Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПОДАЧЕ (ОТВОДУ) ВОДЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МЕЛИОРИРОВАННЫХ ЗЕМЛЯХ'

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПОДАЧЕ (ОТВОДУ) ВОДЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МЕЛИОРИРОВАННЫХ ЗЕМЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ПО ПОДАЧЕ (ОТВОДУ) ВОДЫ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ / ПЛАТНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / МЕЛИОРАЦИЯ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / WATER SUPPLY (DIVERSION) SERVICES / OPERATION OF RECLAMATION SYSTEMS / PAID WATER USE / RECLAMATION / AGRICULTURAL PRODUCER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слабунова А. В., Домашенко Ю. Е.

Цель: проанализировать организационные аспекты формирования платы за оказание услуг по подаче (отводу) воды для сельхозтоваропроизводителей и разработать предложения по усовершенствованию экономического механизма расчета стоимости данных услуг. Результаты: принятие Приказа Минсельхоза № 79 от 18.02.2013 в значительной степени усилило позиции учреждений в обоснованности оказания услуг по подаче (отводу) воды на платной основе, создав общие условия по всей стране, что позволило обеспечить бесперебойную, в необходимых объемах подачу воды водопотребителям. Однако до сих пор остается немало вопросов по данной теме. В результате исследований определена приоритетная роль государства в восстановлении и стабильном функционировании мелиоративного комплекса страны. Выявлены проблемы, связанные с недофинансированием эксплуатации государственных мелиоративных систем и несоблюдением экологического законодательства. Выводы: разработаны предложения, касающиеся действующего порядка: заключение между ФГБУ по мелиорации и водопотребителем при необходимости двух договоров (отдельно на подачу и отвод воды); в договоре на отвод воды возложение на сельхозтоваропроизводителя затрат, связанных со штрафными санкциями, в случае превышения норматива допустимого сброса загрязняющих веществ; включение в стоимость оказания услуг по подаче (отводу) воды затрат на компенсацию вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам в результате осуществления деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов; разграничение формул расчета стоимости услуги по подаче (отводу) воды сельхозтоваропроизводителям на орошаемых землях и другим потребителям не для целей сельхозтоваропроизводства. Необходимо внесение изменений в уставы ФГБУ по мелиорации, предусматривающих отнесение услуг по подаче (отводу) воды к основным частично платным видам деятельности, и установление на законодательном уровне обязательного заключения договоров на оказание услуг по подаче (отводу) воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слабунова А. В., Домашенко Ю. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY ORIGINAL ARTICLE ON ISSUE OF DETERMINING THE FEES FOR WATER SUPPLY (DIVERSION) TO AGRICULTURAL PRODUCERS ON RECLAMED LAND

Purpose: to analyze the organizational aspects of the charge formation for the provision of services on supply (diversion) of water for agricultural producers and to develop proposals for improving the economic mechanism for calculating the cost of these services. Results: the adoption of the Order of the Ministry of Agriculture no. 79 dated 02.18.2013 significantly strengthened the position of institutions in the validity of the provision of services for water supply (diversion) on a paid basis, creating general conditions throughout the country, which made it possible to ensure uninterrupted water supply in the required volumes to water consumers. However, there are still many questions on this issue. As a result of the research, the priority role of the state in the restoration and stable functioning of the land reclamation complex of the country was determined. The problems associated with the underfunding of state reclamation systems operation and non-compliance with environmental legislation have been identified. Conclusions: proposals regarding the current procedure have been developed: the conclusion of two contracts if necessary (both for water supply and diversion) between the FGBU on land reclamation and the water consumer; the imposing of costs associated with penalties in case of exceeding the permissible discharge of pollutants on the agricultural producer in the contract for water diversion; the inclusion of costs for compensation of harm caused to aquatic biological resources as a result of activities for the water supply (withdrawal) resources in the costs of providing services for water supply (diversion); differentiation of formulas for calculating the cost of services for the supply (diversion) of water to agricultural producers on irrigated lands and other consumers not for the purposes of agricultural production. It is necessary to amend the charters of the Federal State Budgetary Institution on Land Reclamation, providing for the attribution of services for the supply (removal) of water to the main partially paid types of activities, and the establishment at the legislative level of the mandatory conclusion of contracts for the provision of services for the supply (removal) of water.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ПОДАЧЕ (ОТВОДУ) ВОДЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА МЕЛИОРИРОВАННЫХ ЗЕМЛЯХ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Научная статья УДК 338.5:631.6

doi: 10.31774/2222-1816-2021-11-1 -258-276

К вопросу определения платы за оказание услуг по подаче (отводу) воды для сельхозтоваропроизводителей на мелиорированных землях

Александра Васильевна Слабунова, Юлия Евгеньевна Домашенко

Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Российская Федерация, rosniipm@yandex.ru

