Научная статья на тему 'К вопросу оценки ресурсной обеспеченности инвестиционно-инновационных процессов региона'

К вопросу оценки ресурсной обеспеченности инвестиционно-инновационных процессов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО И ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ / ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВИДЫ РЕСУРСОВ / РЕСУРСЫ-ФАКТОРЫ / РЕСУРСОВ-УСЛОВИЙ / ОБЪЕМНО-РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ИНДЕКС ИНТЕНСИВНОСТИ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА / МЕТОДОЛОГИИ РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА / QUALITY AND INTENSITY OF THE USE OF RESOURCES / ASSESSMENT OF RESOURCE SECURITY OF INVESTMENT AND INNOVATIVE PROCESSES / RESOURCE POTENTIAL / TYPES OF RESOURCES / RESOURCES FACTORS / RESOURCES CONDITIONS / VOLUME AND RESOURCE APPROACH / REGIONAL POLICY OF THE STATE / INDEX OF INTENSITY OF RESOURCE SECURITY OF THE REGION / METHODS FOR CALCULATION OF AN INTEGRATED INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амирова Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме разработки методических основ оценки качества и интенсивности использования ресурсов всех типов. Автором рассмотрены этапы решения задач по оценке ресурсного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов на региональном уровне в соответствии с требованием обеспечения методологического единства; обозначены принципы идентификации отдельных компонентов ресурсного обеспечения региональных инвестиционно-инновационных процессов; разработаны и представлены методика расчета индекса интенсивности ресурсного обеспечения, критерии отбора совокупности показателей, отражающих комплекс ресурсов, вовлеченных в региональный ИИП; сделан вывод о необходимости разработки и реализации региональной инвестиционной и инновационной политики и управления ресурсной обеспеченностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ASSESSMENT OF RESOURCE SECURITY OF INVESTMENT AND INNOVATIVE PROCESSES OF THE REGION

The article considers the problem of development of methodological grounds for quality and intensity assessment of the use of resources. The author gives stages of the problems solution in terms of assessment of resource security of investment and innovative processes at the regional level in accordance with the requirements of methodological integrity provision; principles of identification of the components of the resource security of regional investment and innovative processes are pointed out; methods for calculation of resource security intensity index and criteria for selection of the set of indicators reflecting a number of resources involved in the regional investment and innovative processes are developed and given. The conclusion on the necessity to develop and implement regional investment and innovative policy and resources security management is made.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки ресурсной обеспеченности инвестиционно-инновационных процессов региона»

Управление инвестициями и инновационной деятельностью

УДК 332.1: 330.322 ББК У9(2).26

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНА

О.А. Амирова

Статья посвящена проблеме разработки методических основ оценки качества и интенсивности использования ресурсов всех типов. Автором рассмотрены этапы решения задач по оценке ресурсного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов на региональном уровне в соответствии с требованием обеспечения методологического единства; обозначены принципы идентификации отдельных компонентов ресурсного обеспечения региональных инвестиционно-инновационных процессов; разработаны и представлены методика расчета индекса интенсивности ресурсного обеспечения, критерии отбора совокупности показателей, отражающих комплекс ресурсов, вовлеченных в региональный ИИП; сделан вывод о необходимости разработки и реализации региональной инвестиционной и инновационной политики и управления ресурсной обеспеченностью.

Ключевые слова: качество и интенсивность использования ресурсов, оценка ресурсного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов, ресурсный потенциал, виды ресурсов, ресурсы-факторы, ресурсов-условий, объемно-ресурсный подход, региональная политика государства, индекс интенсивности ресурсного обеспечения региона, методологии расчета интегрального индекса.

Ускорение темпов экономического развития регионов и наращение объемов валовой добавленной стоимости требует привлечения инвестиций, в том числе иностранных, направленных на совершенствование технологических процессов и решение ресурсоемких задач [23], в связи с чем актуализируется задача разработки методических основ оценки качества и интенсивности использования ресурсов всех типов, в качестве условия формирования инвестиционного климата.

