Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ'

К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
война / борьба / противостояние / ментальность / менталитет / идентичность / русская идея / общество. / war / struggle / confrontation / mentality / mentality / identity / Russian idea / society.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гулевская Наталья Анатольевна, Гулевский Алексей Николаевич

В статье анализируются различные подходы в социальной философии к осмыслению понятия «ментальная война». Авторы приходят к выводу о недопустимости расширения понятия «война», существенным признаком которого является вооруженная борьба. К понятию «ментальная война» следует применять термин борьба, противостояние, противоборство. Авторы приходят к выводу, что объектом в ментальной борьбе является менталитет народа и его ментальные проявления. Ментальная борьба как способ применяется сегодня государствами с целью сократить или не применять вовсе регулярные вооруженные силы. Стратегическая цель в ментальном противостоянии – это нанести поражение глубинным основам когнитивной, гносеологической, психоэмоциональной, поведенческой сферы бытия народа, являющегося противником в войне. Основной объект поражения – это мироощущение, миропонимание, мировосприятие противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF UNDERSTANDING MENTAL WAR

The article analyzes various approaches in social philosophy to understanding the concept of «mental war». The authors conclude that it is unacceptable to expand the concept of «war» because its essential feature is armed struggle. The terms struggle and confrontation should be applied to the concept of «mental war». The authors conclude that the object in mental struggle is the mentality of the people and its mental manifestations. Mental struggle as a way is used today by states in order to reduce or not use regular armed forces at all. The strategic goal in mental confrontation is to defeat the deep foundations of the cognitive, epistemological, psycho-emotional, behavioral sphere of people who are opponents in war. The main object of defeat is the attitude and worldviewof the enemy.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ»

УДК 87.6 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-61-1-134-139

ББК 128

Н.А. Гулевская1, А.Н. Гулевский2

1 Военно-медицинская академия

имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 2Санкт-Петербургский университет МВД России

К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ

В статье анализируются различные подходы в социальной философии к осмыслению понятия «ментальная война». Авторы приходят к выводу о недопустимости расширения понятия «война», существенным признаком которого является вооруженная борьба. К понятию «ментальная война» следует применять термин борьба, противостояние, противоборство. Авторы приходят к выводу, что объектом в ментальной борьбе является менталитет народа и его ментальные проявления. Ментальная борьба как способ применяется сегодня государствами с целью сократить или не применять вовсе регулярные вооруженные силы. Стратегическая цель в ментальном противостоянии - это нанести поражение глубинным основам когнитивной, гносеологической, психоэмоциональной, поведенческой сферы бытия народа, являющегося противником в войне. Основной объект поражения - это мироощущение, миропонимание, мировосприятие противника.

Ключевые слова: война, борьба, противостояние, ментальность, менталитет, идентичность, русская идея, общество.

N.A. Gulevskaya1, A.N. Gulevsky2

Department of Military-Political Work in the Troops (Forces) of the S.M. Kirov Ministry of Defense of the Russian Federation 2St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TO THE ISSUE OF UNDERSTANDING MENTAL WAR

The article analyzes various approaches in social philosophy to understanding the concept of «mental war». The authors conclude that it is unacceptable to expand the concept of «war» because its essential feature is armed struggle. The terms struggle and confrontation should be applied to the concept of «mental war». The authors conclude that the object in mental struggle is the mentality of the people and its mental manifestations. Mental struggle as a way is used today by states in order to reduce or not use regular armed forces at all. The strategic goal in mental confrontation is to defeat the deep foundations of the cognitive, epistemological, psycho-emotional, behavioral sphere of people who are opponents in war. The main object of defeat is the attitude and worldviewof the enemy.

Key words: war, struggle, confrontation, mentality, mentality, identity, Russian idea, society.

«Мы русские, с нами Бог!»

А.В. Суворов

Вся жизнь человечества сопровождается чередованием двух состояний - войны и мира. Иного в истории разных народов мы не наблюдаем, даже при тщательном рассмотрении их жизнедеятельности. Чередование войны и мира, продолжительность этих состояний и иные характеристики зависят от многих факторов и условий. Нам уже известны различные типы войн, они подробно изучены. Деятельность человека носит, безусловно, творческий характер. Это творчество сублимируется

в различные формы и проявления материальной и духовной культуры. Война в этом смысле не исключение. Являясь погруженным в пространство и реальность войны, человек находится в крайнем состоянии, требующем от него максимального упорства, мобилизации усилий, напряжения творческих сил. Это необходимо, во-первых, чтобы просто выжить. Во-вторых, чтобы победить, приблизить мирный период своего существования, заслужить передышку в борьбе за жизнь. Установив мир, человеку кажется, что он обезопасил себя и свое будущее. Но факт наличия побежденного им противника, который не доволен тем, что всему миру было заявлено о его слабости (он проиграл и признал это фактом подписания мирного договора) беспокоит победителя. Выигравший в войне понимает, что рано или поздно проигравший захочет реванша, и к этому нужно быть готовым. Поэтому победитель, существуя формально мирно, по сути, готовится к новой войне, а точнее отодвигает дату ее начала как можно дальше. Таким образом, находясь в пространстве мира или пространстве войны, человек постоянно борется за свое существование, создавая различные формы культуры.

