Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ'

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЖУРНЫЕ ДИСПЕТЧЕРСКИЕ СЛУЖБЫ / ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС / ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА / НАВИГАЦИЯ НА МНОЖЕСТВАХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Морозов Алексей Николаевич

Тема. В статье представлена математическая модель показателей и критерия качества человеко-машинного взаимодействия (ЧМВ) автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов дежурных диспетчерских служб (ОДДС), которая может быть использована для анализа качества ЧМВ ОДДС с целью уменьшения времени диспетчеризации подразделений экстренных служб. Методы. Для построения модели показателей использованы методы системного анализа, теории множеств и реляционной алгебры. Результаты. Выделены и проанализированы анатомические, социальные и психосоматические особенности пользователей в аспекте человеко-машинного взаимодействия. На основе выделенных факторов разработана математическая модель ЧМВ ОДДС в третьей нормальной форме, математическая модель навигации на множествах её сущностей. Разработана система показателей и критериев качества ЧМВ ОДДС, выдвинута гипотеза об их предиктивных возможностях. Разработан программный комплекс, позволяющий измерять, регистрировать и обрабатывать экспериментальные данные о временных характеристиках ЧМВ ОДДС в системе абсолютных и относительных координат монитора, а также в зависимости от индивидуальных характеристик элементов пользовательского интерфейса - размеров, количества, абсолютного и взаимного расположения, получать основополагающие значения характеристик сцены ЧМВ ОДДС и визуального дизайна пользовательского интерфейса. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для количественной оценки качества, анализа и оптимизации ЧМВ как существующих, так и вновь разрабатываемых АРМ ОДДС, при разработке технических заданий и формулировке технических требований к их пользовательскому интерфейсу. Выводы. В статье предложены методы исследования закономерностей построения пользовательских интерфейсов АРМ ОДДС и методы их количественной оценки. Статья является продолжением систематического исследования автором особенностей человеко-машинного взаимодействия в организационных системах реального времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Морозов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTIVE OPERATIONAL MANAGEMENT SYSTEMS FOR EMERGENCY SERVICE UNITS

Purpose. The article presents a mathematical model of indicators and quality criteria for human-machine interaction (HMI) of automated workstations (AWS) for duty dispatch services operators (DDSOs), which can be used to analyze the quality of HMI of DDSOs in order to reduce the dispatch time of emergency service units. Methods. The methods of system analysis, set theory and relational algebra are used to build the indicator model. Findings. The anatomical, social and psychosomatic features of users are identified and analyzed in the aspect of human-machine interaction. On the basis of the selected factors, a mathematical model of HMI of DDSOs in the third normal form, a mathematical model of navigation on sets of its entities, is developed. A system of indicators and criteria for the quality of HMI of DDSOs is developed, a hypothesis about their predictive capabilities is put forward. A developed software package allows measuring, recording and processing experimental data on time response characteristics of HMI of DDSOs in the system of absolute and relative coordinates of the monitor. The system also makes it possible to obtain the fundamental values of the scene characteristics of HMI of DDSOs and visual design of the user interface depending on individual characteristics of user interface elements such as size, quantity, absolute and relative position. Research application field. The results of the study can be used to quantify the quality, analyze and optimize HMI of both existing and newly developed AWS for DDSOs, as well as to develop technical specifications and formulate technical requirements for their user interface. Conclusions. The article proposes methods for studying the laws of constructing user interfaces for AWS of DDSOs and methods for their quantitative assessment. The article is a continuation of the author's systematic study of the features of human-machine interaction in real-time organizational systems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ СИСТЕМ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 004.514

DOI 10.25257/FE.2023.1.114-121

® А. Н. МОРОЗОВ1

1 Федеральное казённое учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана» Росгвардии, Москва, Россия

К вопросу оценки эффективности интерактивных систем оперативного управления подразделениями экстренных служб

АННОТАЦИЯ

Тема. В статье представлена математическая модель показателей и критерия качества человеко-машинного взаимодействия (ЧМВ) автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов дежурных диспетчерских служб (ОДДС), которая может быть использована для анализа качества ЧМВ ОДДС с целью уменьшения времени диспетчеризации подразделений экстренных служб.