Задача анализа и оценки ресурсного обеспечения социально-экономических процессов многомерна на любом из уровней иерархии экономических систем и обусловлена их многоаспектным содержанием. Данной проблеме посвящены разработки, методы и модели ученых и специалистов различных школ: методология системного моделирования применительно к двухуровневым системам «национальная экономика - регионы» (А.Г. Гран-берг, И.П. Суслов, С. А. Суспицын) [4]; алгоритмы макроэкономического анализа (А.И. Гинзбург) [3] (макро - нано) для региона имеет свои особенности.

Требование обеспечения методологического единства оценки ресурсного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов на региональном уровне актуализирует решение комплекса задач, последовательно реализуемых на следующих этапах.

Этап первый. Четкое определение экономического содержания категории «ресурсное обеспечение» (далее по тексту РО) компонентов, входящих в ее состав и их границ. Классификация эле-

ментов ресурсного обеспечения по различным признакам, отражающим требования перехода национальной экономики на инновационный тип воспроизводства для отбора показателей и формирования интегрального индекса интенсивности ресурсного обеспечения.

Этап второй. Формирование информационной базы для оценки РО и его отдельных элементов; выбор инструментария для осуществления мониторинга РО регионов. Анализ интенсивности использования традиционных видов ресурсов.

Анализ ресурсной базы региона, как правило, включает: во-первых, оценку текущего состояния; во-вторых, определение «точек роста» для выявления экономически привлекательных ресурсов, определения их текущей и перспективной стоимости; в-третьих, формирование прогнозов темпов воспроизводства ресурсов; в-четвертых, оценку вариантов альтернативного использования отдельных видов ресурсов в случае неэффективного их использования либо наличия перспектив структурной перестройки экономики региона.

Предлагаемые научным сообществом методы [8] и методики оценки ресурсного потенциала зачастую основаны на сложном математическом аппарате, используемом для расчетов, что препятствует их практическому внедрению на практике. Исследование затруднено не только многообразием самих ресурсов, но и сложностью определения взаимосвязей и взаимозависимостей между структурой и объемом ресурсной базы, с одной сторо-

ны, с другой - сложностью взаимосвязей между различными видами ресурсов и результатами экономического развития региона. Совершенно очевидна главная зависимость: валового регионального продукта от полноты и эффективности использования региональных ресурсов, в связи с чем, при оценке применяются многофакторные эконометрические модели [5]:

У=Е е1Ш + Ъ, (1)

где У - валовой региональный продукт; е1 - частная эффективность 1-го ресурса; Ш - количество ресурсов 1-го вида; Ъ - величина ВРП, полученного под влиянием прочих факторов.

Частную эффективность 1-го ресурса предлагается определять как величину ВРП, полученную в результате потребления данного ресурса: параметры е1 - определять эконометрическим путем, в качестве усредненной по стране характеристики множества значений эффективности потребления каждого вида ресурсов. Данная задача решается с использованием методов линейного программирования.

При оценке эффективности ресурсного обеспечения социально-экономических, инвестиционных и инновационных процессов весьма распространены следующие подходы:

- классический - соотношение затрачиваемых ресурсов и результатов (заданного эффекта) [14, 21];

- оценка качественными показателями: состояние законодательной базы, уровень развития инфраструктуры и т. д. [24];

- оценка соотношения конкретного вида ресурсов региона к потребности в данных ресурсах для реализации программ социально-экономического развития региона [19];

- оценка результативности как степени достижения намеченных результатов при реализации запланированной деятельности [9, 10];

- в качестве относительного эффекта (результативности) процесса, определяемого отношением эффекта (результата) к понесенным затратам [18, 20];

- система сбалансированных показателей [1, 13].

