Научная статья на тему 'К вопросу перспективных направлений промышленного развития'

К вопросу перспективных направлений промышленного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / INDUSTRY / INDUSTRIAL DEVELOPMENT / INDUSTRIAL MANAGEMENT / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кедич В.В.

Рассмотрен комплекс мер, включающих перспективные направления промышленного развития страны, касающиеся социальной поддержки населения и вопросов занятости, развития малого и среднего бизнеса, поддержки эффективных промышленных предприятий, активизации инновационной активности, оживления эндогенного спроса, развёртывания финансовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кедич В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT

Considered a range of measures including the promising areas of industrial development on social support and employment issues, development of small and medium-sized businesses, to support effective industrial enterprises, promotion of innovative activity, reviving endogenous demand deployment of the financial system.

Текст научной работы на тему «К вопросу перспективных направлений промышленного развития»

К ВОПРОСУ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО

РАЗВИТИЯ

Кедич В.В., аспирант НОУ ВПО «Международная академия оценки и консалтинга»

Рассмотрен комплекс мер, включающих перспективные направления промышленного развития страны, касающиеся социальной поддержки населения и вопросов занятости, развития малого и среднего бизнеса, поддержки эффективных промышленных предприятий, активизации инновационной активности, оживления эндогенного спроса, развёртывания финансовой системы.

Ключевые слова: промышленность, промышленное развитие, промышленное управление, экономическая активность.

ON THE QUESTION OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF INDUSTRIAL

DEVELOPMENT

Kedich V., the post-graduate student, International Academy of valuation and consulting

Considered a range of measures including the promising areas of industrial development on social support and employment issues, development of small and medium-sized businesses, to support effective industrial enterprises, promotion of innovative activity, reviving endogenous demand deployment of the financial system.

Keywords: industry, industrial development, industrial management, economic activity.

В отечественной промышленности продолжается рецессия, особенно это стало заметно в основных отраслях к концу 2013 года, когда снизился спрос на электроэнергию в металлургическом секторе, причём, вероятность возобновления роста не просматривается вплоть до 2016 года. Статистика показывает, что снижение производства в среднем составило 4,7 %. В частности, производство целлюлозно-бумажной продукции сократилось на 11, 3 %, электроэнергии - на 7,3%, добыча каменного угля - на 6.5%, выплавка металла на 6%, выпуск продукции машиностроения - на 6.2% 1.

Как мы видим, базовые отрасли показывают падение объёмов производства и предоставления услуг. В частности, следует констатировать, что рецессией охвачена добывающая промышленность по причине запредельно низкой конкурентоспособности отечественных товаров и низким уровнем эффективности производства. Не менее важной причиной, которая мешает восстановить рост промышленного производства можно назвать негативную ценовую динамику на мировом рынке, вызванную, в том числе и снижением рентабельности производства из-за высокой себестоимости продукции [3].

Каковы же основные признаки рецессии в базовых отраслях промышленности. Это, прежде всего, постепенное сокращение уровня занятости и даже рост безработицы, когда около одного миллиона трудоспособных граждан трудоустроиться не могут.

Реальность рецессии подтверждается не только снижением роста зарплат, и увеличением задолженностей по их выплате, но и длительным замораживанием роста заработной платы в стране.

Сокращение экономической активности видится в ещё одном признаке рецессии, каким выступает сокращённая рабочая неделя. Статистика показывает, что от 63 до 86 % отечественных предприятий применяет эту непопулярную меру. В отраслевом разрезе ситуация может обостриться и по причине грядущего снижения реального уровня зарплат, особенно ожидаемого в машиностроении, в промышленности строительных материалов, в химической отрасли, где уже имеет место некоторое сокращение заработной платы и использование сокращённой рабочей недели. Примерно подобная ситуация складывается в металлургии и легкой промышленности. Прогнозируется, что минимальное сокращение уровня заработной платы ожидается в лесной и пищевой промышленности.

