Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНОМ УСЛОВИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНОМ УСЛОВИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АККРЕДИТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельянович Вадим Васильевич

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы оптимизации подходов к разработке образовательными организациями высшего образования основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом введения в действие в Российской Федерации новой модели аккредитации образовательной деятельности. Называются имеющиеся на сегодняшний день проблемные вопросы данного направления работы, а также приводятся конкретные предложения по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельянович Вадим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF OPTIMIZING THE DEVELOPMENT OF BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER EDUCATION AS AN IMPORTANT CONDITION FOR IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

This article discusses topical issues of optimizing approaches to the development of basic professional educational programs of higher education by educational organizations of higher education, taking into account the introduction of a new model of accreditation of educational activities in the Russian Federation. The problematic issues of this area of work that are currently available are called, and specific proposals for their solution are also given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНОМ УСЛОВИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

К вопросу оптимизации разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования как важном условии повышения эффективности организации образовательной деятельности

ВАДИМ ВАСИЛЬЕВИЧ ОМЕЛЬЯНОВИЧ,

доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, кандидат юридических наук Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации Российская Федерация, 191014, Санкт-Петербург,

Литейный пр., д.44 E-mail: omeljanovichv@rambler.ru

On the Issue of Optimizing the Development of Basic Professional Educational Programs of Higher Education as an Important Condition for Improving the Effectiveness of the Organization of Educational Activities

VADIM VASILYEVICH OMELYANOVICH,

Associate Professor of the Department of Prosecutorial Supervision and Participation of the Prosecutor in the consideration of Criminal,

Civil and Arbitration Cases, Candidate of Legal Sciences St. Petersburg Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Russian Federation, 191014, Saint Petersburg,

Liteyny Ave. 44 E-mail: omeljanovichv@rambler.ru

УДК 378.14

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы оптимизации подходов к разработке образовательными организациями высшего образования основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом введения в действие в Российской Федерации новой модели аккредитации образовательной деятельности. Называются имеющиеся на сегодняшний день проблемные вопросы данного направления работы, а также приводятся конкретные предложения по их решению.

Ключевые слова и словосочетания: образовательная программа; образовательный стандарт; аккредитация; высшее образование; аккредитационный показатель; контроль; надзор.

Annotation. This article discusses topical issues of optimizing approaches to the development of basic professional educational programs of higher education by educational organizations of higher education, taking into account the introduction of a new model of accreditation of educational activities in the Russian Federation. The problematic issues of this area of work that are currently available are called, and specific proposals for their solution are also given.

Keywords and phrases: educational program; educational standard; accreditation; higher education; accreditation indicator; control; supervision.

Вопросы разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования (далее — ОПОП ВО) всегда были предметом оживленного обсуждения в кругах научного сообщества [1, с. 330—354; 2, с. 5-15; 3, с. 77-82; 4, с. 6-10]. А в условиях фундаментальных изменений вопросов контроля качества формы и содержания разрабатываемых и реализуемых образовательными организациями высшего образования (далее — вуз) ОПОП ВО (государственная аккредитация стала бессрочной, изменились аккредитационные по-казатели1) данный вопрос вышел на небывало высокий уровень актуальности.

Если ранее один раз в шесть лет Рособр-надзором в лице Росаккредагентства в рамках аккредитационной экспертизы проверялось соответствие формы, содержания и условий реализации аккредитуемых ОПОП ВО требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее — ФГОС ВО), то на сегодняшний день форма и содержание образовательных программ не входит в перечень аккредитаци-онных показателей, и этот вопрос находится фактически на ответственности (совести) вузов [5, с. 175-176].

Как отметил руководитель Рособрнадзора А. А. Музаев: «По нашему мнению, новая модель значительно снизит бюрократическую и коррупционную составляющую, избавит вузы от необходимости отвлекаться от основной деятельности по обучению студентов, чтобы подготовить большое количество бумаг для прохождения процедуры госаккредитации» [6].

Соглашаясь с рациональностью указанной реформы, мы обращаем внимание, что на этом не все сложности данной сферы деятельности решены и, более того, в новых реалиях возникают предпосылки появления новых проблем, которые способны проявиться по истечении определенного периода времени.

Ранее аккредитационные экспертизы (в основном выездные) были гарантом проверки соответствия реализуемых аккредитуемыми вузами ОПОП ВО требований ФГОС ВО, в том числе их формы и содержания. Ведь ОПОП ВО являются основным документом и путеводителем для вузов при их непосредственной реализации и формировании соответствующих компетенций обучающихся. А аспект бесконтрольности, на наш взгляд, может создавать предпосылки к снижению качества формы и содержания

1 Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования: приказ Минобрнауки России от 25 ноября 2021 г. № 1094.

разрабатываемых и реализуемых ОПОП ВО, от наполнения которых зависит весь учебный и воспитательный процесс. Ведь что заложено в содержании ОПОП ВО, то и будет реализовано в студенческой аудитории. Такое положение дел говорит о необходимости выработки научно обоснованных предложении по оптимизации данного вида деятельности, позволяющей уйти от ситуации риска снижения качества разрабатываемых элементов ОПОП ВО, которые могут повлечь за собой снижение качества подготовки выпускников.

Стоит также подчеркнуть, что процедура государственной аккредитации по своему содержанию служила для работников вузов фундаментальным элементом повышения квалификации, позволяющим им выйти на новый, более высокий уровень осмысления в целом образовательного процесса и ориентировать их на наиболее оптимальные пути в вопросе повышения эффективности реализации ОПОП ВО.

