правовой сфере так называемых фактических договоров. Нельзя подвергнуть правовому регулированию большую и значительную часть родительских отношений, поскольку в семейном праве вообще больше нравственности, морали, чем права. Поэтому законодатель избрал разумный и взвешенный подход вмешательства общества в дела семьи. Так, в интересах детей при разводе их родителей требуется вопрос о месте жительства детей разрешить в договорном порядке путем соглашения родителей, а если его нет или оно нарушает интересы ребенка, этот вопрос разрешается в судебном порядке (ст. 23, 24 СК). Все другие вопросы осуществления родительских прав семейное законодательство предоставляет супругам решать самостоятельно, устанавливая принцип осуществления этих семейных прав - обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При этом родители связаны законодательными рамками: родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Поэтому при регулировании исследуемых отношений в сфере родительства найден правильный баланс публичных и частных начал, изменять который было бы неправильно.
Не случайно и нормы дореволюционного российского права предусматривали, что в случае развода супругов вопрос о месте жительства детей решался соглашением родителей. Однако в законе отсутствовало указание, как должен поступить суд при недостижении соглашения, а судебная практика была довольно противоречивой. Поэтому современное семейное законодательство в большей степени ориентировано на защиту прав детей, оно выстроено с учетов международных стандартов механизма защиты детства.
А. В. Зуев
К вопросу прохождения медицинской комиссии будущими моряками торгового флота в России на рубеже XIX-XX вв. (исследование остроты зрения и цветоощущения)
27 июня 1867 г. Император Александр II утвердил «Положение о мореходных классах», в соответствии с которым в мореходные классы принимались желающие всех возрастов и состояний, которые могли представить удостоверение личности и происхождения, а также свидетельства об умении читать и писать и о совершении
98
плавания на морских судах1. Однако прохождение врачебного осмотра кандидатов на судоводительские должности не требовалось, вследствие чего в шкипера и штурмана попадали лица, «не удовлетворявшие требованиям морской службы по своему физическому развитию и особенно по состоянию зрения»2.
Соответственно, в уставах мореходных учебных заведений было упущено требование, которое обязывало бы лиц, желающих поступить в мореходные классы, подвергаться предварительному испытанию «степени остроты их зрения и цветоощущения».
Как следствие при медицинском освидетельствовании кандидатов для поступления в классы торгового мореплавания при Одесском коммерческом училище, открытых 1 июля 1898 г., из 33 молодых людей, явившихся на приемные испытания, оказались страдающими серьезными недостатками зрения девять человек, из них трое - цветовой слепотой. В число больных цветовой слепотой попал, в том числе, один штурман дальнего плавания, имеющий правительственный диплом на это звание3. Такие проблемы возникали практически во всех мореходных классах. К примеру, архангельский губернатор в отношении от 4 мая 1898 г. за № 943 и 330 обращался в департамент торговли и мореплавания «с возбуждением вопроса относительно испытания зрения и цветоощущения у молодых людей при поступлении их в мореходные учебные заведения»4.
Недостатки зрения судоводителей могли стать причиной серьезных аварий на море. Видя такое положение, департамент торговли и мануфактур поставил задачу разработать инструкцию для исследования остроты зрения и цветоощущения у лиц, желающих поступить в мореходные классы, с тем, чтобы лица, страдающие такими недостатками, не были приняты в морские учебные заведения. Такая инструкция составлена «по указаниям профессора Г.А. Дон-берга, компетентность которого в рассматриваемом вопросе как сведущего и опытного глазного врача усиливается еще и тем обстоятельством, что он, будучи владельцем мореходной яхты, неоднократно совершал плавания к берегам Норвегии, причем сам исполнял обязанности шкипера»5.
Инструкция предполагала, что лица, желающие поступить в мореходные учебные заведения, для «предварительного принятия их в последние должны быть подвергаемы испытанию на остроту зре-
1 Виноградов В.В. Торгово-мореходное образование и России. СПб., Типография В.О. Киршбаума, 1912. С. 1.
2 Статистические данные о судоводителях и судовых механиках на мореходных судах русского торгового флота к 1 января 1915 г. Петроград, 1915. С. 8.
3 РГИА. Ф. 95. Оп. 3. Д. 863. Л. 6.
4 Там же. Л. 13.
5 Там же. Л. 6.
