Научная статья на тему 'К вопросу противодействия должностным злоупотреблениям в России и Франции: основные результаты'

К вопросу противодействия должностным злоупотреблениям в России и Франции: основные результаты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / JOB ABUSE / ABUSE OF POWER / ECONOMIC SYSTEM / SAFETY / ECONOMIC SYSTEMS / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцева Юлия Николаевна, Середа Ирина Михайловна

Статье анализируются официальные статистические данные, а также данные специализированных антикоррупционных ведомств о распространении преступлений, связанных с должностными злоупотреблениями в России и Франции в период с 2013 по 2016 г. На их основе формируется представление о том, что должностные злоупотребления следует рассматривать как реальную угрозу безопасности экономических систем. Представляется, что изменения диспозиций статей и санкций, предусмотренных за злоупотребление должностными полномочиями, не являются ключевыми в данном вопросе. Объектом внимания должна стать модернизации системы предупредительных мер как общесоциальных, так и специальных криминологических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Румянцева Юлия Николаевна, Середа Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Official Abuse in Russia and France: the Main Results

The article analyses the official statistics and data from specialized anti-corruption agencies about the spread of crimes related to abuse of official positions in Russia and France in the period from 2013 to 2016. On this representation the authors conclude that office abuses should be seen as a real threat to the security of economic systems. It appears that changes in the dispositions of articles and sanctions for abuse of official powers, are not key in this matter. The object of attention should be the modernization of the system of preventive measures, both social and special criminological.

Текст научной работы на тему «К вопросу противодействия должностным злоупотреблениям в России и Франции: основные результаты»

УДК 343.3, 340. 5, 343.352.7

К ВОПРОСУ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМ В РОССИИ И ФРАНЦИИ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

© Румянцева Ю. Н., Середа И. М., 2017

Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Иркутск

В статье анализируются официальные статистические данные, а также данные специализированных антикоррупционных ведомств о распространении преступлений, связанных с должностными злоупотреблениями в России и Франции в период с 2013 по 2016 г. На их основе формируется представление о том, что должностные злоупотребления следует рассматривать как реальную угрозу безопасности экономических систем. Представляется, что изменения диспозиций статей и санкций, предусмотренных за злоупотребление должностными полномочиями, не являются ключевыми в данном вопросе. Объектом внимания должна стать модернизации системы предупредительных мер — как общесоциальных, так и специальных криминологических.

Ключевые слова: должностные злоупотребления, злоупотребление должностными полномочиями, экономическая система, безопасность экономических систем, экономическая безопасность, коррупция, противодействие коррупции.

Актуальность изучения должностных злоупотреблений как фактора, угрожающего безопасности экономических систем, обусловлена глубокими изменениями экономических условий хозяйствования. Всеохватывающая интеграция, глобализация экономики вызывают необходимость поиска и внедрения новых инновационных методов и подходов обеспечения антикоррупционной, экономической безопасности всего мирового сообщества.

Для анализа природы должностных злоупотреблений следует учитывать опыт и тенденции распространения преступлений, связанных с злоупотреблением должностными полномочиями в период с 2013 по 2016 г.

Выбор указанного периода не случаен. В первую очередь, сложно не согласиться с утверждением, что за прошедший, более чем двадцатилетний период применения действующего УК РФ в него внесено множество не всегда продуманных и часто противоречащих общей концепции уголовного законодательства изменений и дополнений [1, с. 71].

Так, гуманизация уголовной правовой сферы продолжается в РФ с 2008 г., при этом особое значение приобретает Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. № 3500-6 ГД «Об объ-

явлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», в соответствии с которым экономическая амнистия распространялась в основном на лиц, совершивших экономические преступления. Опыт проведения амнистии капиталов в зарубежных странах свидетельствует о том, что данная мера предпринимается для получения дополнительных средств в бюджет государства посредством увеличения налоговых поступлений, а также нормализации инвестиционного и делового климата в стране, то есть как раз для того, что способствует безопасности экономической системы страны в целом.

Кроме того, в 2013 г. Правительством РФ были приняты Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Вместе с тем в 2012 г. в России началось то, что некоторые считают «долгожданной настоящей борьбой с коррупцией», следовательно, результаты этой «борьбы» (за рассматриваемый период с 2013 по 2016 г.) должны показать, стали ли все эти изменения действительно эффективными или фактически имел место «очередной всплеск антикоррупционной кампанейщины» [2].

