Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ'

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная деятельность / оптимизация / уголовно-правовая защита / профилактика / лица в беспомощном состоянии / насильственная преступность / семейно-бытовое насилие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикула И.Р., Каменева З.В., Кособродов В.М.

В статье авторами рассматриваются актуальные проблемы уголовно-правовой защиты лиц, находящихся в беспомощном состоянии, основные направления оптимизации деятельности сотрудников правоохранительных органов в вопросах уголовно-правовой охраны данной категории лиц. Предупреждение преступности в правоохранительной деятельности и минимизация порождаемых ею негативных последствий особенно важны применительно к лицам, находящимся в момент совершения общественных посягательств в беспомощном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шикула И.Р., Каменева З.В., Кособродов В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ»

ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна,

Заведующий кафедрой Гэажданского и Уголовного права и процесса АНОВО «Московский международный университет», профессор, д.ю.н, доцент, e-mail: i.shikyla@mmu.ru

КАМЕНЕВА Зоряна Викторовна,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ФГБОУ ВО Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), e-mail: kameneva_z@mail.ru

КОСОБРОДОВ Владимир Михайлович,

Доцент кафедры Гэажданского и Уголовного права и процесса АНОВО «Московский международный университет» к.ю.н, доцент,

e-mail: v.kosobrodov@mmu.ru

К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ

Аннотация. В статье авторами рассматриваются актуальные проблемы уголовно-правовой защиты лиц, находящихся в беспомощном состоянии, основные направления оптимизации деятельности сотрудников правоохранительных органов в вопросах уголовно-правовой охраны данной категории лиц. Предупреждение преступности в правоохранительной деятельности и минимизация порождаемых ею негативных последствий особенно важны применительно к лицам, находящимся в момент совершения общественных посягательств в беспомощном состоянии.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, оптимизация, уголовно-правовая защита, профилактика, лица в беспомощном состоянии, насильственная преступность, семейно-бытовое насилие.

SHIKULA Ilmira Rifkatievna,

Head of the Department of Civil and Criminal Law and the Process of ANOVO "Moscow International University" Professor,

D.Sc., Associate Professor

KAMENEVA Zoryana Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Civil of business law of FSBEI HE All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

KOSOBRODOV Vladimir Mikhailovich,

Associate Professor, Department of Civil and Criminal Law and Process ANOVO "MoscowInternational University,"Ph.D.,

Associate Professor

ON THE ISSUE OF OPTIMIZING LAW ENFORCEMENT IN THE FIELD OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSONS IN A HELPLESS STATE

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-309-314 NIION: 2018-0076-6/22-782 MOSURED: 77/27-023-2022-6-981

Annotation. In the article, the authors consider the actual problems of criminal legal protection of persons in a helpless state, the main directions of optimizing the activities of law enforcement officers in matters of criminal legal protection of this category of persons. The prevention of crime in law enforcement and the minimization of the negative consequences generated by it are especially important in relation to persons who are in a helpless state at the time of committing public encroachments.

Key words: law enforcement, optimization, criminal law protection, prevention, persons in a helpless state, violent crime, domestic violence.

Совершенствование правоохранительной деятельности представляется естественным процессом в правовом государстве, где признание, соблюдение и защита прав и законных интересов граждан является приоритетом. Поскольку Конституция РФ полагает именно права и свободы человека и гражданина высшей ценностью (ст. 2), правоохранительная и правозащитная деятельность не может оставаться статичной, она должна развиваться в соответствии с направлением совершенствования общественных отношений.

Объектом правоохранительной деятельности теоретики признают граждан и их объединения [20, а 128-135], а также социальные явления, требующие правового регулирования [16, С. 11]. Частным случаем последних можно признать преступность, негативные явления, связанные с ней или определяющие особенности причинного комплекса отдельных компонентов преступности. В качестве объекта правоохранительной деятельности рассматриваются правонарушения и преступления с их негативными последствиями [4, С. 91]. Кроме того, ученые выделяют в объекте правоохранительной деятельности и правовые нормы [17, а 84-114], что следует признать правильным, поскольку правила поведения, устанавливающие особенности регулирования общественных отношений, нуждаются в охране не менее чем субъективные права и свободы.