Аннотация. Цель: проанализировать организационные аспекты формирования платы за оказание услуг по подаче (отводу) воды для сельхозтоваропроизводителей и разработать предложения по усовершенствованию экономического механизма расчета стоимости данных услуг. Результаты: принятие Приказа Минсельхоза № 79 от 18.02.2013 в значительной степени усилило позиции учреждений в обоснованности оказания услуг по подаче (отводу) воды на платной основе, создав общие условия по всей стране, что позволило обеспечить бесперебойную, в необходимых объемах подачу воды водопо-требителям. Однако до сих пор остается немало вопросов по данной теме. В результате исследований определена приоритетная роль государства в восстановлении и стабильном функционировании мелиоративного комплекса страны. Выявлены проблемы, связанные с недофинансированием эксплуатации государственных мелиоративных систем и несоблюдением экологического законодательства. Выводы: разработаны предложения, касающиеся действующего порядка: заключение между ФГБУ по мелиорации и водопотребителем при необходимости двух договоров (отдельно на подачу и отвод воды); в договоре на отвод воды возложение на сельхозтоваропроизводителя затрат, связанных со штрафными санкциями, в случае превышения норматива допустимого сброса загрязняющих веществ; включение в стоимость оказания услуг по подаче (отводу) воды затрат на компенсацию вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам в результате осуществления деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов; разграничение формул расчета стоимости услуги по подаче (отводу) воды сельхозтоваропроизводителям на орошаемых землях и другим потребителям не для целей сельхозтоваро-производства. Необходимо внесение изменений в уставы ФГБУ по мелиорации, предусматривающих отнесение услуг по подаче (отводу) воды к основным частично платным видам деятельности, и установление на законодательном уровне обязательного заключения договоров на оказание услуг по подаче (отводу) воды.

Ключевые слова: услуги по подаче (отводу) воды, эксплуатация мелиоративных систем, платное водопользование, мелиорация, сельхозтоваропроизводитель

ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY Original article

On issue of determining the fees for water supply (diversion) to agricultural producers on reclamed land

Aleksandra V. Slabunova, Yuliya E. Domashenko

Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Russian Federation, rosniipm@yandex.ru

Abstract. Purpose: to analyze the organizational aspects of the charge formation for the provision of services on supply (diversion) of water for agricultural producers and to de-

velop proposals for improving the economic mechanism for calculating the cost of these services. Results: the adoption of the Order of the Ministry of Agriculture no. 79 dated 02.18.2013 significantly strengthened the position of institutions in the validity of the provision of services for water supply (diversion) on a paid basis, creating general conditions throughout the country, which made it possible to ensure uninterrupted water supply in the required volumes to water consumers. However, there are still many questions on this issue. As a result of the research, the priority role of the state in the restoration and stable functioning of the land reclamation complex of the country was determined. The problems associated with the underfunding of state reclamation systems operation and non-compliance with environmental legislation have been identified. Conclusions: proposals regarding the current procedure have been developed: the conclusion of two contracts if necessary (both for water supply and diversion) between the FGBU on land reclamation and the water consumer; the imposing of costs associated with penalties in case of exceeding the permissible discharge of pollutants on the agricultural producer in the contract for water diversion; the inclusion of costs for compensation of harm caused to aquatic biological resources as a result of activities for the water supply (withdrawal) resources in the costs of providing services for water supply (diversion); differentiation of formulas for calculating the cost of services for the supply (diversion) of water to agricultural producers on irrigated lands and other consumers not for the purposes of agricultural production. It is necessary to amend the charters of the Federal State Budgetary Institution on Land Reclamation, providing for the attribution of services for the supply (removal) of water to the main partially paid types of activities, and the establishment at the legislative level of the mandatory conclusion of contracts for the provision of services for the supply (removal) of water.

Keywords: water supply (diversion) services, operation of reclamation systems, paid water use, reclamation, agricultural producer

Введение. Введение платного водопользования привело к формированию экономической системы взаимных отношений между водохозяйственной организацией и водопотребителями. Каждый кубометр воды, забираемый и сбрасываемый водопотребителями, является платным, что, несомненно, стимулирует эффективное использование «приобретенных» водных ресурсов. При оказании услуг по подаче (отводу) воды на возмездной основе возникает взаимная ответственность на материальной основе у «водоподающих» (в лице ФГБУ в области мелиорации земель) и «водо-потребляющих» (в лице сельхозтоваропроизводителей) партнеров, а также создаются условия для формирования национального «рынка воды» и личной заинтересованности водопотребителей и работников водного хозяйства в сфере мелиорации в экономном использовании водных ресурсов. А это, в свою очередь, способствует благоприятной экологической «атмосфере» при использовании водных ресурсов. Данному вопросу посвящены работы различных авторов [1-5].

Также в период введения в практику платного водопользования были подготовлены различные методические работы по расчету стоимости услуг по подаче (отводу) воды. Анализ некоторых из них приведен ниже.

