Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО СРЕДИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО СРЕДИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / студент / преподаватель / мотивация / анкетирование / трудности / успеваемость / foreign language / student / teacher / motivation / survey / difficulties / performance

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Надежда Геннадьевна Пирогова, Григорий Александрович Рожков

Большинство преподавателей иностранного языка сходятся во мнении о том, что потенциал к обучению у студентов возрастает, когда они положительно относятся к изучению языка и имеют высокий уровень мотивации. Исследования, посвященные установлению взаимосвязи между положительным отношением и успешным овладением иностранным языком, подтверждают эту идею. Тем не менее необходимо понять, что на эту корреляцию влияет ряд факторов, включая многие сложные социальные и психологические характеристики поведения. В статье рассматриваются вопросы, связанные с отношением и мотивацией к изучению иностранного языка. Подробно описывается реализованный проект, в ходе которого исследовались факторы, влияющие на мотивацию, и оценивалось влияние использования специальных приемов, материалов и заданий для формирования положительного отношения к изучению языка. В основе проекта лежит «исследование в действии», представляющее собой полезный метод с четкими этапами, которые позволяют преподавателю определять, исследовать и использовать приемы обучения, а также анализировать результаты и составлять рекомендации с целью совершенствования приемов обучения и образовательного процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Надежда Геннадьевна Пирогова, Григорий Александрович Рожков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INREASING STUDENTS’ MOTIVATION FOR STUDYING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY

Most English language teachers support the opinion that the students’ learning potential increases, when they are positive about studying a language and are highly motivated. The research into the connection between positive attitude and successful second language acquisition confirms this idea. However, it is important to understand that this correlation is influenced by a variety of factors including complex social and psychological aspects of behaviour. The paper looks at the issues related to attitude to and motivation for learning a foreign language. It describes in detail the implemented project that studied the factors that have an influence on motivation and assessed the impact of using special strategies, materials and assignments on developing a positive attitude to language learning. The project is based on action research, which is a useful method with clear stages that allow a teacher to identify, research and apply teaching strategies as well as to analyze results and make recommendations in order to improve these strategies and educational process as a whole.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО СРЕДИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 372.881.111.1 DOI: https:/Ш.org/10Л7673/vsgtu-pps.20233.3

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО СРЕДИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

© Н.Г. Пирогова, Г.А. Рожков

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет Российская Федерация, 197376, г. Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, 14

Поступила в редакцию 04.09.2023 Окончательный вариант 29.09.2023

■ Для цитирования: Пирогова Н.Г., Рожков Г.А. К вопросу повышения мотивации к изучению английского языка как иностранного среди студентов университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 3. С. 35-48. Э01: 1пНрз:// doi.Org/10.17673/vsgtu-pps.2023.3.3

Аннотация. Большинство преподавателей иностранного языка сходятся во мнении о том, что потенциал к обучению у студентов возрастает, когда они положительно относятся к изучению языка и имеют высокий уровень мотивации. Исследования, посвященные установлению взаимосвязи между положительным отношением и успешным овладением иностранным языком, подтверждают эту идею. Тем не менее необходимо понять, что на эту корреляцию влияет ряд факторов, включая многие сложные социальные и психологические характеристики поведения. В статье рассматриваются вопросы, связанные с отношением и мотивацией к изучению иностранного языка. Подробно описывается реализованный проект, в ходе которого исследовались факторы, влияющие на мотивацию, и оценивалось влияние использования специальных приемов, материалов и заданий для формирования положительного отношения к изучению языка. В основе проекта лежит «исследование в действии», представляющее собой полезный метод с четкими этапами, которые позволяют преподавателю определять, исследовать и использовать приемы обучения, а также анализировать результаты и составлять рекомендации с целью совершенствования приемов обучения и образовательного процесса в целом.

Ключевые слова: иностранный язык, студент, преподаватель, мотивация, анкетирование, трудности, успеваемость.

