Жебанов Александр Владимирович
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС).
Свободы ул., д. 2 в, г. Самара, 443066, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Вагоны», СамГУПС.
Тел.: +7 927-000-68-73.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Моисеев, В. И. Расчет тепловой модели вагона-цистерны для перевозки нефтепродуктов / В. И. Моисеев, А. В. Жебанов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 1 (45). - С. 85 - 95.
Zhebanov Alexander Vladimirovich
Samara State University of Transport (SSUT).
2 V Svoboda st., Samara, 443066, the Russiаn Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Wagons», SSTU.
Тел.: +7 927-000-68-73.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Moiseev V. I., Zhebanov A. V. Сalculation of the thermal model of a wagon-tank for the transportation of petroleum products. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 1 (45), pp. 85 - 95 (In Russian).
УДК 621.333
В. Д. Шестакова, П. Ю. Иванов, В. Н. Иванов
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), г. Иркутск, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ
Аннотация. В настоящее время тяговый электродвигатель (ТЭД) является одним из наиболее ответственных элементов конструкции подвижного состава, поскольку от его бесперебойной работы зависят безопасность и стабильность обеспечения перевозочного процесса на сети железных дорог компании ОАО «РЖД». В данной статье приведен детальный анализ отказов ТЭД тепловозов серии 2,3ТЭ10 в/и приписного парка локомотивного депо Новая Чара Восточно-Сибирской дирекции тяги. Участок обращения тепловозов от станции Таксимо до станции Хани является одним из сложнейших не только в границах Восточно-Сибирской железной дороги, но и всей сети железных дорог страны. Анализ статистики причин отказов ТЭД тепловозов локомотивного депо Новая Чара за 2006 - 2012 гг. показал, что имеет место достаточно экстремальный режим эксплуатации и что большая часть отказов приходится на пробой изоляции якорной обмотки ТЭД. Во время исследовательской поездки на полигоне обслуживания тепловозов коллективом ученых ИрГУПСа были проведены натурные замеры скорости движения, режима ведения поезда, температуры нагрева ТЭД, учтены климатические факторы - температура окружающей среды, относительная влажность, давление и др. После исследований имеющейся информации было предложено дополнительно покрывать изоляцию лаком ФЛ-98 с целью поддержания и восстановления ее свойств в условиях локомотивного депо Зима при проведении ТР-3.
В ИрГУПСе продолжительное время ведутся работы по исследованию процесса сушки изоляции с помощью инфракрасного излучения (ИК). Эффективность данного способа доказана многочисленными экспериментальными исследованиями. По данной тематике уже проведены несколько защит кандидатских диссертаций в различных диссертационных советах. В данной статье представлена также статистика отказов эксплуатируемых ТЭД уже с дополнительной пропитанной лаком изоляцией открытых лобовых частей после внедрения мероприятий по итогам работы группы ученых ИрГУПСа. Установлено, что метод нанесения компаунда на изоляцию лобовой части обмоток электрических машин и капсулирования его с помощью энергии ИК-излучения является эффективным в борьбе с отказами ТЭД вследствие пробоя изоляции.
Ключевые слова: тяговый двигатель, надежность, тепловоз, долговечность, железная дорога, изоляция.
Valeriya D. Shestakova, Pavel Y. Ivanov, Vladimir N. Ivanov
Irkutsk State Transport University (ISTU), Irkutsk, the Russian Federation
ON THE ISSUE OF IMPROVING THE RELIABILITY AND DURABILITY OF TRACTION ELECTRIC MOTORS OF DIESEL LOCOMOTIVES
Abstract. At this time the traction electric motor (TEM) is one of the most important elements of the design of rolling stock, since the safety and stability of the transportation process on the railway network of JSC "Russian Railways" depends on its uninterrupted operation. This article is given a detailed analysis of the TEM failures of diesel locomotives of the 2,3TE10 v / series and the assigned fleet of the Novaya Chara locomotive depot of the East Siberian Traction Directorate. The section of circulation of diesel locomotives from Taksimo station to Hani station is one of the most difficult not only in the borders
The East Siberian Railway, but also the entire railway network of the country. The analysis of the statistics of the reasons for the failures of the TEM of locomotives of the Novaya Chara locomotive depot for 2006 - 2012 showed that there is a rather extreme operation mode and that most of the failures are due to the breakdown of the insulation of the anchor winding of the TEM. During a research trip to the diesel locomotive maintenance site, a team of IRGUPSA scientists conducted full-scale measurements speed of movement, driving mode of the train, heating temperature of the TEM, taken into account the climate factors - ambient temperature, relative humidity, pressure and others. After studying the available information, it was proposed to additionally coat the insulation with FL-98 varnish in order to maintain and restore its properties in the conditions of the Winter locomotive depot during TR-3.
