Научная статья на тему 'К вопросу организационной структуризации менеджмента зернового бизнеса'

К вопросу организационной структуризации менеджмента зернового бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / СЕГМЕНТЫ / МОДЕЛЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / ФАКТОРЫ / РАЗВИТИЕ / РЕСУРСЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / GRAIN MARKET / SEGMENTS / MODEL / MANAGEMENT / FACTORS / DEVELOPMENT / RESOURCES / INDICATORS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Инна Григорьевна, Смирнов Виталий Валерьевич, Шамров Кристина Николаевна, Толмачев Алексей Васильевич

Отмечается, что зерновой рынок оказывает определяющее влияние на продовольственное обеспечение нашей страны. Сегодня, в условиях импортозамещения, в больших объемах продолжаются завозиться многие продукты животноводства, в которых зерно является кормовой базой, хотя их с большой выгодой можно производить внутри страны. В последние годы Россия превратилась в большого зернового экспортера и вошла в четверку крупнейших мировых продавцов зерновых на мировом рынке. Теперь главной проблемой в зерновом бизнесе стало не производство, а эффективный менеджмент и маркетинг сбыта зерна на внутреннем и, особенно, внешнем рынках. Под «зерновым рынком» авторы понимают интегрированный механизм, охватывающий производство переработку логистику маркетинг зерновых продуктов, обеспечивающий выход на потребителя. Авторы отмечают, что сегодня не следует проводить жесткие границы в менеджменте сегментов зернового рынка, так как все отрасли этого рынка технологически связаны между собой через совокупность интегрированных видов деятельности. Также они приводят свою модель менеджмента функционирования зернового рынка, в которой наглядно демонстрируются основные блоки исследуемой производственной системы, их связи и взаимоотношения. Практическая реализация такого взаимодействия сулит участникам зернового рынка получение определенного синергетического эффекта за счет системности функционирования технологических, логистических, маркетинговых и других деловых связей между всеми его участниками, корректировки ценовых пропорций, более совершенных экономических инструментов инвестирования в этот бизнес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Инна Григорьевна, Смирнов Виталий Валерьевич, Шамров Кристина Николаевна, Толмачев Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF GRAIN BUSINESS MANAGEMENT

It is noted that the grain market has a key influence on food supply in our country. Today, in the conditions of import substitution, many animal products continue to be received from abroad in large volumes, among which grain is a feeding base, although those products can be produced domestically with high profits. In recent years, our country has become a large grain exporter and had been set among the four world's largest grain sellers at the world market. Now, the main problem of the grain business has become not manufacturing but the effective management and marketing of grain sale on domestic and foreign markets. Under the "grain market", the authors understand an integrated mechanism covering the entire process of production processing logistics marketing of grain products, ensuring access to the consumer. The authors note that today there should not be rigid boundaries in the management segments of the grain market, as all sectors of the market are technologically linked through a set of integrated activities. Also they are bringing up their model of functioning management of the grain market, which clearly demonstrates the basic blocks of the investigated production systems, their connections and relationships. The practical implementation of such cooperation promises to participants of the grain market to get a certain synergistic effect due to the systemic functioning of technological, logistics, marketing and other business relationships between all parties; as well as adjustments to price ratios and more sophisticated economic instruments for investment in that business

Текст научной работы на тему «К вопросу организационной структуризации менеджмента зернового бизнеса»

УДК 338.432

08.00.00. Экономические науки

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ЗЕРНОВОГО БИЗНЕСА

Иванова Инна Григорьевна

к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга

SPIN-код: 2237-9488,

e-mail: inna_ivanova_2010@mail.ru

Смирнов Виталий Валерьевич аспирант кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 3766-4213 e-mail: vit.smirnov@mail.ru

Шамров Кристина Николаевна старший лаборант кафедры управления и маркетинга, SPIN-код: 5992-5288, e-mail: cristina_shamroff@mail.ru

