Научная статья на тему 'К вопросу проектирования образовательных средств воспитывающего обучения'

К вопросу проектирования образовательных средств воспитывающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу проектирования образовательных средств воспитывающего обучения»

К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Н.П. Пучков, А.И. Попов

В работе рассмотрены особенности одной из форм организации воспитывающего обучения — олимпиадного движения; приведены основные характеристики олимпиадных задач как основного образовательного средства олимпиадного движения; представлена методика составления олимпиадных задач, учитывающая особенности подготовительной и состязательной стадий олимпиадного движения; проведен анализ эффективности использования предложенных образовательных средств олимпиадного движения.

Ключевые слова: воспитывающее обучение; олимпиадное движение; олим-пиадные задачи.

One form of teaching education — Olympic movement — is studied in the paper. Main characteristics of Olympic tasks are viewed on as major teaching means of Olympic movement. Methodology of Olympic tasks preparing which takes into account the preliminary and competitive stages is presented. The efficiency analysis of proposed Olympic movement educational means is carried out in the article.

Keywords: teaching education, Olympic movement, Olympic tasks.

1. Роль воспитывающего обучения в процессе формирования творческих компетенций.

Современная экономика как никогда испытывает потребность в специалистах, обладающих не только способностью применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области, но и умениями обеспечивать творческий характер деятельности, максимально эффективно распоряжаться имеющимися материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, вырабатывать оптимальное управленческое решение в максимально короткие сроки и организовывать коллектив для совместной деятельности по его исполнению; готовых к инновационным преобразованиям.

Отличительной чертой таких специалистов является высокий уровень их творческих способностей (креативности), который является результатом воспитывающего обучения, формирующего наряду со знаниями, умениями и навыками определенное мировоззрение, характер обучающихся, их личностные качества. Для достижения требуемого результата в вузе целесообразно использование активной творческой созидательной деятельности всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции их коллективной и соревновательной деятельности, направленной на достижение целей обучения (основной образовательной цели — подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готов-

ности к творчеству); такой деятельностью может стать одна из форм организации воспитывающего обучения — олимпиадное движение [1].

Используя олимпиадное движение как одну из форм воспитывающего обучения, необходимо дифференцировать в нем два основных компонента (две основные стадии):

— активная коллективная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса в рамках олимпиадных микрогрупп (подготовительная стадия);

— активная соревновательная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса в рамках предметных олимпиад, конкурсов по специальности, конкурсов выпускных квалификационных работ (состязательная стадия).

Так как конечной целью участия обучающихся в олимпиадном движении является формирование их творческих профессиональных компетенций, представляется целесообразным в качестве одного из основных образовательных средств воспитывающего обучения считать проблематизацию содержания образования в виде целостной системы профессиональноориентированных олимпиадных задач. Ведущей при этом будет именно воспитывающая функция олимпиад-ных задач, направленная на формирование таких социально востребованных личностных качеств, как творческая инициатива, научное мировоззрение, познавательный интерес, лидерские качества, предприимчивость и самостоятельность, позитивные черты характера.

2. Олимпиадные творческие задачи как образовательное средство воспитывающего обучения.

Имея традиционно «знаниевую» направленность, большинство задач, предлагаемых в существующих пособиях и учебниках, имеют стандартную, привычную для обучающегося конструкцию, подразумевающую достижение искомого результата по заданной процедуре, и являются лишь слабым подобием реальных жизненных процессов, с которыми специалист сталкивается на производстве, в которых действуют неопределенные, вероятностные условия, излишние, противоречивые и недостающие данные, когда нужно принимать решения в экстремальных условиях ограничения времени и (или) использования материальных и финансовых ресурсов. Производственные ситуации такого рода неизбежно возникают в условиях рыночной экономики, в процессе освоения или разработки новых производственных технологий и оборудования. Выход из таких производственных ситуаций является, по сути, творческим процессом, требующим организации поиска и реализации решений в непривычных обстоятельствах или в условиях отсутствия готового алгоритма решения производственной проблемы.