IRGUPS has been working for a long time to study the process of drying insulation using infrared radiation (IR). The effectiveness of this method has been proven by numerous experimental studies. Several PhD theses have already been defended in various dissertation councils on this topic. This article presents also the statistics of failures of operated TEM already with additional varnish-impregnated insulation of open frontal parts after the implementation of measures based on the results of the work of the IRGUPS group of scientists. It is established that the method of applying the compound to the insulation of the frontal part of the windings of electric machines and encapsulating it with the help of IR radiation energy is effective in combating TEMfailures due to insulation breakdown.
Keywords: traction motor, reliability, diesel locomotive, durability, railway, insulation.
Одной из важнейших проблем Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) на стыке с Дальневосточной железной дорогой является необходимость обеспечения надежной работы тягового подвижного состава. На протяжении последних 15 лет приписной парк тепловозов серии 2,3ТЭ10в/и остается практически прежним. При этом за счет проведения модернизации в условиях Уссурийского локомотиворемонтного завода тепловозный парк локомотивного депо Новая Чара переходит на более экономичные дизели Д49.
Исходя из анализа надежности тягового подвижного состава для локомотивного депо Новая Чара электрические двигатели по-прежнему являются основным повреждаемым узлом [1, 2]. Данный анализ показал, что на долю тяговых электрических двигателей приходится до одной трети всех отказов технических средств, допущенных в процессе эксплуатации на участке обращения Таксимо - Новая Чара - Хани. Масса поездов на этом участке составляет до 5800 т. При этом климатические условия, такие как наличие снежного покрова практически восемь месяцев, повышенное атмосферное давление, высокая относительная влажность, экстремально низкие температуры, накладываются на неблагоприятный профиль с применением тепловозов подталкивающего движения на затяжных участках и усугубляют техническое состояние не только всего тепловоза, но и состояние изоляции кабельной продукции и электрических машин в целом. Перенос тепла и влаги в ТЭД происходит постоянно. При любом изменении режимов работы тепловоза и параметров окружающей среды термодинамическое равновесие нарушается и изоляция ТЭД переходит к новому равновесному состоянию, обмениваясь с атмосферой влагой и теплом. Наиболее перспективными методами управления температурно-влажностными режимами следует считать такие методы, которые будут адаптироваться к микроклиматическим условиям эксплуатации тепловоза и режимам его нагрузки. С учетом заранее не известных параметров окружающей среды и тепловоза они должны осуществлять управление тепловлагообменными процессами. Изоляция обмоток ТЭД представляет собой капиллярно-пористую коллоидную систему, реагирующую на ма-
лейшие изменения влажности и температуры атмосферы посредством ответного изменения комплекса своих свойств. Эти изменения пропорциональны приложенному воздействию, т. е. степени изменения внутренней и внешней среды. Более значительное влияние на величину изменения свойств изоляции обмоток оказывает интенсивность процессов переноса тепла и влаги в изоляции [3]. Диэлектрические свойства существенно понижаются при повышении интенсивности переноса тепла и влаги. При отсутствии таких систем возникают необходимость и целесообразность в проведении дополнительных пропиточно-сушильных мероприятий для изоляции ТЭД.
Руководством ВСЖД для повышения пропускной способности БАМа перед отраслевым институтом - ИрГУПСом - была поставлена задача определить проблемные места в технологическом процессе эксплуатации тепловозов. Учеными и аспирантами кафедры «Электроподвижной состав» ИрГУПСа по согласованию с руководством службы локомотивного хозяйства ВСЖД летом 2006 г. выполнена экспериментальная поездка по участку Таксимо -Новая Чара - Хани. Основной целью проведения испытания было определение причин массового выхода из строя тяговых двигателей магистральных тепловозов.