Названный комплекс подходов и показателей изменяется и дополняется в зависимости от специфики региона. При этом имеют место разночтения в содержании экономических категорий, и дискуссионными остаются вопросы объема изучаемой категории, отбора показателей для оценки и измерения ресурсного обеспечения процессов, недостаточно обоснованы принципы агрегирования многочисленных показателей. Традиционно в модели принято включать сопряженные виды ресурсов [11, 22], определяющих процессы расширенного воспроизводства, рассматриваемые экономической наукой в качестве базовых факторов производства (труд, земля, капитал, управление). В последние годы информация рассматривается в качестве пятого фактора производства. Данные ресурсы-факторы выступают в качестве иденти-

фицируемых (фактически имеющихся и вовлеченных) материальных и нематериальных средств, характеризуются комплексом показателей, традиционно учитываемых в моделях ресурсного обеспечения экономических систем от микро- до глобального уровней, и оцениваемых в формате экономической эффективности их использования.

Не менее часто в качестве показателя оценки эффективности на региональном уровне предлагается использовать мультипликатор Дж.М. Кейнса [12].

Таким образом, универсальной методики для объективной оценки ресурсного обеспечения региональных экономических систем не существует. Следует констатировать, что данные методики основаны на традиционном объемно-ресурсном подходе, раскрывающем экстенсивный характер использования ресурсов. Между тем как инвестиционно-инновационные процессы должны оцениваться, прежде всего, с позиции интенсивности вовлечения и использования всех видов ресурсов на основе оценки.

Принимая во внимание сложную структуру РО РИИП, при идентификации ее отдельных компонентов целесообразно придерживаться следующих принципов:

- обеспечение информационной доступности, сопоставимости, адекватности и достоверности статистической информации;

- системность в определении общих и частных критериев и показателей, характеризующих структуру и динамику РО РИИП;

- представительность - разноаспектная характеристика воздействия исследуемого фактора;

- взаимоувязка показателей РИИП с показателями экономического развития на всех уровнях организации экономических отношений;

- разработка интегральных индикаторов, обеспечивающих оценку РО ИИПР «в определенный период времени».

Выбор показателей осложняется высокой дифференциацией регионов, деформацией внутрирегиональных воспроизводственных пропорций, сверх-концентрацией на отдельных территориях (региональных столицах и крупных городах). В данной связи считаем целесообразным отбирать для оценки только те показатели, которые позволят сопоставить совокупность ресурсов, отражающих возможности для реализации региональных инвестиционно-инновационных процессов с ресурсами, отражающими фактически достигнутые результаты. При этом в региональном социально-экономическом процессе задействованы не только отдельные виды ресурсов, составляющих первичную специализацию региона, но и комплексные совокупности ресурсов, создающих условия для нормального протекания данных процессов, поддержания устойчивого функционирования и достижения планов, проектов и программ развития региона, формирующие его вторичную специализацию [6]. Задача ресурсного обеспече-

ния инвестиционно-инновационных процессов на региональном уровне заключается не только в эффективном использовании всего комплекса ресурсов, но и достижении различных социальноэкономических эффектов (инновационных, экологических, социальных, демографических и проч.) в соответствии с особенностями и потребностями региона. Данные эффекты чаще всего не могут иметь денежного выражения, поскольку напрямую не приводят к росту экономического богатства региона. С другой стороны, инвестиции в инновации, связанные с реализацией энергосберегающих, природоохранных, экологических и других аналогичных проектов обеспечивают здоровье нации и рост качества жизни.

Мультифакторное видение экономических процессов неизбежно влечет расширение понимания общепринятых терминов. В качестве ресурсов рассматриваются результаты производственных процессов, выступающие ресурсами для других переделов, и результаты прочих социальноэкономических процессов, формирующие условия для эффективного использования традиционных ресурсов-факторов, выступающих в качестве ресурсов-условий. По замечанию Р. Солоу, с течением времени человечество в большей мере будет потреблять ресурсы, созданные человеком и в меньшей - невозобновляемые, заменяя возникающие в производстве «пробелы» [25], принимая при этом неизменным уровень развития техники. Основой устойчивых инвестиционно-инновационных процессов выступают необходимые для реализации

научно-технической деятельности ресурсы (материально-технические, финансовые, информационные, кадровые, интеллектуальные и др.), принимающие характер осязаемых (поддающихся анализу и оценке), а также неосязаемых активов [16].