В рамках преодоления рецессии будут приниматься антикризисные меры, в частности, на рынке труда, касающиеся, социальной поддержки населения, вопросов занятости, в рамках которых значительная часть промышленных предприятий не планирует массового сокращения персонала. Так, преодоление угрозы массовой безработицы будет реализовываться в рамках создания центров профессионального переобучения персонала, что позволит многим работникам изменить род занятий.

Вместе с тем, требуется, чтобы предприятия освобождались от неэффективной занятости при одновременном обеспечении

конкурентоспособности высвобождаемых сотрудников. В связи с этим важно направлять персонал на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации [6].

Профессиональное переобучение персонала сопряжено с установлением сокращённого рабочего времени, предоставлением отпусков без сохранения содержания и ряд других мер, что, несомненно, сократит давление на рынок труда.

Значимым перспективным направлением промышленного развития представляется организация малого и среднего бизнеса среди временно незанятого экономически активного населения, что снизит барьеры для организации бизнеса. Существующие программы поддержки затрагивают производство промышленной продукции, в том числе и экспортноориентированной, развитие предпринимательства в сфере ЖКХ, инновационного предпринимательства, предпринимательства в агропромышленной сфере и т.д., что во многом позволит сохранить человеческий потенциал» [2].

Ключевым направлением в ряду мер поддержки малого и среднего бизнеса станут дополнительные ассигнования из федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства.

В этом контексте предлагается решить следующие задачи:

- сократить перечень обязательной сертификации и расширить сферу декларирования соответствия, что, в свою очередь, позволит значительно минимизировать издержки бизнеса, в том числе и на проведение подтверждения соответствия товаров требованиям безопасности;

- установить льготные тарифы на подключение к электрическим сетям и возможность внесения незначительного авансового платежа от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки.

Увеличению спроса на товары, производимые малыми предприятиями, могла бы способствовать, с одной стороны, обязательная квота при государственных закупках у муниципальных заказчиков, а с другой, установление для малого и среднего бизнеса льготных арендных ставок при аренде федерального имущества.

Промышленное развитие, несомненно, получит новый импульс с внедрением механизма рефинансирования российскими кредитными организациями кредитов малого и среднего бизнеса, а также с развитием системы небанковских микрофинансовых институтов, создаваемых для оказания финансовой поддержки микропредприятиям и начинающим предпринимателям, в том числе по программам и за счёт средств Внешэкономбанка.

С другой стороны, будет осуществляться распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса пропорционально доле малых и средних предприятий. Эта мера позволит финансировать около 80 процентов расходов на поддержку малого и среднего бизнеса.

Как отдельную проблему, которую необходимо решать, можно выделить острую необходимость снижения кадастровой

1 www.rolfspb.ru

стоимости земельных участков, исходя из которой исчисляется земельный налог. Сегодня бизнес лишён возможности снизить плату за принадлежащую ему землю до адекватных размеров, когда кадастровая стоимость земли в разы превышает рыночную, что увеличивает налоговую составляющую.

В ряду перспективных направлений промышленного развития следует назвать поддержку со стороны государства эффективных промышленных предприятий, которые по ряду причин оказались в трудной экономической ситуации. Будет осуществлена дополнительная капитализация, использованы государственные кредитные гарантии, снижена налоговая составляющая. Планируются меры финансовой поддержки предприятий, имеющих программы технологического перевооружения. В этом ряду важным направлением станет повышение энергоэффективности предприятий.

При этом формирование в перспективе экономической базы при выборе направлений промышленного развития потребует создания новых системообразующих предприятий, использующих передовые технологии. Поддержка должна оказываться, прежде всего, градообразующим предприятиям, имеющим программы санации и наращивания производственной эффективности, а также при условии сокращения затрат, прозрачного ведения деятельности, выполнения социальных и хозяйственных обязательств и т.п.

Не менее важным направлением в кризисных условиях может стать проведение гибкой тарифной политики на сырьевую продукцию, что диктуется необходимостью рационального вмешательства государства в экономику. Такая политика проводилась на протяжении всего XIX века и её уроки должны быть востребованы.