По итогам проведения испытаний осуществлена фиксация скорости движения, режима ведения поезда, температуры нагрева ТЭД, климатических факторов (температура окружающей среды, относительная влажность, давление) и других факторов. Коллективом ученых ИрГУПСа были предложены мероприятия для поддержания и восстановления покрывного слоя изоляции якорей ТЭД типа ЭД118Б в условиях базового локомотивного депо Зима при проведении ТР-3 и формировании рекомендаций для локомотивного депо Новая Чара производить их обязательную пропитку лаком ФЛ-98 и сушку в сушильных камерах. Результаты работы по намеченным мероприятиям отображены в таблице 1 в столбцах с 2006 по 2009 г.
Таблица 1 - Причины отказов ТЭД тепловозов депо Новая Чара в период 2006 - 2012 гг.
Новая Чара отказ ТЭД Год
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
R изоляции обмотки якоря 0 105 98 79 60 99 143 151
в т. ч. из-за попадания масла и воды 8 4 10 7 1 19 31
в т. ч. пропитанные 8 16 9
R изоляции обмотки возбуждения 0 35 12 24 34 10 19 61
в т. ч. пропитанные 3 5 5
Разрушение, заклинивание моторно-якорных 17 7 11 25 6 7 9
подшипников (МЯПов)
Межвитковое замыкание 0 1 0 5 3 2 4
в т. ч. пропитанные
Размотка бандажа якоря 11 15 12 11 12 20 23
в т. ч. пропитанные 1 0 3
Отгар кабелей, неисправности ТЭД и щеткодер- 25 20 24 14 11 30 19
жателей
Задир коллектора 11 5 6 8 3 3 4
Переброс по коллектору 0 6 2 0 0 2 1
Шестерня 0 3
Прочие неисправности ТЭД 5 17 15 6 1 8 18
в т. ч. пропитанные 4 1
Итого 209 181 173 163 145 234 290
С целью мониторинга эффективности предложенных рекомендаций был проведен анализ надежности ТЭД типа ЭД118Б эксплуатируемых тепловозов 3ТЭ10у и 3ТЭ10м грузового движения. При проведении анализа были использованы статистические данные об отказах оборудования за период с 2006 по 2012 г., представленные отделом главного технолога и группой учета цеха эксплуатации локомотивного депо Новая Чара.
Рассмотрим рисунок 1. Линия тренда (обозначенная наклонной линией) и прогрессирующая (обозначенная ломаной линией) от 80 случаев в 2006 г. до 135 случаев в 2012 г. указы-
вает на непосредственный рост произведенных выкаток ТЭД по причине пробоя изоляции обмоток якоря ЭД118Б при условии выполнения предложенных и применяемых мероприятий для эксплуатации в особых климатических условиях. Предлагаемые мероприятия позволили снизить непреднамеренные выкатки ТЭД. Так, в 2009 г. их число было снижено на одну треть. Тем не менее в последующие годы отмечен рост данного показателя в 2 - 2,3 раза.
Рисунок 1 - Количество смен ТЭД по причине пробоя изоляции обмотки якоря ЭД118Б
При рассмотрении причин выкаток ТЭД из-за пробоя изоляции обмоток возбуждения, которым в свою очередь также проводили пропитку, можно отметить возрастающую тенденцию, что и отображено на рисунке 2.
70 -,
60
50
40
30
i X
Z0
10
О :--------------1-------
2006 2007 2008 2009 ^ 2010 2011 2012
Гол ^
Рисунок 2 - Количество смен ТЭД по причине пробоя изоляции обмотки возбуждения ЭД118Б
Причинами увеличения случаев выхода из строя ТЭД магистральных тепловозов, эксплуатируемых на северном участке Восточно-Сибирской железной дороги, с большей степенью вероятности являются вынужденное превышение норм по пробегам тепловозов между плановыми видами ремонтов, упрощение цикловых работ по восстановлению надежности на плановых видах ремонта, эксплуатация в экстремальных климатических условиях, перенасыщенность изоляции влагой [1 - 5].
