Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Цель статьи выявление характеристик осужденных, склонных к конфликтам. В статье представлена структура конфликтогенной личности осужденного в местах лишения свободы. К таким показателям автор относит агрессивность, слабую интегрированность в обществе, эмоциональную неустойчивость, импульсивность, озлобленность и др. Понимание механизмов социального развития данных лиц, объединённых автором в группы позволяет грамотно осуществлять эффективное воздействие на конфликтующих. Социально-психологический портрет конфликтных субъектов описанный на основе эмпирических данных полученных на выборке осужденных позволяет определять механизмы возникновения конфликтов в их среде. Определено, что создание системной работы по профилактике конфликтов предполагает необходимость выделения взаимосвязанных направлений: диагностического, коррекционно-диалектического и развивающего. Ключевые положения статьи могут быть использованы сотрудниками при определении содержательных и методических аспектов программы ресоциализации осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PREVENTION OF CONFLICTS AMONG THE PRISONERS

The purpose of the article is to identify the characteristics of convicts prone to conflicts. The article presents the structure of the conflictogenic personality of a convict in places of deprivation of liberty. The author refers to such indicators as aggressiveness, poor integration in society, emotional instability, impulsiveness, anger, etc. Understanding the mechanisms of social development of these individuals, united in two subgroups, allows you to competently proceed to the implementation of both the prevention of conflict situations and effective influence on conflicting. The socio-psychological portrait of conflict subjects, described on the basis of empirical data obtained from a sample of convicts, makes it possible to determine the mechanisms for the emergence of conflicts in their environment. It has been determined that the creation of a systematic work on conflict prevention implies the need to identify interrelated areas: diagnostic, correctional-dialectical and developmental. The key provisions of the article can be used by employees in determining the content and methodological aspects of the convict's resocialization program.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

14. Lassen, J. Psychopathological symptoms associated with psychosocial functioning in children and adolescents with autism spectrum disorders and their typically developing peers / J. Lassen, B. Aggernss, M. Foldager, J. Pedersen, B. Oranje, T. Kjsr, S. Arnfred, M. Vestergaard // Research in Autism Spectrum Disorders. - 2022. - №98. - Pp. 1020-1040

15. Nigmatullina, I.A. Evaluation of Speech Skills and Social Interaction in Preschool Age Children With ASD in the Conditions of Psychological and Pedagogical Support of Kindergarten / I.A. Nigmatullina, V.V. Vasina, Y.O. Mukhamedshina // ARPHA Proceedings. - 2022. - № 5. - Pp. 1239-1253

16. Schievan, P.E. Development of social functioning and communication in school-aged (5-9 years) children with cerebral palsy / P.E. Schie van, R.C. Siebes, A.J. Dallmeijer, C. Schuengel, D.W. Smits, J. Gorter, J.G. WBecher // Research in Developmental Disabilities. - 2013. - № 34. - Pp. 4485-4494

17. Xie, Y. Children who are deaf or hard of hearing in inclusive educational settings: A literature review on interactions with peers / Y. Xie, M. Potmesil, B. Peters // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. - 2014. - №19 (4). - Pp. 423-437

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

К ВОПРОСУ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В СРЕДЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация. Цель статьи выявление характеристик осужденных, склонных к конфликтам. В статье представлена структура конфликтогенной личности осужденного в местах лишения свободы. К таким показателям автор относит агрессивность, слабую интегрированность в обществе, эмоциональную неустойчивость, импульсивность, озлобленность и др. Понимание механизмов социального развития данных лиц, объединённых автором в группы позволяет грамотно осуществлять эффективное воздействие на конфликтующих. Социально-психологический портрет конфликтных субъектов описанный на основе эмпирических данных полученных на выборке осужденных позволяет определять механизмы возникновения конфликтов в их среде. Определено, что создание системной работы по профилактике конфликтов предполагает необходимость выделения взаимосвязанных направлений: диагностического, коррекционно-диалектического и развивающего. Ключевые положения статьи могут быть использованы сотрудниками при определении содержательных и методических аспектов программы ресоциализации осужденного.

Ключевые слова: конфликты, осужденные, программы профилактики, ресоциализация.

Annotation. The purpose of the article is to identify the characteristics of convicts prone to conflicts. The article presents the structure of the conflictogenic personality of a convict in places of deprivation of liberty. The author refers to such indicators as aggressiveness, poor integration in society, emotional instability, impulsiveness, anger, etc. Understanding the mechanisms of social development of these individuals, united in two subgroups, allows you to competently proceed to the implementation of both the prevention of conflict situations and effective influence on conflicting. The socio-psychological portrait of conflict subjects, described on the basis of empirical data obtained from a sample of convicts, makes it possible to determine the mechanisms for the emergence of conflicts in their environment. It has been determined that the creation of a systematic work on conflict prevention implies the need to identify interrelated areas: diagnostic, correctional-dialectical and developmental. The key provisions of the article can be used by employees in determining the content and methodological aspects of the convict's resocialization program.

