Научная статья на тему 'К вопросу разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности'

К вопросу разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / БИЗНЕС-ПЛАН / ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ / INNOVATION AND INVESTMENT PROGRAM FINANCING / SCHEME OF FINANCING / BUSINESS PLAN / OPTIMIZATION APPROACH / EXPERT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин С.А, Зимин А.Г.

В статье изложен вопрос разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности. Выделены четыре класса инвестиционных проектов группы прогнозов, связанных с разным уровнем структурной организации экономики. Представлены три схемы финансирования программ развития промышленности. Дано обоснование необходимости разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности для концентрации и распределения имеющегося свободного капитала между субъектами экономической системы. Приведено обоснование оптимизационного и экспертного подходов к разработке инновационно-инвестиционных программ и управлению процессами реструктуризации промышленных популяций, осуществляемому в рамках промышленной политики. Приведены основные положения, отражаемые в бизнес-планах инновационно-инвестиционных программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the question of development of innovative and investment programs of development of the industry is stated. Four classes of investment projects of the group forecasts associated with different levels of structural organization of the economy are allocated. Three schemes of financing of programs of development of the industry are presented. The substantiation of necessity of development of innovative and investment programs of industrial development for the distribution and concentration of the available free capital between the subjects of the economic system is given. The substantiation of optimization and expert approaches to the development of innovative and investment programs and management processes of restructuring industrial populations implemented under the industrial policy is disclosed. General provisions, reflected in the business plans of innovation and investment programmes are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности»

УДК 338.45

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С.А. Никитин, А.Г. Зимин

В статье изложен вопрос разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности. Выделены четыре класса инвестиционных проектов группы прогнозов, связанных с разным уровнем структурной организации экономики. Представлены три схемы финансирования программ развития промышленности. Дано обоснование необходимости разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленности для концентрации и распределения имеющегося свободного капитала между субъектами экономической системы. Приведено обоснование оптимизационного и экспертного подходов к разработке инновационно-инвестиционных программ и управлению процессами реструктуризации промышленных популяций, осуществляемому в рамках промышленной политики. Приведены основные положения, отражаемые в бизнес-планах инновационно-инвестиционных программах.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционная программа, схема финансирования, бизнес-план, оптимизационный подход, экспертный анализ.

Экономическая система представляет совокупность взаимодействующих между собой различных и часто исключающих друг друга планов. План - это четко определенная последовательность действий, которую намеревается осуществить экономический субъект ради достижения предполагаемых целей.

Процессы планирования и разработки проектов теснейшим образом связаны. Проект предполагает план. Различия между начальным состоянием системы и неким ее последующим состоянием описываются проектом и им же указываются варианты для улучшения неудовлетворительной ситуации.

Можно определить четыре класса инновационно-инвестиционных проектов, связав их с разным уровнем структурной организации экономики: фирмой, популяцией, регионом (несколько популяций и бюджет) и страной (несколько регионов и бюджет): монопроекты, мультипроекты, мезопроекты и метапроекты.

Под монопроектами будем подразумевать инвестиционные, инновационные и другие проекты, которые выполняются фирмами в тех масштабах и с той эффективностью, которые могут быть достигнуты с имеющимися и выделяемыми ресурсами. Мультипроекты охватывают одну или несколько фирм (популяцию) и имеют статус комплексной программы. В частности, программа приватизации какой-либо отрасли, конверсия оборонных предприятий - типичные мультипроекты. К мезопроектам отнесем целевые программы: межотраслевые, развития регионов, а также программы-реформы: военной, жилищно-коммунальной, денежной сферы и др.

Фирма одновременно может воспроизводить некоторый набор проектов и участвовать в мультипроектах, испытывать на себе воздействие мезопроекта - программы социально-экономического развития региона или метапроекта, что для фирмы есть институциональное окружение и внешние факторы развития. Причем проекты могут быть как связанными, так и не связанными, то есть эффективность одного из них не зависит от другого. Тогда общая результативность функционирования предприятия будет нелинейно складываться в зависимости от числа таких проектов и их эффективностей.

Обоснованную институциональную концепцию можно назвать «проектным» срезом эволюции промышленного предприятия.

Проект является основным инструментом реализации в отраслях экономики инвестиционных программ.

Инновационно-инвестиционные программы развития предприятий и отраслей промышленности, а также других секторов экономики, таких как социальная сфера (образование и здравоохранение), экономическая инфраструктура (связь, телекоммуникации, энергообеспечение, транспорт) - представляют собой набор документов организационно-правового, финансово-экономического и производственно-технологического содержания, в которых отражаются цели и задачи инвестирования, объемы необходимых финансовых средств, схемы финансирования совокупности проектов, образующих данные программы, механизмы эффективного распределения и расходования денежных ресурсов, взаимосвязь между финансовыми вложениями и ожидаемыми результатами [1].