Толмачев Алексей Васильевич д.э.н., профессор кафедры управления и маркетинга, SPIN-код: 7612-0308, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Отмечается, что зерновой рынок оказывает определяющее влияние на продовольственное обеспечение нашей страны. Сегодня, в условиях импортозамеще-ния, в больших объемах продолжаются завозиться многие продукты животноводства, в которых зерно является кормовой базой, хотя их с большой выгодой можно производить внутри страны. В последние годы Россия превратилась в большого зернового экспортера и вошла в четверку крупнейших мировых продавцов зерновых на мировом рынке. Теперь главной проблемой в зерновом бизнесе стало не производство, а эффективный менеджмент и маркетинг сбыта зерна на внутреннем и, особенно, внешнем рынках. Под «зерновым рынком» авторы понимают интегрированный механизм, охватывающий производство - переработку - логистику - маркетинг зерновых продуктов, обеспечивающий выход на потребителя. Авторы отмечают, что сегодня не следует проводить жесткие границы в менеджменте сегментов зернового рынка, так как все отрасли этого рынка технологически связаны между собой через совокупность интегрированных видов деятельности. Также они приводят свою модель менеджмента функционирования зернового рынка, в которой наглядно демонстрируются основные блоки исследуемой производственной системы, их связи и взаимоотношения. Практическая реализация такого взаимодействия сулит участникам зернового рынка получение определенного синергетического эффекта за счет системности функционирования технологических, логистических, маркетинговых и других деловых связей между

UDC 338.432 Economics

TO THE QUESTION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF GRAIN BUSINESS MANAGEMENT

Ivanova Inna Grigoryevna assistant professor of the Management and Marketing Department, SPIN-ID: 2237-9488, e-mail: inna_ivanova_2010@mail.ru

Smirnov Vitaliy Valeryevich

postgraduate student of Management and Marketing Department, SPIN-ID: 3766-4213 e-mail: vit.smirnov@mail.ru

Shamrov Kristina Nikolaevna senior technician of Management and Marketing Department, SPIN-ID: 5992-5288, e-mail: cristina_shamroff@mail.ru

Tolmachev Aleksey Vasilyevich Dr. Sci. Econ., professor of Management and Marketing Department, SPIN-ID: 7612-0308, e-mail: tolmachalex@mail.ru

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

It is noted that the grain market has a key influence on food supply in our country. Today, in the conditions of import substitution, many animal products continue to be received from abroad in large volumes, among which grain is a feeding base, although those products can be produced domestically with high profits. In recent years, our country has become a large grain exporter and had been set among the four world's largest grain sellers at the world market. Now, the main problem of the grain business has become not manufacturing but the effective management and marketing of grain sale on domestic and foreign markets. Under the "grain market", the authors understand an integrated mechanism covering the entire process of production - processing - logistics - marketing of grain products, ensuring access to the consumer. The authors note that today there should not be rigid boundaries in the management segments of the grain market, as all sectors of the market are technologically linked through a set of integrated activities. Also they are bringing up their model of functioning management of the grain market, which clearly demonstrates the basic blocks of the investigated production systems, their connections and relationships. The practical implementation of such cooperation promises to participants of the grain market to get a certain synergistic effect due to the systemic functioning of technological, logistics, marketing and other business relationships between all parties; as well as adjustments to price ratios and more sophisticated economic instruments for invest-

всеми его участниками, корректировки ценовых про- ment in that business порций, более совершенных экономических инструментов инвестирования в этот бизнес

Ключевые слова: ЗЕРНОВОЙ РЫНОК, СЕГМЕНТЫ, Keywords: GRAIN MARKET, SEGMENTS, MOD-

МОДЕЛЬ, МЕНЕДЖМЕНТ, ФАКТОРЫ, EL, MANAGEMENT, FACTORS, DEVELOP-

РАЗВИТИЕ, РЕСУРСЫ, ПОКАЗАТЕЛИ, MENT, RESOURCES, INDICATORS, EFFICIEN-

ЭФФЕКТИВНОСТЬ CY

Doi: 10.21515/1990-4665-126-045

Система функционирования, менеджмента регулирования и повышения эффективности зерновых рынков (ЗР) является важной в нашем региональном зернопродуктовом подкомплексе (ЗПП) и АПК в целом. Этот рыночный сегмент оказывает определяющее влияние на продовольственную безопасность нашей страны. Сегодня отечественный зерновое производство, зерновой бизнес, рынок, подобно другим отраслям отечественного АПК работают в условиях продолжающегося экономического кризиса. Меняющиеся по результатам рыночных преобразований экономические условия воспроизводства с течением времени все больше затрудняют решение проблемы продовольственной безопасности нашей страны.