Key words: conflicts, convicts, prevention programs, resocialization.

Введение. Работа с конфликтами в местах лишения свободы остается одним из актуальных направлений исправительного воздействия на осужденных. Противодействие конфликтному взаимодействию предполагает своевременное выявление типичных ситуаций, а также распознавание факторов, обусловливающих их возникновение и развитие.

Изучение научной литературы по исследуемой тематике [3, 4, 10, 14, 16, 17], результаты анализа конфликтов в пенитенциарных учреждениях, включающий психодиагностическое исследование осужденных участников конфликтов методиками Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (российская адаптация Л.Н. Собчик Миннесотского многоаспектного личностного опросника MMPI) - (далее - СМИЛ) [15], тест Макса Люшера [1], опрос сотрудников исправительных учреждений и ретроспективный анализ протоколов зафиксированных инцидентов позволили дифференцировать ключевые причины, способствующие возникновению конфликтов в условиях социальной изоляции [5, 18].

Так, в зависимости от частоты их возникновения, наиболее часто в исправительных учреждениях фиксируются межличностные конфликты (от 80,5 до 90,3% от количества зафиксированных инцидентов).

Проведенный анализ показал, что конфликты чаще всего происходят в бытовой, производственной, общественно-полезной, культурно-досуговой и иных сферах деятельности осужденных (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Сферы деятельности в которых происходят межличностные конфликты осужденных

Первая группа причин относится к недостаткам в повседневной деятельности администрации по организации исполнения наказания. К ним относятся: нарушение оперативно-режимных требований, превышение сотрудниками должностных полномочий, недостатки в области коммунально-бытового оснащения и др. [5, 11, 18].

Вторая группа причин обусловливается некачественным комплектованием формально-организованных общностей осужденных (например, членов самодеятельных формирований, производственных бригад, отрядов и др.). Наиболее частые из них это несоответствие бытовых, этнических, религиозных, санитарно-гигиенических и т.д. установок и ценностей, борьба за лидерство и властные полномочия [9, 18].

К третьей группе причин относиться проблематика в области негативных социально-психологических явлений и процессов, происходящих в стенах пенитенциарных учреждений. К ним следует отнести криминогенное общение, стратификацию, влияние лидеров отрицательной направленности, субкультурные и иные проявления и др.) [1, 19].

Четвертая группа причин напрямую вытекает из условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Наиболее типичными являются: ограниченность контактов с внешним миром, эмоциональная истощаемость, дефицит материальных и психологических потребностей, концентрация маргинальных лиц, лиц с психическими, физическими расстройствами и личностными отклонениями (аддикциями, девиациями и т.д.), а также отдельные индивидуально-личностные особенности осужденных [2, 4, 5, 7, 9, 20]. Если в пенитенциарной системе достаточно широко представлены материалы исследования проблематики отбывания наказаний у вышеуказанных лиц, то конфликтогенные компоненты личности и специфика взаимодействия сотрудников в условиях конфликта исследованы не в полной мере.

Противодействие конфликтному взаимодействию предполагает своевременное распознавание личностных особенностей, обусловливающих высокий риск конфликтного взаимодействия и организацию мер его профилактики.

Изложение основного материала статьи. Проведенное исследование осужденных, участников конфликтов, а также опрос и анкетирование пенитенциарных сотрудников, выступивших в качестве экспертов при разрешении конфликтов в исправительных учреждениях позволили условно подразделить наиболее конфликтных осужденных на отдельные группы.

Наиболее часто это агрессивные или конфликтные субъекты, инициирующие или провоцирующие напряженные ситуации, они относятся к наиболее проблематичным лицам. Отмечено, что большинство из конфликтных осужденных слабо интегрированы в общественные и семейные институты, неоднократно судимы, причем, за насильственные преступления, не имеют семьи и поддержки близких. Их средний возраст варьирует в диапазоне от 22 до 29 лет. Поведение зачастую определяется личностными предпочтениями и ожиданиями со стороны значимых (референтных) групп отрицательной направленности, ситуационной обусловленностью, игнорированием прошлого опыта [4, 7, 12].

Конфликтных осужденных можно условно дифференцировать на группы.