Проанализируем очередной период эксплуатации ТЭД, для якорей которых длительное время осуществляется пропитка после ТР-3 и СР в условиях сервисного локомотивного депо Зима. Необходимо отметить, что в 2020 г. произошел практически двухкратный рост количества внеплановых ремонтов ТЭД по причине выхода из строя якорной обмотки по сравнению с 2017 - 2019 гг. Аналогичные показатели отказов прослеживались и в 2014 - 2015 гг.,
при этом в данный период пропитка якорей на больших видах ремонта производилась еще не всем ТЭД и носила экспериментальных характер.
Таблица 2 - Причины отказов ТЭД тепловозов депо Новая Чара в период 2017 - 2020 гг.
Новая Чара - отказ ТЭД Год
2017 2018 2019 2020
Сопротивление изоляции обмотки якоря 0 49 49 69 142
в т. ч. из-за попадания масла и воды 1
Сопротивление изоляции обмотки возбуждения 0 3 5 2 5
Разрушение, заклинивание моторно-якорных подшипников 10 18 8 9
Межвитковое замыкание 1 1
Размотка бандажа якоря 4 7 1 1
Отгар кабелей, неисправности ТЭД и щеткодержателей 0 2 2 12
Задир коллектора 1
Переброс по коллектору 1 1 7 13
Спрессовка шестерни 5 3
Прочие неисправности ТЭД 3 3
Итого 72 86 95 183
При систематическом обновлении парка тепловозов приписки локомотивного депо Новая Чара необходимо рассмотреть возможность проведения пробной пропитки изоляции обмоток ТЭД компаундами (в сравнении с лаком ФЛ-98 компаунды практически не содержат растворителей) и сушки изоляции (запекание поверхностного слоя) с применением ИК-излучателей, позволяющим значительно сократить время на проведение ремонта в сервисном локомотивном депо [2, 7 - 9].
Для объектов, работоспособность которых может быть восстановлена после отказа [6], показатели надежности определяют по статистическим данным, полученным с помощью планов [Ы, R, Lo]; [Ы, Я, г]. В качестве показателя безотказности применяют параметр потока отказов ю(/). По определению параметр потока отказов ю(/) есть среднее число отказов локомотива (или его элементов) за единицу пробега, взятое для рассматриваемого пробега /.
Для расчета оценки ю(/) по статистическим данным применяют формулу
( ) _ мд _ мдг
где тх (/+А/) и т1 (/) - накопленное число отказов /-го объекта за пробеги (/+А/) и / соответственно; Ат - число отказов всех N локомотивов за интервал пробега А/ = (/+А/) - /.
Формула (1) выведена при условии, что все N локомотивов работали с момента / до /+А/. Если в течение интервала А/ число локомотивов изменилось (уменьшилось), следует вместо NА/ использовать суммарный пробег всех работавших локомотивов АЬ. Формула (1) преобразуется к виду:
1
_ Дт^АТ- (2)
¿£ = 1
Выбор ширины интервала А/ определяется общей продолжительностью наблюдений, цикличностью периодов эксплуатации, видом объектов, целями анализа. При оценке влияния внешних (например, метеорологических) факторов интервал может быть выбран равным пробегу за месяц, квартал.
Исследования, представленные в монографии [6], показали, что на надежность изоляции якорей ТЭД электровозов существенное влияние оказывает величина нагрузки ТЭД.
На первом этапе исследования в качестве основных факторов, определяющих состояние изоляции обмотки якоря в эксплуатации, для анализа приняты величина нагрузки ТЭД и
м:02!5) м^ттия Транссиба 99
температура окружающего воздуха ф Для характеристики нагрузки ТЭД выбран коэффициент степени использования электровоза по номинальной силе тяги:
KF = (3)
rk го
где Fk ср - средняя реализуемая сила тяги;
Fk - сила тяги на ободе колес в длительном режиме работы электровоза.
