УДК 378.09
Галиновский Андрей Леонидович
доктор педагогических наук, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Зосимов Матвей Владимирович
кандидат технических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Абашин Михаил Иванович
кандидат технических наук, доцент Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Винокурова Евгения Вячеславовна
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье рассматриваются вопросы организации подготовки магистров с учетом действующего законодательства. Отмечается, что спецификой магистерской подготовки является наличие в ней черт высшего и существовавшего до последнего времени послевузовского образования, что требует особой организации образовательного процесса и его содержания. Проанализированы данные по вопросам проведения вступительных испытаний, построения учебного процесса и аттестации магистров, полученных из открытых информационных источников. Представлены данные статистического анализа, касающиеся вопросов выбора тех или иных форм проведения вступительных испытаний. Установлено, что в настоящее время различными высшими учебными заведениями реализуется целая палитра вариантов вступительных испытаний для поступающих в магистратуру. На основе использования опыта ведущих зарубежных вузов предлагается повышать комфортность обучения и улучшать информационно-методическое сопровождение учащихся магистратуры. Формирование содержания подготовки необходимо строить так, чтобы обеспечивать научный задел для перехода на следующий уровень образования, обеспечивая преемственность между ними, их непрерывность и сопряженность. Также рассматривается актуальная задача обеспечения конкурентоспособности технических университетов. Делается заключение о том, что внедрение инноваций, включая заимствование положительного зарубежного опыта, может оказать заметное влияние на конкурентную среду ВУЗа.
Ключевые слова: магистратура, вступительные испытания, аттестация, научные кадры.
В соответствии с [1] магистратура является уровнем высшего образования в РФ, и с одной стороны, традиционно, научные кадры это своеобразный «штучный товар», а с другой - подготовка магистров имеет массовый характер. Таким образом, этот уровень образования должен сочетать в себе черты высшего и существовавшего до последнего времени послевузовского образования. Для выполнения этого условия необходимо, в частности: вовлечение учащихся в научную жизнь вузов, предоставление возможности использовать материально-технические ресурсы научно-образовательных центров и лабораторий, обеспечение адресной консультативной, информационно-аналитической и другими видами поддержки. Не случайно поднимаются вопросы возможности открытия магистратуры исключительно в национальных исследовательских и федеральных университетах, которые однозначно способны удовлетворить эти потребности.
Следует стремиться к тому, чтобы сформировать серьезный научный задел у обучающихся, который позволит беспрепятственно продолжить свое образование в аспирантуре, обеспечивая тем самым непрерывность образовательной траектории. Тем более, учитывая то факт, что в соот-
ветствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» система образования должна создавать условия для непрерывного образования. Современная нормативно-законодательная база открывает широкие возможности по реализации основных образовательных программ магистратуры, правил приема и т.п., что обеспечивается следующими документами [1-3].
Вузы имеют широкие возможности в организации приема, подготовки и выпуска магистров. Это важно с точки зрения создания конкурентной среды в сфере подготовки научных кадров, возможности учета специфики вуза и региона, сетевого взаимодействия, связей с профильными работодателями и др. Однако в этом контексте возникают и противоречия, связанные, с одной стороны, со свободой, которая предоставлена нормативно-правовой базой, а с другой стороны - необходимостью каждому образовательному учреждению самостоятельно решать весь спектр организационно-методических вопросов, связанных с построением института магистратуры.
Очевидно, что данные противоречия являются отправной точкой в проведении системных методических исследований и анализа возможности
210
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 7, 2014 © Галиновский A.JL, Зосимов М.В., Абашин М.И., Винокурова Е.В., 2014
минимизации негативных сторон создавшегося положения дел в области функционирования магистратуры [4; 5 и др.].
В данном случае объектом исследования выступает институт магистратуры, функционирующий в условиях взаимодействия рынка труда и образовательных услуг. Предмет исследования -комплекс теоретических, методологических, методических и практических вопросов, связанных со становлением, развитием и управлением процесса подготовки магистров.