С другой стороны, для законодательства Франции в сфере противодействия корруп-

ции, должностным злоупотреблениям 2013 год также не является случайным. В противовес бессистемности изменений и принятию научно не обоснованных решений при корректировке уголовного закона в РФ, что в конечном итоге приводит к подмене правового содержания уголовного закона содержанием бытовым, уголовное законодательство Франции отличает стабильность, которая еще более ярко выглядит при сравнении с Россией.

Однако ошибочно полагать, что отсутствие большого количества изменений говорит о неспособности всей системы французского уголовного закона к развитию. В отношении Франции скорее будет уместным тезис о наличии не только обоснованной критики, но и реакции на громкие уголовные дела, выразившейся во внесении научно обоснованных корректировок в уголовный закон.

Так, в 2013 г. министр бюджета Франции Жером Каюзак признался в использовании нелегальных зарубежных счетов на протяжении 20 лет. Французский новостной сайт MediaPaгt в декабре 2012 г. обнародовал аудиозапись, на которой голос, похожий на голос министра, сообщал: «Что больше всего меня беспокоит: у меня до сих пор открыт счет в

иВБ..>.

Экспертиза звукозаписи дала основания для начала расследования по делу министра. Впоследствии Жером Каюзак подал прошение об отставке и публично признал свою вину. В 2016 г. экс-министр и его супруга были приговорены к трем и двум годам лишения свободы соответственно [3].

В 2013 г. после начала расследования был принят закон о прозрачности общественной жизни и борьбе с преступностью в финансовой деятельности. Уже в июне 2017 г. вступили в силу дополнения, направленные на совершенствование французского антикоррупционного законодательства, в том числе о противодействии коррупции за рубежом.

В этой связи представляет интерес, каким образом законодательные инициативы двух стран повлияли на распространение должностных злоупотреблений, насколько вступившие в силу изменения законодательства действительно были эффективны и фактически способствовали снижению преступлений в рассматриваемой сфере.

Данные по индексу восприятия коррупции, публикуемые Transparency International в рассматриваемый период, позволили выявить, как менялось восприятие коррупции в государственном секторе России и Франции с точки зрения предпринимателей и аналитиков. Как известно, указанный индекс составляется на основе данных опросов, проводимых среди экспертов и в деловых кругах. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 — с самым низким; ежегодно количество стран, которые вовлекаются в исследование, увеличивается.

Данные о результатах проведенных исследований для России и Франции в 2013—2016 гг. приведены в табл. [4].

Таблица

Индекс восприятия коррупции в России и Франции в 2013-2016 гг.

Г°су- дарство 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

балл место балл место балл место балл место

Россия 28 127 27 136 29 119 29 131

Франция 71 22 69 26 70 23 69 23

Как видно из результатов международных исследований, ситуация в России и Франции характеризуется практически неизменными позициями в указанном рейтинге. Какие-либо колебания за рассматриваемый период были либо незначительными, либо связанными с изменением количества стран, по которым проводились исследования. Следует отметить, что значения для двух исследуемых стран в сравнении друг с другом можно назвать полярными. Действительно, с известной долей условности можно констатировать, что для Франции характерны позиции в первой двадцатке стран. Количество баллов, которое по материалам опросов получала страна, не было меньше 69 за последние пять лет.

В России мы имеем прямо противоположную картину: количество оценочных баллов за исследуемый промежуток времени так и не достигло 30, а ситуацию в стране характеризует ставшее уже, к сожалению, традиционным место в рейтинге — в нижней трети среди всех исследуемых государств.

Из таблицы видно, как различаются ситуации в двух исследуемых странах — насколько более значительным является влияние коррупции в России в отличие от Франции. Вместе с тем, если ситуация во Франции и выглядит более привлекательной в сравнении с Россией, то явно является более негативной по сравнению с Данией, которая возглавляет указанный рейтинг на протяжении всего исследуемого промежутка с рейтинговым значением не менее 90 баллов. Более того, предпринимаемые правительством Франции меры в этом вопросе кардинальным образом ситуацию пока не изменили, что также позволяет задуматься об эффективности данных мер.

Кроме всего, к сожалению, не было ни одного года с 2013 по 2016 г., чтобы в каждой из рассматриваемых стран не проходил какой-то громкий уголовный процесс, так или иначе связанный с различными должностными злоупотреблениями. Фигурантами подобных дел становились бывшие члены правительства обеих стран, высокопоставленные сотрудники министерств и ведомств, администраций.