Для проведения исследования выбран многофакторный корреляционный анализ. В результате расчета, выполненного методом четырех полей, получены три частные прямолинейные корреляции, связывающие исследуемые признаки и выраженные соответствующими уравнениями регрессии: ю = 5,2 KF - 1,96; ю = -0,0105&в + 0,229; KF = -0,00193+ + 0,422 с коэффициентами корреляций соответственно: гв = 0,72; гв = -0,65; гв = -0,825. Так как эти коэффициенты по абсолютной величине во всех трех случаях больше 0,4 - 0,6, то нет необходимости применять криволинейную корреляцию.
Уравнение множественной регрессии с тремя неизвестными имеет вид:
w = АКР + Вдв + С, (4)
где А, В - коэффициенты множественной регрессии.
Параметр регрессии С отражает количественно влияние неучтенных при анализе факторов.
В результате расчета получена зависимость параметра потока отказов от действия принятых факторов:
w = 4,75Kf - 0,0014$в - 1,779. (5)
Теснота связи признака с KF и дв оценена выборочным совокупным коэффициентом корреляции R = 0,72.
Частные выборочные коэффициенты корреляции соответственно таковы:
гш,Кр(дв = const) = 0,58; гш,дв(КР = const) = -0,06.
Для данного случая величины этих коэффициентов показывают, что непосредственное воздействие признака дв на ю является во много раз меньшим, чем признака KF на ю.
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы.
1. Параметр потока отказов изоляции обмотки якоря ТЭД зависит прежде всего от степени использования электровоза.
2. Параметр потока отказов зависит от температуры окружающей среды, влияние которой выражается и непосредственно, и косвенно. Непосредственное влияние обусловлено увлажнением изоляции при больших перепадах температур, характерных для зимнего времени, косвенное - увеличением степени использования электровозов при понижении температуры.
Длительное наблюдение за работой тяговых двигателей НБ-406 показало, что параметр потока их отказов по пробою изоляции на одних участках работы электровозов больше, на других - меньше, особенно в зимний период.
Определяющими факторами с точки зрения протекания физико-химических процессов, влияющими на отказы ТЭД по пробою изоляции, являются такие.
1. Степень нагрузки по длительному току
'эф
= т, (6)
'А
где /эф, 1д - эффективный и длительный токи, А.
2. Степень нагрева изоляции
х-> —
(7)
где тпи и тд - температуры перегрева обмоток изоляции при текущем и длительном режимах работы электровозов, °С.
3. Пульсация температуры нагрева изоляции
*з=А-/, (8)
где А - амплитуда нагрева изоляции, °С; /- частота перепада температуры нагрева в единицу времени.
4. Показатель отстоя электровоза в нерабочем состоянии:
_ т
Хл — , 4 24'
(9)
где Т - время отстоя, ч.
По результатам проведения анализа статистики отказов ТЭД до пропитки изоляции лаком ФЛ-98 и после этого предлагается локальный метод компаундирования изоляции обмоток лобовых частей с использованием управляемого электромагнитного излучения, позволяющий достичь стабильной теплопроводности, высокой влаго- и термостойкости, повышения срока службы изоляции тяговых двигателей с открытыми головками секций [11]. Решение предлагаемой задачи достигается тем, что нанесение компаунда на изоляцию лобовой части обмоток электрических машин и капсулирования его с помощью энергии ИК-излучения происходит одновременно [2, 7 - 9].
Теоретическое обоснование применение ИК-излучения для восстановления изоляционных свойств открытых лобовых частей якорной обмотки ТЭД подробно изложено в работах [2, 7 - 9] и др. Сам механизм компаундирования основан на основании анализа дифференциального уравнения энергетического баланса. Такой подход был осуществлен впервые в диссертационных работах П. Д. Лебедева и А. М. Худоногова [9]. Применительно к тяговым двигателям в осциллирующих режимах ИК-энергоподвода была выполнена работа Е. М. Лыткиной [8].
Применение на практике локального метода компаундирования изоляции обмоток лобовых частей с использованием электромагнитного излучения позволяет достичь стабильной теплопроводности [11], высокой влаго- и термостойкости и, как следствие, повышения срока службы срока изоляции ТЭД с открытыми головками секциями якоря, что дает возможность снизить отказы, а это особенно актуально для северных участков Восточно-Сибирской железной дороги.
