Научная статья на тему 'К вопросу организации центров современных медицинских технологий в субъектах федерации'

К вопросу организации центров современных медицинских технологий в субъектах федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреева И. Л., Абрамова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации центров современных медицинских технологий в субъектах федерации»

Для анализа была использована ДНК из митохондрий. Между тем, митохондрии - это самовоспроизводящиеся органоиды клетки, известные данные о которых позволяют считать митохондрии эндосимбионтами клетки (то есть самостоятельными организмами, находящимися в составе клетки на условиях симбиоза). В частности, митохондрии содержат собственную ДНК, способную к независимой от ДНК ядра репликации, а также все типы рибонуклеиновой кислоты (РНК), специфические митохондриальные рибосомы, фермент, катализирующий ДНК-зависимый синтез РНК. Присутствие в митохондрии всех элементов системы биосинтеза белка обеспечивает автономный синтез значительной части белков митохондрии. Митохондрии формируют собственные гены - плазмагены, совокупность которых составляет плазмон (в то время как совокупность геном человека состоит из хромосомных генов). Плазмон определяет нехромосомную (плазматическую) наследственность, которая, собственно, к человеку имеет опосредованное отношение. В связи с этим, наблюдаемые при скрещиваниях отклонения от расщеплений признаков, ожидаемых на основе законов Менделя, при передаче наследственности плазмагенами происходят беспорядочно (гены, локализованные в хромосомах, напротив - дают закономерные результаты). Хромосомные гены осуществляют внешний контроль над носителями плазмагенов (в том числе и над митохондриями), при этом воздействие ДНК хромосомных генов ведёт к мутации плазмагенов (то есть ДНК хромосомных генов выступает как мутаген для митохондрий). Это говорит о различии природ генома и плазмона, а также о симбиотических отношениях митохондрий и клетки, включая ядро и геном.

Выводы Данные исследований мтДНК не содержат информацию о геноме человека, а описывают развитие только одной из составных симбиотических частей организма - митохондрий, в связи с чем, выводы эволюционного наследственного характера о процессе антропогенеза в целом, сформированные на данных исследований мтДНК, не могут являться достоверными.

Литература

1. Cann R. et al. // Nature.-1987- Vol. 325,№ 6099- P. 31-36.

2. Anikovich M.V. et al. // Early Upper Paleolithic in Eastern Europe and Implications for the Dispersal of Modern Humans. «Science» 12 Jan 2O07.

ДК 616; 615.477.85

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

И.Л.АНДРЕЕВА, И.Ю.АБРАМОВА*

Удовлетворение потребности населения в высококвалифицированной медицинской помощи в новых экономических условиях возможно только на базе современных достижений медицинской науки. Введение в действие новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации направлено на повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи населению, широкое внедрение в практику здравоохранения новых медицинских технологий и тиражирование медицинских услуг. Внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи в практику здравоохранения требует развития материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, современного медицинского и лабораторного оборудования и подготовки высокопрофессиональных кадров. Постановка «на поток» высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют научного обоснования подходов к формированию клинических протоколов ведения больных по высокотехнологичным видам медицинской помощи.

Проблема организации и эффективной деятельности Центров современных медицинских технологий в субъектах РФ в последние годы приобрела свою значимость в связи с новым федеральным законодательством (Федеральные законы № 131 от

* ТулГУ , мединститут

06.10.2003 и № 122 от 22.08.2004; приказ Минздравсоцразвития РФ № 633 от 13.10.2005 г.). Особую актуальность эта проблема приобрела в связи с реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, одним из направлением которого является строительство и оснащение в различных регионах РФ федеральных центров высоких медицинских технологий.

