Оригинальная статья
УДК 656.13:622.684 © А.В. Кудреватых, М.В. Дадонов, А.С. Ащеулов, Н.В. Кудреватых, 2024
К вопросу применения принципов бережливого производства в процессе эксплуатации карьерных автосамосвалов на угольных разрезах
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-1-64-69
КУДРЕВАТЫХ А.В.
Канд. техн. наук, доцент,
заведующий кафедрой
«Эксплуатация автомобилей»
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный
технический университет имени Т.Ф. Горбачева»,
650003, г. Кемерово, Россия,
e-mail: [email protected]
ДАДОНОВ М.В.
Канд. техн. наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобилей» ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева», 650003, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
АЩЕУЛОВ А.С.
Канд. техн. наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобилей» ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева», 650003, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
КУДРЕВАТЫХ Н.В.
Канд. экон. наук,
доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева», 650003, г. Кемерово, Россия, e-mail: [email protected]
Роль технологического автотранспорта в процессе добычи угля открытым способом сложно переоценить. Доля транспортных затрат в общей себестоимости добычи составляет более 50% и с усложнением горнотехнических условий может существенно увеличиваться. В таких условиях от эффективности эксплуа тации карьерных автосамосвалов зависят технико-экономические показатели всего горнодобывающего предприятия. Использование предприятиями принципов бережливого производства направлено на постоянный анализ эффективности производственных процессов и их совершенствование, так как сама эта концепция сводится к минимизации всех потерь. Для карьерных автосамосвалов, как дорогостоящего технологического оборудования, важнейшим показателем эффективности использования является доля чистого рабочего времени. Любые потери рабочего времени приводят к значительному ее снижению. В данной статье дан последовательный анализ структуры потерь машинного времени как способ оценки эффективности эксплуатации карьерных автосамосвалов на угольных разрезах. Ключевые слова: бережливое производство, анализ показателей, карьерный самосвал, простои, коэффициент технической готовности, анализ показателей, коэффициент технического использования, наработка, организация процесса. Для цитирования: К вопросу применения принципов бережливого производства в процессе эксплуатации карьерных автосамосвалов на угольных разрезах / A.B. Кудреватых, М.В. Дадонов, A.C. Ащеулов и др.//Уголь. 2024. № 1. С. 64-69. DOI: 10.18796/00415790-2024-1-64-69.
ВВЕДЕНИЕ
Бережливое производство - это концепция управления предприятием, суть которой сводится к повышению эффективности и конкурентоспособности за счет оптимизации всех процессов и минимизации потерь. Принципы бережливого производства в том или ином объеме используются при управлении предприятиями самых разных сфер во всем мире. Компании, сумевшие внедрить у себя технологии бережливого производства, по праву занима-ютлидирующие позиции в своей отрасли [1, 2,3].
^тг
■^ти
ВТГ ФРВ'
ВТИ ФРВ'
(1)
(2)
где ВТГ - время технической готовности, т.е. время нахождения автосамосвала в технически исправном состоянии в течение года; ВТИ - время технического использования, т.е. время выполнения автосамосвалом транспортной работы в течение года; ФРВ - годовой фонд рабочего времени предприятия.
Несмотря на общие принципы технологии бережливого производства для любых компаний, сфера ихдеятель-ности все равно оказывает значительное влияние на процессы их внедрения и использования. Кузбасс-угольный край, и особая роль в нем отводится угледобывающим предприятиям, угольным шахтам и разрезам. Эффективность работы угледобывающих предприятий во многом определяет эффективность экономики региона, и технологиям бережливого производства здесь уделяется большое внимание [4, 5,6].
65,7% угля в Кузбассе добывается открытым способом, для которого характерно перемещение огромного количества горной массы с помощью различных видов транспортных средств. Ввиду множества преимуществ наибольшую часть перевозок осуществляют с помощью карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности. На каждом угольном разрезе имеется свой парктех-нологического автотранспорта. Эксплуатация большегрузных автосамосвалов сопровождается большими материальными, трудовыми и временными затратами. Даже одна единица техники генерирует весомые затраты на свое содержание. В таких условиях каждое управленческое решение, каждое действие сотрудников предприятия мо-гутобернуться серьезной экономией ресурсов или, наоборот, незапланированными потерями [7,8, 9].