В то же время резонансные уголовные дела о должностных злоупотреблениях возбуждались и в ведомствах, которые непосредственно призваны осуществлять правоприменительные функции, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, в марте 2013 г. было возбуждено уголовное дело в отношении ряда должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний и ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС). Его фигурантами стали в том числе бывший глава ФСИН Александр Реймер и его заместитель Николай Криволапов. Чиновники подозревались в совершении мошенничества в крупном размере при закупке электронных браслетов для лиц, находящихся под домашним арестом (система электронного мониторинга).

В сентябре 2015 г. А. Реймеру также было предъявлено еще одно обвинение по ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»), от которого Прокуратура РФ впоследствии отказалась [5].

Серьезными последствиями уголовных дел о должностных злоупотреблениях являются колоссальные размеры ущерба, который наступает в результате действий

обвиняемых лиц. Размер такого ущерба от действий или бездействия должностных лиц непосредственно экономике страны часто сопоставим с размерами бюджетов отдельных муниципальных образований.

Совместный доклад европейского антикоррупционного агентства OLAF и директората юстиции Евросоюза содержит весьма конкретный вывод: от коррупции страны ЕС ежегодно теряют 323 млрд евро, что составляет почти одну треть предложенного ЕС семилетнего бюджета на 2014—2020 гг. [6].

Так, одним из наиболее ярких негативных примеров может служить уголовное дело бывшего президента Германии Кристиана Вульфа, который обвинялся в 28 эпизодах «злоупотреблений властью» во время нахождения на посту. В частности, экс-президента обвиняли в том, что его проживание в мюнхенском отеле вместе с семьей было оплачено знакомым бизнесменом. В обмен политик обещал поддержку одного из коммерческих проектов предпринимателя.

Необходимо констатировать, что негативные тенденции, зафиксированные международной организацией, подтверждаются официальной статистикой, причем как для России, так и для Франции. Действительно, в результате принимаемых мер в Российской Федерации, к сожалению, снижение уровня преступлений коррупционной направленности не происходит. На рисунке 1 представлена информация о количестве зарегистрированных преступлений по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностным полномочиями» в период с 2013 по 2016 г.

2013 2014 2015 2016

2 206 249 2 166 399 2 352 098 2 130 613

преступлении

Рис. 1. Количество зарегистрированных преступлений по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностным полномочиями» в период с 2013 по 2016 г.

Согласно статистической отчетности Генеральной прокуратуры РФ за 2016 г., на 1,4 % увеличилось количество указанных преступлений, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,5 % (32 924 ед.). При этом по состоянию на 1 января 2017 г. в Российской Федерации по ст. 285 УК РФ зарегистрировано 2 273 преступления [7].

Глава II УК Франции «О посягательствах на государственное управление, совершенное лицами, замещающими государственные должности» содержит 17 статей о злоупотреблениях должностными полномочиями (с 432-1 по 432-17), включена в раздел III «Посягательство на авторитет государства» УК Франции. Соответственно, для сравнения учитывались статистические данные, охватывающие преступления, подрывающие авторитет государства, в общем объеме всех совершенных преступлений. Кроме того, согласно рекомендациям и отчетности Министерства юстиции Франции французское уголовное право различает два вида коррупции [8]:

— пассивное взяточничество (ответственность за которое предусмотрено ст. 432 УК Франции);

— активный подкуп (ответственность за который предусмотрена ст. 433 разд. III «Посягательство на авторитет государства» УК Франции).

Данной позиции придерживается также Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC), фиксируя в своих отчетах аналогичный подход к трактовке понятий, связанных с коррупционными и должностными преступлениями [9].

Таким образом, статистические данные Франции о преступлениях, связанных с посягательством на интересы государства, будут включать в себя непосредственно преступления коррупционной направленности, в том числе должностные злоупотребления. Указанная группировка позволит сравнить статистическую информацию двух стран.

Так, согласно статистическим данным (рис. 2), опубликованным Министерством юстиции Франции, снижения уровня преступлений коррупционной направленности также не происходит. Более того, за 2016 г. на 54,24 % увеличилось количество преступлений против интересов государства. Несмотря на то что их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений составил 0,015 %, или 492 ед., факти-

ческие показатели заставляют задуматься: количество преступлений в 2016 г. увеличилось на 173 ед. (в 2015 г. их было зарегистрировано 319), что превышает аналогичный показатель в целом за 2014 г. [10].