Потребность в решении таких проблем была обусловлена тем, что сложившиеся в 90-е годы в РФ тенденции экстенсивного развития здравоохранения, наличие диспропорций между уровнями оказания медпомощи, службами, врачебными специальностями, привели к распаду традиционной системы оказания медпомощи, заставили искать новые модели управления и создавать организационные формы предоставления доступной высокоспециализированной медпомощи населению. Идея формирования центров современных медицинских технологий в субъектах РФ в интересах приближения специализированной и медицинской помощи к населению может быть практически реализована на основе опыта работы Московского областного научноисследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ), выполняющего роль областной больницы в Московской области. МОНИКИ - это единственный в стране многопрофильный научно-исследовательский клинический институт с коечным фондом 1200 коек, выполняющий одновременно и функции областной больницы [1-4].

Для организации центров современных медицинских технологий в регионах необходимо преодоление непропорциональности развития областных (краевых, республиканских) больниц различных субъектов РФ, на основе которых будут формироваться эти центры. Должна быть проведена реструктуризация системы предоставления специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на уровне выше муниципального, которую могут оказывать в областных (краевых, республиканских) больницах, клиниках медицинских ВУЗов или НИИ. В сфере ответственности центра современных медицинских технологий необходимы согласованное управление объемами потребления населением медицинской помощи при ведущей роли органа управления здравоохранением субъекта федерации; оптимизация структуры специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи по видам и объемам на основе федеральных протоколов (стандартов) ведения больных с доказанной эффективностью и соответствующей структурой потребления населением субъекта федерации данных видов помощи.

Потребуется достижение медико-организационной самодостаточности центра современных медицинских технологий через рациональное использование существующих возможностей лечебной сети субъекта федерации и формирование нового уровня предоставления медицинской помощи населению на основе определяющей роли существующей клинической базы и кадрового врачебного потенциала; обеспечение единых правил оплаты медицинских услуг при предоставлении специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в центре современных медицинских технологий субъекта федерации и федеральном медицинском центре Минздравсоцразвития России и РАМН для соответствующих категорий больных.

Важная роль при организации центров отводится подготовке и повышению квалификации медицинских кадров на основе требований федерального законодательства. Необходимо и формирование единого информационно-технологического пространства для оперативного управления потоками нуждающегося в помощи населения и системой предоставления высокотехнологичной медицинской помощи на уровне субъекта федерации. Особенностью организационно-методической работы по формированию центра современных медицинских технологий в субъекте федерации является разработка предложений по проведению структурных преобразований здравоохранения на основе предоставления нуждающимся адекватной и наиболее полной медицинской помощи на соответствующем уровне с учетом гарантированных качества лечения и нормативов финансирования.

Структурная реорганизация стационарной помощи приобретает особо важное значение в условиях разграничения полномочий и финансовых обязательств между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Необходимость реорганизации продиктована также сохраняющейся низкой эффективностью использования коечной мощности и сложившимися структурными диспропорциями различных видов медицинской помощи в отрасли. Большая часть

муниципальных больниц должна быть сохранена и интегрирована в современную модель получения населением исчерпывающей медицинской помощи в центре современных медицинских технологий. Это предполагает организацию стационарной помощи на первичном медико-санитарном уровне преимущественно в больницах общего профиля; создание дневных стационаров всех типов; внедрение стационарзамещающих технологий, таких как центры амбулаторной хирургии, службы долечивания на дому; дифференциацию больничной сети в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.

К муниципальному уровню должны относиться больницы общего профиля с набором основных базовых отделений. Маломощные специализированные отделения муниципальных больниц должны быть преобразованы в отделения общего профиля. Маломощные больничные учреждения (25-30 коек), которые не обеспечивают требуемый стандарт медицинской помощи, могут быть преобразованы в лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи для «разгрузки» более дорогостоящих больничных коек центральных больниц. Специализированная медицинская помощь, как вид медицинского обслуживания при заболеваниях, требующих особых методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, должна оказываться преимущественно в государственных учреждениях здравоохранения областного уровня в условиях обеспечения непрерывности и этапности лечебно-диагностического процесса. Отдельные виды специализированной стационарной медицинской помощи, с учетом имеющихся материальных и кадровых ресурсов, могут оказываться в учреждениях здравоохранения муниципального уровня: в городских и районных больницах, медсанчастях. При невозможности и нерентабельности оказания специализированной медицинской помощи во всех муниципальных учреждениях субъекта федерации, она может быть организована на межтерриториальном уровне в городских и районных больницах, т.е. в медицинских округах.