Методы. Для построения модели показателей использованы методы системного анализа, теории множеств и реляционной алгебры.

Результаты. Выделены и проанализированы анатомические, социальные и психосоматические особенности пользователей в аспекте человеко-машинного взаимодействия. На основе выделенных факторов разработана математическая модель ЧМВ ОДДС в третьей нормальной форме, математическая модель навигации на множествах её сущностей. Разработана система показателей и критериев качества ЧМВ ОДДС, выдвинута гипотеза об их предиктивных возможностях. Разработан программный комплекс, позволяющий измерять, регистрировать и обрабатывать экспериментальные данные о временнЫх характеристиках ЧМВ ОДДС в системе абсолютных и относительных координат монитора, а также в зависи-

мости от индивидуальных характеристик элементов пользовательского интерфейса - размеров, количества, абсолютного и взаимного расположения, получать основополагающие значения характеристик сцены ЧМВ ОДДС и визуального дизайна пользовательского интерфейса.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены для количественной оценки качества, анализа и оптимизации ЧМВ как существующих, так и вновь разрабатываемых АРМ ОДДС, при разработке технических заданий и формулировке технических требований к их пользовательскому интерфейсу.

Выводы. В статье предложены методы исследования закономерностей построения пользовательских интерфейсов АРМ ОДДС и методы их количественной оценки. Статья является продолжением систематического исследования автором особенностей человеко-машинного взаимодействия в организационных системах реального времени.

Ключевые слова: дежурные диспетчерские службы, человеко-машинное взаимодействие, пользовательский интерфейс, показатель качества, критерий качества, навигация на множествах

Благодарности: автор выражает благодарность доктору технических наук, профессору кафедры организации деятельности пожарной охраны в составе учебно-научного комплекса систем обеспечения пожарной безопасности Академии ГПС МЧС России С. В. Соколову за научное редактирование статьи и ряд ценных замечаний и предложений

© A.N. MOROZOV1

1 Federal State Institution "Security Research Center" of the Russian Guard, Moscow, Russia

On assessing the effectiveness of interactive operational management systems for emergency service units

ABSTRACT

Purpose. The article presents a mathematical model of indicators and quality criteria for human-machine interaction (HMI) of automated workstations (AWS) for duty dispatch services operators (DDSOs), which can be used to analyze the quality of HMI of DDSOs in order to reduce the dispatch time of emergency service units.

Methods. The methods of system analysis, set theory and relational algebra are used to build the indicator model.

Findings. The anatomical, social and psychosomatic features of users are identified and analyzed in the aspect of human-machine interaction. On the basis of the selected factors,

a mathematical model of HMI of DDSOs in the third normal form, a mathematical model of navigation on sets of its entities, is developed. A system of indicators and criteria for the quality of HMI of DDSOs is developed, a hypothesis about their predictive capabilities is put forward. A developed software package allows measuring, recording and processing experimental data on time response characteristics of HMI of DDSOs in the system of absolute and relative coordinates of the monitor. The system also makes it possible to obtain the fundamental values of the scene characteristics of HMI of DDSOs and visual design of the user interface depending on individual characteristics of user

interface elements such as size, quantity, absolute and relative position.

Research application field. The results of the study can be used to quantify the quality, analyze and optimize HMI of both existing and newly developed AWS for DDSOs, as well as to develop technical specifications and formulate technical requirements for their user interface.

Conclusions. The article proposes methods for studying the laws of constructing user interfaces for AWS od DDSOs

and methods for their quantitative assessment. The article is a continuation of the author's systematic study of the features of human-machine interaction in real-time organizational systems.

Key words: duty dispatch services, human-machine interaction, user interface, quality indicator, quality criterion, navigation on sets

Acknowledgements: The author expresses his gratitude to S.V. Sokolov, Grand Doctor In Engineering, Professor of the Department of Organization of Fire Protection Activities (as part of the Educational and Research Complex of Fire Safety Systems of State Fire Academy of EMERCOM of Russia), for scientific editing of the article and a number of valuable comments and suggestions

Актуальность темы статьи обусловлена важностью повышения уровня защищённости личности, культурных и материальных ценностей от преступных посягательств и чрезвычайных ситуаций.

