Научная статья на тему 'К вопросу психосоматического направления в контексте медицинской психологии'

К вопросу психосоматического направления в контексте медицинской психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
975
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОМАТИКА / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дашдондог Батзаяа

Данная статья посвящена проблеме психосоматического направления в контексте медицинской психологии. В период создания психосоматической медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между специалистами по телесным и психическим расстройствам, для того, чтобы понять происхождение психосоматических расстройств, была выработана жесткая однолинейная модель болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу психосоматического направления в контексте медицинской психологии»

УДК 32

Дашдондог Батзаяа

Аспирант кафедры психологии Московского педагогического государственного университета, batzaya_zoloo@mail.ru, Москва

К ВОПРОСУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Batzaya Dashdondog

The post-graduate student of chair of psychology of the Moscow pedagogical state university, batzaya_zoloo@mail.ru, Moskow

TO A QUESTION OF A PSYCHOSOMATIC DIRECTION IN A CONTEXT OF MEDICAL PSYCHOLOGY

В России по известным причинам специальные исследования психосоматических расстройств долгое время не проводились. Первые обобщающие работы, посвященные этой проблеме у взрослых, стали появляться в 80—90-х годах. Несколько позже оформился интерес к психосоматическим расстройствам у детей, с 1983 года началось изучение психосоматических и соматопсихических отношений у младенцев, у детей и подростков с сердечно-сосудистыми расстройствами, болезнями желудочно-кишечного тракта, нейродермитом и псориазом, психосексуальными и эндокринными расстройствами, инфекционными болезнями, а также у детей высокого риска. Было обнаружено, что, как и у взрослых, у детей все попытки объяснить происхождение этих расстройств каким-либо одним фактором: особенностями развития, спецификой эмоциональных реакций, своеобразием личности, особенностями функционирования семьи и т.д. не дают положительного результата. В результате в соответствии с достижениями была создана многофакторная открытая модель болезни, которая объясняет происхождение психосоматических расстройств сочетанием социальных, психологических, биологических, в том числе, и неизвестных вредностей, перенесенных индивидом.

Несмотря на прогресс медицины, люди сегодня болеют так же часто, как в начале XX века. Существует два подхода к объяснению этого феномена: одни авторы считают, что, несмотря на прогресс, еще недостаточно диагностических и терапевтических возможностей и развивают именно эти направления; другие авторы склонны искать причину в одностороннем подходе к человеку, при котором игнорируются его душевные проблемы.

На фоне интенсивного накопления объективной информации о болезнях в XIX веке появились признаки понимания неразделимости соматических (сома - тело, соматический - телесный) и психических процессов. В 1818 г. немецкий врач J. Heinroth вводит понятие "психосоматический". A.M. Бехтерев доказывает в своих работах возможность возникновения соматического расстройства под воздействием психических факторов [1, с. 22.].

К ВОПРОСУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

Условно в психосоматической медицине можно выделить несколько направлений: психоаналитическое, антропологическое [3. Фрейд, F. Alexander, Ф. Данбар и др.], историческое [J. Heinroth, R. Wirchow, F. Deutsch и др.] и когнитивное [П. Шильдер, П. Федерн, M.Fuchs, О.П. Лаврова, R. Melzack и др.]. Идею единства психики и соматики разделял и 3. Фрейд, который придавал большое значение внутренним психологическим конфликтом и считал из пусковыми факторами болезни. Он полагал, что телесное заболевание связано с Оно, с «силами, которые руководят нашей жизнью, пока мы думаем, что мы руководим ими». Соматическая болезнь в его интерпретации — это трансформация нереализованной сексуальной энергии в нарушение функций вегетативных систем по механизму истерической конверсии в соответствии с фантастической эротической символикой.

Кроме него, одним из представителей в этом направлении является Ф. Данбар, которая стремилась показать связь между определенными личностями и характером телесного заболевания. Ф. Данбар выразила свое отношение к психосоматическому подходу: «Некоторые думают, что психосоматическая медицина как специальность имеет дело лишь с известной группой болезней, как, например, дерматология или офтальмология».

В 1955 г. V. Schur сформулировал теорию психосоматического симптомообразования, как топическую и генетическую регрессию. F. Alexander принадлежит концепция эмоциональной специфичности, В своих исследованиях он пришел к выводу, что психосоматические заболевания возникают в результате психофизиологических проявлений, которые в свою очередь являются специфическими для постоянного эмоционального напряжения. Психосоматические расстройства рассматривались им как квазимоторные проявления физиологических механизмов эмоциональной жизни. Возникновение психосоматических расстройств впервые было объяснено связью психологических механизмов и патологических процессов организма [2, с. 38].