Негативное влияние на эффективность аграрного зернового рынка оказали просчеты, которые были допущены в процессе формирования зернового рынка и перехода агропромышленного рынка на отношения рынка в 90-е и последующие за ними годы. Принятая правительством Е.Гайдара монетаристская модель рынка, не признающая государственного регулирования, отразилась особенно пагубно в конце прошлого столетия. Эта модель изначально была ориентирована на неравную рыночную конкуренцию и ценовой диспаритет зернового и других видов аграрного рынка с другими участниками внутренних и внешних рынков. В результате в страну до недавних пор активно завозилось зерно, и продолжают, и сегодня, в больших объемах завозиться многие продукты животноводства (здесь зерно является кормовой базой), которые с успехом можно производить в нашей стране.

Последние удачные периоды по зерновому производству изменили ситуацию на обратную. По их результатам наша страна стала превращаться в большого зернового экспортера, во многом по причине значительного снижения фуражного потребления зерна. Хорошо это или плохо. Скорее не совсем хорошо. Но появилась вера по перспективе успешного развития, по итогам последних маркетинговых лет наша страна вошла в четверку крупнейших мировых продавцов зерновых на мировом рынке. В результате главной проблемой в зерновом бизнесе стала не проблема производства, а проблема эффективного менеджмента и маркетинга по сбыту зерна на внутреннем и особенно внешнем рынках.

Проблемы построения, структуризации менеджмента функционирования, регулирования роста экономической эффективности функци-он6ирования рынков зерна в системе зерновых подкомплексов играют значительную роль и занимают центральное место в практической и научной литературе. В последние десятилетия им посвятили свои работы многие отечественные экономисты, в их числе Алтухов А.И., Белозерцев А.Г., Бирман В.Ф., Вермель Д.Ф., Гордеев А.В., Грачев В.А., Долматов Э.В., Нечаев В.И., Парамонов П.Ф., Рыбалкин П.Н., Сагайдак Э.А., Серков А.Ф., Трисвятский Л.А., Трубилин А.И. , Ушачев И.Г. и другие [1, 8, 13].

Однако, многие из них исследовали в основном вопросы развития и регулирования рынка зерна на уровнях макроэкономики и чаще применительно к масштабу национальной экономики, страны в целом. Эти разработки послужили научно-методической основой исследования, основой для совершенствования концепции дальнейшей адаптации зернового рынка и к рыночным отношениям.

При этом недостаточно изученными и разработанными остаются проблемы регионального функционирования, регулирования и реформирования рынка зерна в системном подкомплексе агропромышленного комплекса с использованием методологической системы в качестве единого

экономического механизма. Важно также учитывать, что развитие рынков зерна находится в довольно тесной связи с развитием других отраслей народного хозяйства, других продуктовых подкомплексов агропромышленного комплекса, которые объединены связями межотраслевых структур, качественным уровнем взаимодействия различных сфер национальной экономики.

В свое время, общественное разделение труда привело к выделению промышленного и сельскохозяйственного производства, выделению из сельского хозяйства значительного перечня функций производства, на основе которых были сформированы свои самостоятельные отрасли, своя инфраструктура с оптовой и розничной торговлей. Последующее углубление процесса разделения труда по территориям и сосредоточение производств по отдельным продуктом в уменьшающемся числе производств, смогло создать возможности формировать на основе правильного отраслевого менеджмента специализированные производства, а потом и комбинированные технологические процессы в масштабах отдельных территорий и регионов отдельных стран.

В результате, стало возможным формировать систему менеджмента производственных связей с межотраслевыми отношениями между с.-х. и промышленными организациями по производству с вертикальным построением процессов заготовки, переработки, хранения и реализацией своих продуктов. После этого стали возникать интеграционно построенные связи взаимодействия, построенные по принципам кооперирования в использовании материально-технических ресурсов, ресурсов труда, финансов других ресурсов с инфраструктурой различных уровневых систем. На этой основе сформировались региональные зернопродуктовые подкомплексы, агропромышленные комплексы и единый комплекс страны с разветвленной системой рыночных взаимосвязей и зависимостей.

