Научная статья на тему 'К вопросу оценки экономической эффективности интеграции железнодорожного транспорта в цифровую экономику'

К вопросу оценки экономической эффективности интеграции железнодорожного транспорта в цифровую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / цифровая экономика / цифровая трансформация / экономическая эффективность / railway transport / digital economy / digital transformation / economic efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панченко Ю. Ю.

В статье рассмотрены вопросы внедрения цифровых технологий на железнодорожном транспорте и переходу к цифровой экономике. Выполнен анализ основных необходимых шагов цифровой трансформации транспортной отрасли и полученные от внедрения цифровых технологий выгоды, приведена методика примерной оценки эффективности внедрения цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of assessing the economic efficiency of railway transport integration into the digital economy

The article considers the issues of the introduction of digital technologies in railway transport and the transition to a digital economy. The analysis of the main necessary steps of the digital transformation of the transport industry and the benefits obtained from the introduction of digital technologies is carried out, the method of approximate assessment of the effectiveness of the introduction of digital technologies is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки экономической эффективности интеграции железнодорожного транспорта в цифровую экономику»

ж.-д. трансп. - М.: Маршрут, 2003. -200с.

Аннотации:

В статье проведен анализ выполнения эксплуатационной работы Дороги и определена ее функциональная схема.

Ключевые слова: погрузка, выгрузка, местное сообщение, ввоз, вывоз, транзит, план, эксплуатационная работа.

The article analyzes the performance of the road's operational work and defines its functional diagram.

Keywords: loading, unloading, local communication, import, export, transit, plan, operational work.

УДК 656.212

ПАНЧЕНКО Ю.Ю., старший преподаватель (Донецкий институт железнодорожного

транспорта)

К вопросу оценки экономической эффективности интеграции железнодорожного транспорта в цифровую экономику

Panchenko Y.Y., senior lecturer (DRTI)

On the issue of assessing the economic efficiency of railway transport integration into the digital economy

Введение

В настоящее время в мире и в частности в Российской Федерации (РФ) во всех сферах деятельности активно развивается и внедряется цифровая экономика. Этот процесс затрагивает и деятельность

железнодорожного транспорта. В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»,

утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по

стратегическому развитию и

национальным проектам от 04.06.2019 г. № 7, согласно которой «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию

информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских

информационно-

телекоммуникационных технологий, а также формированию новой

технологической основы для

социальной и экономической сферы» [1].

На железнодорожном транспорте приняты и активно внедряются Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 г. (утверждена советом директоров ОАО «РЖД» 25.10.2019) и Программа развития информационных технологий ОАО «РЖД» до 2025 г. (утверждена правлением ОАО «РЖД» 30.03.2020).

Одним из основных направлений развития информационных систем выделяется: создание единого информационного пространства

пассажирского комплекса, грузовых перевозок и логистики. Программа развития подразумевает внесение изменений в сложившиеся бизнес-процессы и механизмы кросс-функционального взаимодействия

между подразделениями, создание офиса управления Программой цифровой трансформации, организацию взаимодействия с научным отраслевым комплексом ОАО «РЖД» для участия в создании цифровых платформ и осуществления научной экспертизы на всех этапах разработки цифровых продуктов и актуализацию нормативно-правовой базы [2].

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы внедрения цифровых технологий на железнодорожном транспорте и переходу к цифровой экономике рассматриваются многими учеными и исследователями.

Характер и механизмы влияния цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире раскрыты в статье [3]. По мнению авторов: «объективная потребность

транспортной отрасли в новых

инновационных разработках очень велика. Экономический эффект, который приносит внедрение цифровых технологий в транспортной сфере, очевиден и ощутим. Экономия осуществляется путем снижения нецелевых затрат, увеличения контроля и управляемости системы».

В статье [4] автором рассмотрены планы реализации программ перехода к цифровой экономике в транспортной сфере в России и за рубежом. Выделены направления совершенствования

нормативной базы и методологии подходов к дальнейшему развитию цифровой экономики в транспортном комплексе РФ.

