Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПРОЕКТНОГО ТИПА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ'

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПРОЕКТНОГО ТИПА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / задание проектного типа / математика / студент / самообразование / project / project-type task / mathematics / student / self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Корж, Н А. Лозовая

В работе рассмотрены особенности метода проектов, его этапы и результаты. В качестве способа, вовлекающего студентов в проектную деятельность, предложено составление студентами заданий проектного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Корж, Н А. Лозовая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF TASKS OF THE PROJECT TYPE IN THE STUDY OF MATHEMATICS

The paper considers the features of the project method, its stages and results. As a way to involve students in project activities, it is proposed that students compose tasks of a project type.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПРОЕКТНОГО ТИПА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

УДК 378:51

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ЗАДАНИЙ ПРОЕКТНОГО ТИПА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

С. В. Корж Научный руководитель - Н. А. Лозовая

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: sofya.korzh.03@mail.ru

В работе рассмотрены особенности метода проектов, его этапы и результаты. В качестве способа, вовлекающего студентов в проектную деятельность, предложено составление студентами заданий проектного типа.

Ключевые слова: проект, задание проектного типа, математика, студент, самообразование.

TO THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF TASKS OF THE PROJECT TYPE

IN THE STUDY OF MATHEMATICS

S. V. Korzh Scientific Supervisor - N. A. Lozovaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sofya.korzh.03@mail.ru

The paper considers the features of the project method, its stages and results. As a way to involve students in project activities, it is proposed that students compose tasks of a project type.

Keywords: project, project-type task, mathematics, student, self-education.

В профессиональной деятельности специалистам необходимо самостоятельно выявлять проблемы и решать возникающие задачи. Обучаясь в вузе важно приобрести опыт подобной деятельности. Учебные дисциплины, преподаваемые в вузе, способствуют формированию у будущего выпускника профессиональных умений. Некоторые дисциплины непосредственно формируют данные умения, другие опосредованно, через комплекс дисциплин. Для выпускников инженерных направлений подготовки математика является дисциплиной, необходимой для решения задач будущей профессиональной деятельности.

Цель настоящей работы в описании способа, применение которого позволит студентам приобрести опыт формулирования задач профессионально-прикладной направленности, опыт использования математического аппарата для их решения.

При постановке и решении профессиональных задач специалист вовлечен в профессиональную исследовательскую деятельность, а приобрести опыт такой деятельности позволяет квазипрофессиональная деятельность - деятельность, которая моделирует в процессе обучения содержание и динамику профессиональной деятельности и направлена на самоорганизуемую деятельность студентов [1]. Одним из методов, который позволяет приобщиться к такой деятельности, является метод проектов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

Метод проектов - комплексный метод обучения, ориентированный на практический результат и самостоятельную деятельность студентов, особенностями которого являются:

- решение значимой для студента проблемы, сформулированной самостоятельно или при помощи преподавателя;

- ориентированность на самостоятельную деятельность студентов;

- применение знаний из различных дисциплин;

- значимость полученных результатов;

- отсутствие строго установленного алгоритма действий;

- наличие этапов выполнения [2].

Работа над проектом предполагает выполнение нескольких этапов:

- выбор темы проекта и его участников;

- формулирование проблем;

- выявление способов разрешения проблем, поиск информации и творческих решений;

- самостоятельное проведение исследования;

- защита, оппонирование проекта;

- анализ хода выполнения проекта, оценка полученного результата, формулирование выводов [3, с. 256].

Выполнение проекта связано с самостоятельным прохождение перечисленных этапов, что без опыта проектной деятельности вызывает трудности, справиться с которыми позволяет выполнение заданий проектного типа - это пропедевтические задания к выполнению проекта, в которых требуется выполнить отдельные компоненты учебного проекта [4, с. 72]. Еще один аргумент в пользу использования заданий проектного типа в обучении в том, что они требуют меньших временных затрат, но при этом повторяют перечисленные выше особенности метода проектов, а индивидуальное или групповое составление студентами заданий проектного типа может быть направлено на самостоятельное установление ими межпредметных связей, на приобретение опыта самостоятельной постановки проблемы, актуальной для будущей профессиональной деятельности. В дальнейшем задания проектного типа могут стать основой для проекта.