UDC 372.881.111.1 DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.3.3

ON INREASING STUDENTS' MOTIVATION FOR STUDYING ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE AT UNIVERSITY

© N.G. Pirogova, G.A. Rozhkov

Saint Petersburg State Chemical Pharmaceutical University

14, Professor Popov st., Saint Petersburg, 197376, Russian Federation

Original article submitted 04.09.2023 Revision submitted 29.09.2023

■ For citation: Pirogova N.G., Rozhkov G.A. On increasing students' motivation for studying English as a foreign language at university. Vestnik of Samara State Technical University. Series Psychological and Pedagogical Sciences. 2023; 20(3):35-48. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.3.3

Abstract. Most English language teachers support the opinion that the students' learning potential increases, when they are positive about studying a language and are highly motivated. The research into the connection between positive attitude and successful second language acquisition confirms this idea. However, it is important to understand that this correlation is influenced by a variety of factors including complex social and psychological aspects of behaviour. The paper looks at the issues related to attitude to and motivation for learning a foreign language. It describes in detail the implemented project that studied the factors that have an influence on motivation and assessed the impact of using special strategies, materials and assignments on developing a positive attitude to language learning. The project is based on action research, which is a useful method with clear stages that allow a teacher to identify, research and apply teaching strategies as well as to analyze results and make recommendations in order to improve these strategies and educational process as a whole.

Keywords: foreign language, student, teacher, motivation, survey, difficulties, performance.

Введение

Ряд исследований в области методики преподавания иностранных языков свидетельствуют о том, что способность учащихся к изучению иностранного языка может зависеть от их отношения к данному языку, культуре страны изучаемого языка, социальной ценности изучения иностранного языка, а также отношения студентов к себе как носителям родной культуры [1]. Более того, преподавателям иностранных языков необходимо помнить, что у учащихся в разной степени может быть сформировано как положительное, так и отрицательное отношение к языку. Отрицательное отношение, в свою очередь, может быть скорректировано в случае грамотного методического подхода педагога, которому следует использовать различные материалы и задания, помогающие студентам достичь «понимания и оценки зарубежной культуры» [2, с. 181].

Обзор литературы

Остановимся на вопросах, связанных с отношением к изучению иностранных языков. Г. Браун отмечает, что отношение является когнитивным и аффективным понятием, поскольку связано с мыслями, а также чувствами и эмоциями. Отношение влияет на подход к обучению, что в случае овладения иностранным языком связано с познанием другой культуры, а также непростой задачей освоения неродного языка. Отношение начинает развиваться на раннем этапе изучения языка, и на него влияют многие факторы, включая общение с родителями, сверстниками и другими людьми, имеющими разные социокультурные особенности. Следовательно, отношение является частью «восприятия себя, других, а также культуры, в которой живет человек» [2, с. 180].

Общепринятым является тот факт, что отрицательное отношение к иностранному языку, в основе которого лежат стереотипы и поверхностное восприятие иноязычной культуры, может препятствовать изучению данного языка. И наоборот, положительное отношение к иностранному языку способствует успешному освоению языка. Г. Браун описывает несколько исследований, посвященных влиянию отношения на изучение языка, и приходит к выводу, что «положительное восприятие себя, носителей родного языка, а также изучаемого языка способствует успешному обучению» [2, с. 180]. Когда учащиеся с положительным восприятием языка добиваются успеха в его изучении, их отношение укрепляется, в то время как учащиеся с отрицательным отношением редко добиваются успеха в процессе обучения, а их восприятие иностранного языка может ухудшаться. Поскольку отношение может меняться с опытом, эффективные приемы обучения языку способствуют формированию у учащихся положительного отношения к изучаемому языку.

Далее остановимся на вопросах, связанных с мотивацией. Как отмечает Р. Гарднер, «мотивация представляет собой сочетание усилий и желания достичь цели обучения, а также включает в себя положительное отношение к изучению языка» [3, с. 10]. Исследователи выделяют два вида мотивации -внешнюю и внутреннюю [4]. Студенты обладают внутренней мотивацией, когда они заинтересованы в обучении и его результатах, что способствует

развитию самоопределения. С другой стороны, студенты обладают внешней мотивацией, когда они выполняют действия для достижения целей и в итоге получают вознаграждение. Что бы ни мотивировало учащихся, важную роль играет положительное отношение к изучаемому языку.

Исследователи выделяют два взаимосвязанных типа мотивации - инструментальную и интегративную [5]. Учащиеся, обладающие инструментальной мотивацией, изучают язык с целью устройства на работу, чтения литературы по специальности или же обучения в стране изучаемого языка. Интегративная мотивация характерна для студентов, которые «хотят приобщиться к иноязычной культуре и поддерживать межкультурную коммуникацию» [2, с. 162].

