Шинкарева Людмила Ивановна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский филиал РАНХиГС
TO THE QUESTION OF DETERMINATION OF SIZE OF NET WORKING CAPITAL OF THE ENTERPRISE
L.I. Shinkareva
In article questions offormation of net working capital of the enterprise, his interrelation with elements of current assets are stated. The optimum level of the net working capital of the enterprises taking into account experience of their activity in the developed countries of the West is considered. Four main models of calculation of own working capital offered by domestic and foreign economists are given.
Key words: net working capital, calculation of net working capital, model of calculation of the capital
Shinkareva Lyudmila Ivanovna, candidate of economic. sciences, docent, [email protected], Russia, Orel, OrlovskijfilialRANHiGS
УДК 330.322
К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
А.Ф. Бужак
Рассматриваются вопросы разработки инвестиционной стратегии промышленного предприятия. В современных условиях инвестиционная деятельность должна приниматься как исходный пункт обеспечения выживания и развития предприятия. Разработка инвестиционной стратегии предприятия должна строиться на основе составления бизнес-плана для предприятия.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная стратегия, бизнес-план, коммерческие проекты
В современных условиях инвестиционная деятельность должна рассматриваться как исходный пункт обеспечения выживания и развития предприятия. Деятельность каждого предприятия в рыночной экономике всегда протекает в условиях меняющейся внешней и внутренней среды, а также конкурентной борьбы. Предприятие должно осуществлять инвестирование даже в том случае, если оно намеривается хотя бы просто сохранить свое ранее достигнутое положение на рынке.
На наш взгляд, инвестиционные стратегии можно разделить на 2 группы:
- пассивные инвестиции, которые обеспечивают не ухудшение показателей прибыльности вложений в операции данного предприятия за
счет замены устаревшего оборудования, подготовки необходимого персонала и т.д.;
- активные инвестиции, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и его прибыльности по сравнению с ранее достигнутым уровнем за счет внедрения современных технологий, организации выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, захвата новых рынков сбыта, поглощения конкурентов.
В современных кризисных условиях, необходимости импортозаме-щения большинство промышленных предприятий остро нуждаются в активных инвестициях. Однако они редко имеют достаточных средств даже для пассивных инвестиций. Это касается, прежде всего, предприятий машиностроительного комплекса, имеющих низкую рентабельность производства, которая не превышает 10-12 %. Поэтому финансирование инвестиций на основе собственных источников для предприятий машиностроения практически нереально.
Однако при своем тяжелом финансовом положении предприятия машиностроения, как и предприятия сельского хозяйства, должны иметь реальные шансы не только на выживание, но и на дальнейшее развитие. Несомненно, будет в дальнейшем повышаться интерес финансовых организаций к инвестированию в это реальный сектор экономики. Но этот процесс будет успешно развиваться даже при самых благоприятных условиях, если руководители и специалисты предприятий смогут готовить обоснованные высококачественные проекты для отечественных и зарубежных инвесторов.
Прежде чем приступить к разработке таких проектов, следует принять стратегическое решение о том, с какой группой продукции предприятию целесообразно работать («звездами», «дойными коровами» и др.), так как инвестиционных ресурсов на все типы продукции не хватит. Здесь уместно привести пример известной компании «Кока-кола», руководство которой периодически проводит переоценку сфер бизнеса компании. Исследовав затраты по каждому виду продукции и их ценность для компании, выявлялось, что ряд направлений были нерентабельным. Поэтому в инвестиционном планировании было принято решение сосредоточиться на ключевых направлениях [8].
Несомненно, что следует учитывать специфику выпускаемой на предприятии продукции (например, военно-технической продукции), по которой государство оказывает финансовую поддержку предприятия. Но и в таком случае план инвестирования должен быть экономически обоснованным.
Разработка инвестиционной стратегии предприятия должна строиться на основе составления бизнес-плана. Последний позволяет дать ответ на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в задуманный проект и принесет ли он доходы, окупающие все затраты для реализации проекта?» Поэтому бизнес-план должен включать анализ всех проблем, с которыми может быть связана инвестиционная деятельность предприятия, а также давать способы решения этих проблем.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь руководству предприятия решить следующие важнейшие задачи:
- изучить емкость и перспективы развития рынка сбыта планируемого к выпуску продукта;
- оценить те затраты, необходимые для разработки, производства и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продать продукцию, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного проекта;
- обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое изделие впервые годы его реализации;
- определить те индикаторы, на основе которых можно будет регулярно оценивать: идет ли дело с продажами новой продукции на подъем или катится к развалу.
Стоит особо заметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его, даже для простейшего проекта, рекомендуется на три-пять лет вперед. При этом для первого года основные показатели необходимо представлять по месяцам, для второго - по кварталам, для третьего - в целом за год.