Раннее отмечалось, что подход к ценообразованию услуг по подаче (отводу) воды, основанный на бюджетном недофинансировании, теоретически должен был стимулировать ФГБУ по мелиорации земель к подаче максимальных, а не экономически и экологически обоснованных объемов воды [6]. На практике же спустя 10 лет ожидания не оправдались, наоборот, сельхозтоваропроизводитель борется за каждую копейку. Он стремится снизить затраты на выращивание продукции, уменьшить долю затрат на оросительную воду в себестоимости выращиваемой продукции, учитывается каждый кубометр оросительной воды (с помощью оснащения водо-выделов современными водоучитывающими приборами), за лишнюю воду он не готов платить.

С другой стороны, бесплатное предоставление водопотребителям услуг по подаче (отводу) воды, по мнению специалистов из Российского НИИ проблем мелиорации [7, 8], приведет к риску расточительного нерационального использования водных ресурсов, с чем трудно поспорить. Здесь же авторами предложено использование двухставочного тарифа, который независимо от условий водности года позволит ФГБУ и их филиалам обеспечивать содержание мелиоративных систем в работоспособном состоянии. Но данный тариф не нашел применения. Одноставочный тариф, который может рассчитываться как за 1 м3 оросительной воды, так и на 1 га орошаемой площади, более прозрачен в аспекте структуры входящих в него затрат.

Интерес представляет экономический механизм платно-ограничительного водопользования [9]. Он предусматривает в принципе только бюджетное финансирование в рамках нормативного водопользования («определяется, исходя из фактической структуры орошаемых угодий и

величины оптимальной оросительной нормы для заданной культуры» [9]), а в случаях сверхнормативного водопользования стоимость услуг по подаче воды исчисляется по полному тарифу, определяемому из условия полного возмещения затрат ФГБУ по мелиорации земель на оказание данных услуг. Несомненно, в этом случае сельхозтоваропроизводитель будет заинтересован в применении экологически обоснованных норм полива. Но данный механизм не эффективен в условиях хронического дефицита бюджетного финансирования - резко снизятся объемы текущих ремонтов и уходных мероприятий.

К. П. Арент предложил в своем труде [10] изменить саму форму финансирования эксплуатации мелиоративных объектов - выделять финансовые средства через местные (краевые, областные) органы управления сельским хозяйством с целью дотирования хозяйств, муниципалитетов-водопотребителей. В этом случае, по нашему мнению, возникает промежуточное звено, требующее дополнительного финансирования на осуществление своей деятельности. Негативные последствия финансирования не «напрямую» были выявлены в г. Калининграде [11]. ФГБУ по мелиорации на местах лучше знают проблемы находящихся у них в оперативном управлении мелиоративных объектов.

Концепцией федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» определено, что мелиорация земель сельскохозяйственного назначения относится к первому уровню приоритетов государственной политики в сфере развития производственного потенциала России [12]. Деятельность государственных мелиоративных систем направлена на увеличение продуктивности земель, а бюджетные затраты на эксплуатацию систем носят характер дополнительного безвозвратного финансирования сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, состояние мелиоративной отрасли напрямую зависит от государственной составляющей в финансировании

мелиоративных мероприятий [13]. Экономический механизм, основанный на бюджетном недофинансировании, работает и доказал свою применимость и эффективность, но требует усовершенствования в соответствии с современными рыночными условиями.

Цель исследования - проанализировать организационные аспекты формирования платы за оказание услуг по подаче (отводу) воды для сельхозтоваропроизводителей и разработать предложения по усовершенствованию экономического механизма расчета стоимости данных услуг.

Результаты исследований. В реалиях рыночной экономики возник вопрос - какие затраты отнести к государственному заданию, а какие -к затратам сверх государственного задания при расчете стоимости услуг по подаче (отводу) воды на мелиорированных землях. Чтобы ответить на этот вопрос, ниже проведен анализ специфичных условий мелиоративной деятельности.

Необходимо отметить, что, так или иначе, все проблемы в мелиоративной отрасли напрямую связаны с финансированием мелиоративных мероприятий и участием государства в их решении. Так, например, начиная с 1990 г. основной причиной всеобщей тенденции сокращения посевных площадей под сельскохозяйственными культурами на мелиорированных землях, наблюдающейся повсеместно во всех регионах России (например, с 1990 по 2020 г. в Ярославской области произошло сокращение с 739,3 до 317,9 тыс. га, в Ростовской области - с 430 до 228 тыс. га и т. д.), являлось практически полное прекращение работ по мелиорации земель, обслуживанию, ремонту и реконструкции мелиоративных систем, коренному улучшению, залужению земель в связи с недостаточным финансированием со стороны государства.

В свою очередь, введение программных мероприятий по восстановлению мелиоративного комплекса страны с 2012 г., обеспеченных государственной поддержкой (например, федеральная целевая программа «Разви-

тие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2021-2025 годы» и различные соответствующие региональные программы), наглядно показало положительный эффект и четкую тенденцию к медленному, но верному подъему мелиоративной отрасли - проводятся реконструкция, техническое перевооружение мелиоративных систем, вовлекаются дополнительные площади в сельхозпроизводство, увеличиваются объемы производства продукции растениеводства [14].