Противодействие различным видам деструктивных событий осуществляют подразделения экстренных оперативных служб (ПЭС) - государственной противопожарной службы, Росгвардии, полиции, скорой медицинской помощи и др.

Управление силами и средствами ПЭС осуществляется операторами дежурных диспетчерских служб (ОДДС) с использованием современного инструментария - автоматизированных рабочих мест (АРМ) на базе персональных компьютеров, позволяющих выполнять в реальном режиме времени мониторинг и анализ оперативной обстановки, а также обеспечивать поддержку принятия на основе полученной информации управленческих решений (рис. 1). Следовательно, эффективность управления силами и средствами ПЭС зависит от качества этого инструментария - характеристик человеко-машинного взаимодействия (ЧМВ) в системе АРМ - ОДДС (ЧМВ ОДДС) [1-14].

Рисунок 1. Модель диспетчеризации сил и средств подразделений экстренных служб

Figure 1. Model of dispatching means and forces of emergency services units

Для оценки качества ЧМВ уже в течение довольно длительного времени используются метрики [15-21]. В ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-2001 «Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению» даётся такое определение метрики: «Количественный масштаб и метод, которые могут быть использованы для определения значения признака, принятого для конкретной программной продукции». Из указанного определения следует, что качество программного обеспечения определяется набором его характеристик (показателей) и метрик - их значений. К характеристикам качества программного обеспечения относятся его функциональные возможности, надёжность, практичность, эффективность, сопровождаемость и мобильность. В то же время в стандарте сказано, что «организации и группы по стандартизации могут устанавливать свои собственные модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими характеристиками для охвата различных областей применения и стадий жизненного цикла». Кроме того, поскольку термин «метрика» имеет смысл только применительно к конкретному показателю, то на практике оба термина зачастую используются как синонимы, поэтому в дальнейшем они будут считаться равнозначными.

Метрики программного обеспечения используются в получивших широкое распространение интернет-приложениях, интернет-магазинах с целью анализа поведения посетителей и результативности посещений. Примером может служить известный сервис «Яндекс.Метрика».

Однако для организационных систем реального времени, к которым относятся автоматизированные рабочие места операторов дежурных диспетчерских служб указанные метрики использованы быть не могут в силу принципиальных различий предметной области.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

Метрики интернет-приложений - это характеристики решения неизвестных задач неизвестными пользователями. Интернет-приложения не имеют профиля задачи, цель пользователя не найти кнопку «Купить», а найти нужную информацию.

Метрики ЧМВ ОДДС - это характеристики решения известных задач известными пользователями.

В настоящей статье предлагается система показателей (метрик) ЧМВ ОДДС, основанная на вычленении, анализе и учёте физических и психосоматических свойств пользователя, составляющих факторы ЧМВ (рис. 2).

В настоящее время для оценки качества ЧМВ используются, в основном, экспертные методы (фокус-группа, прототипирование), а математические модели и инструментальные программные средства для расчёта и измерения количественных значений показателей и критериев качества ЧМВ разработаны недостаточно полно и требуют дополнительного исследования.

Математический аппарат для расчёта количественных значений показателей качества ЧМВ

разработан лишь для отдельных операций (законы Хика и Фиттса). Известное семейство количественных методов GOMS (от английского Goals, Operators, Methods, and Selection Rules) позволяет оценить время, необходимое для выполнения задачи для конкретного пользовательского интерфейса (ПИН) путём исследования специальных таблиц, которые нужно заполнить вручную. Кроме того, широкий диапазон значений используемых в методе параметров приводит к тому, что эта упрощённая модель не может использоваться для получения абсолютных временных значений с какой-либо степенью точности.