Перспективным классическим приоритетом промышленного развития выступает возможность оживления эндогенного спроса на российские товары как базы восстановления общеэкономического роста. Ожидается, что в среднесрочной перспективе заметную роль станет играть отечественный спрос в различных сферах, а основной упор будет сделан на оживление деловой активности не только за счёт развития потребительского кредитования, финансирования процентных ставок и т.п.

Для этого необходимо, во-первых, принять законодательные меры в рамках урегулирования ряда вопросов, касающихся закупки технически сложной продукции; во-вторых, гарантировать при проведении государственных закупок лизинговых операций; и, в-третьих, упорядочить характер закупок, особенно в части предоставления разного рода преференций у поставщиков отечественных товаров.

Поддержка спроса со стороны государства на продукцию российских предприятий может быть реализована посредством инвестиционных проектов, в том числе в рамках целевых программ и адресной инвестиционной программы (ФАИП), а кроме того, проектов, которые могут быть реализованы с привлечением средств федеральных целевых программ.

Активизация инновационной активности и структурная реорганизация экономики также стоят в ряду перспективных направлений промышленного развития. Их результатом должна стать обновлённая, сильная и современная отечественная экономика. Для этого государство усилит содействие инновационных проектов, прежде всего сфокусированных на технологическое развитие предприятий, повышение их энергоэффективности. При этом условием оказания государственной поддержки предприятиям должна стать реальная программа повышения производительности труда, применения инновационных и энергосберегающих технологий. Программы должны быть поддержаны бюджетными ассигнованиями и на совершенствование транспортной инфраструктуры, дальнейшее развитие пассажирского транспорта.

В рамках содействия инновационных проектов целесообразно выработать упрощенную процедуру выведения на рынки добавочной высокотехнологичной продукции, обновить программы создания технических регламентов и отечественных стандартов с учётом преимуществ инновационного развития [5].

Шагом в правильном направлении может стать введение новых требований, касающихся разработки и принятия программ инновационного развития естественных монополий.

Промышленное развитие в перспективе обеспечит развёртывание мощной финансовой системы. Банковскую систему пытаются сделать более эффективной, очищенной от несостоятельных кредитных учреждений. В настоящий период реализованы меры по

сокращению числа участников банковского рынка, что в перспективе расширит ресурсную базу и повысит ликвидность финансовой системы страны; сделает более доступными банковские кредиты для реального сектора экономики. Уже сегодня видна оперативность реализации решений при преодолении нарушений и несостоятельности ряда кредитных организаций. Лишение лицензий и банкротство ненадёжных банков, с точки зрения идеологов данной компании будет способствовать обновлению финансового рынка, что привлечёт отечественных и иностранных инвесторов, создаст условия для реализации долгосрочного инвестирования. Необходимы меры, которые будут направленные на снижение дефицита бюджета, что потребует осуществления комплекса мер, направленных на реструктуризацию и оптимизацию бюджетных расходов.

В этом ключе промышленное развитие невозможно без сохранения доверия российских и иностранных инвесторов, что обеспечит макроэкономическую стабильность. Для её обеспечения Правительство РФ намерено проводить взвешенную макроэкономическую и антикризисную политику.

Это потребует проведения антикризисных мер на региональном уровне, включая мероприятия по софинансированию как за счет средств федерального бюджета, так и на уровне самостоятельно реализуемых проектов субъектами РФ и органами местного самоуправления.

К основным целям системы антикризисных мер, принимаемых на региональном уровне, следует отнести: обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов с целью исполнения публичных обязательств, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

Одним из ключевых направлений антикризисной политики в субъектах РФ можно назвать поддержку сбалансированности бюджетной системы страны, что должно обеспечиваться проведением ответственной политики на региональном уровне, которая включает: оптимизацию бюджетных ассигнований, максимальное сокращение роста кредиторской задолженности, прежде всего, по первоочередным обязательствам; недопущение пополнения доходной части бюджета субъектов РФ в виде снижения доходной базы местных бюджетов.

