2005 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА 86(4)
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 629.735
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
А.М. МАТЯГИНА
Статья представлена доктором техническим наук, профессором Зубковым Б.В.
Рассматриваются важные направления организации деятельности авиапредприятий в области охраны окружающей среды - оценка экологических затрат на протяжении всего жизненного цикла продукции (авиатранспортной услуги) в соответствии с международными стандартами ИСО серии 14000 и организация экологических служб на предприятиях гражданской авиации.
Современный человек не мыслит свою жизнь без комфорта, предоставляемого цивилизацией. При этом, являясь частью природы, находясь в полной зависимости от неё и построив свое благополучие на природных ресурсах, человечество, тем не менее, до сих пор живет с иллюзией о своём бескрайнем могуществе и превосходстве, хотя угроза глобальной экологической катастрофы стала реальностью. Однако прогресс человечества не остановить, люди не готовы отказаться от благ техногенного мира. Мировое сообщество ищет новые способы оценить последствия антропогенной деятельности, выявить основные причины негативного воздействия на окружающую среду (ОС) и разработать возможные пути их предотвращения.
"Авиационное сообщество имеет серьёзные моральные обязательства перед людьми планеты (многие из которых ни разу не летали и никогда не полетят на самолёте), а также перед будущими поколениями действовать ответственно во всем, что касается экологических проблем и особенно проблем глобального характера" (Филипп Роша, генеральный секретарь ИКАО).
В наши дни большое внимание уделяется проблеме перехода всей мировой экономики в целом, и транспортного комплекса, в частности, к состоянию устойчивого развития. Очевидно, что переход к устойчивому развитию потребует пересмотра методов оценки воздействия деятельности человека на ОС.
Концепция устойчивого развития была предложена на рубеже 1980-1990 гг. в ходе подготовки к Международной конференции «По окружающей среде и развитию» в Рио-де-Жанейро (1992 г.).
Устойчивое развитие - это, в самой общей формулировке, развитие, которое удовлетворяет нуждам существующих поколений, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные нужды. Поэтому, в “Экологической доктрине РФ” среди основных принципов государственной политики в области экологии указана необходимость в “предотвращении негативных последствий в результате хозяйственной деятельности и учете отдаленных экологических последствий”, а также предусмотрено “введение ответственности производителя за произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и производства до утилизации”.
Такой подход напрямую согласуется с требованиями статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” о "научно обоснованном сочетании экологических, экономических и социальных интересов государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды". Иными словами в России существует законодательно закрепленная необходимость в разработке отечественных методик оценки воздействия на протяжении жизненного цикла (ОВЖЦ) производимых товаров (услуг) для различных отраслей экономики, в том числе и для гражданской авиации (ГА).
Воздушный транспорт представляет собой сложную технико-экономическую систему, объединяющую различные сферы хозяйственной деятельности человека:
• добывающую и перерабатывающую сферу, обеспечивающую ГА необходимыми природными компонентами;
• производственную сферу, занимающуюся изготовлением необходимых для функционирования ГА составляющих (воздушных судов, специальной техники, топлив, масел, различных материалов, деталей, узлов и т.д.);
• сферу эксплуатации и ремонта, направленную на поддержание бесперебойной и безопасной работы объектов ГА;
• научную сферу, обеспечивающую конкурентоспособность отрасли на внутренних и международных рынках;
• социальную сферу, отвечающую за комфорт перевозимых пассажиров и работников, занятых в отрасли и многое другое.
Таким образом, негативное воздействие ГА на биосферу, на всех стадиях жизненного цикла процесса оказания авиатранспортной услуги (АТУ) является комплексным, заметно влияющим на процессы, протекающие в биосфере.
Однако широко распространено мнение, что проблемы авиации это лишь чрезмерный шум и повышенная "эмиссия двигателей", которые на фоне суммарного воздействия всех прочих отраслей экономики страны составляют несущественную часть. Рассматривая проблему подробнее, можно видеть, что авиация оказывает гораздо более разнообразное негативное воздействие на биосферу, которое в инженерной экологии традиционно разделяется на:
1) химическое (от стационарных и передвижных источников);
2) физическое (шум, радиация, сверхвысокочастотное и тепловое излучения и т.п.);
3) биологическое.
Количественный анализ интенсивности химического воздействия ГА на биосферу, проведённый с использованием такого объективного и полного источника информации как «Г осу-дарственные доклады о состоянии ОС в РФ» за последние почти 15 лет, показал, что валовые (ежегодные) выбросы в атмосферу от всех транспортных средств (передвижных источников) сопоставимы с выбросами суммы загрязняющих веществ от всех стационарных источников в стране (примерно 15 и 19 млн. т/год, соответственно). В свою очередь, среди отраслей транспортного комплекса РФ превалируют проблемы, создаваемые автотранспортом.
При сравнении общемировых количеств выбросов СО2 (основной парниковый газ, выбросы которого контролируются в соответствии с "Киотским протоколом") видно, что вклад авиации достаточно значителен. Он равен сумме вкладов железнодорожного, речного и морского видов транспорта, а, при ином сравнении, он равняется почти половине выбросов всех легковых автомобилей.