В первой группе осужденные эмоционально неустойчивые, склонные к непредсказуемым реакциям. В конфигурации их социально-психологических профилей, по данным методики СМИЛ, повышены показатели ригидности и импульсивности (2-ая и 6-ая шкалы методики СМИЛ) и лидирующими позициями основных цветов (3 и 2) методики цветового выбора (агрессивность, оборонительные тенденции). Отметим, что при работе по превенции конфликтов у данной группы сотрудникам необходимо учитывать, что резкое ущемление их законных интересов или проявление несправедливости со стороны администрации исправительного учреждения может, во-первых, вызвать мощные агрессивные действия, во-вторых, стимулировать конфронтационные настроения в среде осужденных. Коррекционная работа не должна исключать директивные способы обращения, так как осужденные данной группы признают законные полномочия принципиальных сотрудников [3, 7, 18].

В конфигурации социально-психологических профилей второй группы конфликтных осужденных, по результатам методики СМИЛ, преобладают импульсивность, индивидуалистичность (4-ая и 8-ая шкалы методики СМИЛ), что говорит о властно-доминирующем поведении, озлобленности, недостаточном самоконтроле, различных дефектах, агрессии и аутоагрессии. При выборе стратегии поведения в предконфликтных ситуациях, осужденные второй группы неадекватно оценивают собственные личностные ресурсы и поверхностно прогнозируют возможные исходы конфликтов. Их агрессивные реакции всегда избыточны по отношению к источникам конфликта и участникам. Большинство из них предпочитает ориентироваться на субкультурные принципы и внутригрупповые шаблоны поведения. Административно-правовые меры воздействия не оказывают существенного влияния на дальнейшее поведение осужденных данной группы. Поскольку представители этой группы представляет серьезный источник конфликтной опасности, сотрудникам рекомендуется тщательно контролировать систему их взаимоотношений, а также осуществлять профилактические мероприятия специального характера. В качестве превентивных средств воздействия можно использовать угрозы неотвратимости наказания за незначительные правонарушения, а также ограничивать контакты с активными членами асоциальных группировок [3, 19, 21].

К следующей, достаточно многочисленной группе относятся конфликтозависимые, слабовольные личности, обычно выступающие в роли косвенных или вовлеченных участников конфликтного взаимодействия. Это неуверенные в своих возможностях осужденные, отличающиеся низким уровнем притязаний, слабо выраженными потребностями. Личностный профиль данной группы конфликтных осужденных характеризуется преобладанием значений 3-й и 7-й шкал методики СМИЛ (эмотивность, тревожность), а также значимыми позициями 4-го, 5-го и 6-го цветовых эталонов (гетерономность, эмотивность, впечатлительность, тревожность) теста М. Люшера. В период адаптации к условиям отбывания наказания лица данной группы легко попадают под влияние окружающих и зависят от ситуативных воздействий. Они склонны фиксироваться на удовлетворении своих актуализированных потребностей, пренебрегают интересами других осужденных, что делает их эмоционально интенсивные отношения с окружающими в целом поверхностными и нестабильными [4]. Стержневой поведенческой чертой этих индивидов является привлечение внимания к собственной персоне. Лица данной группы достаточно легко принимают на себя исполнение неадекватных функций, чтобы упрочить свою позицию в глазах окружающих.

Выводы. Можно утверждать, что спецификой конфликтного взаимодействия в местах лишения свободы остается межгрупповая дифференциация и стратификация пенитенциарной среды, которые препятствуют легитимному разрешению конфликтных ситуаций, поскольку исключается одинаковое отношение окружающих к участникам конфликта, а также сдерживается нахождение справедливых решений, которые бы не зависели от их групповой принадлежности. Напротив, некоторые неформальные категории осужденных превращаются в наиболее доступные объекты деструктивных действий. Они служат своего рода психологическим громоотводом для генерируемой условиями жизни в местах лишения свободы агрессивности.

Определение основных причин конфликтов в среде осужденных, типов личности и отдельных индивидуально-личностных характеристик остается основой диагностики и определения риска конфликтного взаимодействия. Проведенное исследование показывает, что создание системной работы по профилактике конфликтов предполагает необходимость выделения взаимосвязанных направлений: диагностического (индивидуально-личностных особенностей, способов социального взаимодействия, положения в группе и т.д.), коррекционно-диалектического (воспитательного, обучающего,

методического и др.) и развивающего (включающего обучение сотрудников бесконфликтному взаимодействию, методам управления конфликтов, медиации и др.).

Таким образом, профилактика конфликтов в среде осужденных пенитенциарных учреждений должна строиться с учетом их индивидуальных особенностей, комплексности и системности процесса исправления с учетом представленных методологических аспектов.

