УДК 328.185
к вопросу определения признаков Коррупционного преступления
н.и. верченко
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: n.verchenko@yandex.ru
Рассмотрены правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации, показаны проблемы расхождения терминологии законодателя и правоприменителя. Сформулированы признаки коррупционного преступления, уделено внимание предшествующему преступлению состоянию, определяемому как конфликт личных и служебных интересов.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное преступление, конфликт личных и служебных интересов.
TO THE QUESTION OF DEFINITION OF SIGNS OF CORRUPTION CRIMES
N.I. Verchenko
Novosibirsk state University for Economics and Management E-mail: n.verchenko@yandex.ru
The legal framework for combating corruption in the Russian Federation, shows the problem of the divergence of the terminology of the legislator and law enforcement authority. Formulated signs of the crime of corruption, attention preceding the crime as defined as a conflict of personal and business interests.
Key words: corruption, corruption crime, conflict of personal and business interests.
Проблема снижения уровня коррупции в России не перестает быть актуальной. Глава государства в своих посланиях к законодательному собранию в течение последних лет ставит задачу снижения уровня коррупции в стране. И нельзя сказать, что требования главы государства декларативны. С 2008 г. ведется активная работа по правовому противодействию коррупции, в том числе по внедрению норм ратифицированных Россией конвенций, посвященных борьбе с коррупцией, в российское законодательство.
На сегодняшний день Российская Федерация ратифицировала следующие международные акты, направленные на противодействие коррупции: Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций [12], Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности [8], Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [10], Конвенция ООН против коррупции [11], Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [9].
Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры России являются частью ее правовой системы. В случае противоречия международного договора России и закона применяются правила международного договора.
© Верченко Н.И., 2014
Вышеназванные конвенции подписаны Россией и ратифицированы. Имплементация норм указанных конвенций в российское законодательство предполагает его соответствие не только смыслу, но и букве закона, что влечет необходимость пересмотра положений действующих законов, внесения изменений и дополнений в них.
Так, для криминализации деяний, названных в конвенциях, необходимы изменения Уголовного кодекса на основании статьи 3 УК РФ, а для применения мер противодействия необходимы дополнения в законы о службе. Согласно этому в Уголовный кодекс не так давно были внесены изменения в понятие «должностное лицо», была введена статья, криминализирующая посредничество во взяточничестве, актуальным остается вопрос о введении уголовной ответственности организаций за коррупционные преступления.
Кроме этого положения конвенций, например, касающиеся предупреждения коррупции, в той или иной мере уже нашли отражение в законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О противодействии коррупции», но их практическая реализация не сказывается существенно на уровне коррупционной преступности в стране.
Сами понятия «коррупция» и «коррупционные преступления» традиционно активно обсуждаются учеными-правоведами, так как законодательное определение коррупции, данное в Федеральном законе «О противодействии коррупции», не обладает четкими рамками, и кроме перечисленных общественно опасных деяний, криминализированных уголовным законом: взяточничество, злоупотребление служебным положением или полномочиями, коммерческий подкуп, содержит весьма пространную формулировку: иное противоправное использование служащим должностного положения, нарушающее интересы общества и государства, для извлечения имущественной выгоды (денег, ценных бумаг, ценностей, услуг) для себя или других лиц или предоставление подобной выгоды физическим лицом или организацией [7].
Понятие «коррупционное преступление» в настоящее время законодательно не закреплено, что порождает многочисленные споры, касающиеся отнесения к коррупционным тех или иных составов преступлений с различными объектами. Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации в указании от 29.12.2008 г. № 7-224 «Об организации работы в системе Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации в сфере противодействия коррупции» было перечислено 21 коррупционное преступление. В указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 52-11 от 15.02.2012 г. были закреплены критерии преступлений коррупционной направленности:
- специальные субъекты преступления. К ним относятся должностные лица (согласно примечанию к ст. 285 УК РФ), управленцы коммерческих или некоммерческих организаций (согласно примечанию к ст. 201 УК РФ);
- связь общественного опасного действия/бездействия со служебным статусом специального субъекта, отступлением от его полномочий;
- корыстный мотив у субъекта преступления (противоправное деяние должно быть сопряжено с получением субъектом прав и выгод имущественного характера в личных или узкогрупповых интересах);
- форма вины в преступлении - прямой умысел.
