокупность его профессионально важных качеств, определяющих способность осуществлять в процессе решения профессиональных задач особую умственную деятельность, отличительными признаками которой являются такие характеристики как: активность, самостоятельность, прог-ностичность, гибкость, критичность, быстрота; ориентация в исследованиях боевых и технических свойств оружия и военной техники, обобщение результатов испытаний и разработка предложений по совершенствованию способов боевого применения и эксплуатации средств вооружения; создание методик исследования конструируемых систем оружия и приемов их боевого применения [3].
Творчество военного инженера — это деятельность, направленная на производство субъективно или объективно нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему военно-профессиональной деятельности. Его природа раскрывается на основе трактовки военной науки, как ряда сменяющих друг друга и объединенных исторической связью систем знания, опредмечиваемых в военно-профессиональной деятельности. В этом процессе проявляется гностический компонент, который проецирует на творческий потенциал теоретическую базу, полученную курсантом в образовательном процессе военно-инженерного вуза, и отражает его готовность использовать ее в ходе творческой военно-профессиональной деятельности. Состояние гностического компонента отражают следующие показатели: фундаментальная и методологи-
ческая подготовка; операциональное оснащение; профессиональные знания, умения и навыки.
Имеются различные аспекты проблемы фунда-ментализации профессионального образования, наиболее разработанным является аспект фундамен-тализации содержания профессионального образования, исходя из которого следует, что сложная профессиональная деятельность имеет творческий характер тогда, когда она правильно структурирована в целостную систему научных знаний специалиста.
Вопросы фундаментальной подготовки курсанта тесно связаны с развитием у него методологии получения, систематизации и использования профессиональных знаний. Методологическая подготовка субъекта профессиональной деятельности определяется, как степень развития его системного отношения к реалиям окружающей действительности, развития системного мышления, овладения философскими методами познания и объяснения действительности [3].
Обобщая теоретические подходы, фундаментальная и методологическая подготовка курсанта определяется, как степень овладения им системой общенаучных знаний, навыков их получения, обобщения, объяснения и использования в творческой профессиональной деятельности.
Побудительный компонент. Творчество военного инженера — это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленной на поиск более совершенных методов, приемов и средств решения проблем военной науки и практики. Но создание нового всегда связано с успешным усвоением уже существующей базы знаний. Профессиональные знания, умения и навыки включают в себя не только результаты военных исследований, но и накопленный поколениями опыт военно-профессиональной деятельности.
Динамические характеристики творчества, как и любого другого вида человеческой деятельности, в значительной степени определяются его побудительной сферой.
Всю совокупность динамических тенденций, побуждающих курсанта к творческой военно-профессиональной деятельности, объединяет побудительный компонент творческого потенциала. В его составе: мотивы творческой деятельности, эмоциональная окраска собственного опыта творческой деятельности и ценностные ориентации, связанные с творчеством.
К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотива-ционный комплекс. Под мотивами творческой деятельности курсанта понимается устойчивая, внутренне организованная система мотивов и мотиваци-онных комплексов, побуждающая его к сознательному творчеству в военно-профессиональной деятельности.
Однако возможность реализации мотива в творчестве обусловлена не только внешними факторами, но и общественными установлениями. Творчество имеет глубокий личностный смысл только тогда, когда оно совпадает с ними, или хотя бы не противоречит им. Шкала оценок, применяемых курсантом для ориентации в военно-профессиональной деятельности, основана на своеобразных «фильтрах» его поведения — ценностях, представляющих собой социально оправданные, с точки зрения курсанта, формы профессионального поведения.
С точки зрения организации педагогической системы, развивающей творческий потенциал кур-
санта, интересуют отношения курсанта к собственной творческой военно-профессиональной деятельности, т.е. его ценностные ориентации, связанные с творчеством в военно-профессиональной деятельности.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом курсанта, опытом его военно-профессиональной деятельности, совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для курсанта от незначимого и несущественного.
Деятельностный компонент. С использованием творческого потенциала курсантов на практике связан деятельностный компонент, на котором основано осознание курсантом себя как профессионала, способного творчески заниматься выбранной профессиональной деятельностью.
В ходе решения проблемных профессиональных задач, при осуществлении научного поиска у каждого курсанта формируется опыт творческой деятельности, т.е. осмысленное, оцененное и закрепленное содержание предыдущей военно-профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, который можно рассматривать в трех аспектах.