Зерновой рынок требует постоянного совершенствования принципов

развития рынка, по-новому формировать региональные пропорции воспроизводства, согласовывать хозяйственную деятельность отраслей и предприятий, значительно разрозненных за годы реформ даже в своих регионах. Необходимо разработать более рациональную структуру регионального зернового рынка, нацеленную на получение наибольшей прибыли за счет повышения качества, получения максимума продукции, сокращения производственных расходов, снижения потерь, совершенствования хозяйственного механизма самого рынка. Сегодня в бизнесе растет интерес к проблемам функционирования региональных зерновых рынков в системе зернопродуктовых подкомплексов, закономерностям их развития, ликвидации диспропорций в межотраслевых связях. Несмотря на большое число публикаций, многие вопросы дальнейшего развития зернового рынка в ЗПП в современных и перспективных условиях рынка остаются недостаточно изученными. В научных работах механизм функционирования зернового рынка часто рассматривается либо с позиции интересов сельских производителей, либо перерабатывающих отраслей, или поставщиков ресурсов [3, 6, 7, 16].

Во многом это объясняется преобладавшей долгое время в нашей стране практикой отраслевого менеджмента к размещению и специализации предприятий, что явилось одной из главных причин дисбаланса, трудностей в координации функционирования регионального зернового рынка, нарушений пропорций между потенциалом, объемами производства сырьевых рынков, перерабатывающими возможностями, материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами и главное емкость сырьевых рынков.

Сегодня одинаково важны как концептуальные подходы правильного построения зернового рынка по стране в целом так и учет территориальных, природных, экономических особенностей региона, а также научно-технических, социальных, экологических, международных, политических и других факторов.

Сегодня многие ученые придерживаются мнения, что уровни степени локализации и связи производственных и других отношений могут характеризовать главные исходные признаки региона. Тем самым в основу их определений приняты базовые определения и категорийный аппарат с производительными силами и производственными отношениями, отражающий завершенную систему воспроизводственного процесса с экономическими признаками территориального деления производства и комплексной ресурсной совокупности со своими возможностями.

Следует отметить, что до 90-х годов процесс воспроизводственной завершенности характеризовался производственными объемами степенью развития производства, технологии, экономическими и другими связями и был присущ в основном крупным территориальным и экономическим регионам, существовавшим в пределах бывших республик Союза. Теперь же, в современных рыночных условиях, производственная завершенность, все чаще характерна для образований с более низким уровнем.

Отметим, что полный перечень сфер отраслевого менеджмента полностью представлены лишь в едином агропромышленном комплексе нашей страны, а в региональных зернопродуктовых рынках инфраструктура представлена лишь частично, даже с учетом уровней экономики регионов нашей страны. Например, можно отметить, что ни один региональный зернопродуктовый подкомплекс страны не имеет свою полную тракторную и сельскохозяйственную структуру машиностроения, с собственным производством удобрений, средствами защиты растений и так далее. В тоже время каждый зерновой подкомплекс имеют собственное зерновое производство и свою соответствующую инфраструктуру.

Под «зерновым рынком» мы понимаем динамично развивающийся сложный горизонтально и вертикально интегрированный механизм охватывающий производство - переработку - логистику - маркетинг зерновых продуктов с выходом на потребителя, с участием всех субъектов продо-

вольственного рынка, тесно взаимосвязанных и взаимодействующих в направлении достижения максимальной эффективности и удовлетворения спроса на зерновые продукты.

Региональный зерновой рынок Юга России, образованный на базе ЮФО и СКФО, соответствует макрорегиональному уровню и включает подкомплексы Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской, Астраханской, Волгоградской областей, представляющие каждый в отдельности мезорегиональный уровень, а также республики Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия -Алания, которые в нашей работе представляют микрорегиональный уровень. Экономические зоны и некоторые районы указанных краев и областей также представляют микрорегиональный уровень.

