Научная статья на тему 'К вопросу организации противодействия незаконному обороту синтетических аналогов каннабиноидов (по материалам УМВД России по Костромской области)'

К вопросу организации противодействия незаконному обороту синтетических аналогов каннабиноидов (по материалам УМВД России по Костромской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / НОВЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / АНАЛОГИ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ КАННАБИНОИДЫ / SYNTHETICAL CANNABINOIDS / ТОКСИКОЛОГИЯ / TOXICOLOGY / ILLEGAL CIRCULATION OF DRUGS / SUBSTITUENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизов Д. А.

Основная цель статьи сообщить о положительных примерах по противодействию неконтролируемым веществам, так называемым дизайнерским наркотикам, с целью привлечения к уголовной ответственности лиц и участников организованных групп и преступных сообществ, занимающихся их незаконным оборотом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сизов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizing Counter­Measures Against Illegal Circulation of Sythetical Substituents of Cannabinoids (On the Base of Information collected by Office for Internal Affairs for Kostromskaya Oblast)

The main goal of the paper is to highlight facts of effective fighting against illegal circulation of banned substances related to the indictment of the participants of organized crime groups involved in the illegal drug regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации противодействия незаконному обороту синтетических аналогов каннабиноидов (по материалам УМВД России по Костромской области)»

Д.А. СИзОВ,

слушатель* 2 факультета (Академия управления МВД России)

D.A. SIzoV,

Student**, 2th Faculty (Management academy, Ministry for Internal affairs of Russia)

УДК 343.976

К вопросу организации противодействия незаконному обороту синтетических аналогов каннабиноидов (по материалам УМВд россии по Костромской области)

organizing counter-Measures Against illegal circulation of sythetical substituents of cannabinoids (on the Base of information collected by office for internal affairs for Kostromskaya oblast)

Основная цель статьи - сообщить о положительных примерах по противодействию неконтролируемым веществам, так называемым дизайнерским наркотикам, с целью привлечения к уголовной ответственности лиц и участников организованных групп и преступных сообществ, занимающихся их незаконным оборотом.

Незаконный оборот наркотиков, органы внутренних дел, новые психоактивные вещества, аналоги, синтетические каннабиноиды, токсикология.

The main goal of the paper is to highlight facts of effective fighting against illegal circulation of banned substances related to the indictment of the participants of organized crime groups involved in the illegal drug regulation.

Illegal circulation of drugs, internal affairs agencies, new psychoactive substances, substituents, synthetical cannabinoids, toxicology.

Анализ результатов деятельности следственных, экспертно-криминалистических и оперативных подразделений правоохранительных органов показывает, что в последнее время сотрудники, возбуждая и расследуя уголовные дела, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения, сталкиваются со значительными трудностями. Наркорынок страны наводнен новыми психоактивными веществами, в том числе синтетическими каннабиноидами, опасными для жизни и здоровья человека, сходными по действию с наркотическими средствами,

однако не являющимися таковыми ввиду невключения их в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ (далее — Перечень), утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [2]. Сложный и длительный по срокам порядок внесения дополнений в этот список не позволяет оперативно реагировать на изменения наркоситуации, что часто приводит к росту передозировок такими препаратами, в том числе со смертельным

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш

s

а H

125

* Ранее - заместитель начальника - начальник полиции МО МВД

России «Костромской».

Early - Organizing Counter-Measures Against Illegal Circulation of Sythetical Substituents of Cannabinoids (On the Base of Information collected by Office for Internal Affairs for Kostromskaya Oblas).

О и О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

126

исходом. Так, проект постановления Правительства РФ, подготовленный ФСКН и согласованный с МВД России, о внесении в списки наркотических средств карфентанила рассматривался с февраля по июнь 2013 г.

В результате этого в ряде регионов страны в случаях изъятия подобных веществ сотрудники правоохранительных органов, проводя дослед-ственную проверку, принимают процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что приводит к безнаказанности преступников.

