Научная статья на тему 'К вопросу применимости расчетного метода оценки сопротивления износу для деталей после термодиффузионного упрочнения'

К вопросу применимости расчетного метода оценки сопротивления износу для деталей после термодиффузионного упрочнения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЧНЕНИЕ / HARDENING / СТРАТЕГИИ / STRATEGY / РЕМОНТ / REPAIR / ДЕТАЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / DETAILS OF VEHICLES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Овсянников В. Е., Васильев В. И.

Введение. В данной статье рассмотрены вопросы применимости расчетного метода оценки сопротивления износу для деталей из серого чугуна после термодиффузионного упрочнения. Целью работы является проверка применимости расчетной модели для определения интенсивности изнашивания в случае переменной твердости поверхностного слоя. Материалы и методы исследования. В качестве модели используется зависимость интенсивности изнашивания для контакта двух дисков фрикционной передачи. Расчетное определение параметров изнашивания выполнено для двух вариантов: контакт стального диска и диска из серого чугуна с упрочненным слоем и контакт стального диска и диска из закаленного высокопрочного чугуна. Делается допущение, что в зоне контакта сформирована шероховатость, соответствующая приработанной поверхности. Экспериментальная проверка полученных результатов выполнялась посредством определения удельной работы абразивного износа для серого чугуна с упрочненным слоем и высокопрочного закаленного чугуна. Результаты. В ходе проведенных расчетов установлено, что износостойкость деталей из серого чугуна с упрочненным слоем сопоставима с высокопрочным чугуном после закалки. Результаты экспериментальной проверки подтвердили справедливость расчетов, т.к. значения параметров износостойкости, полученные расчетным и экспериментальным путем, хорошо согласуются между собой. Таким образом, возможность использования расчетной методики оценки износостойкости для рассматриваемого случая можно считать доказанной, а, следовательно, ее можно использовать при проектных расчетах узлов трения, содержащих детали из серого чугуна с упрочненным слоем. Обсуждение и заключение. Рассматриваемый способ поверхностного упрочнения необходимо применять в зависимости от особенностей эксплуатации узла трения. В том случае, когда допускаемые значения износа изменяются в широких пределах (например, тормоза, сцепление и т.д.) имеет смысл не подвергать поверхностный слой механической обработке, чтобы формирование оптимальных параметров поверхностей трения происходило естественным путем, в противном случае нужно удалять припуск. Использование расчетного метода определения сопротивления слоя износу, позволяет определить конкретные значения припуска, который необходимо удалять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Овсянников В. Е., Васильев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTION OF APPLICABILITY OF THE CALCULATION ASSESSMENT METHOD OF RESISTANCE FOR DETAILS AFTER THERMAL DIFFUSION HARDENING

Introduction. The article discusses the question of applicability of the calculation assessment method of resistance for details from gray cast iron after thermal diffusion hardening. The purpose of research is to check applicability of the calculated model for determination of intensity in case of the variable blanket hardness. Materials and methods. The model of intensity dependence on contact of two disks of friction gear is used in the research. Calculated determination of parameters is executed in two options: contact of the steel disk and disk from gray cast iron with the strengthened layer, and contact of the steel disk and disk from the tempered high-strength cast iron. Thus, roughness corresponding to the earned extra surface in contact zone is created. Experimental check of received results is carried out by means of specific work of abrasive wear definition for gray cast iron with the strengthened layer and the high-strength tempered cast iron. Results. As a result, it was established that the resistance of details from gray cast iron with the strengthened layer is comparable to high-strength cast iron after hardening. The results of experimental check prove the obtained calculations since the parameters values of resistance received would be well coordinated. Therefore, the possibility of the calculated resistant technique usage for such case could be considered as proved one and, therefore, it could be used at design calculations of the frictional units containing details from gray cast iron with the strengthened layer. Discussion and conclusions. The considered way of superficial hardening needs to be applied depending on features of operation on frictional unit. In such case, when the allowed values of wear change in wide limits (for example, brakes, coupling, etc.) it would be better not to subject a blanket to machining where the formation of optimum parameters of friction surfaces happened in natural way, or it would be necessary to delete an allowance. This suggests that the calculation method of the determination of layer resistance enables to define concrete values of an allowance which needs to be deleted.