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ
Основными комплексными показателями эффективности эксплуатации большегрузных автосамосвалов являются коэффициент технической готовности Ктг и коэффициент технического использования Кти. И тот, и другой показатель позволяют оценить потери машинного времени по тем или иным причинам:
Указанные показатели позволяют оценивать эффективность эксплуатации как всего парка автосамосвалов, так и одного автомобиля за любой промежуток времени или в любой текущий момент [10, 11]. Пример фактических значений коэффициентов технического использования и технической готовности карьерных автосамосвалов, эксплуатируемых в условиях угольного разреза, представлен в табл. 1.
Существует понятие нормативного коэффициента технической готовности. Однако его значение зависитот многих факторов, таких каксредний возраст подвижного состава, среднесуточная наработка, условия эксплуатации, периодичность и объем планово-профилактических мероприятий и т.д. Поэтому во всехслучаяхдля карьерныхавтоса-мосвалов нормативные значения коэффициента технической готовности рассчитываются по формуле:
•^тг
1+1,
сс
Дто -*то
и
Дтр L
Дкр 'Ар -^п'^сп )
(3)
где Аси - списочное количество автомобилей данной марки, ед; 1СС - среднесуточная наработка автомобилей данной марки, км; Дго - количество дней, отведенных по норме на проведение всех видов технического обслуживания автомобилей данной марки за год, дней; Дгр- количество дней, отведенных по норме на проведение работ по текущему ремонту автомобилей данной марки за год, дней; Дкр - количество дней, отведенных по норме на проведение капитального ремонта автомобилей данной марки, дней; Кто - коэффициенты использования сменного (рабочего) времени автомобилей; /2 - периодичность второго технического обслуживания, км;.4кр - число автомобилей, подлежащих капитальному ремонту за рассматриваемый период, ед:£п - наработка автомобиля данной марки за отчетный период, км;! - суммарная фактическая наработка автомобилей данной марки за отчетный период, км.
Пример сравнения фактических и нормативных значений коэффициента технической готовности приведен в табл. 2.
Коэффициент технического использования кроме потерь машинного времени на проведение планово-профилактических и восстановительных мероприятий учитывает также потери машинного времени непосредственно в эксплуатации, когда технически исправный ав-
Таблица 1
Фактические значения коэффициентов технического использования технической готовности карьерных автосамосвалов, эксплуатируемых в условиях ООО СП «Барзасское товарищество»
Actual values ofavailabilityand utilization rates ofmining dump trucks operated in conditions ofthe BarzasskoyeTovarishchestvo Open Pit LLC
Марка Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь2022
автомобиля Кти ктг Кти Ктг Кти ктг Кти ктг Кти ктг
БелАЗ-7555 0,73 0,75 0,73 0,75 0,73 0,75 0,73 0,75 0,73 0,75
БелАЗ-75550 0,73 0,75 0,73 0,75 0,73 0,75 0,73 0,75 0,73 0,75
Komatsu HD-785 (порода) 0,85 0,86 0,85 0,86 0,87 0,88 0,87 0,89 0,87 0,89
Komatsu HD-785 (уголь) 0,85 0,86 0,85 0,86 0,69 0,71 0,69 0,7 0,87 0,88
БелАЗ-75131 0,65 0,68 0,74 0,68 0,76 0,78 0,69 0,72 0,61 0,65
томобиль простаивает по эксплуатационным причинам, таким как отсутствие фронта работ, ремонт экскаватора, повреждение дорожного полотна и т.д. [6,7]. При идеальной организации перевозок коэффициенты технического использования и технической готовности равны. На практике, как правило, коэффициент технического использования всегда меньше коэффициента технической готовности (см. табл. 1).
Потери машинного времени являются наиболее существенными из всех остальных потерь.Они влекут за собой остальные, в том числе финансовые, потери.
