Научная статья на тему 'К вопросу развития промышленности косметических средств в РФ'

К вопросу развития промышленности косметических средств в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РФ / САНКЦИИ / COSMETICS / INDUSTRY / RUSSIAN FEDERATION / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черевичко К.Ф.

Российская промышленность косметических средств в России плохо развита. Для ее развития и запуска процессов импортозамещения необходимо использовать мировой опыт и особенности внутреннего рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of development of the industry of cosmetics in Russia

Russian thoughts of cosmetics in Russia is poorly developed. For its development and launch processes of import substitution is necessary to use world experience and features of the internal market.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития промышленности косметических средств в РФ»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

УДК 334.02

*

К.Ф. Черевичко

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РФ

Российская промышленность косметических средств в России плохо развита. Для ее развития и запуска процессов импортозамещения необходимо использовать мировой опыт и особенности внутреннего рынка.

Ключевые слова: косметические средства, промышленность, РФ, санкции.

Одним из несомненных показателей повышения жизненного уровня населения России в наступившем XXI веке выступает почти неуклонное увеличение спроса на косметические средства, значительную часть которых ещё совсем недавно не считали товарами первой необходимости, а наиболее дорогие изделия признавали предметами роскоши. [5] На сегодняшний день число потребителей предпочитающих приобрести более дорогой товар увеличилось, по причине их «лучшего качества», чаще всего это товары импортного производства. Рынки развиваются, и российские потребители все больше ориентируются на бренды и страны-поставщики качественной продукции. [1, 2]. Распределение рынка импортируемых косметических средств между странами представлен на рис. 1.

Соединенное Королевство (Великобритания) _ 4%

Корея

5%

Турция

4%

Нидерланды 3% _

Финляндия

3%

Китай

19%

Рис. 1. Объем импортных поставок косметических средств, в %

© Черевичко К.Ф., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.7

Черевичко Ксения Федоровна - магистрант, Волгоградский государственный технический университет.

64

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

Наиболее крупными представителями рынка являются: Китай (27%), Германия (19%), США (9%), Италия (8%), Япония и Франция по 7%. [6]

Французские экспортёры занимают первое место как поставщики шампуня, средств для макияжа и маникюра люкс класса (компании L’Oreal, Christian Dior, Givenchy, L’Occitane en Provence и др.)

Ведущую роль в поставках средств макияжа для губ играют фирмы из Германии (Kryolan). Они же занимают ведущее положение на рынке лаков для волос (Wella, Schwarzkopf & Henkel), средств для чистки зубов (Dental- Kosmetik GmbH), средств для бритья (Braun) и дезодорантов (Douglas Holding), а также туалетного мыла (Beiersdorf AG).

Американским экспортерам принадлежит второе место на российском рынке макияжа для глаз (MAC, Coastell Scent, NYX, Maybeline Cosmetics, Nars Company, Bobby Braun Company), шампуня и прочих средств для волос (Procter & Gamble, Diane Dubeau Company). Заметные позиции они сохраняют как поставщики пудры, дезодорантов, туалетного мыла и ряда других косметических средств (Colgate-Palmolive, Unilever).

Продукция химической промышленности РФ, а именно косметические средства экспортируются в страны: Нидерландов - 9%, Италии - 7,5%, Белоруссии - 7%, Казахстана - 6%, Китая - 6,8%, Турции - 4,8%, Японии - 3,7%, Польши - 3,7%, Германии - 2,1%. [5] Экспортируется продукция компаний «Косметика XXI», «Арт-Визаж», "НИЗАР", «Новая Заря», «Faberlic», «Невская косметика», «Красная линия», «Первое решение» и концерна «Калина».

Что касается продаж продуктов косметической промышленности РФ за рубежом, по данным федеральной таможенной службы, их уровень составил 11,1% от общего уровня экспорта. Стоимостный и физический объёмы экспорта указанной товарной группы снизились по сравнению с январем-декабрем 2013 года на 8,6%, парфюмерно-косметических средств - на 5,2%, моющих средств - на 3,4%. [7]

В целом, по данным таможенной статистики в январе-декабре 2014 года внешнеторговый оборот России составил 782,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2013 года снизился на 7,0%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил

687,3 млрд.долларов США, со странами СНГ - 95,6 млрд.долларов США, так же произошло снижение внешнеторгового оборота по сравнению с 2013 годом на 5,1%. [7]

Одним из факторов снижения внешнеторгового оборота РФ, стало введение экономических санкций. В данную инициативу поддержало большинство торговых партнёров РФ, в их числе Германия, США, Франция, Япония, Польша, Великобритания, Казахстан и др. Это сказалась на экономическом развитии в регионах. [8]

Последствия данных мероприятий можем оценить не только на уровне государственных отчётов, но и на уровне ассортимента представленного в магазинах. [9] Каждый потребитель может с уверенностью констатировать повышение цен на импортные товары, без улучшения их качества. Уровень изменения цен на единицу товара представлен в Таблице 1.