Вышесказанное подчеркивает приоритетную роль государства в восстановлении и стабильном функционировании мелиоративного комплекса страны. Как уже было отмечено, на сегодняшний день главной проблемой практически всего мелиоративного комплекса России является хронический недостаток средств, выделяемых на ремонтно-эксплуатационные работы, реконструкцию и содержание мелиоративных объектов, находящихся на балансе ФГБУ по мелиорации земель.

Финансирование мелиоративных мероприятий за последние годы (начиная с 90-х гг. прошлого века) не обеспечивало потребности мелиоративной отрасли в должном объеме. Недофинансирование эксплуатации государственных мелиоративных систем, т. е. уменьшение государственной поддержки из федерального бюджета, приводит к вынужденному длительному сельскохозяйственному использованию мелиоративных объектов без проведения необходимых капитального и текущего ремонтов, а это, в свою очередь, приводит к полному простою и отказу мелиоративных систем и их составных частей. Возникает опасность перевода мелиорированных земель в категорию «неорошаемых» или «неосушаемых». При этом перевод в категорию «неосушаемые» грозит экологической катастрофой -затоплением и подтоплением не только сельскохозяйственных полей, но и населенных пунктов.

Результаты анализа объемов «недофинансирования» ФГБУ по мели-

орации земель на эксплуатацию мелиоративных объектов приведены на рисунке 1.

43%

Мннмелиоводхоз Республики Курганмелиоводхоз Вологдамелиоводхоз Дагестан

Рисунок 1 - Объемы «недофинансирования» ФГБУ по мелиорации земель на эксплуатацию мелиоративных объектов (по данным представленных ФГБУ по мелиорации земель)

Проблема «недофинансирования» заключается еще и в том, что размер финансового обеспечения государственного задания ФГБУ по мелиорации земель определяется не по нормативной потребности, а по фактическим затратам и объемам проведенных работ в зависимости от территориального признака, и эта сумма является исторически сложившейся, корректируемой каждый год с использованием коэффициента-дефлятора, устанавливаемого Минэкономразвития России.

На примере ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» осуществлен анализ объемов фактических затрат на проведение эксплуатационных мероприятий, финансируемых за счет субсидии на выполнение государственного задания, в сравнении с реальной потребностью (рисунок 2).

300

Рисунок 2 - Затраты на эксплуатацию мелиоративного комплекса (по данным ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз»)

Дефицит бюджетного финансирования эксплуатации мелиоративных объектов стимулировал поиск альтернативных, т. е. внебюджетных, источников финансирования, что, стоит отметить, не противоречит положениям основополагающего Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» [15]. Одним из таких вынужденных источников стала плата сельхозтоваропроизводителей за услуги по подаче (отводу) воды ФГБУ по мелиорации земель, покрывающая издержки учреждения, связанные с оказанием данных услуг. То есть стоимость услуг по подаче (отводу) воды определяется исходя из объема бюджетного недофинансирования реальной потребности в эксплуатационных мероприятиях ФГБУ по мелиорации земель. Таким образом, стоимость услуг по подаче (отводу) воды находится в прямой зависимости от объема «недофинансирования» эксплуатации мелиоративных объектов (рисунок 3).

И здесь стоит еще раз подчеркнуть важность государства - сокраще-

ние объемов финансирования эксплуатации мелиоративных объектов, находящихся в федеральной собственности, неизбежно приведет к повышению стоимости оказания услуг по подаче (отводу) воды сельхозтоваропроизводителям, что, в свою очередь, в конечном счете скажется на повышении себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Ш

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Процент недофинансирования. °о

Рисунок 3 - Зависимость стоимости услуги по подаче (отводу) 1 м3 воды на мелиорированных землях от процента недофинансирования эксплуатационных мероприятий (усредненные данные различных

ФГБУ по мелиорации земель)

Отметим, что ФГБУ по мелиорации земель финансируется только из федерального бюджета на выполнение государственных функций, изложенных в государственном задании («Эксплуатация государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и другого государственного имущества, переданного учреждению в оперативное управление»). При этом выполнение работы «Эксплуатация...» подразумевает определенный перечень мероприятий (рисунок 4), в состав которого подача (отвод) воды не входит.

Эксплуатация государственных мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и другого государственного имущества, переданного учреждению в оперативное управление

подготовка мелиоративных систем к вегетационному периоду

обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем и гидротехнических сооружений

определение потребности и участие в распределении водных ресурсов обеспечение работы мелиоративных систем, сооружений на них, насосных станций

Рисунок 4 - Перечень мероприятий в составе работы

«Эксплуатация...»

Таким образом, подача (отвод) воды сельхозтоваропроизводителям в целях гидромелиорации земель осуществляется сверх установленного годового государственного задания в соответствии с приказами Минсель-хоза России от 31.08.2010 № 300 [16] и от 18.02.2013 № 79 [17] по договорам на возмездной основе с ФГБУ по мелиорации земель. При этом в основу заключения договоров положен принцип «возмещения экономически обоснованных расходов».

