Научная статья на тему 'К вопросу определения понятия "социальная коммуникация"'

К вопросу определения понятия "социальная коммуникация" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
506
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / SOCIAL COMMUNICATION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL COMMUNICATION FEATURES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна

Термин «коммуникация» используется современной наукой в разных аспектах, но обычно имеется в виду элементарная схема коммуникации. Из всего множества различных подходов, положенных в основу рассмотрения процесса коммуникации, автор обращается к особенностям понятия «социальная коммуникация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem definition "Social Communication"

The term "communication" is used by modern science in different ways but generally refers to the elementary diagram of communication. Of the many different approaches underlying the review process, the author refers to the communication features of the concept of "social communication".

Текст научной работы на тему «К вопросу определения понятия "социальная коммуникация"»

Н.А. ОРЕХОВСКАЯ доктор философских наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе МГГЭУ

К вопросу определения понятия «социальная коммуникация»

Социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все сферы нашей жизни и деятельности. Социальная коммуникация делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С её помощью выстраивается организация совместной деятельности людей. Именно посредством социальной коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Архибыстрое развитие информационно-коммуникативных систем требует применения методов модельного представления и исследования систем коммуникации и коммуникационных процессов. Модели, сформулированные в ходе анализа социальной коммуникации, разительно отличаются друг от друга. Причина этого научного явления кроется в различных подходах, положенных в основу при рассмотрении процесса коммуникации.

Современная наука рассматривает социальную коммуникацию с разных точек зрения. В теоретических исследованиях социальная коммуникация рассматривается или как действие - односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи, или как взаимодействие -двусторонний процесс обмена информацией, или как коммуникативный процесс, в котором коммуниканты поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации. Это обстоятельство и является одним из основных критериев классификации моделей социальной коммуникации. Другим основанием классификации, на основе которого строятся простейшие модели, выделяются четыре ос-

* Ореховская Наталья Анатольевна, e-mail: orehovskaya @yandex.ru

новных компонента социальной коммуникации: коммуникант, сообщение, канал передачи информации, реципиент .

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, которые имеют в виду элементарную схему коммуникации, предполагающую наличие не менее трех компонентов: коммуниканта (передающий субъект), сообщения (передаваемый объект), реципиента (принимающий субъект). Введенный в научный лексикон в начале XX в. термин «коммуникация» сегодня трактуется очень широко, если не сказать, вольно. Обращаясь к словарю иностранных слов, мы найдем в нем следующее определение: «Коммуникация от лат. Communi-catio - 1) путь сообщения; 2) форма связи; 3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; 4) массовая коммуникация - процесс сообщения информации с помощью технических средств -средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) численно большим рассредоточенным аудиториям»2. Но для полного научного понимания данного термина такой трактовки явно недостаточно. Например, Д. Белл и А. Тоф-флер понимают под коммуникацией научно-информационный комплекс, включающий информационные технологии, научно-техническую информацию, специалистов - носителей компетентных знаний, Ю. Хабермас представляет коммуникацию как действие, «ориентированное на взаимопонимание», главными критериями которого выступают понятность, правильность и истинность» . Коммуникация у Ха-бермаса - это инструмент реализации практических интересов людей, способ эмансипации, освобождения от экономических, политических и других влияний. А французский философ Ж. Дидьер доказывает, что фундаментальной проблемой коммуникации является «познание другого»4. Подводя итог философского анализа определений понятия «коммуникация» в зарубежной науке в исторической ретроспективе, можно согласиться с Н.А. Гапоновой, которая пишет: «Философская традиция изучения коммуникации в XX в. ... многообразна. С одной стороны, в ней получили

1 См.: Ореховская Н.А. Социальные коммуникации. Учеб. М., 2014, с. 7,10.

2 Словарь иностранных слов. М., 1986, с. 246.

3 Toffler A. War and Anti-war. Survival at the dawn of the 21-st sentury. London, 1993; Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston, 1984.

4 Didier J. Dictionnaire de la Philosophie. Paris cedex. 1992, p. 192-193.

дальнейшее распространение идеи семиотики и герменевтики, а, с другой - большое внимание проблеме коммуникации было уделено в рамках таких философских направлений, как бихевиоризм, экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия, символический интеракционизм»1.

Можно сказать, что коммуникация - это взаимодействие между субъектами, осуществляющими обмен мыслями и идеями. При более глубоком рассмотрении мы понимаем, что речь идет о сложном многоуровневом процессе, в ходе которого устанавливаются контакты между субъектами, рождается потребность в совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, построение стратегий взаимодействия.

Из всего множества определений и концептов коммуникации мы хотим обратиться к особенностям социальной коммуникации и рассмотреть их более подробно.

Понятие «социальная коммуникация» охватывает три аспекта: социальный, языковой и собственно коммуникативный. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй - связан с проблемами межличностной коммуникации, в ходе которого субъекты обмениваются информацией, т.е. общаются; третий подход связан с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Что отличает социальную коммуникацию от других процессов? Во-первых, это наличие двух субъектов, которыми могут выступать два человека, группа людей или общество в целом. Во-вторых, наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (например, подарок, книга, речь) или носить психо-эмоциональный характер (например, коммуникант может внушать реципиенту симпатию, доверие, антипатию). В-третьих, социальной коммуникации свойственна целесообразность, когда итогом взаимодействия субъектов является обмен не только, да и не столько материальными предметами, а передача и понимание информации, переданной через знаки, символы, тексты, которые

1 Гапонова Н.А. Понятие коммуникации в философии. Электронный ресурс http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-3.pdf (время обращения 08.10.2015)

имеют как чувственную форму восприятия, так и внутреннее умозрительное содержание. Таким образом можно сделать вывод, что «социальная коммуникация» - это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. При целесообразной социальной коммуникации участники процесса преследуют три цели: познавательную, т.е. распространение или приобретение новых знаний; побудительную, т.е. стимулирование окружающих к каким-либо действиям; экспрессивную, т.е. выражение или получение эмоций.