Работа [5] посвящена ключевым вопросам цифровой трансформации экономики и общества, рассмотрена сущность происходящих изменений и отраслевая специфика цифровой трансформации, в частности, в сфере транспорта и логистики, в ней показано, в чем заключается цифровая трансформация, каковы ключевые тренды и возможные эффекты, какие технологические решения играют наиболее значимую роль, как ускорить процессы трансформации и какая поддержка государства при этом особенно важна.

В работе [6] автором описана методология оценки экономических эффектов инвестирования в цифровые технологии на примере организаций железнодорожного транспорта.

Цель работы

Основной целью данной работы является исследование особенностей, тенденций, перспектив и оценка эффективности интеграции

железнодорожного транспорта в цифровую экономику.

Основная часть

В настоящее время в мире и в Российской Федерации во всех сферах экономики и, в частности, на железнодорожном транспорте все более актуальными становятся вопросы интеграции и перехода к «цифровой экономике», «цифровой железной дороге», «железной дороге 4.0» или «умным железным дорогам». Все эти термины объединены единой концепцией интеграции железных дорог в «цифровую экономику».

Интеграцию железнодорожного транспорта в цифровую экономику и внедрение цифровых технологий можно разделить на две составляющих:

1) внедрение и использование цифровых технологий во всех сферах деятельности железнодорожного транспорта с целью изменения существующей бизнес-модели его функционирования, создание и развитие новых источников доходов за счет расширения сферы предлагаемых услуг;

2) переход от традиционных технологий и технических решений к цифровым технологиям и решениям в различных отраслях железнодорожного транспорта.

Как было сказано ранее, одним из основных направлений развития информационных систем на

железнодорожном транспорте

выделяется создание единого информационного пространства

грузовых перевозок и логистики для повышения доходности грузоперевозок и логистического бизнеса [2]. Так в работе [7] описаны возможности автоматизированной системы

оперативного управления грузовыми перевозками. Данная система интегрирует всю информацию о ходе перевозочного процесса как совокупность взаимосвязанных модулей

всех объектов, участвующих в нем. Такая система обеспечивает управление эксплуатационной работой на основе информации обо всех объектах, участвующих в перевозочном процессе. В рамках программы «Цифровая железная дорога» в ОАО «РЖД» разработана электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», позволяющая грузоотправителям

заказать перевозку в подвижном составе различных собственников из любой точки, где есть доступ в Интернет, и тут же оплатить ее. Также доступны услуги погрузочно-разгрузочных работ и складского хранения грузов [7].

Другими направлениями развития являются создание доверенной среды с участниками рынка и переход на безлюдные технологии.

В таблице 1 приведены основные необходимые шаги цифровой трансформации транспортной отрасли. Таблица составлена на основе [5].

Внедрение цифровых технологий на железнодорожном транспорте в сфере грузовых перевозок

предусматривает: индивидуальный подход к клиентам на основании истории взаимоотношений и их потребностей; расчет и продажа комплексных транспортных услуг, подтверждение заявок и получение справок на удобном дистанционном портале. В сфере пассажирских перевозок: комплексная перевозка пассажиров «от двери до двери» с привлечением сторонних перевозчиков; площадка для продажи пассажирам дополнительных сервисов с высокой маржинальностью (класс обслуживания, контент в поездке, страховка и др.). В сфере управления перевозочным процессом: повышение скорости планирования перевозок (пересчет и актуализация) с учетом новых факторов; снижение влияния

человеческого фактора на

эффективность системы. В сфере локомотивного хозяйства: точное понимание текущего состояния локомотивов за счет дистанционной и автоматизированной диагностики;

проведение ремонтных работ не по нормативному графику, а по факту износа оборудования. В сфере инфраструктуры: использование

цифровых моделей при строительстве и эксплуатации объектов

железнодорожной инфраструктуры

По мнению авторов [5] цифровая трансформация транспорта позволит решить задачи по обеспечению связанности территорий, повышению безопасности на транспорте,

(унификация спецификаций и ведомости работ, проверка соответствия требованиям, быстрое внесение изменений в проект, мониторинг инфраструктуры и обслуживание по состоянию). В непроизводственной сфере: взаимодействие сотрудника и компании через портал,

интегрированный с кадровыми системами ОАО «РЖД»; искусственный интеллект для рутинных операций, электронные каналы взаимодействия с внешним миром [2].