В менеджменте зернового бизнеса можно выделить три основные сферы, которые формируют рыночную конъюнктуру, в основе которой лежит производственная деятельность (рис. 1). В целом зерновой бизнес представляет собой систему взаимосвязанных отраслей, в которой I сферу представляют отрасли рынка средств производства, включая комбикормовую промышленность, комплекс с.-х. машиностроения, частично энергетическую, химическую промышленность (удобрения, яды и др.), строительства и другие, которые, взаимодействуют с другими рынками народного хозяйства.

Сегодня часть исследователей менеджмента рынка продуктов относят комбикормовую промышленность к I сфере, другие ко II сфере [4, 13]. Однако, рассматривая бизнес комбикормов, отметим, что здесь в единой технологии и рабочем процессе в одно время реализуются сразу две стадии: осуществляется переработка сельскохозяйственной продукции и производятся средства производства для потребностей отрасли животноводства в виде комбикорма или кормовых концентратов.

Часть ученых, отстаивая место комбикормовой промышленности в

III сфере АПК, настаивают на том, что она использует в своем производстве сырье растительного происхождения и осуществляет поставку на рынок лишь продукты переработки с.-х. сырья. Мы разделяем мнение тех кто считает, что комбикормовую промышленность правильнее относить к I ресурсной сфере, так как в ней практически не производятся рыночные продукты, потребляемые непосредственно населением [9, 13].

Сегодня часть исследователей рынка продуктов относят комбикормовую промышленность к I сфере, другие ко II сфере [6, 8]. Однако, рассматривая бизнес комбикормов, отметим, что здесь в единой технологии и рабочем процессе в одно время реализуются сразу две стадии: осуществляется переработка сельскохозяйственной продукции и производятся средства производства для потребностей отрасли животноводства в виде комбикорма или кормовых концентратов.

© и

Рисунок 1.1 - Зерновой рынок в системе менеджмента зернопродуктового подкомплекса

Другие, наоборот, отстаивают место комбикормовой промышленности в III сфере АПК, настаивая на том, что она использует в своем производстве сырье растительного происхождения и осуществляет поставку на рынок лишь продукты переработки с.-х. сырья.

Большая часть специалистов, мы присоединяемся к их мнению, считают, что комбикормовую промышленность правильнее относить к I ресурсной сфере, так как в ней практически не производятся рыночные продукты, потребляемые непосредственно населением [3, 13].

Конечным рыночным продуктом этого сегмента являются готовые зерновые корма, которые используются в дальнейшем в отраслях животноводства как средства производства в следующей сфере АПК. Таким образом, комбикормовая промышленность выступает в качестве фондопро-изводящей, а по этому признаку большинство специалистов считают это главной чертой I сферы.

Основу ЗПП и рынка зерна образуют организации и другие производители зерна, которые образуют II сферу. Отраслевые производства, которые обеспечивают заготовление, транспортирование, процесс хранения, переработки и реализации зерна образуют III сферу зернового подкомплекса. Сервисную инфраструктуру зернопродуктового подкомплекса представляют научные учреждения, опытные станции, которые выполняют селекционные изыскания, совершенствуют технологии, природоохранные мероприятия и многое другое. Также предприятия и подразделения сферы транспортного обслуживания, агрохимические, мелиоративные, информационные структуры по обслуживанию, ремонтные предприятия и службы технического обеспечения, консультационного сервиса, торговой сферы и другие.

Проводить жесткие границы между предприятиями, сегментами различных сфер зернового рынка не следует. Все отрасли зернового рынка связаны между собой технологически через всю совокупность интегриро-

ванных видов деятельности.

Экономическую макромодель функционирования зернового рынка мы предлагаем рассматривать как цепочку доходов всех участников рынка зерна, за счет которых формируется общая сумма поступлений [1, 13].

Уровни выручки, поступающей от розничных покупателей, оказывают определяющее влияние на экономическую конъюнктуру во всех сегментах рынка. Рекомендуемая нами [11, 14] модель менеджмента функционирования системы ЗР в структуре зернопродуктового подкомплекса наглядно демонстрирует основные блоки исследуемой производственной системы, их связи и взаимоотношения. При этом можно обозначить условные границы зернового рынка, с векторами, демонстрирующими сам процесс товарного обмена ресурсами. Ведущим звеном, предлагаемой нами модели взаимодействия, выступают домашние хозяйства как основные поставщики трудовых ресурсов, а получаемые от реализации труда денежные средства используются затем (в виде долевого рыночного трансферта) всеми остальными участниками системы зернового рынка. Долевое, трансфертное рыночное распределение доходов, каждого инвестированного потребителем рубля через розничную торговлю при приобретении хлебных продуктов, наглядно прослеживается по финансовому потоку, идущему от потребительского сектора (домашних хозяйств) ко всем участникам зернового рынка по восходящим потокам, навстречу продуктовым потокам.