Мотивация является «ключевым компонентом модели обучения языку» [6, с. 158]. Ввиду того, что мотивация играет важную роль в изучении иностранного языка, большой интерес представляет создание мотивационной модели, которая может помочь разработать методические приемы для повышения эффективности обучения языку. Отмечается, что поскольку овладение языком является динамичным и контекстуализированным процессом, использование анкетирования не может быть единственным методом сбора данных о мотивации учащихся. Анкетирование должно быть дополнено наблюдением и интервью для того, чтобы получить «социолингвистические данные и информацию о каждом учащемся» [6, с. 157].

Другие исследования, посвященные взаимосвязи между положительным отношением и успешным изучением языка, свидетельствуют о том, что мотивированные учащиеся имеют большую уверенность в изучении языка, и это приводит к большему желанию общаться [7]. Исследователи также подчеркивают наличие корреляции между инструментальной мотивацией и теорией самоопределения, которая описывает потребности студентов в знаниях, социальных контактах и автономии [8]. Несмотря на противоположные взгляды исследователей на доминирующую роль инструментальной или интегративной мотивации, оба ее типа способствуют успешному изучению языка [1, 2]. Как отмечает Г. Браун, «студенты, изучающие иностранный язык, получают преимущества от положительного отношения к языку, в то время как отрицательное отношение приводит к снижению мотивации и, как правило, ввиду недостаточного общения к неудачам в овладении языком» [2, с. 181].

Материалы и методы

Остановимся подробнее на проекте, в основе которого лежит исследование в действии (практическое исследование). В данном виде исследования преподаватель критически оценивает свое преподавание, определяет трудности в обучении и подбирает методы для их преодоления. Основные этапы включают в себя определение проблемы на занятиях, сбор данных и анализ проблемы, поиск ее возможного решения, разработку и внедрение плана по улучшению процесса обучения и отчет об итоговых результатах [9]. Исследование в действии является продуктивным, «поскольку преподаватели регулярно тесно взаимодействуют со студентами и их уникальный опыт может внести важный вклад в обучение» [10, с. 212]. Кроме повышения качества процесса обучения, исследование в действии способствует повышению квалификации преподавателей иностранного языка.

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 32 студента бакалавриата 2-го курса направления «Химическая технология», изучающие английский язык на базе Научно-образовательного центра иностранных языков и межкультурной коммуникации СПХФУ Студенты владели английским языком на среднем уровне по результатам входного тестирования.

При первом знакомстве с преподавателем иностранного языка студентам было предложено объяснить, почему они хотели бы изучать английский язык. В ходе беседы преподаватель отмечал у себя ответы учащихся. Данный этап исследования проводился на второй неделе сентября 2022 г. Исследование в действии в целом длилось 16 недель - с сентября по декабрь 2022 г.

Студенты указали различные причины изучения английского языка, в том числе возможность в дальнейшем найти хорошо оплачиваемую работу. Некоторые студенты упомянули, что им нравилось изучать язык со школы. Другие связали изучение языка с общекультурным развитием. Лишь несколько студентов высказали отрицательное отношение к изучению английского языка, считая его пустой тратой времени.

Полученные ответы помогли преподавателю выявить различные факторы внешней и внутренней мотивации к изучению английского языка, а также отрицательное отношение к изучению языка со стороны нескольких студентов.

С учетом результатов опроса студентам было предложено пройти анкетирование на третьей неделе сентября 2022 г. Анкетирование включало три вопроса открытого типа, которые были направлены на установление отношения к изучению языка и мотивации:

1. Почему Вы хотели бы изучать английский язык?

2. Опишите интересный опыт, когда Вам приходилось использовать английский или выступать в качестве слушателя.

3. Какой опыт изучения английского у Вас был в прошлом? Как Вы его оцениваете? Что Вам нравилось и не нравилось в этом опыте?

Для анализа данных, полученных в результате анкетирования, ответы были разделены на категории. Поскольку анкетирование предполагало открытый тип ответов, студенты давали несколько ответов на каждый из вопросов или утверждений, что объясняет то, что общее количество ответов превышает количество участников опроса (32 студента). Студенты давали подробные ответы, отмечая несколько важных аспектов по каждому из вопросов.