эффективности перевозок, снижению экологической нагрузки, а также совершенствованию качества

предоставляемых услуг. Одно из преимуществ цифровизации

Таблица 1

Основные необходимые шаги цифровой трансформации транспортной отрасли

Необходимые шаги Направленность изменений Результаты внедрения

Переход на безбумажный документооборот Синхронизация и перевод в электронный вид транспортных (перевозочных) документов Ускорение процесса обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов

Мультимодальный транспорт Объединение в единую среду различных видов транспорта путем совмещения информационных, организационных, технических элементов и участников перевозочного процесса Оптимизация и перераспределение транспортных потоков

Концепция цифровой железной дороги Внедрение автономных поездов и передовых систем управления железнодорожным движением Инспекция и ремонт объектов инфраструктуры с помощью интеллектуальных робототехнических систем. Техническое обслуживание удаленно с использованием систем предиктивной аналитики. Строительство высокоскоростных магистралей, связывающих ключевые экономические центры, с помощью технологий информационного моделирования (BIM).

железнодорожного транспорта -возможность увеличения пропускной способности без наращивания физической инфраструктуры.

Выявление узких мест и мониторинг загрузки дорог позволяет

реорганизовать процессы для максимально эффективного

использования физических объектов.

В логистике быстрый рост электронной торговли, дополнительный импульс которой придала пандемия СОУГО-19, способствует сквозной цифровизации цепочек поставок. Интернет вещей в логистике позволяет отслеживать движение грузов на всех этапах цепочки поставок, а также совмещать различные виды транспорта в зависимости от типа товара, дорожной ситуации и т.п. При этом оптимизация управления запасами происходит благодаря использованию передовых инструментов аналитики.

Мультимодальность перевозок позволяет использовать раннее планирование условий поездки и (или) перевозки товаров в режиме реального времени, что в свою очередь позволит сократить издержки и время доставки пассажиров и грузов. Благодаря большей коммуникации между различными видами транспорта повышается эффективность процессов в отраслях - потребителях транспортных услуг, ведущая к увеличению добавленной стоимости в масштабах всей экономики [5].

Примерную оценку

эффективности внедрения цифровых технологий можно провести на основе международных стандартов финансовой отчетности (1А IFRS) с использованием следующих критериев [8]:

1) чистый приведенный доход, показывающий эффективность

вложения в проект, т.е. величину денежного потока в течение срока его

реализации и приведенную к текущей стоимости или дисконтирование:

n CF NPV = <

=1 (1+^ У

- IC.

(1)

где ИРУ - чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта;

С^ - денежный поток, создаваемый инвестицией в период ^

1С - первоначальные

инвестиционные затраты в проекте;

г - ставка дисконтирования (барьерная ставка);

п - сумма числа периодов.

Если ИРУ < 0, то проект считается убыточным, если ИРУ = 0, то проект считается эффективным и окупает все вложенные инвестиции, если ИРУ > 0, то проект считается эффективным и приносит прибыль.

2) внутренняя норма доходности -это ставка, при которой дисконтированные затраты равны дисконтированным доходам, т.е норме рентабельности:

0 = 1

CF

t=1 (1+IRR У

- IC.

(2)

внутренняя норма

где IRR -доходности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) период окупаемости, показывающий время, в течение которого доходы от вложений в проект станут равны с затратами:

PP = min n, при котором

n

I CFr > IC (3)

i=1

где PP - период окупаемости;

CF - денежный поток от проекта в i период времени, представляющий

собой сумму чистой прибыли и амортизации.