Домашние хозяйства, представляющие собой экономические единицы, состоящие из одного или более лиц, в этой цепи выполняют «генерирующую» функцию. Они, как основные действующие лица системы менеджмента зернового рынка, снабжают всю экономику, предприятия региональных зернопродуктовых подкомплексов трудовыми ресурсами, а затем используют полученные за это денежные доходы. При этом финансовые потоки розничных ценовых трансфертов выполняют роль интеграто-

ров интересов всех участников зернового рынка, заинтересованных в максимизации розничной выручки.

Рекомендуемая нами вертикально интегрированная модель менеджмента взаимоотношений участников зернового рынка будет способствовать получению определенного синергетического эффекта за счет системности построения и функционирования технологических, логистических, маркетинговых и других деловых связей между всеми участниками ЗБ, корректировки ценовых пропорций, совершенствования экономических инструментов инвестирования в зерновом бизнесе.

Важным в повышении эффективности зернового рынка являются направления расходования зерновых ресурсов для семенного фонда, использования на фуражные цели, натуральную оплату. Исследования показывают, что в региональных балансах больший удельный вес занимает направление на кормовые цели.

Сегодня потери от их несовершенства составляют 15-20% всего оборота зерна. Существует серьезная необходимость устранения диспропорций в размещении мощностей хранения и переработки с учетом зерновых по производству районов. Сегодня при объемах производства зерна в стране более 75-80 млн. т (500 кг /чел.) возникает объективная необходимость экспортных поставок, для снятия понижательного ценного давления на внутренний рынок [5, 15]. Внешние поставки зерна являются важным экономическим инструментом системы менеджмента инвестиционного ценового регулирования внутреннего рынка зерна, для развития которого опасны как слишком большие, так и малые объемы.

Резюмируя содержание данного раздела работы можно заключить, что межотраслевые и внешние связи зернового рынка охватывают все процессы менеджмента поставки ресурсов, производства продовольственного сырья, готовых хлебных продуктов с доведением их до домашних хозяйств. В этих условиях зернопроизводители смогут выделять большие ин-

вестиции, чтобы расширять и укреплять рыночные связи, этим они создают возможности увеличения числа рабочих мест и роста благосостояния.

Отметить, что весьма важно правильно определяться с методикой экономической оценки принятия решений, в основе которой лежит система показателей эффективности, для всех структурных звеньев регионального зернопродуктового подкомплекса. Эту же систему показателей следует использовать для осуществления мониторинга, исследования конъюнктуры, прогнозной оценки дальнейшего производства и последующей реализации продукции на рынке. В нашей практике в научной литературе принято различать понятия критериев и показателей оценки экономической эффективности [2, 10, 12, 17]. Многие при этом считают, что критерии показывают, демонстрируют основные положения качественной оценки, а показатели оценки экономической эффективности охватывают численные, количественные характеристики, с помощью которых можно определять, измерять уровни эффективности.

Однако, мы считаем, что разграничивать эти понятия излишне не стоит, ведь многое зависит от факторов наличности имеющихся производственных ресурсов. Важным в этом являются цели поставленных исследований и процессов. Отметим, что на основе представленной системы показателей часто выбирается, так называемый, критериальный, основной или определяющий показатель, на основе которого обычно строится процесс принятия управленческих решений. В практической и научной среде часто возникают различные мнения по поводу принятия, выбора критерия оценки эффективности. Мы разделяем мнение, что в качестве критериев применительно к вопросу определения экономической эффективности рынка зерна лучше использовать показатели объема прибыли и рентабельностью продаж.