Анализ потерь машинного времени следует начинать с определения величины плановых (нормативных) простоев на каждую единицу технологического автотранспорта. Это простои, связанные с проведением профилактических мероприятий, технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта, установленных заводами-производителями и направленных на поддержание уровня надежности автосамосвалов в промежутках времени между обслуживаниями. Отклонения отуста-новленных нормативов в большую сторону говорит о наличии сверхнормативных простоев, которых по принципам бережливого производства быть не должно. Экспертный опрос специалистов, эксплуатирующих карьерные автосамосвалы на угледобывающих предприятиях, показывает, что в качестве основных причин сверхнормативных простоев выступают: недостаточная квалификация ремонтного персонала, нехватка запасных частей и материалов, низкая механизация, плохая организация рабочих мест, неукомплектованность штатов, нарушения графика заезда-выезда автосамосвалов и т.д. [12,13].
Затем необходимо оценить структуру и количество аварийных отказов и связанных с ними аварийных простоев. Потеря работоспособности автосамосвала на линии всегда ведет к нарушению технологических процессов транспортирования. Ввиду стохастического характера
Таблица 2
Сравнение фактических и нормативных значений
коэффициента технической готовности карьерных автосамосвалов, эксплуатируемых в условиях Кедровского угольного разреза
Comparison ofactual and normative values ofthe availability rates of mining dump trucks operated undertheconditionsofthe Kedrovskycoal strip mine
Марка автомобиля Коэффициент технической готовности
Фактический Нормативный
БелАЗ-75306 0,741 0,956
БелАЗ-75131 0,730 0,944
БелАЗ-7547 0,800 0,928
Terex NHLTR-1 0,700 0,884
Komatsu HD785-5 0,750 0,940
процессов изменения технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта полностью избавиться от аварийных простоев невозможно. Однако, пользуясь инструментами технической эксплуатации, можно максимально снизить объем аварийных отказов и связанных с ними простоев за счет соразмерного увеличения планово-профилактических работ и простоев в планово-предупредительном ремонте. Очевидно, что работы, проведенные в плановом порядке, занимают значительно меньше времени, чем аналогичные работы, необходимость которых возникла на линии в результате аварийного отказа [10,11].
На последнем этапе оценки потерь машинного времени необходимо проанализировать структуру и объем простоев автосамосвалов на линии. От этих простоев также необходимо избавляться.
Примеры общей структуры простоев карьерных автосамосвалов, структуры простоев в обслуживании и эксплуатации представлены в табл. 3,4, а также на рис. 1,2,3.
Таблица 3
Общая структура простоев карьерных автосамосвалов, эксплуатируемых в условиях угольного разреза
General structureofdowntimefor mining dump trucks operated in conditions ofa coal strip mine
Марка автомобиля Плановые простои Аварийные простои Организационные простои Прочие простои
БелАЗ-75131 24% 49% 20% 7%
БелАЗ-75550 29% 23% 14% 34%
Тонар-4525 11% 14% 53% 22%
Komatsu HD785 34% 22% 34% 10%
Таблица 4
Распределение январского фонда рабочего времени карьерных автосамосвалов, эксплуатируемых в условиях угольного разреза
Distribution oftheJanuary production hours ofmining dump trucks operated in conditions ofa coal strip mine
Марка автомобиля ФРВ , ч январь Плановые простои, ч Аварийные простои, ч Организационные простои, ч Чистое машинное время работы, ч
БелАЗ-75131 744,00 4,06 126,97 43,28 569,69
БелАЗ-75550 744,00 13,21 25,43 100,1 605,26
Тонар-4525 744,00 0,01 62,34 95,23 586,42
Komatsu HD-785-7 744,00 11,64 24,36 77,52 630,48
БелАЗ-7555Д
63,81%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
70%
90%
100%
¡Аварийные простои "Сверхнормативные простои I Плановые простои
Рис. 1. Структура простоев в обслуживании автосамосвалов БелАЗ-7555Д, эксплуатируемых в условиях угольного разреза
Fig. 1. Structure of the maintenance downtime of BelAZ-7555D dump trucks operated in the conditions of a coal strip mine
БелАЗ-75131
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
¡Аварийные простои "Сверхнормативные простои "Плановые простои
Рис. 2. Структура простоев в обслуживании автосамосвалов БелАЗ-75131, эксплуатируемых в условиях угольного разреза
Fig. 2. Structure of the maintenance downtime of BelAZ-75131 dump trucks operated in the conditions of a coal strip mine
Организационныепростои БелАЗ-75131 (75)
51%
■ Ожидание погрузки Прием/сдача смены (ПЗО)
» Время на заправку ДТ
■ Обед
■ Проведение БВР
Рис. 3. Структура простоев в эксплуатации автосамосвалов БелАЗ-75131, эксплуатируемых в условиях угольного разреза Fig. 3. Structure of the operating downtime of BelAZ-75131 dump trucks operated in the conditions of a coal strip mine
Рис. 4. Средняя годовая наработка парка карьерных автосамосвалов в рамках одного предприятия Fig. 4. Average annual operating time of a fleet of dump trucks within one company
Приведенные примеры потерь показывают достаточно низкую эффективность эксплуатации карьерного технологического автотранспорта на угольных разрезах.