С целью определения количественных значений качества ЧМВ ОДДС в рамках настоящего исследования была выполнена следующая работа:

1) проанализированы основные факторы ЧМВ ОДДС, в качестве которых выделены анатомические и психосоматические особенности пользователей;

2) разработана и представлена в виде ER-диаграммы («сущность - связь», «Entity-Relationship») математическая модель ЧМВ ОДДС в третьей нормальной форме. Предложены новые

•Z паттерн» Поле зрения

Тракуэр

Остров зрения

«Продуктивное мышление» (Макс Вертгеймер)

Завершённость

•Z паттерн»

Ментальность

Протяженность

Компактность

Коун А. Тоннель зрения

Связность

Абсолютное положение

Относительное положение

Время нахождения

Закон Хика

Понятность

Общее наполнение

Относительное наполнение

Закон Фиттса Моторика Время достижения

Рисунок 2. Система показателей качества человеко-машинного взаимодействия операторов дежурных диспетчерских служб

Figure 2. System of the quality indicators of human-machine interaction of duty dispatch services operators

научные понятия и термины: общее и относительное информационное наполнение ПИН, архипелаг задачи, его фрейм, горизонтальная компактность, плотность и связность;

3) разработана математическая модель навигации на множествах сущностей математической модели ЧМВ ОДДС;

4) разработана система показателей и критериев качества ЧМВ ОДДС (показатели: абсолютного положения элементов ПИН (ЭПИН), их относительного положения, времени нахождения, времени достижения, общего и относительного информационного наполнения ПИН; горизонтальной компактности, плотности, связности архипелага задачи; критерии: времени выполнения задачи и линеаризации архипелага задачи), а также модели и алгоритмы расчёта их количественных значений;

5) выдвинута гипотеза о предиктивных возможностях разработанной системы показателей, разработаны схемы экспериментов и программное обеспечение для её проверки;

6) разработаны два программных комплекса, позволяющих:

- экспериментально измерять время и количество операций, затрачиваемых операторами ДДС на решение задач диспетчеризации сил и средств ПЭС с целью последующих анализа и оптимизации;

- оценивать и повышать квалификацию операторов ДДС посредством экспериментального измерения и сравнения времени решения разными операторами одной и той же задачи одним и тем же АРМ;

- измерять, регистрировать и обрабатывать экспериментальные данные о временных характеристиках ЧМВ ОДДС в системе абсолютных и относительных координат монитора, а также, в зависимости от индивидуальных характеристик элементов пользовательского интерфейса - размеров, количества, абсолютного и взаимного расположения, получать основополагающие значения характеристик сцены ЧМВ ОДДС и визуального дизайна пользовательского интерфейса.

В математическую модель человеко-машинного взаимодействия операторов дежурных диспетчерских служб входят:

множество решаемых задач G (цели, goals):

G = [g:g,sGAl = 1, /л/ = (Скважность задач ^(weight):

W = {w,: w, е Wai=\, /л/ = \G\};

множество АРМ А, предназначенных для решения множества задач G:

А = [oj: а, е А л; = 1, /л/ = |Л|}; множество качества решений /-й задачи j-м АРМ Q:

Q={qt:q9sQA\Q\ = \Gx/\],

где q.. - качество решения i-й задачи j-м АРМ; множество экранных форм АРМ Ф (forms):

ф={ф,.:ф,ефлу = 1,/л/ = |л|}

Ф,={ф*:<р* еФул* = 1, *улК, = |фу|},

где ф - подмножество форм j-го АРМ, Ф* - k-я экранная форма j-го АРМ. Например, - это третья форма второго АРМ;

множество элементов ПИН С (cell):

C = {Cj:CJGCAj=\jAj = \A\}, Cj ={с;: Ckj^Cjj=\,jA) = \A\Ak = \,Kj aKj=\0j\],

С) ={cf: cf e CjAl=\, L*a|C*|},

где C - подмножество ЭПИН j-го АРМ; С* - подмножество ЭПИН k-й формы j-го АРМ; с" - 1-й элемент k-й экранной формы j-го АРМ. Например, с|4 - это четвертый ЭПИН третьей формы второго автоматизированного рабочего места.

В предположении, что ЭПИН являются прямоугольниками, с", представим в виде кортежа его геометрические характеристики (профиль ЭПИН):

с?=<х?,у»,Ах«,Ау?>,

кI kl I

где Xj, уj - координаты левого верхнего угла 1-го ЭПИН k-й формы j-го АРМ, относительно левого верхнего угла монитора в пикселях по осям х и у соответственно; Ах", Ay" - размеры 1-го ЭПИН k-й формы j-го АРМ в пикселях по осям Х и Y соответственно.