Рассмотрим примеры составления студентами заданий проектного типа при изучении математики.

Пример 1. В практических исследованиях одним из способов получения формул на основании экспериментальных данных является метод наименьших квадратов. В общем виде эта задача сформулирована следующим образом: на основании полученных экспериментальных данных (предложена таблица с данными) установить функциональную зависимость между двумя переменными величинами, полученными в ходе эксперимента [5]. Если числовые данные имеют конкретный практический смысл, то облегчается понимание возможностей применения метода, а самостоятельное составление заданий позволяет накопить опыт переноса метода в новую ситуацию.

При составлении заданий проектного типа в рамках данной темы студентам нужно проанализировать изученный материал других дисциплин, отобрать данные, для которых можно установить функциональную зависимость и на основании этих данных составить задачи, решить их и интерпретировать полученный результат. Например, можно установить зависимость между количеством обработанных деталей и временем непрерывной работы станков; между температурой и удлинением прямолинейного металлического стержня.

Далее есть возможность усложнить задачи: увеличить количество экспериментальных данных, оценить качество уравнения тренда с помощью ошибки абсолютной аппроксимации, при возможности провести эксперимент несколько раз и каждый раз выполнить обработку полученных данных, сравнить результаты и сформулировать выводы.

Важно представить и обсудить полученные результаты.

Пример 2. Изучить алгоритм решения транспортной задачи и, используя справочную

литературу, составить задачи по теме с регионально-профессиональным контекстом. В качестве дополнительных заданий можно для наглядности с учетом исходных данных построить графы, решить задачу несколькими способами (с использованием и без использования прикладных компьютерных программ), сравнить полученные ответы, интерпретировать результат. Данная работа позволяет приобщиться к профессиональной деятельности - понять производственные цепочки.

Работа по составлению и решению заданий проектного типа способствует достижению результатов, которые сопоставимы с результатами проектной деятельности: оформление и презентация содержания работы и результатов; работа с информацией и знаниями; разработка проблем, задач, содержания деятельности; применение навыков и культуры проектирования в работе; работа в команде [6].

Для студентов в качестве рекомендаций по разработке заданий проектного типа предложим следующее: при решении математических задач, по возможности, придумывать прикладные задачи по имеющимся числовым данным и условиям задач; искать возможности применения изученных математических методов в решении задач других дисциплин; работать с учебной литературой, дополнительными источниками информации (словари, статьи в журналах) с целью поиска материала профессионально-прикладной направленности, к которому можно применить математический аппарат; составлять простые прикладные задачи; добавлять к составленным задачам дополнительные условия на основе анализа изученного материала и установления связей; изучать возможности применения метода к региональному содержанию; при составлении заданий учитывать особенности проектного метода; при возникновении трудностей консультироваться с преподавателем.

Итак, самостоятельное составление и решение заданий проектного типа на основе изученного учебного материала, в том числе математического, позволяет подготовиться к разработке и выполнению проектов в будущем, демонстрирует значимость математического аппарата для решения прикладных и профессиональных задач, повышает мотивацию к изучению дисциплины, помогает установить межпредметные связи и способствует вовлечению студентов в самообразовательную деятельность.

Библиографические ссылки

1. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос. 2011. 288 с.

2. Полат Е. С. Метод проектов // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 2. Научно-методический сборник. Мн.: РИВШ БГУ 2003. С. 39-47.

3. Психология и педагогика высшей школы / Л. Д. Столяренко и др. Ростов н/Д: Феникс. 2014. 620 с.

4. Чиркова О. В. Задание проектного типа как пропедевтическое задание для выполнения учебного проекта по математике // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты. Материалы V Всероссийской научно-методической конференции. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева. 2017. С. 70-78.

5. Шипачев В. С. Высшая математика: учебник для вузов. 8-е изд., стер. М.: Высш. шк. 2006. 479 с.

6. Малкова И. Ю. Образовательный потенциал проектирования в высшей школе: компетентностный подход // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 81-85.

© Корж С. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.