Государственный антинаркотический комитет (ГАК) определяет, что снижение производства каннабисных и опийных наркотиков в Афганистане приведет к частичному их замещению синтетическими наркотиками, в том числе и со схожим биохимическим воздействием. Прогнозируется, что наблюдаемый в последние годы рост незаконного оборота синтетических наркотиков будет продолжаться, в том числе за счет массового появления новых неподконтрольных синтетических психоактивных веществ, оказывающих деструктивное воздействие на здоровье наркопотребителей [7].

Впервые российское законодательство отреагировало на наркоагрессию новых психоактивных веществ в 2009 г. в постановлениях Главного государственного санитарного врача РФ Г.Г. Они-щенко от 9 апреля 2009 г. № 23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей» и от 8 декабря 2009 г. № 72 «О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории Российской Федерации» [5, 6]. Вторым шагом было постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1186 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств» [3]. Далее последовало совместное указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСКН России и ФТС России от 20 января 2010 г. № 14-7/1/415/ВИ-136/13 «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан» [4]. Между тем принятые меры оказались явно недостаточными, проблема не только сохранилась, но и постоянно прогрессирует. Данные препараты, как уже отмечалось, не запрещены к свободному обороту, поэтому имеется возможность их распространения через интернет-магазины. В содержании рекламных текстов и роликов открыто рекомендуется использовать их в качестве «легальных» заменителей наркотиков, в том числе марихуаны, кокаина и экстази. При этом отсутствует информация о возможном побочном воздействии данных препаратов. Основной акцент при популяризации указанной продукции делается на доведении до потенциальных покупателей информации о пол-

ной безопасности ее хранения и употребления с точки зрения закона. Использование сети Интернет позволяет не только применять повышенные меры конспирации, но и осуществлять оперативный поиск продавцов и покупателей, организовывать так называемый региональный маркетинг. Интернет-магазины проводят специальные маркетинговые акции для привлечения новых и удержания постоянных клиентов (бесплатная доставка «пробников», скидки и пр.). Большая часть сайтов зарегистрирована на зарубежных доменах, что не позволяет в полной мере пресекать их работу и привлекать к ответственности организаторов наркобизнеса. Участниками наркосообществ все активнее применяются современные технологии (связь по Skype, Viber, делающие невозможным документирование противоправной деятельности). (Так, из материалов уголовного дела № 16289 от 4марта 2010 г. в отношении межрегионального преступного сообщества следует, что его основным видом преступной деятельности являлась организация сбыта наркотических средств на территории ряда регионов, преступники применяли бесконтактный способ с использованием электронных платежных систем. В момент реализации оперативных материалов при проведении обысков у активных участников организованного преступного сообщества были обнаружены и изъяты различные технические средства, используемые для конспирации при совершении наркопреступлений. Кроме того, при сбыте наркотических средств предполагалась реализация заказа наркотического средства путем осуществления звонка покупателя так называемому диспетчеру, причем на телефоне последнего была установлена многоступенчатая система переадресации вызова, таким образом, установить местоположение последнего при помощи проведения технических мероприятий не представлялось возможным 2. Оплата партий наркотических средств производится через платежные банковские терминалы или электронные платежные системы («Яндекс-деньги», «Webmoney», «Qiwi», «E-port», «Кукуруза»). После этого наркотики доставляются заказчикам или посредникам с использованием возможностей фирм, специализирующихся на международной экспресс-доставке грузов («DHL», «EMS», «UPS», «TNT»), внутрироссийских компаний («Курьер Сервис Экспресс», «Экспресс.ги», «Пони-экспресс» и др.) или «Почтой России», что обусловлено отсутствием первичного контроля за вложениями в почтовые отправления и проверки документов отправителя. Так, в рамках оперативного сопровождения уголовного дела № 354, возбужденного 21 апреля 2012 г., ОП № 1 УМВД России по г. Костроме в отношении преступной группы с

1 Материалы уголовного дела от 4 марта 2010 г. № 16289, возбужден-

ного по ч. 3 ст. 228.1 и ч.1, 2 ст. 210 УК РФ, находившегося в производстве СЧ по РОПД СУ УМВД России по Костромской области.