В обслуживании практически у всех марок автомобилей наблюдается большая доля аварийных простоев, что приводит к таким негативным последствиям, как:
- нарушение транспортного процесса;
- увеличенный простой автосамосвала в случае аварийного отказа из-за необходимости буксирования отказавшего автомобиля в зону ремонта, возможного отсутствия необходимых запасных частей и материалов, возможной нехватки в текущем моменте ремонтного персонала и площадей;
- увеличенный объем ремонтно-восстановительных работ, т.к. часто внезапный отказ одной детали, узла или агрегата приводит к взаимосвязанному отказу другой детали, узла или агрегата.
Большой разброс значений средней годовой наработки (рис. 4) подтверждает вывод о низкой эффективности существующей системы эксплуатации, а также применении одних и техже принципов в организации работы и обслуживания карьерных автомобилей разных моделей, работающих в разных условиях и с разной интенсивностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходима реализация индивидуального подхода к процессам эксплуатации каждой единицы карьерного автотранспорта, т.к.:
- одним из приоритетных направлений развития подвижного состава карьерного автотранспорта является увеличение грузоподъемности, что в свою очередь приводит к удорожанию конструкции и эксплуатации;
90%
100%
Средняя годовая наработка, мч
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
8556
I БелАЗ-75131 БелАЗ-7555 БелАЗ-7513Р БелАЗ-7530в 1Тонар 7501 1Тонар 4525 ■ Komatsu HD785
- различные условия эксплуатации, разная интенсивность и напряженность карьерных автосамосвалов приводят к разной скорости ухудшения технического состояния даже при одинаковой наработке.
Таким образом, анализ потерь машинного времени по приведенным выше трем этапам позволяет произвести экспресс-оценку уровня внедрения принципов бережливого производства в процессы эксплуатации технологических автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также оценить потенциал повышения эффективности и снижения себестоимости их использования.
Список литературы
1. Beau Keyte, Drew Locher. The Complete Lean Enterprise. Value Stream Mapping for Administrative and Office Processes. Productivity Press: New York, 2004.136 p.
2. Chinazirova S.K., Kadakoev R.N., Dzetl R.Ch. Approaches to implementing lean manufacturing in a medical facility II Colloquium-Journal. 2020. No 34-2. P. 63-65.
3. Client communications and quality satisfaction in project-based company/S.Titov, E. Nikulchev, I. Brikoshinaetal.//Quality-Access to Success. 2020. Vol. 21.No174. P. 68-71.
4. Shichkov A., GluhovV. Model and toolkit for the formation of the production enterprise digital platform IIOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Saint-Petersburg, 21-22 November 2018. Vol. 497.Saint-Petersburg: Institute of Physics Publishing, 2019. P. 012093. DOI:10.1088/1757-899X/497/1/012093.
5. Ефимычев Ю.И., Плехова Ю.О., Шеваров С.В. Реализация принципов бережливого производства на промышленном предприятии II Организатор производства. 2007. № 4. С. 18-21.