В табл. 1 представлены различные причины, по которым студенты изучают язык, и продемонстрирована комбинация инструментальной (устройство на работу) и интегративной (знакомство с иноязычной культурой, общение с иностранцами) мотивации. Студенты, которые изучают язык с целью туризма/путешествий, обладают обоими типами мотивации, поскольку туризм может быть связан с дальнейшим трудоустройством, а путешествия предполагают общение с представителями другой культуры.

Студенты описали как положительный, так и отрицательный опыт понимания и использования английского языка, как представлено в табл. 2. Большинство ответов свидетельствуют о желании учащихся общаться с иностранцами. Студенты были либо довольны своим умением общаться с носителями языка, в одном случае, или же недовольны неспособностью поддерживать

коммуникацию в реальных ситуациях общения, в другом. Это интересные результаты, поскольку показывают важность интегративной мотивации. Следует подчеркнуть, что многие студенты отметили трудности в общении на английском. Это свидетельствует о сложности говорения на английском языке, а преподавателю говорит о необходимости уделять больше внимания развитию у учащихся умения в говорении, поскольку оно влияет на мотивацию к изучению языка.

Таблица 1

Ответы студентов на вопрос «Why do you want to study English?»

Answer Category Number of Answers

I enjoy English 15

Because English is a worldwide language 13

To learn about the target culture 11

Find a good job 16

For tourism/travel purposes 9

Communicate with foreigners easily 7

Speaking a foreign language is prestigious 12

Have to learn 3

Таблица 2 Ответы студентов на вопрос «Describe an interesting experience you've had in which you needed to use or understand English»

Answer Category Number of Answers

Unable to communicate with foreigners 13

Spoke with foreigners/became friends 15

Difficulty in listening and/or speaking 8

Using the language incorrectly 10

Ответы в табл. 3 отражают то, что студентам нравилось или не нравилось в их опыте изучения английского языка. Большинство респондентов ответили, что им просто нравится изучать английский, в то время как некоторые отметили такие отрицательные аспекты, как сложность уроков английского языка в школе. Кроме этого, несколько студентов в качестве отрицательного фактора выделили общую сложность английского языка, в первую очередь говорение и аудирование на иностранном языке.

Некоторые студенты отметили положительное и мотивирующее влияние преподавателей на изучение ими английского языка. Тем не менее некоторые студенты отметили недостаточно высокий уровень владения английским

языком учителей в школе. Это является важным фактором, поскольку именно положительное отношение к преподавателю помогает учащимся осваивать иностранный язык и воспринимать учителя как «источник знаний» [11, с. 23]. Несколько учащихся продемонстрировали отрицательное отношение к изучению английского языка в качестве иностранного.

Таблица 3

Ответы студентов на вопрос «What did you like or dislike about English learning experiences in the past?»

Answer Category Number of Answers

Enjoyed studying English 14

Lessons too difficult in English 9

Secondary school teachers were not very good at English 7

Teacher gave courage and inspiration 10

Being unsuccessful in the foreign language 5

Getting inadequate input / not learning English properly 4

The negative effect of the assignments (difficult tasks) 6

Experiencing difficulties in understanding English 3

Difficulty in speaking and listening 3

В целом анкетирование с открытыми вопросами показало, что студенты за редким исключением обладали мотивацией к изучению английского языка. Тем не менее на мотивации отрицательно сказывался такой фактор, как сложность занятий и предложенных заданий, особенно на развитие умений в говорении и аудировании.

В середине семестра, в октябре 2022 г., студентам было предложено пройти промежуточное тестирование с целью определения того, насколько успешно они освоили материал. Задания включали в себя вопросы с ответами «верно/ неверно», задания на множественный выбор, задания с открытыми вариантами ответов. Тестирование проходили 32 студента-бакалавра. Количество студентов, которые успешно прошли тестирование и получили балл выше 60 (из 100), составило 28 человек.

По результатам проведенного анкетирования и тестирования была разработана методика для формирования более положительного отношения к изучению английского языка, улучшения успеваемости студентов по дисциплине «Иностранный язык» и повышения мотивации учащихся. Были разработаны и внедрены в программу обучения новые приемы и задания для повышения мотивации студентов. Далее в статье представлены использованные приемы и задания и объясняется рациональность их применения.