Олимпиадная творческая задача (олимпиадная задача) — это такая форма организации содержания учебного материала, при помощи которой преподавателю вуза удается создать для обучающихся творческую (проблемную) ситуацию, мотивирующую их к проявлениям эвристического и креативного уровней интеллектуаль-

ной активности в деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.

Необходимо подчеркнуть, что олимпиадная творческая задача является особым типом задач, предполагающим не только строго определенные рамки организации деятельности и конечный результат, но и творчество без строгой регламентации деятельности и определения ее направления.

Можно выделить четыре основные характеристики олимпиадных творческих задач.

Во-первых, творческие олимпиад-ные задачи выступают одновременно и как объект учебно-творческой деятельности в рамках воспитывающего обучения, и как педагогическое средство ее организации.

Во-вторых, в основе олимпиадных задач лежат творческие ситуации, требующие разрешения некоторого диалектического противоречия в рамках изучаемой дисциплины. Процесс творческого саморазвития личности осуществляется тем эффективнее, чем более сложные, трудные и вместе с тем посильные творческие задачи выбирает субъект обучения.

В-третьих, решение олимпиадной задачи предполагает не только хорошее знание изучаемой дисциплины и умения пользоваться этими знаниями, но и требует от обучающегося творческого акта, то есть построения некоторой неочевидной цепочки рассуждений, приводящей к созданию субъективно нового. Действия обучающихся при решении олимпиадных задач можно назвать творческими, так как проявляется что-то новое при использовании прошлого опыта, обна-

руживаются качества личности, которые позволяют выполнить задания в экстремальной ситуации. Решая творческие олимпиадные задачи, студент преобразует логическую форму научного знания в деятельностную форму, выходя на креативный уровень интеллектуальной активности, при котором «найденная закономерность при решении задачи не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы и подвергается доказательству путем поиска ее исходного генетического основания» (Д. Б. Богоявленская) [3].

В-четвертых, в основе большинства олимпиадных задач находится профессионально-ориентированная проблемная ситуация, характерная для сферы профессиональной деятельности. Олимпиадная задача в данном случае воссоздает профессиональный контекст в виде двух взаимосвязанных аспектов: предметного, отражающего технологию собственно трудовых процессов, и социального, отражающего нормы отношений и социальных действий членов трудового коллектива, а также их ценностную ориентацию.

Следует отметить, что олимпиадные задачи по ряду дисциплин, например, задачи по математике, не несут явно выраженного профессионального оттенка, а направлены на формирование универсальных профессиональных компетенций, но их «воспитывающее» значение неоценимо велико, т.к. способствует творческому решению профессиональных задач.

В настоящее время все большую актуальность приобретает мысль о том, как наряду с выработкой у обучаю-

щихся умений решать уже готовые, четко сформулированные учебные задачи, можно помочь им самостоятельно усматривать, выявлять и ставить новые задачи, вычленяя их из сложных (или даже противоречивых) обстоятельств реальной действительности.

В олимпиадном движении возможно использование различных типов творческих задач, нацеленных на формирование составляющих творческих профессиональных компетенций, в т.ч. способности порождать новые идеи (креативность), применять знания на практике, к организации и планированию; исследовательские навыки; способность адаптироваться к новым ситуациям; умение работать в команде, лидерские качества, инициативность и предпринимательский дух [1, 2].

3. Методика составления олимпи-адных задач.

Процесс составления олимпиадных задач можно условно разделить на два этапа.