Феномен войны изучается философией достаточно давно [1, с. 66-69; 2, с. 50-57]. Сегодня мы наблюдаем тенденцию к расширению содержания понятия война. Войной сегодня принято называть все существующие формы противостояния, борьбы, противоборства. Любое проявление силы/насилия приравнивается некоторыми авторами к формам войны. По мнению авторов, при дефинировании понятия война следует придерживаться в качестве основного такого признака, как вооруженная борьба, осуществляемая за счет военной силы. Однако следует учитывать и то, что вокруг этой борьбы разворачиваются иные формы противостояния, затрагивающие все сферы деятельности общества. Следует признать, что в современных условиях государства склонны применять в большей степени нелетальные формы борьбы или дополнять ими прямое военное насилие. Эта особенность конфликтов современности порождает неопределенность, отсутствие четких границ понимания сущности того или иного конфликта. Анализ современных конфликтов демонстрирует нам желание участников использовать весь арсенал средств и методов для нанесения стратегического или тактического поражения противнику. Таким образом, мы фиксируем еще такое свойство современных конфликтов, как гибридность. Это качество не отменяет инвариантного существенного свойства войны - продолжение политики средствами вооруженного насилия. Однако сами используемые средства мы вынуждены признать вариативными. Одним из таких средств стало агрессивное воздействие на сознание людей, их психику, поведение, ментальность. Понимание современной войны как гибридной и приводит к трудностям дефинирования этого термина на современном этапе развития философии, военного искусства.

Понятие «ментальная война» было введено в научный и бытовой оборот относительно недавно. Содержание этого понятия сводится к завоеванию сознания противника, навязыванию ему новых смыслов, ценностей, формированию новой парадигмы самоидентификации, к формированию новой идентичности. По сути, целью ментальной войны является порабощение сознания противника, полная «перепрошивка» его сознания, после которой от него самого ничего не остается. [3; 4, с. 19-33]. Ментальная война - это серьезная угроза для любого государства. Классические войны направлены на разрушение инфраструктуры противника, захват его территории, порабощение или уничтожение населения, лишение народа суверенитета. Она сопровождается военными операциями, использованием различных типов вооружений, борьбой на театре военных действий, гибелью людей, истощением ресурсов, видимыми разрушениями, наличием прямых и косвенных потерь. Ментальная война имеет иной характер потерь, связанных в определенном смысле с отложенными результатами.

Если в классической войне мы видим реальные разрушения материального характера, то в ментальной войне разрушения не видны и носят духовный характер. В ментальной войне противник в итоге самонейтрализуется. Основной объект поражения в ментальной войне - это мироощущение, миропонимание, мировосприятие противника. Таким образом, в ментальной войне основной урон наносится мировоззрению, менталитету противника. Восстановить материальные объекты после бомбардировок сложно, но все-таки возможно. А вот метаморфозы мировоззрения оставляют неизгладимый след. Обратимы ли эволюционные процессы мировоззрения народа, запущенные ментальным оружием?

Цель данной статьи в том, чтобы исследовать феномен ментальной войны в контексте современных событий.

В философии тема влияния, воздействия войны на сознание представителей различных наций, отдельных социальных коллективов не является новой. К ней обращались различные исследователи. А.А. Керсновский в своей работе «Философия войны» касается вопроса качеств военного человека, которые имеют два начала - волевое (иррациональное) и умовое (рационалистическое) [5, с. 104]. Воля встречается реже в людях, она может быть развита исключительно посредством воспитания. Ум встречается в людях чаще, поскольку он может быть развит обучением, образованием. Однако воля, волевое начало в человеке, особенно в военном человеке важнее, нежели наличие ума. Ум, облагороженный образованием, представляет собой наличие системы знаний, информацию. Волевое начало в человеке - это его стержень, его идейное ядро, дух, идеология. Именно воля придает уму импульс развития, направление деятельности. Обладая волей, человек направляет свои знания, использует умственные способности или для созидания, или для разрушения. А. А. Керсновский справедливо полагает, что сильная воля - неотъемлемое свойство русского народа. История России не раз являла миру волевых правителей и полководцев. Именно сильная воля, русский характер позволили народу России не просто выжить, а создать мировую державу. Во времена же оскудения полководческой воли, воинского духа мы наблюдаем и всеобщее обнищание духовности народа, ведущее к кризису, разрушению российского государства. Если у военачальника отсутствует воля к победе над врагом, он не сможет привести свою армию к ней. Если полководец не верит в великое будущее своей страны, если у него отсутствует воля схватиться в решающей битве с врагом за процветание своего народа, то знаний его, даже самых выдающихся для того, чтобы одержать победу, не хватит. Воля зарождается в сердце человека. Этический аспект воспитания русского воинства приобретает в этом контексте важнейшее значение. Офицерская честь, достоинство, понятие долга, любовь к Отечеству, верность народу -нравственные ориентиры российского воинства. В суворовском выражении «Мы русские, с нами Бог!» до сих пор наше воинство черпает силу духа [6]. Если к этому добавить высокоорганизованные отношения между офицерским корпусом и рядовыми солдатами, отлично организованный порядок прохождения воинской службы, то мы получаем систему воспитания в армии, способствующую выдвижению сильных характеров, способных побеждать.