Как было отмечено выше, некоторые студенты испытывали трудности при изучении английского, особенно в говорении, а также имели отрицательное отношение к языку несмотря на то, что обладали в некоторой степени инструментальной и интегративной мотивацией. Зарубежные исследователи

выступают за «тщательное обучение» (rigorous learning), в основе которого лежит программа, отличающаяся комплексностью и эмоциональной вовлеченностью студентов [12]. Вместо упрощения стандартов обучения авторы предлагают преподавателям использование сложных текстов, тем и идей. Исследование показывает, что учащиеся откликаются на усложненную программу обучения, особенно если она сочетается с эффективными приемами обучения и благоприятной атмосферой на занятиях.

На последующих занятиях использовались материалы, включая аутентичные тексты, которые были интересными по тематике и способствовали формированию фонетического, лексического, грамматического навыков, а также развитию умений в рецептивных (чтении и аудировании) и продуктивных (говорении и письме) видах речевой деятельности. Регулярные задания для самостоятельной работы способствовали тому, что учащиеся приходили на занятия со своими материалами на английском языке и были готовы к их обсуждению.

На занятиях также использовались ролевые игры как элемент кинестетического обучения, в которых студенты с удовольствием принимали участие.

Следует отметить, что использование литературы непосредственно связано с «тщательным обучением». Студенты увлекаются, поскольку интересное содержание книг создает множество возможностей для развития навыков мышления. Исследование подтверждает, что включение литературы для чтения позволяет использовать «силу языка для полноценной мыслительной деятельности» [13, с. 232]. Согласно исследованию, книги наполнены интересными диалогами и создают «оптимальные условия для усвоения языка», а рассказы «позволяют учащимся познакомиться c разнообразными культурами», часто полностью погружая их «в волнующие вещи», как когнитивно, так и эмоционально [13, с. 207].

Более того, экспозиции, тематика, главные герои в произведениях для чтения служат основой разнообразных мотивирующих заданий для развития умений в четырех видах речевой деятельности. Задания на предтекстовом этапе помогают учащимся сформировать языковые модели. В процессе чтения студенты развивают навыки чтения посредством применения интерактивных приемов работы с лексикой, например контекстуальной догадки.

Для работы с литературой была использована трехмерная модель грамотности, предложенная Дурантом и Грином [14]. Модель включает в себя три компонента: функциональный (что необходимо для работы языковой системы), культурный (признание роли культуры и истории) и критический (признание важности грамотности). Эти три компонента трехмерной модели обучения подчеркивают, что преподавание должно быть комплексным.

Важным фактором для обучения является сплоченность, достигаемая за счет доброжелательной атмосферы на занятиях, в которых учащиеся активно участвуют и берут ответственность за свое обучение [15]. Для достижения данной цели преподавателю необходимо предлагать студентам коммуникативные задания на релевантные для них темы. Студенты получали похвалу в случае их активного участия в дискуссиях на занятиях, а чувство юмора сделало изучение языка более приятным и снижало напряжение.

В конце осеннего семестра студентам было предложено пройти анкетирование с тем, чтобы определить, насколько новая программа повлияла на их

отношение и мотивацию к изучению английского языка. Как и в начале семестра, в анкетировании приняли участие 32 обучающихся. В основу опроса легла адаптированная шкала Ликерта [16, с. 295]. Студентам было предложено определить степень согласия или несогласия с определенными утверждениями по шкале от 1 (не согласен) до 5 (согласен). Анкета состояла из двух частей и включала в себя утверждения, связанные с отношением учащихся, во-первых, к изучению и использованию английского языка, и во-вторых, к содержанию курса (включая инструкции, материалы, задания, оценивание, атмосферу на занятиях). Для анализа данных опроса, ответы с высокими баллами (4 и 5) и ответы с низкими баллами (1 и 2) по шкале были объединены, как представлено в табл. 4.