Текст научной работы на тему «К вопросу применимости расчетного метода оценки сопротивления износу для деталей после термодиффузионного упрочнения»

УДК 629.11

К ВОПРОСУ ПРИМЕНИМОСТИ

РАСЧЕТНОГО МЕТОДА

ОЦЕНКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗНОСУ

ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ ПОСЛЕ ТЕРМОДИФФУЗИОННОГО

УПРОЧНЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

Введение. В данной статье рассмотрены вопросы применимости расчетного метода оценки сопротивления износу для деталей из серого чугуна после термодиффузионного упрочнения. Целью работы является проверка применимости расчетной модели для определения интенсивности изнашивания в случае переменной твердости поверхностного слоя. Материалы и методы исследования. В качестве модели используется зависимость интенсивности изнашивания для контакта двух дисков фрикционной передачи. Расчетное определение параметров изнашивания выполнено для двух вариантов: контакт стального диска и диска из серого чугуна с упрочненным слоем и контакт стального диска и диска из закаленного высокопрочного чугуна. Делается допущение, что в зоне контакта сформирована шероховатость, соответствующая приработанной поверхности. Экспериментальная проверка полученных результатов выполнялась посредством определения удельной работы абразивного износа для серого чугуна с упрочненным слоем и высокопрочного закаленного чугуна. Результаты. В ходе проведенных расчетов установлено, что износостойкость деталей из серого чугуна с упрочненным слоем сопоставима с высокопрочным чугуном после закалки. Результаты экспериментальной проверки подтвердили справедливость расчетов, т.к. значения параметров износостойкости, полученные расчетным и экспериментальным путем, хорошо согласуются между собой. Таким образом, возможность использования расчетной методики оценки износостойкости для рассматриваемого случая можно считать доказанной, а, следовательно, ее можно использовать при проектных расчетах узлов трения, содержащих детали из серого чугуна с упрочненным слоем.

Обсуждение и заключение. Рассматриваемый способ поверхностного упрочнения необходимо применять в зависимости от особенностей эксплуатации узла трения. В том случае, когда допускаемые значения износа изменяются в широких пределах (например, тормоза, сцепление и т.д.) имеет смысл не подвергать поверхностный слой механической обработке, чтобы формирование оптимальных параметров поверхностей трения происходило естественным путем, в противном случае нужно удалять припуск. Использование расчетного метода определения сопротивления слоя износу, позволяет определить конкретные значения припуска, который необходимо удалять.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: упрочнение, стратегии, ремонт, детали транспортных средств.

© В.Е. Овсянников, В.И. Васильев, 2018

В.Е. Овсянников, В.И. Васильев

ФГБОУ ВО Курганский государственный университет,

г. Курган, Россия

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

QUESTION OF APPLICABILITY OF THE CALCULATION ASSESSMENT METHOD OF RESISTANCE FOR DETAILS AFTER THERMAL DIFFUSION HARDENING

ABSTRACT

Introduction. The article discusses the question of applicability of the calculation assessment method of resistance for details from gray cast iron after thermal diffusion hardening. The purpose of research is to check applicability of the calculated model for determination of intensity in case of the variable blanket hardness.

Materials and methods. The model of intensity dependence on contact of two disks of friction gear is used in the research. Calculated determination of parameters is executed in two options: contact of the steel disk and disk from gray cast iron with the strengthened layer, and contact of the steel disk and disk from the tempered high-strength cast iron. Thus, roughness corresponding to the earned extra surface in contact zone is created. Experimental check of received results is carried out by means of specific work of abrasive wear definition for gray cast iron with the strengthened layer and the high-strength tempered cast iron.