В свою очередь на практике установленный размер платы для сельхозтоваропроизводителей существенно ниже полной нормативной стоимости такой услуги, поскольку она была бы слишком велика для большинства из них. Установление полной нормативной стоимости услуги по подаче (отводу) воды создаст предпосылки к увеличению себестоимости продукции, невозможности конкуренции на рынке и в итоге спровоцирует отказ сельхозтоваропроизводителей от выращивания сельхозпродукции на мелиорированных землях, что создает противоречивую ситуацию, идущую вразрез положениям Указа Президента РФ от 21.01.2020 № 20 [18] в части продовольственной независимости РФ и экономической доступности продовольствия, ставит под угрозу «самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-

вольствия». Это только подтверждает факт, что выращивание сельскохозяйственной продукции имеет социально значимый характер для всей страны.

Таким образом, услуги по подаче (отводу) воды сельхозтоваропроизводителям являются частично платными услугами, софинансируемыми из двух источников - потребитель и бюджет. На практике это означает следующее: стоимость услуги по подаче (отводу) воды на мелиорированных землях разделяется на бесплатную и платную составляющие. Бесплатная часть (в форме бюджетной субсидии на выполнение государственного задания) услуги, соответственно, включается в государственное задание, а платная (на практике - недофинансирование государственного задания) оказывается сельхозтоваропроизводителям сверх установленного государственного задания (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структура стоимости услуги по подаче (отводу) воды

сельхозтоваропроизводителям

На практике разделить сами эксплуатационные мероприятия на составляющие: мероприятия, проводимые в рамках государственного задания, и мероприятия, проводимые сверх установленного государственного задания, невозможно по причине специфики мелиоративной отрасли, так как мероприятия, проводимые при эксплуатации мелиоративных объектов, представляют собой непрерывный и взаимосвязанный процесс, обеспечивающий бесперебойную, в необходимых объемах подачу (отвод) воды сельхозтоваропроизводителям, выращивающим продукцию на мелиорированных землях. Только своевременный ремонт мелиоративных объектов, очистка от заиления и растительности водопроводящих трактов позволят

в сроки подготовить мелиоративные системы к весенним полевым работам, обеспечить штатное проведение поливного сезона.

Исходя из самой сути понятия «эксплуатация», выявленной в ходе анализа различных терминологических толкований, понятно, что вышеуказанное разделение априори невыполнимо.

Так, эксплуатация - это стадия жизненного цикла гидротехнического сооружения, включающая в себя приемку в эксплуатацию, использование его по назначению, техническое обслуживание и ремонт. Или эксплуатация - это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению. А прямое назначение мелиоративной системы как объекта - это, в зависимости от вида самой мелиоративной системы, подача воды на орошение или отвод избыточной воды в целях осушения земель. Согласно «Правилам эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений» [19], «эксплуатация мелиоративных объектов представляет собой комплекс технических, организационных и хозяйственных мероприятий, обеспечивающих содержание в исправном состоянии мелиоративной сети, сооружений и оборудования, периодический их осмотр, проведение планово-предупредительных ремонтов, выявление и ликвидацию аварий, водораспределение, регулирование водного режима почв, руководство и контроль за подготовкой водопользователями мелиоративной сети и сооружений к работе в вегетационный период и другое».

То есть из вышесказанного понятно, что проведение подачи (отвода) воды как самостоятельного процесса, отдельно от эксплуатации мелиоративных объектов, невозможно. А эксплуатация, в свою очередь, без проведения подачи (отвода) воды в большинстве случаев теряет смысл. Тогда можно сформулировать, что стоимость услуги по подаче (отводу) воды на мелиорированных землях разделяется на две части - бесплатную (эксплуатация) и платную (подача (отвод) воды в точку водовыдела) составляющие.

Другой вопрос, что подача (отвод) воды всем водопотребителям: сельхозтоваропроизводителям на орошение, рыборазведение, энергетикам, промышленным предприятиям, предприятиям коммунального хозяйства, осуществляется по одинаковой стоимости. Что, по нашему мнению, необходимо разграничить, так как по своей сути мелиорация, согласно Федеральному закону № 4-ФЗ «О мелиорации земель», осуществляется в целях обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции. Это позволит исключить использование средств субсидии на выполнение государственного задания по эксплуатации мелиоративных объектов не по назначению, например, для целей, которые находятся в полномочиях муниципалитетов и им подобных (повышение водности, улучшение санитарно-экологического состояния и т. д.). То есть расчет затрат на оказание услуг по подаче (отводу) воды для целей сельскохозяйственного товарного производства (выращивание сельскохозяйственных культур) должен производиться с учетом размера финансового обеспечения выполнения государственного задания, а расчет затрат на оказание услуги по подаче (отводу) воды не для целей сельскохозяйственного товарного производства (теплогидроэнергетика, сельскохозяйственное, питьевое и производственное водоснабжение, рыбоводство и другие цели, не входящие в полномочия учреждения) - без учета финансового обеспечения, т. е. по полной нормативной стоимости.