Работа ОДДС заключается в выполнении определённых действий, установленных должностными инструкциями и реализованными в программном обеспечении автоматизированных рабочих мест операторов дежурных диспетчерских служб. Последовательность таких действий носит название профиля задачи:

Р9={$:рЦеР9лп=Щл^ = \Р9\},

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

где P¡j - профиль решения ¡-й задачи /-м АРМ; N.. - количество элементарных операций (шагов) в профиле; р," - профиль п-го шага при решении ¡-й задачи/-м АРМ;

$ = <д„ар ср*,

где с^-й ЭПИН, используемый для решения д-й задачи а-м АРМ на п-м шаге; /Л^ - время выполнения элементарных операций пользователей над ЭПИН (нахождение, достижение и управление). Отметим, что tN~ равно нулю, если операция не выполняется.

Множества в, 0, А, Ф, С, О и Р находятся между собой в определенных отношениях. Тип отношений между множествами (рис. 3) указан в нотации реляционной алгебры, где —►» - отношение «один к одному», —►»■» - один ко многим, а «^—►» - многие к одному.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При расчёте значений показателей и критерия качества ПИН следует учитывать характеристики (размеры, расположение и др.) ЭПИН, участвующих в решении ¡-й задачи /-м АРМ. С одной стороны, эти ЭПИН являются элементами профиля задачи Р а с другой - их реквизиты принадлежат элементам соответствующих им множеств. Это приводит к необходимости нахождения значений реквизитов элементов одного множества по значению реквизитов элементов других множеств. Назовем такие процедуры навигацией на множествах.

Для навигации на множествах были введены следующие функции:

/4:(а = Ш А § е {{/}, {]}, {*}, {У}, {т}, {л}}) ^

Рисунок 3. ER-диаграмма модели пользовательского интерфейса Figure 3. ER-diagram of a user interface model

или в более короткой нотации и обратную

где функция f возвращает значение элемента соответствующего множества с индексом, равным а функция возвращает значение индекса \ элемента множества

Элементы кортежей р~ переобозначим по принципу:

<(а")->А"с.

Далее при расчёте показателей для нахождения значений переменных используются функции навигации по ER-диаграмме в последовательности, задаваемой профилем задачи. Имена переменных записываются в переобозначенной нотации.

В качестве примера приведём расчёт показателя времени нахождения ЭПИН с использованием закона Хика. Это закон описывает время, которое требуется человеку для выбора из возможных вариантов для случая равновероятного выбора. Теоретическое суммарное время Т.. нахождения l-х ЭПИН j-го автоматизированного рабочего места при решении на .-й задачи можно рассчитать по формуле:

n=Na , . . ч

Г, -Ь-рь{<? <*>+,)

ip"''5)

где Lj *' ' - количество ЭПИН на k-й форме j-го АРМ на n-м шаге при решении i-й задачи, N.. -мощность профиля задачи; b - эмпирическая константа. Для приближенных вычислений рекомендуется принимать b =150.

Под качеством q.. решения i-й задачи j-м АРМ понимается функция времени, удовлетворяющая условиям

ит^(0 = <).

Для определённости примем _ <Т"

Рисунок 4. Пример сводных результатов экспериментов по замеру характеристик абсолютного положения элементов пользовательского интерфейса: 1 - список экспериментов; 2 - 2D-график результатов; 3 - 3D-график результатов

Figure 4. Example of summary results of experiments on measuring characteristics of the absolute position of user interface elements: 1 - list of experiments; 2 - 2D-graph of results; 3 - 3D-graph of the results

где = —— - относительная важность i-й

Е/=1Ч

п=\Рц I

задачи; (р,"1 + р,"2 + р-3) - суммарное вре-

Л=1

мя выполнения у-й задачи j-м АРМ.

Тогда под качеством ПИН ;'-го АРМ по критерию времени будем понимать выражение

а под критерием времени ПИН:

Разработанные на основе рассмотренной математической модели программные комплексы позволяют измерять и рассчитывать значения показателей и критериев качества ЧМВ ОДДС (рис. 4).

ВЫВОДЫ

Исследование позволило выделить и проанализировать основные факторы ЧМВ операторов дежурных диспетчерских служб. К основным человеческим факторам относятся анатомические и психосоматические особенности операторов. К основным факторам восприятия -факторы завершённости (прегнантности) и понятности (преаттентивности) визуального дизайна пользовательского интерфейса.

