Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ВЫДЕРЖИВАЕМОЙ НАГРУЗКИ РЕЛЬСА С ДЕФЕКТОМ В ШЕЙКЕ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ВЫДЕРЖИВАЕМОЙ НАГРУЗКИ РЕЛЬСА С ДЕФЕКТОМ В ШЕЙКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ДЕФЕКТ В ШЕЙКЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАГРУЗКА / НЕКАЧЕСТВЕННАЯ РЕЛЬС

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кондратова Анастасия Игоревна

Проведено исследование влияния дефекта в шейке кранового рельса на максимальную выдерживаемую нагрузку. Проведено компьютерное моделирование в Ansys. Приведены графики нагрузки на рельс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ESTIMATION OF WITHDRAWAL LOAD OF A RAIL WITH A DEFECT IN THE NECK

A study of the influence of a defect in the neck of a crane rail on the maximum withstand load has been carried out. Computer simulation in Ansys. The graphs of the load on the rail are given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ВЫДЕРЖИВАЕМОЙ НАГРУЗКИ РЕЛЬСА С ДЕФЕКТОМ В ШЕЙКЕ»

УДК 658.56

DOI: 10.24412/2071-6168-2021-9-489-491

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ВЫДЕРЖИВАЕМОЙ НАГРУЗКИ РЕЛЬСА С ДЕФЕКТОМ В ШЕЙКЕ

А.И. Кондратова

Проведено исследование влияния дефекта в шейке кранового рельса на максимальную

выдерживаемую нагрузку. Проведено компьютерное моделирование в Ansys. Приведены графики нагрузки на рельс.

Ключевые слова: качество, дефект в шейке, моделирование, нагрузка, некачественная

рельс.

Рельсы являются деталями, несущими значительную нагрузку, при этом поломки мо-

гут привести к катастрофическим последствиям. В основном поломки в рельсах возникают по нескольким причинам:

значительная перегрузка; дефекты соединения рельсов; дефекты материала рельсов; провалы грунта;

внешнее воздействие окружающей среды.

Часть из перечисленных выше причин невозможно предупредить или предугадать.

Дефекты бывают различного типа и природы происхождения (рис. 1). А влияние дефекта при литье на выдерживаемую нагрузку является важным исследованием, которое можно провести в специализированных программах, на подобии Ansys [1-6]. Такое исследование актуально, так как очень часто применяются некачественные детали, а вопрос о том, как поведет себя изделие при статических или динамических нагрузках является открытым [7].

Рис. 1. Дефекты в рельсах: а - расслоение; б - продольная трещина под головкой;

в - трещина в области отверстий

В данном случае проводится исследование того, как влияет расслоение в рельсе на выдерживаемую им нагрузку, для этого проведено компьютерное моделирование, в котором участвует непосредственно крановая рельса КР100 и соответствующее ей колесо. Размеры взяты согласно ГОСТ 4121-96. Материалом рельса выбрана сталь 65, согласно ГОСТ. Материал колеса в данном случае не имеет значения, так как оно считается жестким, в то время как рельсы принимаются упругопластическими.

На рис. 2 приведены получаемые в результате компьютерного моделирования силовые

нагрузки, которые способны выдерживать рельсы без дефектов и с расслоением, а на рис. 3 приведена последовательность деформирования рельса под воздействием нагрузки, а на рис. 4 деформации в рельсе.

Было выявлено, что дефект в рельсе, в виде расслоения, в рассматриваемом случае

снижает выдерживаемую нагрузку более чем на 20%. Полученные данные свидетельствуют о том, что рельс без дефекта может воспринимать нагрузку более чем в 6 МН чтобы не возникло деформирование рельса, а с дефектами около 4 МН. При этом стоит учитывать, то на одну рельсу устанавливается не одно колесо и масса крана распределяется по нескольким рельсам. А

Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. Вып. 9

с учетом того, что средняя масса рельсовых надземных кранов составляет около 70 тонн, то даже с учетом дефекта рельс должен выдержать. Однако рассматривался лишь частный случай статического нагружения детали, в то время как реальная модель может отличаться и под воздействием иных внешних факторов, таких как климатические условия (сильные порывы ветра или дожди) может измениться схема нагружения на рассматриваемый образец.

Продолжительность, с

Рис. 2. Силовые нагрузки

б

Рис. 3. Процесс деформирования

б

Рис. 4. Деформации в рельсе 490

Выводы:

1. Рельс с дефектов выдерживает нагрузку значительно меньшую, чем рельс без дефекта, отличие составляет более 20%.

2. Степень деформации, а также схема деформирования обоих исследуемых образцов имеют схожий характер и сопоставимы как по абсолютному, так и по относительному значениям.

3. Чем более длительной будет нагрузка на некачественный элемент, тем выше вероятность обрушения крана, располагаемого или движущегося по таким рельсам.

Таким образом подобные дефекты в крановых рельсах несут высокую опасность для устойчивости кранов, несмотря на то, что по подобным рельсам не передвигаются с высокой скоростью. Поэтому контроль над качеством рельсов является важной частью эксплуатации рельсовых кранов, а контроль качества необходимо осуществлять не только с помощью наружного осмотра, но и с помощью ультразвукового метода сканирования. Данные меры помогут избежать серьезных последствий и предотвратить несчастные случаи.

Список литературы

1. Кондратова А.И. Общий обзор и определение товаров ненадлежащего качества // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 8. С. 4043.

2. Никифорова А.П. Применение метода исследования опасности и работоспособности для управления качеством продукции литейного производства // Известия Тульского государственного. Технические науки. 2019. Вып. 9. С. 395-401.

3. Женина Е.С., Юдин С.В. Оценка качества изделий по данным контроля в производстве и в эксплуатирующих организациях // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 2. С. 431-434.

4. Афанасьев В.Б. Особенности проектирования системы информационной поддержки качества продукции оборонного предприятия // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 5. С. 255-269.

5. Кондратова А.И. Основные виды и особенности сертификатов качества // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. Вып. 8. С. 36-39.

6. Грачева А.Д., Лисютина А.И., Никихина М.С. Методы повышения точности измерений // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. Вып. 6. С. 441-444.

7. Аристов А.И., Карпов Л.И., Приходько В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ Академия, 2013. 416 с.

Кондратова Анастасия Игоревна, магистрант, an.kondratova@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TO THE QUESTION OF ESTIMATION OF WITHDRAWAL LOAD OF A RAIL WITH A DEFECT IN THE NECK

A.I. Kondratova

A study of the influence of a defect in the neck of a crane rail on the maximum withstand load has been carried out. Computer simulation in Ansys. The graphs of the load on the rail are given.

Key words: quality, neck defect, modeling, load, low-quality rail.

Kondratova Anastasia Igorevna, undergraduate, an.kondratova@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.