Научная статья на тему 'К вопросу определения понятия социального предпринимательства'

К вопросу определения понятия социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
617
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / PUBLIC VALUE / CHARITY / PUBLIC WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагинова Ольга Витальевна, Сагинов Юрий Леонидович

В статье рассмотрена система понятий и определений в части социального предпринимательства с целью понимания и классификации создаваемой им общественной ценности и дифференциации вызываемых социальных изменений. Выявлено отличие социального предпринимательства от результатов других видов социально значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards the Definition of the Notion of Social Entrepreneurship

The article presents a system of concepts and definitions in social entrepreneurship whose main objective is to comprehend and classify its social value in terms of social change caused thereby. It reveals the difference between social entrepreneurship and other kinds of socially significant activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения понятия социального предпринимательства»

к вопросу определения

понятия социального предпринимательства

_Аннотация

В статье рассмотрена система понятий и определений в части социального предпринимательства с целью понимания и классификации создаваемой им общественной ценности и дифференциации вызываемых социальных изменений. Выявлено отличие социального предпринимательства от результатов

других видов социально значимой деятельности. _

Ключевые слова: социальное предпринимательство, общественная ценность, благотворительность, общественная деятельность

Вопросы социального предпринимательства все больше оказываются в центре внимания общественности и специалистов-исследователей. Термин часто используется журналистами в СМИ, чиновниками и представителями различных политических течений и общественных движений. Все возрастающая популярность понятия социального предпринимательства связана с несколькими причинами.

Прежде всего, вопросы социальной политики, социальной корпоративной ответственности постепенно перемещаются на верхние строчки приоритетных направлений деятельности как государства, так и бизнеса. В первые годы рыночных преобразований в России вопросы экономической эффективности, рентабельности, экономического роста были наиболее важными и приоритетными. Сегодня же объявленные стратегические направления развития страны включают переход на инновационную модель, которая, помимо повышения конкурентоспособности на внутреннем и зарубежных рынках, включает поддержку новаторского мировоззрения и предпринимательской инициативы. Предпринимательство вообще и социальное предпринимательство в частности предлагают нема-

Сагинова Ольга Витальевна

д-р экон. наук,

профессор,

зав. кафедрой

сравнительной

экономики и

предпринимательства

saguinova@rea.ru

Сагинов

Юрий Леонидович

канд. экон. наук, доцент saginov@yandex.ru

Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова, г. Москва

екоторые успешные инновационные

_бизнес-идеи

_изначально

_направлены

на решение важных социальных проблем

ло ярких примеров проявления и новаторского мировоззрения, и предпринимательской инициативы. Бизнес-новаторы типа Стива Джобса успешно реализуют замечательные идеи, которые не только приносят успех их компаниям, но и существенно изменяют к лучшему жизнь миллионов потребителей во всем мире. Некоторые успешные инновационные бизнес-идеи изначально направлены на решение важных социальных проблем. Концепция микрофинансирования, разработанная Мухаммадом Юнусом и принесшая ему Нобелевскую премию в 2006 г., была направлена на оказание помощи мелким предпринимателям через получение небольших сумм кредита без залога. Марк Коска, потрясенный статистикой передачи смертельно опасных заболеваний через инъекции, потратил десять лет на разработку конструкции одноразового шприца, который физически разру-ается после инъекции и не позволяет повторное спользование. Социальные предприниматели наглядно демонс-руют обществу не только образец инновационного поведения и предпринимательской инициативы, но и готовности работать на общественное благо, на улучшение жизни многих людей. И хотя преимущества социального предпринимательства понятны тем, кто им занимается или спонсирует деятельность таких предприятий, определение самого понятия по-прежнему нечетко, что приводит к включению в это понятие самых разных сфер деятельности и форм удовлетворения общественных потребностей. Строго говоря, социальное предпринимательство как концепция пользуется популярностью во многом благодаря этой инклю-зивности самого понятия. Однако здесь таится и угроза дискредитировать понятие, если под социальное предпринимательство попадут слишком многие виды непредпринимательской деятельности. Именно поэтому мы считаем необходимым уточнить само понятие социального предпринимательства, четко ограничить сферы деятельности, которые можно описывать данным термином. Ключевым словом в термине «социальное предпринимательство» должно быть «предпринимательство», «социальное» лишь означает его модификацию. Предпринимательство - это особая

способность видеть и использовать возможности ведения бизнеса, нестандартное мышление и способность создавать что-то новое. Однако далеко не все предпринимательские усилия оказываются успешными, а если так, то человек, продемонстрировавший нестандартность мышления, инноваци-онность и видение новых возможностей рынка, но не сумевший извлечь из этого коммерческую выгоду, уже не называется предпринимателем, а скорее относится к неудачникам.