В то же время нельзя не отметить, что кроме вопроса перегруженности вузов при подготовке к аккредитационным экспертизам и отвлечения их от основного вида деятельности необходимо помнить об оставшейся после реформы сложности - это трудность качественной разработки ОПОП ВО с точным соблюдением требований ФГОС ВО. Как показывает практика, даже для опытных работников вузов без использования соответствующих систем автоматизации образовательного процесса (далее - САОП) данный вопрос вызывает существенные трудности (лишь при использовании САОП и ответственном, добросовестном подходе подготовка непроверяемых на сегодняшний день формы и содержания ОПОП ВО будет выполнена в установленном порядке). А если учесть текучесть кадров в вузах (зачастую прерывающую преемственность поколений работников учебных подразделений), то мы увидим серьезную проблему в данном вопросе в настоящее время.

То есть велика вероятность ошибок вузов в процессах разработки ОПОП ВО, что в свою очередь повлечет за собой нарушения ФГОС ВО как с точки зрения документационного обеспечения, так и в содержательном качественном плане при формировании компетенций обучающихся, что приведет к снижению качества подготовки выпускников с высшим образованием. А это риск нарушения требований ФГОС ВО и, как следствие, конституционных прав граждан на образование. Форма и содержание ОПОП ВО на сегодняшний день не в числе аккредитационных показателей и, соответственно, вне зоны контроля, что не позволяет своевременно реагировать надлежащим образом на возникающие проблемы.

Это обстоятельство требует поиска решений, позволяющих в позитивном направлении оптимизировать как процесс разработки ОПОП ВО, так и обеспечить текущий мониторинг (контроль) этого вопроса со стороны государства.

В качестве выхода из данной ситуации мы видим возможность предложить вариант разработки, внедрения и, сответственно, ведения Рособрнадзором единой централизованной САОП, на основе которой безвозмездно всеми вузами Российской Федерации, реализующими аккредитованные ОПОП ВО, разрабатывались бы образовательные программы в электронном виде с одновременным автоматизированным контролем параметров ФГОС ВО.

Это позволило бы достичь следующих результатов:

— единая централизованная САОП контролировала бы соответствие требованиям ФГОС ВО разрабатываемых вузами ОПОП ВО, автоматически сигнализируя всем участникам образовательных отношений о несоответствии установленным нормам отдельных ее элементов и необходимости их корректировки (существенная помощь для вузов);

— Рособрнадзор в автоматическом режиме постоянно сможет видеть своевременность и качество разработки вузами всех аккредитованных ОПОП ВО, что будет экономить время и силы на мониторинговую (контрольно-надзорную) функцию;

— исчезнет необходимость самостоятельных закупок вузами коммерческих САОП и их технического обслуживания, что позволит сэкономить бюджетные ассигнования федерального бюджета и уйти от трудозатрат в части госзакупок, что также высвободит время на основную деятельность по реализации ОПОП ВО;

— приведение к единообразию в работе вузов и упорядочению данного процесса, так как в настоящее время все идут своим путем

и используют разные коммерческие САОП, а также самостоятельные программные наработки, что не всегда положительно может сказаться на качестве разрабатываемых ОПОП ВО;

— появится возможность разработки унифицированных методических рекомендаций, а также обучения представителей вузов работе с единой централизованной САОП, что повысит компетентность разработчиков ОПОП ВО и положительно повлияет на данный процесс в целом.

Предлагаемый централизованной подход в условиях отказа от аккредитационного контроля формы и содержания ОПОП ВО позволит создать гарантии качества их разработки вузами и обеспечит их автоматизированный мониторинг (контроль) Рособрнадзором в текущем режиме в условиях реального времени. То есть будет осуществляться работа на упреждение в части правильной разработки ОПОП ВО для их успешной реализации в строгом соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Подводя итоги, отметим, что с учетом серьезности и значимости рассматриваемого вопроса, а именно появления вероятности нарушения конституционных прав граждан на образование, видится необходимым принять все необходимые меры по исключению вероятности такого развития событий. В связи с этим представляется, что использование предложенного нами варианта внедрения Рособрнадзором централизованной САОП позволит решить сразу несколько существенных стратегических задач: 1) непосредственная помощь вузам в вопросе качественной разработки ОПОП ВО; 2) постоянный автоматизированный мониторинг (контроль) за своевременностью и качеством разработки аккредитованных ОПОП ВО; 3) экономия бюджетных ассигнований федерального бюджета; 4) экономия трудозатрат вузов на госзакупки коммерческих САОП.

Список литературы:

1. Захарова И. В., Дудаков С. М., Язенин А. В., Солдатенко И. С. О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования // Образовательные технологии и общество. 2015. Т. 18. № 3.

2. Караваева Е. В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 8-9.

3. Микерова Г. Ж. Организационно-методическое обеспечение разработки основной образовательной программы высшего профессиональ-

ного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4.

4. Омельянович В. В. О некоторых вопросах перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВО: материалы межвузовской учебно-методической конференции (Омск, 28 февраля 2017 г.). Омск: Омская академия МВД России, 2017.

5. Омельянович В. В. Актуальные вопросы привлечения специалиста к проведению прокурорской проверки исполнения требований законов образовательными организациями высшего образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и Право. 2022. № 1.

6. Новые правила аккредитации образовательной деятельности вступили в силу. URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/novye-pravila-akkreditaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-vstupili-v-silu/ (дата обращения: 15.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.