Results. As a result, it was established that the resistance of details from gray cast iron with the strengthened layer is comparable to high-strength cast iron after hardening. The results of experimental check prove the obtained calculations since the parameters values of resistance received would be well coordinated. Therefore, the possibility of the calculated resistant technique usage for such case could be considered as proved one and, therefore, it could be used at design calculations of the frictional units containing details from gray cast iron with the strengthened layer.

Discussion and conclusions. The considered way of superficial hardening needs to be applied depending on features of operation on frictional unit. In such case, when the allowed values of wear change in wide limits (for example, brakes, coupling, etc.) it would be better not to subject a blanket to machining where the formation of optimum parameters of friction surfaces happened in natural way, or it would be necessary to delete an allowance. This suggests that the calculation method of the determination of layer resistance enables to define concrete values of an allowance which needs to be deleted.

KEYWORDS: hardening, strategy, repair, details of vehicles.

© V.E. Ovsyannikov, V.I. Vasilyev, 2018

V.E. Ovsyannikov, V.I. Vasilyev

Kurgan State University, Kurgan, Russia

Content is available under the license Creative Commons Attribution 4.0 License.

ВВЕДЕНИЕ

В конструкциях автотранспортных средств достаточно большое применение получил чугун: некоторые транспортные средства содержат до 20% чугунных деталей. Причем чугун используется как при изготовлении непосредственно деталей транспортных средств, так и при производстве агрегатов, которые устанавливаются дополнительно на спецтехнику, используемую в нефтегазовом комплексе, тушении пожаров и т.д. Преимущества от применения данного конструкционного материала заключаются в его сравнительной низкой стоимости, хорошей сопротивляемости износу, литейным свойствам и т.д. Для изготовления ответственных деталей чаще всего используется высокопрочный чугун, легированный различными элементами. Использование же более дешевого серого чугуна ограничивается тем, что для повышения твердости поверхностного слоя деталей применяются в основном дорогостоящие решения (электролитическое хромирование, лазерная закалка, закалка с использованием индукционного нагрева и т.д.) [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13]).

Разработан новый способ поверхностного упрочнения серого чугуна1, который заключается в нагреве детали в контакте с оксидами легирующих элементов без доступа кислорода. Процесс упрочнения заключается в том, что оксиды легирующих элементов диссонируют на поверхности упрочняемой детали, затем происходит адсорбция элементов вглубь сплава, окисление углерода основы чугуна и одновременное насыщение поверхностного слоя легирующими элементами (титаном, молибденом, хромом и т.д.). В результате слой приобретает структуру, соответствующую высокоуглеродистой легированной стали (перлитную). В дальнейшем имеется возможность произвести закалку данного слоя с получением мартенситной структуры.

Исследования упрочненного слоя [14] показали, что посредством данного метода можно получать толщину слоя до 3 мм, что в 3-6 раз больше, чем при использовании аналогов (электролитического хромирования и лазерной закалки). Результаты измерения твердости показали, что она сопоставима с твердостью высокопрочного чугуна после закалки. Причем было установлено, что твердость по

мере продвижения, вглубь упрочненного слоя, возрастает. Данный факт обуславливает иной характер зависимости износа от наработки по сравнению с традиционными случаями.

Одной из проблем, которая возникает при применении данного способа на практике, является определение требований по толщине упрочненного слоя в зависимости от величины ресурса работы сопряжения (выполнение проектных расчетов). Традиционно для этих целей используются расчетные методы, основанные на определении интенсивности изнашивания [15, 16, 17, 18, 19]. Однако в рассматриваемом случае твердость слоя по толщине является переменной и возрастает по мере продвижения вглубь слоя, что вызывает определенные проблемы при расчетах.

Целью работы является оценка применимости расчетной модели для определения интенсивности изнашивания в случае переменной твердости поверхностного слоя.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ

В качестве модели используется зависимость интенсивности изнашивания для контакта двух дисков фрикционной передачи [15, 16, 17, 18, 19, 20].