Еще одна проблема, требующая внимания, - это несоблюдение экологического законодательства. Все ФГБУ по мелиорации земель, в сущности, занимаются хозяйственной деятельностью (отвод воды с мелиорированных земель), в результате которой происходит сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Это, в свою очередь, относится к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), а мелиоративные объекты соответственно относятся к объектам НВОС III категории [20], в связи с чем ФГБУ по мелиорации земель обязано их ставить на государ-

ственный учет и по данным объектам производить плату за НВОС. То есть ФГБУ по мелиорации несет дополнительные расходы на организацию учета и контроля объемов сброса сточных, в т. ч. дренажных, вод и недопущения попадания в водные объекты сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, превышающим установленные нормативы допустимого сброса (НДС). В связи с этим при расчете стоимости оказания услуг необходимо учитывать затраты, связанные с отводом воды на мелиорированных землях, а именно затраты на компенсацию вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам в результате осуществления деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов. А также в случае отвода сточных вод с превышением НДС плату за НВОС и штрафные санкции за превышение НДС в полном объеме возлагать на виновного водопотребителя, что следует прописывать в договоре на отвод воды.

Заключение. В соответствии с вышеприведенным предлагается в действующий порядок [17] внести следующие изменения.

1 Заключение между ФГБУ по мелиорации и водопотребителем при необходимости двух договоров - отдельно на подачу и на отвод воды.

2 В договоре на отвод воды возложение на сельхозтоваропроизводителя затрат, связанных со штрафными санкциями, в случае превышения НДС загрязняющих веществ.

3 Включение в стоимость оказания услуг по подаче (отводу) воды затрат на компенсацию вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам в результате осуществления деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов.

4 Разграничение формул расчета стоимости услуги по подаче (отводу) воды сельхозтоваропроизводителям и другим потребителям не для целей сельхозтоваропроизводства.

Отметим также, что необходимо внесение изменений в уставы ФГБУ по мелиорации, предусматривающих отнесение услуг по подаче (отводу)

воды к основным частично платным видам деятельности, и установление на законодательном уровне обязательного заключения договоров на оказание услуг по подаче (отводу) воды.

Список использованных источников

1 Харитонов, Г. Б. Платность водопользования - основа экономического механизма реализации современной водохозяйственной политики / Г. Б. Харитонов // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2015. - № 2. - С. 68-81.

2 Быстрицкая, Н. С. Методические основы расчета платы за подачу воды сельскохозяйственным предприятиям в зоне неустойчивого увлажнения / Н. С. Быстрицкая, Е. В. Овчинникова, И. В. Куприянов // Природообустройство. - 2013. - № 2. -С.110-114.

3 Слабунова, А. В. Правовые основы оказания учреждениями по мелиорации платных услуг по подаче воды / А. В. Слабунова // Научное обозрение: теория и практика. - 2018. - № 9. - С. 96-105.

4 Курбанов, З. М. Проблемы и перспективы развития мелиорации земель в Республике Дагестан / З. М. Курбанов // Проблемы рационального природопользования и пути их решения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - ДГТУ, 2018. -С. 113-118.

5 Балыхина, А. А. Системное моделирование рисков в платном водопользовании / А. А. Балыхина // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. -2015. - № 1(57). - С. 192-198.

6 Грановская, Л. Н. Анализ деятельности предприятий водохозяйственно-мелиоративного комплекса Украины (на примере Каховской оросительной системы) / Л. Н. Грановская, М. В. Вердыш // Природообустройство. - 2011. - № 4. - С. 85-87.

7 Акопян, А. В. Экономический инструментарий реализации услуг по подаче воды для орошения в зоне действия крупных мелиоративных систем / А. В. Акопян, Н. И. Сафарова // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. - 2011. - № 3(03). - 7 с. - Режим доступа: http:www.rosniipm-sm.ru/artic-le?n=453.

8 Методика расчета затрат на оказание услуг по подаче воды на рисовые оросительные системы / В. Н. Щедрин [и др.]. - М.: Росинформагротех, 2011. - 27 с.

9 Абдразаков, Ф. К. Эколого-экономическое обоснование механизма платно-ограничительного водопользования в условиях орошаемого земледелия Саратовской области / Ф. К. Абдразаков, А. Ю. Сметанин // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 6, № 4(22). - С. 5-9.

10 Арент, К. П. Обеспечение рационального водопользования: платность или рынок воды? / К. П. Арент // Природообустройство. - 2018. - № 2. - С. 115-119.

11 Калининградский мелиоративный гамбит [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:39rus.org/news/authority/35245, 2020.

12 Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 37-р: по состоянию на 22 января 2013 г. // Гарант Эксперт 2020 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2020.

13 Слабунова, А. В. Разработка функциональной модели определения стоимости услуги по подаче (отводу) воды на орошение / А. В. Слабунова // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. - 2019. - № 1(73). - С. 71-77.