Как видим, территориальные, локальные рынки зерна имеют довольно сложный менеджмент структурного построения. В своем исследовании

мы исходим из положения, что научное изучение данной проблемы должно базироваться положениях системного подхода, на общих принципах теории менеджмента эффективности. Для дальнейшего повышения результативности функционирования предприятий регионального зернового подкомплекса очень важен объективный подход к экономической оценке через соответствующие отраслевому подходу блоки систем оценки эффективности. В частности блоки уровней эффективности использования материально-технических ресурсов, наличия прочных межотраслевых связей, технологий производства, оценки выполнения показателей, ориентированных на конечный результат с учетом социально-экономической и экологической эффективности [11, 13].

Рисунок 2 - Системные показатели оценки менеджмента эффективности зернового рынка

В любом случае в качестве основного критерия менеджмента эффективности, «путеводной звезды» развития зернового рынка выступает прибыль. Сравнительную оценку по видам производства, зернового бизнеса

обеспечивают качественные и количественные показатели, такой подход выявляет резервы, определяет направления их реализации.

Литература:

1. Агропродовольственный рынок региона: теория и практика / Парамонов П.Ф., Стукова Ю.Е., Смирнов В.В. и др. // Краснодар, 2016.

2. Быкова Е.А. Конкурентные возможности регионального зернового рынка АПК в условиях глобализации / Быкова Е.А. , Кочергина Ю.А. и др. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 35. С. 21-26.

3. Говядовская О.В. Теория, методология и практика стратегического управления развитием сельского хозяйства. Монография. Ставрополь, 2011.

4. Говядовская О.В. Эволюционная основа сущности и функций стратегического управления развитием сельскохозяйственного сектора / Вестник СевероКавказского федерального университета. 2011. № 1. С. 224-227.

5. Искандарян Г.О. Политика импортозамещения в Российской Федерации: становления и перспективы развития / В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса отв. за вып. А. Г. Кощаев. 2016.

6. Мищенко А.Н. Структурирование зернопродуктового подкомплекса в условиях глобализации рынка / Мищенко А.Н., Гришин Е.В. // В сборнике: Глобализация -путь к объединению Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией: Бычковой Л.В., Кузьминой В.М. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 169-171.

7. Папахчян И. А. Особенности развития и государственного регулирования малого сельского хозяйствования / Папахчян И.А., Лисовская Р.Н. и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 480-497

8. Подсвиров В.И. Хозрасчет в условиях интеграции сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями АПК / Подсвиров В.И., Толмачев А.В. // Достижения науки и техники АПК. 1999. № 11. С. 34-35.

9. Саенко И.И. Межхозяйственные связи как фактор роста конкурентоспособности аграрного сектора региона / Саенко И.И. // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 г.: в 5 частях. 2013. С. 100101.

10. Саенко И.И. Финансово-экономический анализ агропромышленных предприятий зарубежными и отечественными моделями / Саенко И.И., Сухина Т.В. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 110. С. 1351-1363.

11. Смирнов В.В. Аспекты регулирования развития производства зерна и выхода на внешние рынки / Смирнов В.В., Шамров К.Н. и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 116. С. 1555-1568.

12. Смирнов В.В. Проблемы экономической устойчивости развития регионального аграрного производства / Смирнов В.В. // Региональное развитие. 2015. № 2 (6). С. 5.

13. Толмачев А.В. Проблемы формирования и эффективного функционирования зернового подкомплекса АПК / Толмачев А.В. // Под редакцией И.Н. Буробкина. Москва, 1997.

14. Толмачев А.В. Экономические аспекты регионального рынка риса / Толмачев А.В., Кочергина Ю.А. // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления народным хозяйством. 2011. № 4-2 (20). С. 85-90.

15. Толмачев А.В. Финансовый лизинг в зерновом подкомплексе АПК / Толмачев А.В. // Под редакцией И.Н. Буробкина. Ставрополь, 1997.

16. Шамров К.Н. Вопросы экономики отраслевого производства / Шамров К.Н., Смирнов В.В. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 624-635.

17. Шамров К.Н. Повышение конкурентоспособности регионального зернового бизнеса / Шамров К.Н., Смирнов В.В. // Региональное развитие. 2015. № 3 (7). С. 1.