У 1 Y//4 Fn r 0 o1 у b

о у v1i2 G)

°2

Рисунок 1 - Фрикционная цилиндрическая передача [15] Figure 1 - Frictional cylindrical gear

1 Пат. 2493289 Российская Федерация, МПК С23С 10/36, С23С 10/60. Способ диффузионного титанирования изделий из чугуна / Гуревич Ю.Г., Овсянников В.Е., Фролов В.А., Суханов П.А..; заявитель и патентообладатель Курганский гос. ун-т. - № 2012116651/02; заявл. 24.04.12; опубл. 20.09.13, Бюл. № 26 (II ч.). 6 с.

414 © 2004-2018 Вестник СибАДИ Том 15, № 3, 2018. Сквозной номер выпуска - 61

Vestnik SibADI (Vol. 15, no. 3. 2018. Continuous issue - 61)

На оиоунке 1 цифрой 1 обазначен ведощийдиск, 2 - ведомла. £), и £)2 - дигзметтры ведущего и видовюго диснов. Р/.г - офужные снс|г0сти (kлстнрс3 точек ^Оночих в€22кк^нц€^го и

видов/юги диенов. 1лк12 ку г2к.поч1д1^ снрнюсти ве-рщеуо и ^вд^ндого дисков. ип - сала сражатия. Т., - ер^ящ-0 момент 12<э ледущсл дсеке; Ь - шсриил дс(н<0В; дм; о д тз(lна конаакаа; к^., и (йн - с^с^и еращтния 1висиоее.

Зауисидостн интенсидности изно—иданит идееи сие [.5]

_5

1к = 0.24-о^4

Р _1

15 5 а К^р ■ Е5 ф

5 у 12

Кг

_ У 2

'к ■ /ш ^

(К)

еде а0- pузpушерщлa наррярвспие при oдиаlфстире |этрттр1ении, |^йи; ^ - йарешекр) криссока ф^кщисннс. усталссти; Е - дс-усь йрс,22о.к1Еа.ойа рррутсеии датeркaлa ,к2ета.кп, 1\^2ла;

К^д псп|эасочн1Е.1а котффич^онт в зислу циксод 2со отделетия с поверхности части!1 инно!^^1 а - коэффициент нeрeкpчlтит;

ае - корффищиент гистeрeзичнч/x потець прид сростом растяжееиии-с^1ктии;

НВ

-пюлeкотраоeя cocиаУ2сП)щaя кokффУ2пeнт прчнпа!

т0, (3 - фрскенитс ыа пр0лдстpл, задистщие от уссодит работы пары тренит; Нв д (пэрдоооп по -ринеаю;

В- кoрффирнсcт, аукстиеюьсвй кeрeлсиo поверхностидетати; - д ^онтк^^т^няее еaвдлнус в coпpяжPипи, Мгса.

Контактное дассение спредестетст по сседующеа расзетнса иауисидссти [К5]:

1

П

6 • к4 • ^ • е12 • е-2

я 2

[е2 .(1_а2)+е '(1_//22)]2 '

(й)

где ка - -инадизeскиа коэффициент; Кп - нсрдатьнат ситауиснeкснтакта;

-к, -2 -дс-усийрс-ссьнсауйругсстидатeриассу контактирующих -етасеа, Мпа; кя2 д ксэффилиентлПуасссна.

г, _ я с ^

я. „г _ -

Яг+ Я2 - йриуеденнла радиус кридиинл, дд;

/й1, Дс- радиуел ведущесои ведомого колеи.

рссрас |Pлбоял определяется следоющимабразкм [К5]:

к

г _-

2 • Ь ■ ьк

У1 - V

2

V

п

2

1

(3)

где ЬЛ - —ирина контакта, Рк, Р2 - синеанле окружные скорости в дeстe контакта -ст се-уще-гс и уe-oдoгo -искод, д/с; пК - зиссо оСсротсу се-ущего -иска, сC/дин; Л - тссщина изнс—енного ссст,дд.