Эти и прочие статистические данные о валовых сбросах в гидросферу, а также об образовании отходов показывают, что негативный вклад авиации в мировые экологические проблемы современности достаточно ощутим, тем более, что практически никто и ничто, кроме авиации не осуществляет выбросы на высотах 9 ... 12 км (и даже 20 ... 25 км - сверхзвуковая авиация), то есть непосредственно на высотах озонового слоя Земли (15 ... 40 км).
В настоящее время в нашей стране действует серия стандартов, посвященных полному жизненному циклу изделий, его оценке и интерпретации (ГОСТы Р ИСО 14040 ... 14043). В стандартах общий термин «продукция» используется как эквивалент термина «услуга», что позволяет распространить соответствующие требования на сферу оказания авиатранспортных услуг - то есть на сферу деятельности гражданской авиации.
Общий алгоритм предлагаемой оценки процесса оказания АТУ во всём его жизненном цикле представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм оценки экологической эффективности оказания авиатранспортной услуги в её полном жизненном цикле
Предлагаемая схема деления жизненного цикла авиатранспортной работы (оказания услуги) на этапы в соответствии с идеологией стандартов ГОСТ ИСО 14 040 . 14 043 для после-
дующего инвентаризационного анализа воздействия на биосферу на этих этапах приведена на рис. 2.
В настоящее время очевидно, что современный экологический анализ преимуществ или недостатков какого-либо научного, технического или организационного решения, направленного на обеспечение перехода к устойчивому развитию воздушного транспорта, может быть выполнен только на базе интегральной оценки воздействия на биосферу во всём жизненном цикле авиатранспортной работы (услуги).
Для обеспечения требуемой экологической эффективности деятельность авиапредприятий и организаций в области охраны окружающей среды должна быть определённым образом организована, причём в соответствии с требованиями статьи 25 (п. 1). Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” ". юридические лица, которые имеют источники вредных химических, физических и биологических воздействий ... организуют экологические службы".
Следует отметить, что вплоть до 2003-го года природоохранная деятельность авиапредприятий ГА никакими отраслевыми документами не регламентировалась. В большинстве случаев она велась хаотично и бессистемно, специализированные экологические службы на авиапредприятиях создавались очень редко.
Требования специально уполномоченных территориальных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды по выполнению действующего природоохранного законодательства, предъявлявшиеся к авиапредприятиям и организациям ГА, традиционно выполнялись различными вспомогательными службами и структурными подразделениями, следствием чего были регулярные нарекания, претензии, предписания и штрафы на всех уровнях вплоть до федерального. Существовавшее положение сказывалось и на международном авторитете Российской гражданской авиации.
С целью оказания методической помощи авиационным предприятиям и организациям гражданской авиации в организации их природоохранной деятельности в МГТУ ГА в 2003 г. (при
ВХОДЫ
► Сырье
► Энергия
Г ■ 1 Стадия производства - і і
1 и є т]р_<9 и тел ь є те а J
Стадия оказания услуги (эксплуатации)
Обслуживание пассажиров Информирование и продажа билетов Доставка в аэропорт
Обработка и доставка багажа Г остиничный комплекс и бытовое обслуживание и прочее
Эксплуатация
Пла-
нера
Двига-
телей
Прочих систем
Аэропортов и аэродромов
Систем и средств навигации и связи Систем тепло- энергообеспечения Спецтранспорта
______и аэродромного оборудования_______
_____Систем пожарной безопасности_______
Систем обеспечения жизнедеятельности ___________(в т.ч. питания)_____________
Обеспечение безопасности Полетов, включая расследование АП
_____Авиационной безопасности_______
_________Производственной___________
_________Пожарной и прочей__________
Техническое обслуживание
и ремонт (ТОиР)
Техни- Зданий Сооруже-
ки ний
Стадия переработки от -ходов всех видов
ВЫХОДЫ
Вы- ►
бросы в атмосферу
Сбро- ►
сы в водоемы
Твер- ►
дые отходы
ОКАЗАННАЯ
УСЛУГА
Реновация техники
Шум,
вибрация
Излучения, включая ионизирующие и тепловое
Рис. 2. Обобщённая схема жизненного цикла транспортной услуги
участии автора данной статьи) было разработано «Методическое руководство по организации деятельности авиационных предприятий и организаций гражданской авиации в области охраны окружающей среды», утверждённое ДПЛГ ГВС и ТР ГА Минтранса России. Руководство было направлено предприятиям и организациям отрасли в качестве рекомендации по обеспечению применения системы управления окружающей средой на основе требований стандартов ИСО серии 14 000. При этом был использован опыт практической деятельности гражданской авиации, экологических служб иных транспортных и промышленных предприятий, научных учреждений, а также специалистов - экологов, занимающихся вопросами охраны окружающей среды.