Понятие «предпринимательство»

Определение предпринимательства в научной литературе следует начать с Ж.-Б. Сэя, который в начале 19 века назвал предпринимателем того, кто переносит экономические ресурсы из зоны низкой производительности в зону высокой производительности и более высокого дохода [2]. Это следует из буквального перевода французского слова «entrepreneur» -тот, кто предпринимает что-либо для создания экономической ценности.

Через 100 лет после Сэя австрийский экономист Дж. Шумпетер [3] дополнил понятие предпринимательства описанием его как движущей силы экономического развития, без которой экономика замирает, и начинается застой. Успешный предприниматель начинает цепную реакцию, мотивируя других предпринимателей к действию, создающему в результате новые продукты и услуги.

Питер Друкер [6] рассматривал предпринимателей не как инициаторов изменений, а как людей, способных с выгодой использовать изменения. Предприниматель по Друкеру всегда видит изменения и использует их как коммерческую возможность. Из этого определения Друкера И.Кирцнер [1] определил быстроту реакции и инициативность в качестве основных характеристик предпринимателя. Является ли предприниматель инициатором изменений или использует их, его деятельность всегда связана с использованием возможностей рынка. Предприниматель всегда раньше других видит возможности рынка, готов найти способы их использования и берет на себя связанные с этим риски.

Исходя из теоретических основ концепции предпринимательства, его можно определить как соче-

и хотя преимущества социального предпринимательства понятны тем, кто им занимается или спонсирует деятельность таких предприятий, определение самого понятия по-прежнему нечетко

ключевым словом

тер тине «социальное

редприниматель-

ст гво» должно быть

«п

сп гво», «социальное»

лишь означает

его модификацию

' г f / /

Ш* 7 / 1/1/

Ю /) 71

'В г/р /i

тание среды, предоставляющей возможность, и набора личностных характеристик, необходимых для ее использования с целью получения определенного коммерческого результата [4]. В чем же особенность социального предпринимательства? Правильней всего основывать его определение на тех же трех базовых элементах, что и предпринимательство. Неверным было бы объяснять различия между предпринимательством и социальным предпринимательством различиями в мотивации (деньги для предпринимательства и альтруистические цели для социального предпринимательства). И предприниматель, и социальный предприниматель мотивированы самой возможностью рынка, они получают удовлетворение, причем, не обязательно материальное, в реализации своей идеи. Независимо от того, в какой области - коммерческой или некоммерческой - они реализуют свое предприятие, результат не полностью компенсирует им затраченное время, усилия и даже вложенный капитал.

Понятие «социальное предпринимательство»

Нам представляется, что главное различие между предпринимательством вообще и социальным редпринимательством лежит в создаваемой цен-юсти. Для предпринимателя она всегда имеет экономическое выражение и направлена на удовлетворение потребностей рынка в товарах или услугах с целью получения финансовой выгоды. С самого начала предприниматель и его инвесторы рассчитывают получить от своего предприятия личную финансовую выгоду. Прибыль является необходимым условием любого предприятия и средством его роста. Социальный предприниматель не ожидает и не планирует получение прибыли для себя или своих инвесторов - будь то государство или благотворительные организации. Вместо этого он рассчитывает достичь масштабных изменений и улучшения жизни конкретной группы населения и общества в целом. Усилия социального предпринимателя направлены на тех, чьи потребности не удовлетворены, не замечены, у кого недостаточно финансовых средств или политической власти самим достичь желаемого изменения.

---

Это не означает, что социальное предпринимательство вообще лишено мотивации получения дохода и достижения экономической эффективности. Усилия социальных предпринимателей могут приносить доход и могут быть организованы как в форме некоммерческих, так и коммерческих предприятий. Но их всех отличает приоритетность социальной выгоды, так называемого «миссионерского воздействия» [5].

Социальное предпринимательство можно определить, основываясь на следующих трех элементах:

1) выявление устойчивого и несправедливого игнорирования интересов или потребностей конкретного сегмента общества, которое невозможно изменить их собственными усилиями;

2) выявление возможности создания общественной ценности на основе изменения указанного выше положения и принятие предпринимательских действий по ее созданию;

3) достижение в результате предпринятых действий нового более справедливого положения, в котором соблюдаются интересы и удовлетворяются потребности указанного сегмента и общества в целом.

Границы социального предпринимательства

Важно также указать границы социального предпринимательства, чтобы не включать в это понятие виды деятельности, не соответствующие приведенному выше определению. Например, можно увидеть несправедливость и неудовлетворенные потребности в том, что сироты в африканской стране не получают должного образования и заботы. Можно организовать для них школу, в которой их будут учить и заботиться о них. Этот проект несомненно улучшит их жизнь и создаст для некоторых из них возможность вырваться из бедности и изменить свое будущее. Однако если эта инициатива не будет поддержана и распространена на других детей в сходной ситуации, не будет существенного изменения в жизни общества в целом, этот вид предприятия нельзя отнести к социальному предпринимательству. Эти действия можно определить как благотворительность. Сотни и тысячи таких благотворительных организаций существуют по всему миру, занимаются благородной деятельнос-

...ни Махатма Ганди, ни Мартин Лютер Кинг не относятся к социальным предпринимателям, а являлись общественными деятелями

тью, но не относятся к социальному предпринимательству. Социальным предпринимательством будет не создание одной или нескольких школ для сирот, а системы образования, которая бы обеспечила такие возможности, даже если какая-то из этих школ по тем или иным причинам закрылась бы. Разница между благотворительным проектом и социальным предпринимательством здесь не в выявленной возможности и не в предпринятых действиях, но в полученном масштабе социального изменения.