На первом этапе преподаватель совместно со специалистами, работающими в данной профессиональной сфере, изучает различные производственные, технические, научные проблемные ситуации, ожидающие молодого специалиста в предстоящей профессиональной деятельности. Из всех проблемных ситуаций выбираются лишь те, решение которых в качестве основного (но не единственного) инструмента потребует знаний, умений, навыков в области изучаемой дисциплины. При отборе проблемных ситуаций желательно выполнение ряда условий: содержание проблем-

ной ситуации должно требовать от участника нетривиального мышления, творческого подхода, глубокого понимания и систематизации имеющихся знаний, а также должно усиливать его познавательную мотивацию (ограничения снизу); в то же время разрабатываемая задача рассчитывается на студента, находящегося на промежуточной стадии обучения и не обладающего полным набором фундаментальных знаний, поэтому некоторой частью несущественных факторов проблемной ситуации можно пренебречь (ограничение сверху). Необходимо учитывать, что олимпи-адная задача помимо формирования творческих компетенций включает и соревновательный аспект, что накладывает определенные ограничения как с позиций однозначности понимания проблемы, так и по времени решения задачи.

На втором этапе составления задачи происходит формирование модели проблемной ситуации, проводится системный анализ исходных данных и синтез вариантов решения проблемной ситуации, проверка их на адекватность.

Процесс разработки оригинальных олимпиадных задач достаточно трудоемок и предполагает длительный период «доводки» задачи до окончательного вида. В результате работы большого числа талантливых педагогов формируется банк олимпиадных задач, из которого затем выбираются и модернизируются задачи для реализации конкретных образовательных целей в рамках олимпиадного движения на подготовительной и состязательной стадиях.

На подготовительной стадии основным элементом образовательного процесса выступает самостоятельная работа — познавательная деятельность, в процессе которой студент активно воспринимает, осмысливает знания, углубляет и расширяет полученную в готовом виде информацию и создает субъективно новую, решает практические задачи на основе теории и практики, овладевает профессиональными умениями. Для этой стадии олимпи-адного движения очень ценным является факт неоднозначного восприятия обучаемым проблемы, который дает импульс ее творческому осмыслению, позволяет анализировать имеющуюся информацию, выявлять лишнюю, определять недостающую и источники ее получения, самому осуществлять постановку задачи. По нашему мнению, неоднозначное условие способствует раскрепощению мышления участника олимпиадного движения, помогает ему выйти на творческий уровень. При этом происходит активизация как коллективной работы (с группой студентов), так и индивидуальной (с преподавателем).

Ограничение по времени на данной стадии не столь существенно, так как обучающийся может искать решение одной задачи длительное время, возвращаться к нему, предлагать новые версии восприятия проблемы, более оптимальные алгоритмы ее решения, другой математический аппарат реализации этих алгоритмов. На данной стадии возможен и большой разрыв имеющихся и необходимых знаний, который устраняется в процессе работы над проблемной ситуацией. Более того, этот факт оказывает мотиви-

рующее действие, стимулирует самостоятельную работу студентов с различными источниками информации. Необходимо помнить, что прагматически ориентированные олимпиадные задачи могут вызывать активную мыслительную деятельность обучающихся в силу оптимального количества энтропии содержащихся в них вопросов. При этом необходимо учитывать, что проблемная ситуация в виде олим-пиадной задачи с большой энтропией требует ответа, который опирается на обработку значительного информационного массива, что в отдельных случаях тормозит активный мыслительный отклик обучаемого, который может посчитать, что поиск этой информации ему не под силу; а с другой стороны, задачи с малой энтропией также не стимулируют мыслительную активность, так как не представляют никакой сложности.

На состязательной стадии олимпи-адного движения центральное место отводится постановке олимпиадной задачи, осуществляемой преподавателем. Это связано с основной целью этой стадии — выработать у обучающегося психологическую готовность к творческой деятельности в условиях жестких ограничений и моральной ответственности за конечный результат.

Так как предметные олимпиады проводятся, как правило, на младших курсах высших учебных заведений, то для сохранения познавательной мотивации обучающихся проблемную ситуацию следует несколько упростить, что позволяет не допустить стрессовых ситуаций из-за полной невозможности воспринять проблему и дает

участникам олимпиады возможность предпринять какие-либо действия по ее решению. На старших курсах при проведении конкурсов по специальности отпадает необходимость в упрощении проблемной ситуации.