признаками организованной, выяснилось, что основным видом криминальной деятельности являлось незаконное изготовление, хранение и последующий сбыт наркотических средств: синтетических аналогов каннабиноидов (GWH-210, 018, AM-2201). Участник преступной группы, обязанностью которого было бесперебойное обеспечение преступной организации наркотическими веществами для последующего сбыта, отвечал за прием посылок с ингредиентами и компонентами для изготовления наркотиков. В специальном тайнике были обнаружены и изьяты 5 пакетов с наркотическим средством — смесью, содержащей производное N-метилэфедрон-а-пирролидиновалерофенон (PVP), массой 329 г и 2 пакета с наркотическим средством JWH—018 массой 251 г. Наркотики предназначались для оптовых закладок в тайниках на территории г. Костромы. Всего по задокументированным фактам сбыта синтетических каннабиноидов (метилендиоксипирова-лерон, производное N-метилэфедрона) возбуждено 27 уголовных дел, которые в апреле 2013 г. СЧ по РОПД СУ УМВД России по Костромской области были объединены в одно производство по признакам совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ. В ходе дальнейших мероприятий удалось перекрыть основной канал поступления наркотиков на территорию Костромского региона. Всего в результате проведенных мероприятий установлены 16 активных участников группировки, 12 из них задержаны и арестованы2.

Одним из наиболее проблемных вопросов в деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков на территории Костромской области является существующая в масштабах Российской Федерации гибкая, хорошо отлаженная криминальная схема сбыта вышеуказанных психоактивных веществ, схожих по оказываемому действию на организм человека с наркотиками. Легальное распространение этих веществ, не включенных в Перечень [2], представляет актуальную проблему для правоохранительных органов и общества в целом. Это обусловлено тем, что зачастую включение новых синтетических каннабиноидов в Перечень [2] происходит с запозданием относительно их появления в незаконном обороте. Поэтому пресечь незаконные действия и привлечь к уголовной ответственности лиц, занимающихся их сбытом, не представляется возможным.

Альтернативой решения данной проблемы является признание этих веществ аналогами наркотических средств. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», «аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в

2 Материалым уголовного дела от 21 апреля 2012 г. № 354, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, находившегося в производстве СЧ по РОПД СУ УМВД России по Костромской области.

Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят» [1]. Однако в связи с отсутствием экспертной, следственной и судебной практики возможность признания легально распространяемых психоактивных веществ аналогами наркотических средств практически не используется.

В УМВД России по Костромской области на практике проработана методика по квалифицированному признанию изымаемых из незаконного оборота неконтролируемых веществ аналогами наркотических средств. С этой целью проводятся комплексные химико-токсикологические экспертизы, в ходе которых сходность исследуемых веществ по химической структуре с наркотическими средствами устанавливают эксперты-химики ЭКЦ УМВД России по Костромской области, а сходность по свойствам с наркотическими средствами, психоактивное действие которых они воспроизводят, устанавливает на договорной основе эксперт-токсиколог. Данный эксперт является сотрудником ГБУЗ Ярославской области «Ярославская областная клиническая наркологическая больница», а также ГУЗ Ярославской области «Ярославское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» и обладает специальными знаниями в области клинической лабораторной диагностики и судебно-медицинской экспертизы. На основании результатов проведенного исследования указанным экспертом-токсикологом делается вывод об отнесении исследуемого вещества к аналогу конкретного наркотического средства.