Список литературы
1. Иванов, П. Ю. Состояние вопроса надежности и долговечности изоляции асинхронных вспомогательных машин / П. Ю. Иванов, Е. Ю. Дульский, А. М. Худоногов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2015. - № 2 (22). - С. 2 - 6.
2. Анализ методов математического моделирования процесса капсулирования полимерной изоляции электрических машин / А. М. Худоногов, Е. М. Лыткина [и др.]. - Текст : непосредственный // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - Иркутск : Иркутский государственный университет путей сообщения, 2016. - Т. 2. - С. 505 - 509.
3. Исмаилов, Ш. К. Кинетика процесса тепло- и влагообмена в изоляции обмоток тяговых электрических машин / Ш. К. Исмаилов, В. П. Смирнов, А. М. Худоногов. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. - 2008. - № 9. - С. 35 - 42.
4. Худоногов, А. М. Больше внимания изоляционным конструкциям двигателей / А. М. Худоногов, Е. Ю. Дульский, В. Н. Иванов. - Текст : непосредственный // Локомотив. -2018. - № 7. - С. 36 - 37.
п.и
м:0245) м^ттия тпянггиба 101
5. Анализ конструктивных особенностей элементов электромагнитной системы тяговых двигателей локомотивов / А. М. Худоногов, Е. Ю. Дульский, В. Н. Иванов, И. О. Лобыцин. -Текст : непосредственный // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - Иркутск : Иркутский государственный университет путей сообщения, 2018. - Т. 2. - С. 351 - 355.
6. Смирнов, В. П. Непрерывный контроль температуры предельно нагруженного оборудования электровоза : монография / В. П. Смирнов. - Иркутск : Иркутский государственный университет, 2003. - 328 с. - Текст : непосредственный.
7. Инновационные технологии повышения надежности электрических машин / А. М. Худоногов, Е. М. Лыткина [и др.]. - Текст : непосредственный // Локомотив. - 2012. -№ 10 (670). - С. 27 - 28.
8. Дульский, Е. Ю. Исследование эффективности конвективного и терморадиационного методов капсулирования изоляции обмоток при ремонте электрических машин тягового подвижного состава / Е. Ю. Дульский, Н. С. Доценко, Е. М. Лыткина. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2014. - № 1 (17). - С. 14 - 19.
9. Иванов, В. Н. Электротехнологическое продление ресурса электрических машин тепловым излучением : специальность 05.09.01 «Электромеханика и электрические аппараты» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Иванов Владимир Николаевич ; Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). -Москва, 2014. - 172 с. - Текст : непосредственный.
10. Гамаюнов, И. С. Управление температурно-влажностным процессом изоляции обмоток тяговых электродвигателей подталкивающего электровоза / И. С. Гамаюнов. - Текст : непосредственный // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2006. - № 4 (28). - С. 35 - 36.
11. Патент № 2396669 Российская Федерация, МПК Н02К 15/12. Локальный способ герметизации компаундом изоляции лобовых частей обмоток тяговых электрических машин : № 2009117049/28 : заявлено 04.05.2009 : опубликовано 10.08.2010 / Худоногов А. М., Худоногов И. А., Иванов В. Н., Ильичев Н. Г., Оленцевич Д. А., Сидоров В. В, Лыткина Е. М. -3 с.: ил. - Текст : непосредственный.
References
1. Ivanov P. Yu., Dul'skii E. Yu., Hudonogov A. M. The state of the issue of reliability and durability of isolation of asynchronous auxiliary machines [Sostoyanie voprosa nadezhnosti i dol-govechnosti izolyacii asinhronnyh vspomogatel'nyh mashin]. Izvestiia Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2015, no. 2 (22), pp. 2 - 6.
2. Hudonogov A. M., Lytkina E. M., Dul'skii E. Yu., Ivanov V. N., Vasil'ev A. A. Analysis of methods of mathematical modeling of the process of encapsulation of polymer insulation of electric machines [Analiz metodov matematicheskogo modelirovaniya processa kapsulirovaniya polimernoj izolyacii elektricheskih mashin]. Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona (Transport infrastructure of the Siberian region). - Irkutsk, 2016, pp. 505 - 509.