Исключением из данного списка могут выступать не отвечающие вышеуказанным требованиям преступления, но относящиеся к коррупционным в соответствии с международными документами и отечественным законодательством, а также преступления, связанные с созданием условий для получения или незаконного представления имущественной выгоды (денег, ценностей, имущества, услуги имущественного характера, имущественных прав) специальным субъектам, указанным в примечании к ст. 285 и 201 УК РФ [13].
Далее в указании перечислены составы преступлений: 1) относящиеся к коррупционным безусловно; 2) связанные с коррупционными преступлениями; 3) корыстные преступления, которые можно признать коррупционными; 4) преступления, совершенные специальным субъектом (должностным лицом, государственным служащим, служащим местного самоуправления и управленцем в коммерческой или некоммерческой организации).
Как видно из вышесказанного, мнения российского законодателя и правоприменителя по поводу круга коррупционных деяний разнятся. Тем не менее исследование коррупции и коррупционных преступлений невозможно без определения их основных признаков. При этом в рамках данной статьи мы не беремся предлагать признаки и понятие коррупции, так как коррупция является явлением не только правовым, но может быть рассмотрена с психологической, философской, социальной точки зрения, что показывает многогранность этого явления и пристального внимания к нему в течение продолжительного времени [4].
Остановимся на признаках коррупционного преступления как наиболее общественно опасной формы коррупции. К таким признакам можно отнести:
- для разграничения коррупционного преступления от иного правонарушения необходимо, чтобы оно содержало все признаки преступления, перечисленные в ст. 14 УК РФ;
- совершено при участии лица, которое использует должностное положение, должностные полномочия;
- совершено с целью противоправного получения личной, узкогрупповой выгоды или выгоды для третьих лиц имущественного характера;
- влечет причинение ущерба интересам и авторитету государства, службе в государственных и коммерческих, некоммерческих структурах, правам и интересам граждан;
- совершению коррупционного преступления предшествует конфликт интересов службы и личных корыстных побуждений лица. Проблема конфликта личных и служебных интересов поднималась нами ранее в рамках рассмотрения состава преступления незаконного участия в предпринимательской деятельности [2, 3].
Законодательное определение понятия «конфликт интересов» дано в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в п. 1 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» [6]. Согласно данному закону под конфликтом интересов понимается ситуация, в которую попадает государственный служащий, находясь перед выбором личных интересов или интересов службы, результат которого может повлиять на объективное
исполнение должностных обязанностей и причинить вред интересам службы. Личная заинтересованность служащего может состоять, например, в получении дохода или имущества для себя или членов своей семьи. В случае уведомления служащим работодателя о ситуации конфликта интересов, последний должен принять все возможные меры для ее предотвращения, вплоть до отстранения служащего от замещаемой должности. Если же служащий не уведомляет работодателя о конфликте интересов это может повлечь дисциплинарные последствия для него, вплоть до увольнения со службы.
Ряд положений международных актов предусматривает меры предупреждения конфликта личных и служебных интересов. Например, ст. 7 Конвенции ООН против коррупции рекомендует ее государствам-участникам создавать и развивать систему мер, направленных на предупреждение и прозрачность возможного конфликта интересов.
Исходя из положений данной Конвенции, предупреждать конфликт интересов можно уже на этапе принятия служащих на работу. А также в ходе ее прохождения, увольнения, отставки оценивать деятельность служащих исходя из принципов прозрачности, безупречности работы, способности и справедливости. Кроме этого Конвенция предусматривает предоставление служащими информации об их деятельности и занятиях помимо службы, об их активах, дарах, иных выгодах, способных привести служащего в ситуацию конфликта интересов. После ухода со службы должностные лица не должны оставаться без надзора государства с целью ограничения их перехода в частный сектор, ранее контролируемый ими по службе.
При анализе изложенных рекомендаций по предупреждению конфликта интересов видно, что они представляют собой меры противодействия для всех коррупционных преступлений, а точнее, участвующих в них специальных субъектов.