Необходимо подчеркнуть, что эксперты ЭКЦ УМВД России по Костромской области в ходе проводимых комплексных химико-токсикологических экспертиз привлекались исключительно для установления химической структуры выявленного вещества и его сходности с химической структурой наркотического средства. Аналогичным образом проводились комплексные химико-токсикологические экспертизы других вышеуказанных веществ, не внесенных на момент изъятия в Перечень [1].

Таким образом, специалисты ЭКЦ УМВД России по Костромской области проводят исследование, в ходе которого устанавливают качественный состав изъятого вещества (название и схожесть с химической формулой конкретного наркотика). Далее вещество и справку ЭКЦ направляют Главному врачу ГБУЗ Ярославской области, где врач-токсиколог высшей категории на основе имеющейся научной литературы делает обоснованный

о

и

О X

и

о

и

О ^

о <

о

<

X

^

ш S а н

127

О и О X

ы

о

и

О ^

о <

о

<

I

^

ш S а н

128

вывод об опасности вещества и сходности его психоактивного действия на организм человека с веществом, являющимся наркотическим или его производной. На основе справок врача-токсиколога и эксперта ЭКЦ следователь, руководствуясь нормой закона, делает вывод о том, что изъятое вещество является аналогом наркотика, после чего возбуждает и расследует уголовное дело. Имеется устоявшаяся судебно-следственная практика приговоров суда и расследования преступлений данной категории.

В результате проведенных вышеуказанных исследований по материалам ОБНОН УУР УМВД России по Костромской области с начала 2012 г. возбуждено 207 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, тем самым пресекается деятельность лиц и преступных групп, занимающихся незаконным оборотом аналогов наркотических средств.

По результатам третьего квартала 2014 г. на территории ряда регионов РФ отмечается значительный рост отравлений, в том числе с летальным исходом, потребителей психоактивных веществ. Учитывая вышеизложенное, с целью ограждения подрастающего поколения от влияния подобных веществ и в связи с ограниченностью правовых оснований по линии уголовного и административного законодательства законопроектом предлагается наделить руководителя федерального органа наркоконтроля правом временного приостановления оборота веществ, обладающих схожим с

Список литературы

1. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 2.

2. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (в ред. от 26 февраля 2013 г.) // СЗ РФ. 1998. № 27.

3. О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств: постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1186 // Рос. газ. 2010. 14 янв. № 4.

4. О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и

наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, в отношении которых законодательством РФ не установлены ограничения и запреты [8].

По нашему мнению, данная мера не сможет объективно воздействовать на проблему наркотизации населения и стать эффективным барьером в распространении новых психоактивных веществ, а, в свою очередь, породит коррупцию и подмену функций Министерства здравоохранения и Ро-спотребнадзора.

Очевидно, что вышеописанная практика УМВД России по Костромской области заслуживает пристального внимания. Для ее внедрения необходимо на федеральном и региональном уровнях совместно с территориальными подразделениями ФСКН России и прокуратуры подготовить предложения для рассмотрения на заседаниях региональных антинаркотических комиссий вопросов о возможности создания токсикологических лабораторий и обучения персонала системы Минздрава России, позволяющих оперативно проводить исследования и экспертизы аналогов наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, опробованная на практике методика по признанию неконтролируемых веществ аналогами наркотических средств позволяет адекватно реагировать на появление в регионе новых неконтролируемых синтетических каннабинои-дов с целью привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся незаконным сбытом.

здоровья граждан: совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСКН России и ФТС России от 20 января 2010 г. № 14-7/1/415/ВИ-136/13 // СПС КонсультантПлюс.

5. Об усилении надзора за реализацией курительных смесей: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 апреля 2009 г. № 23 // Рос. газ. 2010. 14 янв. № 4.

6. О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории Российской Федерации: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 декабря 2009 г. № 72 // Рос. газ. 2010. 14 янв. № 4.

7. Доклад ГАК о наркоситуации в Российской Федерации в 2012 г. М., 2013.

8. Богданов В. Стой, смотреть буду: статья // Рос. газ. 2014. 1 окт. № 6425.

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.