Другое перспективное направление, без которого невозможно промышленное развитие, особенно в рамках членства России в ВТО, это поддержка агропромышленного комплекса [4]. И реализовать его необходимо в абсолютном большинстве субъектов РФ. Мероприятия могут предусматривать предоставление субсидий по основным направлениям агропромышленного производства, субсидий на возмещение агропромышленным товаропроизводителям, крестьянским хозяйствам, организациям сельскохозяйственного комплекса и потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.

Как отдельное перспективное направление промышленного развития необходимо выделить поддержку развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона [1], которые характеризуются сложными условиями ведения экономической деятельности. В отношении этих регионов необходимы меры, которые предотвратили бы отток населения с этих территорий. Важно использовать конкурентные преимущества, такие как кратчайшие транспортные маршруты Восток-Запад, запасы полезных ископаемых, водные, гидроэнергетические, лесные, рекреационные и биологические ресурсы, привлекательные туристические активы и т.д.

Важно грамотно сочетать указанные «точки роста», что в перспективе обеспечит промышленное развитие по всему азимуту проанализированных направлений, в которых необходимо развивать конкурентные преимущества.

Литература:

1. Распоряжение Правительства ОРФ от 28 декабря 2009 г. № 2094 - р «О стратегии социально-экономического развития дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.».

2. Болдырева Г.Е. Рациональное использование человеческого капитала: мировой опыт // Экономика России в условиях модернизации: проблемы, перспективы, решения: материалы V Международной научно-практической конференции, 27-28 ноября 2012 г. М.: РИО МАОК, 2013. С.156-166.

3. Лебедев, Н.А. Проблемы интеграции и диверсификации // Н.А. Лебедев, Т.Е. Кузнецова // Экономист, 2012. № 10. С.8-12.

4. Олейник Т.Л. Перспективы ГЧП как эффективной формы управления АПК // Новые технологии в науке и экономике России // Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 5. РИО МАОК, 2011. С. 7- 53.

5. Пустовитова Т.И. Стратегические направления развития инвестиционной составляющей // Стратегические направления

развития экономики в условиях кризиса / Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 4. М.: РИО МАОК, 2010. С.58-69.

6. Рагулина Ю.В. Роль промышленной политики в экономическом развитии компании // Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 1-2. С.24-28.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Лукаш И.С., аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания НОУ ВПО «Московский университет имени

С.Ю. Витте», angelo901@yandex.ru

Российский рынок тепловой энергии обладает высоким уровнем централизации, однако отличается низкой энергоэффективностью. Зарубежный опыт показывает, что на предприятиях теплоэнергетики приоритетным направлением является комбинированная выработка (когенерация). Для повышения энергоэффективности отечественной экономики необходимо создание современной законодательной базы для теплоснабжения и обеспечения процессов когенерации.

Ключевые слова: теплоэнергетика; энергоэффективность; когенерация.

FEATURES FUNCTIONING OF FOREIGN AND DOMESTIC THERMAL POWER

PLANT IN THE URBAN ECONOMY

Lukash I., the post-graduated student, Economy of urban agriculture and the service sector chair, Moscow University after S. Yu. Witte,

angelo901@yandex.ru

The Russian market of thermal energy has a high level of centralization, however, is characterized by low energy efficiency. Foreign experience shows that thermal power plants is a priority for co-generation (Cogeneration of Heating and Power). To improve energy efficiency of the national economy must create a modern legal framework for the provision of heating and cogeneration processes.

Keywords: thermal energy, energy efficiency, cogeneration.

Россия - один из крупнейших в мире рынков тепловой энергии с высоким уровнем централизации, достигающим 68 70 %. При этом система теплоснабжения, как и вся отечественная энергетика, отличается низкой энергоэффективностью.

