Научная статья на тему 'К вопросу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в Московском авиационном институте (МАИ)'

К вопросу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в Московском авиационном институте (МАИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / РЕКЛАМА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ / PUBLIC RELATIONS / ADVERTISING / TEACHING STAFF / STATE EDUCATION STANDARD / MOSCOW AVIATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушваха Хуршуд Неждат Кызы, Тараненко Анна Владимировна

В статье описана специфика подготовки бакалавров и магистров по специальности «Реклама и связи с общественностью» в Московском авиационном институте. Авторы обозначают основные проблемы обучения, среди которых: вопросы приобретения студентами не только практических, но и общих качественных знаний; вовлечение в образовательный процесс теоретиков и ведущих практиков по данному направлению подготовки, что позволит более эффективно осуществлять подготовку специалистов в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушваха Хуршуд Неждат Кызы, Тараненко Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TRAINING BACHELORS AND MASTERS OF DIRECTION “ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS” IN MOSCOW AVIATION INSTITUTE (MAI)

The article describes the specificity of training bachelors and masters of the specialty “Advertising and public relations” in Moscow Aviation Institute. The authors refer to the main training issues, including: students’ mastering of not only practical, but also general qualitative knowledge; involvement in the educational process of theorists and leading practitioners in this educational area, that will allow training experts in this field more efficiently.

Текст научной работы на тему «К вопросу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в Московском авиационном институте (МАИ)»

Кушваха Хуршуд Неждат кызы, Тараненко Анна Владимировна

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ" В МОСКОВСКОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ (МАИ)

В статье описана специфика подготовки бакалавров и магистров по специальности "Реклама и связи с общественностью" в Московском авиационном институте. Авторы обозначают основные проблемы обучения, среди которых: вопросы приобретения студентами не только практических, но и общих качественных знаний; вовлечение в образовательный процесс теоретиков и ведущих практиков по данному направлению подготовки, что позволит более эффективно осуществлять подготовку специалистов в данной сфере. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/3-2/58.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 2. C. 198-200. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2017/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

198

^БЫ 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 2

УДК 378.14

В статье описана специфика подготовки бакалавров и магистров по специальности «Реклама и связи с общественностью» в Московском авиационном институте. Авторы обозначают основные проблемы обучения, среди которых: вопросы приобретения студентами не только практических, но и общих качественных знаний; вовлечение в образовательный процесс теоретиков и ведущих практиков по данному направлению подготовки, что позволит более эффективно осуществлять подготовку специалистов в данной сфере.

Ключевые слова и фразы: связи с общественностью; реклама; преподавательский состав; государственный стандарт образования; Московский авиационный институт.

Кушваха Хуршуд Неждат кызы, к. филол. н. Тараненко Анна Владимировна, к. филол. н., доцент

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) kkhurshud@mail. гы; anatar@yandex. гы

К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» В МОСКОВСКОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ (МАИ)

В современном обществе все более востребованным становится установление и развитие прочных связей с внешней и внутренней средой любой государственной и коммерческой структуры, в связи с чем актуальным выступает решение задач, связанных с управлением информационно-коммуникативными процессами, репутацией, продвижением компании и ее продукта. Подготовка специалистов для сферы PR и рекламы обеспечивает организации квалифицированными кадрами для выполнения вышеперечисленных задач.

Изучение особенностей подготовки PR-специалиста в вузе обосновано современными требованиями к компетенциям выпускников бакалавров и магистров, формируемым в ходе образовательного процесса, который состоит из традиционных методов обучения студентов и современных подходов, продиктованных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения.

Ряд специфических особенностей обучения по направлению «Реклама и связи с общественностью» связан с Государственными образовательными стандартами, которых было три, что позволяет выделить три этапа в развитии и становлении профессии PR-специалиста и специалиста в сфере рекламы.

Первый - «ознакомительный» (1997-1998 гг.) характеризуется тем, что в нашей стране «работодатели и сами работники PR-сферы еще "присматривались" к новой деятельности, не вполне четко представляя, чем должен заниматься PR-специалист» [1, с. 97]. В организациях считали, что раз такая должность есть в западных компаниях, она должна быть и в России. Первый Государственный стандарт появился в 1995 году и получил номер 022000 - «Связи с общественностью», который был перенасыщен журналистскими дисциплинами. В то время вузам пришлось столкнуться с двумя проблемами, а именно: отсутствием подготовленных преподавателей и разработанной методологической базы. Со второй половины 90-х годов XX века стали появляться труды отечественных исследователей, посвященных таким аспектам, как теория и практика связей с общественностью, основы связей с общественностью, история связей с общественностью, работа современной пресс-службы, технологии связей с общественностью, организация и проведения PR-кампаний, PR-тексты и т.д.

Второй стандарт появился в 2000 году, и специальность получила номер - 350400. На данном этапе развития с условным названием «становление PR-деятельности» (1999-2003 гг.) новая специальность появляется во многих российских вузах. Важным шагом на пути развития профессиональной подготовки явилось подписанное постановление министра труда и социального развития РФ от 28 июля 2003 года «О внесении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», тем самым данной специальности придавался официальный статус [1].