Учет совокупного комплекса ресурсов и их оценка позволят сформировать индекс интенсивности ресурсного обеспечения региона (см. рисунок). На данном этапе проводится исследование и оценка значимости анализируемых показателей ресурсного обеспечения ИИП федеральных округов в контексте, во-первых, их влияния на валовой региональный продукт; во-вторых, их взаимосвязи между собой (по результатам корреляционнорегрессионного анализа).

Инновационный тип воспроизводства характеризуется взаимообусловленностью и взаимозависимостью ресурсов, но обеспечивается доминирующей ролью человеческого и финансового капитала. В данной связи актуализируется задача выявления неидентифицируемых (неосязаемых) компонентов [17], выявление которых необходимо для определения возможности получения наибольших эффектов, проявлением которых станут рост конкурентоспособности региона и качества жизни населения за счет эффективных управленческих воздействий на РО со стороны региональных властных структур. Данная задача решается на следующем этапе.

Третий этап. Для оценки влияния неосязаемых ресурсов на усиление региональных инвестиционно-инновационных процессов необходимо

Расчет индекса интенсивности ресурсного обеспечения [авт.]

определить силу и направленность вектора их воздействия, выявить тенденции и направления развития. Ключевая проблема кроется в разнонаправ-ленности интересов участников инвестиционноинновационных процессов (властных структур, бизнеса, организаций науки и т. д.), обладающих ресурсами. Регионам-донорам невыгодно переходить на самофинансирование и инновационный путь развития, поскольку прекращается «бюджетный дождь», которым обильно орошаются регионы-реципиенты.

Не углубляясь в рассмотрение особенностей двух подходов к государственному управлению развитием социально-экономических систем, в контексте данного исследования отметим следующее. Для России наиболее близкой являет институционально-государственная (дирижистская) модель управления, получившая теоретическое развитие в трудах Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова, связывающая границы государственного централизованного регулирования с закономерностями смены технологических укладов и акцентирующая внимание на возможностях государства компенсировать недостаток частных инвестиций и делового климата. Государство как держатель основных институтов, нейтрализующий «рыночную стихию», выступает источником ключевых финансово-кредитных ресурсов, определяя приоритеты и концентрируя на них политические и финансовые ресурсы. Данное становится особенно актуальным для стран догоняющей модернизации, к числу которых относится и Россия, задача для которой определяется как «создание экономики, ориентированной на промышленный экспорт». Интервенционалистская политика государства должна быть встроена в рынок, но не подменять его [2, 7]. Региональная политика государства должна обеспечивать формирование благоприятных условий для перехода регионов на самодостаточный режим инновационного воспроизводства, формирование развитой магистрально-транспортной инфраструктуры, рациональное использование территориальных ресурсов [22].

Мы поддерживаем позицию исследователей С.В. Галачиевой, В.Н. Овчинникова, Ю. С. Колесникова, Е.В Добролежа и других, указывающих на важность выделения «интеграционных» ресурсов (магистральная инфраструктура, энергосистема, телекоммуникационная сеть и т. д.), недостаточный уровень которых будет иметь следствием снижение деловой и инновационной активности, нарушение естественного воспроизводственного процесса, не говоря о процессе расширенного инновационного воспроизводства.

Учитывая важность названных проблем, оценка неосязаемых ресурсов региона, непосредственно вовлеченных в инвестиционно-инновационный процесс и оказывающих существенное воздействие на интенсивность данных процессов и формирование конкурентных преимуществ регио-

на как на национальном экономическом пространстве, так и на глобальном, должна представлять комплекс последовательных процедур:

- анализ проблем и целей ресурсного обеспечения инвестиций в региональную инновационную систему (региональный инвестиционноинновационных процесс);

- поиск «допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей»;

- оценка выгод и издержек участников регионального инвестиционно-инновационного процесса (власти, бизнес-структур, организаций науки и образования и т. д.);

- формирование механизмов согласования интересов.