Бизнес-план должен иметь вполне определенную структуру, аналогичную той, которая будет необходима затем для детального проекта (если будет принято решение о его разработке). Например, эксперты ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) рекомендуют выделять в этой структуре разделы, посвященные анализу возможных решений в отношении [6]:
- объема и структуры производства товаров. Основой для этого является оценка потенциала рынка и производственных мощностей, необходимых для обеспечения желательных объемов выпуска товаров;
- ассортимента и объемов, необходимых для организации производства;
- желательного и возможного размещения новых производственных объектов;
- технических основ организации производства: характеристика будущей технологии и парка оборудования, необходимого для ее реализации;
- величины и структуры накладных расходов, связанных с обеспечением работы производственного, управленческого и торгового персонала;
- организацией трудовой деятельности производственного и торгового персонала, включая вопросы оплаты труда;
- организационно-правового обеспечения реализации проекта, включая юридические формы функционирования вновь создаваемого объекта;
- финансового обеспечения проекта: оценка необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат, а также способов получения инвестиционных ресурсов и достижимой рентабельности их использования.
Подготовка детального бизнес-плана должна обеспечивать альтернативное рассмотрение проблем, связанных со всеми аспектами готовя-
щихся инвестиций: техническими, финансовыми и коммерческими. Понятно, что решение такой задачи не по силам только экономистам, поэтому необходимо, чтобы на этом этапе над проектом трудились специалисты и других подразделений и служб предприятий, а именно:
- топ-менеджеры занимающиеся экономическими проблемами, возникающими по каждому из аспектов проекта;
- специалисты (маркетологи) по анализу рынков сбыта будущей продукции;
- инженеры-технологи, хорошо знакомые с намечаемой для внедрения технологий производства будущей продукции;
- инженеры-конструкторы, хорошо знающие особенности будущей продукции и возможные проблемы при ее продаже и организации сервиса в процессе использования;
- специалисты строительного подразделения, имеющие опыт создания аналогичных производств;
- специалисты по учету затрат в производствах данного типа.
Наряду с постоянно занимающимися данной проблемой, в работе
названной группы специалистов могут принимать участие и эксперты по отдельным проблемам (например, юристы). Это тем более важно, что на данной стадии работы она может приобрести уже итеративный характер. Иными словами, если вдруг выясняется, что приемлемость проекта становиться сомнительной в силу каких-то причин, то проектная группа должна найти альтернативное решение, которое позволит устранить это препятствие на пути к выгодному инвестированию. При этом речь идет не о «подгоне под заданный результат», а о том, что всегда существует ряд возможностей решения одной и той же проблемы. И задача проектной группы состоит именно в поиске той комбинации всех доступных способов решения отдельных проблем, которая сделает проект приемлемым, т.е. позволит производить конкретный продукт для известного рынка с получением финансовых результатов, удовлетворяющих инвестора. Кроме того, в бизнес-план должно быть включены запасные варианты реализации проекта на случай неблагоприятного изменения тех или иных существенных внешних и внутренних факторов (цен, ставок процента за кредит, таможенных пошлин и т.д.).
Безальтернативное планирование коммерческих проектов опасно, особенно в кризисных условиях и нестабильной российской экономики. Примеров с российскими предприятиями, вложившими большие ресурсы во время проведения конверсии и диверсификации производства, но не получившие нужного результата, можно привести много. Это было связано с введением зарубежными конкурентами демпинговых цен, переоценкой емкости рынка сбыта, изменением правительством страны новых повышенных тарифов на ввозимые из-за рубежа комплектующие и др. В итоге, предприятия оказывались в тяжелом финансовом положении, а некоторые банкротами.
Поэтому подобного рода риски в бизнес-планах обязательно следует закладывать, хотя и не всегда их удается достоверно прогнозировать. В связи с этим необходимо строить многовариантные бизнес-планы: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный, учитывающий различного рода риски.
Заметим, что для определения относительной и абсолютной выгодности инвестиций существует целый ряд методик [1-5]. Например, методика расчета средних величин; динамическая (финансово-экономическая) методика, в которой определяется стоимость капитала как стоимость всех будущих поступлений; методика сравнения вложений капитала и методика инвестиций в условиях неопределенности [5,7]. В последней описываются альтернативные ситуации развития событий, связанных с проектом, и дается их вероятностная оценка, а также определяется вероятность достижения заложенных показателей инвестиционного проекта.