3

Кое 15,№ 3, йты. СкноккоИ осррв выпивка д Ра (суЗ 2П, за. сз. 202C, ConCinрпон ^бни-ЬЛ-

ОБСУЖДЕНИЕ

Дст срадненит ресурса раСсты Сыс прсии-уе-ен расзет -ст -дух вариантов:

К-а дариант - контакт -исков, иигстсусен-ных из стаси и улссксйрсзнсгс закасенного зугуна. При этои дс-уси йрс-ссьнса упругости датeриатoу радны -К=2К05 Мпа, -2=6К04 МПа. Тсер-ссть йринидасась раднса НВ=500. Ширина контакта ЬЛ = К0 Расзеты сыпос-нтсись при уесизине сисы прижатит Кп = К000 Н. Тссщина иина—иуаeдoгo осот ыринидатась раднса Л = К Диадeтрл йринидасись рад-нлди О. = О2 = К00 Весизина ресурса раСсты при указанных ды—е уссодитх, -ст рас-сдатриуаeдса пары состасиса tк = 2К992 з.

2-й дариант - контакт -иска, ииготсутенно-гс из стаси с -искoд, идeющид уйрсзнeннла ссса, йссузeннла по рассдатриуаeдoа в ра-Соте техносогии. Отсизие ст рассдoтрeннoгo ды—е ссузат иаксюзаетст в тoд, зтс дс-усь йрс-ссьнса упругости косеса с уйрсзeннлд стoeд раден. Е»= 2К05 МПа, т.к. структура осот соответствует стаси. Ввиду того, зтс твердость осот дeнтeтст по ^10 ыро-диже-нит дгтуСь сысаса, расзеты ыроус-исись ыо-ссоанс. Резусьтаты расзетсс йриуe-eнл в та-Ссице К.

Как южно си-ять из таСсицы К, сСщат ии-носостсакссть уйрозненного йрeул—аeт ана-ссгизныа пскаиатесь -ст улссксйрсзнсгс закасенного зугуна на К5 %.

Испытанит на ииносостсакссть просс-и-сись на устансске (си. рисунок 2) [К4]. Испы-туeдла оСраиец (8) с ытоскоа псуерхностью истираетст на аСраиидноа тенте (7). Весизина нoрдатьнoгo -ассенит и скорость -диженит аСраиидноа тенты фиксирсуаны. Нсрдась-ное -астения на образец иа-аетст фузсии (5) при ыoдoщи ксрсдлсса (4) и при испытании

остаетст йсстстннлд. Постотнстдо скорости -уиженит тенты сСеспезисаетст ттнущид дe-ханиидсд, ссстстщид из -сигатетт (К) и ре--уктсра (2) со стуыeнзатчlд рeгусирсуаниeд скорости ст 0,00К -с 0,2 д/с, дeтаттизeскoгo и реиинсуого сасксу (3).

В качестве характеристики соыротистенит износу исйстьисуасась у-есьнат раСста аСра-ииуного износа [К4].

Рисунок 2 - Принципиальная схема установки для испытания материалов на абразивный износ: 1 - электродвигатель; 2 - редуктор; 3 - валки; 4 - коромысло; 5 - груз; 6 - нить; 7 - лента абразивная; 8 - образец;

9 - тензорезисторный силоизмерительный элемент; 10 - потенциометр.

Figure 2 - Schematic diagram of the installation for testing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

materials on abrasive wear: 1 - electric motor; 2 - reducer; 3 - rolls; 4 - rocker;

5 - cargo; 6 - thread; 7 - abrasive tape; 8 - sample; 9 - strain gage force measuring element;

10 - potentiometer

ТАБЛИЦА 1

Результаты расчетов ресурса работы колеса с упрочненным слоем TABLE 1

Calculation results of operation of the wheel with reinforced layer

Толщина слоя h, мм Время изнашивания t, ч

0.2 3600

0.4 7200

0.6 13478

0.8 19443

1.0 25966

Были получены следующие результаты: Удельная работа абразивного износа для упрочненного слоя а = 5,57 ± 0,19 Дж/мг

Удельная работа абразивного износа для высокопрочного закаленного чугуна а = 6,83 ± 0,19 Дж/мг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Удельная работа абразивного износа упрочненного слоя и высокопрочного еакален-ного чугуна сопоставимы, что поднвeажеaно справедливость результатов, подетенных ракт четным путем.