Этап четвертый. Обоснование основных методологических принципов оценки элементов РО и отбор показателей, сравнительная оценка уровней использования объективных возможностей ресурсного обеспечения РИИП. Разработка методологии расчета интегрального индекса, рассчитываемого как среднее геометрическое произведения отдельных индексов, характеризующихся группой субиндексов (показателей).

Последовательная реализация обозначенных этапов подразумевает выбор инструментария анализа и оценки. Как отмечалось выше, подходы и методики, основанные на экспертном отборе, не дают объективных результатов для измерения ресурсного обеспечения. Решение задачи целесообразно основывать на методологии корреляционнорегрессионного анализа, позволяющего определить наличие, тесноту и направление связи между показателями. Для измерения и оценки ресурсного обеспечения РИИП необходимо отобрать совокупность показателей, отражающих комплекс ресурсов, вовлеченных в региональный ИИП.

Во-первых, выделение и группировка показателей (частных/локальных), отражающих значения ресурсной обеспеченности отдельных функциональных составляющих с точки зрения инвестиционной целесообразности и инновационной возможности, характеризующих воздействие ресурсов-факторов и ресурсов-процессов.

Во-вторых, для оценки инвестиционно-инновационных процессов в различных регионах должна использоваться репрезентативная информация, что обеспечивается только на основе статистических данных. Совершенно очевидно, что используемые в различных исследованиях данные различных опросов, углубленных интервью, анализ рейтинговых агентств полезны для понимания тенденций и сущности региональных инвестиционно-инновационных процессов, но только данные статистической отчетности позволяют дать агрегированный анализ.

Определяющим показателем динамики инвестиционно-инновационных процессов на региональном уровне является региональный валовой доход и его зависимость от основных видов ресурсов, определяющих динамику инвестиционноинновационных процессов региона.

К остальным показателям должны предъявляться следующие требования: показатели должны отражаться в официальной статистике (федеральной и региональной), соответствуя принципу достоверности и доступности; давать адекватное представление обо всех значимых в контексте исследования явлениях и процессах; соответствовать возможностям и целям экономического управления со стороны органов государственного управления.

В-третьих, целесообразно проведение корреляционного анализа, выявление и отбор наиболее значимых показателей комплексной оценки, формирование обобщающих показателей, отражающих инвестиционную и инновационную активность. Система должна охватывать все значимые ресурсы, связанные с инвестиционно-инновационным процессам; иметь возможность подвергаться управленческим воздействиям со стороны властных структур. Далее целесообразно провести ранжирование регионов по выделенным показателям.

Оценку качества ресурсного обеспечения с помощью единого для всех регионов индикатора следует признать востребованной, актуальной и сложной.

Для приведения различных по содержанию и размерности показателей при необходимости можно осуществить их нормирование, используя формулу линейного масштабирования:

Индекс = Х - Хт1п , (2)

X - X

тах тт

где X - значение показателя; соответственно Хт1П и Хтах - достигнутые минимальное и максимальное значения показателей, определенные исходя из средних значений показателей за последние годы.

В-четвертых, формирование интегрального показателя ИНДИКАТОРА, характеризующего ресурсную обеспеченность региона, определяемого на основе обобщающих показателей по всем функциональным составляющим, целесообразно проводить по формуле средней геометрической.

Интегральный показатель ресурсной обеспеченности:

1=^11Х12Х1зХ... х1п-1х1п, (3)

где I - индикатор ресурсной обеспеченности региона, 1п - показатель ресурсной обеспеченности функциональной составляющей, п - количество показателей ресурсной обеспеченности.

Проблема контроля за эффективным использованием имеющихся в регионе ресурсов обостряется в условиях возрастающей неопределенности внешней среды. Это актуализирует задачу не только разработки и реализации региональной инвестиционной и инновационной политики, а также вопрос управления их ресурсной обеспеченностью.

Литература

1. Алхазов, Ш.Т. Методические подходы к оценке ресурсного потенциала предприятий и отраслей региона / Ш. Т. Алхазов // Бизнес. Образова-

ние. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - № 1. - С. 96-105.