Олимпиадные состязания проходят ограниченное время (3,5 — 4,5 часа), поэтому при составлении конкурсных задач представляется целесообразным разбивать «глобальную» проблемную ситуацию на ряд обособленных «миниситуаций», для того чтобы участники в условиях ограничения времени смогли получить хотя бы часть конечного результата, соответствующую их уровню сформированности творческих компетенций [4].

На состязательной стадии (в отличие от подготовительной), для удобства проведения сравнительного анализа работ участников и выявления лидеров, постановка условия задачи должна быть максимально корректной. Обучающийся должен иметь возможность сразу уяснить постановку проблемы, понять конечную цель своей работы, выявить взаимосвязь структурных элементов. Это обстоятельство несколько снижает возможности для творчества участника на данном этапе, но при полноценном проведении подготовительной стадии формирование у студента творческих компетенций будет успешно достигнуто.

С целью повышения качества образования и обеспечения формирования творческих профессиональных компетенций за счет эффективного использования олимпиадного движения в воспитывающем обучении необходимо создание, прежде всего,

образовательной среды, предполагающей наличие возможности у обучающегося самостоятельно использовать методические материалы по учебным дисциплинам и мотивирующей дальнейшее саморазвитие личности обучающегося.

В качестве такой среды на подготовительной стадии олимпиадного движения может быть использована олимпиадная креативная образовательная среда — совокупность участников образовательного процесса, строящих свою деятельность в условиях интеграции обучения в команде и обучения в соревновании и нацеленности на достижение творческих, созидательных результатов [2]. Для сопровождения функционирования данной среды необходимо специальное методическое обеспечение (например, учебные пособия), предполагающее активную роль обучающегося, прежде всего за счет возможности творческого саморазвития и самостоятельного проектирования им личной образовательной траектории.

Примером таких пособий может явиться методическая разработка одного из авторов по теоретической механике [4]. Учебные пособия такого рода будут основным элементом обеспечивающей творческое саморазвитие креативной образовательной среды, в которой должны присутствовать также важные для обучающихся микрогруппы (микросоциумы), предоставляющие им возможность в рамках совместной деятельности развивать свои творческие способности. Для формирования базового уровня творческих компетенций такие микрогруппы дополняют процесс самооб-

разования, а для элитного уровня являются необходимым условием, перерастая с течением времени в студенческие научные коллективы.

4. Результаты использования предложенных образовательных средств воспитывающего обучения.

Реализация на протяжении десяти последних лет рассмотренных инновационных подходов в воспитывающем обучении по развитию творческих способностей посредством олимпиадного движения позволила действующей в ТГТУ системе обеспечения качества профессионального образования повысить свою эффективность, выразившуюся в том, что у обучающихся формируется интегральная структура знаний, установка на творческое саморазвитие, способности раскрываются в психологически комфортной обстановке и закрепляется психологическая устойчивость к стрессовым факторам при проведении олимпиад, обретается уверенность в себе и совершенствуются коммуникативные навыки, формируется профессиональный стиль мышления и навыки коллективной деятельности. По мнению членов ГАК, повысилось качество дипломных проектов, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций. Повысилось также качество подготовки студентов к научной деятельности, что

нашло свое отражение в увеличении количества научных публикаций и практической значимости и научной новизны кандидатских диссертаций. Но основным результатом, по нашему мнению, является удовлетворенность заказчиков и потребителей качеством профессиональной подготовки выпускников вуза, что подтверждается их востребованностью на рынке труда и карьерным ростом в профессиональной сфере.

Литература:

1. Пучков Н.П. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования. / Н.П. Пучков, А.И. Попов. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Том 1. Серия Гуманитарные науки. №1(11).— Тамбов, 2008.— С.165—173.

2. Пучков Н.П. К вопросу проектирования образовательной среды вуза, ориентированной на формирование творческих компетенций выпускников // Н.П. Пучков, А.И. Попов. Вестник ТГТУ.— Тамбов, 2008.- Том 14.- № 4.- С.988—1001

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие / Д.Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

4. Попов А.И. Механика. Решение творческих задач динамики: учебное пособие. Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию / А. И.Попов.— Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.— 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.