В Руководстве, прежде всего, обращено внимание на то, что деятельность авиапредприятий в области охраны окружающей среды должна предусматривать организационные и практические мероприятия по выполнению требований природоохранных законодательных и нормативных документов, направленных на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, на обеспечение экологической безопасности и беспрепятственной эксплуатации воздушных судов. Эта деятельность должна охватывать не только основные производственные процессы выполнения авиатранспортной работы, но и процессы, обеспечивающие основную деятельность, а также процессы, связанные с использованием вспомогательного оборудования авиапредприятия.
Целенаправленная деятельность авиапредприятия в области охраны окружающей среды позволяет ему:
- организовать деятельность по охране окружающей среды в соответствии с экологическими стандартами, правовыми законодательными и нормативными документами;
- обеспечить экологическую безопасность основных технологических и вспомогательных процессов;
- уменьшить вероятность экологических правонарушений;
- соблюдать установленные экологические нормативы;
- экономить энергию и ресурсы за счет более эффективного управления ими;
- улучшить систему управления авиапредприятием в целом.
Для более качественного и чёткого выполнения требований по организации своей природоохранной деятельности авиапредприятиям рекомендуется создавать у себя систему управления экологической безопасностью для защиты от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, причём её целесообразно формировать как часть общей системы административного управления авиапредприятия в целом.
Основные элементы системы административного управления целесообразно использовать в системе экологического управления. Предполагается, что экологическое управление включает в себя следующие стадии: планирование работ, определение исполнителя, назначение руководителя работ и контролирующего лица, материально-техническое обеспечение работы, организация взаимодействия работников, участвующих в работе, между собой и с другими группами (подразделениями), проверка выполнения работ в процессе их проведения и по завершению.
В состав экологической службы авиапредприятия рекомендуется включать подготовленных специалистов по охране атмосферного воздуха, по охране и рациональному использованию водных ресурсов, по обращению с отходами, по прочим вопросам обеспечения экологической безопасности. На крупных авиапредприятиях в состав экологической службы целесообразно включать аналитическую лабораторию для выполнения собственными силами измерений, необходимых авиапредприятиям для производственного экологического контроля и иной деятельности по охране окружающей среды.
Количество специалистов-экологов должно определяться самим предприятием в зависимости от количества источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ, количества очистных установок, степени опасности и количества выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, количества и класса опасности образующихся отходов.
Главными задачами системы экологического управления являются:
- обеспечение соблюдения авиапредприятием требований законодательства и нормативнотехнических документов в области охраны окружающей среды;
- соблюдение установленных для авиапредприятия нормативов допустимого воздействия на окружающую среду с учетом установленных лимитов;
- снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности авиапредприятий на окружающую среду;
- повышение эффективности проводимых природоохранных мероприятий и снижение их стоимости;
- реализация ограничений на прием и обслуживание воздушных судов, не соответствующих установленным нормативам допустимого физического воздействия (по уровню авиационного шума) и нормативам (лимитам) допустимых выбросов в атмосферу веществ от авиационных двигателей (если это предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Создание экологических служб и использование методики оценки результатов природоохранной деятельности авиапредприятий во всём жизненном цикле позволит добиться значительного повышения экологической эффективности гражданской авиации и будет способствовать преодолению современных экологических проблем отрасли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Aviation and Global Atmosphere. -Cambridge: Cambridge University Press, 1999. -350 p.
2. Николайкин Н.И. Проблемы охраны окружающей среды в гражданской авиации. // Экология промышленного производства. - 1999. Вып. 3. С. 3 - 6.
3. Руппель К.К. Россия без авиации не обойдется // Гражданская авиация № 5 (666), 2001. С. 8-9.
4. Лосев К.С. Экологические проблемы устойчивого развития России в XXI веке. -М.: Космосинформ, 2001. - 399 с.
5. Грабб М., Вролик К., Брэк Д. Киотский протокол. Анализ и интерпретация. -М.: Наука, 2001.
6. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Российская газета № 6
(2874) 12 января 2002 г.
7. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 31.08.02 №1225-р. // Экология для предприятий: Охрана труда и социальное страхование №11 ,-2002.
8. ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998.
9. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998.
10. ГОСТ Р ИСО 14040-99. Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 1999.
11. Звонов В., Теренченко А. Полный жизненный цикл автомобиля. // Экология для предприятий: Охрана труда и социальное страхование, № 7, 2002. С. 16-20.
12. Методическое руководство по организации деятельности авиационных предприятий и организаций ГА в области охраны окружающей среды. Утверждено Департаментом поддержания лётной годности ГВС и ТР ГА Минтранса России 18.11.03.
ACORDING TO THEE PROBLEM OF ENVIROMENT PROTECTION OF CIVIAL AVIATION
ENTERPRISES
Matiagina A. M.
There are discussed the main direction of work civil aviation enterprises - evaluation of ecological costs during the living cycle of production during to the inter national standards ISO of series 14000 and organizing of ecological service at the civil aviation enterprises.
Сведения об авторе
Матягина Анна Михайловна, окончила МГУ ЭСИ (2000), адъюнкт РАЕН, ассистент кафедры безопасности полётов и жизнедеятельности МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - экологическая безопасность гражданской авиации, экономика природопользования, организация экологического управления авиапредприятиями.