УДК 62-1/-9
Серёгин Н.А студент магистратуры кафедра «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов» Московский политехнический университет
Россия, г. Москва
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЮ ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ Аннотация: Статья посвящена выработки предложений по улучшению эксплуатационных характеристик и повышению конкурентноспособности отечественной ракетной техники. UDC 62-1 / -9
Seryogin N.A. student of the master's degree of the department ""Dynamics, Strength of Machines and Resistance of
Materials
Moscow Polytechnic University Russia, Moscow TO THE QUESTION OF INCREASING THE STRENGTH CHARACTERISTICS OF THE COMPONENTS OF THE DESIGN OF
LAUNCH VEHICLES. Annotation: The article is devoted to the development of proposals for improving the operational characteristics and increasing the competitiveness of domestic missile technology.
К вопросу повышению прочностных характеристик элементов конструкции ракетоносителей.
Одной из приоритетных задач оборонно-промышленного комплекса РФ является повышение надежности ракетной техники без существенного увеличения её себестоимости. Предпринятые автором исследования и имеющиеся в свободном доступе сведения о работах проводимых в российских НИИ и КБ указывают на то, что основным типом двигателя для перспективных разработок ракетной технике на ближайшие 20-25 лет остаётся жидкостной ракетный двигатель (ЖРД). В настоящие время у нас в стране и за рубежом активно ведутся работы по созданию новых ЖРД, использующих высокоэффективное кислородно-водородное топливо. Применение этих топлив, вызывающих дополнительный нагрев хвостовой части ракеты, сопряжено с решением ряда проблем. Эти проблемы связаны в первую очередь с разработкой элементов конструкций хвостового оперения летательного аппарата, работающих под воздействием высоких скоростных напоров и значительного термического нагрева (1500 К). Рациональное конструирование хвостового оперения с учетом указанных обстоятельств
может значительно улучшить баллистические характеристики ракеты значительно увеличить энергетические возможности носителя.
С целью выработки предложений по улучшению эксплуатационных характеристик и повышению конкурентноспособности отечественной ракетной техники автором были предпринята попытка изучения частот и форм собственных колебаний направляющих плоскостей самого распространенного крестообразного хвостового оперения второй ступени авиационной ракеты комплекса «Гермес-А».Для решения поставленной задачи был использован метод конечных элементов в перемещениях, реализованный в трехмерной постановке в рамках программного комплекса АКБУБ. Результаты проведенных расчетов представлены на рис.1 из которого видно, что при наиболее опасной наименьшей частоте собственных колебаний оперения стабилизатора равной 114,64 Гц при средней скорости полёта ракеты 700 м/с максимальное отклонение от положения статического равновесия упругой линии плоскости составляет 57,1 мм. показано на рис. 1.
Увеличение толщины плоскости на 10% ( с 8 мм до 10 мм) при сохранении её планиметрии позволяет снизить максимальные амплитуды колебаний до 44,3 мм , т.е. в 1,3 раза показано на рис. 2.
Заключительная часть
При этом, дополнительными исследованиями установлено, что незначительное увеличение толщины направляющей плоскости не приводит к росту напряжений в оперении ракеты в области наибольшего нагрева её хвостовой части см. рис. 3. Полученные результаты позволяют более обоснованно подходить к расчету_ракет с ЖРД.
Использованные источники:
1.Шевелюк М. И. Теоретические основы проектирования жидкостных ракетных двигателей. М.: Оборонгиз, 1960. - 689 с.
Пилотируемые полеты на Луну, конструкция и характеристики SATURN V APPOLO. Реферат ВИНИТИ. М.: ВИНИТИ, 1973.
2.Новожилов В. В. Теория тонких оболочек. Л.: Судпромгиз, 1962.- 431 с.
3.Агапов В. П. Метод конечных элементов в статике, динамике и устойчивости пространственных тонкостенных конструкций. М.: ACB, 2004.- 247 с.
4.Балабух Л.И., Алфутов H.A., Успекин В.И. Строительная механика ракет. -М.: Высшая школа, 1984. - 391 с.
5.Алемасов В.Е., Дрегалин А.Ф, Тишин А.П. Теория ракетных двигателей. -М.Машиностроение. 1989.-464с.
6.Алфутов Я.А., Основы расчета на устойчивость упругих систем — М.: Машиностроение, 1978 311 с.
7.Анисимов В. Ю. Устойчивость трансверсально-изотропной оболочки вращения при осевом сжатии// Вестн. Петерб. ун-та. 2006. N 1. 68-78.
8.Бабенко В.И., Причко В.М. Диаграммы нагружения сферических сегментов при внешнем давлении. Докл. АП СССР. Сер.А, 1984, №10, с 22 25.
9.Балабух Л.И., Алфутов H.A., Успекин В.И. Строительная механика ракет. -М.: Высшая школа, 1984.- 391 с.
УДК 911. 3:33
Сивохина А.Ю. студент магистратуры Волгоградский государственный университет 2 курс, Институт Естественных наук
Россия, г. Волгоград СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Аннотация. Статья посвящена рассмотрению социально-экономических предпосылок, связанных с устойчивым развитием туризма. Выделены наиболее важные социальные и экономические предпосылки. Уделено внимание рассмотрению таких факторов как увеличение свободного времени и состояние экономики государства. Определено влияние кризисов на устойчивое развитие туризма.
Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, экономика. Summary. The article is devoted to the socio-economic conditions related to sustainable tourism development. The most important social and economic background. Devoted to the consideration of factors such as increased leisure time and the economy of the state. The impact of crises on sustainable tourism development.
Key words: tourism, sustainable development, economy. Туризм является довольно сложной социально-экономической системой, чье устойчивое развитие зависит от целого ряда предпосылок и