Научная статья на тему 'К вопросу повышения эффективности управления энергосбережением на промышленных предприятиях'

К вопросу повышения эффективности управления энергосбережением на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОМЕНЕДЖЕР / ENERGY MANAGER / УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ / ENERGY MANAGEMENT / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ENERGY-SAVING MEASURES / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко Сергей Михайлович, Дёмин Андрей Александрович

Рассматриваются основные задачи и функции энергоменеджера в структуре промышленного пред приятия и трудности, возникающие в процессе его работы. Сформулированы предложения по повыше нию эффективности работы энергоменеджера и управления энергосбережением на предприятии: совер шенствование организационной структуры управления энергосбережением и использование процессного подхода для оптимизации основных процессов энергосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of energy management’s effectiveness increasing at industrial enterprises

Basic assignments and functions of an energy manager in an enterprise structure are tied to some difficulties. The authors redact proposals concerning increasing of energy manager’s work effectiveness and energy management by and large, such as improvement of organizational energy-saving management structure and applying of a process approach to key stages of energy savings optimizing.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения эффективности управления энергосбережением на промышленных предприятиях»



УДК 620.9:351.711

К вопросу повышения эффективности управления энергосбережением на промышленных

предприятиях

С. М. Карпенко,

Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, кандидат технических наук, доцент А. А. Дёмин,

ООО «<НПП «Нефтехимия», СИБУР Холдинг, энергоменеджер

Рассматриваются основные задачи и функции энергоменеджера в структуре промышленного предприятия и трудности, возникающие в процессе его работы. Сформулированы предложения по повышению эффективности работы энергоменеджера и управления энергосбережением на предприятии: совершенствование организационной структуры управления энергосбережением и использование процессного подхода для оптимизации основных процессов энергосбережения.

Ключевые слова: энергоменеджер, управление энергосбережением, энергосберегающие мероприятия, бизнес-процессы.

При внедрении на промышленном предприятии энергоменеджмента схема управления предприятием претерпевает изменения. При традиционной схеме управления задачи энергосбережения находятся в сфере компетенции отдела главного энергетика. При введении должности энергоменеджера возникают новые функциональные связи взаимодействия со службами предприятия, ему также делегируются новые функции по управлению энергопотреблением и энергосбережением. Энергоменеджер выполняет как задачи, которые ранее выполнял отдел главного энергетика, так и вновь сформулированные.

Материал статьи разработан на примере системы энергоменеджмента предприятий ОАО «Сибур Холдинг», одного из наиболее эффективных в России промышленных холдингов, с целью уточнения роли энергоменеджера в структуре предприятия, основных проблем, с которыми он сталкивается в своей работе, и формулирования предложений по повышению эффективности его деятельности и организации энергосбережения на предприятии.

Примерная схема взаимодействия энергоменеджера со службами предприятия, функционирующего в рамках холдинга, приведена на рис. 1.

Основными функциями энергоменеджера являются:

- обоснование, выбор, планирование и согласование энергосберегающих мероприятий (ЭСМ);

- организация энергетических обследований и участие в них;

- планирование, согласование и контроль текущего финансирования;

- участие в технологическом переоснащении предприятия по вопросам энергоэффективности;

- организация работ по реализации ЭСМ;

- контроль выполнения ЭСМ, экономии и энергопотребления;

- отчётность перед руководством (холдинга, предприятия).

Деятельность энергоменеджера должна быть направлена на согласование и исполнение мероприятий, их обоснование, выбор и организацию. Большое значение в управлении энергосбережением имеют контроль выполнения мероприятий, мониторинг и информационное обеспечение энергосбережения. Важным вопросом является создание единого информационного пространства для повышения эффективности управления энергосбережением.

Энергоменеджер в своей работе сталкивается с рядом проблем.

1. Недостаточный уровень информатизации и автоматизации (согласование, планирование, отчётность, верификация и т. д.).

Процессы энергосбережения затрагивают самые разные уровни предприятия - от корпоративных центров компетенции до людей, ответственных за реализацию ЭСМ. Процессы энергосбережения, как правило, автоматизированы на разных уровнях. В случае недостаточной автоматизации энергоменеджеру приходится разрабатывать и передавать файлы в разных форматах или на бумажном носителе. Часто показатели процесса и форматы результатов процессов (планирование, отчётность), используемые на разных уровнях, отличаются, хотя исходят из одних и тех же данных. Значительную часть рабочего времени энергоменеджера занимает подготовка различного вида отчётности: государственной, корпоративной, отчётов по целевым запросам, ресурсам и т. д., то есть переоформление одних и тех же данных в новые форматы.