6. Иванов К.А. Преобразуем обычное производство в «бережливое». «Бережливое производство»: из цехов автомобилестроительных компаний в офисы // Российское предпринимательство. 2009. № 12-1. С. 68-75.
7. Левинсон У., Рерик Р. Бережливое производство: синергетиче-ский подход к сокращению потерь. М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.
8. Орлов В.Н., Гниломедова М.П. Бережливое производство как средство повышения эффективности производства и качества продукции // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Технические науки. 2010. № 17.С.171-173.
9. Унанян И.Р. Факторы результативности внедрения бережливого производства // Экономика и эффективность организации производства. 2010. № 12. С. 69-72.
10. ДадоновМ.В., Кудреватых А.В.,АщеуловА.С. Формирование «бережливого мышления» у студентов высшего и среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 68-71.
11. ДадоновМ.В., Кудреватых А.В.,АщеуловА.С. Формирование «бережливого мышления» у обучающихся автомобильного профиля / Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: Материалы IVМеждународной научно-практической конференции, Новокузнецк, 03-04 декабря 2020 г. Новокузнецк: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2020. С. 96-98.
12. Goleg A., Maksudunov A. A fuzzy methodology for local entrepreneurial culture evaluation: evidence from post-soviet Kyrgyzstan// South African Journal of Industrial Engineering. 2019. Vol. 30. No 1. P. 110-123. DOI: 10.7166/30-1-1883.
13. Лайкер Джеффри. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.402 с.
SURFACE MINING
Original Paper
UDC 656.13:622.684 © A.V. Kudrevatykh, M.V. Dadonov, A.S. Ashcheulov, N.V. Kudrevatykh, 2024 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol'-Russian Coal Journal, 2024, № 1,pp.64-69 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2024-1-64-69
Title
THE ISSUE OF APPLYING THE PRINCIPLES OF LEAN MANUFACTURING IN THE OPERATION OF DUMP TRUCKS AT COAL MINES Authors
Kudrevatykh A.V.', Dadonov M.V.', Ashcheulov A.S.', Kudrevatykh N.V.'
1 T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (KuzSTU), Kemerovo, 650000, Russian Federation Authors Information
Kudrevatykh A.V., PhD (Engineering), Associate Professor, Head ofthe Department "Operation of Cars", e-mail: [email protected] Dadonov M.V., PhD (Engineering), Associate Professor ofthe Department "Operation ofCars", e-mail: [email protected] Ashcheulov A.S., PhD (Engineering), Associate Professor ofthe Department "Operation ofCars", e-mail: [email protected] Kudrevatykh N.V., PhD (Economic), Associate Professor of the Department of Finance and Credit, e-mail: [email protected]
Abstract
The role of technological vehicles in the process of open-pit coal mining is difficult to overestimate. The share of transportation costs in the total cost of production is more than 50% and with the complication of mining conditions can increase significantly. In such conditions, the technical and economic indicators of the entire mining enterprise depend on the efficiency ofthe operation of quarry dump trucks. The use of lean manufacturing principles by enterprises is aimed at constant analysis of the efficiency of production processes and their improvement, since this concept itself is reduced to minimizing all losses. For quarry dump trucks, as expensive
technological equipment, the most important indicator of the efficiency of use is the share of working time. Any loss of working time leads to a significant reduction in it. This article provides a consistent analysis of the structure of machine time losses as a way to assess the efficiency of operation of dump trucks at coal mines.
Key words
Lean manufacturing, Performance analysis, Dump truck, Downtime,Technical readiness coefficient, Performance analysis,Technical utilization coefficient, Operating time, Process organization.
References
1. Beau Keyte & Drew Locher.The Complete Lean Enterprise. Value Stream Mapping for Administrative and Office Processes. Productivity Press, New York, 2004,136 p.
2. Chinazirova S.K., Kadakoev R.N. & Dzetl R.Ch. Approaches to implementing lean manufacturing in a medical facility. Colloquium-Journal, 2020, (34-2), pp. 63-65.