Централизованное теплоснабжение (ЦТ) представляет собой процесс обеспечения низкопотенциальной теплотой (пар, горячая вода, горячий воздух с температурой до 300 °С) нескольких отдельно стоящих потребителей от одного источника. С технологической точки зрения система централизованного теплоснабжения (СЦТ) представляет собой единовременный, трехзвенный процесс, состоящий из:

■ производства тепловой энергии;

■ транспортировки и потребления.

Такой сложный процесс имеет ещё две характерные особенности, которые не всегда правильно учитываются в процессе строительства и дальнейшей эксплуатации объектов централизованного энергообеспечения. С одной стороны, СЦТ - это целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на потребителей, который имеет форму услуги, с другой стороны, этот процесс имеет характер промышленного производства, товарным продуктом которого являются электрическая и тепловая энергия. В себестоимость этой энергии в размере то 70% до 90% входят энергетические ресурсы (топливо, электроэнергия, вода, технологические материалы и др.).

Важное значение в топливно-энергетическом комплексе страны занимает коммунальная энергетика. На её долю приходится около 30% потребляемой тепловой энергии и около 13% электрической энергии, производимых в стране. Главным потребителем и организатором услуг жизнеобеспечения является жилищно-коммунальный комплекс страны. Наиболее сложной и ресурсоёмкой составляющей этого комплекса является коммунальная энергетика, обеспечивающая население услугами тепло- и электроснабжения. Коммунальная энергетика преимущественно воспроизводит большую часть тепловой энергии на собственных источниках, а также транспортирует её, оперирую при этом более низким техническим потенциалом, чем промышленная энергетика. Структура производства тепловой энергии в России представлена в таблице 1.1

Из этого следует, что основу коммунального теплоснабжения составляют собственные домовые и групповые котельные, а также квартальные и районные (городские) тепловые станции с тепловыми и распределительными сетями от них.

Международное энергетическое агентство, в одном из своих

обзоров, отметило, что на долю централизованного теплоснабжения в России приходится около 40% от общего энергопотребления страны, а общий объём продаж тепловой энергии в данной отрасли составляет 6% ВВП. В связи с ростом стоимости энергоносителей последний показатель может возрасти, так как общая эффективность производства энергии снизится, если не принять все необходимые меры по энергосбережению и сохранению доли когенерационной выработки.2 Теплоэнергетика: и опыт, сын ошибок трудных... //

Комбинированная генерация (когенерация) представляет собой одновременный и эффективный процесс производства нескольких видов энергии и энергетических товарных продуктов, то есть электрической и тепловой энергии, промышленного холода, сжатых газов и др.

Неоспоримым преимуществом когенерации является более эффективное использование первичных топливных ресурсов при производстве нескольких видов энергии, а также снижение отрицательного воздействия на природную среду.3

Расходы тепловой энергии на обогрев одного квадратного метра а России в полтора-два раза выше, чем в странах Европы, при этом потери при транспортировке в несколько раз больше. В теплоэнергетике низкая энергоэффективность наблюдается на всех стадиях, начиная с производства, заканчивая потреблением энергии. Потери при транспортировке и распределении тепла в локальных системах некоторых районов достигают 50%. Это обусловлено старыми коммуникациями жилого фонда. Низким уровнем культуры энергосбережения, а также отсутствием мотивов у потребителей в экономии тепла.

Сопоставляя практику функционирования отечественного и зарубежного теплоэнергетического комплекса, можно отметить опыт некоторых государств, которые смогли применить более совершенные методы работы на подобных предприятиях.

Наиболее плодотворные шаги в развитии теплоэнергетики можно наблюдать в Дании, где под воздействием нефтяного кризиса 70-х годов, были приложены огромные усилия для повышения эффективности всего энергетического комплекса страны. Следствием проведенной политики стало создание самой протяжённой системы централизованного теплоснабжения в Европе, а также производство 80% тепла и электроэнергии комбинированным способом. В 1990 году в Дании был принят закон, подразумевающий, что снабжение теплом должно быть организовано с целью поддержания высокого уровня комбинированного производства электрической и тепловой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.