Высокотехнологичная (дорогостоящая) медицинская помощь оказывается в федеральных специализированных медицинских учреждениях и организуемых (на базе имеющихся крупных медицинских учреждений области) центрах современных медицинских технологий на основе соблюдения принципа последовательности и этапности лечебно-диагностического процесса; мониторинга потребности населения области в том или ином виде помощи и формирования регистра больных.

При соответствии стандартам федеральных учреждений по уровню оказания медицинской помощи, в областных лечебнопрофилактических учреждениях высокотехнологичная медицинская помощь может оказываться по государственному заданию за счет средств федерального бюджета. При формировании центра современных медицинских технологий в субъекте федерации, где помимо областной (краевой, республиканской) больницы имеется медицинский ВУЗ или НИИ, главенствующая роль должна принадлежать лечебно-клинической базе и наличию подготовленных врачебных и других медицинских кадров.

Решение проблемы по обоснованию организации и эффективности деятельности Центров современных медицинских технологий на примере субъекта Российской Федерации возможно только на основе системного подхода, который обеспечивается методами планового регулирования и эффективного использования имеющихся и выделяемых финансовых ресурсов. Практическая работа Московского областного научно-исследовательского клинического института, как центра современных медицинских технологий в Московской области, определяет новое перспективное направление в части касающейся приближения специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи к населению в субъектах РФ, где не планируется строительства новых федеральных центров высоких медицинских технологий. Внедрение модели оказания специализированной медицинской помощи населению на основе Центра современных медицинских технологий и специализированных стационарных отделений в ЛПУ муниципальных образований и медицинских округов должно основываться на координации усилий и взаимопонимании представителей власти, руководителей органов здравоохранения всех уровней, финансовых структур и медицинской общественности, что потребует вдумчивого, последовательного и поэтапного внедрения этой системы в течение продолжительного времени.

Новая организация модели оказания специализированной медпомощи в субъектах РФ на основе центра современных медицинских технологий и специализированных стационарных отделений в ЛПУ муниципальных образований позволит ликвидировать многоуровневость, приблизить высокотехнологичную медицинскую помощи к населению, что будет гарантировать наилучшее качество и исходы лечения. Постоянный поиск обеспечивает эффективность и качество лечебной, диагностической и консультативной помощи как непосредственно в МОНИКИ, так и в ЛПУ Московской области. Несомненно также и то, что непрерывное последипломное образование практических врачей региона мало эффективно без освоения ими последних достижений медицинской науки. В итоге достижения мировой медицины, научные разработки, обогащающие медицинскую технологию, еще в период клинических испытаний в институте становятся достоянием практического здравоохранения Московской области.

Руководитель структурного подразделения Центра современных медицинских технологий субъекта Российской Федерации, по возможности, одновременно должен возглавлять научнопрактическое общество) врачей своего профиля, быть главным внештатным специалистами органа управления здравоохранения субъекта РФ по своему профилю, а при наличии Факультета усовершенствования врачей (медицинского вуза) выполнять функции заведующего соответствующей кафедрой. В этом случае, будет обеспечено единство всей службы региона в вопросах диагностики и лечения больных соответствующего профиля, с учетом достижений медицинской науки и мирового опыта. Разработка медицинских и организационных технологий, достоверно эффективных для оказания высокоспециализированной дорогостоящей медицинской помощи, с одновременным внедрением их в окружных центрах позволит создать условия для привлечения дополнительных финансовых средств в систему здравоохранения за счет увеличения количества услуг, оказываемых медучреждениями платежеспособной части населения сверх государственных обязательств. Все это, позволит увеличить доходную часть бюджета здравоохранения субъекта федерации.