Рис. 2. Количество зарегистрированных преступлений против интересов государства во Франции в период с 2013 по 2016 г.

Специализированные антикоррупционные европейские ведомства фиксируют: коррупция в европейских структурах достигла небывалых масштабов. Если раньше годовой объем хищений из европейских фондов составлял сотни миллионов евро, то теперь он исчисляется миллиардами. Так, полицией и прокуратурой стран ЕС по статьям «Злоупотребление служебным положением» и «Взятка» в 2013 г. возбуждено 67 800 уголовных дел. Это рекордное количество за всю историю ЕС.

Наряду с экономическим кризисом в ЕС в целом и во Франции в частности уместно говорить и о кризисе всей правовой системы. Именно кризис права подрывает устойчивость экономической системы государства: отсутствие эффективных правовых механизмов, направленных на предупреждение и снижение негативных последствий от должностных злоупотреблений, преступлений коррупционной направленности, является угрозой безопасности экономической системы. Фиксируемое количество и динамика должностных злоупотреблений, актуальные статистические данные выступают тем маркером, который указывает на реальность этой угрозы для безопасности экономической системы государства.

Вместе с тем сам показатель, фиксирующий количество фактически зарегистрированных преступлений по рассматриваемому составу, следует принимать во внимание для проведения сколько бы то ни было стоящей оценки, претендующей на формирование полноценных выводов, только при совместном анализе с имеющимися приговорами по возбужденным делам.

В России увеличивается как количество уголовных дел, связанных с должностными злоупотреблениями, что было описано выше, так и количество решений о содержании под стражей. В то же время до 80 % уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами по рассматриваемым статьям, не доходят до суда (проводятся обыски, допросы сотрудников предприятий, партнеров, изымаются документы и др.). Складывается впечатление, что приоритетом в противодействии коррупции выбраны громкие показательные процессы, которые при этом с большим трудом доводятся до конца. Бурные разоблачения под телевизионные камеры раз за разом превращаются в затяжные, уходящие в никуда расследования, зачастую заканчивающиеся ничем.

Таким образом, статистические данные о практике распространения анализируемых преступных деяний в исследуемых странах имеют негативную тенденцию, связанную с увеличением количества регистрируемых преступлений в данной сфере год от года. Имеющиеся сведения подтверждают, что должностные злоупотребления следует рассматривать как реальную угрозу безопасности экономических систем указанных государств.

Представляется, что изменения диспозиций статей и санкций, предусмотренных за злоупотребление должностными полномочиями, не являются ключевыми в данном вопросе, объектом внимания должно стать функционирование «сопутствующих» институтов, отдельных элементов, образующих систему в целом, необходимость модернизации системы предупредительных мер — как общесоциальных, так и специальных криминологических. Ш

1. Богдановская В. А. Актуальные проблемы реформы уголовного законодательства России / / Вопр. рос. и между-нар. права. 2012. № 5-6. С. 70-82.

2. Индекс восприятия коррупции — 2012: новая точка отсчёта для России [Электронный ресурс] // Трансперенси Интернешнл-Р. 2012. 5 дек. URL: http://transparency. org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vos-

priyatiya-korruptsii-2012-novaya-tochka-otschyeta-dlya-rossii.html.

3. Налоговое мошенничество будет обжаловано: Жером Каузак приговорен к трем годам тюрьмы / Fraude fiscale: condamnй а trois de prison ferme, Jйrфme Cahuzac va faire appel [Электронный ресурс] // Europe 1. 2016. 8 дек. URL: http://www.europe1.fr/societe/fraude-fiscale-suivez-en-direct-le-jugement-du-proces-de-jerome-cahuzac-2921924.

4. Индекс восприятия коррупции — 2016: положение России не изменилось [Электронный ресурс] // Трансперенси Интернешнл-Р. 2012. 5 дек. URL: http://transpa-rency. org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html.

5. Уголовное дело в отношении экс-главы ФСИН Александра Реймера. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС : информ. агентство России. 2017. 13 июня. URL: http://tass.ru/info/3576619.