Отклонения результатов:

At

расч

4399 - 3600 4399

х 100% = 18.2%;

Г QO С СП

= 6.83-х 100% = 18.4%.

ъэксп

6.83

Анализ полученных результатов позволяет сделать некоторые выводы в части особенностей применения рассматриваемого способа упрочнения серого чугуна в зависимости от требованийдеталям:

- детали, на эксплуатационные свойства которых не оказывает существенного влияния

t, ч

0.6

h, мм

Рисунок 3 - Зависимости t=f(h):

1 - взаимодействие стального диска и диска

из высокопрочного закаленного чугуна;

2 - взаимодействие стального диска и диска

с упрочненным слоем

Figure 3 - Dependences t = f (h):

1 - interaction of the steel disk and disk from high-strength hardened cast iron;

2 - interaction of the steel disk and disk

with strengthened layer

точность геометрических размеров (тормозные диски, колодки, барабаны и т.д). В данном случае основным требованием является максимально возможный ресурс работы. Этого можно добиться ускорением приработки и наличием максимальной толщины упрочненного слоя. В данном случае нет необходимости в удалении части слоя, имеющей пониженную твердость (ферритной каймы). Наличие фер-ритной каймы позволит ускорить процесс приработки;

- детали, где важно сохранить точность геометрических размеров максимально долго (гильзы цилиндров двигателя, шейки коленчатых валов и т.д). Здесь необходимо удаление слоя с пониженной твердостью.

Для определения величины минимального припуска, подлежащего удалению, построим зависимости t=f(h) для рассматриваемых выше вариантов в одной системе координат.

Как можно видеть из рисунка 3 ресурс работы пары с упрочненным слоем начинает превышать ресурс работы пары из высокопрочного закаленного чугуна при толщине слоя по мере продвижения вглубь на 0.5 мм, что позволяет судить о величине припуска под механическую обработку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Майоров В.С., Майоров С.В. Закалка чугунных деталей излучением твердотелого лазера // Металловедение и термическая обработка металлов. 2009. №3. С. 6-8.

2. Криштал М.А. Механизм диффузии в железных сплавах. М.: Металлургия, 1972. 400 с.

3. Поветкин В.В., Ковенский И.М. Структура электролитических покрытий. М.: Металлургия, 1989. 136 с.

4. Эдигаров В.Р., Алимбаева Б.Ш., Перков П.С. Комбинированная электромеханоульт-развуковая обработка поверхностных слоев деталей машин // Вестник СибАДИ. 2017. № 2(54). С. 42-47. D0I:10.26518/2071-7296-2017-2(54)-42-47

5. Коротаев Д.Н., Иванова Е.В. Особенности формирования функциональных покрытий при электроискровом модифицировании металлических материалов // Вестник СибАДИ. 2017. № 3(55). С. 62-68. D0I:10.26518/2071-7296-2017-3(55)-62-68

6. Nisitani H., Tanaka S., Todaka T. Relation between microcrack and coaxing effect of aged 0,15% С steels after quenching at law

temperatures // J. Soc. Mat. Sei Japan. 1980. №26. p.317

7. Cooper R.E., Rowlanel W.D., Beasley D. Atom. Weapons Res Estable//Atom Energy Auth Rept. 1971. -0,25/71. p. 32-36.

8. PlenardE Cast iron domping capacity, structure and property relation // Modern Castings. 1962. - V41/ P. 14-26.

9. Gilbert G.N. Variation of the microstructure of flake graphite cast iron after stressing in tension and compression // BCJRA Journal. 1964. 1. P. 18-25.