В 2011 году был утвержден новый стандарт третьего поколения, в котором были объединены две специальности - реклама и связи с общественностью, и направление получило новое название - 031600 «Реклама и связи с общественностью». В новом стандарте особое внимание уделяется приобретению четко прописанных компетенций и практических навыков. Появились две формы обучения - бакалавриат и магистратура.

Третий стандарт фактически положил начало «профессиональному этапу» направления «Реклама и связи с общественностью», предъявив более высокие профессиональные требования к PR-специалистам, такие как: «опыт разработки PR-стратегии и руководства PR-направлением; четкая постановка целей и приоритетов; знание критериев оценки PR-деятельности; планирование PR-деятельности компании; организация работы по связям с общественностью и средствам массовой информации и т.п.» [Там же, с. 99].

В настоящее время подготовка по направлению «Реклама и связи с общественностью» осуществляется во многих вузах нашей страны, по 25 специализациям.

В 2004 году решением Учебно-методического объединения по образованию в области международных отношений при МГИМО(У)МИД России в Московском авиационном институте (МАИ) была открыта

13.00.00 Педагогические науки

199

кафедра «Связи с общественностью и массовые коммуникации» со специализацией «Пресс-служба в аэрокосмическом комплексе».

В Московском авиационном институте готовят бакалавров и магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью» для аэрокосмической отрасли. На сегодняшний день подготовка осуществляется по следующим формам обучения: бакалавриат (031600 «Реклама и связи с общественностью» по профилю: «Реклама и связи с общественностью в аэрокосмической отрасли» - очная и очно-заочная формы обучения) и магистратура (24.04.04. «Авиастроение» по программе «Связи с общественностью в авиационной сфере» -очная и очно-заочная формы обучения).

Студенты направления осваивают учебные дисциплины, соответствующие специализации: «Пресс-служба в организациях аэрокосмической отрасли», «Актуальные проблемы развития современного аэрокосмического комплекса», «Реклама и связи с общественностью в аэрокосмической отрасли», «Аэрокосмическая отрасль в средствах массовой информации» и др.

Для приобретения практических навыков в вышеперечисленных дисциплинах учащиеся проходят практику в организациях аэрокосмической отрасли, в частности, в PR-службах аэропорта Шереметьево, в ОАО «Авиакомпания "Якутия"», Акционерном обществе «Вертолеты России», отделе по связям с общественностью Московского авиационного института. Для студентов организуют встречи, круглые столы с ведущими PR-специалистами отрасли, с космонавтами, на которых обсуждаются перспективы развития аэрокосмической сферы, вопросы трудоустройства по специальности и качества востребованных специалистов в области рекламы и связей с общественностью.

В настоящее время аэрокосмическая отрасль активно развивается благодаря поддержке правительства Российской Федерации. Профессионалы в области рекламы и связей с общественностью появились в аэрокосмической отрасли совсем недавно, а потребность в специалистах в данной сфере достаточно высока. Поэтому получение глубоких теоретических знаний и практических навыков в области рекламы и связей с общественностью делает это направление подготовки в Московском авиационном институте востребованным и перспективным.

В стандарте нового поколения прописано, что «доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата, должна быть не менее 10 процентов» [6, с. 17]. Данные требования обусловили появление в штатном составе кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» МАИ теоретиков и практиков в данной отрасли, что позволяет решить проблемы, связанные с гармоничным сочетанием теории и практики.

Еще одна проблема, обсуждаемая в научных кругах, - чему следует учить будущих специалистов по направлению «Реклама и связи с общественностью». Существует точка зрения, что студентов данной специальности надо учить менеджерской аналитической деятельности, потому что их будущая работа является управленческой. Вместе с тем есть мнение, что необходима междисциплинарная и комплексная модель учебного процесса. «Реклама и связи с общественностью» - гуманитарная специальность, поэтому студенты должны быть знакомы с группой базовых гуманитарных дисциплин, таких как литература, русский язык и культура речи, философия, история, социология, политология, психология, деловое общение, иностранные языки. Вне сомнения, студенты должны обладать навыками журналиста, т.е. научиться за время обучения в вузе грамотно, профессионально владеть устной речью, а также обладать умением писать, чтобы их тексты могли быть опубликованы на страницах периодических изданий без особых правок. Навыки создания журналистских, рекламных и PR-текстов, спичрайтинга, интересных новостных поводов закрепляются на практических занятиях по дисциплинам «Работа с текстами в рекламе и связях с общественностью», «Пресс-служба в организациях аэрокосмической отрасли», «Теория и практика массовой информации».

В рамках таких дисциплин, как «Общественное мнение», «Имиджелогия», приобретается умение наладить доброжелательные отношения внутри корпорации и с целевой аудиторией, создать положительный внутренний и внешний имидж компании, что является обязательным в деятельности PR-специалиста.

Студенты в ходе самостоятельной работы и подготовки к текущим аудиторным занятиям изучают обязательную и дополнительную литературу. Качество самостоятельных занятий студентов проверяется различными видами отчетности: сообщениями на заданную тему, докладами по теме семинара, коллоквиумами и другими формам текущего контроля успеваемости.