Если речь идет о правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой защиты, то необходимо признать, что такая деятельность становится, во-первых, «рупором» уголовной политики, т.е. формой ее реализации, а во-вторых, приобретает особый предупредительный вектор, концентрирующий ее на выявлении противоправных посягательств, обеспечении уголовного преследования и наказания преступников, исполнении наказания и постпенитенциарном воздействии. Дополнительной ее особенностью становится недопущение или предупреждение виктимизации граждан.

Одной из приоритетных задач в направлении оптимизации правоохранительной деятельности в сфере защиты лиц, находящихся в беспомощном состоянии, видится коренное изменение отмечаемой учеными ситуации, когда сотрудники

полиции не стремятся в большинстве случаев оказать реальную помощь гражданам, проживающим в семьях с конфликтными отношениями [7, С. 175]. Поскольку криминальная активность в отношении таких потерпевших не сразу приобретает признаки особой общественной опасности, а в силу ограниченных возможностей их жертвы не стремятся (или не могут) изменить сложившийся образ жизни, их интересы подвергаются дальнейшему ущемлению, и эта проблема длительное время не получает никакого решения.

Эффективный механизм предупреждения преступлений включает правовые меры регулирования общественных отношений, меры, осуществляемые правоохранительными органами, меры, реализуемые при взаимодействии правоохранительных органов с институтами гражданского общества. Поскольку частного механизма предупреждения преступлений, совершаемых в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, в России (да и, наверное, нигде в мире) не создано, для его формирования могут оказаться востребованными те направления правоохраны, которые ориентированы на достижение целей охраны общественных отношений вообще.

В частности, весьма важным представляется ранее выявление конфликтов, не содержащих в себе признаки преступлений, но могущих приобрести признаки общественной опасности в дальнейшем. Огромный профилактический потенциал этого направления заслужил положительную оценку ученых применительно к насильственной преступности в целом или отдельным ее проявлениям [5, С. 164].

Адаптируя это направление правоохранительной деятельности к сфере охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, необходимо отметить, что оно должно включать сбор и обработку информации по следующим параметрам: 1) социально неблагополучные семьи, в которых воспитываются малолетние дети или проживают нетрудоспособные пожилые родственники; 2) одиноко проживающие инвалиды или лица пожилого возраста или представители иных маломобильных групп населения; 3) психически больные граждане, проживающие совместно с родственниками или иными лицами.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Поскольку информационные технологии должны способствовать не только автоматизации правоохранительной деятельности [3, с. 7-9], такой массив информации (в идеале - отдельный оперативный учет) может иметь существенное профилактическое значение (при условии, что на уровне территориальных органов внутренних дел будет налажен адресный контакт с каждым таким лицом).

Органы внутренних дел являются субъектами государственной системы предупреждения преступлений, при этом оптимальный контроль, исключающий совершение преступления, полагается наиболее важной целевой установкой их деятельности в этой сфере. Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется в целях защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам, обеспечения сдерживания и сокращения преступности [18, с. 32-37]. Это в полном объеме справедливо и в отношении предупреждения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии. Единственный «камень преткновения» заключается в том, что работа с этими лицами требует приоритетного адресного взаимодействия.

Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [8] закрепила уровневый подход к ее осуществлению, вследствие чего ее участниками являются структурные подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне, территориальные органы МВД России на районном уровне. Совершенно справедливым является утверждение о том, что именно органы внутренних дел сохранили возможности реализовывать профилактические мероприятия по отношению к потенциальным жертвам на обслуживаемой территории [12, с. 75-79], но в наибольшей степени предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, включается в деятельность участковых уполномоченных полиции и патрульно-постовой службы, подразделений уголовного розыска, при этом они могут реализовы-вать все полномочия, предоставленные им п. 16 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, а именно:

- выявление причин и условий совершения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления готовящихся преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

- анализ состояния насильственной и корыстно-насильственной преступности на территории обслуживания;

- взаимодействие с сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел;

- участие в освещении средствами массовой информации работы по противодействию преступлениям в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.

В комплексе названные полномочия позволяют эффективно осуществлять предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений, жертвы которых также выступают в большинстве случаев носителями беспомощного состояния.

Процессуальная деятельность, осуществляемая органами предварительного расследования и органами прокуратуры, также может быть адаптирована к взаимодействию с потерпевшими, находящимися в беспомощном состоянии, при этом ключевой позицией представляется обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением.