3.Titov S., Nikulchev E., Brikoshina I.& Suetin A. Client communications and quality satisfaction in project-based company. Quality - Access to Success, 2020, Vol. 21, (174), pp. 68-71.
4. Shichkov A., GluhovV. Model and toolkit for the formation of the production enterprise digital platform. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Saint-Petersburg, 21-22 November 2018. Vol.497. Saint-Petersburg, Institute of Physics Publishing, 2019, pp. 012093. DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012093.
5. EfimychevYu.l.,PlekhovaYu.O.&ShevarovS.V. Implementation of the principles of lean production at an industrial enterprise. Organizer of production, 2007, № 4, pp. 18-21. (In Russ.).
6. Ivanov K.A. Transform conventional production into "lean". "Lean production": from workshops of automotive companies to offices. Russian Entrepre-neurship, 2009, (12-1), pp. 68-75. (In Russ.).
7. Levinson U. & Rerik R. Lean manufacturing: a synergetic approach to reducing losses. Moscow, RIA"Standards and Quality"Publ., 2007. (In Russ.).
8. OrlovV.N. &Gnilomedova M.P. Lean production as a means of increasing production efficiency and product quality. Bulletin of Kurgan State University. Series: Technical Sciences, 2010, (17), pp. 171-173. (In Russ.).
9. Unanyan I.R. Factors of efficiency of lean manufacturing implementation. Economics and efficiency of production organization, 2010, (12), pp. 69-72. (In Russ.).
10. Dadonov M.V., Kudrevatykh A.V. & Ashcheulov A.S. Formation of "lean thinking" among students of higher and secondary vocational education. Professional education in Russia and abroad, 2020, (4), pp. 68-71. (In Russ.).
11. Dadonov M.V., Kudrevatykh A.V. & Ashcheulov A.V. Formation of "lean thinking"among students of the automotive profile. Issues of modern science: problems, trends and prospects. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Novokuznetsk, 03-04 December 2020. Novokuznetsk, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 2020, pp. 96-98. (In Russ.).
12. Göle^ A., Maksudunov A. A fuzzy methodology for local entrepreneurial culture evaluation: evidence from post-soviet Kyrgyzstan. South African Journal of Industrial Engineering, 2019, Vol. 30, (1), pp. 110-123. DOI: 10.7166/301-1883.
13. Jeffrey's Liker. Dao Toyota: 14 principles of management of the world's leading company. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2005, 402 p. (In Russ.).
For citation
Kudrevatykh A.V., DadonovM.V., Ashcheulov A.S. & Kudrevatykh N.V.The issue of applying the principles of lean manufacturing in the operation of dump trucks at coal mines. Ugol, 2024, (1), pp. 64-69. (I n Russ.). DOI: 10.18796/00415790-2024-1-64-69.
Paper info
Received August 14,2023 Reviewed November 13,2023 Accepted December 7,2023
СУЭК стала победителем Национальной экологической премии
СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
В Москве прошла церемония награждения победителей XXI Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского. Признанный лидер в сфере устойчивого развития, компания СУЭК, стала победителем этой престижной премии. В 2023 г. на Конкурс было подано 374 проекта из 66 регионов России. Жюри отобрало лучшие проекты в сфере охраны окружающей среды, энерго- и ресурсосбережения, развития экологической культуры и образования. Лауреатами Премии стали проекты, доказавшие свою эффективность и имеющие реальные практические результаты.
СУЭК стала победителем в номинации «Просвещение как путь к устойчивому развитию» за проект «Экологический марафон губочистка». В ходе этих экомарафонов, созданных и организуемых СУЭК-Кузбасс, волонтеры очищают от мусора туристический район Поднебесные Зубья, прилегающий к государственному природному заповеднику«Кузнецкий Алатау».
Деятельность СУЭК в области устойчивого развития и экологии, в частности, на протяжении многих лет получает наивысшие оценки от профессионального сообщества и общества. Компания входит в рейтинг А+ проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», традиционно возглавляет все рэнкинги и побеждает во всех ведущих общественных и профессиональных конкурсах в области устойчивого развития.