С одной стороны, творческие возможности курсанта определяет его собственный опыт, благодаря которому курсант имеет представление о творческой военно-профессиональной деятельности, обладает необходимыми инструментами соотнесения этих представлений и осознает собственные задачи профессионального и творческого развития.
С другой стороны, следует отметить чужой опыт творчества в военно-профессиональной деятельности, который может быть курсантом воспринят как свой, а следовательно, значительно расширяет содержание собственного опыта.
С третьей стороны, потенциальные возможности творчества военного инженера, безусловно, зависят от его личных творческих достижений, имеющихся позиций в выбранном направлении научных исследований.
Именно поэтому в состав деятельностного компонента включены: личный и освоенный опыт творческой деятельности, а также творческие достижения курсанта.
Анализ теоретических исследований позволяет сделать выводы и сформулировать следующие основные обобщения, что творческий потенциал курсанта является одной из ключевых личностных характеристик, значение которой определяется требованиями современной военно-профессиональной деятельности инженера к его профессионально важным качествам.
Теоретическая база, существующая на сегодняшний день в науке, обеспечивает разработку содержания и структуры творческого потенциала, как цели образовательного процесса военных вузов с учетом особенностей инженерной профессии.
Использование творческого потенциала курсанта в качестве ориентира для образовательного процесса вуза предусматривает учет в его структуре профессионально важных качеств, связанных со спецификой профессиональной деятельности военного инженера.
Библиографический список
1. Айдарова, Л. И. Творчество в обучении и воспитании — стратегия построения современного образования / Л. И. Айда-
рова, М. Р. Львов // Вопросы психологии. — 1988. — № 4. — С. 16-18.
2. Акиндинова, И. А. Психология и педагогика в общественной практике / И. А. Акиндинова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — С. 29 — 36.
3. Исследование влияния работы курсанта в военно-научном обществе на развитие творческого потенциала : отчет о НИР (заключит.) / ОАБИИ ВС РФ ; рук. И. А. Маврина ; исполн. С. А. Тишин [и др.]. — Омск : ОАБИИ, 2012. — 148 с. — Инв. № 345.
4. Алферов, А. М. Формирование готовности военных инженеров к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. М. Алферов. — Нижний Новгород, 2005. — 190 с.
5. Пашкин, С. Б. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в вузе МО РФ (Психолого-педагогический аспект) : дис. ... д-ра пед.
наук : 20.02.02 / С. Б. Пашкин.
545 с.
СПб. : Петродворец, 2001.
ТЕРЕЩЕНКО Евгений Сергеевич, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.
ТИШИН Сергей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.
МИХАЙЛЕЦ Сергей Никитич, кандидат технических наук, доцент кафедры двигателей. БАБИЧЕВ Александр Анатольевич, старший преподаватель кафедры двигателей. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.07.2014 г. © Е. С. Терещенко, С. А. Тишин, С. Н. Михайлец, А. А. Бабичев
УДК 37.017.4 С. Г. ЧУХИН
Омский государственный педагогический университет
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются подходы к определению сущности понятий «гражданское образование» и «российская гражданская идентичность». В статье анализируются: стратегическая цель, задачи, функции, формы и средства организации, компоненты структуры, критерии оценки результативности гражданского образования. Ключевые слова: гражданское образование, российская гражданская идентичность, функции гражданского образования, формы и средства гражданского образования.
Преобразования, произошедшие в обществе, затронули систему политического образования и патриотического воспитания, существовавшую в советский период. Это была четкая, стройная и развитая система воспитания гражданина советского общества, основанная на единой идеологии — политическом образовании и патриотическом воспитании молодежи. Сегодня совершенно очевидно, что в прежнем виде эта система не может быть восстановлена.
Формирование российской гражданской идентичности школьников — актуальная задача системы образования. В частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать «российскую гражданскую идентичность» в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС ООО дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной [1].
При определении понятия «гражданское образование» в педагогике и учреждениях системы образования постоянно возникают споры и разногласия. В педагогической литературе чаще встречается понятие «гражданское воспитание». Гражданское воспитание — это «воспитание личности как гражданина правового демократического государства. Г. в. вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг. Г. в. сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Г. в. направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества» [2, с. 78]. Но мы считаем необходимым говорить о «гражданском образовании», так как современная политическая и социально-экономическая ситуация требует не только развития гражданских качеств личности, но и приобретение определенных знаний, умений и навыков подготовки к гражданской деятельности.
Особенность гражданского образования состоит в том, что оно не имеет установленных образовательных уровней и цензов, хотя и отвечает всем требованиям образовательного процесса — без гражданского образования, активной гражданской пози-