Вторым примером социальных действий, не входящих в понятие социального предпринимательства, является общественная деятельность. Она также начинается с выявления несправедливого положения, ее участники обладают теми же качествами личности, что и предприниматели, но активисты действуют не напрямую, изменяя выявленное положение, а через государственные и общественные организации, через потребителей и сотрудников предприятий. Их действия могут приводить к достаточно масштабным социальным изменениям, но ни Махатма Ганди, ни Мартин Лютер Кинг не относятся к социальным предпринимателям, а являлись общественными деятелями.

В чистом виде эти три модели содействия социальным изменениям представлены на рис. (см. ниже). Определив сферу социального предпринима-

Виды деятельности, направленные на социальные изменения

Прямые действия

Косвенные действия

Улучшение существующей системы Создание новой системы

Рис. Место социального предпринимательства среди видов деятельности, направленных на социальные изменения

тельства и ограничив ее, отделяя от примеров благотворительности и общественной деятельности, следует признать, что в реальной жизни может происходить и часто происходит смешение социального предпринимательства с благотворительностью и общественными движениями. Микрофинансирование является примером социального предпринимательства, но Мухаммед Юнус, создавший банк «Грамин», выдававший кредит беднякам в Бангладеш, затем использовал общественное движение для поддержки и распространения микрокредитов в глобальном масштабе. Деятельность общественных организаций, разрабатывающих стандарты честной торговли (fair trade), не относится к социальному предпринимательству. Использование этих стандартов такими компаниями, как Cafedirect в Великобритании и TranFair в США, создают новые нишевые рынки для кофе и других продуктов, продаваемых по премиальным ценам и гарантирующим более справедливое вознаграждение мелким производителям из развивающихся стран.

Заключение

Предложенное определение социального предпринимательства помогает понять и четко классифицировать создаваемую общественную ценность и дифференцировать социальные изменения, вызываемые социальным предпринимательством от результатов других видов социально значимой деятельности. Тот факт, что участники благотворительных акций, общественные активисты и социальные предприниматели используют стратегии друг друга, создавая смешанные модели деятельности, направленной на социальные изменения, с нашей точки зрения, не противоречит стремлению разграничить понятия социального предпринимательства, благотворительности и общественной деятельности, чтобы не создавать путаницы в научной литературе по данным вопросам.

Литература

1. Baumol William, Return of the Invisible Men: The Microeconomic Value Theory of Inventors and Entrepreneurs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aeaweb.org/annual_mtg_ papers/2006/0107_1015_0301.pdf.

сотни и тысячи... благотворительных организаций существуют по всему миру, занимаются благородной деятельностью, но не относятся к социальному предпринимательству

2. Dees J. Gregory. The Meaning of 'Social Entre-preneurship, Reformatted and revised, May 30, 2001. Режим доступа: http://www.fuqua.duke.edu/centers/ case/documents/Dees_sedef.pdf.

3. Drucker Peter F., Innovation & Entrepreneurship (New York: Harper Business, 1995): 28.

4. Martin Roger & Osberg Sally. Social Entrepreneurship: The Case for Definition Stanford Social Innovation Review, Spring 2007

5. Schramm Carl J., Entrepreneurial Capitalism and the End of Bureaucracy: Reforming the Mutual Dialog of Risk Aversion [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aeaweb.org/annual_mtg_ papers/2006/0107_1015_0304.pdf.

6. Schumpeter Joseph A., Capitalism, Socialism, and Democracy New York: Harper, 1975.

7. Игнатова И.В. Теоретические аспекты применения модульного подхода к исследованию предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2010. - № 9 (1).

8. Лебедева И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 344 (март).

Olga V. Saginova

Doctor of Econ. Sci., Professor, Head of Department of Comparative Economics and Business, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Yuri L. Saginov

Cand. of Econ. Sci, Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Towards the Definition of the Notion of Social Entrepreneurship

_Abstract

The article presents a system of concepts and definitions in social entrepreneurship whose main objective is to comprehend and classify its social value in terms of social change caused thereby. It reveals the difference between social entrepreneurship and other kinds of socially significant activities.

Keywords: social entrepreneurship, public value, charity, public work

"v— t-

российское предпринимательство, № 6 (204)/март 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.