99
ния и цветоощущения». Такое испытание мог проводить врач «под непосредственным наблюдением заведующего Мореходным учебным заведением». О каждом испытании должен был быть составлен протокол за подписью врача, если он был при испытании, заведующего учебным заведением и тех лиц из состава комитета и педагогического персонала учебного заведения, которые присутствовали при испытании. В протоколе должно быть указано число лиц, подвергавшихся испытанию, а также имена, фамилии, возраст, сословие, место жительства и род занятий тех из названных лиц, у которых обнаружилась неполнота зрения или недостатки в цветоощущении. Копии с протоколов должны быть представляемы в конце каждого года в департамент торговли и мануфактур. Лица, признанные на основании испытания по указаниям инструкции не обладающими полным зрением или же страдающие цветовой слепотой или ослабленным цветоощущением, в число учеников мореходных учебных заведений ни под каким предлогом не должны были приниматься1.
Исследование остроты зрения должно было проводиться по таблицам профессора Г.А. Донберга днем на открытом воздухе. Таблица должна была помещаться вертикально на высоте среднего человеческого роста и притом так, чтобы свет падал на нее равномерно. Испытуемый должен был стоять прямо против нее так, чтобы солнце не мешало ему. Глаз, обладающий полным зрением, должен был видеть без помощи стекол цифру данного ряда таблицы с того расстояния, которое обозначено с левой стороны этого ряда. В тех случаях, когда по каким-либо причинам для исследования зрения на открытом воздухе встречались препятствия, исследование можно производить и в светлой комнате, помещая таблицу в том месте, где она была бы лучше всего освещена, или же освещая ее искусственно - лампою с рефлектором. При исследовании зрения испытуемый должен был смотреть на таблицу обоими глазами. Неполнота зрения в одном глазу при полноте зрения в другом не служила препятствием испытуемого к приему в мореходное учебное заведение2.
Исследование цветоощущения должно было производиться по способу Гольмгрена «под непременным наблюдением заведующего мореходным учебным заведением; присутствие врача при исследовании необязательно, хотя и желательно». Испытуемому давали сначала из набора цветных шерстей по Гольмгрену моток шерсти самого светлого из чисто зеленых цветов (моток этот отмечен маркою с надписью «пробный моток № 1») и затем, перемешав между
1 РГИА. Ф. 95. Оп. 3. Д. 863. Л. 7.
2 Там же. Л. 8.
100
собою все мотки коробки, предлагали испытуемому подбирать из кучи их к пробному мотку мотки того же тона - светлые и темные. Если испытуемый исполнял это требование быстро и без ошибки, верно подбирая мотки всех оттенков пробного цвета, то его цветоощущение было нормальным. Если же он исполнял требование медленно и с ошибками, т. е. подбирал к зеленому мотку мотки сине-зеленого или желто-зеленого оттенка, то его цветоощущение ослаблено. Наконец, если испытуемый подбирает к зеленому цвету другие цвета - серого, коричневого или красного оттенка, то это служит указанием на то, что он страдает цветовой слепотой1.
После этого испытуемому давали моток шерсти светломалинового цвета (этот моток отмечен маркою с надписью «пробный моток № 2») и предлагали подобрать к нему подходящие по свету и тени. Если испытуемый исполнял это требование быстро и безошибочно, то его цветоощущение нормально. Если же он выбирал только одни синие и голубые мотки, то это указывало на то, что он болен слепотой на красный цвет. Наконец, если к пробному мотку испытуемый подбирал зеленые и серые цвета, то это свидетельствовало о том, что он страдал слепотой на зеленый цвет2.
6 октября 1898 г. директор департамента торговли и мануфактур обратился к Министерству финансов с просьбой утвердить эту инструкцию. Инструкция была утверждена и незамедлительно «разослана ее в руководство» во все мореходные учебные заведения, находящиеся в ведении Министерства финансов, вместе с указанными в инструкции приборами. Расход этот с доставкой по почте на место, определённым в 3 руб. для каждого учебного заведения, департамент «полагал бы правильным отнести на суммы, назначенные по штату мореходных классов на учебные пособия»3.
Таким образом, утвержденная инструкция стала первым официальным документом, который предъявлял требования к состоянию здоровья поступавших в русские мореходные учебные заведения, а сама проблема с ее применением была снята.
Новый закон 1902 г. точно определил «судоводительские права, присвоенные каждому судоводительскому званию»4, и ввел на законодательном уровне медицинское освидетельствование кандидатов на занятие судоводительских должностей.
1 РГИА. Ф. 95. Оп. 3. Д. 863. Л. 9.
2 Там же.
3 Там же. Л. 6.
4 Статистические данные о судоводителях и судовых механиках на мореходных судах русского торгового флота к 1 января 1915 г. Петроград, 1915. С. 11.
101