Следует отметить, что развитие специализированных медицинских центров находится в тесной связи с организацией и подготовкой высококвалифицированного медицинского персонала на всех уровнях, начиная от средних медицинских работников и заканчивая врачами практически по всем направлениям медицины и здравоохранения. Для эффективной реализации поставленных задач научные и образовательные медицинские организации - разработчики новых медицинских технологий, должны обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. Трехуровневая система внедрения результатов научно-технической деятельности в медицинскую практику: на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне центров высоких медицинских технологий и на уровне научных и образовательных медицинских организаций - позволит обеспечить переход здравоохранения на принципиально новый уровень профилактики заболеваний и оказания медицинской помощи населению.

Создание центров современных медицинских технологий, работающих под руководством и при участии ведущих ученых Российской Федерации и внедряющих новые технологии, позволит сделать высокотехнологичные виды медицинской помощи более доступными, менее затратными и сократить сроки ожидания. Кроме того, эти центры обеспечат тиражирование отдельных научных разработок или их фрагментов в учреждения практического здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Алексеев НА. Научное обоснование оптимизации организационных технологий в деятельности городского многопрофильного ЛПУ: Дис... д.м.н., 2002.- 300 с.

2. Гасников В.К. Совершенствование управления здравоохранением региона на основе развития методологических подходов и информационных технологий: Дис... д.м.н.- 2000.- 297 с.

3. Семенов В.Ю. // Проблемы управления здравоохранением.- 2002.- № 1.- С. 47-50.

4. Щепин О.П. и др. Методологические основы и механизмы обеспечения медицинской помощи.- М., 2002.- 176 с.

УДК 621.88; 615.477.85

К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И.Л. АНДРЕЕВА*

Экономические преобразования в стране, политика государства в области науки и инновационной деятельности ориентированы на повышение роли и эффективности науки, вовлечение результатов научной деятельности в экономический оборот. Состояние научных исследований является основой стабильного наращивания потенциала в любой из отраслей народного хозяйства, а значимость науки в здравоохранении трудно переоценить. Медицинская наука призвана решать основную проблему отрасли: разработка и внедрение в практику современных технологий в области охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения. Условием формирования отечественной медицинской науки являлось стремление охватить много направлений исследований. В стране сформировалась обширная сеть НИИ, научный потенциал сосредоточен в высших медицинских образовательных учреждениях. Однако значительное сокращение расходов на финансирование научных исследований в 90-е годы не могло не отразиться на состоянии и медицинской науки и здравоохранения. Отсутствие финансирования привело к сокращению выполняемых научно-исследовательских работ, к оттоку квалифицированных кадров, к резкому уменьшению диссертационных исследований, и докторских и кандидатских. В то время научным коллективам приходилось выживать в сложившихся условиях.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. Развитие фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала и активизации инновационной деятельности являются национальными стратегическими целями. Изменение условий финансирования науки, модернизация и переоснащение материальнотехнической базы научных медицинских организаций сразу привело к положительным результатам. Повысился уровень выполняемых научных исследований и их результатов. Но отсутствие действенных механизмов внедрения в практику привело к тому, что разработанные новые медицинские технологии и механизмы организации здравоохранения, позволяющие сократить затраты на лечение больных, остаются нереализованными и применяются только в научных организациях, разработавших их. Кроме того, внедрение научных достижений в медицинскую практику требует гарантированной безопасности их применения [1-4].

Значительная роль в создании условий эффективного развития здравоохранения принадлежит отраслевой медицинской науке. Однако организация научно-исследовательских работ, принципы и критерии планирования и финансирования медицинских научно-исследовательских работ (НИР) требуют модернизации с учетом современных условий и положительного опыта прошлых лет. Результаты научных исследований в практике учреждений здравоохранения используются незначительно, что не способствует повышению эффективности мероприятий в области здравоохранения. Одним из факторов, снижающим эффективность научных исследований, является несовершенство механизмов планирования отраслевых, в т.ч. медицинских НИР, и внедрения их результатов в практику. Планирование следует рассматривать как самостоятельное научное исследование, которое требует времени, финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Результатом этого исследования должны быть формирование проектов планов НИР, доказательства необходимости планируемых к выполнению научных тем, их актуальности и перспективности, значимости для практики здравоохранения. План должен определять пути, методы и средства решения научных задач, последовательность, затраты на их выполнение. Решение проблемы управления научно-исследовательским процессом в сфере медицинской науки затрудняется несовершенством методологии планирования и управления наукой.