10. Lampman S., Introduction to surface hardening of steels, ASM Handbook, Vol. 4, Heat Treating, ASM International, Materials Park, OH, pp. 259-267,. 1997. p.

11. Ruglic T., Flame hardening,ASM Handbook, Vol. 4, Heat Treating, ASM International, Materials Park, OH. pp.268-285, 1997.p.

12. John C. Ion, "Laser processing of Engineering Materials",Elsevier ButterworthHeinemann, 2005. p.

13. Rana J, Goswami G L, Jha S K, Mishra P K, Prasad B V S SS, 2007, Experimental studies on the micro structure and hardness of laser - treated steel specimens, Optics and Laser Technology, 39, 385-393.

14. Гуревич Ю.Г., Овсянников В.Е., Фролов В.А. Влияние катализатора (железа) на взаимодействие оксидов с основой ферри-то-перлитного серого чугуна, обеспечивающее закалку и диффузионное легирование: монография. Курган: Изд-во КГУ, 2013. 102 с.

15 Износостойкость сопрягающихся деталей механического оборудования наземных транспортных систем / Н.В. Асеев, Е.Н. Асеева, Э.Ф. Крейчи, М.М. Матлин. Волгоград: Вол-гГТУ, 2000. 99 с.

16. Мур Д. Основы и применения трибоники. М.: Мир, 1978. 488 с.

17. Суслов, А. Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей / А. Г. Суслов; Брян. ин-т трансп. машиностроения. М.: Машиностроение, 1987. 208 с.

18.Хайнике Г. Трибохимия. М.: Мир, 1987. 584 с.

19. Крагельский И.В. Трениеиизнос. М.: Машиностроение, 1968. 480 с.

20. Vasiliev V.I., Ovsyannikov V.E., Nekrasov R. Yu. Determination of quenching modes after thermodiffusion hardeninig of parts from gray cast iron. // Proceeding of international conference

actual issues of mechanical engineering (AIME, 2017), AER-Advances in Engineering Research, B.133 p.537-542.

REFERENCES

1. Mayorov V.S., Mayorov S.V. Zakalka chu-gunnyh detalej izlucheniem tverdotelogo lazera [Hardening of iron details radiation of the solid laser]. Metallovedenie i termicheskaya obrabotka metallov, 2009, no. 3. Pp. 6-8.

2. Krishtal M.A. Mekhanizm diffuzii v zhele-znyh splavah [Diffusion mechanism in iron alloys]. Moscow, Metallurgy, 1972. 400 p.

3. Povetkin V.V., Kovensky I.M. Struktura ehlektroliticheskih pokrytij [Structure of electro-deposited coatings]. Moscow, Metallurgy, 1989. 136 p.

4. Edigarov V.R., Alimbaeva B.S., Perkov P.S. Combined electromechanoultrasonic processing of surface coating of machinery. Vestnik SibADI, 2017, no. 2(54), pp. 42-47. (In Russ.) D0I:10.26518/2071-7296-2017-2(54)-42-47

5. Korotaev D.N., Ivanova E.V. Features of formation of functional coverings at elec-trospark modifying of metal materials. Vestnik SibADI, 2017, no. 3(55), pp. 62-68. (In Russ.) D0I:10.26518/2071-7296-2017-3(55)-62-68

6. Nisitani H., Tanaka S., Todaka T. Relation between microcrack and coaxing effect of aged

0.15% C steels after quenching at law temperatures // J. Soc. Mat. Sei Japan. 1980. №26. p.317

7. Cooper R.E., Rowlanel W.D., Beasley D. Atom. Weapons Res Estable//Atom Energy Auth Rept. 1971. 0,25/71. p.32-36.

8. Plenard E/ Cast iron domping capacity, structure and property relation // Modern Castings. 1962. V41/ p. 14-26.

9. Gilbert G.N. Variation of the microstructure of flake graphite cast iron after stressing in tension and compression // BCJRA Journal. 1964.