4) дисконтированный период окупаемости, отражающий количество периодов окупаемости вложений в проект, приведенных к текущему моменту времени:

DPP = min n,

^ CFt при котором --

t=1 (1 + Г)

> IC (4)

5) простая рентабельность инвестиций, являющаяся обратным показателю срока окупаемости вложений в проект:

ARR =

NP I

(5)

где ЛРЯ - рентабельность ИР - чистая прибыль; I - инвестиционные вложения в проект.

6) косвенные выгоды, показатель, рассчитываемый и используемый для отражения количественных и качественных выгод проекта и предназначенный для оценки социально-экономической эффективности:

ENPV = £ St =

Sn

S

■ +... + -

S

(1 +1 )0 '(1 +1) .....(1 +1 у, (6)

где ^ - сумма экономических потоков проекта в период времени I (сумма свободного денежного потока по инвестиционному проекту и социально-экономических эффектов);

г - ставка дисконтирования.

Полученные от внедрения цифровых технологий выгоды можно разделить на прямые и косвенные [8].

Прямые - прямые результаты нововведения, которые легко поддаются оценке и связаны с уменьшением издержек. К ним можно отнести уменьшение работы по вводу информации за счет внедрения электронной системы заказов, уменьшения объема бумажной работы, повышения дохода за счет увеличения производственных мощностей.

Косвенные - результаты внедрения цифровых технологий в бизнес-процесс предприятия,

включающие в себя неосязаемые, непрямые, и стратегические выгоды. К ним можно отнести социально-экономический эффект, приобретение новых знаний, усиление экосистемы.

Выводы

Таким образом, внедрение цифровых технологий на

железнодорожном транспорте, как элемент перехода к цифровой экономике, способствует повышению эффективности пассажирских и грузовых перевозок, расширению спектра и совершенствованию качества предоставляемых услуг, уменьшению издержек, переходу к безбумажным технологиям, увеличению

производственных мощностей,

усилению экосистемы, внедрению безлюдных технологий.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://government.ru/docs/28653/.

t=0

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2019 N 466-р «Об утверждении программы развития ОАО РЖД до 2025 года» (вместе с Долгосрочной программой развития открытого акционерного общества Российские железные дороги до 2025 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-ргаукеЫуа-гГ-о^ 19032019-п-466-г/.

3. Машакина Н.А., Велиев А.Е. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в мире // ЦИТИСЕ. - 2020. - № 1 (23). - С. 290299.

4. Димитров И.Д. Влияние цифровой экономики на развитие транспортной отрасли в России // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2017. №6 (73). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovoy-ekonomi Ы -na-razvitie-transportnoy-otrasli-v-rossii.

5. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова, К. Б. Быховский, Н. Н. Веселитская, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. -239 с.

6. Гулый И.М. Методология оценки экономических эффектов инвестирования в цифровые технологии на транспорте // Транспортные системы и технологии. 2019. №4. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/metodolog iya-otsenki-ekonomicheskih-effektov-investirovaniya-v-tsifrovye-tehnologii-na-transporte.

7. Гутковская А.И., Гутковская Е.А. Развитие цифровой экономики на железнодорожном транспорте // Огарёв-ОпНпе. 2018. №1 (106). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-ekonomiki-na-zheleznodorozhnom-transporte.

8. Методика оценки эффективности цифровых решений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://qazindustry.gov.kz/docs/Proekt_met odiki_otsenki_effektivnosti.pdf.

Аннотации:

В статье рассмотрены вопросы внедрения цифровых технологий на железнодорожном транспорте и переходу к цифровой экономике. Выполнен анализ основных необходимых шагов цифровой трансформации транспортной отрасли и полученные от внедрения цифровых технологий выгоды, приведена методика примерной оценки эффективности внедрения цифровых технологий.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, цифровая экономика, цифровая трансформация, экономическая эффективность.

The article considers the issues of the introduction of digital technologies in railway transport and the transition to a digital economy. The analysis of the main necessary steps of the digital transformation of the transport industry and the benefits obtained from the introduction of digital technologies is carried out, the method of approximate assessment of the effectiveness of the introduction of digital technologies is given.

Keywords: railway transport, digital economy, digital transformation, economic efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.