2. Галачиева, С.В. Императивы и ресурсы устойчивого развития макрорегиона (на примере СКФО) / С.В. Галачиева. - Нальчик: Изд-во М. и Т. Котляровых («Полиграфсервис и Т»), 2011. - 133 с.

3. Гинзбург, А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий / А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2007. - 223 с.

4. Гранберг, А.Г. Экономико-математические исследования многорегиональных систем / А.Г. Гранберг, И.П. Суслов, С.А. Суспицын //Регион: экономика и социология. - 2008. - № 2. - С. 120-150.

5. Гуссейнов, М.Г. Ресурсный потенциал региона и его использование (на примере республики Дагестан) / М.Г. Гуссейнов // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 1. - С. 114-120.

6. Добролежа, Е.В. Управление ресурсным обеспечением экономики региона: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Е.В. Добролежа. - Ростов-на-Дону, 2012. - 54 с.

7. Довбий, И.П. Принципы кредитного обеспечения инвестиционно-инновационных процессов региона : монография / И.П. Довбий. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - 259 с.

8. Клоцвог, Ф. Н. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала российских регионов / Ф.Н. Клоцвог, И.А. Кушникова // Проблемы прогнозирования. - 1998. - № 2. -. 116-124.

9. Крастинь, О. Регрессионное моделирование при решении экономических задач / О. Крастинь, И. Годмане // Экономика сельского хозяйства. -1984. - № 1. - С. 60.

10. Кудинов, В.И. Нормативный ресурсный метод планирования / В.И. Кудинов, А.А. Капитонова и др. - М.: Госпгропроимздат. - 1990. - С. 17.

11. Маркина, Ю.В. Совершенствование ресурсного обеспечения инновационного развития экономики региона: автореф. дис. . канд. экон. наук /Ю.В. Маркина. -Челябинск, 2012. - С. 14-15.

12. Маркина, Ю.В. Оценка эффективности ресурсного обеспечения инновационного развития экономики региона / Ю.В. Маркина // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4. - С. 169-173.

13. Мирошникова, Р.Р. Методические подходы к управлению ресурсным потенциалом региона: дис. ... канд. экон. наук / Р.Р. Мирошникова. -Оренбург, 2008. - 20 с.

14. Миско, К.М. Подходы к оценке инновационного потенциала региона / К.М. Миско // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 17.

15. Овчинников, В.Н. Силуэты региональной экономической политики на Юге России / В.Н. Овчинников, Ю. С. Колесников. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2008. - 174 с.

16. Просвирина, И.И. Теория неосязаемых активов бизнеса: научное издание / И.И. Просвирина; отв. ред. Е.В. Попов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 285 с.

17. Тамбовцев, В.Л. Региональный инноваци-

онный потенциал: направления развития и эффективность использования в субъектах РФ /В.Л. Тамбовцева // Материалы Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие». -Режим доступа: http:old.econ.msu.rU/cmt2/lib/a/

2143//Иг/20130425_коп/_ТатЬоусНгу.рр^.

18. Трифилова, А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

19. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин.

- М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

20. Шляхто, И.В. Методика и результаты исследования факторов, отражающих инновационный потенциал региона / И.В. Шляхто // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Сер. История. Политология. Экономика. - 2007. - № 1.

21. Юзефович, А.Э. Агрантный ресурсный

потенциал: формирование и использование / А.Э. Юзефович. - Киев: Наукова Думка. - 1987. - 352 с.

22. Юрин, С.В. Ресурсное обеспечение инновационного развития экономики России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / С.В. Юрин. - М., 2010. - С. 24-32.

23. http://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ ArticlesPublications/Documents/Taking-the-Investor-Perspective-ru.pdf. Точка зрения инвесторов. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов. Совместное исследование КПМГ и РСПП (дата обращения

10.11.2013).

24. http://www.nisse.ru. Павлов Д.В. Мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах РФ, итоги 3-го раунда (дата обращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

09.11.2013).