Для отраслевой медицинской науки необходима четкая система планирования и управления с ориентацией на отдаленный результат в отличие от академической науки, в которой значительная часть научных исследований требует научного поиска без заданного конечного результата с получением новой научной

информации. Особенностью прикладной науки является четкая ориентация на получение конечного результата, имеющего непосредственный выход в практику здравоохранения, высокий медико-социальный и экономический эффект, точную адресность получателя научного продукта, определенную форму конечного результата. Поэтому для медицинской науки система подготовки планов всегда являлась важным разделом деятельности отраслевых научно-исследовательских медицинских учреждений. Анализ системы планирования медицинских НИР и ее отражения в научных источниках за последние годы показал, что наиболее эффективными признаны такие формы, как программно-целевой метод планирования и управления, целевые научноисследовательские программы с выбором приоритетных направлений и актуальных проблем, системный анализ проблемных вопросов в науке и здравоохранении, методы оценки предложений для планов НИР и для внедрения результатов в практику. Процесс планирования НИР обязательно должен сопровождаться участием экспертов, а также участием структуры с полномочиями выбора вида и объема финансирования из разных источников.

Основными принципами системы управления медицинской наукой являются формирование политики в области здравоохранения, наличие информации об уровне достижений науки, информации о ее приоритетах; контроль за реализацией политики, за развитием направлений по приоритетам, оперативная оценка и коррекция перспективных планов и программ, контроль за реализацией научных результатов. Одним из принципов планирования и реализации медицинских НИР являются непрерывность процесса планирования НИР и реализации их результатов в практике: прогнозирование научных направлений, определение приоритетных проблем, формирование целевых программ, оценка ресурсов и финансового обеспечения, оценка результатов, контроль исполнения, передача конечных результатов в практику.

Литература

1. Андреева И.Л. Система управления научными медицинскими исследованиями в современных условиях и на перспективу. Автореф.дис.. ..к.м.н.- М., 1996.- 34 с.

2. Кудрина В.Г. Оценка качества исследований в управлении медицинской наукой. Автореф. дис. д-ра мед.наук.- М, 1993

3. Михайлова Ю.В., Еремичева Т.И. // Сб науч.трудов респ. научно-практ. конф. «Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения», 28-30 мая 2002 г.) - М.: ЦНИИОИЗ, 2002.- С. 15-18.

4. Сибурина Т.А., Шестаков М.Г. там же.- М.: ЦНИИОИЗ, 2002.- С. 18-20.

5. Стародубов В. И. и др. Определение приоритетных направлений для отраслевых научно-исследовательских программ (на примере проблем общественного здоровья и организации здравоохранения): Пос.- М., 2000.- 30 с.

УДК [616.2-022:578.825]-085.89

НЕИНВАЗИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ХРОНИЧЕСКИХ ЛАТЕНТНЫХ РИНОСИНУСИТОВ

Л.В. ВАНДЫШЕВА*

Воспалительные заболевания околоносовых пазух (ОНП) являются одной из самых актуальных проблем современной отоларингологии. По данным Национального Центра по статистике болезней США в 1994 г. синусит стал в этой стране самым распространенным хроническим заболеванием. В Германии за последнее десятилетие ставится от 7 до 10 млн. диагнозов острого или хронического синусита. С 2003 г. в России функционирует Национальный регистр лечения синусита [1]. Международной группой экспертов с 2005 г. производится систематический анализ исследований, выполненный в различных странах, тематика которых связана с проблемой риносинусита. Ежегодно публикуется отчет этой группы под названием «European Position Paper on Rhinosinusitis and Nasal Polips» (EPOS). Согласно позиции экспертов риносинусит является воспалительным заболеванием носа и околоносовых пазух, сопровождающимся 2-мя или более из следующих симптомов: заложенность носа /отек; выделения из носа, выде-

* ТулГУ, , мединститут

* Поликлиника «Вирмед» (г. Тула)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.