На сегодняшний день большая часть мер, предусмотренных международными актами, воплощена в отечественном законодательстве и с той или иной мерой успешности реализуется при прохождении службы. В частности:
1. Законодательно закреплены принципы несения государственной и муниципальной службы: равенство, профессионализм, компетентность, доступность информации о гражданской службе.
2. Государственные служащие обязаны сообщать не только о конфликте интересов, но даже о ситуации, способной привести к конфликту личных и служебных интересов, а также принять все необходимые меры для ее предотвращения.
3. Меры предупреждения конфликта личных и служебных интересов видятся и в ограничении прохождения совместной службы родственников (свойственников) на службе, если это связано с подчиненностью или подконтрольностью данных лиц.
4. Представление служащими сведений о его доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении и прохождении службы.
5. Важной мерой предупреждения конфликта личных интересов и интересов службы видится запрет служащим заниматься предпринимательской
деятельностью, участвовать в управлении коммерческой организацией, в том числе иностранной.
6. Служащим запрещается получать вознаграждения (имущество, деньги, оплату отдыха и т.п.) от физических и юридических лиц, награды и звания от иностранных государств, некоммерческих организаций за исполнение обязанностей по службе, использовать служебное имущество в личных целях.
7 Некоторым категориям служащих запрещается без согласия работодателя после увольнения со службы работать в структурах, ранее подконтрольных этому служащему. Для работодателей таких структур также предусмотрена административная ответственность за прием служащих на работу.
Для контроля за служебным поведением служащих и разрешения конфликта интересов законом предусмотрены и на сегодняшний день уже созданы комиссии по проверке служебного поведения служащих и предупреждения конфликта интересов. Подобные комиссии не являются постоянно действующим органом, а собираются периодически в случае возникновения повода. Необходимым поводом может служить как обращение самого служащего, так и его работодателя. Основными задачами комиссий по проверке служебного поведения служащих и предупреждения конфликта интересов являются контроль за соблюдением служащими запретов и ограничений, в том числе по подаче сведений о доходах служащих и членов их семей, проверка информации на достоверность и полноту, предоставленной от кандидатов на замещение должности, обращение служащего о даче согласия на работу в коммерческих организациях после увольнения и т.д.
К сожалению, решения комиссий по проверке служебного поведения служащих и предупреждения конфликта интересов носят рекомендательный характер, но на основе таких рекомендаций сам работодатель вправе применить или не применять к служащему меры ответственности.
Общеизвестно, что человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Отличие преступного поведения от правомерного состоит в системе ценностей, интересов, потребностей, взглядов, полученного воспитания, жизненного опыта, т.е. в содержательной стороне сознания [1, с. 8].
В основе поведения любого человека лежат потребности, поэтому побуждения человека всегда связаны с их реализацией. Потребность - это своего рода переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой необходимо для физической или психической целостности и развития личности.
По мнению В.В. Лунеева, каждый человек постоянно сопоставляет свое социальное положение с положением других людей. Такое сравнение предоставляет субъекту информацию для целенаправленного поведения, в том числе и преступного [5, с. 203]. Предпочтение своих личных интересов интересам другим, эгоизм человека проявляется в неудержимом влечении к тому, что кажется приятным и необходимым. Материальные начала берут верх над духовными и выступают побудительной причиной его действий, противореча нравственности.
В случае получения взятки, коммерческого подкупа, злоупотребления или превышения должностных полномочий, незаконного участия в предпринимательской деятельности субъект стремится извлечь личную/узкогрупповую выгоду из служебной деятельности, используя свои должностные полномочия и/или авторитет службы, но прежде чем принять такое решение и преступить грань законного, он стоит перед выбором, который и понимается как конфликт интересов. От этого выбора, а значит разрешения ситуации конфликта интересов, зависит правомерность его дальнейших действий, а значит и решение субъекта совершить коррупционное преступление.
Литература
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996. 336 с.
2. Верченко Н.И. Правовое обеспечение противодействия конфликту интересов // Уголовное наказание - социальное благо или зло?: Материалы VIII Международной научно-практической конференции 18-19 февраля 2011 года. Екатеринбург: УрГЮА, 2012. Ч. 2. С. 109-112.