Полученные результаты первой части анкеты показали в целом положительное отношение студентов к изучению и использованию английского языка, что свидетельствует о хорошей динамике в обучении с введением новой программы. Например, 98 % респондентов отметили, что им нравится изучать английский язык, при этом 85 % учащихся уверены в этом. Три утверждения показали высокий уровень интегративной мотивации: в утверждении № 2 89 % студентов полагают, что английский необходим им для общения с другими людьми; в утверждении № 3 92 % студентов отмечают, что изучение английского языка помогает им познавать другие культуры; а в утверждении № 4 82 % учащихся подчеркнули, что изучение английского языка важно, поскольку он является языком международного общения.

Три других утверждения продемонстрировали положительную самооценку студентов относительно изучения английского языка. Например, в утверждении № 5 90 % респондентов отметили желание достичь понимания языка; в утверждении № 6 83 % учащихся выразили желание хорошо разговаривать на языке; в утверждении № 7 85 % студентов отметили, что регулярно повышают свой уровень владения английским языком.

Наибольшее несогласие в части № 1 анкеты получило утверждение № 10 «I feel comfortable while speaking in the classroom» - 7 % были не согласны с ним, а 13 % высказали нейтральное мнение. В ходе неформальной беседы со студентами, задачей которой было определить причины таких ответов, учащиеся отметили, что в ходе обучения в старшей школе на занятиях по английскому языку мало времени уделялось разговорной практике, а акцент был сделан на грамматику. Следовательно, им не хватало уверенности на занятиях в университете и они неохотно говорили на английском языке, боясь сделать ошибки. Студенты также отметили, что им не хватало словарного запаса для выражения своих идей на иностранном языке.

Вопросы во второй части анкеты касались отношения студентов к содержанию курса английского языка, с которым они работали в течение семестра. Утверждения № 3, 7 и 9 были связаны с проведением занятий преподавателем. Студенты сошлись во мнении, что инструкции были четкими (91 %), время на занятиях было использовано эффективно (89 %), а материал был представлен логично (85 %). Большинство студентов положительно оценили систему оценивания, использованную в курсе. В утверждениях № 8, 10, 12 большинство отметили, что ошибки корректировались и обратная связь была конструктивной (86 %), оценивание покрывало материал, пройденный на занятиях (89 %), и оценивание было справедливым (83 %).

Таблица 4

Мотивация студентов к изучению дисциплины «Иностранный язык»

Instruction-. Read the statements concerning the English language and the course and mark each statement on a scale from disagree (1) to agree (5)

Statements Disagree 1 2 3 4 5 Agree

Part I: Learning and Using English % % % % %

1. I like studying the English language 1 1 13 85

2. I think English is necessary for communication with other people 2 2 7 15 74

3. Studying English helps me to explore more things about various cultures 1 2 5 16 76

4. English should be learnt since it is a wordwide language 3 5 10 17 65

5. I should be good at understanding the English language 1 - 9 20 70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. I should be good at producing this language 3 3 11 23 60

7. I think I am improving my English knowledge on the daily basis 1 2 12 30 55

8. I consider that the content of the English course is efficient in learning (e.g., has interesting and contemporary issues) 2 3 10 20 65

9. The role of the teacher is undeniable in studying 2 2 6 20 70

10. I feel comfortable while speaking in the classroom 4 3 13 30 50

Part II: The English Course Content

1. The content of the course is full of variety and interesting 2 3 11 24 60

2. I find the skills taught in the course useful 3 4 8 21 64

3. The instructions included in the course were clear and contained examples 1 2 6 19 72

4. Learning activities and materials were appropriate and motivating 2 3 10 14 71

5. Cultural background was presented before the activities (i.e., the differences between cultures and also the explanations related to the content are given) 3 3 19 15 60

6. There is a positive classroom environment 1 3 7 14 75

7. The allocation of classroom time is effective 2 1 8 16 73

8. Error correction is made and constructive feedback is given 2 2 10 16 70

9. The delivery of the content is in order 2 3 10 20 65

10. The assessment covered all the aspects that have been done in the classroom 3 3 5 29 60

11. Having many sections in the final test was good as it helped me to understand the level of my knowledge 3 4 8 13 72

12. I got the grades that I deserved 3 2 12 18 65

Для того чтобы оценить динамику успеваемости студентов по дисциплине, студентам было предложено пройти итоговый тест на последней неделе декабря 2022 г. Содержание теста охватывало материал занятий, и общее количество вопросов совпадало с количеством вопросов в промежуточном тесте. Тестирование проходили 32 студента. 81 % студентов успешно справились с тестом и получили «отлично» и «хорошо». 10 % студентов имели результат «удовлетворительно», а 3 % не справились с тестом.