С учетом исключительной роли следователя и дознавателя как лиц, которые вправе от имени государства осуществлять уголовное преследование, можно поддержать позицию ученых, полагающих, что только данные участники процесса могут принимать меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением [6]. В то же время, в литературе обращается внимание на то, что при решении этого вопроса в судебных стадиях процесса в основном компенсируется документально подтвержденный, т.е. имущественный вред и расходы на лечение, а моральный вред возмещается в недостаточно большом размере [1, С. 68], при этом именно досудебные стадии уголовного судопроизводства являются в большей степени «перспективными» при обеспечении возмещения вреда, причиненного преступлением: если преступление отнесено законом к категории небольшой или средней тяжести, уголовное дело может быть прекращено (если установлены обстоятельства, указанные в ст. ст. 75, 76, 76.2 УК РФ), если же к иным категориям, то могут быть оперативно выявлены источники будущего возмещения.

Обращая внимание на то, что российское законодательство предусматривает выплаты компенсаций за счет государства жертвам только некоторых видов преступлений [13, С. 6], поэтому целесообразно создание в России национального компенсационного фонда для реализации данных целей. Однако до настоящего времени эта перспективная идея не реализована, поскольку требует специальных бюджетных ассигнований. Тем не менее, при изменении порядка возмещения

вреда потерпевшим, находящимся в беспомощном состоянии, она может быть реализована при активном участии органов прокуратуры.

Правоохранительная деятельность в части защиты интересов потерпевших от насильственных преступлений и принятия мер охраны лиц, находящихся в беспомощном состоянии, требует дальнейшей оптимизации.

Определенный эффект может иметь межведомственное взаимодействие между правоохранительными органами и органами здравоохранения, управления образованием, социальной защиты, а также органами опеки и попечительства.

Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности в сфере охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, видится и в контексте разработки и принятия Федерального закона о профилактике семейно-бытового насилия [14].

Так, одним из важных нововведений в проекте Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию в Российской Федерации» указывается «охранный ордер» - запрет приближаться и иным образом контактировать с потерпевшими, что позволит частично решить проблему, связанную с размещением жертв домашнего насилия в кризисных центрах и иных временных убежищах, количество которых сегодня является недостаточным.

Поскольку процесс разработки проекта такого закона идет достаточно медленными темпами, необходимо обратиться к положительному зарубежному опыту, в рамках которого особой стадией подготовки законопроекта является создание его концепции.

Так, Концепция Закона Республики Беларусь «О противодействии домашнему насилию» [9] содержит:

- анализ предмета правового регулирования;

- анализ действующего законодательства и правовых последствий проявлений насилия в семейно-бытовых отношениях;

- анализ правовой основы внедрения кор-рекционных программ в отношении лиц, совершивших преступление против членов своей семьи;

- анализ правовой основы применения мер безопасности к жертвам домашнего насилия;

- анализ правовых стандартов в сфере противодействия домашнему насилию.

На наш взгляд, ратификация отдельных положений (глава III и глава IV) Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульской конвенции) 2011 г. и принятие Федерального закона «О противодействии семейно-быто-

вому насилию», в котором были бы урегулированы доктринальное понятие семейно-бытового насилия, основные направления противодействия семейно-бытовому насилию в правоохранительной деятельности (предмет регулирования, принципы противодействия, субъекты и основные инструменты такого противодействия, создание государственного компенсационного фонда в целях оказания социальной помощи и реабилитации пострадавших от семейно-бытового насилия, развитие в правоохранительной деятельности системы виктимологической защиты жертв семейного насилия) в некоторой степени разрешит основную часть актуальных проблем в сфере профилактики домашнего насилия в отношении беспомощных потерпевших и будет способствовать расширению представлений о беспомощности и источниках ее возникновения, а также более строгому реагированию на подобные ситуации.

Таким образом, оптимизацию правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой защиты лиц, находящихся в беспомощном состоянии, необходимо осуществлять в рамках взаимодействия правоохранительных органов и кризисных центров, осуществляющих правовую и психологическую поддержку жертв преступлений, с созданием условий субсидирования этой деятельности за государственный счет в рамках уголовно-правовой политики. Кроме того, в связи с активным развитием сферы высоких технологий становится возможным использование достижений научно-технического прогресса в профилактических целях в части индивидуальной профилактики и установления особых требований к поведению лиц, отбывавших наказание за совершение преступлений в отношении таких потерпевших.