В работе А.Е. Снесарева «Философия войны» автор указывает на необходимость присутствия в образовательном процессе государства специальной научной дисциплины, универсальной по своему содержанию, понятной и солдату, и гражданскому человеку. Содержание этой дисциплины должно быть ориентировано на формирование духовной основы мировоззрения подрастающего поколения [7, с. 58]. Государство крайне заинтересовано развивать высокую нравственность у своего народа. Хороший

солдат должен быть нравственным человеком, как и любой другой гражданин. Армии мирного времени в процессе воспитания характера гражданина отводится особая роль. А.А. Снесарев полагает, что через армию в том или ином виде должны проходить все граждане российского государства. Армейская жизнь формирует в человеке характер, самообладание, смелость, готовит к самопожертвованию, прививает любовь к Отечеству. Если наступает время сразиться с врагом, то все, гражданские и военные, в едином порыве готовы к этому, потому что в мирное время им привиты глубокие нравственные начала в понимании долга перед Отечеством. С XIX века войны раздвигают театр военных действий на глубину всех сфер общественной жизни. В строй вынуждены становиться целые народы. И главное, что в этой ситуации поможет победить - это единство, цельность действий. В основе этого единообразия и слаженности в поведении лежит «цельное военное миросозерцание», сложившееся еще в мирное время и принятое как свое народом [8, с. 225-234]. А.Е. Снесарев подтверждает необходимость для каждого государства иметь единую военную доктрину, которая и будет формировать «цельное военное мировоззрение». В военной доктрине отражаются текущие государственные задачи, национальные интересы народа, высокие военные разработки, практические приемы и народные навыки, национальный уклад [8, с. 228].

И.М. Попов, М.М. Хамзатов в работе «Война будущего» исследуют вопрос о применении в современных войнах особой формы насилия - информационно-психологического. Цель психологического насилия на войне - подчинить волю противника. Но заставить его это сделать, не доходя до кровопролития, физического насилия. Это борьба за умы и сердца подчиняемого народа, его личного состава вооруженных сил [9, с. 405]. Арсенал атакующих средств в информационно-психологической борьбе разнообразен: подкуп, слухи, дискредитация, пропаганда, убеждение и т.д. В войсковых подразделениях этим видом деятельности занимаются структуры психологических операций. Их деятельность направлена, как правило, на население и воинские формирования в зоне ведения военных действий. И.М. Попов, М.М. Хамзатов затрагивают еще один аспект ведения современных войн - внедрение в процесс принятия противником решений. Здесь насилие применяется в отношении интеллектуальных возможностей противника. Атаке подвергаются когнитивные, гносеологические способности и процессы. Принятие решения - это акт свободной воли, осуществляющей выбор и использующей механизмы рационального мышления. Быть способным влиять, управлять, внедряться в механизмы принятия решений означает выигрывать в когнитивной борьбе.

Русский философ А.Г. Дугин в своей работе «Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство Земли. Структура русской идентичности» обращает наше внимание на условия трансформации русской идентичности в пространстве и времени. Проявляется русская идентичность в самом ходе русской истории, имеющей вполне конкретный смысл. Мыслитель справедливо отмечает, что потеря ядра русской идентичности приведет и к утрате смысла русской истории [10, с. 431]. А.Г Дугин предлагает нам рассматривать русскую историю не как простую совокупность статичных исторических фактов, а как систему нарративов, в основании которой лежат идеологические коды русской истории. Именно эти идеологические паттерны должны быть положены в основание последующих интерпретаций исторических фактов при создании парадигмы русской идентичности [10, с. 435]. Подобное прочтение истории встречается в работах постмодернистов [11; 12; 13]. А.Г. Дугин справедливо отмечает, что утверждение в России либеральной идеологии после распада Советского Союза является не только ошибочным вариантом для русской истории, но и опасным [10, с. 436]. Разворот от