25. Solow, R.M. Intergenerational equity and exhaustible resources / R.M. Solow // Review of Economic Studies (Symposium). - 1974. - Р. 29-45.

Амирова Оксана Александровна. Старший преподаватель кафедры «Оценка бизнеса и конкурентоспособности», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, 8-902-896-62-70.

Поступила в редакцию 25 ноября 2013 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” _______________________________________________________________2014, vol. 8, no. 1, pp. 43-49

TO THE ASSESSMENT OF RESOURCE SECURITY OF INVESTMENT AND INNOVATIVE PROCESSES OF THE REGION

O.A. Amirova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article considers the problem of development of methodological grounds for quality and intensity assessment of the use of resources. The author gives stages of the problems solution in terms of assessment of resource security of investment and innovative processes at the regional level in accordance with the requirements of methodological integrity provision; principles of identification of the components of the resource security of regional investment and innovative processes are pointed out; methods for calculation of resource security intensity index and criteria for selection of the set of indicators reflecting a number of resources involved in the regional investment and innovative processes are developed and given. The conclusion on the necessity to develop and implement regional investment and innovative policy and resources security management is made.

Keywords: quality and intensity of the use of resources, assessment of resource security of investment and innovative processes, resource potential, types of resources, resources factors, resources conditions, volume and resource approach, regional policy of the state, index of intensity of resource security of the region, methods for calculation of an integrated index.

References

1. Alkhazov Sh.T. [Methodological Approaches to the Assessment of the Resource Potential of Enterprises and Industries of the Region]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Law. Bulletin of the Volgograd Institute of Business]. 2011, no. 1, pp. 96-105. (in Russ.)

2. Galachieva S.V. Imperativy i resursy ustoychivogo razvitiya makroregiona (na primere SKFO) [Imperatives and Resources of Sustainable Development of a Macroregion (on the Basis of the Northern Caucasus Federal District)]. Nal'chik, Poligrafservis i T. Publ., 2011. 133 p.

3. Ginzburg A.I. Ekonomicheskiy analiz dlya rukovoditeley malykh predpriyatiy [Economic Analysis for Managers of Small Enterprises]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 223 p.

4. Granberg A.G., Suslov I.P., Suspitsyn S.A. [Economical and Mathematical Research of Multiregional Systems]. Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology]. 2008, no. 2, pp. 120-150. (in Russ.)

5. Gusseynov M.G. [Resource Potential of the Region and its Use (on the Basis of the Republic of Dagestan). Problemyprognozirovaniya [Problems of Forecasting]. 2007, no. 1, pp. 114-120. (in Russ.)

6. Dobrolezha E.V. Upravlenie resursnym obespecheniem ekonomiki regiona: avtoref. dis. d-ra ekon. nauk [Resource Security Management for the Regional Economy: Author’s Abstract of a Thesis, Dr.Sc. (Economics)]. Rostov-na-Donu, 2012. 54 p.

7. Dovbiy I.P. Printsipy kreditnogo obespecheniya investitsionno-innovatsionnykh protsessov regiona [Principles of Credit Support of Investment and Innovation Processes in the Region]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2011. 259 p.

8. Klotsvog F.N., Kushnikova I.A. [Macroeconomic Assessment of the Resource Potential in the Russian Regions]. Problemy prognozirovaniya [Problems of Forecasting]. 1998, no. 2, pp. 116-124. (in Russ.)

9. Krastin' O., Godmane I. [Regression Modeling in the Solution of Economic Problems]. Ekonomika sel’skogo khozyaystva [Economics of Agriculture]. 1984, no. 1, pp. 60. (in Russ.)

10. Kudinov V.I., Kapitonova A.A. e. a. Normativnyy resursnyy metodplanirovaniya [Regulatory Resource Planning Method]. Mocsow, Gospgroproimzdat Publ., 1990, pp. 17.

11. Markina Yu.V. Sovershenstvovanie resursnogo obespecheniya innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Improving of Resource Support for Innovative Regional Economic Development. Author’s Abstract of a thesis, Cand. Sc. (Economics)]. Chelyabinsk, 2012, pp. 14-15.