3. Ismailov Sh. K., Smirnov V. P., Khudonogov A. M. Kinetics of the heat and moisture exchange process in the insulation of the windings of traction electric machines. Mechanical engineering [Kinetika processa teplo- i vlagoobmena v izolyacii obmotok tyagovyh elektricheskih mashin]. Izvestiia vysshih uchebnyh zavedenij. Mashinostroenie - News of higher educational institutions. Mechanical engineering, 2008, no. 9, pp. 35 - 42.
4. Khudonogov A. M., Dulsky E. Yu., Ivanov V. N. More attention to engine insulation designs [Bol'she vnimaniya izolyacionnym konstrukciyam dvigatelej]. Lokomotiv - Locomotive, 2018, no. 7, pp. 36 - 37.
5. Hudonogov A. M., Dul'skii E. Yu., Ivanov V. N., Lobycin I. O. Analysis of the design features of the elements of the electromagnetic system of locomotive traction engines [Analiz kon-struktivnyh osobennostej elementov elektromagnitnoj sistemy tyagovyh dvigatelej lokomotivov].
Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona (Transport infrastructure of the Siberian region). -Irkutsk, 2018, pp. 351 - 355.
6. Smirnov V. P. Nepreryvnyj kontrol' temperatury predel'no nagruzhennogo oborudovaniya elektrovoza (Continuous temperature monitoring of extremely loaded electric locomotive equipment). Irkutsk: Irkutsk State University Publ., 2003, 328 p.
7. Khudonogov A. M., Lytkina E. M., Dulsky E. Yu., Ivanov V. N., Alekseev D. Yu., Isa-chenko V. I., Vasiliev A. A. Innovative technologies for improving the reliability of electric machines [Innovacionnye tekhnologii povysheniya nadezhnosti elektricheskih mashin]. Lokomotiv -Locomotive, 2012, no. 10 (670), pp. 27 - 28.
8. Dul'skii E. Iu., Dotsenko N. S., Lytkina E. M. Research of efficiency of convective and thermoradiation methods capsulation of isolation of windings in the repair of electric cars traction rolling stock [Issledovanie effektivnosti konvektivnogo i termoradiatsionnogo metodov kapsuliro-vaniia izoliatsii obmotok pri remonte elektricheskikh mashin tiagovogo podvizhnogo sostava]. Izvestiia Transsiba - The journal of Transsib Railway Studies, 2014, no. 1 (17), pp. 14 - 19.
9. Ivanov V. N. Elektrotekhnologicheskoe prodlenie resursa elektricheskih mashin teplovym izlucheniem (Electrotechnological extension of the service life of electric machines by thermal radiation). Doctor's thesis, Moscow, 2014, 172 p.
10. Gamayunov I. S. Control of temperature-humidity process of insulation of windings of traction electric motors of the pushing electric locomotive [Upravlenie temperaturno-vlazhnostnym processom izolyacii obmotok tyagovyh elektrodvigatelej podtalkivayushchego elektrovoza]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Bulletin of the Irkutsk State Technical University, 2006, no. 4 (28), pp. 35 - 35.
11. Khudonogov A. M., Khudonogov I. A., Ivanov V. N., Ilyichev N. G., Olentsevich D. A., Sidorov V. V., Lytkina E. M. Patent RU 2396669, 10.08.2010.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Шестакова Валерия Дмитриевна
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Студентка факультета «Транспортные системы», ИрГУПС.
Тел.: +7 (9500) 57-33-73.
E-mail: [email protected]
Иванов Павел Юрьевич
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Тел.: +7 (9500) 65-21-77.
E-mail: [email protected]
Иванов Владимир Николаевич
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
Чернышевского ул., д. 15, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Тел.: +7 (9149) 17-63-10.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Shestakova Valeriya Dmitrievna
Irkutsk State Transport University (ISTU).
15, Chernyshevsky st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Student of the Faculty «Transport Systems», ISTU.
Phone: +7 (9500) 57-33-73.
E-mail: [email protected]
Ivanov Pavel Yurievich
Irkutsk State Transport University (ISTU).
15, Chernyshevsky st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Associate Professor the Subdepartment of «Electric rolling stock», ISTU.
Phone: +7 (9500) 65-21-77.