традиционных, органичных для русской идентичности кодов (евразийство, софиоло-гия, славянофильство, византизм), привел в современных реалиях к интерпретации нашей истории в контексте нарративов, находящихся не просто в оппозиции, а даже в конфликте с исконным, подлинным русским началом. Это и есть ментальная война, война умов. Необходимым средством в противостоянии чуждой русской исторической идентичности либеральной парадигме является полная феноменологическая ревизия исторических реконструкций славянофильства и евразийства. Интерпретация исторических фактов в контексте конъюнктуры сегодняшнего дня приводит к изменению структуры национальной идентичности в пространстве и во времени. Какая структура пространства и времени победит, от того и будет зависеть не только будущее России, но и ее прошлое и будущее. Таким образом, ментальная война - это война не только за умы и сердца русских людей, живущих в настоящее время. Наши враги, используя ментальное оружие, уничтожают наше прошлое, не допуская построения нашего будущего. Президент России Путин В.В. обращает внимание граждан России: «Мы должны помнить и никогда не забывать, и детям нашим наказывать - Россия или будет суверенной, самодостаточной державой, или её вообще не будет» [14].

Следует остановиться на объекте воздействия в ментальном противостоянии. Все исследователи сходятся во мнении, что таким объектом является менталитет, мировоззрение, ментальность. Однако воздействие не носит вооруженного характера. Менталитет представляет собой бессознательные образы, представления, установки, характерные для конкретной социальной общности. Являясь социально-психологическим свойством народа, менталитет устойчив и консервативен. Он является призмой, сквозь которую человек смотрит на мир, причем содержание ментального кода срабатывает непроизвольно. Менталитет создает матрицу смыслообразующих паттернов, сообразуясь с которыми принимает решения человек. Менталитет - это память народа, которая психологически детерминирует образцы поведения. Воздействовать напрямую на менталитет сложно, так как он располагается значительно глубже когнитивноценностной сферы общественного сознания и поведения. Однако состояние менталитета - ментальность - восприимчива к воздействию. Ментальность раскрывается в когнитивной сфере деятельности человека и проявляется через совокупность оценок, предпочтений, взглядов, норм, знаний, верований [15, с. 80-84]. Проявляясь в поведении, поступках людей, ментальность демонстрирует изменчивость, подвижность, динамизм. Именно поэтому воздействие на поверхностный, осознаваемый уровень менталитета - ментальность - направлены атаки нашего противника в ментальной войне. Изменяя нашу ментальность, наши поступки, идентичность в настоящем, противник рассчитывает изменить наше будущее, в котором мы перестанем быть сами собой. И именно это есть его стратегическая цель и задача - чтобы русские перестали существовать как самосознающая общность. В связи с этим необходимо как можно скорее выработать адекватные меры противостояния, цель которых - защитить «ум и сердце» каждого россиянина.

Список литературы

1. Гулевский А.Н., Гулевская Н.А. Анализ теоретических подходов к пониманию войны // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2010. Т. 8. № 9 (69). - С. 66-69.

2. Гулевский А.Н., Гулевская Н.А., Доронин Ю.П. Анализ концепций войны как социального явления в философии // Философия права. 2019. № 4 (91). - С. 50-57.

3. Ильницкий А.М. Ментальная война России. [Электронный ресурс]. URL: https:// vm.ric.mil.ru/Stati/item/336904/.

4. Ильницкий А. М. Ментальная война России // Военная мысль. - 2021. - № 8. -С. 19-33.

5. Керсновский А. А. Философия войны. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. - 208 с.

6. Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: АСТ, 2017. - 320 с.

7. Снесарев А.Е. Философия войны. - М.: Ломоносов, 2013. - 288 с.

8. Снесарев А.Е. Единая военная доктрина // Военное дело. № 8. (72). 1920. -С. 225-234.

9. Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего: концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. - М.: Кучково поле, 2016. - 832 с.

10. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Русский Логос I. Царство Земли. Структура русской идентичности. - М.: Академический проект, 2019. - 461 с.

11. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: A-cad, 1994. - 407 с.

12. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М.: ACT, 2010. - 698 с.

13. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Т. 3. - Киев: Дух и Литера, 1998. - 288 с.

14. Путин В.В. Выступление на съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» 17 декабря 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/online/ news/5593272/?ysclid=lqcfzj7s57245447624.

15. Устинов И. Ю., Кирюшин А. Н. Ментальная война: дефиниционный эскиз в интеграции философии, психологии и военной науки // Вестник ВГУ Серия: Философия. 2023. № 2. - С. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.