УДК 34
К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Каракозова Ирина Викторовна
Доцент, кандидат технических наук кафедры Менеджмента и инновации, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Павлючко Ирина Петровна
Доцент, кандидат филологических наук,
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Крылова Мария Владимировна
Директор, ООО «Научно-Проектное бюро «Конструктивные решения» Крылов Владимир Владимирович
Магистрант, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
В данной статье представлено описание одного из часто распространенных способов коррупционной практики в строительстве, последствия данной практики. Представлено описание ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства, в том числе подходов к ценообразованию относительно коррупционно-уязвимых материалов и технологий. Дано описание связи состояния механической безопасности на объектах повышенного уровня ответственности с проблемой коррупции в строительстве. В данной статье представлены предложения по осуществлению независимого контроля в рамках проведения научно-технического сопровождения проектирования и строительства с целью выявления коррупционно-уязвимых технологий и материалов, используемых при строительстве объекта повышенного уровня ответственности и отвечающих за обеспечение механической безопасности объекта, а также мероприятий по снижения уровня коррупции путем независимого контроля качества применяемых материалов в рамках научно-технического сопровождения.
Ключевые слова: коррупция, научно-техническое сопровождение, организация строительства, сметная документация, ресурсно-индексный метод, коррупционно-уязвимые материалы и технологии
Несмотря на широкомасштабные антикоррупционные действия, развернутые в последние десятилетия, появления антикоррупционного законодательства, изменения методики определения сметной стоимости строительства, введение электронного документооборота, появления общественных организаций антикоррупционного направления таких как «Чистые руки» и др, проблема коррупции, в том числе в строительстве остается одна из наиболее важных. По индексу восприятия коррупции Россия занимает 135-е место среди 180 стран, это обусловлено рядом причин, а именно: 1] крайне формальный и узконаправленный характер реализации ведомственных антикоррупционных мер;
2) слабость правовых норм, в части регулирования ответственности за неприятие государственными и муниципальными служащими мер по предотвращению конфликта интересов;
3) неоправданно малое внимание этической, моральной составляющей проблемы;
4) стагнация в международном антикоррупционном сотрудничестве и др.
Одной из наиболее традиционных и распространенных коррупционных практик
в строительстве остается формирование сметной документации в пользу подрядчика. Данное действие может происходить как по картельному сговору, так и без такового.
В статье рассмотрен случай, когда заложенные в проектной документации ценообразующие материалы, обладающие необходимыми качествами для реализации объекта повышенного уровня ответственности, по факту заменяются аналогами по меньшей цене и со снижением их установленного количества. Данная практика носит наиболее опасный характер поскольку такого рода замена приводит к уменьшению срока эксплуатации отдельных конструкций объектов, необходимости дополнительных расходов на их обследование и ремонт, а также возможности наступления чрезвычайных ситуаций-аварий при повседневной эксплуатации или при режимах особых нагружений. Таким образом, под коррупционно-уязвимыми материалами и технологиями в рамках настоящей статьи подразумевается такой материал или технология, замена которых нарушает требования, установленные документами по стандартизации (СП, ГОСТ и др.] и проектной документацией, приводит к искажению сформированной сметной стоимости и снижению достоверности стоимости на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта при реализации государственных контрактов.
Объекты повышенного уровня ответственности с технической точки зрения регламентируются статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С экономической стороны сооружения повышенного уровня ответственности можно охарактеризовать как здания (сооружения], отказы, аварии на которых могут привести к тяжелым экологическим, социальным и экономическим последствиям (резервуары для нефти и нефтепродуктов вместимостью 10 тыс.мЗ и более, магистральные трубопроводы, здания пролетом более 100м, сооружения высотой более 100м, космодромы, метрополитены, опасные производства, объекты военной инфраструктуры, убежища гражданской обороны и др.].
Соблюдение требований механической безопасности на объектах повышенного уровня ответственности, а именно состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их частей является первостепенной задачей при проектировании и строительстве и регулируется законодательством.
Необходимо также отметить, что в нормативных документах устанавливаются сроки службы зданий и сооружений повышенного уровня ответственности, которые составляют 100 лет и более.
Тем не менее, не смотря на вышеизложенное по-прежнему объекты повышенного уровня ответственности остаются наиболее уязвимы относительно действию коррупционных практик, в том числе описанной в данной статье.
Как пример данного явления можно привести строительство задний и сооружений космодрома «Восточный».На основном стартовом сооружении, с которого производиться пуск космических аппаратов, при проектировании были разработаны специальные технические решения по защите от коррозии строительных конструкций, применены гидроизоляционные материалы высокого качества, обеспечивающие надежную защиту от коррозии строительных конструкций, а следовательно, и долговечность объекта со сроком службы не менее 100лет. При строительстве данные решения были заменены в одностороннем порядке без согласования с проектной организацией на иные значительно более дешевые гидроизоляционные материалы и технические решения, которые применяются в массовом строительстве и обеспечивают
работоспособность гидроизоляции не более 5-10 лет. Как следствие, через несколько лет после ввода стартового сооружения и проведения первых пусков (в 2016-2018 годах] были обнаружены многочисленные протечки как на стартовом сооружении, так и на других сооружениях космодрома «Восточный». В следствии этого необходимо проведение дорогостоящих ремонтных работ с демонтажом части оборудования, как следствие остановки функционирования космодрома, что непременно ведет к срыву контрактных сроков по пуску летательных аппаратов. Помимо этого, повышается риск аварий, чрезвычайных ситуаций связанный с ускоренной деградацией материалов строительных конструкций, в результате снижения долговечности, а также возможности пожаров в следствии проникания воды внутрь сооружений, насыщенных электрическим оборудованием.