12. Markina Yu.V. [Evaluation of the Efficiency of Resource Security of Innovative Economic Development of the Region]. Rossiyskoepredprinimatel’stvo [Russian Entrepreneurship]. 2011, no. 4, pp. 169-173. (in Russ.)

13. Miroshnikova R.R. Metodicheskie podkhody k upravleniyu resursnym potentsialom regiona: dis. kand. ekon. nauk [Methodological Approaches to the Management of the Resource Potential of the Region: Thesis ... Cand.Sc. (Economics)]. Orenburg, 2008. 20 p.

14. Misko K.M. [Approaches to the Assessment of Innovative Potential of the Region]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika [Economic Analysis: Theory and practice]. 2007, no. 17. (in Russ.)

15. Ovchinnikov V.N., Kolesnikov Yu.S. Siluety regional’noy ekonomicheskoy politiki na Yuge Rossii [Outlines of Regional Economic Policy to the Southern Part of Russia]. Rostov-na-Donu: Southern Fed. Univ. Publ., 2008. 174 p.

16. Prosvirina I.I., Popov E.V. (Ed.) Teoriya neosyazaemykh aktivov biznesa [Theory of Business Intangibles]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2004. 285 p.

17. Tambovtsev V.L. [Regional Innovation Potential: Development and Efficiency in the Russian Federation]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii “Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii: regional’noe raznoobrazie” [Proceedings of International Scientific Conference “Innovative Development of the Russian Economy: Regional Diversity”]. Available at: http:old.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/ 2143/file/20130425_konf_ Tambovchev.ppt. (in Russ.)

18. Trifilova A.A. Upravlenie innovatsionnym razvitiem predpriyatiya [Management of Innovative Development of Enterprise]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003. 176 p.

19. Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional’naya ekonomika i upravlenie [Regional Economics and Management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006. 416 p.

20. Shlyakhto I.V. [Methodology and Results of a Study of Factors that Reflect the Innovative Potential of the Region]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosuniversiteta. Ser. Istoriya. Politologiya. Ekonomika [Scientific Statements of Belgorod State University. Series History. Politics. Economy]. 2007, no. 1. (in Russ.)

21. Yuzefovich A.E. Agrantnyy resursnyy potentsial: formirovanie i ispol’zovanie [Agricultural Resource Potential: Formation and Use]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 1987. 352 p.

22. Yurin S.V. Resursnoe obespechenie innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii: avtoref. dis. d-ra ekon. nauk [Resource Support of Innovative Development of the Russian Economy: Author’s Abstract of a Thesis, Dr.Sc. (Economics)]. Moscow, 2010, pp. 24-32.

23. Tochka zreniya investorov. Otsenka investitsionnogo klimata rossiyskikh regionov glazami inostrannykh inves-torov. Sovmestnoe issledovanie KPMG i RSPP [Investors’ Point of View. Investment Climate Assessment of the Russian Regions from the Viewpoint of Foreign Investors. A Joint Study by KPMG and the RAIE]. Available at: http://www.kpmg.com/RU/ru/ IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/Taking-the-Investor-Perspective-ru.pdf (accessed 10.11.2013).

24. Pavlov D.V. Monitoring vnedreniya instituta otsenki reguliruyushchego vozdeystviya v mekhanizm prinyatiya resheniy v sub"ektakh RF, itogi 3-go raunda [Monitoring of Implementation of the Institution of Regulatory Impact Assessment in the Decision-making Mechanism in the Constituent Entities of the Russian Federation, the Results of the 3rd round]. Available at: http://www.nisse.ru (accessed 09.11.2013).

25. Solow R.M. Intergenerational Equity and Exhaustible Resources // Review of Economic Studies (Symposium). 1974, pp. 29-45.

Oksana Aleksandrovna Amirovа, senior lecturer of Business and Competitiveness Assessment Department, South Ural State University, Chelyabinsk, 8-902-896-62-70.

Received 25 November 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.