«Аэрокосмическая отрасль в средствах массовой информации» - особая дисциплина, позволяющая студентам преодолеть трудности, связанные с особенностями профильной специализации. Во время занятий бакалавры изучают и анализируют конкретные материалы, проводят мониторинг специализированных и научно-популярных журналов авиационной и космической тематики, с постепенным переходом к контент-анализу материалов этих печатных изданий и написанию комментариев и обзоров по конкретным проблемам отрасли. Подобная методика преподавания данной дисциплины позволяет студентам как познакомиться с перечнем изданий, специализирующихся по авиационной и космической тематикам, так и погрузиться в проблематику отрасли. Таким образом, учащиеся получают представление о деятельности отрасли, что закрепляется на встречах со специалистами.

На практических занятиях по дисциплине «Пресс-служба в организациях аэрокосмической отрасли» студенты работают в малых группах, что позволяет выполнить полный комплекс разработки пресс-мероприятий

200

ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 2

и создать весь необходимый материал для информационного сопровождения запланированных акций, вследствие чего вырабатывается навык слаженного взаимодействия, совместного преодоления трудностей и поиска решения возникающих проблем, и, как итог, приобретается не только умение, но и способность работать в команде. Дополнением к уже перечисленным методам можно добавить и другие, например, деловые игры, круглые столы, дискуссии, тренинги, анализ ситуаций и т.д. [4]. Такая форма организации работы на семинарских занятиях способствует развитию коллективного творчества студентов, росту заинтересованности каждого в конечных результатах работы всей команды, что, в свою очередь, способствует росту познавательной активности студентов, лучшему усвоению учебного материала, формированию системы знаний изучаемой дисциплины.

Обязательно осуществляется анализ проделанной работы, и студенты (под руководством преподавателя) дают оценку своей деятельности, определяют эффективность выполненной работы, иными словами, делают «работу над ошибками», которая необходима для продвижения вперед, что ведет к «индивидуализации процесса обучения» [3, с. 186].

Очевидно, что становление направления «Реклама и связи с общественностью» происходило в несколько этапов, последний из которых отличается четко обозначенными в Госстандарте компетенциями, выработанными с учетом научных исследований и практической деятельности отечественных PR-специалистов.

Специфика подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Реклама и связи с общественностью» для дальнейшей работы в аэрокосмической отрасли и быстрой адаптации выпускников к работе обусловило появление ряда дисциплин в рамках вариативной части программы, способствующих формированию профиля данной программы.

Обучение студентов основывается на требованиях Госстандарта, вместе с тем активно используются его расширенные возможности: так, наряду с преподавателями в учебном процессе участвуют специалисты-практики.

Учебный процесс в вузе организован таким образом, чтобы студенты за время своего обучения приобрели теоретические знания, получили качественную, разностороннюю подготовку. Комплексный подход, когда максимально используются возможности науки и практических занятий, производственных практик, обеспечивает высокую востребованность выпускников направления «Реклама и связи с общественностью» у работодателей.

Список литературы

1. Азарова Л. В., Почекаев Р. Ю. Тенденции развития PR-деятельности в России и новые подходы к подготовке специалистов в сфере коммуникации // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». № 1. 2008. С. 97-102.

2. Алехина О. А., Уколова Л. Е. Практика и научно-исследовательская работа в обучении бакалавров по профилю подготовки «Реклама и связи с общественностью в аэрокосмической отрасли» и магистров по программе «Связи с общественностью в авиационной сфере» [Электронный ресурс] // Труды МАИ. 2014. № 72. URL: http://www.mai.ru/ science/trudy/published.php?ID=56502 (дата обращения: 31.01.2017).

3. Емельянов С. М. Методологические, организационные и методические аспекты образования в сфере рекламы и связей с общественностью // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. 2014. Вып. 6. С. 184-192.

4. Иванова Е. А. Методы изучения и преподавания PR в России и за рубежом // Проблемы и перспективы воспитания языковой культуры и формирование языковой личности молодого журналиста и филолога Евразийского пространства: труды международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2006. С. 97-104.

5. Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью. СПб.: Питер, 2007. 288 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью [Электронный ресурс]. URL: http://www.sgu.ru/ sites/default/files/documents/2014/42.03.01_reklama_i_svyazi_s_obshchestvennostyu.doc (дата обращения: 29.01.2016).

ON TRAINING BACHELORS AND MASTERS OF DIRECTION "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS" IN MOSCOW AVIATION INSTITUTE (MAI)

Kushvakha Khurshud Nezhdat kyzy, Ph. D. in Philology Taranenko Anna Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Moscow Aviation Institute (National Research University) kkhurshud@mail.ru; anatar@yandex.ru

The article describes the specificity of training bachelors and masters of the specialty "Advertising and public relations" in Moscow Aviation Institute. The authors refer to the main training issues, including: students' mastering of not only practical, but also general qualitative knowledge; involvement in the educational process of theorists and leading practitioners in this educational area, that will allow training experts in this field more efficiently.

Key words and phrases: public relations; advertising; teaching staff; state education standard; Moscow Aviation Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.