References

1. Agroprodovol'stvennyj rynok regiona: teorija i praktika / Paramonov P.F., Stuko-va Ju.E., Smirnov V.V. i dr. // Krasnodar, 2016.

2. Bykova E.A. Konkurentnye vozmozhnosti regional'nogo zernovogo rynka APK v uslovijah globalizacii / Bykova E.A. , Kochergina Ju.A. i dr. // Trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta. 2012. № 35. S. 21-26.

3. Govjadovskaja O.V. Teorija, metodologija i praktika strategicheskogo upravlenija razvitiem sel'skogo hozjajstva. Monografija. Stavropol', 2011.

4. Govjadovskaja O.V. Jevoljucionnaja osnova sushhnosti i funkcij strategicheskogo upravlenija razvitiem sel'skohozjajstvennogo sektora / Vestnik Severo-Kavkazskogo fe-deral'nogo universiteta. 2011. № 1. S. 224-227.

5. Iskandarjan G.O. Politika importozameshhenija v Rossijskoj Federacii: sta-novlenija i perspektivy razvitija / V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromyshlenno-go kompleksa otv. za vyp. A. G. Koshhaev. 2016.

6. Mishhenko A.N. Strukturirovanie zernoproduktovogo podkompleksa v uslovijah globalizacii rynka / Mishhenko A.N., Grishin E.V. // V sbornike: Globalizacija - put' k ob#edineniju Sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii. Pod redakciej: Bychkovoj L.V., Kuz'minoj V.M. Jugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet.

2015. S. 169-171.

7. Papahchjan I.A. Osobennosti razvitija i gosudarstvennogo regulirovanija malogo sel'skogo hozjajstvovanija / Papahchjan I.A., Lisovskaja R.N. i dr. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. № 115. S. 480-497

8. Podsvirov V.I. Hozraschet v uslovijah integracii sel'hozproizvoditelej s pe-rerabatyvajushhimi predprijatijami APK / Podsvirov V.I., Tolmachev A.V. // Dostizhenija nauki i tehniki APK. 1999. № 11. S. 34-35.

9. Saenko I.I. Mezhhozjajstvennye svjazi kak faktor rosta konkurentosposobnosti agrarnogo sektora regiona / Saenko I.I. // V sbornike: Teoreticheskie i prikladnye vo-prosy nauki i obrazovanija sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii 31 avgusta 2013 g.: v 5 chastjah. 2013. S. 100-101.

10. Saenko I.I. Finansovo-jekonomicheskij analiz agropromyshlennyh pred-prijatij zarubezhnymi i otechestvennymi modeljami / Saenko I.I., Suhina T.V. // Poli-tematicheskij

setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 110. S. 1351-1363.

11. Smirnov V.V. Aspekty regulirovanija razvitija proizvodstva zerna i vyhoda na vneshnie rynki / Smirnov V.V., Shamrov K.N. i dr. // Politematicheskij setevoj jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016. № 116. S. 1555-1568.

12. Smirnov V.V. Problemy jekonomicheskoj ustojchivosti razvitija regional'nogo agrarnogo proizvodstva / Smirnov V.V. // Regional'noe razvitie. 2015. № 2 (6). S. 5.

13. Tolmachev A.V. Problemy formirovanija i jeffektivnogo funkcionirovanija zernovogo podkompleksa APK / Tolmachev A.V. // Pod redakciej I.N. Burobkina. Moskva, 1997.

14. Tolmachev A.V. Jekonomicheskie aspekty regional'nogo rynka risa / Tolmachev A.V., Kochergina Ju.A. // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza Teorija jekonomiki i upravlenija narodnym hozjajstvom. 2011. № 4-2 (20). S. 85-90.

15. Tolmachev A.V. Finansovyj lizing v zernovom podkomplekse APK / Tolmachev A.V. // Pod redakciej I.N. Burobkina. Stavropol', 1997.

16. Shamrov K.N. Voprosy jekonomiki otraslevogo proizvodstva / Shamrov K.N., Smirnov V.V. // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. № 109. S. 624-635.

17. Shamrov K.N. Povyshenie konkurentosposobnosti regional'nogo zernovogo biznesa / Shamrov K.N., Smirnov V.V. // Regional'noe razvitie. 2015. № 3 (7). S. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.