На основе выделенных факторов разработана система показателей качества человеко-машинного взаимодействия операторов дежурных диспетчерских служб и выдвинута рабочая гипотеза об их предиктивных возможностях.

Разработан программный комплекс для измерения и расчёта показателей и критериев качества ЧМВ операторов ДДС, а также схемы проведения экспериментов для проверки выдвинутой гипотезы об их предиктивных возможностях.

Разработанная система показателей базируется на факторах ЧМВ и может быть использована для оптимизации визуального дизайна пользовательского интерфейса АРМ ОДДС. Это будет способствовать решению актуальной задачи -повышению уровня общественной безопасности за счёт уменьшения времени диспетчеризации сил и средств оперативных подразделений экстренных служб.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Соколов С. В., Морозов А. Н. Модель показателя линеаризации пользовательских интерфейсов автоматизированных рабочих мест оперативных подразделений экстренных служб // Технологии техносферной безопасности. 2021. Вып. 3 (93). С. 29-41. 001:10.25257/ТТБ.2021.3.93.29-41

2. Соколов С. В., Морозов А. Н. Модель показателя связности пользовательских интерфейсов автоматизированных рабочих мест оперативных подразделений экстренных служб // Технологии техносферной безопасности. 2022. Вып. 2(96). С. 92-102. 001:10.25257/ТТБ.2022.2.96.92-102

3. Холостов А. Л. Имитационное моделирование функционирования диспетчерских служб интегрированных систем

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2023. No. 1

безопасности: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. 94 с.

4. Порошин А. В., Власов К. С. Данилов М. М. Современные подходы к цифровизации трудового процесса оперативных пожарных подразделений // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2019. № 1(1). С. 20-29.

5. Попов Е. В., Овсяник А. И., Воронов О. С. Получение и обработка оперативной информации при чрезвычайных ситуациях радиационного характера // Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2021. С. 491-498.

6. Топольский Н. Г., Бутузов С. Ю., Вилисов В. Я., Семиков В. Л. Нейросетевое моделирование эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации в многоуровневой системе управления // Технологии техносферной безопасности. 2021. № 2(92). С. 79-93. 001:10.25257/ТТЭ.2021.2.92.79-93

7. Топольский Н. Г., Манин П. А., Таранцев А. А., Хо-лостов А. Л. Моделирование функционирования дежурно-диспетчерской службы объекта на основе одноканальной безбуферной системы массового обслуживания с эрланговским входным потоком и экспоненциальным обслуживанием // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2011. № 3. С. 26-31.

8. Морозов А. Н., Зарубин В. С., Гришин С. А. К вопросу оценки качества пользовательского интерфейса АРМ пунктов централизованной охраны // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 1. С. 45-50.

9. Морозов А. Н., Зарубин В. С., Гришин С. А. Математические аспекты расчёта показателя качества пользовательского интерфейса компьютерных программ // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2019. № 2. С. 89-92.

10. Фамильнов А. Р., Зарубин В. С., Морозов А. Н. Расчёт времени нахождения элементов пользовательского интерфейса компьютерных программ // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 3(26). С. 18. Э01:10.26102/2310-6018/2019.26.3.010

11. Морозов А. Н., Зарубин В. С., Гришин С. А. Расчёт показателей информационного наполнения пользовательских интерфейсов // Моделирование, оптимизация и информа-

ционные технологии. 2020. Т. 8. № 3 (30). D0I:10.26102/2310-6018/2020.30.3.035

12. Морозов А. Н., Зарубин В. С., Гришин С. А. Математические аспекты психофизиологических особенностей пользовательских интерфейсов компьютерных программ // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 3. С. 53-60.

13. Купер А. Психбольница в руках пациентов. Алан Купер об интерфейсах (Пер. с англ. Е. Самородских). СПб.: Питер, 2018. 384 с.

14. Раскин Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем (Пер. с англ. Ю. Асотов). СПб.: Символ-Плюс, 2017. 263 с.

15. Звездин С. В. Формирование метрик кода программной системы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2008. № 6(69). С. 48-52.