Следует отметить, что бизнес-план может быть разработан для любого типа проекта, в том числе проекта реконструкции (реструктуризации) предприятия. Бизнес-план предприятия, в отличие от бизнес-плана продукта представляет собой концепцию развития предприятия с отражением основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для определения объема необходимых инвестиций или других ресурсов. При этом в бизнес-плане предприятия, который, естественно, не может содержать расчеты высокой точности из-за наличия множества факторов возмущающего характера, должны быть введены компенсаторные механизмы. Для этого целесообразно разработать специальную компьютерную программу, позволяющую оценивать результаты этих возмущений, пусть даже экспертно, и вносить необходимые коррективы в тактические решения.
Рассматривая основные критерии экономической эффективности проекта, необходимо учитывать, что они определяются финансовыми целями предприятия. Последние могут существенно различаться по стадиям жизненного цикла предприятия. Так, общая финансовая цель на стадии роста предприятия состоит в увеличении доходов и объемов продаж в целевом сегменте. На этапе устойчивого функционирования предприятие нуждается в инвестировании и реинвестировании капитала, располагая высокой рентабельностью этих вложений. При этом предполагается, что предприятие не только сохраняет существующую долю рынка, но и с каждым годом ее увеличивает. Большинство предприятий на данном этапе развития имеют финансовые цели с обеспечением прибыльности бизнеса, такие как доход и валовая прибыль. Эти показатели требуют получения максимальной доходности инвестированного капитала. Поэтому в качестве основных критериев оценки деятельности предприятия служит рентабельность инвестированного капитала и добавленная стоимость.
На стадии зрелости предприятия получают доходы от инвестиций, сделанных на двух предыдущих рассмотренных этапах развития. Здесь
уже не требуются значительные инвестиции. Основной задачей является получение максимального возврата денежного потока на предприятие. Основной задачей на данной стадии развития предприятия является обеспечение денежного потока от основной деятельности и снижение потребностей в оборотном капитале.
Таким образом, финансово-экономические цели предприятия на каждом из этапов его развития различны. Все это необходимо учитывать при разработке инвестиционной стратегии предприятия. Нельзя не учитывать при этом такие фазы промышленного цикла и особенности деятельности предприятий по его фазам. В зависимости от фазы промышленного цикла (цикла деловой активности): бум (пик/вершина), сжатие (рецессия, кризис), депрессия, оживление (расширение) следует выбирать соответствующий вид и цели инвестиционной деятельности.
Список литературы
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для диагностирования: официальное издание, вторая редакция. М.: Экономика, 2000.
2. Игошан Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
3. Бард В.С. Инвестиционная проблема российской экономики. М.: Экзамен, 2000.
4. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов(теоретика и практика). М. : Дело, 2001.
6. UNIDO Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies. Viena, UNIDO, 10/206, 1986.
7. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. М.:КноРус, 2007.
8. Официальный сайт «Кока-Кола». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.coca-cola.ru
Бужак Анджела Федоровна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Карачев, Карачевский филиал ФГБОУ ВПО «Государственный университет -учебно-научно-производственный комплекс»
O THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT STRATEGY OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE
A.F. Bujak
The article is devoted to the development of investment strategy of an industrial enterprise. In modern conditions investment activity should be considered as a starting point for the survival and development of enterprises. The development of the investment strategy of the enterprise should be built on the basis of a business plan for the enterprise.
Key words: investment, investment strategy, business plan, commercial projects
Bujak Angela Fedorovna, candidate of economic Sciences, associate Professor, [email protected], Russia, city of Karachev, Karachevsky branch of Federal state budgetary educational institution of higher professional education "State University - educational-scientific-production complex"
УДК 330.01:339(73)
ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
О.В. Осетрова, И.В. Родионова
Анализируются особенности модели экономического роста США; определению факторов, замедляющих темпы роста американской экономики и приводящих к нестабильности в динамике основных макроэкономических показателей.
Ключевые слова: экономический рост, ВВП, ВВП на душу населения, темпы роста ВВП, отраслевая структура экономики, уровень безработицы, инновационное развитие.
Соединенные Штаты Америки во многих отношениях выступают в качестве «лаборатории» социально-экономических процессов для всего мира. Развитие экономики страны, которая производит четвертую часть мирового ВВП, оказывает огромное воздействие на экономику и политику других государств. Тенденции и процессы в США дают важный демонстрационный эффект, используются в качестве аргументов при принятии решений или выработке политики в других странах.
Среди традиционных особенностей, которые присущи американской либеральной экономической модели, выделяют:
- поощрение американским обществом и государством предпринимательства, благоприятный предпринимательский климат;
- низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17-18 % через федеральный и около 30 % через консолидированный бюджет, то есть гораздо меньше, чем в большинстве других развитых стран);
- низкий удельный вес государства в ВВП (около 12 %). Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, в произ-