Один из путей решения данной проблемы является проведение научно-технического сопровождения проектирования и строительства объектов повышенного уровня ответственности. Данное мероприятие предусмотрено действующим законодательством на добровольной основе, регулируется пунктами 10.9 и 12 ГОСТ 27751-2014. При этом стандартное научно-техническое сопровождение ограничивается исключительно анализом принимаемых конструктивных решений и их соответствия действующим нормам проектирования.
Кроме того, в настоящее время при определении сметной стоимости строительных работ используется базисно-индексный метод, который не способствует предоставлению открытой информации о номенклатуре, количестве и цене всех используемых строительных ресурсов. Однако строительство относится к материалоемкой отрасли, и данная информация позволила бы повысить уровень полноты и достоверности сметных расчетов. Планируемый переход на ресурсно-индексный и затем на ресурсные методы определения сметной стоимости работ, так же, как и введение в действие Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС] будет способствовать формированию более прозрачной информации о ценообразующих ресурсах, оптимизации стоимости строительства, повышению прозрачности расчета стоимости строительства при выполнении государственных контрактов. При этом также должна использоваться система индексов к строительным ресурсам, отдельным видам работ, комплексам работ, объектам, разрабатываемых в соответствии с принятой периодичностью (ежемесячные, ежеквартальные и др.]. Для создания и введения такой системы индексов должен проводиться мониторинг цен строительных ресурсов, причем не по их ограниченной номенклатуре, а по всей номенклатуре или по сформированным однородным группам ресурсов.
В целях увеличения контроля за соблюдением требований механической безопасности при проектировании и строительстве целесообразно ввести следующие мероприятия:
1] На этапе научно-технического сопровождения проектирования проводить анализ применяемых материалов и изделий, влияющих на обеспечение механической безопасности, с выявлением наиболее коррупционно-уязвимых материалов;
2] Проводить контроль конъюнктурного анализа цен на данные материалы с фиксацией в отдельном приложении к отчету по научно-техническому сопровождению проектирования информации о количестве и цене материалов, их технических (физико-механических, химических, экологических и др.] характеристиках;
3] На этапе проведения научно-технического сопровождения строительства контролировать поставку необходимых материалов в соответствующем объеме, их сертификацию, лабораторные исследования образцов, а также испытаний выполненных конструкций с составлением итогового отчета с сопоставлением проектных величин с фактическими.
К материалам и изделиям относящихся к группе коррупционно-уязвимых, влияющих на механическую безопасность объектов можно отнести следующие: гидроизоляционные материалы, элементы механического соединения арматуры (муфты, анкеры], ремонтные смеси, различного вида инъекция для улучшения физико-
механических свойств, противопожарные обмазки и краски, наполнители для бетонов (фибры], сварочные электроды и др.
Таким образом, борьба с коррупцией в строительстве должна иметь многоуровневую систему. Для этих целей можно использовать существующие механизмы контроля тех или иных процессов с расширением диапазона их действия на процессы, способствующие появлению коррупции. Особую роль здесь играют застройщик и технический заказчик, в функции которых входит контроль за ходом строительства.
Список использованных источников
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020] «О противодействии коррупции».
2. Постановление правительства Российской Федерации №666 от 15.04.2022г
3. Павлович Э.Г. Анализ коррупционной преступности в России // Юридические науки, 2019. № 17. [Электронный ресурс]. URL: https://novaum.ru/public/p1242/ (Дата обращения 11.04.2021]
4. ФАС в СМИ: картельные сговоры в строительстве будет легко обнаружить по электронным следам. // Российская газета, 10.10.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/publications/16666/ (Дата обращения 11.04.2021].
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации
6. Федеральный закон № 384 от 30.12.2009. «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»
7. ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований»
ON THE ISSUE OF COMBATING CORRUPTION IN THE CONSTRUCTION
OF FACILITIES OF AN INCREASED LEVEL OF RESPONSIBILITY
Karakozova I. V., Pavlyuchko I. P., Krylova M.V.
Krylov V. V.
This article provides a description of one of the most common ways of corrupt practices in construction, the consequences of this practice. A description of the resource-index method for determining the estimated cost of construction, including pricing for corruption-vulnerable materials and technologies, is presented. A description is given of the relationship between the state of mechanical safety at facilities with a high level of responsibility and the problem of corruption in construction. This article presents proposals for the implementation of independent control as part of the scientific and technical support of design and construction in order to identify corruption-vulnerable technologies and materials used in the construction of an object of a high level of responsibility and are responsible for ensuring the mechanical safety of the object, as well as measures to reduce the level corruption through independent quality control of the materials used within the framework of scientific and technical support.
Keywords: corruption, scientific and technical support, organization of construction, estimate documentation, resource-index method, corruption-vulnerable materials and technologies.