Обсуждение и заключение

Важно отметить, что за семестр студенты не только повысили уровень успеваемости по дисциплине, но и улучшили свое отношение к английскому языку и укрепили мотивацию к его изучению. Они вовремя приходили на занятия и более активно участвовали в работе. Студенты с удовольствием работали в группах и активнее общались, а также давали друг другу обратную связь. Что более важно, студенты начали брать большую ответственность за свое обучение. Данные изменения произошли в результате воздействия ряда факторов, в том числе использования исключительно английского языка на занятиях, методики обучения, ориентированной на студентов, что повысило их уверенность и способствовало автономному обучению.

Отношения и мотивация представляют собой комплекс социальных, культурных и психологических факторов, которые влияют на то, как обучающиеся относятся ко многим жизненным ситуациям, включая их опыт изучения иностранного языка [11, 18]. Опытные преподаватели знают, что студенты с положительным отношением быстрее достигают успехов в изучении английского языка. Когда у студентов сформировано положительное отношение к языку, они более мотивированы и готовы прилагать больше усилий для достижения целей в изучении английского языка [19, 20].

В основе представленного проекта лежат принципы «исследования в действии», которые позволили выявить отношение студентов к английскому языку, внести изменения в языковой курс, проверить эффективность данных изменений, проанализировать полученные результаты. После внедрения «тщательного обучения» в новую программу был отмечен ряд положительных изменений. Преподаватели иностранного языка, которые сталкиваются с отрицательным отношением к изучению английского языка и низким уровнем мотивации, могут провести аналогичное исследование со своими студентами и на практике использовать представленные рекомендации.

Библиографический список

1. Ellis R. The study of second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994. 824 p.

2. Brown H.D. Principles of language learning and teaching. White Plains, NY: Addison Wesley Longman, 2000. 352 p.

3. Gardner R.C. Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation. London: Edward Arnold, 1985. 208 p.

4. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum, 1985. 196 p.

5. Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and motivation in second language learning. Rowley, MA: Newbury House, 1912. 313 p.

6. Spolsky B. Anniversary article: Language motivation revisited. Applied Linguistics. 2000. Vol. 21. No. 2. Pp. 157-169.

7. Yashima T. Willingness to communicate in a second language: The Japanese EFL context. Modern Language Journal. 2002. Vol. 86. No. 1. Pp. 54-66.

8. Noels K.A., Pelletier L.G., Clément R., Vallerand R.J. Why are you learning a second language? Motivational orientations and self-determination theory. Language Learning. 2000. Vol. 50. No. 1. Pp. 57-85.

9. Nunan D. Action research in language education. Teachers develop teachers research: Papers on classroom research and teacher development. London: Heinemann, 1993. Pp. 39-50.

10. Johnson D.M., Chen L. Researchers, teachers, and inquiry. Approaches to research in second language learning. White Plains, NY: Longman, 1992. Pp. 212-250.

11. Krashen S. Second language acquisition and second language learning. Oxford: Pergamon, 1981. 151 p.

12. Strong R.W., Silver H.F., Perini M.J. Teaching what matters most: Standards and strategies for raising student achievement. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2001. 137 p.

13. Richard-Amato P.A. Making it happen: Interaction in the second language classroom: From theory to practice. White Plains, NY: Longman, 1996. 480 p.

14. Durrant C., Green B. Literacy and the new technologies in school education: Meeting the l(IT)eracy challenge? Australian Journal of Language and Literacy. 2000. Vol. 23. No. 2. Pp. 89-108.

15. Anstey M. Literate futures part two: Planning, pedagogy and multiliteracies. Education Views. 2003. Vol. 12. No. 11. Pp. 14-15.

16. Graves K. Designing language courses: A guide for teachers. Boston: Heinle and Heinle, 2000. 308 p.

17. Biswas S. Impact of Academic Motivation on Academic Achievement. University News. A Weekly Journal of Higher Education. 2023. Vol. 61. No. 32. Pp. 13-16.