В относительно локальном понимании проблемы цель исследования может быть сведена к анализу и выявлению особенностей организации, управления и подготовки магистров в вузах РФ и за рубежом. Задачами исследования являются:
- сбор и обработка статистических данных по выбранным информативным показателям;
- анализ источников по вопросам функционирования магистратуры;
- обработка полученных данных, статистический анализ и выработка перспективных направлений исследования.
Для решения первой задачи были выбраны следующие информативные показатели:
- магистерские программы;
- численность приема в 2014/2015 году;
- требования к магистерской диссертации и публикациям магистров;
- вступительные испытания, применяемые методы обучения и расписание занятий и др.
Используя данные показатели, был проведен анализ особенностей функционирования магистратуры семнадцати университетов Российской Федерации, включая федеральные и научно-исследовательские университеты инженерного профиля, а также университеты, имеющие статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества», в частности: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЯУ «МИФИ», НИУ «МАИ», НИУ «Высшая школа экономики», СПбГЭТУ, ПГНИУ и др. В качестве иллюстрации в таблице приведены два произвольно выбранных вуза - НИЯУ «МИФИ» и Высшая школа экономики. Сокращение таблицы объясняется исключительно ее значительным объемом. Однако численные данные, присутствующие на рисунке, отражают полную статистическую картину, включая все 17 рассмотренных вузов.
Представим отдельные результаты выполненного анализа. Поскольку в соответствии с [1] прием на обучение проводится по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение испытаний осуществляется организацией самостоятельно, отмечена значительная дифференциация вступительных процедур (см. рис. 1). При этом программа вступительного экза-
Таблица 1
Информационные данные о работе магистратуры в вузах РФ (от 14.10.2014)
Прием магистры Прием бакалавры « Ж в <и © & в л н о ¡3 О» 2 - 5 и Ч И к * н-2 Я 3 § ^ в * в « « в н в И :В * и О В В * Н = и И 3 а «
ВУЗ 2014 2015 2014 2015 в <" н ^ а а а & и 4 1 4 § а л з н Й в л 5 в £ в и И н « Я и р в я Ь „ 1&8 и - 3 5 в в « «я См о ^ & и в ^ £ ° и 8 « ^ В Н К .Я н « V© В и а и и & Я В Н § «
НИЯУ «МИФИ» 496 538 1974 1506 14.0515.07 82 -144 Собеседование М1р://терЫ .ru/obrdeyat /graduate/ Нет данных Кафедра и НОЦ smk8_2-03.pdf
Высшая 2030 2557 2974 3072 02.06- 240 http://ma.hs а в о ол с 3 ир
школа экономики 15.07 э и квалификационны экзамены e.ru/mesta2 014 т т •О ТЗ
■-Н ^ СЗ СЗ ю с— кафедра Методические указа! дготовке МД и КР Ст 2014.pdf
и О О
ло ф а Й Й е 5=
о ЕР о с
* - Даны ссылки на открытые источники информации.
В перекрестиях указан процент
вузов, использующих несколько форм вступительных процедур
Рис. 1. Статистические данные о выборе тех или иных форм проведения вступительных испытаний
мена формируется на основе ООП бакалавриата по соответствующему направлению/профилю.
Было выявлено, что рассмотренные университеты предлагают поступающим: обобщенные (единые требования по вузу), дифференциальные требования (по кафедрам) и смешанный подход к проведению вступительных испытаний. У каждого варианта есть свои преимущества. В частности, прием по кафедрам позволяет варьировать уровень требований к экзаменационным билетам, сокращая конкурс на востребованные направления подготовки. Смешанный подход позволяет более детально «узнать поступающего», что важно для приема учащихся, окончивших бакалавриат другого вуза или поступающих после какого-либо этапа трудовой деятельности.
Вузы, использующие одновременно несколько вступительных процедур, чаще всего применяют балльные оценки. Например, при реализации профильного экзамена и проведении конкурса порт-фолио суммарная балльная оценка составляет сто баллов и складывается из 50 баллов, оценивающих каждое испытание.