Для повышения эффективности управления энергосбережением желательно создание единого стандарта автоматизации по аналогии с бухгалтерской программой 1С, универсального и применимого на любом

согласование программы * отчётность о выполнении

иЗ

Рис. 1. Схема взаимодействия энергоменеджера со службами предприятия, функционирующего в рамках холдинга

ю^Щщ м а ки а мсу РмШ а и а ЕЖ м ; i И ми га ; i м a ws5 s g м м м i i В ;.шша

предприятии, понятного госструктурам и позволяющего загружать информацию в удобном формате для всех участников процесса энергосбережения. Стандарт должен быть понятен и удобен для тех, кто вносит данные в программу, а также для тех, кто согласовывает и контролирует реализацию проектов. Должна присутствовать возможность просмотра открытых данных для всех участников процессов энергосбережения с помощью веб-интерфейса. Подобный стандарт автоматизации позволит эффективно наращивать дополнительный функционал, организовывать мероприятия по обмену опытом, такие как тренинги, практики, форумы и т. д.

Весомых успехов в этом вопросе добилась компания «Прогноз» (www.prognoz.ru), разработавшая продукты для СИБУР Холдинга: платформу ИСМЭМ (Информационная система мероприятий энергоменеджмента), имеющую меньшие возможности планирования и отчётности по линии «энергоменеджер -инженерный центр энергосбережения (ИЦЭС)», но с корректно работающим функционалом; и платформу ИАС СОВА, внедряющуюся в настоящее время и имеющую расширенную функциональность, где задействованы планово-экономические структуры всех уровней.

Автоматизация процессов энергоменеджмента должна распространяться также на производственный блок, чтобы сотрудники ключевого персонала, от действий которого непосредственно зависит энергопотребление, могли видеть результаты своих усилий по экономии энергоресурсов (в этом случае необходима интеграция с системами АСТУЭР, АСУ ТП и/или MES).

Отчёты для государственных структур целесообразно формировать с помощью данных платформ в установленных форматах, утверждённых нормативными документами, например, в формате Мосстата.

2. Нечёткое определение круга выполняемых задач, зоны ответственности, полномочий и ресурсов энергоменеджера в структуре управления предприятия.

От энергоменеджера требуется, чтобы он полностью отвечал за разработку ЭСМ, а также принимал участие в их реализации. Между тем, энергоменеджер имеет ограниченные временные и физические ресурсы, а также специальные профессиональные знания, не распространяющиеся на все существующие на производстве специальности.

На определённой стадии разработки энергоменеджер должен передать проект ответственному за его реализацию и далее требовать исполнения. Момент передачи должен быть документально зафиксирован, иначе организовать процесс контроля выполнения ЭСМ ответственными лицами и службами будет затруднительно.

У руководства предприятия и ИЦЭС есть понимание того, что задачи энергоменеджера - работа на перспективу, изыскание новых энергосберегающих мероприятий, организация, информирование и мотивация персонала, координация действий и т. д. Однако в практической деятельности энергоменеджеру чаще приходится заниматься текущими проблемами.

Для технологов или специалистов по эксплуатации энергосбережение не является первоочередной задачей. У профильных направлений есть обязанности, которые необходимы для надежного функционирования производства. Зачастую энергосберегающее мероприятие влияет только на снижение потребления энергоресурса и, более того, несёт в себе риски снижения надёжности, связанные с перестройкой налаженного процесса, дополнительным обучением персонала и т. д. Сотрудники, занимающиеся эксплуатацией либо технологическим процессом, хорошо знают своё оборудование и процессы и не заинтересованы что-либо менять без видимой необходимости. Производственные процессы осуществляются по рассчитанному и утверждённому проекту, в котором выбрано оборудование, рассчитаны технологические карты, разработаны инструкции по эксплуатации. Внедрение энергосберегающих проектов подразумевает пересмотр этих документов. Налицо расхождение интересов энергоменеджера и других служб, которое, как правило, не способствует эффективной организации энергосбережения.

Для понимания и повышения роли энергоменеджера в управлении предприятием можно предложить следующее:

1. Придать энергоменеджеру статус начальника управления. Обозначить чёткую грань ответственности по продвижению ЭСМ и ответственности исполняющего подразделения. Как только утверждена программа энергосбережения, в которой назначается ответственный за реализацию, энергоменеджер должен лишь контролировать процесс и иметь возможность управлять им с помощью понятной системы мотивации как поощряющего, так и фискального характера. В настоящее время энергоменеджер имеет статус специалиста, что означает соответствующий уровень заработной платы, отсутствие на совещаниях определенного уровня и т. д. Возможности воздействия на главных специалистов у энергоменеджера практически нет.

2. Создать отдел энергоменеджмента, включающий 2-3 специалиста, который будет вести все энергосберегающие проекты и отвечать за эксплуатацию и согласование с главными специалистами. В этом случае выполнение всех процессов будет находиться в одних руках, и легко обозначить границы ответственности. За проект отвечает ОЭМ, а после принятия в эксплуатацию - тот, кто его принял. Профильные специалисты отдела со временем будут обучаться специализации по энергоменеджменту, развивая свои компетенции в смежных областях: энергоэффективности в электроэнергетике, теплотехнике, технологических процессах. Данный подход к развитию образования в области энергоменеджмента можно считать инновационным, не предусмотренным даже в стандарте ИСО 50001.

Необходимо учитывать, что задачи, стоящие перед энергоменеджерами, постоянно усложняются. Период быстроокупаемых, малозатратных и низкотехнологичных мероприятий быстро заканчивается, а более сложные и трудозатратные в продвижении мероприятия могут развивать только высококвалифицированные энергоменеджеры.