18. Han K. Fostering Students' Autonomy and Engagement in EFL Classroom Through Proximal Classroom Factors: Autonomy-Supportive Behaviors and Student-Teacher Relationships. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Pp. 11-17.

19. Chen P., Bao C., Gao Q. Proactive personality and academic engagement: the mediating effects of reacher-student relationships and academic self-efficacy. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Pp. 18-24.

20. Wang Y.L., Derakhshan A., Zhang L.J. Researching and practicing positive psychology in second/foreign language learning and teaching: the past, current status and future directions. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Pp. 1-10.

References

1. Ellis R. The study of second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994. 824 p.

2. Brown H.D. Principles of language learning and teaching. White Plains, NY: Addison Wesley Longman, 2000. 352 p.

3. Gardner R.C. Social psychology and second language learning: The role of attitudes and motivation. London: Edward Arnold, 1985. 208 p.

4. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York, NY: Plenum, 1985. 196 p.

5. Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and motivation in second language learning. Rowley, MA: Newbury House, 1972. 313 p.

6. Spolsky B. Anniversary article: Language motivation revisited. Applied Linguistics. 2000. Vol. 21. No. 2. Рр. 157-169.

7. Yashima T. Willingness to communicate in a second language: The Japanese EFL context. Modern Language Journal. 2002. Vol. 86. No. 1. Рр. 54-66.

8. Noels K.A., Pelletier L.G., Clément R., Vallerand R.J. Why are you learning a second language? Motivational orientations and self-determination theory. Language Learning. 2000. Vol. 50. No. 1. Рр. 57-85.

9. Nunan D. Action research in language education. Teachers develop teachers research: Papers on classroom research and teacher development. London: Heinemann, 1993. Рр. 39-50.

10. Johnson D.M., Chen L. Researchers, teachers, and inquiry. Approaches to research in second language learning. White Plains, NY: Longman, 1992. Рр. 212-250.

11. Krashen S. Second language acquisition and second language learning. Oxford: Pergamon, 1981. 151 p.

12. Strong R.W., Silver H.F., Perini M.J. Teaching what matters most: Standards and strategies for raising student achievement. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 2001. 137 p.

13. Richard-Amato P.A. Making it happen: Interaction in the second language classroom: From theory to practice. White Plains, NY: Longman, 1996. 480 p.

14. Durrant C., Green B. Literacy and the new technologies in school education: Meeting the l(IT)eracy challenge? Australian Journal of Language and Literacy. 2000. Vol. 23. No. 2. Рр. 89-108.

15. Anstey M. Literate futures part two: Planning, pedagogy and multiliteracies. Education Views. 2003. Vol. 12. No. 11. Рр. 14-15.

16. Graves K. Designing language courses: A guide for teachers. Boston: Heinle and Heinle, 2000. 308 p.

17. Biswas S. Impact of Academic Motivation on Academic Achievement. University News. A Weekly Journal of Higher Education. 2023. Vol. 61. No. 32. Рр. 13-16.

18. Han K. Fostering Students' Autonomy and Engagement in EFL Classroom Through Proximal Classroom Factors: Autonomy-Supportive Behaviors and Student-Teacher Relationships. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Рр. 11-17.

19. Chen P., Bao C., Gao Q. Proactive personality and academic engagement: the mediating effects of reacher-student relationships and academic self-efficacy. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Рр. 18-24.

20. Wang Y.L., Derakhshan A., Zhang L.J. Researching and practicing positive psychology in second/foreign language learning and teaching: the past, current status and future directions. Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Рр. 1-10.

Информация об авторах

Надежда Геннадьевна Пирогова, кандидат педагогических наук, доцент, Научно-образовательный центр иностранных языков и межкультурной коммуникации, E-mail: pirogova.nadezhda@pharminnotech.com

Григорий Александрович Рожков, кандидат педагогических наук, доцент, директор Научно-образовательного центра иностранных языков и межкультурной коммуникации, E-mail: grigory.rozhkov@pharminnotech.com

Information about the authors

Nadezhda G. Pirogova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor in Scientific and Educational Center of Foreign Languages and Intercultural Communication, E-mail: pirogova.nadezhda@pharminnotech.com

Grigoriy A. Rozhkov, Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Director in Scientific and Educational Center for Foreign Languages and Intercultural Communication, E-mail: grigory.rozhkov@pharminnotech.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.