Проектирование инновационно-инвестиционных программ может осуществляться как на федеральном и региональном уровнях, особенно при распределении бюджетных средств, так и на уровне фирм и банков - при распределении инвестиционных ресурсов в частном секторе.

Схемы финансирования программ развития промышленности можно представить в трех основных вариантах.

Первый. Прямое финансирование проектов программы из бюджета, внебюджетных фондов или средств частных инвесторов.

Второй. Льготное кредитование инвестиционных программ фирм и регионов, в соответствии с действующими законодательными нормами, например с применением инвестиционного налогового кредита.

Третий. Кредитование программ с применением государственных гарантий, когда правительство практикует лишь долевое участие в инвестиционной программе, гарантирует политическую стабильность или поддержание определенных правил на конкретном рынке, проводит страхование рисков по отдельному инвестиционному проекту или по всей программе.

На практике возможно комбинирование описанных схем финансирования. В этом наиболее распространенном случае задействованы механизмы смешанного - государственного и частного - финансирования инвестиционных программ. Причем бюджетное финансирование должно быть не прямым, когда происходит безвозвратное выделение средств, и осуществляться на возвратной основе.

Характерной особенностью инвестиционных программ является превышение спроса на финансовые ресурсы над предложением, что резко повышает стоимость данного инструмента управления в экономике, особенно при проведении реструктуризации.

Поэтому всегда имеются проекты и бизнес-предложения, которые выпадают из перечня объектов на выделение бюджетного финансирования, а также могут не получить инвестиций от частных кредиторов.

Решение о том, в какой проект необходимо вкладывать деньги, принимается согласно критериям эффективности. Однако рационалистические критерии и создаваемые на их основе алгоритмы расчета не могут учесть совокупность ограничений, которые имеют отношение к процедуре распределения, а поэтому дают лишь упрощенное представление об эффективном распределении инвестиций.

Состояние экономики и промышленных организаций может вносить искажение в оценку привлекательности инвестиционных программ благодаря структурным диспропорциям в функционировании технологических цепочек и влиянию институциональных ограничений.

Эффективность распределения средств между проектами инвестиционной программы и между инвестиционными программами различных отраслей промышленности зависит не только от возможностей каждого субъекта с минимальными затратами обеспечивать их возврат и планируемый уровень рентабельности производства (финансовая эффективность), но также от степени диверсификации портфеля проектов, отлаженности схем финансирования, которые определяют риск реализации проекта и вероятность получения того или иного дохода. Схема финансирования в значительной

степени влияет на скорость распространения волн инвестиций в промышленности, определяет величину мультипликатора расходов. Таким образом, действующие правила проектирования и реализации инвестиционных программ задают общий уровень транзакционных издержек управления инвестиционными процессами.

Во временном разрезе инновационно-инвестиционные программы развития промышленных комплексов могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. В силу определенной условности такого подразделения и в соответствии с задачами исследования, ограничимся рассмотрением подходов к разработке кратко (1-2 года) и среднесрочных (3-5 лет) программ.

В условиях промышленной стагнации формирование потребностей на капитал закономерно разворачивается в следующем порядке: сначала удовлетворяется потребность в оборотном капитале, обеспечивающем поддержание текущих объемов производства, затем осуществляется инвестирование в товарно-материальные запасы, возникают потребности в инвестировании новых продуктов и технологий, и только на этой стадии предприятие ищет пути удовлетворения потребности инвестиций в основной капитал [2].

Значительный рост инвестиций в основной капитал должен быть подготовлен рядом вспомогательных изменений в потребностях на различные формы капитала. Но каков объем располагаемого свободного капитала в денежном выражении в момент времени 10, каковы источники инвестирования промышленности, каким образом его можно распределить между субъектами экономической системы, чтобы получить наибольшую отдачу, по каким направлениям должен быть рассредоточен этот капитал?

Разработка инновационно-инвестиционных программ развития промышленности должна являться механизмом разрешения поставленной проблемы. Причем одна из задач - это сконцентрировать имеющийся капитал в точках, мультиплицирующих эффективность промышленного производства.