В вопросе организации итоговой аттестации серьезной дифференциации отмечено не было, что позволило сформировать условно обобщенные требования к магистерской диссертации, которая состоит из 2-3 глав с научной (или научно-практической) новизной и полезностью. Главы методически выстраиваются как: обзорная, теоретическая/аналитическая, исследовательская/экспериментальная. В ряде случаев выпускникам предлагается подготовить автореферат магистерской диссертации.
Требования, предъявляемые к составлению расписания занятий, весьма разнообразны: применяются занятия с максимальной загрузкой в субботние дни или в вечернее время. Большая часть вузов придерживается стратегии равномерного распределения нагрузки, как по дням недели, так и по продолжительности учебного дня.
Одна из причин выбора субботних учебных дней и второй половины дня обусловлена тем, что это позволяет магистрам трудоустраиваться на время обучения. Хотя у данной практики достаточно много оппонентов. Бесспорно, это не способствует
обеспечению качества и эффективности подготовки, прежде всего, в случае, если трудовая деятельность не связана со специальностью подготовки.
Также следует заметить, что содержание официальных сайтов отечественных вузов не дает исчерпывающих ответов на анализируемые вопросы, как, например, происходит за рубежом. Изучая только сайт ВУЗа, можно получить всю необходимую информацию о процессе обучения. Более того, можно получить консультацию специалиста и обратиться за консультациями, что, несомненно, обеспечивает комфортность образовательного процесса, наделяет его чертами открытости и доступности.
Вместе с тем, на зарубежных сайтах вузов сложно получить информацию о требованиях к магистерским диссертациям. Так, например, на сайте аэрокосмического факультета Массачусетского технологического института (web.mit.edu) эта информация подменена формулировкой «достаточно очевидных требований», содержащей следующие положения:
- исследовательская работа является неотъемлемой частью учебной программы в магистратуре;
- все студенты должны принимать активное участие в научно-исследовательской работе;
- в течение семестра студентом и его руководителем проводится формализованная оценка результатов исследований и др.
В целом можно отметить, что организация и структура магистерской подготовки в США во многом близка к той, о которой пишут отечественные исследователи [6 и др.].
Возможности дифференцированного подхода в организации вступительных испытаний, процесса обучения и аттестации кадров способствуют развитию конкуренции среди вузов в их борьбе за привлечение абитуриентов. При этом главным должно оставаться содержание обучения и стремление к постоянному управлению качеством подготовки специалистов и эффективности образовательного процесса.
Следует отметить, что вопросы конкурентоспособности магистратуры будут весьма актуальны в ближайшее время по целому ряду объективных причин, включая демографическую ситуацию, сокращение бюджетных мест, наличие значительного
числа вузов конкурентов, готовящих магистров по одним и тем же специальностям. Любые инновационные нововведения, внедрение положительного зарубежного опыта будет в той или иной степени влиять на конкурентоспособность вузов. Важным элементом является предварительный этап обучения - вступительные испытания. Необходимо учитывать, что от качества их организации во многом зависит будущий контингент магистров. Комфортность обучения - это вторая важная составляющая, которая обеспечит приток новых соискателей и популяризирует вуз в целом. Все эти составляющие представляют собой задачи маркетингового анализа соответствующих подразделений вуза, а результаты представленного в статье анализа могут оказать помощь в принятии некоторых организационно-управленческих решений.
В заключении отметим, что сама по себе тема конкурентоспособности достойна отдельного и самостоятельного анализа и проработки с целью выфаботки управленческих механизмов ее стимулирования.
Библиографический список
1. Федеральный закон №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
3. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 №839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год».
4. Гормаков А.Н. Магистратура - эффективный инструмент подготовки инженеров-приборостроителей // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 6. - С. 33-34.
5. Погосян В.А. Вступительные испытания в магистратуру: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Герценовского университета. - 2011. -№ 3. - С. 45-49.
6. Макарова О.В. Магистратура и докторантура в США как основные формы подготовки научно-педагогических кадров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 17. - № 43-2. - С. 157162.