3. Верченко Н.И. Незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. М.: Юрлитинформ, 2013. 192 с.
4. Грибакина Э.Н. Коррупция в пространстве потаенного бытия // Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 91-92.
5. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М.: Наука, 1991. 382 с.
6. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. 2004. 31 июля.
7. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Ст. 1 // Российская газета. 2008. 30 декабря.
8. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 мая.
9. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ // Российская газета. 2006. 28 июля.
10. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протоколов против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ // Российская газета. 2004. 29 апреля.
11. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ // Российская газета. 2006. 21 марта.
12. Федеральный закон от 01.02.2012 г. № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» // Парламентская газета. 2012. 3-9 февраля.
13. Указание Генпрокуратуры России № 52-11, МВД России № 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Утратил силу от 11.09.2013 г. URL: http://base.consultant.ru.
Bibliography
1. Antonjan Ju.M., Enikeev M.I., Jeminov V.E. Psihologija prestupnika i rassledovanija prestuplenij. M.: Jurist#, 1996. 336 p.
2. Verchenko N.I. Pravovoe obespechenie protivodejstvija konfliktu interesov // Ugolovnoe nakazanie - social'noe blago ili zlo?: Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18-19 fevralja 2011 goda. Ekaterinburg: UrGJuA, 2012. Ch. 2. P 109-112.
3. Verchenko N.I. Nezakonnoe uchastie dolzhnostnyh lic v predprinimatel'skoj dejatel'-nosti. M.: Jurlitinform, 2013. 192 p.
4. Gribakina Je.N. Korrupcija v prostranstve potaennogo bytija // Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2013. № 5. P 91-92.
5. Luneev VV. Motivacija prestupnogo povedenija. M.: Nauka, 1991. 382 p.
6. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» ot 27 ijulja 2004 g. № 79-FZ (red. ot 28.12.2013) // Rossijskaja gazeta. 2004. 31 ijulja.
7. Federal>nyj zakon «O protivodejstvii korrupcii» ot 25 dekabrja 2008 g. № 273-FZ (red. ot 28.12.2013). St. 1 // Rossijskaja gazeta. 2008. 30 dekabrja.
8. Federal>nyj zakon «O ratifikacii Konvencii ob otmyvanii, vyjavlenii, iz#jatii i konfis-kacii dohodov ot prestupnoj dejatel>nosti» ot 28 maja 2001 g. № 62-FZ // Rossijskaja gazeta. 2001. 31 maja.
9. Federal>nyj zakon «O ratifikacii Konvencii ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrup-ciju» ot 25 ijulja 2006 g. № 125-FZ // Rossijskaja gazeta. 2006. 28 ijulja.
10. Federal'nyj zakon «O ratifikacii Konvencii OON protiv transnacional'noj organi-zovannoj prestupnosti i dopolnjajushhih ee protokolov protiv nezakonnogo vvoza migrantov po sushe, morju i vozduhu i o preduprezhdenii i presechenii torgovli ljud'mi, osobenno zhenshhinami i det'mi, i nakazanii za nee» ot 26 aprelja 2004 g. № 26-FZ // Rossijskaja gazeta. 2004. 29 aprelja.
11. Federal>nyj zakon «O ratifikacii Konvencii Organizacii Ob#edinennyh Nacij protiv korrupcii» ot 8 marta 2006 g. № 40-FZ // Rossijskaja gazeta. 2006. 21 marta.
12. Federal>nyj zakon ot 01.02.2012 g. № 3-FZ «O prisoedinenii Rossijskoj Federacii k Konvencii po bor>be s podkupom inostrannyh dolzhnostnyh lic pri osushhestvlenii mezhdunarodnyh kommercheskih sdelok» // Parlamentskaja gazeta. 2012. 3-9 fevralja.
13. Ukazanie Genprokuratury Rossii № 52-11, MVD Rossii № 2 ot 15.02.2012 «O vvede_ nii v dejstvie perechnej statej Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii, ispol'zuemyh pri formirovanii statisticheskoj otchetnosti». Utratil silu ot 11.09.2013 g. URL: http:// base.consultant.ru.