Список литературы:

[1] Анисимкова Н.В. Возмещение вреда, причиненного преступлением: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты проблемы: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Ставрополь, 2008. - С. 68.

[2] Баумгартен И., Сэти Д. Насилие в отношении женщин в Европейском регионе ВОЗ // Entre Nous: европейский журнал по сексуальному и репродуктивному здоровью. - 2006. - № 61. - С. 4-8.

[3] Белозеров О.И., Андрейченко П.М. Тенденции развития информационных технологий в системе правоохранительной деятельности // Научный журнал. - 2019. - № 1. - С. 7-9.

[4] Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. - М.: Норма, 2009. - С. 91.

[5] Дашиева А.Д. Уголовно-правовая характеристика истязания и его предупреждение (по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

материалам Восточно - Сибирского региона): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Иркутск, 2009. - С. 164.

[6] Иванов Д.А. Досудебный порядок возмещения вреда, причиненного преступлением: теоретические и правовые особенности, проблемы правоприменения: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.09. - М., 2017. - С. 281.

[7] Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. - С. 175.

[8] Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: утв. приказом МВД России от 17.01.2006 № 19 (по сост. на 30.12.2011) // СПС «Консультант плюс» [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F043C0786A2F 45672C534D1E;rnd=0.1961956932209432 (Дата обращения: 30.06.2022)

[9] Концепция Закона Республики Беларусь «О противодействии домашнему насилию» // Беларусский журнал [электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://journalby.com/files/ koncepciya_zakon.pdf (Дата обращения: 30.06.2022)

[10] Лебедев С.Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: ВНИИ МВД России, 2007. - С. 24-29.

[11] Логар Р. Обеспечение убежища и поддержки для женщин, ставших жертвами насилия // Entre Nous: европейский журнал по сексуальному и репродуктивному здоровью. - 2006. - № 61. - С. 13-14.

[12] Мартыненко Н.Э. Совершенствование охраны прав и законных интересов потерпевшего органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. - 2016. - № 1. - С. 75-79.

[13] Митин М.А. Международно-правовое регулирование компенсаций жертвам уголовных преступлений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. - СПб, 2012. - С. 6.

[14] Проект Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию в Российской Федерации», был размещен на сайте Совета Федерации Федерального Собрания РФ 28 ноября 2019 г. Электронный ресурс: http://council.gov. ги/(Дата обращения: 30.06.2022)

[15] Режапова И.М., Заборовская Ю.М. Зарубежный опыт работы с заключенными целью их дальнейшей ресоциализации (на примере законодательства Соединенных Штатов Америки и Канады) // Человек: преступление и наказание. -2019. - Т. 27. - № 1. - С. 40-46.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

[16] Рудяков Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. -Хабаровск, 1990. - С. 11.

[17] Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: вопросы теории // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. - 2014. - № 4. - С. 84-114.

[18] Тарасов Ю.А. Роль и место МВД как субъекта и объекта государственного контроля в системе предупреждения преступлений // Российский следователь. - 2013. - № 20. - С. 32-37.

[19] Уголовно-правовая охрана прав и свобод потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, от насильственных преступлений: проблемы теории и практики: монография / И.Р Шикула. - М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2020. - 238 стр. - 15 п. л.

[20] Цикаришвили О.Г. Правоохранительная система России: понятие и структура // вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории государства и права: межвуз. сб-к научн. тр. - Саратов: изд-во СГАП, 2007. - С. 128135.

Spisok literatury:

[1] Anisimkova N.V. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo prestupleniem: ugolovno-pravovoj i ugolovno-ispolnitel'nyj aspekty problemy: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. - Stavropol', 2008. - S. 68.

[2] Baumgarten I., Seti D. Nasilie v otnoshenii zhenshchin v Evropejskom regione VOZ // Entre Nous: evropejskij zhurnal po seksual'nomu i repro-duktivnomu zdorov'yu. - 2006. - № 61. - S. 4-8.

[3] Belozerov O.I., Andrejchenko P.M. Tendencii razvitiya informacionnyh tekhnologij v sisteme pra-voohranitel'noj deyatel'nosti // Nauchnyj zhurnal. -2019. - № 1. - S. 7-9.

[4] Vitruk N.V. Obshchaya teoriya yuridicheskoj otvetstvennosti: monografiya. - M.: Norma, 2009. -S. 91.