Литература:

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - Москва-СПб: Питер, 2007. -С. 226-227

2. Вилкова, А.В. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: о влиянии воспитательной системы на характер и динамику правонарушений / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 2. - С. 21-23. - DOI 10.18572/2072-4438-2020-2-21-23

3. Детков, А.П. Теоретические обоснования причинности возникновения пенитенциарных конфликтов / А.П. Детков // Прикладная юридическая психология. - № 1. - 2012. - С. 152-163

4. Зауторова, Э.В. Особенности воспитательной работы с неоднократно судимыми осужденными конфликтного поведения / Э.В. Зауторова // Пенитенциарная наука. - 2019. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitatelnoy-raboty-s-neodnokratno-sudimymi-osuzhdennymi-konfliktnogo-povedeniya (дата обращения: 01.04.2023)

5. Казберов, П.Н. Специфика протекания конфликтов в среде осужденных к лишению свободы / П.Н. Казберов // Закон и право. - 2023. - № 3. - С. 184-186. - DOI 10.56539/20733313_2023_3_184

6. Каретников, И.В. Некоторые вопросы криминологической характеристики групповых эксцессов осужденных / И.В. Каретников // Актуальные проблемы укрепления режима в ИТУ. - Рязань, 1979. - 84 с.

7. Керимов, М.М. Специфика пенитенциарного конфликта / М.М. Керимов // Евразийский научный журнал, - № 5. -2016. - С. 424-426

8. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Норма, 2006. - С. 41.

9. Кулакова, С.В. Историко-психологический анализ феномена криминальной субкультуры несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных / С.В. Кулакова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: Научно-практическое ежеквартальное издание / ФКУ НИИ ФСИН России. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. -С. 158-162

10. Мокрецов, А.И. Микросреда осужденных в ИТУ / А.И. Мокрецов, И.В. Шмаров. - ВНИИ МВД СССР. - М. -1979. - 67 с.

11. Музычук, Т.Л. Предупреждение противоправных действий сотрудников пенитенциарной системы, работающих с осужденными, содержащимися в запираемых помещениях / Т.Л. Музычук, С.В. Кулакова, Б.А. Спасенников // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - Т. 13, № 4. - С. 585-594. - DOI 10.17150/2500-4255.2019.13(4).585-594

12. Недюк, М. Рецидивисты стали совершать больше преступлений / М. Недюк, К. Дагаева // Известия. - 2017.

13. Пиюкова, С.С. Профилактика конфликтов в пенитенциарном социуме / С.С. Пиюкова // Вестник Самарского юридического института. - 2019. - №4 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-konfliktov-vpenitentsiarnom-sotsiume (дата обращения: 26.03.2023)

14. Смирнов, А.М. Профилактика конфликтных ситуаций в среде осужденных к лишению свободы / А.М. Смирнов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 4. - С. 34-37

15. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) Практическое руководство / Л.Н. Собчик. - М.: Речь, 2007. - 224 с.

16. Сухов, А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: учебное пособие для учебных заведений МВД России / А.Н. Сухов. - Рязань: РВШ МВД России, 1993. - 133 с.

17. Хохряков, Г.Ф. Парадоксы тюрьмы / Г.Ф. Хохряков. - М., 1991. - 82 с.

18. Экспертная психокоррекция в пенитенциарной сфере. Том 2. Психолого-педагогические аспекты проведения экспертами коррекционной работы в уголовно-исполнительной системе, с несовершеннолетними осужденными: учебник / Казберов П.Н., Новиков А.В., Слабкая Д.Н., под общ. редакцией д.п.н., к.ю.н., доцента А.В. Новикова; ФКУ НИИ ФСИН России. - Москва: РУСАЙНС, 2019. - 164 с.

19. Ярычев, Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации / Н.У. Ярычев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 5. - С. 17-22

20. Caplan, Н. Deviant Behavior in Defense of Self / Н. Caplan. - N.Y.: 1980. - 46 p.

21. Milojevic, S. Bad past, gloomy future: The trait emotional intelligence profile of juvenile offenders / S. Milojevic, A.A. Dimitrijevic, Z.J. Marjanovic, A. Dimitrijevic // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 94. - P. 295-298

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Камракова Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); магистрант 2-го курса Ерыкалова Елена Юрьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В БУЛЛИНГ

Аннотация. В статье рассматривается феномен «буллинга» в подростовой среде. Дается понятие этого явления и описаны его характеристики. Авторы статьи излагают результаты исследования, целью которого являлось изучение личностных особенностей подростков, которые могут быть связаны с риском возникновения буллинга. Выявлена связь между уровнем тревожности и риском возникновения буллинга в коллективе. Чем выше тревожность ребенка, тем больше у него шансов быть вовлеченным в ситуацию буллинга. Также выявлена положительная связь между шкалой безопасности и уровнем общей агрессивности. Авторы приходят к выводу, что буллингу чаще подвержены подростки с высокими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.