6. Отчет OLAF 2016 / The OLAF report 2016 [Электронный ресурс] // OLAF-Office europйen de lutte anti-fraude. 2017 г. URL: https://ec.europa.eu/anti-fraud/sites/antifraud/files/olaf_report_2016_en.pdf.

7. Статистический сборник Генеральной прокуратуры РФ: Состояние преступности в России за январь — декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://genproc.gov.ru/uplo-ad/iblock/f8b02016.pdf.

8. Коррупция / La corruption [Электронный ресурс]// Министерство юстиции Франции. — URL: http://www.justi-ce.gouv.fr/art_pix/scpc2004-7.pdf.

9. Обзор о ходе реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Обзор Франции / M^anisme d'examen de l'application de la Convention des Nations Unies contre la Corruption Rapport de l'examen de la France [Электронный ресурс] // UNODC. 2015 г. URL: http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Countr yVisitFinalReports/France_Report_FR.pdf.

10. Статистика правосудия в таблицах / Statistiques Justice: tableaux d^ailtts [Электронный ресурс] // М-во юстиции Франции. URL: http://www.justice.gouv.fr/statis-tiques.html#tableaux-detailles.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богдановская В. А. Актуальные проблемы реформы уголовного законодательства России // Вопр. рос. и междунар. права. — 2012. — № 5—6. — С. 70—82.

Индекс восприятия коррупции — 2012: новая точка отсчёта для России [Электронный ресурс] / / Трансперенси Интернешнл-Р. — 2012. — 5 дек. — URL: http://transparency.org.ru/ research/indeks-vos-priyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2012 -novaya-tochka-otschyeta-dlya-rossii. html.

Индекс восприятия коррупции — 2016: положение России не изменилось [Электронный ресурс] // Трансперенси Интернешнл-Р. — 2012. — 5 дек. — URL: http://transparency.org.ru/ research/indeks-vos-priyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html.

Коррупция / La corruption [Электронный ресурс] / / Министерство юстиции Франции. — URL: http:/ / www.justice.gouv.fr/art_pix/scpc2004-7.pdf.

Налоговое мошенничество будет обжаловано: Жером Каузак приговорен к трем годам тюрьмы / Fraude fiscale : condamnй а trois de prison ferme, Cahuzac va faire appel [Электронный ресурс] / / Europe 1. — 2016. — 8 дек. — URL: http://www.euro-pe1.fr/societe/fraude-fiscale-suivez-en-direct-le-juge-ment-du-proces-de-jerome-cahuzac-2921924.

Обзор о ходе реализации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Обзор Франции / Mfcanisme d'examen de l'application de la Convention des Nations Unies contre la Corruption Rapport de l'examen de la France [Электронный ресурс] // UNODC. - 2015 г. - URL:

http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC / CountryVisitFinalReports/France_Report_FR.pdf.

Отчет OLAF 2016 / The OLAF report 2016 [Электронный ресурс] // OLAF-Office europйen de lutte anti-fraude. - 2017. - URL: https://ec.europa.eu/anti-fraud/sites/antifraud/ files/olaf_report_2016_en.pdf.

Статистический сборник Генеральной прокуратуры РФ: Состояние преступности в России за январь — декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] // Генеральная Прокуратура Российской Федерации. — URL: http://genproc.gov.ru/upload/iblock/f8b02016.pdf.

Статистика правосудия в таблицах / Statistiques Justice : tableaux dMaiMs [Электронный ресурс] / / Министерство юстиции Франции. — URL: http : //www.justice.gouv.fr/statistiques. html#tablea-ux-detailles.

Уголовное дело в отношении экс-главы ФСИН Александра Реймера. Досье [Электронный ресурс] // ТАСС : информ. агентство России. — 2017. — 13 июня. — URL: http://tass.ru/info/3576619.

To the Question of the Official Abuse in Russia and France: the Main Results

© Rumyantseva Yu., Sereda I., 2017

The article analyses the official statistics and data from specialized anti-corruption agencies about the spread of crimes related to abuse of official positions in Russia and France in the period from 2013 to 2016. On this representation the authors conclude that office abuses should be seen as a real threat to the security of economic systems. It appears that changes in the dispositions of articles and sanctions for abuse of official powers, are not key in this matter. The object of attention should be the modernization of the system of preventive measures, both social and special criminological.

Key words: job abuse, abuse of power, economic system, safety, economic systems, economic security, corruption, corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.