16. Перминов Н. А, Бакаев М. А. Интеграция инструментов и сервисов для оценки веб-интерфейсов пользователя и выявления юзабилити рисков // Компьютерная лингвистика и вычислительные онтологии. 2019. № 3. С. 153-165. D0I:10.17586/2541-9781-2019-3-153-165

17. llyas M, Bilal H. A., Tariq Q, Awan S. A. SourceViz: A Tool for Supporting Software Metrics Visualization // International Journal of Information Engineering and Electronic Business. 2017. Vol. 9. No. 3. Pp. 18-25. D0I:10.5815/ijieeb.2017.03.03

18. Ludwig J., Xu S, Webber F. Static software metrics for reliability and maintainability. Proceedings // International Conference on Software Engineering. «Proceedings - 2018 ACM/ IEEE International Conference on Technical Debt, TechDebt 2018». 2018. Pp. 53-54. D0I:10.1145/3194164.3194184

19. Mamun M. A. A., Berger C., Hansson J. Effects of measurements on correlations of software code metrics. Empirical Software Engineering. 2019. Vol. 24. No. 4. Pp. 2764-2818. D0I:10.1007/s10664-019-09714-9

20. Ergasheva Sh, Kruglov A. Software Development Life Cycle early phases and quality metrics: A Systematic Literature Review. Journal of Physics: Conference Series. 2020. 1694. 012007. D0I:10.1088/1742-6596/1694/1/012007

21. Ахметов К. Взаимодействие человека и компьютера: тенденции, исследования, будущее // Форсайт. 2013. Т. 7. № 2. С. 58-68.

REFERENCES

1. Sokolov S.V., Morozov A.N. Model of indicator of linearization of user interfaces of automated workplaces of operational units of emergency services. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2021, iss. 3(93), pp. 29-41 (in Russ.). D01:10.25257/TTS.2021.3.93.29-41

2. Sokolov S.V., Morozov A.N. Model of connectivity indicator of user interfaces of automated workplaces of emergency services. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2022, iss. 2(96), pp. 92-102 (in Russ.). D01:10.25257/TTS.2022.2.96.92-102

3. Kholostov A.L. Imitatsionnoe modelirovanie funktsionirovaniia dispetcherskikh sluzhb integrirovannykh sistem bezopasnosti: monografiia [Simulation modeling of the functioning of dispatching services of integrated security systems: monograph]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2012. 94 p. (in Russ.).

4. Poroshin A.A., Vlasov K.S., Danilov M.M. Modern approaches to digitization of the activities of operational fire divisions. Aktual'nye voprosy pozharnoi bezopasnosti - Current issues of fire safety. 2019, no. 1(1), pp. 20-29 (in Russ.).

5. Popov E.V., 0vsyanik A.1., Voronov 0.S. 0btaining and processing operational information in radiation emergencies. 1n: Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi Vsemirnomu dniu grazhdanskoi oborony "Grazhdanskaia oborona na strazhe mira i bezopasnosti" [Materials of the Vth 1nternational Scientific and Practical Conference dedicated to the World Civil Defense Day "Civil Defense on guard of peace and security']. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021. Pp. 491-498 (in Russ.).

6. Topolsky N.G., Butuzov S.Y., Vilisov V.Y., Semikov V.L. Neural network modeling of the efficiency of response to emergency situations in a multi-level control system. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti - Technology of technosphere safety. 2021, no. 2(92), pp. 79-93 (in Russ.). D01:10.25257/TTS.2021.2.92.79-93

7. Topolsky N., Manin P., Tarantsev A., Kholostov A. Modelling of the dispatching service based single-channel unbuffered queuining system with Erlang's input stream and exponential service. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya - Fire and Emergencies: Prevention, Elimination. 2011, no. 3, pp. 26-31 (in Russ.).

8. Morozov A.N., Zarubin V.S., Grishin S.A. To the question of assessing the usability of the software security system. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019, no. 1, pp. 45-50 (in Russ.).

9. Morozov A.N., Zarubin V.S., Grishin S.A. Mathematical aspects of calculation of the quality indicator of the user interface of computer programs. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii - Bulletin of the Voronezh 1nstitute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2019, no. 2, pp. 89-92 (in Russ.).