[5] Dashieva A.D. Ugolovno-pravovaya harak-teristika istyazaniya i ego preduprezhdenie (po mate-rialam Vostochno - Sibirskogo regiona): dis. . kand. yurid. nauk: 12.00.08. - Irkutsk, 2009. - S. 164.

[6] Ivanov D.A. Dosudebnyj poryadok vozmesh-cheniya vreda, prichinennogo prestupleniem: teoret-icheskie i pravovye osobennosti, problemy pravo-primeneniya: dis. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.09. - M., 2017. - S. 281.

[7] Il'yashenko A.N. Bor'ba s nasil'stvennoj prestupnost'yu v sem'e: monografiya. - M.: VNII MVD Rossii, 2003. - S. 175.

[8] Instrukciya o deyatel'nosti organov vnutren-nih del po preduprezhdeniyu prestuplenij: utv. prika-zom MVD Rossii ot 17.01.2006 № 19 (po sost. na 30.12.2011) // SPS «Konsul'tant plyus» [elektronnyj

resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://base.consult-

ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-

doc;base=LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F-

043C0786A2F45672C534D1E;

rnd=0.1961956932209432 (Data obrashcheniya:

30.06.2022)

[9] Koncepciya Zakona Respubliki Belarus' «O protivodejstvii domashnemu nasiliyu» // Belarusskij zhurnal [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://journalby. com/files/koncepciya_za kon.pdf (Data obrashcheniya: 30.06.2022)

[10] Lebedev S.YA. O strategii preduprezh-deniya prestupnosti organami vnutrennih del // Mate-rialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. - M.: VNII MVD Rossii, 2007. - S. 24-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Logar R. Obespechenie ubezhishcha i pod-derzhki dlya zhenshchin, stavshih zhertvami nasiliya // Entre Nous: evropejskij zhurnal po seksual'nomu i reproduktivnomu zdorov'yu. - 2006. - № 61. - S. 13-14.

[12] Martynenko N.E. Sovershenstvovanie ohrany prav i zakonnyh interesov poterpevshego organami vnutrennih del // Trudy Akademii uprav-leniya MVD Rossii. - 2016. - № 1. - S. 75-79.

[13] Mitin M.A. Mezhdunarodno-pravovoe reg-ulirovanie kompensacij zhertvam ugolovnyh prestu-plenij: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.10. - SPb, 2012. - S. 6.

[14] Proekt Federal'nogo zakona «O protivodejstvii semejno-bytovomu nasiliyu v Rossijskoj Feder-acii», byl razmeshchen na sajte Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF 28 noyabrya 2019 g. Ele-

ktronnyj resurs: http://council.gov.ru/(Data obrashcheniya: 30.06.2022)

[15] Rezhapova I.M., Zaborovskaya YU.M. Zarubezhnyj opyt raboty s zaklyuchennymi cel'yu ih dal'nejshej resocializacii (na primere zakonodatel'stva Soedinennyh SHtatov Ameriki i Kanady) // CHelovek: prestuplenie i nakazanie. - 2019. - T. 27. - № 1. - S. 40-46.

[16] Rudyakov N.M. Organy vnutrennih del v sisteme pravoohranitel'nyh organov Sovetskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. -Habarovsk, 1990. - S. 11.

[17] Stepanenko YU.V. Pravoohranitel'naya deyatel'nost': voprosy teorii // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. Nauchno-prakticheskij zhurnal. -2014. - № 4. - S. 84-114.

[18] Tarasov YU.A. Rol' i mesto MVD kak sub-"ekta i ob"ekta gosudarstvennogo kontrolya v sisteme preduprezhdeniya prestuplenij // Rossijskij sledova-tel'. - 2013. - № 20. - S. 32-37.

[19] Ugolovno-pravovaya ohrana prav i svobod poterpevshego, nahodyashchegosya v bespo-moshchnom sostoyanii, ot nasil'stvennyh prestu-plenij: problemy teorii i praktiki: monografiya / I.R. SHikula. - M.: Izd-vo «YUrlitinform», 2020. - 238 str. - 15 p. l.

[20] Cikarishvili O.G. Pravoohranitel'naya sistema Rossii: ponyatie i struktura // voprosy teorii gosudarstva i prava. Aktual'nye problemy teorii gosudarstva i prava: mezhvuz. sb-k nauchn. tr. - Saratov: izd-vo SGAP, 2007. - S. 128-135.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.