Этого можно добиться путем вложений в организацию серийного производства продукции с невысокой капиталоемкостью, сопоставимого с импортными изделиями по качеству. Основную роль в этом должны сыграть пищевая промышленность, отрасли переработки продукции агропромышленного комплекса, предприятия, изготавливающие оборудование, комплектующие, транспортные средства для указанных отраслей, производство оборудования для нефтегазового комплекса - системы экологической очистки, энергоресурсосберегающее оборудование. Идея состоит в том, чтобы на базе этих отраслей с участием банков обеспечить запуск механизма капиталобразования с переходом от отрицательного к положительному чистому инвестированию. Причем требуется сохранить уникальный научно-производственный потенциал областей, в частности электронной промышленности, ключевых технологий, обеспечить создание интегрированных структур управления корпорациями, холдинговыми компаниями с максимальной концентрацией производства наукоемких разработок на финансово стабильных и технически оснащенных предприятиях. Инструментом в реализации подобного плана выступают институциональное и инвестиционное планирование на различных уровнях экономической организации.

Выделим два направления в системе разработки инновационно-инвестиционных программ развития промышленных комплексов. Во-первых, это использование оптимизационных процедур, например, в рамках выбора эффективного инвестиционного портфеля проектов. Во-вторых, это конкурсный (экспертный) метод отбора проектов, когда претенденты подают в соответствии с установленными формами заявки и выделение финансирования разыгрывается между участниками.

Для оценки проектов применяется экспертный анализ. Орган принятия окончательного решения имеет в своем составе либо специальные экспертные группы, которые дают коллегиальные заключения на инвестиционные проекты, либо технических экспертов, которые при осуществлении выбора пользуются рейтинговыми процедурами. Точность последнего подхода повышается, если рейтинговый анализ производится при помощи

специальных компьютерных баз данных на основе диагностики состояния предприятий и оценки перспективности предлагаемых ими проектов.

Раскроем содержание названных подходов к разработке инновационно-инвестиционных программ и управлению процессами реструктуризации промышленных популяций, осуществляемому в рамках промышленной политики.

Сначала остановимся на рассмотрении оптимизационного подхода к проектированию инвестиционных программ. При оптимизационном подходе к разработке инвестиционных программ на уровне предприятия, региона, экономики решаются задачи определения наиболее эффективной структуры распределения имеющего свободного капитала, а также выбора наиболее оптимальной инвестиционной стратегии поведения и ближайшего прогноза развития ситуации в области инвестиций.

Пусть имеется п инвестиционных проектов с определенными значениями коммерческой, бюджетной и экономической эффективности, характеризующихся требуемым объемом финансовых средств '1 и ожидаемым доходом от реализации проекта - Ш.

Пусть имеется некоторый объем собственных средств - Б1. Требуемый объем средств, как уже было сказано, обычно превосходит величину собственных средств, то есть > Б1, следовательно, разница может пополняться либо за счет привлечения кредитов, либо за счет федерального или регионального бюджетов. Но это при условии необходимости покрытия требуемого объема финансовых ресурсов, что абсолютно не является обязательным на практике.

Например, у фирмы может не быть собственных средств, а величина предоставляемого кредита или федерального субсидирования необязательно покроют продекларированную потребность. Тогда проект будет выполнен на долю предоставленных финансов (если это возможно), либо потребуется сокращать затраты и искать резервы для его выполнения. В худшем случае, данная бизнес-идея, реализуемая в проекте, будет отложена до лучших времен или навсегда останется нереализованной по причине ее морального обесценения.

Разность между ожидаемым доходом от проекта и величиной требуемого финансирования = Ш - должна стремиться к максимуму для всей совокупности проектов, образующих портфель. Если величина требуемого объема финансирования превосходит объем собственных средств, то общая величина финансирования находится как: '1 + а * ('1 - Б1), где а - величина коэффициента учета платы за кредит.

Таким образом, оптимизационный подход к инвестиционным программам состоит в максимизации параметра по всему портфелю проектов при общем объеме финансирования, меньшим или равным объему финансирования из собственных средств, либо в максимизации величины - а * '1 по всему портфелю проектов, когда общий объем финансирования превосходит величину собственных средств.

Однако применение оптимизационного подхода может вполне включать экспертные процедуры. В частности, подлежит экспертной оценке надежность рассматриваемого портфеля (проекта), если известна характеристика надежности Р1 или риска (1 - Р1). Тогда суммарный ожидаемый доход портфеля определится как Я = Ш * Р1. При этом задачей номер один выступает правильное определение степени надежности, которую в современных условиях инновационно-инвестиционного проектирования возможно оценить в основном экспертным путем с той или иной степенью точности.

Данный прием, по сути, наглядно демонстрирует возможность объединенного применения оптимизационного и экспертного подходов, но все же оптимизационные процедуры на практике применяются гораздо реже, нежели экспертные оценки, позволяющие манипулировать выбором и осуществлять всевозможные аналитические комбинации.

Рассмотрим экспертный подход к разработке инновационно-инвестиционных программ реструктуризации предприятий.