14 Малышева, Н. И. Приоритетные направления развития мелиорации на Кубани / Н. И. Малышева, С. Н. Якуба, С. А. Владимиров // Рисоводство. - 2019. -№ 1(42). - С. 58-66.

15 О мелиорации земель: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ: по состоянию на 8 декабря 2020 г. // Гарант Эксперт 2020 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2020.

16 Об утверждении Порядка определения платы за оказание федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения: Приказ Минсельхоза России от 31 августа 2010 г. № 300: по состоянию на 21 декабря 2012 г. // Гарант Эксперт 2020 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2020.

17 Об утверждении Порядка определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждением в области мелиорации, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения: Приказ Минсельхоза России от 18 февраля 2013 г. № 79: по состоянию на 18 февраля 2013 г. // Гарант Эксперт 2020 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2020.

18 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20: по состоянию на 21 января 2020 г. // Гарант Эксперт 2020 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2020.

19 Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений / Департамент мелиорации земель и с.-х. водоснабжения Минсельхоза России; ГП СНЦ «Госэкомелиовод». - М., 1998. - 40 с.

20 Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029: по состоянию на 28 сентября 2015 г. // Гарант Эксперт 2020 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2020.

References

1 Kharitonov G.B., 2015. Platnost' vodopol'zovaniya - osnova ekonomicheskogo mek-hanizma realizatsii sovremennoy vodokhozyaystvennoy politiki [Payment for water use as the basis of the economic mechanism for the implementation of modern water policy]. Cor-porativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Corporate Governance and Innovative Development of the Economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University], no. 2, pp. 68-81. (In Russian).

2 Bystritskaya N.S., Ovchinnikova E.V., Kupriyanov I.V., 2013. Metodicheskie osno-vy rascheta platy za podachu vody sel'skokhozyaystvennym predpriyatiyam v zone neus-toychivogo uvlazhneniya [Methodological foundations for payment calculation for water supply to agricultural enterprises in the zone of unstable moisturing]. Prirodoobustroystvo [Environmental Engineering], no. 2, pp. 110-114. (In Russian).

3 Slabunova A.V., 2018. Pravovyye osnovy okazaniya uchrezhdeniyamipo melioratsii platnykh uslugpopodache vody [Legal basis for providing paid water supply services by land reclamation institutions]. Nauchnoe obozrenie: teoriya ipraktika [Scientific Review: Theory and Practice], no. 9, pp. 96-105. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Kurbanov Z.M., 2018. Problemy i perspektivy razvitiya melioratsii zemel' v Respu-blike Dagestan [Problems and prospects for the development of land reclamation in the Republic of Dagestan]. Problemy ratsional'nogo prirodopol'zovaniya i puti ikh resheniya:

sb. materialov Vserosiyskoy nauch.-prakt. konferentsii [Problems of rational nature management and ways to solve them: Proc. All Russian Scientific Practical Conference]. DSTU, pp. 113-118. (In Russian).

5 Balykhina A.A., 2015. Sistemnoe modelirovaniye riskov v platnom vodopol'zovanii [Systemic modeling of risks in paid water use]. Putipovysheniya effektivnosty oroshaemogo zem-ledeliya [Ways of Increasing the Efficiency of Irrigated Agriculture], no. 1(57), pp. 192-198. (In Russian).

6 Granovskaya L.N., Verdysh M.V., 2011. Analiz deyatel'nostipredpriyatiy vodokho-zyaystvenno-meliorativnogo kompleksa Ukrainy (na primere Kakhovskoy orositel'noy siste-my) [Analysis of the activities of enterprises of the water economic and reclamation complex of Ukraine by the example of the Kakhovka irrigation system]. Prirodoobustroystvo [Environmental Management], no. 4, pp. 85-87. (In Russian).

7 Akopyan A.V., Safarova N.I., 2011. [Economic implementation tools for water supply services for irrigation in the area of large reclamation systems]. Nauchnyy ZhurnalRossiyskogo NII Problem Melioratsii, no. 3(03), 7 p., available: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=453. (In Russian).

8 Shchedrin V.N. [et al.], 2011. Metodika rascheta zatrat na okazaniye uslug po po-dache vody na risovye orositel'nye sistemy [Methodology for calculating the cost of providing water supply services to rice irrigation systems]. Moscow, Rosinformagroteh Publ., 27 p. (In Russian).

9 Abdrazakov F.K., Smetanin A.Yu., 2011. Ekologo-ekonomicheskoe obosnovanie mekhanizma platno-ogranichitel'nogo vodopol'zovaniya v usloviyakh oroshaemogo zem-ledeliya Saratovskoy oblasti [Ecological and economic substantiation of the mechanism of paid-restrictive water use in irrigated agriculture in Saratov region]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of Kazan State Agrarian University], vol. 6, no. 4(22), pp. 5-9. (In Russian).

10 Arent K.P., 2018. Obespechenie ratsional'nogo vodopol'zovaniya: platnost' ili rynok vody? [Ensuring rational water use: paid or water market?]. Prirodoobustroystvo [Environmental Management], no. 2, pp. 115-119. (In Russian).

