Научная статья на тему 'К вопросу определения необходимых условий для ориентирования штучных грузов на импульсном конвейере'

К вопросу определения необходимых условий для ориентирования штучных грузов на импульсном конвейере Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
125
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПУЛЬСНЫЙ КОНВЕЙЕР / ШТУЧНЫЕ ГРУЗЫ / РОЛИКООПОР / ПОЛУРОЛИК

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лускань О. А., Чепурных В. А.

Рассмотрены необходимые условия, при которых возможно транспортирование и ориентирование штучных грузов, имеющих плоскую опорную поверхность на импульсных конвейерах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения необходимых условий для ориентирования штучных грузов на импульсном конвейере»

УДК 621.867

О.А. Лускань, канд. тех. наук, доц., (8453)68-12-21, kafpsm@bittu.org.ru (Россия, Балаково, БИТТУ),

В.А. Чепурных, адъюнкт, 8-927-121-99-39,

chepurnih821@mail.ru (Россия, Вольск, ВВВУТ (военный институт))

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ НА ИМПУЛЬСНОМ КОНВЕЙЕРЕ

Рассмотрены необходимые условия, при которых возможно транспортирование и ориентирование штучных грузов, имеющих плоскую опорную поверхность на импульсных конвейерах.

Ключевые слова: импульсный конвейер, штучные грузы, уоликоопоо,

полууолик.

На кафедре «Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины» Бааковского института тежики, технологии и управления были разработаны и запатентованы конструкции конвейеров с импульсным (инерционным) приводом, позволяющие не только перемещать штучный груз, но и ориентировать его в плоскости транспортирования.

В основу создания конструкций таких конвейеров лёг принцип перемещения сыпучего груза инерционным конвейером с постоянным давлением груза на дно жёлоба [1]. Прототипы не получили широкого применения, т.к. постоянное трение груза о жёлоб вызывает высокое сопротивление транспортированию, износ жёлоба и значительные динамические нагрузки на привод, связанные с бигармоническим характером колебаний жёлоба. Раработанны новые конструкции импульсных конвейеров, отличающиеся от инерционного конвейера с постоянным давлением груза на дно желоба тем, что его опорна поверхность выполнена из роли-коопор с вмонтированными механизмами свободного хода, которые позволяют обеспечивать вращение роликов в одном направлении и стопорят их в обратном. Кроме того, движущийся возвратно-поступательно жёлоб заменен на раму, имеющую гармонический привод [2].

Ориентирование изделия на конвейере возможно при выполнении ро-ликоопор в виде полуроликов и может осуществляться по двум схемам. Согласно первой схеме (рисунок 1, а) одна половина полуроликов участка ориентирования заторможена. В этом случае при движении в сторону транспортирования заторможена и втора половина полуроликов. Сила тре-ни груза о полуролики, преодолева силу инерции, движет груз вперед. При обратном ходе сила инерции стремится сохранить движение груза в направлении транспортировани, но этому препятствуют сила трения между заторможен ой половиной роликов, сила сопротивления качению груза и

49

трение в цапфах незаторможенной половины роликов. Направление действия равнодействующих сил и силы инерции не совпадают, в результате чего возникает момент, который и поворачивает груз относительно роликов.

По второй схеме (рисунок 1, б) полуролики участка ориентирования могут вращаться в противоположных направлениях. При движении рамы с роликами в сторону транспортирования сила инерции груза стремится вращать полуролики в направлении, противоположном транспортированию. Одна половина полуроликов может вращаться, а другой препятствуют остановы. Между заторможенной половиной полуроликов и грузом возникает сила трения, а незаторможенной - сила сопротивления качению, которая значительно меньше силы трения. Направления действия равнодействующей этих си и силы инерции не совпадают, в результате чего возникает момент, вращающий груз на роликах. При обратном ходе рамы с полуроликами сила инерции меняет свое направление и стремится вращать полуролик в направлении транспортирования, но этому будут препятствовать остановы уже другой половины полуроликов, в результате чего равнодействующа си сопротивления движению груза по роликам и сила инерции груза будут создавать момент того же направления, что и пи прямом ходе рамы. Груз в этом случае будет разворачиваться на месте.

Схемы ориентирования груза

Одним из важных условий является условие совместного движения рамы конвейера и груза со скоростью рамы1 конвейера, необходимое для

50

накопления грузом кинетической энергии с целью создания относительного движения груза в период хода рамы1 при прямом и обратном направлениях.

Условие совместного движения груза с рамой в направлении транспортирования, как и в известных инерционных конвейерах с постоянным давлением груза на дно желоба [1], будет определяться выражением

(1)

где ^ - сила инерции груза; - сила трения покоя опорной поверхности

груза о ролики,

Fл=mтрa?рa’ (2)

где тгр - масса груза; 0рн- ускорение груза относительно рамы1 конвейера,

^тр = , (3)

где/- коэффициент трения покоя опорной поверхности груза о ролики.

Таким образом, относительное ускорение поворота груза при прямом ходе рамы1 конвейера определится из условия не проскальзывания груза по роликам:

агн <&. (4)

После определения закономерности движения груза на конвейере согласно выражению (4) можно будет определить опимшьные режимы1 колебаний рамы1 конвейера, обеспечивающие транспортирование и ориентирование груза без относительного проскаьзывания по роликам.

Одним из основополагающих условий ориентирования в плоскости транспортирования груза будет его криволинейное движение относительно роликов при прямом и обратном ходах рамы1 конвейера, определяемое вьы ражением

^>^Гр, (5)

где Wгр - сила сопротивления движению груза по роликам конвейера.

= тг • 5Гр, (6)

где 5гр - приведенный коэффициент сопротивления разворота груза по вращающимся роликам, т.е. выражение (6) запишется в виде

*г7>я Ар, (7)

При обратном ходе рамы1 необходимо, чтобы1 также выполнялось

условие (5), тем самым обеспечива дальнейший поворот груза.

На основе полученных зависимостей (4) и (7) можно сделать выводы! о численных значениях ускорения груза относительно рамы! конвейера,

которые в зависимости от вида транспортируемых изделий (физикомеханических свойств) лежат в пределах

£§гр< а°н<<§/'. (8)

Условие (8) позволяет сделать вывод о том, что чем меньше будут значения приведенного коэффициента сопротивления 5гр, тем больше рас-ширяся границы: варьирования скорости движения груза на конвейере.

Рассмотренные способы: транспортирования и ориентирования штучных грузов на импульсном конвейере может удовлетворяь требования различных транспортно-технологических процессов, связанных с перегрузкой грузов-изделий, в условия гибкой производственной системы:, образуя транспортную систему.

Список литературы

1. Спиваковский АО., Дьячков В.К. Транспортирующие машины: учеб. пособие для машиностроительных вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1968. 504с.

2. Лускань О.А. Определение рациональных параметров инерционного роликового конвейера: дис. ... канд. техн. наук. Саратов, 2004. 149 с.

O. Luskan, V. Chepurnyh

To a question of definition of necessary conditions for orientation of cargoes on the pulse conveyor

Necessary conditions at which transportation and orientation of the piece cargoes having a flat basic surface on pulse conveyors is possible are considered.

Получено 07.04.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.