E-mail: [email protected]
Ivanov Vladimir Nikolaevich
Irkutsk State Transport University (ISTU).
15, Chernyshevsky st., Irkutsk, 664074, the Russian Federation.
Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Associate Professor the Subdepartment of «Electric rolling stock», ISTU.
Phone: +7 (9149) 17-63-10.
E-mail : v.n.ivanov40161 @yandex.ru
Железнодорожный путь, й^гсканйЩи проектирование железных дорог
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Шестакова, В. Д. К вопросу повышения надежности и долговечности тяговых электродвигателей тепловозов / В. Д. Шестакова, П. Ю. Иванов, В. Н. Иванов. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2021. - № 1 (45). - С. 95 - 104.
Shestakova V. D., Ivanov P. Yu., Ivanov V. N. On the issue of improving the reliability and durability of traction electric motors of diesel locomotives. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 1 (45), pp. 95 - 104 (In Russian).
УДК 625.1
В. В. Романенко, А. Б. Невзорова
Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ), г. Гомель, Республика Беларусь
ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КРИВЫХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ДЛЯ ИХ ПАСПОРТИЗАЦИИ
Аннотация. Особое внимание на Белорусской железной дороге (БЖД) занимают вопросы эксплуатации криволинейных участков пути, так как в рамках решения задачи повышения скоростей движения поездов одним из существенных препятствий изменения скоростного режима является несоответствие фактического положения кривой проектной документации. Применяемые на дороге автоматизированные системы мобильных диагностических средств в полной мере позволяют оценить фактические параметры кривых, которые могут составлять основу для моделирования искомых положений кривых с целью их паспортизации. С этой целью ежегодно издаются различные приказы и распоряжения на БЖД, устанавливающие основные параметры кривых в плане и по уровню, а также объемы работ по переустройству (реконструкции) кривых с целью приведения их к проектной документации. В введенной на БЖД Методике по оценке фактических параметров устройства кривых участков пути приводятся общие положения по регламенту, определяющему порядок выполнения действия при проведении качественной и количественной оценок показателей геометрии рельсовой колеи. В зависимости от установленных фактических параметров предполагается присвоение кривой определенного статуса, который устанавливает порядок ее дальнейшей эксплуатации в зависимости от степени расстройства фактических параметров относительно проектных. Проведенный параметрический анализ данной Методики позволил обобщить результаты структурного, функционального и информационного анализов порядка оценки уровня расстройства кривых с присвоением им соответствующего статуса и величины показателей, определяющих степень расстройства. Исследование параметров криволинейных участков позволило выявить расхождения в качественной и количественной оценках одних и тех же участков пути, а также предположить необходимость комплексной оценки фактических и проектных параметров геометрии рельсовой колеи.
Ключевые слова: методика, рельсовая колея, криволинейный участок пути, степень расстройства, статус кривой.
Viktoriya V. Romanenko, Alla B. Nevzorova
Belarusian State University of Transport (BelSUT), Gomel, Republic of Belarus
ASSESSMENT OF TECHNICAL CONDITION OF CURVED SECTIONS RAILWAYS
FOR THEIR PASSPORTIZATION
Abstract. Special attention on the Belarusian Railway is paid to the issues of operation of curved-linear sections of the track, since in the framework of solving the problem of increasing train speeds; one of the significant obstacles to changing the speed regime is the discrepancy between the actual position of the curve of the project documentation. The automated systems of mobile diagnostic tools used on the road fully allow us to evaluate the actual parameters of the curves, which can form the basis for modeling the desired positions of the curves for the purpose of their certification. For this purpose, various orders and orders are drawn up annually, which set the main parameters of the curves in the plan and level, as well as the volume of work on the reconstruction (modernization) of the curves in order to bring them to the project documentation. In the Methodology introduced at the Belarusian Railways for evaluating the actual parameters of the installation of curves of track sections, general provisions given for the regulations that determine the procedure for performing actions when performing qualitative and quantitative assessments of the parameters of the geometry of the rail track. Depending on the state of the actual parameters, it is assumed that the curve will be assigned a certain status, which determines the order of its further operation, and depending on the ratio of the actual parameters relative to the design parameters, the degree of violation. The parametric analysis of this technique allowed us to