1. p. 18-25.

10. Lampman S., Introduction to surface hardening of steels, ASM Handbook, Vol. 4, Heat Treating, ASM International, Materials Park, OH, pp. 259-267, 1997.

11. Ruglic T., Flame hardening, ASM Handbook, Vol. 4, Heat Treating, ASM International, Materials Park, OH. pp. 268-285, 1997.

12. John C. Ion, "Laser processing of Engineering Materials",Elsevier Butterworth-Heinemann, 2005.

13. Rana J, Goswami G L, Jha S K, Mishra P K, Prasad B V S S S, 2007, "Experimental studies

on the micro structure and hardness of laser -treated steel specimens", Optics and Laser Technology, 39 , pp. 385-393

14. Gurevich Yu.G., Frolov V.A.Vliyanie katal-izatora (zheleza) na vzaimodejstvie oksidov s os-novoj ferrito-perlitnogo serogo chuguna, obespe-chivayushchee zakalku i diffuzionnoe legirovanie [Influence of the catalyst (iron) on the interaction of oxides with the basis of ferrito-perlitny gray cast iron providing training and diffusive alloying]. Barrow: KGU publishing house, 2013. 102 p.

15. Iznosostojkost' sopryagayushchihsya detalej mekhanicheskogo oborudovaniya nazemnyh transportnyh sistem [Resistance of the interfaced details of the mechanical equipment of the land transport systems]. N.V. Aseev, E.N. Aseeva, E.F. Krejci, M.M. Matlin. Volgograd, 2000. 99 p.

16. Mur D. Osnovy i primeneniya triboniki [Bases and applications of tribonik]. Moscow, Mir, 1978. 488 p.

17. Suslov A.G. Tekhnologicheskoe obe-spechenie parametrov sostoyaniya poverhnost-nogo sloya detalej [Technological support of parameters of a condition of a blanket of details]. Moscow, Mashinostroenie, 1987. 208 p.

18. Haynike G. Tribokhimiya, M.: World, 1987, 584 p.

19. Kragelsky I. V. Friction and wear. M.: lash-inostroyeniye, 1968, 480 p.

20. Vasiliev V.I., OvsyannikovV.E., Nekrasov R. Yu. Determination of quenching modes after thermodiffusion hardeninig of parts from gray cast iron. // Proceeding of international conference actual issues of mechanical engineering (AIME, 2017), AER-Advances in Engineering Research, B.133 p.537-542.

Поступила 25.02.2018, принята к публикации 25.06.2018.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Прозрачность финансовой деятельности: Никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Овсянников Виктор Евгеньевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Ин-новатика и менеджмент качества» ФГБОУ ВО Курганский государственный университет (640020, г. Курган, ул. Советская 63, стр. 4, e-mail: vik9800@mail.ru).

Васильев Валерий Иванович - доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобильный транспорт и автосервис» ФГ-БОУ ВО Курганский государственный университет (640020, г. Курган, ул. Советская 63, стр. 4, e-mail: vvprof@rtural.ru).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ovsyannikov Victor Evgenyevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Innovatics and Quality Management Department, Kurgan State University (640020, Kurgan, 63, building 4, Sovetskaya St., e-mail: vik9800@ mail.ru).

Vasilyev Valery Ivanovich - Doctor of Technical Sciences (Engineering), Professor of the Motor Transport and Car Service Department, Kurgan State University (640020, Kurgan, 63, building 4, Sovetskaya St., e-mail: vvprof@rtural.ru).

ВКЛАД СОАВТОРОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Васильев В.И. 50% (организация работы авторского коллектива, проработка концепции исследования).

Овсянников В.Е. 50% (создание алгоритма и программного продукта для расчета параметров износостойкости материалов с упрочненным слоем, проведение и анализ результатов экспериментов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.