шнЕРГшРЕтурсшшБЕШштнашшэншвшшэФФЕшаштишЬ 13

Такой подход к подготовке кадров позволяет на постоянной основе наращивать компетенции от технико-экономических обоснований до базы компетентных подрядчиков. Исключается возможность потери наработанных компетенций, осуществляется взаимозаменяемость в случае временного отсутствия сотрудника. При переходе сотрудника ОЭМ в другой отдел знания пригодятся ему в новом отделе для работы на общий успех компании.

Для реализации функций системы энергоменеджмента организации применяют различные методологии управления процессами (рис. 2). Наиболее актуальной в настоящее время является методология реинжиниринга бизнес-процессов.

Для анализа и совершенствования энергетического хозяйства применяются принципы процессного подхода [1-4]. Его использование предусматривает идентификацию процессов энергосбережения в системе биз-

Рис. 2. Методологии управления процессами энергоменеджмента

Рис. 3. Интеграция управления энергосбережением в процессы предприятия

№ 4(58) 2014, июль-август

[email protected]

и

Рис. 4. Схема управления энергосбережением на основе процессного подхода

нес-процессов предприятия. Иными словами, для выявления проблемных мест и повышения эффективности управления энергосбережением предлагается рассмотреть все функции энергоменеджера как отдельные процессы, в которых он участвует, и рассмотреть эти процессы с точки зрения операционных улучшений для оптимальной их реализации.

Бизнес-процессы можно классифицировать следующим образом: основные (т. е. относящиеся к основному виду деятельности), поддерживающие и управленческие. В ходе исполнения поддерживающих бизнес-процессов создаются внутренние продукты, услуги или условия для обеспечения основных бизнес-процессов. Процессы управления направлены на организацию исполнения основных и поддерживающих бизнес-процессов отдельно и в целом. Процессы организации энергосбережения (процессы энергоменеджмента) относятся к поддерживающим и управленческим. Управление энергосбережением интегрировано в общие процессы управления на предприятии (рис. 3).

Схема управления энергосбережением на предприятии на основе процессного подхода приведена на рис. 4.

Процессный подход позволяет регламентировать взаимодействие участников процесса энергосбережения и организации. Важным инструментом является электронная система документооборота, которая внедряется согласно системе процессов и позволяет минимизировать количество действий, направленных на согласование мероприятий (выбор приоритетных мероприятий, согласование плана финансирования, сроков внедрения и т. д.). Данная система реализует различные современные методы управления предприятием и имеет доступ для ознакомления, принятия решений и внесения правок и комментариев в режиме онлайн, документирования и прослеживания состояний исполнения и отчётности, что позволяет консолидировать

процесс энергосбережения в единое информационное пространство.

Одним из вспомогательных процессов, который необходимо исследовать с помощью процессного подхода, является мотивация энергосбережения. Под мотивацией понимается система стимулирования сотрудников предприятия, ответственных за энергопотребление, система мер поощрения и штрафных санкций в зависимости от результатов деятельности в области энергосбережения. В качестве ресурсов данного процесса можно выделить финансовые ресурсы, данные автоматизированной системы контроля и учёта энергопотребления и данные результатов выполнения мероприятий.

В самом процессе мотивации необходимо выработать оптимальные системы премирования для достижения наилучших результатов с учётом стоимости затрат на мотивацию и достигаемого эффекта. Таким образом, она встраивается в процессы формирования плана энергосбережения, координируется с позиции бюджетирования энергосбережения и включается с помощью системы АСТУЭР в процессы предприятия, связанные с энергопотреблением. Для реализации мотивации необходимо разработать соответствующие нормативные акты, внести изменения в систему документооборота и отчётности, наладить систему АСТУЭР для предоставления необходимой информации. Реинжиниринг бизнес-процессов, подразумевающий системное моделирование и реорганизацию материальных, финансовых и информационных потоков, упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, совершенствование процесса мониторинга и управленческого учета, позволит значительно повысить эффективность работы энергоменеджера в частности и организации энергосбережения на предприятии в целом.

Литература

1. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: МЭСИ, 2004. - 116 с.

2. Организация энергосбережения (энергоменеджмент). Решения ЗСМК-НКМК-НТМК-ЕВРАЗ - М., 2010. - 108 с.

3. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 319 с.

4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 288 с.

On the question of energy management's effectiveness increasing at industrial enterprises

S. M. Karpenko,

Moscow Institute of Energy-Safety and Energy-Economy, PhD, associate professor

A. A. Dyomin,

Neftekhimia, SIBUR Holding, energy manager

Basic assignments and functions of an energy manager in an enterprise structure are tied to some difficulties. The authors redact proposals concerning increasing of energy manager's work effectiveness and energy management by and large, such as improvement of organizational energy-saving management structure and applying of a process approach to key stages of energy savings optimizing.

Keywords: energy manager, energy management, energy-saving measures, business processes.

№ 4(58) 2014, июль-август

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.