Для успешного достижения этих целей коммуникационное сообщение должно основываться на знании, умении и стимуле. Коммуникант что-то знает или умеет и хочет поделиться этим с реципиентом, для чего ему необходимо волевое побуждение к активности. В процессе социальной коммуникации важны также и эмоции участников, так как коммуникант стремится к эмпатии, получению сочувствия, а реципиент ищет душевный комфорт.

Социальная коммуникация является очень сложным процессом, в результате которого происходит усвоение смыслов. Смыслы, которые передает коммуникант, могут выражаться двояко - или в виде коммуникационных сообщений (речь, письмо, рисунок), или в виде утилитарных изделий (оружие, одежда, посуда), в которых также воплощены знания и умения человека. Кажется, что реципиент для достижения смыслов вполне может использовать оба вида сообщений, но в обоих случаях есть свои «подводные камни». Смысл, вложенный в изделие, нужно уметь извлечь, «раскодировать» и только затем осмыслить, а этот процесс, несомненно, сложнее, чем понимание текста, написанного на родном языке. Незнание реципиентом кодов, символики, знаков, используемых коммуникантом, при передаче информации сводит процесс коммуникации практически к нулю.

Но и понимание текста таит множество проблем. Выделим три формы коммуникационного понимания: коммуникационное познание, когда реципиент получает новое для него знание; коммуникационное восприятие, когда реципиент получил сообщение, но всю его глубину понять не смог (стих прочитал, а смысл не понял); псевдокоммуникация, когда реципиент запоминает и повторяет сообщение, но не понимает даже поверхностного смысла, мы часто называем это «зазубриванием». Часто псевдокоммуникация становится причиной многих недоразумений, приводящих к конфликтам.

Любая коммуникация является творческим процессом, так как реципиент не только осознает глубинный и поверхностный смысл передаваемого сообщения, но и дает собственную оценку с точки зрения личных этических принципов и понимания практической пользы.

Определяя функции социальной коммуникации, можно говорить о функциях в целом, а также о функциях отдельных коммуникативных актов. Особенностью анализа функций социальной коммуникации является тот факт, что даже в одном отдельном процессе коммуникации могут сочетаться несколько функций. Так, например, социальная функция включает в себя: поддержание взаимосвязей в обществе, накопление и сохранение социального и культурного опыта, передачу этого опыта молодому поколению. Социальная функция реализуется не только через экономические и политические каналы, но и через культурные нормы и ценности. Они определяют место социального слоя, страты, группы в общей картине общества, а также, обозначают дистанции, эти группы разделяющие. Типы связей между группами имеют, в том числе, и символическое значение, представленное через культурные атрибуты или символы. Причем, чем сложнее социокультурная среда, тем сложнее типы связи. В качестве примера, демонстрирующего роль культуры в социальной функции коммуникации, можно рассмотреть доступность образования, которое является знаковым показателем социального статуса, культурным источником статусной символики. На протяжении многих веков в большинстве обществ аристократия формировалась в том числе на основе возможности получения образования. Статусные дистанции подчеркивались аристократией и проявлялись в языке, манерах, образе жизни, а «нувориши» из низших слоев всеми силами пытались преодолеть эту пропасть. И если они сами не могли этого сделать, то стремились дать своим детям престижное образование, чтобы не лишить их места в жизни, которое не смогли занять сами. Такое положение системы образования способствовало консолидации высших классов и определенной социальной мобильности остальных социальных групп.

В современном высокомобильном обществе можно четко проследить процессы постепенного проникновения сверху вниз символов престижа, с одной стороны, и складывания новых символических барьеров, с другой стороны, поддерживающих социальную дистанцию между различными

слоями общества. К слову сказать, этот процесс активно используется бизнесом, который через рекламу формирует и манипулирует статусным сознанием потребителя, небезуспешно пытаясь повышать спрос на «элитную» продукцию. Таким образом, постоянное взаимодействие и интеграция социальных слоев через символику и культуру стало важным атрибутом социальной коммуникации.

Так как людям приходится приспосабливаться к окружающей социальной среде, им необходима способность к общению друг с другом. Любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию. Социальная коммуникация -это процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все те вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт в собственном частном мирке. Социальная коммуникация позволяет нам установить «общность» друг с другом. Это неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей.

Ореховская Н.А. К вопросу определения понятия «социальная коммуникация».Термин «коммуникация» используется современной наукой в разных аспектах, но обычно имеется в виду элементарная схема коммуникации. Из всего множества различных подходов, положенных в основу рассмотрения процесса коммуникации, автор обращается к особенностям понятия «социальная коммуникация».

Ключевые слова: социальная коммуникация, общество, коммуникация, социальные функции коммуникации.

Orehovskaya N.A. On the problem definition «Social Communication». The term "communication" is used by modern science in different ways but generally refers to the elementary diagram of communication. Of the many different approaches underlying the review process, the author refers to the communication features of the concept of "social communication".

Key words: social communication, society, communication, social communication features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.