Итогом развития психосоматического направления стало выделение конкретного круга психосоматических болезней. "В основе их - первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа" [3, с. 169].

Вместе с тем в рамках психосоматического подхода развивалось и соматопсихическое направление, где основная роль в возникновении ряда заболеваний отводится телесному фактору. J. Reikowski описывал, что под влиянием определенных соматических расстройств возможно формирование определенных черт личности. P. Marty и М. Uzan отмечали, что для личности психосоматического больного характерны банальность, эмоциональная пустота, неспособность к развитию, неразвитость фантазий [4].

При таком сосуществовании в рамках психосоматического направления двух его составляющих для нас чрезвычайно важным является основное положение психосоматики - больного человека следует рассматривать как существо, живущее и действующее, со всеми его межчеловеческими отношениями и взаимодействиями с миром, с его культурными нормами и ценностями [5].

Существует ряд исследований в области психосоматической медицины применительно к детской практике. Большая их часть посвящена обсуждению влияния психологического фактора на возникновение психосоматических расстройств. Была определена группа заболеваний, в этиологии которых эмоциональные факторы играют особенно важную роль, например: термоневрозы, дискинезии кишечника, головные боли, боли в суставах, психогенная рвота, гипо- и гипертонический синдром [6].

Но в выделении круга психосоматических заболеваний наблюдается определенный парадокс: такой подход привел к исключению возможности рассмотрения целого ряда заболеваний с психосоматических позиций. В рамках психосоматического направления пока немного исследований, посвященных обсуждению вопроса о влиянии ситуации болезни на психическое развитие ребенка, об адаптации психолого-педагогического процесса к соматически больному ребенку. При этом проблема признается достаточно актуальной, и определено, что социальная ситуация развития соматически больного ребенка является качественно иной [7, с. 120].

Именно на важность и необходимость изучения соматически больного человека посредством исследования социальной ситуации его развития указывают основные положения психосоматики и подтверждают многие исследования. Очевидно, что онтогенез человека разворачивается в культурном пространстве и в некотором историческом промежуточке времени. При этом наблюдаются воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причем не только с целью приспособления, но и для преобразования, изменения индивидом окружающего пространства. Сам процесс такого взаимодействия - это конкретные условия, в которых осуществляется "развертка" генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующие воздействие.

Условия, как система отношений между индивидом и средой, могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, результаты последнего главным образом зависят от конкретных условий, в которые попадает данный индивид.

Л.С. Выготский определил данную систему отношений как социальную ситуацию развития человека. Социальная ситуация определяется ученым как конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью в тот или иной период своей жизни. Это - исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Социальная ситуация определяет формы и пути развития ре-

К ВОПРОСУ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

бенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества [8]. Таким образом, социальная ситуация развития и образ жизни человека взаимообусловлены.

Библиографический список

1. Бехтерев, В.М. Мозг и его деятельность [Текст] / В.М. Бехтерев. - М., 1928.

2. Яшина, В.И., Яшина М.М. Воспитание первоначальных основ социальной активности старших дошкольников в процессе развития речи [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Яшина // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. - М., 1987.

3. Любан-Плозза, Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача [Текст] / Б. Любан-Плозза. - СПб., 1996.

4. Бройтигам, В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина [Текст] / В. Бройтигам. -М., 1999.

5. Николаева, В.В, Личность в условиях хронического соматического заболевания [Текст], автореф. дисс... док. психол.наук. -М., 1992.

6. Антропов, Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. - М., 2000.

7. Арина, Г.А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? [Текст] / Г.А. Арина // Школа здоровья. - 1995. - Т.2. - №3. - С. 116-125.

8. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология. - М., Воронеж, 1998; В.А. Ковалевский Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка [Текст] / Б.В. Зайгарник. - Красноярск, 1997.

9. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т [Текст]. - М, 1983. - Т.5.

10. Штумф, В.О. Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В.О. Штумф, В.А. Ковалевский // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №4. - С. 370-382.

11. Славгородская, М.В. Система здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате [Текст] / М.В. Славгородская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№1.-С. 410-421.

12. Мукатаева, Ж.М. Морф о-функциональное развитие детей разных соматоти-пов [Текст] / Ж.М. Мукатаева, С.Ж. Даирбаева, A.A. Муханова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 402-412..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.