11 Kaliningradskiy meliorativnyy gambit [Kaliningrad Reclamation Gambit], available: http:39rus.org/news/authority/35245 [accessed 2020]. (In Russian).

12 Ob utverzhdenii Kontseptsii federal'noy tselevoy programmy "Razvitie melioratsii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya Rossii na 2014-2020 gody" [On the approval of the Concept of the federal target program "Development of land reclamation of agricultural lands in Russia for 2014-2020"]. Order of the Government of the Russian Federation of 22 January, 2013, no. 37-r, as of January 22, 2013. (In Russian).

13 Slabunova A.V., 2019. Razrabotka funktsional'noy modeli opredeleniya stoimosti uslugi po podache (otvodu) vody na oroshenie [Development of a functional model for determining the cost of services for the supply (removal) of water for irrigation]. Puti pov-ysheniya effektivnosty oroshaemogo zemledeliya [Ways of Increasing the Efficiency of Irrigated Agriculture], no. 1(73), pp. 71-77. (In Russian).

14 Malysheva N.I., Yakuba S.N., Vladimirov S.A., 2019. Prioritetnye napravleniya razvitiya melioratsii na Kubani [Priority directions of development of land reclamation in the Kuban]. Risovodstvo [Rice Cultivation], no. 1(42), pp. 58-66. (In Russian).

15 O melioratsii zemel [On land reclamation]. Federal Law of the RF of 10 January, 1996, no. 4-FZ, as of December 8, 2020. (In Russian).

16 Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya platy za okazanie federal'nym byudzhetnym uchrezhdeniem, nakhodyashchimsya v vedenii Minsel'khoza Rossii, grazhdanam i yuridicheskim litsam uslug (vypolnenie rabot), otnosyashchikhsya k osnovnym vidam deyatel'nosti feder-al'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya [On approval of the Procedure for determining fees for the provision of services by the federal budgetary institution under the jurisdiction of the Ministry

of Agriculture of Russia to citizens and legal entities (performance of work) related to the main activities of the federal budgetary institution]. Order of the Ministry of Agriculture of Russia of 31 August, 2010, no. 300, as of December 21, 2012. (In Russian).

17 Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya platy za okazanie federal'nym gosudarstven-nym byudzhetnym uchrezhdeniem v oblasti melioratsii, nakhodyashchimsya v vedenii Min-sel'khoza Rossii, grazhdanam i yuridicheskim litsam uslug (vypolnenie rabot), otnosyash-chikhsya k osnovnym vidam deyatel'nosti federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya [On the approval of the Procedure for determining fees for the provision of services by the federal state budgetary institution in the field of land reclamation under the jurisdiction of the Ministry of Agriculture of Russia to citizens and legal entities (performance of work) related to the main activities of the federal state budgetary institution]. Order of the Ministry of Agriculture of Russia of 18 February, 2013, no. 79, as of February 18, 2013. (In Russian).

18 Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [On the approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation]. Decree of the President of the Russian Federation of 21 January, 2020, no. 20, as of January 21, 2020. (In Russian).

19 Pravila ekspluatatsii meliorativnykh sistem i otdel'no raspolozhennykh gidrotekhnich-eskikh sooruzheniy [Rules for the Operation of Reclamation Systems and Separately Located Hydraulic Structures]. Department of Land Reclamation and Agriculture, Water Supply of the Ministry of Agriculture of Russia, Moscow, 1998, 40 p. (In Russian).

20 Ob utverzhdenii kriteriev otneseniya ob"ektov, okazyvayushchikh negativnoe vozdeystvie na okruzhayushchuyu sredu, k ob"ektam I, II, III i IVkategoriy [On the approval of the criteria for classifying objects that have a negative impact on the environment to objects of I, II, III and IV categories]. Resolution of the Government of the Russian Federation of 28 September, 2015, no. 1029, as of September 28, 2015. (In Russian)._

Слабунова Александра Васильевна

Ученая степень: кандидат технических наук Должность: старший научный сотрудник

Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации»

Адрес организации: пр. Баклановский, д. 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: rosniipm@yandex.ru

Slabunovа Aleksandra Vasilyevna

Degree: Candidate of Technical Sciences Position: Senior Researcher

Affiliation: Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421

E-mail: rosniipm@yandex.ru

Домашенко Юлия Евгеньевна

Ученая степень: доктор технических наук

Должность: заместитель директора по науке в области мелиорации Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» Адрес организации: пр. Баклановский, д. 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: rosniipm@yandex.ru

Domashenko Yuliya Yevgenyevna

Degree: Doctor of Technical Sciences

Position: Deputy Director for Science in the Field of Land Reclamation Affiliation: Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421

E-mail: rosniipm@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.12.2020; одобрена после рецензирования 09.02.2021; принята к публикации 10.02.2021.

The article was submitted 24.12.2020; approved after reviewing 09.02.2021; accepted for publication 10.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.