Рост цен в среднем составил 44% относительно дезодорантов, 46% в сегменте духов и туалетной воды и 91% косметической туши, по отношению первого полугодия 2015 года к 2014.

Для оценки положения предприятия по производству косметических средств, проведём SWOT анализ его сильных и слабых сторон, а так же возможностей и угроз его развития в сложившихся условиях рынка. [10] Данный анализ применим к любому из предприятий подобного профиля.

Таблица 1

Динамика цен на импортируемую косметическую продукцию, руб./шт.

Наименование косметической продукции / период, в г. 2011 2012 2013 2014 2015 Период (январь-май)

Дезодорант, в руб. 78 95 110 145 210

Духи и туалетная вода, в руб. 234 390 800 1299 1899

Тушь косметическая, в руб. 105 130 165 198 380

По данным: Российской Парфюмерно-Косметической Организации [2]

65

Новый университет

Экономика и право 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

Таблица 2

SWOT анализ промышленного предприятия в сфере косметических средств

Возможности: -Использование рекламных мероприятий; -Увеличение ассортимента; -Отсутствие сильных отечественных косметических брендов; - Подорожание продукции зарубежных конкурентов; Угрозы: -приверженность потребителя к зарубежному бренду; - популярность зарубежных брендов; - активное использование рекламных мероприятий конкурентами; - выход на рынок товара субститута, по более низкой цене.

Сильные стороны: -Наличие своих лабораторий и специалистов; - Более низкие цены, по сравнению с зарубежными конкурентами; -Использование натуральных компонентов; - Репутация отечественного производителя; -Продукция, адаптированная под климатические условия в РФ; - Продукция не тестируется на животных; - Минимизация затрат на расширение ассортимента за счёт использования собственных лабораторий; -Максимальное использование рекламных мероприятий, с целью повышения лояльности и узнаваемости бренда; -Использование опыта конкурентов в создании продуктов;

Слабые стороны: - Малая известность бренда [3]; - Узкие ассортиментные линейки; - Неактуальные названия продукции; -Ограничение предложения по торговым точкам; -Неэффективность маркетинговой деятельности -Проведение рекламных мероприятий, акций, скидок и т.д.; -Разработка маркетингового плана; -Разработка новых продуктов; - Работа над маркетингом: ребрендинг названий продукции, ее позиционирования и свойств; - Представление продукции в крупные торговые точки и специализированные (салоны красоты, парикмахерские, аптеки)

Примечание: составлено автором

Сложившаяся ситуация на рынке косметической промышленности при проведении необходимых маркетинговых мероприятий может благоприятно отразиться на деятельности Российских промышленных косметических компаний, укрепив их позиции и в перспективе способствовать созданию мирового бренда российского производства.

Библиографический список

[1] Бельских И.Е. Региональные бренды: специфика развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 20. С. 2-7.

[2] Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 15-24.

[3] Европейская Ассоциация Парфюмерии, Косметики и Средств Гигиены [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www.apcohm.org

[4] Российская Парфюмерно- Косметическая Ассоциация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.pcar.ru

[5] Самойлов А Ю. Некоторые аспекты российского рынка косметики // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 6. - С. 81-93.

[6] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gks.ru

[7] Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //

www.customs.ru/index.php

[8] Бельских И.Е. Кризис региональной экономики 2015-2017 гг. в России: поиск альтернатив развития // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 26. С. 2-9.

[9] Волков С.К. Кооперация регионов как фактор повышения конкурентоспособности близлежащих территорий // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 103-107.

66

New university

Economics & Law 2015. № 7 (53)

ISSN 2221-7347

[10] Бельских И.Е. Инновации и альтернативы в современной экономике // Экономика: теория и практика. 2015. № 1 (37). С. 39-43.

UDC 334.02

K.F. Cherevichko

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF COSMETICS IN RUSSIA

Russian thoughts of cosmetics in Russia is poorly developed. For its development and launch processes of import substitution is necessary to use world experience and features of the internal market.

Keywords: cosmetics, industry, the Russian Federation, sanctions.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.