10. Familnov A.R., Zarubin V.S., Morozov A.N. The calculate of the time count spent on a selecting of software application GUI element. Modelirovanie, optimizatsiia i informatsionnye tekhnologii -Modeling, optimization and information technology. 2019, vol. 7, no. 3(26), p. 18 (in Russ.). D01:10.26102/2310-6018/2019.26.3.010

11. Morozov A.N., Zarubin V.S., Grishin S.A. Calculation of indicators of the information content for user interfaces. Modelirovanie, optimizatsiia i informatsionnye tekhnologii -

Modeling, optimization and information technology. 2020, vol. 8, no. 3 (30) (in Russ.). D0l:10.26102/2310-6018/2020.30.3.035

12. Morozov A.N., Zarubin V.S., Grishin S.A. Mathematical aspects of psychophysiological features of user interfaces of computer programs. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii -Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020, no. 3, pp. 53-60 (in Russ.).

13. Cooper A. Mental hospital in the hands of patients. Alan Cooper on interfaces. Saint Petersburg, Piter Publ., 2018, 384 p.

14. Raskin J. The Humane Interface: New Directions for Designing Interactive Systems. Addison-Wesley Professional, 2000. 233 p.

15. Zvezdin S.V. Formation of metrics of the software system code. Nauchno-Tekhnicheskie Vedomosti Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Politekhnicheskogo Universiteta. Informatika. Telekommunikatsii. Upravlenie - Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Computer Science. Telecommunications. Management. 2008, no. 6(69), pp. 48-52 (in Russ.).

16. Perminov N., Bakaev M. Integrating tools and services for assessment of web user interfaces and identification of usability risks. Komp iuternaia lingvistika i vychislitel'nye ontologii -

Computational linguistics and computational ontologies. 2019, no. 3, pp. 153-165 (in Russ.). DOI:10.17586/2541-9781-2019-3-153-165

17. Ilyas M., Bilal H.A., Tariq Q., Awan S.A. SourceViz: A Tool for Supporting Software Metrics Visualization. International Journal of Information Engineering and Electronic Business. 2017, vol. 9, no. 3, pp. 18-25 (in Eng.). D0I:10.5815/ijieeb.2017.03.03

18. Ludwig J., Xu S., Webber F. Static software metrics for reliability and maintainability. Proceedings. International Conference on Software Engineering. "Proceedings - 2018 ACM/ IEEE International Conference on Technical Debt, TechDebt 2018" 2018, pp. 53-54 (in Eng.). D0I:10.1145/3194164.3194184

19. Mamun M.A.A., Berger C., Hansson J. Effects of measurements on correlations of software code metrics. Empirical Software Engineering. 2019, vol. 24, no. 4, pp. 2764-2818 (in Eng.). D0I:10.1007/s10664-019-09714-9

20. Ergasheva Sh., Kruglov A. Software Development Life Cycle early phases and quality metrics: A Systematic Literature Review. Journal of Physics: Conference Series. 2020. 1694. 012007. (in Eng.) D0I:10.1088/1742-6596/1694/1/012007

21. Akhmetov K. Human-Computer Interaction: Trends, Research, Future. Forsait - Foresight-Russia, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 58-68 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Алексей Николаевич МОРОЗОВ Н

Старший научный сотрудник,

Научно-исследовательский центр «Охрана» Росгвардии, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 5031-7785 Ди^огЮ: 970226

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7549-1674 Н alex_frost@mail.ru

Поступила в редакцию 24.10.2022 Принята к публикации 19.01.2023

Для цитирования:

Морозов А. Н. К вопросу оценки эффективности интерактивных систем оперативного управления подразделениями экстренных служб // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2023. № 1. С. 114-121. 001:10.25257/РБ.2023.1.114-121

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Aleksey N. MOROZOV H

Senior Researcher,

Federal State Institution "Security Research Center" of the Russian Guard, Moscow, Russian Federation SPIN-KOA: 5031-7785 AuthorlD: 970226

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7549-1674 H alex_frost@mail.ru

Received 24.10.2022 Accepted 19.01.2023

For citation:

Morozov A.N. On assessing the effectiveness of interactive operational

management systems for emergency service units.

Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, Hkvidatsiya -

Fire and emergencies: prevention, elimination, 2023, no. 1, pp. 114-121.

D0I:10.25257/FE.2023.1.114-121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.