Главным условием предоставления государственной поддержки организациям оборонной промышленности является снятие оборонного заказа. Инвестиционная поддержка оказывается вне зависимости от формы собственности предприятия в виде предоставления бюджетных средств на безвозвратной основе, бюджетных средств на возвратной основе для финансирования работ по переориентации производственных мощностей и научно-технической базы предприятий с военных на гражданские нужды, государственных гарантий по конверсионным проектам. Потребность в финансовых средствах определяется на весь период реализации программы с разбивкой по годам, с учетом привлечения собственных средств предприятий и организаций, финансов организаций-потребителей осваиваемой продукции [3].

Федеральное финансирование выделяется на переориентацию высвобождаемых мощностей и научно-технического потенциала оборонных и сопряженных с ними организаций с военного на гражданское производство, включая:

- перепрофилирование производственных мощностей, реконструкцию производственных цехов, приобретение оборудования, инженерно-техническое и технологическое обеспечение производства;

- планирование и осуществление производства гражданской продукции;

- завершение строительства и ввод в действие мощностей, на которых будет производиться новая гражданская продукция.

Важное условие, выдвигаемое федеральной властью в отношении объемов финансирования инвестиционных программ развития промышленности, в частности, инвестиционных программ конверсии, заключается в том, что данный объем не должен превышать те затраты, которые требуется осуществить, чтобы восстановить существовавший до сокращения военного производства уровень занятости на предприятии.

Государственная поддержка из средств федерального бюджета на возвратной основе в первую очередь должна оказываться инновационно-инвестиционным программам реструктуризации производства, которые относятся к категории А (таблица 1).

Таблица 1 - Цели производства в рамках инновационно-инвестиционных программ

Цели производства в рамках программ категории А (высокий приоритет) Цели производства в рамках программ категории В (низкий приоритет)

- продукция, не имеющая зарубежных аналогов; - экспортные товары, имеющие спрос на внешнем рынке; - импортозамещающая продукция, цена на которую ниже цены иностранных заменителей; - создание новых продуктов гражданского назначения, пользующихся спросом на внутреннем рынке; - производство устоявшейся на внутреннем рынке продукции;

Те программы, которые относятся к категории В, в случае прохождения соответствующих экспертиз, подлежат финансированию после того, как принято решение по выделению средств на программы первой категории.

Инновационно-инвестиционная программа разрабатывается в форме бизнес-плана, отражающего:

- оценку хода реструктуризации или конверсии на предприятии;

- анализ финансово-экономического положения предприятия;

- оценку эффективности конверсионной программы и уровня конкурентоспособности планируемой к выпуску гражданской продукции;

- затраты на освоение новой продукции;

- расчет окупаемости кредитов;

- объемы бюджетного финансирования, календарный план поступления средств и ввода в действие новых производственных мощностей.

Пояснительная записка бизнес-плана должна содержать ответы на две группы вопросов, касающихся особенностей функционирования организаций и выполнения инвестиционной

программы.

Для того, чтобы разработать инвестиционную программу организации оборонной промышленности необходимо реализовать как минимум три этапа:

- бизнес-план инвестиционной программы;

- методику оценки финансового состояния организации и эффективности инвестиционной программы;

- методику экспертной оценки инвестиционной программы реструктуризации [4]. Таким образом, практическое воплощение экспертного подхода нуждается в

соблюдении совокупности рассмотренных требований и в разработке методик вспомогательного назначения, следуя которым эксперты будут выставлять рейтинговые оценки.

In the article the question of development of innovative and investment programs of development of the industry is stated. Four classes of investment projects of the group forecasts associated with different levels of structural organization of the economy are allocated. Three schemes of financing of programs of development of the industry are presented. The substantiation of necessity of development of innovative and investment programs of industrial development for the distribution and concentration of the available free capital between the subjects of the economic system is given. The substantiation of optimization and expert approaches to the development of innovative and investment programs and management processes of restructuring industrial populations implemented under the industrial policy is disclosed. General provisions, reflected in the business plans of innovation and investment programmes are given.

Key words: innovation and investment program financing, scheme of financing, business plan, optimization approach, expert analysis.

Список литературы

1. Бланк И.Т. Управление инвестициями предприятия: учебник. М.: «Ника-центр», 2013.

275с.

2. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА.: Перевод с английского. М: ООО "И. Д. Вильямс", 2012. 480 с.

3. Максимова В.Ф. Инвестиционный менеджмент: учебно-практическое пособие. М.: «ЕАОИ», 2013. 214 с.

4. Молчанова О.П., Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник. М.: «ИНФРА-М», 2012. 145 c.

Об авторах

Никитин С. А. - доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс»

Зимин А.Г. - аспирант ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», zimin90@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.